Эффекты психологии: Таблица психологических эффектов

Эффекты в психологии: Наиболее интересные виды!

Наиболее интересные виды психологических эффектов, их описание.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь.

Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин «Эффект Пигмалиона» взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников.

Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(Англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности, используется в педагогике и искусстве.

«Эффект Ореола»

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него впоследствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам, часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше, и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола», и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

По теме: Самый популярный психологический эксперимент

«Эффект аудитории»

(Эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

  • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот).
  • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.
  • Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Законы, принципы, эффекты и феномены в психологии

8. 07.2020

В психологии, как и в других гуманитарных и социально-экономических науках, законы проявляются, в основном, в виде тенденций, принципов, эффектов и феноменов. Тенденция — наметившаяся линия поведения, от которой бывают отклонения. В гуманитарных и социально-экономических науках мало количественных законов, хотя учёные и мечтают получить их в виде математических зависимостей, типа закона всемирного тяготения или закона Ома и т. п.

Например, закон смены общественно-экономических формаций, открытый Карлом Марксом — качественный, и он говорит о том, что рабовладельческий строй сменяется феодальным, феодальный — буржуазным, капитализм -социализмом, потом — коммунизмом. Пока что он оказался верным отчасти — в коммунизм мы не пошли, вернулись опять к капитализму. Почему мы начали перестройку? Полагаем, потому что путь к светлому будущему перегородила человеческая психология, те качества человека и мотивы поведения, которые не учли К. Маркс, а также Ф. Энгельс, В. Ленин и др. Имеются в виду лень, эгоизм, жадность, стремление к личной выгоде, а не общественной (а если её нельзя получить, — то человек и стараться не очень-то будет на работе). Потому-то, наверное, подавляющая часть продукции наших предприятий неконкурентоспособна — не приложили её создатели достаточных усилий, не превзошли конкурентов. Хотя вопрос о причинах неконкурентоспособности российских товаров — дискуссионный. Однако стоит иметь в виду, что неконкурентоспособной является продукция всех тех социалистических стран, где жили по марксистско-ленинской идеологии.

Психологический закон — зависимость, выражающая устойчивую связь каких-либо психических явлений. Примеры психологических законов:

  1. закон Бугера-Вебера — дифференциальный порог ощущений для одного и того же анализатора является постоянной величиной;
  2. закон Вебера-Фехнера — устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде логарифмической кривой;
  3. закон Стивенса — устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде степенной кривой;
  4. закон Йеркса-Додсона — устанавливает зависимость продуктивности деятельности от уровня мотивации в виде колоколообразной кривой;
  5. закон Мюллера-Геккеля (закон биогенетический) — он утверждает, что психическое развитие ребёнка в онтогенезе представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза.

Но нужно отметить, что эти законы имеют своих критиков.

Помимо законов, в психологии выявлены различные принципы, эффекты и феномены как тенденции поведения. Но многие из них не являются бесспорными, и поэтому служат предметом дискуссий.

Принципы психологии и поведения

Принцип — это начало, основа. Основными объяснительными принципами психологии можно считать:

  1. Принцип активности — психическое отражение понимается как активный процесс, в частности, это отражение зависит от целей, установок, ценностей, потребностей, прошлого опыта человека, которое и определяет пристрастность (избирательность) этого отражения. Особенность проявления активности — прогнозирование будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т. д. Ряд психологических и физиологических теорий строится на противоположном принципе — реактивности, согласно которому человек представляет собой особого рода машину, пассивно откликающуюся на воздействия внешней среды (бихевиоризм, ассоцианизм, рефлексология).
  2. Принцип развития. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов, и при этом её развитие понимается не только как рост, но и как изменение, при котором количественные усложнения приводят к качественным, то есть к скачкообразно появляющимся новообразованиям. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
  3. Принцип детерминизма. Все психические явления причинно обусловлены совокупностью обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
  4. Принцип историзма. Человеческое сознание развивается в процессе общественно-исторического развития. Этот принцип реализуется при изучении развития личности, межличностных отношений, процессов познания, которые обуславливаются конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и разных общественно-исторических формациях.
  5. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность.

Принципы поведения. Основными принципами поведения можно считать:

1. Стремление к удовольствию, полезности (З. Фрейд, представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).

Определение из Википедии:

«Удовольствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей». Действительно, трудно представить себе человека, который бы сознательно стремился испытывать отрицательные эмоции или совершать вредные для себя и своего морального, материального и финансового состояния поступки. Хотя мазохисты существуют… Мазохизм в данном случае понимается как самоунижение, самоистязание человека, вызванное его неудовлетворённостью собой и убеждённостью в том, что причины жизненных неудач таятся в нём самом.

2.    Стремление избежать неудовольствия, неудач, антиполезности, расходов (представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).

3.    Принцип реальности (З. Фрейд). Он ограничивает первые два принципа. И человек разумный поведение выстраивает в соответствии с ним.

4.    Моральный принцип — относящийся к морали; нравственный, этичный. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

5.    Принцип социальной ответственности. Социальная ответственность — это проявление сознательного отношения субъекта общества к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой им деятельности для различных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества. Согласно этому принципу мы должны помогать тем, кому трудно — малым и старым, бедным и больным, безработным и переселенцам, беженцам, жертвам военных конфликтов и т. п.

Эффекты психологии

В психологии эффект — это результат какого-либо действия. Ниже перечислены некоторые из эффектов.

  1. Эффект активации страха: если напугать человека негативными последствиями его поведения, то это подействует лучше, чем активация положительных эмоций.
  2. Эффект аудитории делится на два: а) социальная фасилитация (облегчение деятельности) — повышение скорости, улучшение результатов и продуктивности в присутствии зрителей; б) социальная ингибиция (подавление деятельности) — ухудшение деятельности, мышления в присутствии наблюдателей. Вывод: работа будет идти лучше, если в коллективе существует хороший психологический климат и хорошие отношения между людьми.
  3. Эффект Барнума: люди верят тем, кого они считают специалистами в данной области, в данном вопросе.
  4. Эффект бумеранга: люди, получив информацию, советы, призывы, поступают наоборот. Он проявляется: а) когда подорвано доверие к источнику информации; б) нам не нравится человек, который является источником информации; в) когда информация устарела.
  5. Эффект первичности: воздействие информации, полученной первой, т. е. по времени раньше другой, оказывается более сильным и продолжительным (для незнакомых объектов). Поэтому очень важно сразу произвести хорошее впечатление.
  6. Эффект вторичности: воздействие информации, полученной последней, т. е. позже по времени, оказывается более сильным и продолжительным (для знакомых объектов).
  7. Эффект ложного консенсуса: заключается в тенденции переоценивать распространенность каких-либо мнений, нежелательного и неэффективного поведения.
  8. Эффект ложной информированности: заключается в тенденции считать, что все всё знают и без объяснений, объявлений, обучения и т. д., — как поступать в том или ином случае. Поэтому нужно доводить до людей (в том числе исполнителей) ту информацию, которая нужна им для принятия решений о том, что можно и нужно делать, а что — нет.
  9. Эффект ложной уникальности: заключается в тенденции недооценивать широкую распространенность хороших качеств, правильного поведения.
  10. Эффект однородности чужой группы: мы считаем, что члены чужой группы людей имеют более схожие потребности, характеристики и поведение, и они более сплочённые, чем мы.
  11. Эффект плацебо: если человек убежден в том, что предлагаемое лекарство очень эффективно, он скорее будет выздоравливать.
  12. Эффект простого нахождения поле зрения: это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым людям после их неоднократного появления в поле зрения.
  13. Эффект спящего: мы помним сообщения и другую информацию, но забываем источник. Так рождается бессознательный плагиат. Во избежание этого, все идеи нужно подавать начальству в письменном виде, а один экземпляр оставлять себе.
  14. Эффект фасада: человек стремится представить себя и своё поведение таким, чтобы оно соответствовало нормам общества, получило одобрение окружающих.
  15. Эффект хорошего настроения: когда человек в хорошем настроении, информация воспринимается и запоминается легче и лучше.

Феномены психологии

Феномен — явление, обнаруживающее сущность чего-нибудь (в данном случае — некоторых сторон психики).

  1. Феномен «вера в справедливый мир»: люди склонны верить в то, что мир справедлив, и если человек не виноват, то с ним ничего и не случится. Люди верят, что каждый имеет то, что заслуживает, или заслуживает то, что имеет. Конечно, это далеко не всегда так, но, тем не менее, эта вера существует, потому что с нею легче жить — снижается уровень тревожности, уменьшается стресс. Потому-то, когда с кем-то что-то случается, многие люди пытаются возложить вину на самого человека, говоря: «Сам виноват!». И часто ошибаются.
  2. Феномен «нога-в-дверях»: если человек в начале согласился выполнить маленькую просьбу, то потом он выполнит просьбу и побольше.
  3. Феномен «прямо-в-лоб»: сначала человек просит очень много и получает отказ «прямо в лоб», потом обращается с более скромной просьбой и получает желаемое.
  4. Феномен «самонадеянности»: человек переоценивает свои возможности, правильность своих убеждений.
  5.  Феномен «я знал это!» (ошибка хиндсайта): преувеличение своих способностей предвидеть события, но уже после того, как результат стал известен.
  6. Феномен «нереалистичного оптимизма»: заключается в том, что мы переоцениваем свои и ситуативные возможности, а также шансы на успех, недооценивая опасность. Например, человек не ценит своего здоровья, пока оно есть, и воспринимает его как естественную данность. Верит в его нерушимость и ничего не делает, чтобы сохранить и укрепить его. В основе такого неправильного отношения лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Мораль: для достижения успехов требуется оптимизм в количестве, достаточном для надежды, и пессимизм в количестве, достаточном для беспокойства и осторожности.

Ключевые слова: Психология

Источник: Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск : УлГТУ, 2011. — 194 с.

Материалы по теме

История возникновения социальной психологии

Горбунова М.Ю., Социальная психология

Понятия экзистенциальной психологии

Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-…

Развитие психологических знаний в Средние века, в эпоху Возрождения

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Методологические основы психологии

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Особенности экзистенциального подхода в психологии

Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-…

Общая характеристика процессов развития психологического знания как эволюции взглядов человечества на мир

Эффективные методы борьбы со страхами

Понятие ситуации в психологии

Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций

Список психологических эффектов | Психология Вики

в: Защищенные шаблоны, списки психологии

Посмотреть исходный код

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Список «эффектов», которые были замечены в области психологии.

  • Эффект аудитории
  • Эффект неоднозначности
  • Эффект Барнума
  • Эффект Безольда
  • Эффект дня рождения
  • Эффект бумеранга
  • Эффект бубы/кики
  • Эффект свидетеля
  • Эффект коктейля
  • Эффект контраста
  • Эффект Кулиджа
  • Эффект кросс-гонки
  • Эффект Даннинга-Крюгера
  • Эффект владения
  • Эффект ложного консенсуса
  • Веерный эффект
  • Эффект кадрирования
  • Эффект Флоренс Найтингейл
  • Эффект Флинна
  • Эффект фокусировки
  • Эффект генерации
  • Гугл эффект
  • Эффект ореола
  • Эффект Хоторна
  • Враждебный медиа-эффект
  • Гиперзвуковой эффект
  • Эффект Каппа
  • Эффект кинетической глубины
  • Эффект Кулешова
  • Эффект озера Вобегон
  • Эффект газонного дротика
  • Эффект уровней обработки
  • Эффект «меньше значит лучше»
  • Эффект Марты Митчелл
  • Эффект Мэтью (образование)
  • Эффект Макколлоу
  • Эффект МакГурка
  • Эффект простого воздействия
  • Микроволновый слуховой эффект
  • Эффект дезинформации
  • Эффект пропущенной буквы
  • Эффект модальности
  • Эффект Моцарта
  • Имя-буквенный эффект
  • Эффект негатива
  • Эффект новизны
  • Эффект адаптации количества
  • Эффект ожидания наблюдателя
  • Эффект самоуверенности
  • Эффект сверхоправдания
  • Эффект Пельцмана
  • Эффект превосходства изображения
  • Эффект плацебо
  • Положительный эффект
  • Эффект Пратфолла
  • Эффект приоритета
  • Эффект первенства
  • Эффект псевдоуверенности
  • Эффект Пуркинье
  • Эффект Пигмалиона
  • Эффект Расёмона
  • Эффект недавности
  • Эффект рифмы как причины
  • Эффект Рингельмана
  • Эффект последовательного положения
  • Эффект Саймона
  • Эффект спящего
  • Дистанционный эффект
  • Эффект прожектора
  • Эффект Струпа
  • Эффект субаддитивности
  • Эффект ожидания субъекта
  • Эффект тамагочи
  • Телескопический эффект
  • Тестовый эффект
  • Тетрис эффект
  • Эффект Тэтчер
  • Эффект чревовещания
  • Эффект Венеры
  • Эффект фон Ресторфа
  • Эффект пройденной дороги
  • Эффект колеса телеги
  • Эффект превосходства слова
  • Эффект хуже среднего
  • Эффект Зейгарник
  • Список когнитивных искажений


.

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

20 самых малоизвестных психологических эффектов, которые ошеломляют

В этой статье я составил список «20 самых малоизвестных психологических эффектов», с которыми, я уверен, вы сталкивались хотя бы раз в жизни.

Возможно, вы сталкивались с некоторыми психологическими явлениями, но понятия не имеете, как они называются.

20 редких психологических эффектов, о которых мы поговорим в этой статье:

Давайте начнем путешествие с цитаты Курта Воннегута , которая относится к сфере психологии:

«Мы то, чем мы притворяемся, поэтому мы должны быть осторожны с тем, кем мы притворяемся».

Это психологический феномен, который говорит:

Когда мы делаем человеку одолжение, в результате он нам нравится больше. Это потому, что, помогая кому-то, мы оправдываем свои действия перед собой тем, что сделали им одолжение, потому что они нам нравятся.

Сам Бенджамин Франклин заявляет в своей автобиографии:

« Тот, кто однажды сделал вам добро, будет более готов сделать вам другое, чем тот, кому вы сами обязаны ».

Если вы хотите нравиться людям, просто попросите их об услуге. Но постарайтесь не возвращать его сразу. Наоборот, если кто-то просит вас об одолжении, следите за тем, чтобы чувствовать себя лучше по отношению к ним.

№2. Эффект ореола

Это явление очень часто встречается в нашей жизни, но мы его не замечаем. Например, сколько раз мы видим привлекательного человека, и наш мозг автоматически считает этого человека «хорошим».

На самом деле между внешностью и характером человека нет никакой связи. Но какими бы дерьмовыми они ни были, наш разум все равно находит способ заставить их казаться порядочными людьми.

«Феномен Баадера-Майнхоф» — своего рода эффект. Это происходит, когда:

Вы впервые сталкиваетесь с какой-то информацией, а потом вдруг она появляется повсюду.

Это также известно как частотная иллюзия. За это явление ответственны два психологических процесса:

  1. Избирательное внимание — Это когда вы изучаете новое слово, вещь или идею, после чего ваш мозг бессознательно ищет их повсюду. В результате вы будете чаще находить его рядом с собой.
  2. Ошибка подтверждения — это происходит после выборочного внимания. При этом, увидев его два-три раза, вы убеждаете себя, что да, вы определенно видите его больше.

Вы будете удивлены, узнав, что это явление названо в честь воинствующей западногерманской террористической группы, действовавшей в 1970-е годы.

№4. Эффект Манделы

Источник

Эффект Манделы также известен как Ложная память. Это психологический феномен, когда:

Люди вспоминают то, чего на самом деле не было.

Термин «Эффект Манделы» был придуман консультантом по паранормальным явлениям и блоггером Фионой Брум.

Нельсон Мандела был южноафриканским лидером, который умер в возрасте 95 лет в 2013 году. Но у нее ложные воспоминания о Нельсоне Манделе, умершем в тюрьме в 1980-е годы.

Она также думала, что ее заявление разделяют «возможно, тысячи» других людей.

Люди, которые верят в эффект Манделы, думают, что их ложная память является доказательством существования параллельной вселенной.

По их словам, любые ложные воспоминания, которые у них есть, связаны с теми событиями, которые произошли в другой реальности и каким-то образом пересекались с их реальностью.

№5. Эффект Перри Мейсона

Перри Мейсон — американский юридический драматический телесериал, который, как полагают, сильно повлиял на правовую систему США.

В сериале клиенты Мэйсона всегда изображаются невиновными и ошибочно осужденными. В конце концов, Мейсон каким-то образом заставляет настоящего преступника сломаться, признаться и спасти своего клиента.

Это очень сильно повлияло на американскую правовую систему. Потому что Мейсон был показан как юрист-идеалист, который всегда посвящает все свое время и энергию одному делу за раз. Он изо всех сил старается доказать невиновность своих клиентов.

В основном все, что показывают в телешоу, предназначено для развлекательных целей, но люди начинают воспринимать это всерьез, думая, что так работает правовая система в США, что не так.

  • Присяжные заседатели, которые смотрели шоу, иногда предполагают, что подсудимый невиновен, даже если он действительно виновен.
  • Иногда присяжные заседатели оказывают давление на адвоката защиты, чтобы заставить настоящего преступника признаться в суде, иначе обвиняемый будет осужден. Это происходит потому, что в сериале Мейсон каким-то образом заставляет настоящего преступника признаться в суде.
  • Многие подсудимые предпочитают выступать pro se, т. е. они представляют себя в суде, а не адвокат, представляющий их. Это происходит из-за упрощенного изображения судебных дел. Это заставляет подсудимых полагать, что они поняли работу правовой системы и могут представлять себя лучше, чем любой адвокат.

#6. CSI Effect

Source

Этот психологический эффект назван в честь американского криминального криминального сериала «C.S.I.: Исследование места преступления». Это шоу влияет на общественное мнение из-за чрезмерного использования криминалистики для раскрытия дела.

В основном, в телешоу криминалистика показана на удивление продвинуто (на самом деле это не так). Таким образом, это повышает ожидания людей в отношении криминалистики, чтобы найти все больше и больше научных доказательств.

Считается, что это оказало огромное влияние на присяжных заседателей, поскольку они начинают требовать все больше и больше доказательств судебно-медицинской экспертизы в уголовном процессе. Таким образом, прокурорам трудно привлечь кого-либо к уголовной ответственности.

№7. Эффект Скалли

Источник

Этот психологический эффект назван в честь вымышленного персонажа по имени « Дана Кэтрин Скалли » в научно-фантастическом сверхъестественном телесериале Fox «Секретные материалы». Скалли — агент ФБР и врач.

Считается, что образ Скалли вдохновил многих молодых женщин сделать карьеру в медицине, науке и правоохранительных органах. В связи с этим наблюдается значительный рост числа женщин, работающих в этих областях.

Это происходит исключительно потому, что персонаж Скалли — сильная независимая женщина, которая также является врачом и агентом ФБР.

#8. Эффект Даннинга-Крюгера

Источник

Эффект Даннинга-Крюгера — не что иное, как когнитивное искажение. Это происходит, когда:

Люди с очень небольшими знаниями в какой-либо теме склонны значительно переоценивать себя. Наоборот, более умные люди склонны недооценивать себя.

Это также происходит из-за неправильного представления людей о чем-то, что они не знают полностью, но думают, что они являются экспертами в этом. Одним из самых забавных примеров тому является уголовное дело МакАртура Уиллера.

Он ограбил несколько банков, намазав лицо лимонным соком, думая, что это сделает его лицо невидимым для камер видеонаблюдения. Это его заблуждение связано с тем, что лимонный сок можно использовать для изготовления невидимых чернил.

Когда мы пишем что-то лимонным соком, это практически незаметно, так как лимонный сок бесцветен. Но когда мы нагреваем эту бумагу, соединения углерода, присутствующие в лимонном соке, разрушаются. Углерод, высвобождаемый из них, окисляется, и поэтому невидимые чернила становятся светло- или темно-коричневыми. Он может полностью опуститься до черного цвета, если окисляется в течение более длительного периода времени.

Уилер подумал, что то же самое происходит, когда он покрывает лицо лимонным соком. Это неправильное представление возникает из-за недостатка знаний и отсутствия признания своей неспособности признать отсутствие своих способностей.

Источник

#9. Эффект Барнума

Источник

Эффект Барнума или Эффект Форера — это термин, введенный психологом Полом Милем в 1956 году. Это психологический феномен, который возникает, когда:

Люди считают, что полученные ими советы основаны на ненаучных знаниях ( например, астрология, гадание, картомания и т. д.) специфичны для них, но на самом деле они достаточно общие и расплывчатые, чтобы их можно было применить к широкому кругу людей.

Многие психологи считают, что из-за этого эффекта многие люди верят в псевдонауки и паранормальные явления, такие как астрология, гадания, чтение ауры и некоторые типы личностных тестов.

#10. Эффект свидетеля

Источник

Допустим, незнакомому человеку нужна ваша помощь. Теперь то, помогаете вы или нет, в меньшей степени зависит от того, кто вы есть как личность, и больше от того, сколько людей вас окружает. В психологии это явление известно как «эффект свидетеля». (Свидетель просто означает зритель)

Таким образом, это психологический феномен, при котором люди менее склонны помогать кому-то из-за присутствия других людей.

Это происходит потому, что когда кому-то нужна помощь, люди в больших группах склонны считать, что им не нужно ничего делать, так как об этом позаботится кто-то другой.

Вероятно, это один из самых странных психологических эффектов в списке 20 наименее известных психологических эффектов.

Вы могли видеть это много раз. Люди хотели помочь, но уклонялись от этого из-за присутствия других людей.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ: 5 шокирующих видео о несчастных случаях

#11. Эффект озера Вобегон

Источник

Вы склонны переоценивать себя? Если да, то на вас может повлиять так называемый эффект озера Вобегон.

Это естественная склонность человека переоценивать свои достижения и возможности по отношению к другим.

Этот термин был придуман профессором Дэвидом Дж. Майерсом в честь вымышленного города в Миннесоте под названием «Озеро Вобегон». Он был создан Гаррисоном Кейлором, чтобы обеспечить место для долгосрочной радиопередачи Prairie Home Companion.

В этом городе все женщины сильные, все мужчины красивые, а все дети выше среднего. Майерс использовал этот город, чтобы описать обычную человеческую склонность верить в то, что они превосходят других.

Люди склонны считать, что они выше среднего, даже если это не так. При опросе старшеклассников только 2% учащихся на самом деле считают, что у них лидерские качества ниже среднего.

№12. Эффект Рингельмана

Источник

Это один из наиболее часто наблюдаемых и изученных психологических эффектов в нашем списке 20 наименее известных психологических эффектов.

Люди склонны работать с меньшей эффективностью, работая в группе. Этот эффект был открыт французским инженером-агрономом Максимилианом Рингельманном. Согласно эффекту Рингельмана:

Индивидуумы в группе имеют тенденцию становиться менее продуктивными по мере увеличения размера группы.

Таким образом, мы можем сказать, что количество индивидуумов в группе обратно пропорционально производительности отдельных членов этой группы.

Это снижение производительности происходит по двум причинам:

  1. Потеря мотивации или социальная леность
  2. Потеря координации

#13. Эффект Зейгарник

Возможно, вы заметили, что мы склонны запоминать незавершенные задачи лучше, чем завершенные. В психологии это явление известно как эффект Зейгарник. В соответствии с этим явлением:

Человек лучше запоминает прерванные или незавершенные задачи или события, чем задачи, которые были завершены.

Основана российским психиатром и психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник.

Однажды в ресторане она заметила, что официанты следят за сложными и неоплаченными заказами. Но после того, как заказ выполнен и оплачен, подробной информации о заказах вспомнить не удалось.

Обычно это происходит из-за когнитивного напряжения в отношении незавершенных задач, из-за которого мы не можем забыть об этом. Но как только задача выполнена, внутреннее напряжение уходит, и мы склонны забывать о деталях.

№14. Хорошо пройденная дорога Эффект

Источник

Возможно, вы не слышали об этом. Но это один из тех психологических феноменов в нашем списке 20 малоизвестных психологических эффектов, с которым сталкивался почти каждый.

Это когнитивное искажение, при котором путешественники склонны неверно рассчитывать время, необходимое для прохождения маршрута, в зависимости от знакомости маршрута.

Обычно люди склонны недооценивать время прохождения знакомого маршрута. Наоборот, если маршрут незнаком, они склонны полагать, что это займет больше времени.

Это происходит потому, что когда маршрут незнаком, человек склонен сосредотачиваться на новых пейзажах, достопримечательностях и т. д. Эта новизна привлекает внимание путешественника, который заставляет его думать, что поездка заняла больше времени, чем на самом деле.

С другой стороны, если маршрут знаком, мы обычно не сосредотачиваемся на окружении, которое нам знакомо. Это создает ложное впечатление, что поездка заняла меньше времени, чем на самом деле.

Именно из-за этого явления мы склонны опаздывать на знакомые маршруты, так как недооцениваем время, необходимое для преодоления расстояния.

15. Стокгольмский синдром

Источник

Синдром назван в честь ограбления банка в Стокгольме, Швеция, в 1973 году. В ходе этого ограбления четыре человека были взяты в заложники. Когда эти заложники были освобождены, они защищали своих похитителей и отказывались давать против них показания в суде.

Таким образом Стокгольмский синдром — это состояние, при котором у заложников развивается чувство доверия и привязанности к своему похитителю.

По мнению психологов, эта связь создается, когда похититель угрожает убить заложников, а затем решает не убивать их.

Это вызывает у заложников чувство облегчения. Они испытывают благодарность к похитителю за то, что он дал ему или ей жизнь.

№16. Эффект Тамагочи

Источник

Это психологический феномен, при котором люди эмоционально привязываются к машине или другим цифровым объектам.

Он назван в честь японской игрушки Тамагочи, которая была выпущена в 1996 году. Тамагочи — это ручной виртуальный питомец в форме яйца. Он стал настолько популярным, что по состоянию на 2010 год по всему миру было продано более 76 миллионов тамагочи.

Обычно люди привязываются к устройствам, которые демонстрируют искусственный интеллект и могут имитировать человеческие эмоции и личность.

Эту привязанность может испытать каждый, независимо от возраста. Но чаще встречается у людей, которым трудно общаться с другими людьми.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ: разрушит ли искусственный интеллект (ИИ) человечество в будущем?

#17.

Эффект Струпа Источник

Эффект Струпа является одним из хорошо известных психологических явлений в нашем списке 20 наименее известных психологических эффектов.

Это относится к медленной реакции людей на определение цвета, когда цвет слова отличается от названия слова.

Он был назван в честь американского психолога Джона Ридли Струпа, впервые описавшего его в 1930-х годах.

№18. Эффект Расёмон

Источник

Этот эффект назван в честь фильма 1950 года Расёмон. В этом фильме четыре свидетеля описывают убийство четырьмя противоречащими друг другу способами.

Таким образом Эффект Расёмона возникает, когда разные люди имеют противоречивые описания одного и того же события.

Обычно это происходит, когда нет убедительных доказательств, подтверждающих или опровергающих какую-либо версию правды.

№19. Эффект аудитории

Источник

Эффект аудитории относится к склонности людей выступать перед аудиторией иначе, чем в одиночестве.

Он также известен как социальная помощь. Было обнаружено, что человек лучше и точнее выполняет простые задания перед аудиторией, чем в одиночестве. С другой стороны, он/она будет хуже выполнять сложную задачу перед аудиторией, чем в одиночку.

#20. Эффект болельщика

Источник

Это когнитивное искажение, при котором люди склонны полагать, что люди привлекательны только тогда, когда они находятся в группе.

Этот термин впервые был придуман персонажем по имени Барни в телешоу «Как я встретил вашу маму». Сначала он находит группу подруг привлекательной, но, изучив их по отдельности, все они кажутся очень уродливыми.

Итак, у вас есть 20 менее известных психологических эффектов.

Теперь я хочу услышать от вас:

Какой из вышеперечисленных психологических эффектов вас очаровывает?

Дайте мне знать быстрый комментарий ниже.

Также, если вы хотите еженедельно получать подобный контент, подпишитесь на нашу рассылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *