Эго идентичность это в психологии: Эго-идентичность — Психологос

Эго-идентичность — Психологос

​​​​​​​ ​​​​​​

Фильм «О чем говорят мужчины»

Фильм «Троя»

Фильм «Спирит: Душа прерий»

Фильм «Король Лев»

«Эго-идентичность» — центральное понятие концепции Эрика Эриксона.

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Эго-идентичность — не сознавание, а чувство-ощущение «Я развиваюсь, но я— тот же самый». Как разговор о чувствах, поиски эго-идентичности скорее относятся к женскому подходу и женской психотерапии.

Откуда это взялось?

Когда к психоаналитику Эрику Эриксону приходили пациенты с жалобами на «потерю себя», с вопросами «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбилась ли я с пути?», ему нужно было эти вопросы интерпретировать с точки зрения психоанализа, перевести на язык психоанализа. Первичные влечения (Ид, «Оно») — это не ответ на вопрос пациентов «Кто я?» Внушения и требования общества (ты сын, ты ученик, ты адвокат) — понятно тем более «Не я», тем более для психоаналитика. Самое близкое — это понятие «Эго».

Согласно теории Фрейда, Эго — это один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго. Эго создает защитные механизмы и обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эриксон предположил, что Эго может формировать представление человека о самом себе, отвечать на вопрос «Кто я?», и назвал это эго-идентичностью.

Содержание понятия

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый».

То, кем я вижу и считаю себя здесь и сейчас, в данной ситуации или на данном отрезке жизненного пути — это личностная идентичность. Если просто что-то «знаю» о себе — это скорее личностная идентичность. Если я «чувствую, кто я и где я нахожусь», это скорее эго-идентичность. Если я могу интегрировать свои разные личностные и социальные роли плюс ощущаю непрывность себя и своего развития, это эго-идентичность.

Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.

Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими».

Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. При кризисе эго-идентичности исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль.

Самый острый и типовой кризис идентичности — это пора юности.

Я взрослый или еще ребенок? Я тот, который крутой — или который ботаник? Я математику люблю или только увлекаюсь? Я верующий или это смешно? Я патриот или ну его? Я любитель пепси-колы или осознанное существо?

Необходимое условие для формирования эго-идентичности — определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии и политики.

Размышления

По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,

«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тож­дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени­ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».

Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.

Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.

«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я – честная и любящая…»

Эго-идентичность без психоанализа

Я понимаю, что у юноши (девушки) могут быть самые разные вгляды на себя, на людей и на общество. В юности этих взглядов может быть сильно много, они могут быть не согласованы, противоречить друг другу, а при малой их осознанности нередко превращаться в полный туман и путаницу. В результате поведения и чувства человека могут быть неустойчивы, непоследовательны, противоречить друг другу и вызывать недоумение у окружающих. Это — понятно.

Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении «кто я», в своих личностных и социальных ролях на сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение «Я иду туда, все будет ОК). Так?

Те, кто порядок у себя в голове не навели (пока или вообще у них это не получается) — начинают маяться. Собственно, они бы не маялись, потому что им самим определенность нужна так же, как облакам или речкам — то есть вовсе не нужна. Но в обществе без определенности не проживешь, с такими бесформенными никто дела иметь не хочет, им так или иначе говорят: «Друзья, определяйтесь, вы с кем и против кого. Чему будете учиться, куда собираетесь идти работать?» А когда есть неудобные требования, люди на всякий случай начинают переживать: «вы знаете. у меня личностный кризис». И им психотерапевты подсказывают: «Да, да, у вас кризис эго-идентичности. Пожалуйте на психотерапевтические сессии». Задача последующей психотерапевтической работы — подсказать человеку, как ему определиться, но подсказать скрыто: сделав вид, что это не подсказка психотерапевта, а что человек сам открыл это в глубине своей души.

И он открывает, что в юности это — верность своему выбору, попозже — любовь и близкие отношения, далее работа и забота, и к завершению жизненного пути — мудрость. Вот такие добрые и разумные подсказки психотерапевта, которые человек найдет в себе сам под его чутким руководством.

Личностная и эго-идентичность

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

Понятие эго-идентичности и её отличие от групповой в психологии

Эго-идентичность – это твой образ себя по отношению к миру. Он отвечает на вопросы: «Кто я?», «Что я из себя представляю?», «Каково мое место в мире?».

Теория Эриксона делает акцент на том, что помимо инстинктов и потребностей, социокультурная среда, в которой растет человек, оказывает непосредственное воздействие на формирование Эго. Как это происходит? И почему так важно обрести идентичность с собой?

В этой статье:

Что такое Эго-идентичностьСтадии формирования Эго-идентичностиЭго-интеграция и кризис идентичности

Новости СМИ2

Что такое Эго-идентичность

Фото автора Dimitry Zub: Pexels

Эго-идентичность – ощущение личностью тождественности самой себе, своей целостности и непрерывности. Оно складывается из самовосприятия и из того, как тебя воспринимает значимое для тебя социальное окружение.

Понятие «Эго-идентичность» было введено Э. Эриксоном, который подразумевал под этим идентификацию собственного Я.

Люди, которые тебя окружают, примеры для подражания, культура, социальный контекст, установки, требования, которые к тебе предъявляются обществом или семьей – все это оказывает воздействие на формирование личности.

Целостность значит, что личность развивается, но остается самой собой. Она изменяется, но сохраняет свое постоянство.

Согласно теории Эриксона, Эго – это автономная часть личности, которая постоянно взаимодействует с реальностью с помощью мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания.

Групповая идентичность – соотнесение себя с социумом, в котором ты находишься, считая себя его частью.

Эго-идентичность – это не просто совокупность твоих социальных ролей, это целостный образ, осознание себя. Например, мать – это не просто женщина, которая родила ребенка. Писатель – это не просто человек, который пишет книги.

Помимо социальных ролей, Эго-идентичность включает сумму твоих возможностей, достижений, которые определяют тебя как личность, твой уровень притязаний, целей, систему ценностей.

Стадии формирования Эго-идентичности

Эго-идентичность появляется уже у младенцев, но она еще не сформирована. Согласно Эриксону, по мере взросления, человек проходит 8 стадий развития. На каждой из них он решает свои психосоциальные задачи, у него появляются различные личностные качества.

Переход с одной стадии на другую сопровождается кризисами, успешное прохождение которых помогает ребенку приобретать важные жизненные навыки. И каждый период по-своему влияет на Эго-идентичность.

Теория развития личности Эрика Эриксона

Возраст, которому приписываются та или иная стадия – условен. Все индивидуально и зависит от скорости развития личности, а также требований, предъявляемых к ней обществом.

  • Младенчество: 0-1 год

Это время, когда формируется базовое доверие или недоверие к миру. Ребенок подсознательно определяет в какой среде живет: безопасной ли, можно ли доверять людям вокруг, чего стоит ждать от мира. Так формируется оптимизм или пессимизм, как часть Эго.

  • Раннее детство: 1-3 года

Формирование самостоятельности или зависимости. Если ребенку позволяют делать все самому, то он вырастает с уверенностью в себе и силой воли. Если нет, что во взрослой жизни всегда чувствует стыд, сомнение, зависим от других.

  • Возраст игры: 3-6 лет

Если родители поощряют желания и инициативу ребенка, то частью его Эго становятся такие качества, как целеустремленность, предприимчивость. Если нет, то человек начинает подражать другим, следовать чужим целям, часто испытывать чувство вины.

  • Школьный возраст: 6-12 лет

Формируется ощущение своей компетентности в чем-либо, уверенности, что человек справится с поставленной задачей. Либо же появится неверие в свои силы, чувство неполноценности.

  • Юношеский возраст: 12-20 лет

Это наиболее важный период для формирования Эго-идентичности. Подросток осознает, что в мире есть множество ролей. А его взгляды отличаются от взглядов других людей. Он начинает подражать авторитетам, значимым взрослым, сверстникам.

Подросток осознает себя в контексте тех социальных связей, которые он выстраивает. Главная задача этого периода – собрать все роли в единое целое. Какие-то отбросить, а какие-то интегрировать так, чтобы у него сложился целостный образ себя.

Если предыдущие периоды прошли успешно, у него сформировались:

  • доверие к миру;
  • уверенность в себе;
  • инициативность;
  • самостоятельность.

А это значит, что в подростковом возрасте шанс обрести личностную целостность намного выше. Это время, когда подросток пытается понять себя, осознать свои способности, выбрать жизненный путь.

Эриксон уверен, что именно юношеский период является одним из самых значимых. Он играет ключевую роль в формировании Эго-идентичности.

  • Ранняя зрелость: 20-25 лет

Формируется чувство близости, интимности, умение быть в эмоциональном контакте. Если Эго-идентичность не была сформирована, наступает одиночество, изоляция, непонимание чего человек хочет в этой жизни.

  • Средняя зрелость: 25-65 лет

Это время для самореализации, профессиональных достижений, обретения социального статуса, занятий творчеством. Но при неблагополучном прохождении предыдущих стадий наступает чувство опустошенности, застой, безразличие.

  • Поздняя зрелость: от 64 лет

На этой стадии происходит окончательное формирование Эго-идентичности. Человек оглядывается на свою жизнь и, либо испытывает чувство удовлетворения, уверенности, осознания себя как личности, понимания «кто я».

Либо наступает сожаление. Понимание, что жизнь прожита зря и что уже поздно что-либо начинать. Часто этому сопутствует снятие с себя ответственности за свои решения и поступки, отказ признавать свои ошибки.

При таком сценарии можно говорить, что у человека так и не сформировалась личностная целостность, то есть, Эго-идентичность.

Эго-интеграция и кризис идентичности

Кризис идентичности выражается в том, что человек не знает, чего он хочет, какой представляет свою жизнь, что ему нравится, увлекает. Он не чувствует себя самореализованным, значимым.

Часто кризис идентичности сопровождается чувством одиночества, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе. Характерной чертой такого кризиса являются социальные страхи и проблемы в общении с противоположным полом.

Противоположность этому – чувство Эго-интеграции, высшая форма целостности. Для нее характерно то, что личность:

  • адекватно воспринимает среду;
  • умеет брать из нее то, что ей нужно;
  • успешно справляется с трудностями;
  • принимает осознанные решения;
  • находится в гармонии со своими эмоциями и управляет ими;
  • строит здоровые отношения;
  • стремится к самореализации.

Интеграция Эго – это восприятие мира, как среды, где можно удовлетворить любую свою потребность, желание.

Это не значит, что все «падает на тебя с неба». Просто у тебя есть все необходимые качества и навыки, чтобы найти решение проблемы или способы достижения поставленной цели. Ты уверена в своем жизненном пути и, оглядываясь на прошлое, понимаешь, что ни о чем не жалеешь.

Эго Идентичность | Encyclopedia.com

Слишком легко рассматривать пациента только как группу симптомов. Скорее, согласно Эрику Эриксону, главная проблема состоит в том, чтобы определить, идет ли речь о человеке, страдающем неврозом, или о том, что невроз «имеет» человека. Он настаивал на необходимости рассматривать страхи и тревоги как две совершенно разные вещи. опасения сосредоточены на реалистичных реакциях на опасности, в то время как последние, спровоцированные дисфункцией внутреннего контроля, усугубляют препятствия, не предоставляя средств для их преодоления.

Адаптивные реакции, соответствующие реальности, скорее всего, не будут приняты во внимание, если понимать эго, по существу, как совокупность защит от внутренних побуждений. Ключ, согласно Эриксону, состоит в том, чтобы искать в эго организационные способности, которые создают силу, необходимую для примирения разрывов и двусмысленностей.

Подобно Зигмунду Фрейду, Эриксон представлял бессознательное эго. Но, как и другие постфрейдисты, он подчеркивал, что эго выполняет объединяющую функцию и обеспечивает согласованное поведение и поведение. Эго выполняет не только негативную функцию — избегание беспокойства; он также играет положительную роль в обеспечении эффективного функционирования. Защиты эго не обязательно патогенны: одни адаптивны, а другие являются источником дезадаптации. Это правда, что тревога и чувство вины могут нарушить адаптацию. Кроме того, внешняя среда имеет свои недостатки. Но, пытаясь измерить силу эго, Эриксон не ограничивался прежней психоаналитической нормой и искал в личности только то, что отрицается или отсекается. Скорее, его интересовало измерение предела, который индивидуальное эго способно объединить.

Эго защищает неделимость человека, и все, что лежит в основе силы эго, усиливает его идентичность. Если Фрейд понимал идентичность как частично приобретенную, то это было связано с очень специфическими типами пациентов, которых он лечил.

Для Эриксона идентичность — это то, что поддерживает в индивидууме внутреннюю солидарность с идеалами и стремлениями социальных групп. У эго есть общая уравновешивающая функция: оно рассматривает вещи в перспективе и подготавливает их с учетом возможных действий. Сила эго, как ее понимал Эриксон, объясняет разницу между ощущением целостности и ощущением фрагментарности. В лучшем случае это позволяет человеку понять, что чувство единения с самим собой приходит через рост и развитие.

В дополнение к ощущению преемственности, согласно Эриксону, каждому человеку необходимо чувство новизны, получаемое только благодаря свободе действий, присущей уверенной идентичности. Под «свободой действий» он имел в виду сохранение в нашем опыте центральной роли, очевидного «я», которое само по себе позволяет нам делать полностью осознанный выбор.

В начале своей работы Эриксон называл эту идентичность «идентичностью эго» по модели «эго-идеала» Фрейда. Задача идентичности как подсистемы эго состоит в том, чтобы выбирать и интегрировать представления о себе, полученные в результате психосоциальных кризисов детства. Слишком часто в истории психоанализа имелась тенденция забывать, что на клиническом уровне Эго постулировалось как устойчивый агент отбора и интеграции, играющий центральную роль в здоровом функционировании личности. Этот внутренний «синтезатор», который безмолвно организует связный опыт и направляет действие, как раз и есть то, чего так часто не хватает современным пациентам. Напротив, пациенты самых ранних психоанализов по большей части страдали от запретов, которые мешали им быть тем, чем они были, или тем, кем они себя считали.

Пол Роазен

См. также: Эриксон, Эрик Хомбергер; Личность.

Эриксон, Эрик Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: WW Norton.

——. (1959). Идентичность и жизненный цикл . Нью-Йорк: Издательство международных университетов.

——. (1968). Идентичность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: WW Norton.

Розен, Пол. (1976). Эрик Х. Эриксон: Сила и пределы видения . Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон.

определение эго+идентичность по Медицинскому словарю

Эго+идентичность | определение эго + идентичность по Медицинскому словарю

Эго+идентичность | определение эго+идентичности по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *