Предмет, объект, задачи и методы психологии
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
- душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;
- в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
- в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;
- согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
- процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
- личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.
В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
Основные задачи психологии:
- изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
- изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
- использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.
Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы:
- объективные методы психологии;
- методы описания и понимания психологии человека;
- методы психологической практики.
psyera.ru
Предмет и объект психологии как науки
Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:
- часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;
- те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;
- собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.
Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Психология
— это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животныхПредмет психологии в традиционных представлениях
- Душа (все исследователи до начала 18 века)
- Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер)
- Непосредственный опыт субъекта (структурализм — В.Вундт)
- Интенциональные акты сознания (функционализм — Ф. Брентано)
- Происхождение психических деятельностей (психофизиология — И. М. Сеченов)
- Поведение (бихевиоризм — Дж. Уотсон)
- Бессознательное (психоанализ — З. Фрейд)
- Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
- Личный опыт человека (Гуманистическая психология — А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ролло Мэй)
Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов
В начальный период становления советской психологии вопрос о её предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли».
По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.
Таким образом, предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью..
Объект психологии
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
students-library.com
Предмет, объект и задачи психологии.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). Психология — это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психологии в наше время? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или незначимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.
Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами.
Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задачи психологии.
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.
Основными задачами психологии являются:
1) выявление законов психики;
2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные;
3) установление механизмов психической деятельности;
4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.
Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
students-library.com
Проблема предмета и объекта психологии
Функции М
Не давая конкретных содержательных знаний, методология между тем выполняет ряд важный функций в научном познании:
1. Катализирующая
Стимулирование научного познания. Осуществляется за счёт проблематизации и критического осмысления существующих в культуре идей, а также формирование творческой личности учёного за счёт расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.
2. Интегративная функция
Организация и структурировании научного знания как целого за счёт интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания (общенаучных понятий, категорий, методов, подходов), за счёт выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.
3. Эвристическая функция.
Эвристика (искусство нахождения истины) – систем логических приёмов и методических правил теоретического исследования. Она осуществляется за счёт того, что знания методов научного познания различных наук позволяет переносить их от одной науки на решение задач другой науки.
4. Стратегическая функция.
Методология может играть важную роль в выработке стратегии развития науки, оценке перспективности того или иного научного направления. В этом случае методология выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно указывать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат. Главное место в этом занимает характеристика методов и способов движения к цели, их соответствие общим требованиям, сложившимся не только в науке, но и в обществе в данный отрезок времени.
5. Мировоззренческая функция.
Состоит в мировоззренческой интерпретации результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.
6. Нормативная функция.
Заключается в рефлексии формально-организационной стороны исследовательской деятельности, посторенние предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы по содержанию и форме.
Научное знание
Научное познание необходимо, чтобы регулировать человеческую деятельность. Кроме научного существуют и другие формы познания действительности: обыденное, художественное, религиозное. Между научным и житейским знанием есть существенные различия. Рассмотрим их на примере различий научных и житейских психологических знаний. Ю.Б.Гиппенрейтер выделяет 5 таких различий:
- Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые распространяются. Научная психология стремится к обобщениям, используя для этого научные понятия.
- Житейские знания носят интуитивный характер.
- Житейские знания получаются путём практических проб. Научные психологические знания рациональны и осознанны.
- Передача житейских психологических знаний ограничена. Научные знания, выражающиеся в понятиях, законах, передаются легче.
- Методы получения житейских знаний в основном ограничены наблюдением и размышлением. В научной психологии добавляется эксперимент. С введением в психологию экспериментального метода она оформилась в самостоятельную науку.
- Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, не доступным во всём объёме ни одному носителю житейской психологии.
От художественного знания науку отличает то, что она стремится к максимально обезличенному знанию, а для искусства принципиальным является ориентация на уникальную личность творца, его видение мира. Однако эти различия во многих случаях достаточно условны. В науках о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, а наука открывала новые грани для художественного освоения мира.
От религии науку отличает возможность опровержения своих выводов и необходимости их доказывать. Религиозное знание направлено на утверждение и подтверждение религиозных догматов. Но в основе научных представлений лежат некоторые постулаты, принимаемые без доказательств. Учёные иногда отстаивают свои теории, как бесспорно верные. В науках о человеке религиозные искания имеют особое значение и часто оказываются глубже и тоньше, чем традиционно-научный подход. Проблемы веры, религиозного сознания чрезвычайно важны для крупнейших психологов мира не только в плане их личного существования, но и в построении психологических теорий и психотерапевтических систем. (К-ГЮнг, К.Роджерс, В.Франкл и др).
Т .о., наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой. Специфические особенности научного познания:
1. Ориентировано на выявление объективных, не зависящих от конкретного человека законов изменения и развития объектов окружающего мира;
2. Нацелено не только на изучение объектов, включённых в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.
3. Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными.
4. Использует особые методы, с помощью которых изучаются её объекты.
5. Вырабатывает специальный язык, на котором описывают объекты науки.
6. Используется специальная научная аппаратура.
Критерии отличия научного знания от ненаучного:
- Истинность научного знания.
- Интерсубъективность знания.
- Системность и обоснованность научного знания
Научное познание включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический.
Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание» следующим образом:
Единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.
Основные формы научного знания: научный факт, научная проблема, классификация, научная идея, гипотеза, теория, закон
Проблема предмета и объекта психологии
Вопрос об объекте и предмете науки является исходным для её возникновения и развития. До 17-18 века проблема объекта науки не поднималась. Всё сводилось к предмету. Самая первая формулировка объекта в психологии – это человек. Однако, признаётся, что это не совсем точно. Психология изучает и животных. Человек является основным объектом психологии. При этом у каждой отрасли психологии есть вариации в понимании объекта. Ряд исследователей считает, что в качестве объекта психологии должен рассматриваться не человек, а психика. Гриншпун И.Б.: Объектом психологии как науки выступает психика.
Объект фиксируется в названии науки. Наиболее распространённым и ненаучным (по В.Дружинину) является тавтологическое определение психологии как науки о душе. По его мнению, это определение, которого стыдятся. Однако в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. Объектом науки может быть лишь объективно существующая реальность. Психика эмпирически неуловима. Мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и пр. Но это лишь проявления психики. Она ускользает от непосредственного исследования. Доказать её существование как самостоятельной реальности сложно. Дружинин считает, что реальность психики доказывают следующие факты:
1. Психика как особая реальность периодически демонстрирует своё отличие от объективной реальности в неадекватности отражения, иллюзиях, галлюцинациях.
2. Наблюдая за своим поведением, поведением других людей, живых существ, движениями неодушевлённых предметов, человек бессознательно выделяет свою одушевлённость.
3. Обращает на себя внимание разнообразие особенностей и мотивов поведения людей, их характеров, привычек, особенностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах цнс, соматических болезнях, ведущих к изменению состояния сознания.
Другая проблема любой науки – проблема предмета. Вопрос о предмете психологической науки обсуждался длительное время, начиная с Аристотеля. Первые представления о предмете психологии, существовавшей в рамках философии, связаны с понятием «душа». Душа – самое главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, причина жизни. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Материалистически трактовали душу Демокрит, Аристотель. Идеалистически – Платон, Сократ. В 19 в. психология стала исходить из постулата о том, что первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. В качестве предмета психологии стало выступать сознание. Переход к новому пониманию предмета связан с именами Ф.Бэкона, Р.Декарта. Сознание – образ (картина) мира, отражение мира человеком. Сознание – чрезвычайно сложная реальность, включающая образы окружающего мира, образы память, ощущения себя. Возникла проблема явлений, процессов сознания. Ю.Б.Гиппенрейтер: психология отважилась изучать такую сложную реальность. Свойства сознания:
— необыкновенное разнообразие его содержания;
— существование центра и периферии;
— непрерывное движение содержания сознания (поток сознания)
-существование 2-х классов процессов сознания (произвольных и непроизвольных)
— существование объёма сознания.
В качестве основной задачи психологии рассматривалась задача подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На этом пути психология сознания не достигла успехов. К концу 20-х годов 20 века она перестала существовать. Причины:
1. ограниченность узким кругом явлений: содержание и состояние сознания.
2. идея разложения психики на простые элементы признана ложной.
3. ограничен основной метод – интроспекция.
При этом психология сознания описала многие важные свойства и феномены сознания, поставила многие актуальные проблемы.
Следующий крупный этап в развитии психологии – переход к новому предмету психологии, в качестве которого выступило поведение. Поведение – внешнее проявление психической деятельности человека. Это направление в психологии получило название «бихевиоризм». Поведение противопоставлялось сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Причины популярности поведенческого подхода к предмету психологии – здравый смысл и запросы практики. Психология сознания себя дискредитировала, т.к. по мнению представителей поведенческой психологии занималась никому не нужными проблемами. По их мнению, предметом науки может быть то, что доступно внешнему наблюдению. Психология попыталась стать естественной наукой. Это привело к редукционизму. Теории, которые создавались в новой психологии, перестали иметь психологическую специфику.
Но сознанию противостоит не только поведение, но и бессознательные психические процессы. Уже первые результаты изучения бессознательного нанесли смертельный удар психологии сознания. Появилось понятие «психика», включающее сознательную и бессознательную части. В 50-х годах 20 века возникла гуманистическая психология, которая также внесла свою лепту в изменение понимания предмета психологии. Т.о., поиск и уточнение предмета психологии сопровождался драматическими событиями. В ходе их происходит движение к более глубокому пониманию психического, обретение наукой своего подлинного предмета. В настоящее время существуют значительные разночтения в трактовке объекта и предмета психологии.
Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке сохранилось много слов и выражений, производных от слова «душа»: бездушный, душевный, одушевлённый, задушевный разговор, …. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — это одно и то же. Однако с развитием науки и культуры значения этих понятий стали различаться. Некоторые исследователи предлагают вернуться к понятию «душа», однако понимая его в научном смысле, как потребностно-эмоционально-информационную субстанцию (В.Д.Шадриков).
Проблема предмета имеет центральное значение для психологии. Ограниченное понимание предмета психологии препятствует эффективной разработке ряда важнейших проблем. Для преодоления кризиса психологии необходимо уточнение понимания предмета психологической науки. Предмет науки конструирует предмет исследования.
Функции предмета науки:
— функция конституирования соответствующей научной области (главная)
— функция оперативного стола, который бы позволял реально соотносить результаты исследований, выполненных в различных подходах и научных школах.
Современное понимание предмета психологии нуждается в пересмотре, поскольку не выполняет функции и не позволяет психологии стать фундаментальной научной дисциплиной. По мнению В.Мазилова в настоящее время перспективным для создания новой трактовки предмета психологии являются взгляды К.Г.Юнга.
Понимание психического К.Г.Юнгом:
Все психические процессы совершенно реальны. Психика неосязаема, но непосредственно переживается, её проявления можно наблюдать. Это особый мир со своими законами, структурой и средствами выражения. Душа – не твёрдая и неизменная система, а подвижная и текучая деятельность. Необходимо работать с целостностями, изучать естественно происходящие и целостные психические явления. Юнг относился к психике как к самостоятельному феномену, не соотнося его с физиологическим и биологическим, хотя и признавал, что она зависит от деятельности мозга. В соответствии с такими взглядами психология обретает свой собственный предмет. Он может исследоваться с помощью рациональных методов, отличающихся от традиционных. Юнг трактовал психику как «целокупность всех психических процессов, сознательных и бессознательных».
Основные положения Юнговской «Общей психологии»:
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru