Коучинг психология – . 1 —

Содержание

Коучинг — Психологос

Тимур Тажетдинов%3A Чем богаче клиент, тем лучше он умеет слушаться коуча.
скачать аудио

Коучинг – метод консультирования и обучения, направленный на поиск решения вместе с клиентом. Коучинг обеспечивает создание системной ясности в осознании целей клиента, так что клиент понимает свою текущую цель, ее связанность с другими долговременными целями и шаги по ее достижению. Коучинг — психологическое сопровождение клиента, находящегося в позиции Автора.

Психологическое сопровождение чаще всего знакомо нам как коучинг, однако сводить психологическое сопровождение только к коучингу неправомерно. Если коучинг — искусство вести клиента, задавая ему ориентирующие вопросы, то другими разновидностями психологического сопровождения является менторинг (наставничество) и тренинг.

Клиенту интересно: «Как не бояться принимать решения. Как видеть цель и идти к ней? А правильно ли я делаю?». Или, еще лучше: «У меня такие-то цели, я вижу их достижение таким-то образом. Мне нужны ваши комментарии, критика и поддержка, и надолго!» — Это коучинг, сопровождение клиента в продвижении к определенной цели.

Сюда входит психологическое консультирование, и индивидуальная тренировка определенных навыков у клиента. Хотя параллельно мы решаем задачи и восприятия его жизни, и разбираемся с его ценностями, и убеждениями, встраиваем ему маршрут. По необходимости подключаем и психотерапию, но основной запрос клиента — на обучение, а не на лечение.

Коучинг подход однозначно не терапевтичный. Он исходит из того, что каждый человек изначально способен на достижение тех целей, которые он перед собой ставит. Каждый ответственен за свои собственные цели, выбор и воплощение путей их достижения. Задача коучинга помочь человеку развить себя и обеспечить себе достойную, яркую жизнь. Человек воспринимается как творец своей жизни. В коучинге основной фокус делается не на предложении готовых решений, а на стимулировании самостоятельного поиска ответов, развитие разумности, привычки осмыслять происходящее.

Коучинг и психологическое консультирование имеют много общего. Основные отличия в том, что психологическое консультирование имеет гораздо большую применимость. В коучинге же, в отличие от психологического консультирования, человек должен в гораздо большей степени работать сам. В коучинге основную работу проделывает сам клиент (ставит цели, ищет средства), коуч-консультант только поддерживает его в этой работе. См.→

История и виды коучинга

Коучинг — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах 20 века. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека. Коучинг появился как противовес психотерапии, ориентируясь на работу со здоровыми людьми — как со здоровыми людьми, без лечения. См.→

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

Коучинг — это искусство создания (с помощью беседы и поведения) среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Голви (англ. W.Timothy Gallwey, в русской транскрипции также Гэллоуэй или Геллви), «Работа как внутренняя игра»).

Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»)

Профессиональный коучинг — это развивающиеся профессиональные отношения, помогающие клиентам добиваться качественно новых результатов в своей личной и профессиональной жизни. Процесс коучинга позволяет клиентам углубить свои познания, улучшить эффективность и повысить качество жизни. (Определение ICF -Международной Федерации Коучей)

По форматам коучинг делят на индивидуальный и групповой, личный коучинг (life) и бизнес-коучинг, отдельно выделяют коучинг первых лиц (executive coaching) и различные тематические направления, например карьерный коучинг.

Среди направлений коучинга выделяют: поведенческий коучинг (в основе лежит модель GROW), коучинг, ориентированный на решение, когнитивный поведенческий коучинг, НЛП-коучинг, трансперсональный коучинг, интегративный коучинг, межкультурный коучинг, антистрессовый коучинг (классификация по материалам «Excellence in Coaching» The industry Guide). В последнее время как отдельное направление выделяется системный коучинг.

Коучинг применяется и в синтон-подходе. Коучинг в синтон-подходе предельно практичен, базируется на научном мировоззрении, ориентирован на практические, проверяемые результаты. Вопросы профессионального коуча и инструменты, которые он использует, могут быть эффективно применены для консультирования и целеполагания. Коучинг позволяет проводить «Дистаницию» для слабо подготовленных клиентов не знакомых с Синтон-подходом и знакомить с его преимуществами непосредственно в процессе работы. Коучинг полезен для начинающих молодых специалистов, в практике индивидуального и группового консультирования. Поскольку их накопленный опыт еще мал и зачастую их экспертная позиция недостаточно сильна, как объективно, так и с точки зрения клиента, коучинг позволяет, тем не менее, эффективно проводить сессии. В рамках синтон-подхода коучинг является одним из эффективных инструментов. Тем не менее, коучинг с его отсутствием экспертной позиции не позволяет в полной мере направить клиента к развитию его этикотипа, использовать методы Синтон-программы, упражнения цикла «Дистанции».

Основоположники коучинга

У. Тимоти Голви (W.Timothy Gallwey) — автор концепции Внутренней Игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя Игра в Теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г.

Джон Уитмор (John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

В России первым, кто разработал и описал свою систему коучинга, был Н.И. Козлов. Его система личного сопровождения «Дистанция», через которую прошли несколько тысяч человек и были воспитаны лучшие тренеры Синтона, была описана в книге «Истинная правда». Сегодня это самая распространенная в России система работы над собой, вы можете присоединиться к этой работе из любого города и любой страны, смотри Дистанция онлайн.

www.psychologos.ru

Коучинг – Что это такое простыми словами (Подробно)

Коучинг – одно из множества новых слов, ворвавшихся в нашу жизнь и ставших привычными раньше, чем люди их до конца осмыслили. Коучинг – что это такое?

Это не тренинг, хоть у них много общего, не направление психотерапии, не консультирование. Коучингом занимаются самые разные люди, с гордостью называющие себя коучами, но нередко с трудом объясняющие принцип своей деятельности.

А дословный перевод слова «коуч» еще больше сбивает с толку, потому что переводится это понятие с английского как «карета», «повозка».

Если вы не видите цель в жизни, или она кажется труднодостижимой, если вы устали бежать по кругу за призрачной «морковкой», то вам нужна «карета». Она с комфортом довезет вас до вершины успеха по кратчайшему пути. Это и есть коучинг.

Коучинг: общая характеристика

Коучинг – это личностно ориентированная деятельность, которая обеспечивает условия для самореализации человека и сопровождает его на пути к успеху.

Специалист, осуществляющий это сопровождение и создающий условия, и называется коуч.

Зачем нужен коучинг

Это сравнительно молодое явление в социальной жизни общества, ставшее известным в конце 1990-х годов в Великобритании и США. Но уже сегодня, по данным статистики на сайте WPA – «Академии коучингового мастерства», в США около 50 тысяч человек относят себя к профессии «коуч».

И количество их постоянно увеличивается. В России пока коучей значительно меньше. Согласно данным интернет-журнала «Секреты фирмы», их насчитывается всего 3 тысячи, но, по прогнозам, за ближайшие 5 лет эта цифра должна увеличиться в 15 раз.

Коучинг необходим в сложной ситуации, когда человек сам не может найти из нее выхода. А нередко даже проблемы не осознает, а просто чувствует недовольство жизнью и желание все поменять, но что и как менять не знает.

Работа не приносит удовлетворения, перспективы роста отсутствуют, а ни в каком другом виде деятельности индивид себя не видит. Любимое дело, которым человек готов заниматься 24 часа в сутки, не приносит дохода. А так хотелось бы превратить его из хобби в бизнес.

Жизнь потускнела и утратила краски, из нее исчезли цели, к которым бы хотелось стремиться.

Женщина с тревогой понимает, что ее существование превратилось в унылый бег по кругу: «дом-работа-дом». А жизнь проходит, и возникает страх из-за ее бессмысленности.

Многократные попытки организовать свой бизнес закончились крахом, и у человека опускаются руки и возникает ощущение собственной беспомощности и бездарности.

Это все реальные и знакомые нам ситуации. Найти из них выход самостоятельно очень сложно, а часто и невозможно, так как человек видит свои проблемы изнутри, а не во взаимосвязи с окружающим миром, и сосредоточен на своих переживаниях, а не на перспективах.

Можно обратиться за помощью к друзьям, но у них и своих проблем хватает, да и мало кто хочет выглядеть неудачником перед знакомыми.

Вот в таких ситуациях и требует коуч – вдохновитель, профессионал в деле раскрытия потенциала человека, о котором тот иногда даже не подозревает.

Коуч владеет комплексом приемов и техник, которые позволяют постигнуть свои способности, увидеть реальные перспективы деятельности и пути достижения успеха.

Коучинг как вид деятельности

Существует несколько направлений социально-психологической поддержки людей, желающих решить свои проблемы или заняться саморазвитием. Они имеют солидную историю, авторитет и наработанный багаж методов.

В первую очередь к ним относятся различные направления психотерапии и психоанализ, тренинги личностного роста, консалтинг и менторство (наставничество).

Коучинг родился на стыке этих видов деятельности, но имеет существенные отличия, которые позволяют ему быть конкурентоспособным на рынке подобных услуг.

Коучинг и тренинг

Особенно часто работу коучей сравнивают с тренингами, а иногда ставят между ними знак равенства. Оба эти направления представляют собой формы воздействия на человека и управления его поведением. И целью их являются позитивные изменения в жизни личности.

Коучинг можно назвать ближайшим родственником тренингов, так как родился он в спортивной среде, и «коуч» на сленге английских студентов означает «личный тренер» или «репетитор», который буквально «тащит» подопечного к успеху.

Но все же два серьезных отличия не позволяют отождествлять коучинг с психологическим тренингом.

Тренинги в том виде, в котором они распространены сегодня, имеют групповую форму, и она считается наиболее эффективной. А коучинг предполагает индивидуальный подход к каждому клиенту и индивидуальные занятия.

Хоть есть и «командный» коучинг, но он менее распространен, и даже в рамках него коуч работает с членами команды индивидуально.

Тренинг – это формирование определенных навыков – поведенческих, эмоциональных, коммуникативных и т. д. Его цель – развитие человека. А уж как и где индивид будет применять полученные навыки и будет ли вообще это делать, находится за пределами интересов тренера.

Главная задача коучинга не развитие личности, а определение целей и создание условий для их достижения. Коуч не учит, не формирует, не развивает, он направляет мышление человека так, что тот сам находит ответы на свои вопросы и варианты решения проблем.

Коучинг и психология

Коуч работает с человеком индивидуально, что без хорошего знания психологии невозможно, ведь человек должен сам увидеть свои перспективы и возможности.

Раскрытие внутреннего потенциала личности предполагает решение целого комплекса психологических проблем и снятие внутренних барьеров. Однако отнести коучинг к чисто психологическим техникам нельзя.

Психотерапия и психоанализ решают вопросы коррекции психического состояния и направлены на изменение субъективных ощущений человека, его отношения к действительности и самому себе.

Главная задача психоанализа – «вскрытие нарывов», выявление прошлых проблем.

Коучинг прошлым не занимается, он ориентирован на будущее. Он не ищет ответы на вопрос «почему?», а стимулирует человека самого найти ответ на вопрос «как?».

Как сделать жизнь лучше? Как найти свое место в мире? Как решить возникшую проблему?

Коучинг и консалтинг

В Википедии коучинг определяется, как консалтинговая деятельность, но сходство между ними только внешнее. Сессия коуча действительно похожа на консультирование и представляет собой доверительную беседу коуча с клиентом.

Однако цель консультанта – предоставить клиенту пакет советов, которые помогут ему разобраться с проблемой. Как человек их будет использовать, консультанта уже не касается.

В отличие от консультанта, коуч:

  • не дает советов;
  • не предлагает готовых решений;
  • заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека, который сам должен увидеть свой путь;
  • сопровождает человека в течение всего этого пути, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.

Правда, на практике большинство коучей не могут удержаться от советов, хоть профессионалы считают это неуместным. Потому что наиболее результативным будет тот способ решения проблемы, который нашел сам клиент, а не воспринимает его навязанным извне.

Практика коучинга

Основная цель коучинга – пробудить в человеке творца, созидателя собственной жизни, а он способен на большее, чем ему кажется. На достижение этой цели и ориентированы  методики коучинга.

Метод вопросов

Основной прием коучинга следующий: с помощью правильных вопросов вызвать мыслительную активность клиента. Поиск ответов на предложенные коучем вопросы позволяет решить несколько задач:

  • конкретизировать главную проблему клиента;
  • помочь ему осознать первостепенную задачу;
  • выяснить, что препятствует ее решению;
  • раскрыть внутренний потенциал клиента;
  • стимулировать его на поиск самостоятельного решения.

Метод вопросов не нов. Его использовал еще античный философ Сократ, который считал, что правильно заданные вопросы помогут найти решение даже очень запутанной проблемы.

К этому методу относится техника коучинга – GROW, разработанная основателем бизнес-коучинга сэром Джоном Уитменом. Она включает четыре группы вопросов.

  1. Goal (цель) – какую цель хочет достигнуть клиент.
  2. Reality (реальность) – что происходит в действительности.
  3. Options (опции) – возможности или варианты выхода из ситуации.
  4. Will (намерения) – что необходимо сделать в первую очередь.

На основе метода вопросов строится  общение коуча и клиента, которое называется коуч-сессия.

Организация коуч-сессии

Сессия проходит в форме диалога и длится от 30 минут до 1 часа. Задавая клиенту вопросы, коуч не столько проясняет для себя его ситуацию и проблемы, сколько стимулирует человека к поиску собственного решения.

Коуч-сессия может проводиться не только при личной встречи, но и по скайпу или по телефону.

Всего обычно бывает не менее 5 сессий, а чаще больше (до 15), и каждая встреча клиента с коучем должна иметь конкретный результат, в виде решения промежуточной задачи, составленного плана действий или готовности что-то изменить в жизни.

Кроме вопросов диалога, коуч-сессия может включать «домашние задания» — спланированные в процессе беседы действия, которые должен выполнить клиент к моменту следующей встречи с коучем.

В итоге серии коуч-сессий человек получает не только решение проблемы и реальные позитивные изменения в жизни, но и приобретает навыки раскрытия собственных возможностей, которые потом он сможет использовать самостоятельно.

Виды коучинга

Учитывая быстрое распространение этого вида услуг, сложно выделить общепринятую классификацию. Видов коучинга множество, еще больше сфер, в которых работают коучи. Но чаще всего выделяют два больших вида.

1. Бизнес-коучинг, ориентированный на работу с представителями бизнеса и решающий вопросы его организации, продвижения, эффективности, материального стимулирования, поиска ниши и т. д.

2. Лайф-коучинг, направленный на повышение качества и осмысленности жизни, решение личных проблем, преодоление конфликтов в отношениях, на разработку жизненных стратегий и т. д.

Оба эти вида в равной степени популярны, правда, лайф-коучингом больше интересуются женщины, для которых личная жизнь обычно в приоритете.

Выделяют также индивидуальный и командный виды коучинга. Но их различие не в формате проведения сессий – в командном встречи коуча и членов группы тоже проходят индивидуально.

Отличие в цели. Командный направлен на решение проблем группового характера, например, повышение эффективности работы в команде.

Встречаются и другие виды, например, эриксоновский коучинг, названный так по имени американского психотерапевта М. Эриксона. Методологические основы этой разновидности коучинга разрабатываются специалистами Международного Эриксоновского Университета. А в Лайф-коучинге в последнее время приобретает популярность метафорическое направление.

Как и в любой другой молодой и динамично развивающейся деятельности, в коучинге бурлят процессы преобразований и нововведений, вырабатываются стратегии, возникают и быстро исчезают новые направления. Пока коучинг еще далек от выработки традиций и общепринятых критериев и принципов.

Кто может быть коучем

Это довольно актуальный вопрос, так как профессия коуча только набирает популярность в нашей стране, и желающих попробовать свои силы в ней немало. Ответ на него прост: коучем может быть любой, у кого есть для этого способности.

Нужно ли образование? Да, образование нужно в любой сфере, но получить профессию коуча не так-то просто. Например, международный сертификат можно получить, пройдя обучение по программе ICF – Международной Федерации Коучей, а также в университете Global couching или в Международной академии коучинга.

Есть еще масса курсов и отдельных продвинутых коучей, которые предлагают дорогостоящее, зато быстрое обучение. Но качество его вызывает сомнение.

В овладении профессией коуча важнее не сертификат, а личные качества и способности, которыми обладают не все. Кроме общих знаний в области психологии, социологии и менеджмента, человек должен обладать следующими качествами:

  • открытость и коммуникабельность;
  • терпение и доброжелательность;
  • высокий уровень эмпатии;
  • внимательность и способность чувствовать собеседника;
  • гибкость и высокая скорость мышления;
  • креативность;
  • готовность к саморазвитию и овладению новыми приемами, техниками и т. д.

Только обладая этими качествами, человек может привести своего клиента к успеху, даже если сам он не очень разбирается в профессиональной деятельности заказчика.

Нужно ли быть самому успешным человеком? В идеале, да. Но понятие успеха у всех разное. Главное, уметь вдохновлять людей, зажигать их желанием двигаться вперед.

И все больше людей понимают важность работы коуча, который не только способен объективно и беспристрастно оценить ситуацию, но и пробудить желание и силы двигаться вперед.

И что важно, делать это самостоятельно, поэтому не чувствовать себя беспомощным неудачником, способным только подчиняться чужим указаниям.

sergeysmirnovblog.ru

Коучинг — виды, модели, техники, методы

Коучинг – это особый тренинговый метод, направленный на достижение четко обозначенных целей (под этим не подразумевается общее развитие личности или множества качеств, а качеств, исключительно необходимых для достижения конкретно обозначенных целей). Предполагает совместную работу с коучем, человеком, являющимся тренером в данной области (жизненной или профессиональной).

Коучинг и наставничество имеют больше общих смысловых позиций, чем развитие и менторство, то есть имеют четкую фокусировку направления деятельности, вместо расширенного плана улучшения.

Виды разновидностей тренингового метода

Имеется множество видов коучинга, в зависимости от сферы его применения, и главными тут являются жизненный коучинг (лайф) и корпоративный коучинг (профессиональный). Первый очень близок по своим приемам и во многом граничит с психологией, специалисты, практикующие данное направление могут быть сертифицированы во многих смежных специализациях (медицина, социология, преподавание), но при этом не являться чистым представителем ни одной из них.

Простыми словами коучинг, связанный с профессиональной деятельностью, обычно касается улучшения эффективности сотрудников, проводится для корпораций или же для управляющих лиц, с целью развития навыков лидерского управления, а также получения критической обратной связи от консультанта по особенностям ведения бизнеса.

Применять методики коучингового развития можно при подготовке спортсменов к соревнованиям и при выборе карьеры, даже при выработке стратегии выполнения домашних заданий.

Коучинг по управлению своими финансовыми потоками (актуальный для больших фирм и сведения семейного бюджета), а также коучинг здорового образа жизни (помогающий поддерживать здоровье или справляться и учиться жить с хроническими заболеваниями) не столь распространенные, но очень эффективные стратегии. Зачастую в таких узких ответвлениях даже нет именования тренера коучем, чаще их называют консультантами или же коуч-методики используют доктора и экономисты, но суть заметных положительных изменений от этого не меняется.

Часто подобные методики подвергаются критики морали, поскольку в основу положено достижение цели, часто пути и способы при этом не учитываются. Кроме того, в отличие от деятельности сходных направлений (психотерапия, социология), коуч следует четким алгоритмам работы и требует от клиента неукоснительного соблюдения советов, тогда как деятельность в этой сфере не является законодательно утвержденной, а регламентацию действий и результатов проводит лишь Федерация Коучей.

Определения коучинга разнообразны, и включает в себя формирование окружающей среды человека таким образом, чтобы движение к цели приносило удовольствие, создание условий развития, неотъемлемость длительных отношений между клиентом и коучем, поскольку во многом коучинг и наставничество сходны. Сюда же относится определение коучинга как системы взаимодействия социальных и личностных, профессиональных и творческих способностей и одаренностей всех участников процесса для получения максимальной дальнейшей выгоды.

Чтобы избежать путаницы понятия, что такое коучинг, следует разграничить коучинг, тренинг, консалтинг и психотерапию (именно эти направления чаще всего путают между собой и уходят неудовлетворенные результатами из-за первоначального ошибочного выбора).

Итак, в тренинге существует определенный сценарий и рекомендации от ведущего по наилучшим стратегиям поведения, то есть вы берете готовый ответ и учитесь применять его к своей жизни.

В коучинге готовых ответов нет, и консультант вместе с вами будет искать наилучшие пути решения. Поиск этих путей решения, поддержка, консультации и направление вас в вашем движении коуч совершает до момента достижения (именно это является критерием окончания работы, а не потраченное время или количество сеансов).

В этом есть отличие от консалтинга, где вы получите консультацию и рекомендации, после чего больше никто не принимает участия в жизни клиента, оставив выбранные приемы на его собственное рассмотрение и для того, чтобы получить новые советы, необходимо устанавливать новые отношения. Пожалуй, больше всего сходства по выстраиванию партнерских отношений у коучинга с психотерапией, однако если для терапевтической сессии характерно довольно обширное внимание к травмам прошлого, то в коучинге все внимание сосредотачивается на настоящем моменте и стремлении к будущему.

Коуч-сессии могут быть единоразовыми (или периодическими), когда клиент обращается с конкретной проблематикой – такой вид считается вольным стилем. В противовес ему существует процессный коучинг, когда затрагивается множество различных проблем, связанных или нет между собой, для решения которых разрабатывается отдельная программа, продолжительность которой может быть годичная или более.

Типы затрагиваемых проблем обычно делятся на поведенческие (когда возникает необходимость некоторых реакций, например, неуверенности при большом количестве людей), эволюционные (предполагающие личностное развитие или развитие как профессионала), трансформационные (затрагивающие экзистенциальные проблемы смысла и своего предназначения).

Коучинг, как форма обучения, эффективна при работе с негативными эмоциональными состояниями, такими как затянувшиеся обиды, неконтролируемый гнев, патологическая ревность и переработка их в позитивные (это не обязательно подразумевает исключение данных эмоций из испытываемого спектра, но позволяет направлять их в полезное для личности русло). Высокие результаты коуч-стратегий для формирования устойчивости к внешним травматичным событиям, сохранения целостного самовосприятия и поддержания адекватной самооценки (как и ее повышения), а также в борьбе с зависимостями (в отношениях или химическими).

В лайф-коучинге можно выработать необходимые личностные качества (уверенность и позитивность, целеустремленность и преданность), устранить нежелательные или деструктивные. Также можно работать с поведенческими стратегиями, привычками, способностью управлять своими внешними проявлениями и внутренними состояниями. Но помимо таких четких целей, предоставляется возможность разобраться в своем жизненном пути, сформировать сами цели, к которым возникнет желание стремиться и преодолеть непредвиденные критические жизненные изменения, сбивающие прежние ориентиры (развод, военные действия, смена профессии, конфликты и многие другие).

Бизнес коучинг

Это одно из популярных ответвлений деятельности данного направления представляет собой взаимоотношения на профессиональном уровне между коучем, как специалистом по развитию (бизнеса или профессиональной компетенции отдельного сотрудника) и клиентом (руководителем, менеджером по персоналу, индивидуальным работником с поставленными личными целями). Так же как и лайф-коучинге, происходит постоянная поддержка, сопровождение и разработка стратегий достижения целей и эти отношения длятся ровно столько, сколько требуется времени для достижения заявленных потребностей.

Наиболее востребован бизнес-коучинг среди руководителей среднего бизнеса, где нет возможности нанять достаточно большое количество специализированных сотрудников, и приходится за всем следить самому.

Проблемы могут возникать от недостатка знаний в какой-либо из сфер (тяжело совмещать в себе бухгалтера, мотивирующего психолога и менеджера по закупкам, одинаково владея всеми навыками), от загруженности и невозможности уследить за всеми процессами (это может быть и неверное распределение задач, огрехи тайм-менеджмента, так и недостаток отдыха). Из нерабочих моментов довольно часто большое влияние на успехи дела оказывают личные отношения, которые неизбежно возникают при ведении небольшого бизнеса – коллеги становятся друзьями, начальник знает, чем болеет ребенок сотрудницы, а к рабочему процессу подключаются члены семьи, что окончательно спутывает понимание происходящего.

Коуч способен взглянуть на ситуацию в целом и в перспективе развития, вычленить слабые места (и не всегда это будут чисто рабочие моменты, иногда личная жизнь влияет значительно существеннее). После постановки проблематики и выделения целей для работы, составляется план по повышению эффективности компании, с учетом обнаруженных тормозящих факторов.

Корпоративный коучинг не исключает индивидуального коучинга каждого сотрудника, с целью его продвижения или обучения, улучшении мотивации, коммуникации в коллективе, построения личной эффективной концепции работы или же усиления необходимых качеств (усидчивости, стратегического мышления или лидерских качеств). Подобная деятельность немного напоминает психолога, специализирующегося на психологии труда, с той разницей, что психолог должен обеспечить максимально правильные условия для деятельности, тогда как коуч способен заняться реорганизацией всего коллектива и поиском тех моментов, которые будут приносить сотрудникам радость от выполняемой работы. Также, коуч никогда не уйдет просто, увидев результаты, обычно после проведенной им работы остаются новые инструкции по работе с командой, реорганизована сама корпоративная культура и четкий план дальнейших действий.

Проводить бизнес-коучинг может внутренний коуч компании, имеющий должность и обязанности в организации, и отвечающий за продуктивность вверенных ему процессов (обычно так происходит в больших холдингах). Там, где нет возможности держать коуча на постоянной основе действует механизм приглашенного внешнего консультанта, работа которого в организации заканчивается при достижении целей (обычно к услугам специалистов прибегают, когда компания находится в кризисе). Но не стоит надеяться на специалистов, поскольку любой руководитель является коучем для своих сотрудников, способный поднять их мотивацию или разобраться в регрессирующих процессах.

Узких специалистов бизнес-коучинга приглашают для преобразования имеющегося проекта или открытия нового, при установлении партнерства или повышении мотивации персонала. Но немаловажными могут оказаться советы и вмешательства также при составлении рекламных продуктов, установлении ценовой политики, поскольку на подобные моменты часто имеет влияние внутреннее восприятие человека, его личные амбиции и комплексы, что может породить неэффективную расстановку приоритетов.

Эриксоновский коучинг

Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и гипнотерапии, используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.

Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением НЛП и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.

Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.

Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.

Модели

Как и в любой системе, способствующей развитию человека, в коучинге существуют свои модели, являющиеся основой сессии. Это набор техник, позволяющих видеть ситуацию целостно, а не отдельные ее составляющие, поскольку не всегда та зона, которая является проблемной, требует реорганизации, может требоваться участие в других областях. Также эти модели позволяют самому коучу не поддаваться влиянию искажающих факторов и оставаться в адекватном восприятии происходящего. Модель не одна, поскольку само направление актуально в работе с различными зонами человеческой жизни и впитало в себя принципы различных теорий – это дает вариабельность применения и исключение неэффективных для конкретной ситуации действий.

Общие принципы для всех коучинговых моделей заключаются в установлении открытых и доверительных отношений (основа для них полная конфиденциальность полученной информации и происходящих процессов), формулирование целей и ценностей строится на интересе, ожиданиях и потребностях клиента, вне зависимости от убеждений консультанта. Этому способствует еще один объединяющий принцип – первоочередным шагом всегда будет детальный опрос клиента и ознакомление с ситуацией, а также последующее обучение самостоятельным действиям.

Выбирать наработанные модели, отсеивать из них наиболее подходящие личному стилю коуча или комбинация имеющихся не снижает эффективности, но рождает всегда новый подход. Придя с одинаковым запросом к пяти разным специалистам, вы получите пять различных стратегий.

Самая распространенная модель GROW, включающая этапы:

– определение и постановка краткосрочных и долгосрочных целей;

– изучение ситуации на данный момент;

– изучение и поиск имеющихся возможностей для реализации поставленных целей;

– определение будущих действий, включающее обозначение, как самих действий, так и их временного промежутка, а также участвующих лиц.

Самостоятельное применение модели, даже зная ее этапы весьма затруднительно, поскольку для получения новой информации необходим взгляд с другой стороны, и это не взгляд коуча. Его задача состоит в задавании большого ряда вопросов, помогающих человеку самому увидеть ширину ситуации, новые возможности и риски.

Техники

Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.

Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.

Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.

Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.

Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.

Если коуч видит, что достижению цели мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.

Самая длительная техника – это колесо коучинга, требующая визуального (при помощи разделения круга на сектора) представления картины жизни клиента, где каждая часть будет олицетворять определенную сторону (дружбу, деньги, здоровье, семью и так далее) с условными обозначениями уровня развитости этой части. Так выявляются сферы, требующие внимания, а также дается возможность гармонизировать жизнь, когда особо непонятно в чем причина неуютного самоощущения.

Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.

psihomed.com

Коучинг+Психология

Часто, по пути к успеху, человек сталкивается с ситуациями, когда семья не разделяет или не понимает его стремлений.

В такие моменты необходимо поддерживать своих клиентов в разрешении семейных неурядиц и помогать создавать командную атмосферу не только в бизнесе, но и в семье.

Тогда из сдерживающего фактора семья превратится в поддерживающий.

То, что сделано с ЛЮБОВЬЮ, то вечно

Модуль направлен на работу как с ценностями и убеждениями отдельного члена семьи, так и на работу со всей семьей.

Вы научитесь поддерживать себя и своих партнеров в налаживании отношений:
— c родителями, бабушками, дедушками
— детьми
— cупругами

Благодаря проделанной работе семья становится сплочённой. Возрастает уважение и доверие.

На этом модуле мы с вами, в полной мере, разберем:
5 функций сильной части человечества и 5 функций прекрасной части человечества.

— Главное — на что мужчина обращает внимание в первую очередь.
— Женский секрет — за счет чего мужчина всегда хочет именно к вам.
— Кто же в семье воспитывает ребенка на самом деле, и чем это грозит.
— В чем секрет благосостояния семьи.
— Когда интрига уместна, а когда противопоказана.

Всерьез и надолго.

Разберем 7 важнейших элементов, позволяющих строить гармоничные отношения, основанные на любви и доверии.

— Как сразу распознать — все ли хорошо в паре или пора что-то срочно менять.
— Сила любования.
— Что делать с ревностью
— Как быть с жалостью к себе.

Сможете распознавать несовместимость уже на начальном этапе отношений, а лучше до начала отношений.

Как же понять, что это он или она?

Алгоритм «Песочные часы»

Обязательно разберем — с какой стороны «Песочных часов» подходить к созданию отношений.

Как развивать уже имеющиеся отношения так, чтобы они не разрушались, а крепли с каждым прожитым счастливым днем.

Техника «Главный вопрос»
Вы научитесь задавать главные вопросы. Отвечая на которые, в спорных ситуациях, вы всегда сможете принять наилучшее решение.
Решение, которое не только сохранит отношения, но и сделает более крепкими и радушными.

Вы будете заранее знать, «где тонко», а значит сможете «постелить соломку» и «укрепить взаимосвязи».


Итог модуля

У вас есть все необходимые решения для работы в области семейных и любовных отношений.

Вы владеете инструментами семейного коучинга, семейных расстановок, семейного психологического консультирования и элеменами психотерапии, практикой «Психодрама»

pavelkachagin.com

Коучинг или психология? Что выбрать, если хочешь помогать людям

Задумывались ли Вы над тем, почему так много людей хотят изучать психологию? Если Вы спросите у них, то в большинстве случаев Вы услышите в ответ: мне нравится психология, хочу лучше понять себя, ко мне часто обращаются друзья за советом, мне нравится помогать людям.
Когда начинаешь задавать более конкретные вопросы, например, какое направление в психологии собираетесь изучать, выясняется, что познание о психологии у большинства складывается в основном из книг и журналов, серии так называемой, популярной психологии, которыми полны книжные развалы, и статей из интернета. Справедливости ради, следует сказать, что людей, которые интересовались психологией, было много всегда.

Молодые люди, особенно девушки и женщины шли обучаться психологии, чтобы как отмечалось выше: лучше узнать себя, и помогать людям. Не знаю, удаётся ли им лучше узнать себя, но практикой многие из них так и не начинают заниматься. А если и занимаются, то делают это через силу, боясь самим себе признаться, что это не их дело. Это не голословные выводы, со многими такими психологами мне приходилось общаться в силу своей профессиональной деятельности в психологических центрах. Радости от того, что они помогают людям я особенно и не видела.

 

Вспомните, сколько в период перестройки у нас как грибы после дождя открывались юридические, экономические и психологические факультеты в непрофильных технических ВУЗах. Потому что это было модно. И сколько сейчас ходят «толпами» юристы, экономисты, бухгалтеры с нелюбимой профессией. В их числе и психологи, порой с неудавшейся судьбой, так и не начавшие практику и работающие в совершенно другой сфере.

 

Вот как раз для них и для тех, кто хочет найти себя и ещё помогать людям, коучинг является хорошей альтернативой психологии.
  • Во-первых, если в психологии и психотерапии прорабатываются и анализируются причины психологических проблем (из прошлого) и дается ответ на вопрос «Почему мне не удается измениться?», то коучинг помогает ответить на вопрос «Как я могу измениться?».
  • Во-вторых, это направление обращено к будущему человека и работает с его мечтой и путями ее достижения. Во время коучинговых отношений клиент устремлен в будущее, вместе с коучем он намечает цель, стремиться до нее дойти, а коуч помогает ему выбрать правильное действие.
  • В-третьих, в коучинге клиент рассматривается как здоровая, успешная личность, обладающая всеми ресурсами и потенциалом для достижения своей мечты и управления своей жизнью. В этой технологии исходят из того, что любой человек имеет большой потенциал и неважно, что было у него в прошлом, главное – чего он хочет для себя в будущем в любой жизненной сфере (работа, карьера, финансы, здоровье, семья, отношения, путешествия, творчество, хобби, личностный и духовный рост и т.п.)
  • В-четвёртых, для тех, кто решил стать коучем не нужно специального психологического образования. Иногда оно даже мешает в работе с клиентом. Как показывает практика работы в коучинге, многим психологам тяжело «сойти с пьедестала» т.е. отойти от экспертной позиции и работать с клиентом в коучинговом формате т.е. в партнёрских отношениях.
  • В-пятых, если клиент во время коучингового контракта всё же сталкивается с психологической проблемой, которая потребует проработки профильного специалиста, коуч в соответствии с этикой, переадресовывает клиента к психологу или психотерапевту, а затем продолжает коучинговые отношения.
  • В-шестых, что очень важно, на обучение коучингу уходит гораздо меньше времени и средств.
  • В-седьмых, обучаясь коучингу, человек «пропускает» коучинговые техники и технологии через себя, что помогает ему лучше узнать и понять себя.

Ну и наверное самое главное, главный инструмент в коучинге- это личность коуча. Вот почему важно самому развиваться, знать, понимать и любить себя. Уметь слышать себя, строить свою жизнь исходя из парадигмы ХОЧУ, а не НАДО или ДОЛЖЕН. Тогда Вы сможете стать примером для своих клиентов и они с удовольствием будут обращаться к вам за помощью.

Подводя итоги, можно сказать, что коучинг — это современная технология, направленная не только на саморазвитие, но и оказывающая профессиональную помощь человеку в определении и достижении его личных целей в любой жизненной сфере, создающая новое качество жизни и делающая жизнь человека более осмысленной и счастливой.

Наша Академия приглашает Вас узнать о себе больше, раскрыть свои таланты, освоить техники и инструменты коучинга для себя и профессионального консультирования для помощи людям в различных жизненных сферах, на программе обучения коучингу «Лайф-коучинг. Базовый курс».

www.1napc.ru

психология плюс коучинг. Психологическая гармония личности, как залог успешной работы клиента и коуча (Насыров Тимур)

Для меня тема интеграции психологии и коучинга возникла с самого начала знакомства с коучингом в Эриксоновском университете коучинга. На первый модуль я пришел в конце 2016 года с внутренним ощущением дискомфорта в моей жизни и пониманием, что надо что-то менять. С самых первых дней обучения лозунг трансформации стал для меня не просто красивой фразой, а призывом к действию. Забегая вперед могу сказать, что за прошедший год моя жизнь поменялась кардинально.

Итак, почему именно вопрос интеграции для меня особенно важен? Ведь многие специалисты в области коучинга уверяют, что коучинг является самодостаточным явлением и даже иногда отрицают саму связь с психологической наукой, что само по себе абсурдно, ведь коучинг, по моему убеждению, как раз и вырос, и трансформировался из того громадного багажа знаний, которые дала миру психология. Коучинг, безусловно, явился новым словом в области развития личности и достижения результатов в процессе саморазвития индивида. 

Направленность методик коучинга на будущее и педантичное развитие самодисциплины клиента в купе дают мощный эффект ресурсного состояния и готовности к решительным действиям. Тем не менее, надо отдавать себе четкий отчет, что использование практик НЛП, а также иных техник и методов для нахождения позитивного ресурса у клиента и создания новой парадигмы, не может и не должно основываться лишь на энтузиазме внутренних инсайтов клиента. Планомерная работа по гармоничному выстраиванию новой личности должна вестись параллельно или даже предварять коучинг. Ведь если признавать коучинг мощным инструментом трансформации, то возникает ситуация, когда клиент просыпается уже в новой реальности, которая зачастую опережает его самый смелый сценарий. И здесь очень важна комфортная интеграция человека в эту его новую реальность.

Приведу в пример метафору. Как если бы к классическому поезду вместо локомотива вдруг прицепили скоростной головной вагон от новейших скоростных поездов? Как долго бы он эксплуатировался в такой конфигурации? Понятно, что в скором времени бы случился сбой либо в теле поезда, либо в голове. И это неизбежно. Поэтому встреча нового понимания своего сценария жизни и суровой реальности для клиента коуча это тот момент, где ему нужна максимальная устойчивость и уверенность в своих силах. Как же получить эту устойчивость и уверенность?

Здесь, как раз, нам и потребуется тот багаж знаний, который собрала психологическая наука. Не секрет, что основная база для будущей жизни индивида закладывается в детстве. С этим постулатом может спорить сегодня только невежественный человек. Мы же, опираясь на это знание предположим, что любая серьезная трансформация всколыхнет целый пласт в психике человека и заставит его заново принимать те или иные серьезные решения. Почему этот момент особенно важен и почему мы делаем акцент именно на этом этапе? Потому что к настоящему моменту коучинг осваивает новые области применения и помогает решать не только бизнес-задачи, где, как правило, личность встроена в социальные процессы и не уходит на глубину переживаний, а работает и с внутренними состояниями клиента, где происходят тонкие процессы взаимодействия всех частей личности человека и затрагивает общий сценарий его жизни. Поэтому так важен вопрос экологичности не только внутри сессии, но и в общей схеме работы коуча с клиентом. Именно оттого, что многие новоиспеченные коучи игнорируют аспекты гармоничной интеграции нового опыта клиента в его выстроенные годами установки, мы слышим так много критики коучинга со стороны разочарованных пользователей.

Конечно, невозможно представить серьезное развитие коучинга, как метода, без дальнейших фундаментальных исследований и популяризации данного подхода. И процесс развития будет сопровождаться критикой и недоверием со стороны общества. Тем не менее, ответственный подход адептов коучинга и будет являться тем весомым вкладом, который в итоге позволит методу закрепиться в общественном сознании, как важный и необходимый элемент достижения результатов для современного человека.

Так в чем же ответственность коуча и что мы предлагаем для гармоничного созидания новой личности? В первую очередь ответственность в профессии и общении с клиентом. В том числе, при заключении контракта. Надо четко понимать, что коуч ограничен и в теоретической базе, и в практике. Если психологическую дисциплину студенты изучают годами, собран и систематизирован огромный тезаурус знаний и государство хоть как-то регламентирует эту сферу, то в коучинге базовое обучение проходит значительно быстрее. За это время невозможно стать хорошим специалистом. Важно понимать, что некоторые вопросы просто неподвластны начинающему коучу. И даже на этом этапе важно начинать понимать те процесссы, которые зарождаются у индивида в ходе работы с коучем. Это процессы трансформации. И вместе с ними, те самые подвижки психики, которые были описаны выше. В этот момент будет естественной поддержка клиента со стороны других специалистов, в первую очередь со стороны психолога. В таком случае клиент может параллельно решать вопросы личностного роста и сопряжения внутренних процессов психологического выравнивания. В идеале клиент уже был бы подготовлен долгосрочной работой над своими внутренними проблемами, а коучинг явился бы гармоничным этапом становления новой личности. Но даже в случае, когда коуч является первым специалистом поддерживающей профессии в жизни человека, важно понимание, что коучинг может не быть панацеей для всего вороха запросов данного клиента, а часть из них может лежать в области смежных профессий. И важно донести это до клиента вне формата сессий и это ни в коем случае не будет наставлением или убеждением коуча. Это будет ответственным подходом в работе с клиентом. И пониманием своей роли и возможностей в профессии.

Такой подход вызовет уважение у клиента, а самое главное, что с большой вероятностью синергия от такого сотрудничества увеличит эффективность коучинга и откроет новые горизонты в жизни клиента. Автор статьи на собственном опыте убедился в эффективности такого подхода. Когда после многолетней работы личной работы с психотерапевтом, зерна коучинговых встреч взросли с необычайной скоростью и эффективностью. Убеждение автора состоит в том, что при гармоничном построении личности в процессе работы с терапевтом появился мощный и устойчивый эмоциональный фундамент для принятия новых стратегических решений. Написание нового сценария своей жизни и следование ему требует огромной внутренней силы, которая находится во всем нашем предыдущем пути. Мало вытащить разовый ресурс, важно выработать в себе понимание и получить разрешение на его планомерное и законное использование в своей обновленной жизни. За это отвечает психология. Все что далее – коучинг, новые возможности и варианты жизненного пути в осознанности!

В завершении расхожий тезис: кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего.


Насыров Тимур

сертифицированный коуч Международного Эриксоновского Университета Коучинга


erickson.ru

что это такое, технологии и эффективные методы тренингов по развитию и достижению целей

Войти

Поиск Найти

  • Главная
  • Здоровье
    • Ангиология
    • Гастроэнтерология
    • Гематология
    • Гинекология
    • Дерматология
    • Инфекционные болезни
    • Кардиология
    • Лечебные диеты
    • Неврология
    • Нетрадиционная медицина
    • Онкология
    • Отоларингология
    • Офтальмология
    • Педиатрия
    • Проктология
    • Пульмонология
    • Ревматология
    • Стоматология
    • Токсикология и Наркология
    • Травматология
    • Урология
    • Фармакология
    • Эндокринология
  • Кулинария
    • Бульоны и супы
    • Горячие блюда
    • Десерты
    • Закуски
    • Консервация
    • Напитки
    • Продукты питания
    • Салаты
  • Красота
    • Женские прически
    • Косметическая продукция
    • Косметология
    • Макияж
    • Массаж и СПА
    • Похудение
    • Спорт и фитнес
    • Уход за волосами
    • Уход за кожей
    • Уход за лицом
    • Уход за ногтями
    • Уход за телом
  • Дом и Быт
    • Бытовая техника
    • Дом и уют
    • Домашние животные
    • Сад и огород
    • Товары для дома
    • Цветоводство
  • Мода и стиль
    • Аксессуары
    • Женская одежда
    • Модные тенденции
    • Мужская одежда
    • Обувь
    • Шоппинг
    • Ювелирные украшения
  • Хобби
    • Бисероплетение
    • Вязание
    • Детские поделки
    • Плетение из

sovets.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *