13 психологических эффектов, которые меняют представление о психике
Психологический эффект — это часто повторяющиеся явления, возникающие во время взаимодействия человека с человеком и человека с обществом. Эффекты подобного рода на самом деле являются стабильными и легко обнаруживаются. Есть даже группа самых распространенных психологических эффектов, которые нередко становятся частью нашей жизни, иногда даже без нашего ведома.
1
Эффект плацебо
Согласно определению «плацебо» — это вещество, не являющееся лекарственным препаратом, но используемое в качестве такового. Целебный эффект «плацебо» связан с верой пациента в то, что он принимает лекарство, а не «пустышку». Другими словами, весь эффект сводится к самовнушению человека. Правда некоторые «осложнения» могут вызвать особые психологические качества пациента, его индивидуальные характерные черты, а также вера в медицину.
2
Эффект Веблена
Экономически необоснованный повышенный спрос, а также демонстративное потребление товаров высокой ценовой категории. Дорогая вещь, как правило, подчеркивает статус его пользователя, потому на его покупку не скупятся. Феномен Веблена сегодня часто встречаемый, особенно в среде молодых людей, для которых социальный статус имеет большое значение. Одна из главных особенностей эффекта Веблена – чем выше цена, тем выше спрос.
3
Эффект Зейгарник
Занимательный психологический феномен, согласно которому человек гораздо лучше запоминает внезапно прерванное занятие, чем то, которое было завершено. В 192О-ых годах были проведены эксперименты с участием школьников и студентов. Ученикам испытания предоставили ряд заданий, и время от времени решение данных задач прерывали. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.
4
Холодное чтение
К холодному чтению, как правило, обращаются экстрасенсы и гадалки, которые стремятся создать впечатление того, что знают о человеке больше, чем это есть на самом деле. Делается это посредством анализа физических и внешних данных: пола, возраста, одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, уровня образования и прочих данных. Метод строится исключительно на догадках, однако большинство из них бывают верными.
5
Эффект Пигмалиона
Он же эффект Розенталя – феномен уникальный и абсолютно необъяснимый. Заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности определенной информации, подсознательно будет вести себя таким образом, чтобы получить подтверждения своей веры. Другими словами, если человек верит в паранормальные явления, он чаще замечает странности и сталкивается с необъяснимыми явлениями.
6
Эффект Барнума/эффект Форера
Феномен также именуется эффектом субъективного подтверждения, заключается в том, что человек верит в описание своей личности, которое на самом деле имеет обобщённый характер и может быть применено в отношении других людей.
7
Эффект аудитории
Эффект аудитории — это влияние, которое оказывает аудитория на деятельность человека присутствием других людей. Влияние может иметь и положительный, и отрицательный эффект. В результате ряда исследований, была обнаружена закономерность, согласно которой человек, который выполняет знакомую ему работу, при наличии аудитории улучшит свой результат, и наоборот, при выполнении сложной и мало знакомой работы, присутствие других людей результаты ухудшает.
8
Эффект последовательности
Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия в зависимости от последовательности выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.
9
Эффект Хоторна
Согласно феномену Хоторна, когда человек сознает свое участие в эксперименте, то это приведет к искажённому, вероятнее всего, лучшему результату. Хоторн пришел к выводу, что человек, знающий о своем участии в эксперименте будет действовать гораздо более эффективно, проявит сосредоточенность, нежели в обычных условиях. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.
10
Эффект доктора Фокса
Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.
11
Эффект первого впечатления
Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.
12
Эффект очевидца
Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.
13
Эффект ореола
Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.
Источник: 4brain
Понравилось? Расскажи друзьям:interesnoznat.com
10 самых увлекательных научных и психологических эффектов :: Инфониак
Невероятные фактыХуже или лучше выступают люди, когда за ними наблюдают?
Почему некоторые беременные мыши умышленно провоцируют выкидыш?
Изменит ли эволюция когда-либо свое направление?
Обо всем этом и о многом другом вы узнаете из данной статьи.
10. Эффект Олли
Эффект Олли – это биологическое явление, когда на душу населения рост численности того или иного вида (или целой популяции в пределах этого вида) падает, если общее число представителей популяции снижается.
Иными словами, каждая самка рожает больше потомства, если плотность популяции выше. Названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли (Walter Clyde Allee), данный эффект полностью изменил общее понимание процесса роста населения.
Эксперты: К 2050 году Землю будет не узнатьВо времена его исследований полагалось, что население начнет, по сути, процветать, если его численность будет меньшей, потому что в таком случае каждому человеку будет доступно больше ресурсов. Другими словами, прирост численности населения идет медленнее, если людей в популяции в ней меньше и наоборот.
Тем не менее, работы Олли и других специалистов показали, что чем больше людей в популяции, тем быстрее она увеличивается. Соответственно, чем меньше людей, тем медленнее происходит прирост.
Психологические эффекты
9. Теория о вытеснении и эффект аудитории
Эффект аудитории – это то влияние, которое оказывает на человека группа людей, следящая за ним во время попытки выполнения определенной задачи. Данный эффект впервые был изучен психологами в 1930 году.
Он проявляется в двух крайностях. Многие люди, выступающие на аудиторию (в частности, спортсмены) на самом деле увеличивают свою производительность, когда за ними наблюдает большая толпа людей, в то время как обычный человек сильно подвержен стрессу и покажет себя не с самой лучшей стороны, также как и свой талант.
Люди переоценивают свою готовность идти на рискВ 1965 году социальный психолог Риберт Зайонц (Ribert Zajonc) предположил, что теория вытеснения может служить объяснением эффекта аудитории. Зайонц выдвинул мнение о том, что реакция (положительная или отрицательная) аудитории на выступление человека зависит от относительной легкости выполняемой им задачи.
К примеру, если человек настроен на победу, то наличие аудитории будет мотивировать его на то, чтобы выложиться по максимуму. Если же он не уверен с самого начала, то и эффект аудитории будет способствовать значительному снижению самооценки.
8. Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона тесным образом связан с эффектом аудитории, и представляет собой совокупность положительных ожиданий и, как следствие, наилучший результат. Названный в честь классической пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», о нем иногда еще говорят как об эффекте Розенталя.
На другом конце спектра находится эффект голема, который, соответственно представляет совокупность низких надежд на победу, и, как следствие, проигрыш.
Эффект Пигмалиона
Социально-психологические эффекты
Когда беременные самки грызунов обнаруживают запах неизвестного самца в своем ближнем кругу, они время от времени самостоятельно могут прерывать свою беременность. Этот эффект впервые был исследован британским зоологом Хильдой Брюс (Hilda Bruce).
Более того, его можно наблюдать не только среди грызунов, ему также подвержены полевки, лемминги, обезьяны гелады и, возможно, даже львы. В течение некоторого времени за проявлением данного эффекта наблюдали только у животных, обитающих в неволе.
Впервые его изучили в дикой природе ученые из университета Мичигана (University of Michigan) под руководством ведущего специалиста Эйлы Робертс (Eila Roberts). Однако, в обоих случаях оставался животрепещущим вопрос: почему мать решает избавиться от собственного ребенка?
Ученые cделали обезьян умнее с помощью имплантатаРобертс в течение пяти лет изучала в Эфиопии поведение обезьян-гелада. За этот срок она собрала данные о 110 самках, принадлежащих 21 разной группе.
После анализа образцов фекалий на гормоны, что давало ей точные данные относительно наличия беременности, исследователь обнаружила, что в тех группах, в которых самцы утверждали свое господство посредством «захвата» власти, значительное число самок досрочно прекращали свою беременность.
В группах же, где мужское «поглощение» не имело место быть, рождаемость была намного выше. Ответ заключается в том, что доминантные самцы склонны к убийству новорожденных обезьянок. Они делают это потому, что самки становятся снова способными к совокуплению только после того, как вырастят своих малышей. У самцов же не хватает терпения столько ждать.
Таким образом, можно предположить, что понимая тот факт, что малыш умрет, самка убивает его сама, еще неродившегося. Это позволяет сэкономить матери время, усилия и ресурсы.
Физические эффекты
6. Эффект Лейденфроста
Если вы когда-либо видели, как ведут себя капельки воды, попавшие на очень горячую сковороду, то вы наблюдали эффект Лейденфроста. Явление названо в честь немецкого врача Иоганна Готтлоба Лейденфроста (Johann Gottlob Leidenfrost) и датируется далеким 1796 годом.
Данный эффект – это физическое явление, которое происходит, когда жидкость попадает на поверхность, которая значительно горячее, чем температура кипения жидкости. В этих условиях жидкость создает защитный слой пара, который ее окружает и защищает от быстрого кипения.
В случае с каплей воды на горячей сковороде, вода действительно, в конечном счете, кипит и испаряется, но делает это медленнее, чем если бы температура поверхности сковороды была бы выше точки кипения, но ниже точки Лейденфроста.
Этот эффект позволяет воде, при конкретных условиях, «подвисать» над поверхностями. Это также объясняет тот факт, почему мокрым пальцем можно удержать жидкий азот и не пораниться, или даже удержать жидкий азот во рту.
Но на самом деле, не стоит экспериментировать, это очень опасно.
5. Эффект диорамы
Эффект диорамы также известен как «иллюзия диорамы» и «псевдо – микро». При создании данного эффекта фотограф использует обычные, в натуральную величину объекты, однако он их обрабатывает таким образом, что они становятся похожими на миниатюрную копию.
Эту иллюзию часто называют тилт-шифт эффектом или тилт-шифтингом. Можно использовать эту фотографическую технику и в цифровой фотографии, сделанной обычным образом, но при этом, создав впечатление, будто вы работали со специальным объективом тилт-шифт.
Есть много способов создания «псевдо-микро». Но, по сути, все они сводятся к нескольким основным:
— Объект снимается сверху;
— Края фото сильно размываются;
— Увеличивается насыщенность цветов.
Безусловно, об этом процессе можно рассказать очень много. В сети большое количество учебников с пошаговым руководством.
4. Эффект обзора
Из всех известных, наблюдаемых, изучаемых психологических эффектов, эффект обзора наименее «общий», потому как только 534 человека в мире находились в условиях, при которых доступно к видимости данное явление.
Космонавты, находящиеся на орбите или на поверхности Луны, и впервые видящие Землю во всей ее полноте, сообщают о глубоком масштабном чувстве, которое и получило название «эффект обзора».
Его придумал писатель Фрэнк Уайт (Frank White), при этом сам эффект может быть очень трогательным, странным, вдохновляющим, эмоционально сложным, потому как видение Земли во всей ее полноте меняет взгляды и отношение человека к действительности.
Астронавты возвращаются домой с новым чувством общности, связанности, относительной бессмысленности культурных границ, а также с желанием заботиться об окружающей среде.
Психологические эффекты восприятия
3. Эффект оплошности/несовершенства
Представьте себе, что вы в кого-то влюблены. Этот человек вам кажется добрым, талантливым, красивым. Затем представьте себе, что этот человек идет по тротуару и резко падает прямо лицом в грязь.
По различным причинам, вы сильнее в него влюбляетесь, и вам кажется, что вы стали ему еще больше нравиться в результате его неуклюжести.
В большей степени изучаемое в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально описанный и названный исследователем Эллиотом Аронсоном (Elliot Aronson) в 1996 году, данный эффект несет в себе определенные последствия.
Исследования показывают, что людям, как правило, начинает нравиться тот человек, которые несовершенен, который делает ошибки и признает их.
Данный эффект анализировался в течение очень длительного периода времени, в итоге было обнаружено, что, к примеру, неуклюжие женщины привлекают мужчин больше, но не наоборот. Однако, основополагающий принцип, гласящий, что мы больше тянемся к несовершенным людям, остается неизменным.
2. Эффект спящего
Данный часто изучаемый спорный психологический эффект связан с тем, как мнения людей зависят от получаемой ими информации. В общем, когда человек видит рекламу, несущую положительное сообщение, то сразу с этим продуктом рождаются положительные ассоциации.
Но с течением времени эти положительные ощущения исчезают, тем самым не остается вообще никаких ассоциаций с данным продуктом.
Однако, при определенных условиях, когда в рекламе используется прием под названием «дисконтирование», положительные ассоциации фактически остаются с человеком на очень продолжительный период.
«Дисконтирование», как правило, сопровождается информацией из ненадежного, незаслуживающего доверия источника. То есть сообщение идет с оговоркой или из необычного источника.
К примеру, если вы видите отрицательную политическую рекламу, оплаченную оппонентом, вы может первоначально с подозрением отнестись к достоверности объявления, но с течением времени, вы, возможно, начнете верить написанному.
Исследования показали, что эффект спящего – это реальность, только в обычной жизни его крайне трудно «осуществить», и для того, чтобы он был по-настоящему эффективен, он должен следовать строгому набору руководящих принципов.
1. Эффект тамагочи
Если вы пережили 90-е годы, среди ваших знакомых наверняка найдется, как минимум, один человек, а может быть и вы сами, который был увлечен этими игрушками. К 2010 году во всем мире было продано более 76 миллионов этих маленьких «существ».
Тамагочи, для непросвещенных, — это небольшое ручное цифровое «животное», изобретенное в Японии в 1996 году. Владелец тамагочи несет полную ответственность за его жизнь. Среди прочего это и кормление, и купание, и уборка за ним, и дисциплинарные санкции, и многое другое.
10 психологических хитростей для манипулирования людьмиЭффект тамагочи – это психологический феномен, обозначающий человека, который становится эмоционально привязанным к роботу или другому цифровому объекту. Такие отношения у человека могут установиться с тамагочи, мобильным телефоном или даже с программным обеспечением.
Ученые подчеркивают, что эффект тамагочи может развиться в любом возрасте, и обладает как положительными, так и отрицательными последствиями для психического здоровья человека.
www.infoniac.ru
10 психологических эффектов, которые управляют нашей жизнью
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Когда мы говорим, что наши действия — это результат только наших решений, мы немного лукавим. Ведь мозг постоянно ухитряется обманывать нас, искажая восприятие реальности.
AdMe.ru собрал 10 психологических эффектов, которые управляют нашим поведением, даже если мы об этом не догадываемся.
Этот синдром основывается на реальном эксперименте: если поместить лягушку в воду комфортной для нее температуры и включить постепенный нагрев, то лягушка потратит все силы на стабилизацию температуры тела и, когда вода закипит, не сможет выпрыгнуть и умрет. Если же поместить лягушку в емкость с кипящей водой, то она выпрыгнет сразу.
Так и люди, попадая в неприятную, но неопасную для жизни ситуацию, предпочитают терпеть постоянные мелкие неудобства, пока они не истощат их эмоционально. Болезненные отношения с близкими, ненавистная работа — все это ловушки, в которые мы сами себя загоняем из-за нежелания что-либо менять.
Зачастую наш мозг цепляется за старые представления, уже прочно укрепившиеся в массах, и отрицает новые, достоверные данные. Классический пример: долгое время люди не принимали тот факт, что Земля круглая (кстати, такие люди до сих пор существуют). Информация о том, что Земля плоская, была более «комфортной» для мозга, ведь все новое, как известно, пугает.
В повседневной жизни многие из нас бывают крайне консервативны: нам сложно расстаться с устаревшей информацией и даже чувствами, утратившими свою актуальность.
Когда дела идут совсем плохо, порой мы не хотим узнавать лишние подробности наших неприятностей — подобно страусу, зарывающему голову в песок. Мы игнорируем негативную информацию, предпочитая вовсе не думать о проблеме. Например, мы радуемся, что преподаватель еще не проверил наше экзаменационное задание, потому что не хотим знать результат. А вдруг он плохой?
Как ни парадоксально это звучит, но тот факт, что мы не можем распознать когнитивные искажения у самих себя, — это тоже искажение. Эффект слепого пятна — именно тот случай. Люди склонны замечать ошибки в поведении других, но игнорировать собственные (даже самые очевидные). Согласно исследованиям, каждый человек хоть раз испытывал на себе действие этого эффекта.
www.adme.ru
8 самых интересных психологических эффектов
Интересные психологические эффекты и феномены с которыми мы мало знакомы, но они присутствуют в нашей жизни и оказывают влияние на нее
Автор Редакция На чтение 8 мин. Просмотров 972 Опубликовано
Психологические эффекты являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.
Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.
Итак, вот 8 самых интересных психологических эффектов:
1. Эффект Ромео и Джульетты
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.
2. Эффект Несовершенства
Представьте себе, что вы в кого-то влюблены. Этот человек вам кажется добрым, талантливым, красивым. Затем представьте себе, что этот человек идет по тротуару и резко падает прямо лицом в грязь. По различным причинам, вы сильнее в него влюбляетесь, и вам кажется, что вы стали ему еще больше нравиться в результате его неуклюжести. Исследования показывают, что людям, как правило, начинает нравиться тот человек, которые несовершенен, который делает ошибки и признает их. Данный эффект анализировался в течение очень длительного периода времени, в итоге было обнаружено, что, к примеру, неуклюжие женщины привлекают мужчин больше, но не наоборот. Однако, основополагающий принцип, гласящий, что мы больше тянемся к несовершенным людям, остается неизменным.
3. Эффект Очевидца
Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.
Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.
4. Эффект Труднодостижимости
Очень двоякий эффект. Заключается в том, что люди с более высокими и недоступными идеалами, более интересны и желанны для остальных, чем те, кто доступен здесь и сейчас. Одновременно с этим, «труднодостижимый» человек отваживает от себя людей и вскоре становится никому не нужным.
5. Эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.
Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.
6. Эффект Аудитории
Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.
7. Эффект Ореола
Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.
На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.
8. Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.
Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.
Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения. Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь.
Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!
www.cluber.com.ua
6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение
Понимание триггеров, которые меняют наше поведение, поможет нам дергать за них еще лучше. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия.
Понимание триггеров, которые меняют наше поведение, поможет нам дергать за них еще лучше.
Чтобы узнать, что и как влияет на наше обычное поведение, проводится множество исследований. Их результаты иногда шокируют, иногда радуют. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
К счастью, знать — уже полдела. Когда вы осознаете, как именно наш мозг воспринимает окружающий мир, принимает решения и реагирует инстинктивно, вы поймет пользу от изучения этих психологических эффектов.
Это как проникнуть за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. Эти шесть психологических фактов можно рассматривать как руководство по самосовершенствованию, основанное на базовых настройках мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг, чтобы избежать самых распространенных заблуждений.
6 психологических фактов, основанных на базовых настройках мозга
Эффект полного провала — вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.
Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.
Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».
1.Эффект полного провала
Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.
Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.
Практическое применение:
Эффект провала напоминает нам, что ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.
2.Эффект Пигмалиона: большие ожидания повышают производительность
Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.
Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.
Почему?
Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.
Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.
Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.
Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.
Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.
3.Парадокс выбора – чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны
Знакомо ли вам раскаяние покупателя?
Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».
Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.
Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.
Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.
Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем.
В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.
В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором 24. Результаты показали:
при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
при большем — только 3%.
Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.
Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:
- лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
- избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
- процесс выбора становится слишком утомительным;
- плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?
Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.
Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.
4.Эффект свидетеля
Эффект свидетеля — чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.
На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.
Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.
Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.
Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.
Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности.
Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.
Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотреть и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.
5.Эффект прожектора — ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.
Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.
Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.
Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.
Психолог Кеннет Савицкий говорит так:
Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.
Эффект фокусировки — люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.
«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман
Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?
Разница существует.
Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.
6.Это иллюстрирует «эффект фокусировки».
В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.
Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.
А на самом деле?
Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.
Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья.
На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.
Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.
Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.
Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:
- помнить о перспективе,
- смотреть на проблемы с разных точек зрения,
- и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.
Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.
А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Предупрежден – значит вооружен. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение
А вам нравится, когда кто-то манипулирует вами и вы начинаете делать то, что не хотите? Без вашего согласия и часто даже не спросив вашего мнения?
И этим манипуляторам даже не нужно влезать в ваш мозг. Они просто знают некоторые психологические приемы, которые меняют наше поведение. Они нажимают на ваши тайные кнопки, про которые вы даже не догадываетесь.
Проводится множество исследований, чтобы узнать, что влияет на наше обычное поведение. Иногда их результаты шокируют.
Когда вы знаете, как именно мозг воспринимает окружающие мир и принимает решения — вы фактически проникаете за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. И защитить себя от манипуляций.
Взгляните на эти 6 психологических эффектов, как на руководство по базовым настройкам мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг. Чтобы избежать самых распространенных заблуждений, и получать то, что вы хотите, а не наоборот.
# 1. Эффект полного провала
Вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.
Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.
Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».
Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.
Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.
Практическое применение:
Ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.
# 2. Эффект Пигмалиона
Большие ожидания повышают производительность.
Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.
Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.
В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.
Почему?
Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.
Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.
Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.
Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.
Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.
# 3. Парадокс выбора
Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.
Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».
Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.
Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.
Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.
Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.
В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором — 24 сорта.
Результаты показали:
- при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
- при большем — только 3%.
Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.
Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:
- лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
- избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
- процесс выбора становится слишком утомительным;
- плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?
Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.
Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.
# 4. Эффект свидетеля
Чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.
На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.
Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.
Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.
Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.
Впервые этот эффект был сформулирован после случая с Китти Дженовезе в 1964 году.
Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности. Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.
Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотрети и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.
# 5. Эффект прожектора
Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.
Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.
Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.
Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.
Психолог Кеннет Савицкий говорит так:
Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.
# 6. Эффект фокусировки
Люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.
«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман
Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?
Разница существует.
Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.
Это иллюстрирует «эффект фокусировки». В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.
Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.
А на самом деле?
Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.
Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья. На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.
Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.
Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.
Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:
- помнить о перспективе,
- смотреть на проблемы с разных точек зрения,
- и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.
Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.
А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Пишите в комментариях. Предупрежден – значит вооружен.
Первоисточник — «6 Powerful Psychological Effects That Explain How Our Brains Tick». С небольшими изменениями. Помощь с переводом — vothouse.ru. Всем спасибо!
insitory.ru
Психологические эффекты — 10 удивительных примеров
Из этой статьи вы узнаете, может ли ход эволюции изменить направление, хуже или лучше выступают люди, когда на них смотрят, почему некоторые беременные мыши преднамеренно убивают своих еще не рожденных детей и многое другое.
Эффект Олли Эффект Олли
Это биологическое явление, показывающее, что прирост популяции по отношению к ее численности (или целого вида на определенной территории) падает, если численность популяции снижается. Другими словами, каждая самка приносит больше потомства, если численность популяции выше. Эффект Олли, названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли, полностью изменил представление об увеличении популяции. Во времена его исследований считалось, что процветать должна популяция с меньшим числом особей, т.к. каждой из них будет доступно больше ресурсов.
Другими словами, популяция должна расти медленнее, когда число особей в ней больше и быстрее, когда число особей меньше. Однако исследования Олли доказывают, что когда численность популяции снижается, то же самое происходит и с числом возможных пар – поэтому и прирост идет медленнее. Вывод: чем больше особей в популяции, тем быстрее она растёт.
Эффект аудитории и теория вытеснения
Это то влияние, которое аудитория имеет на человека или на группу людей, выполняющих определенную задачу у всех на виду. Этот эффект был открыт в 30-х годах XX века. Он заключается в двух противоположных явлениях: результаты многих выступающих (атлетов в особенности) обычно оказываются выше, когда на них смотрит большое количество людей, в то время как у других присутствие зрителей вызывает чувство неловкости, поэтому они заканчивают свои выступления с худшим результатом, чем могут в действительности.
В 1965г. социальный психолог Роберт Зайонц обнаружил связь эффекта аудитории с так называемой теорией вытеснения. Зайонц доказал: будет ли влияние аудитории позитивным или негативным, зависит от относительной «легкости» выполняемой задачи. Если, например, выступающий верит, что победит, эффект аудитории будет подвигать его к выступлению на высшем уровне. Если он в себе не уверен, то наличие аудитории может привести к ещё большему снижению его самооценки.
Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона связан с эффектом аудитории и теорией вытеснения, он соединяет в себе положительные ожидания выступающего и наивысший результат. Эффект назван в честь пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой снят фильм «Моя прекрасная леди»), иногда его ещё называют «эффектом Розенталя». Кроме того, существует и эффект, противоположный эффекту Пигмалиона, его суть заключается в том, что низкие ожидания приводят к низкому уровню выступления, и называется такой эффект «эффектом голема».
Эффект Пигмалиона был подробно изучен в мире легкой атлетики, бизнеса и особенно образования. В бизнесе эффект очень ярко выражен в результатах менеджеров, которые напрямую зависят от того, чего они ожидают от собственных сотрудников. Как отметил в своих исследованиях профессор Дж. Ливингстон: «То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, во многом зависит от того, чего они от них ожидают». Точно так же исследование эффекта Пигмалиона, проводимое Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон в учебном классе, доказало, что те студенты, от которых преподаватель ожидает большего, скорее всего, будут на высоте.
Эффект Брюс
Когда беременные грызуны женского пола чувствуют запах незнакомого самца, они иногда могут прервать собственную беременность. Этот эффект, впервые изученный британским зоологом Хильдой Брюс, наблюдался у некоторых мышей, полёвок, леммингов, обезьян гелада и даже у львов. Некоторое время эффект изучался только на животных в неволе, впервые эффект в дикой природе стала изучать исследователь из Мичиганского Университета Эйла Робертс. Самый главный вопрос в обоих случаях – почему мать убивает собственного ребенка? Робертс 5 лет изучала гелад в Эфиопии и собрала данные о 110 особях женского пола из 21 различных групп.
После анализа образцов фекалий на гормоны, которые твердо подтверждают беременность, Робертс открыла, что там, где самец утвердил свое господство, захватив группу, значительное количество самок прервали свою беременность. В группах без доминантного самца рождаемость оказалась намного выше. Ответ кроется в тенденции доминантных самцов убивать маленьких гелад, они делают это потому, что самки снова смогут совокупляться только после того, как воспитают своих малышей и у самцов не хватает терпения. Обезьяны убивают своих не рожденных детенышей, потому что знают, что они все равно умрут, это экономит потраченное время матери, силы и средства.
Эффект Ляйденфроста
Если вы когда-нибудь брызгали водой на очень горячую сковороду и видели как капли начинают крутиться, как сумасшедшие – значит, вы наблюдали эффект Ляйденфроста, названный в честь немецкого доктора Йохана Готтлоба Ляйденфроста в 1796 году. Эффект Ляйденфроста – это физическое явление, оно наблюдается, когда жидкость оказывается очень близко к поверхности гораздо более горячей, чем температура кипения жидкости. В таких условиях жидкость создает защитный слой пара, который отделяет ее от горячей поверхности и предотвращает быстрое испарение.
В случае с капельками на горячей сковороде, в конечном итоге вода закипает и испаряется, но гораздо медленней, чем, если бы температура сковороды была выше точки кипения, но ниже точки Ляйденфроста. Этот эффект позволяет воде, при определенных условиях, левитировать над горячей поверхностью. По этой же причине можно окунуть влажный палец в жидкий азот без последствий. Но лучше так не экспериментировать, это всё-таки опасно.
Эффект диорамы
Эффект диорамы, также известный как «псевдо-макро» или «иллюзия диорамы», описывает процесс, когда фотограф снимает реальные предметы в натуральную величину таким образом, что на картинке они получаются, как миниатюрные модели. Иногда его еще называют эффектом «тилт-шифт», но справедливости ради надо заметить, что тилтшифтинг – это техника, всегда позволяющая создавать эффект «псевдо-макро». Эту технику можно использовать в цифровой фотографии для того, чтобы создать впечатление, что фото было сделано с помощью специального объектива.
Создание таких картинок происходит в несколько этапов. Можно выделить несколько ключевых моментов: — сделать снимок сверху; — размыть края фотографии; — увеличить насыщенность цвета. Конечно, об этом можно рассказать гораздо подробнее. В интернете можно найти и пошаговые инструкции.
Эффект обзора
Из всех когда-либо называемых и изучаемых психологических эффектов, эффект обзора – самый редкий, лишь 534 человека побывали в условиях, в которых он возможен. Когда астронавты с орбиты или с поверхности Луны видят Землю целиком, многие описывают невероятное ощущение масштаба и перспективы, что и назвали эффектом обзора. Выдуманный писателем Фрэнком Уайтом, этот эффект оказывает глубокое воздействие на человека, озадачивает, вдохновляет, пробуждает эмоции. Вид Земли из космоса меняет отношение человека к действительности. Астронавты возвращаются домой с новым видением того, как все мы объединены, с ощущением бессмысленности каких-либо культурных границ и с желанием заботиться об окружающей среде.
Эффект оплошности
Представьте, что вы без памяти влюблены в девушку, и она кажется вам талантливой, доброй и красивой. Потом представьте, что вы видите, как она идет по тротуару, спотыкается и падает прямо лицом вниз. По многим причинам вы влюбляетесь в нее еще больше и сами себе кажетесь гораздо более привлекательным для нее, и все это – в результате ее неуклюжести. Изученное особо широко в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально этот эффект был открыт и назван исследователем Элиотом Аронсоном в 1966 году.
Результаты такого эффекта могут быть различными. Исследования показывают, что люди склонны любить людей несовершенных, совершающих ошибки. Эффект много анализировался и выяснилось, что, например, неуклюжие женщины больше привлекают мужчин, чем наоборот, но основной принцип (человек становится более привлекательным, показывая свои недостатки) остается.
Эффект спящего
Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.
«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.
Эффект Тамагочи
Ох уж этот Тамагочи. Если вы выросли в 90-е годы ХХ века, вероятно, он у вас был, или вы были знакомы с кем-то, у кого он был или хотя бы знали о его существовании. К 2010 году по всему миру было продано более 76 миллионов маленьких электронных зверюшек. Для тех, кто не в курсе, Тамагочи – это маленький переносной виртуальный питомец, изобретенный в 1996 году в Японии.
Владелец Тамагочи занимался кормлением, лечением, воспитанием и уборкой за своим питомцем. Эффект Тамагочи – это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи, сотовому телефону, роботу или даже к какой-то компьютерной программе. Исследования показывают, что эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.
psychologyc.ru