Эго состояние взрослый: ЭГО-СОСТОЯНИЯ: ПОНИМАТЬ И УПРАВЛЯТЬ

Эго-состояния: Родитель-Взрослый-Ребенок — Психолог Татьяна Панова

Транзактный анализ Берна помогает людям понять причины проблем, проявляющихся во время общения. Американский психолог выделил три эго-состояния, которые определяют психологию поведения, здоровья человека и в целом качество жизни. Эрик Берн анализировал общение и разделил его на транзакции, откуда и пошло название анализа. В психотерапии изучают эго-состояния – системы чувств и идей, которые проявляются через разные модели поведения. Человек при общении занимает конкретную позицию, и именно от этого зависит, как он будет реагировать на происходящее, а также как его станут воспринимать собеседники.

     

Три эго-состояния

Если ориентироваться на модель Э. Берна, удастся выделить три главные позиции человека в общении. Они называются эго-состояниями. Каждое имеет своё название: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Позиции обладают своими особенностями и определяют поведение человека при общении.

Эго-состояние «Родитель» — это позиция старшего. Данное эго-состояние включает в себя все установки, моральные ценности и принципы значимых взрослых, которые воспитывали ребенка (это родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, а так же СМИ, герои фильмов и сказок и т.д.)  иными словами это культурная составляющая нашей психики. Она имеет как негативные, так и положительные стороны. Человек проявляет заботу, опекает, но также принуждает, контролирует и поучает. Человек считает, что он «обязан» и «должен», и то же самое думает об окружающих. «Родитель» заставляет других что-то делать, старается научить и объяснить. Также защищает и ухаживает.

Свойства эго-состояния зависят от того, как с человеком вели себя родители. Он будет копировать манеру их поведения.

Эго-состояние «Ребёнок» характеризуется тем, что человек ориентируется на свои эмоции и желания. Нередко возникают детские реакции, игровое взаимодействие. «Ребёнок» умеет радоваться жизни, но также нередко обижается, испытывает страхи. Для данного эго-состояния характерна позиция «хочу – не хочу», по этой причине часто бывают шалости, капризы.

Возможны спонтанные проявления, тяга к творчеству, непредсказуемость. Ребёнок – это проекция человека в детстве, поэтому реакции такие же, как в том возрасте. Человек даже в зрелом возрасте часто просит о помощи, сердится, когда его заставляют что-то делать. Он руководствуется своими желаниями, но умеет искренне радоваться жизни.

Эго-состояние «Взрослый» – это позиция здравого смысла, наиболее адекватное взаимодействие с обществом. Человек анализирует происходящие ситуации с учётом выгоды и пользы, стремится к удобству. Он не пытается поучать других и возвышаться над ними, а общается на равных. «Взрослый» строит планы и зарабатывает деньги, стремится получить результат. Человек, который находится в этом эго-состоянии, отличается спокойствием.

Именно эта часть личности не считается проекцией из детства, а также не повторяет образ мамы и папы. «Взрослый» стремится прийти к правильному решению, общаясь с собеседником. Он не стремится навязать своё мнение, готов выслушать другого.

     Принцип работы эго-состояний

Все три позиции важны, поэтому не стоит стремиться придерживаться только одного варианта. Главный функции эго-состояния «Ребёнок» — это мечтать и желать, радоваться жизни. Эта позиция помогает творить и генерировать идеи.

Функции Родителя – это заботиться о себе и о близких людях, обучать, а также контролировать процесс деятельности. Эго-состояние взрослый отвечает за способность договариваться и подстраиваться под ситуацию, реально смотреть на вещи, здраво оценивать перспективы и искать способы осуществить планы.

Стоит обратить внимание на то, как обычно человек добивается целей. Ребёнок находит то, что ему нравится, и загорается новой идеей. Взрослый оценивает ситуацию, начинает строить планы и думает, как можно исполнить мечту. Родитель контролирует процесс и следит за результатами, напоминает, что нужно делать. Он может раскритиковать, либо похвалить в зависимости от ситуации.

   

 Проблемы эго-состояний

Все три позиции есть в каждом человеке, но они должны гармонично взаимодействовать, чтобы личность была успешной и процветающей. Это касается как работы, хобби, так и межличностных отношений. Идеально, если человек одинаковое количество времени проводит в каждом состоянии и легко переходит от одного к другому.

Подобное встречается редко, и многие личности из-за этого сталкиваются с проблемами. Одно из состояний может оказаться доминирующим, и оно подавляет два других. Обычно более сильной становится позиция «Ребёнок» или «Родитель».


Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.


Если есть дисбаланс, нередко другие состояния несвоевременно активируются. Из-за этого человек неадекватно ведёт себя в разных ситуациях. Допустим, ребёнок может мешать работать, так как он не хочет заниматься делами. Родитель способен невовремя поучать супруга, когда можно и нужно обойтись без этого.

Проблема в том, что человек не может выйти из одного состояния, что приводит к неприятным последствиям. Например, находясь длительное время в позиции родителя, люди становятся слишком придирчивыми и требовательными. Они начинают поучать окружающих, из-за чего не складываются с ними отношениями. Если человек долго находится в состоянии ребёнка, он становится пугливым или начинает бунтовать.

     

Как определить дисбаланс:
  • Хочется постоянно критиковать себя и окружающих, чрезмерно заботится о других. Исчезает желание отдыхать, хочется брать на себя слишком много ответственности. Это указывает на доминирование состояния «Родитель».
  • Человек слишком обидчивый, зависит от мнения других, инфантильный, неспособный себя контролировать. Подобное поведение свойственно для состояния «Ребёнок».

Необходимо стремиться к гармонии для того, чтобы добиваться успехов и быть уверенным в себе.

     

Основные проблемы позиции «Ребёнок»

Если человек застревает в данном состоянии, он хочет только развлекаться и не планирует брать на себя ответственность. Ребёнку сложно на чём-то сконцентрироваться, добиться цели. Если же этого состояния мало, тогда пропадает способность радоваться жизни и загораться новыми идеями. При подавлении эго-состояния происходит отказ от эмоций, появляется обидчивость.

Человек не способен адекватно общаться с окружающими. Он готов спорить по каждому поводу, так как считает, что его критикуют. Его обижают любые замечания.

     Проблемы состояния «Родитель» и «Взрослый»

Эго-состояние Родитель приводит к тому, что человек постоянно критикует себя и окружающих. Он думает, что ничего не получится, переживает о том, что подумают люди. Также может проявляться чрезмерная забота о близких. Женщина может вести себя как мамочка в отношениях.

Излишняя опека приведёт к проблемам в паре, не позволит создать полноценную семью. По этой причине нежелательно застревать в состоянии «Родитель».

У позиции «Взрослый» обычно есть только одна проблема. Люди слишком редко бывают в данном состоянии, поэтому спокойствие и здравая оценка ситуации не всем присуща.

Важно стремиться к гармонии, научиться понимать, когда и какая позиция доминирует, а также учится управлять своими реакциями, а также предупреждать возможные конфликты с обществом. Три эго-состояния одинаково важны, поэтому нельзя пытаться избавиться от одного из них. Нужно научиться понимать, когда и какую позицию следует занять для достижения успеха.

Статья «Три основных жизненных сценария«.

Записаться на групповую транзактную терапию в Москве можно здесь.

«Эго-состояния и продуктивное взаимодействие с другими людьми» — Яндекс Кью

С выходом бестселлера Эрика Берна «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» широкий круг людей узнал, что в транзактном анализе выделяется три Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Краеугольным камнем транзактного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определенной ситуации, может функционировать, исходя из трех эго-состояний. Нужно сразу отменить, что эго-состояние проявляет свой комплекс отношений не только во внешней ситуации, но и в переживаниях самой личности.

Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые, в первую очередь – от родителей. Эго-состояние Взрослого ориентировано на восприятие текущей реальности и получение объективной информации. Эго-состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом.

Следующие положения транзактного анализа показывают, как возникают конфликты (в широком смысле этого слова). Если я несу какую-либо информацию другому человеку из своего эго-состояния Взрослого, а он мне отвечает из своего эго-состояния Родителя, скорее всего у нас возникнет конфликт, т.к. наши транзакции пересеклись. Собственно говоря, так и формируются игры. Игра — это последовательность взаимодействий между людьми, которая, во-первых, является последовательностью транзакций, имеющих начало и конец, во-вторых, содержит скрытый мотив, то есть психологический уровень, который отличается по своему содержанию от социального.

Чуть позже, С. Карпман дополнит концепцию Берна своим треугольником Жертвы, Спасателя и Преследователя. Но об этом не здесь.

Зная этот механизм формирования взаимодействия между людьми, мало кто обращает внимание на другие эго-состояния. Всего их пять и они очень важны при анализе взаимодействия с другими людьми, при анализе конфликтов и стратегий поведения.

Итак, предлагаю вниманию, пять эго-состояний, выделяемых в транзактном анализе:

1. Критикующий Родитель (КР, Родитель Свин). Представляет собой согласованную, усвоенную нами совокупность критических и контролирующих точек зрения. По сути, Критикующий Родитель говорит: «Ты не такой, как надо». КР, часто занимает роль преследователя. Заставляет других испытывать чувство вины, чувствовать, что с ними не всё в порядке.

Но в тоже время, КР сдерживает нас от безрассудства и способен дать дисциплину на благо, поставить новые точки развития.

2. Заботливый Родитель (ЗР). Главная цель ЗР это забота, успокоение, поддержка. «Ты это сможешь!», «Давай я тебе помогу».

Очень часто, люди могут злоупотреблять проявлением этой заботы, делая себя или других Жертвами, которые нуждаются в помощи. «Я должен/должна всем помогать».

3. Взрослый. Описание взрослого в данном случае не отличается от указанного выше. Стоит лишь отметить, что иногда Взрослый настолько развит, что не дает проявляться другим эго-состояниям. Такие люди, словно не испытывают никаких эмоций. Живут с жестким, холодным рацио.

4. Адаптивный Ребенок (АР). Иначе говоря, Приспособившийся Ребенок. Как правило, возможны два варианта адаптации: 1) бунт – протестует, обижается, злится; 2) пассивность – боится, не проявляет инициативу, подавлен, соглашается, не уверен в себе.

5. Свободный Ребенок (СР). Предлагает идеи, энергичен, открыт для творчества, не боится рисковать, раскован, делится мыслями, эмоционален.

Все могут заметить ситуации во взаимодействии с людьми, которые протекают циклично. Меняются лица, меняется содержание взаимодействия, но принцип всегда остается тот же. Многие, оказавшись в «своей» цикличной ситуации в итоге понимают, что снова стали Жертвой, чувствуют себя обиженным Ребенком. Некоторые могут понять, что снова стали Спасать парня пьяницу (например). А кто-то не может прижиться ни на одной работе, он везде начинает чувствовать себя «нелюбимым ребенком в семье».

Транзактный анализ предлагает использовать все эго-состояния для продуктивного и богатого общения, свободного от игр и других цикличностей.

Эго-состояния и продуктивное взаимодействие с другими людьми

Этот метод заключается в том, чтобы не отказываться ни от одного из эго-состояний, а воспринимать их со знаком +.

1. Позитивный Критикующий (Контролирующий) Родитель —

– это человек, который занимает позицию лидера.

«Это я. Это то, во что я верю. Это то, что я хочу, и то, как я хочу этого достигнуть. Я ваш гид. Я собираюсь взять вас туда, куда вас никто никогда еще не брал. Следуйте за мной. Я – ваш лидер».

Можете ли вы встать и сказать это людям так, чтобы они в это поверили? Лидер как раз и есть такой человек, у которого имеется план и который говорит, куда и как нам идти.

Если вы хороший Критикующий Родитель, то тогда вы обладаете даром убеждения и являетесь лидером. Если вы хотите улучшить свои качества как КР, то говорите следующим образом: «Итак, спокойно. Что это за ситуация? Когда я во всем разберусь, я скажу свое мнение и то, что надо делать».

В режиме негативного КР я негативно оцениваю другого человека и угрожаю ему.

«Ты пустышка, идиот и ничего собой не представляешь!»

«Ты не способен даже повторить что-либо за мной. Я не знаю, чем ты там занимаешься, но я тебя предупреждаю, у тебя будут проблемы!»

Есть и нейтральная позиция, которая получили название «нулевой КР». Такой человек не проявляет никаких лидерских качеств и не несет никакой ответственности. Для развития уверенности, лидерских качеств и уважения, необходимо развивать в себе эго-состояние позитивного КР. В этом эго-состоянии человек может направить агрессивную энергию в парадигму позитивного лидерства и цели.

2. Позитивный Воспитывающий Родитель —

– наблюдается у тех людей, которые могут оказывать необходимую поддержку и заботу другим людям.

«Я всегда готов тебе помочь. Если хочешь, можешь воспользоваться моими записями. Я узнал, что ты переезжаешь в воскресенье. Если будет нужно моя помощь – дай мне знать».

Позитивный ВР особенно важен людям, чья деятельность связана с руководством, чтобы поддерживать мораль и позитивную атмосферу в коллективе. Для этого он должен признавать своих сотрудников и их достижения, а также поощрять их к тому, чтобы они еще больше вкладывались в общее дело.

Негативный ВР проявляется в роли Спасателя. Он поддерживает в себе веру в то, что он должен помогать другим людям потому, что они сами не в состоянии о себе позаботиться. Можно сказать, что он готов помогать другим за счет самого себя.

«Ты знаешь, что все, что я делаю, — это только ради тебя. Ты поймешь это, когда вырастешь. Мне жаль, что ты сам ничего не можешь сделать самостоятельно»

Подобное поведение стимулирует окружающих оставаться в роли Жертв, сдерживает их творчество и убивает всякую инициативу.

Параллельно с тем, что лидер команды должен проявлять свои качества позитивного КР, он также должен признавать и уважать других людей, тем самым энергетически заряжая своих сотрудников.

3. Возрослый

Позитивный Взрослый – это человек, который излагает информацию в доступной и понятной форме и пытается анализировать и решать возникающие ситуации с помощью логического мышления.

«Как это можно проанализировать? Я насчитал восемь, а может быть, я что-то пропустил… Словарь дает следующее определение…»

Он также предоставляет необходимую информацию для осуществления каких-либо действий или делает работу сам. Взрослый в ТА – это эго-состояние или состояние «Я». Людям любого возраста присуща способность думать и мыслить, что и является основной функцией эго-состояния Взрослого.

Я могу находиться в режиме негативного Взрослого в тех случаях, когда почти не предоставляю никому никакой информации и позволяю людям действовать по своему усмотрению, считая при этом, что они должны сами добывать себе информацию.

Существует также термин «исключительный» или «Константный Взрослый». Такие люди не позволяют себе проявлять эмоции из других эго-состояний. Они не способны видеть жизнь глазами других людей и не рассматривают эмоции как составную часть любого анализа.

В эго-состоянии Взрослого человек хочет постоянно расти и развиваться, при этом он не стремится стать всезнайкой и ригидным человеком.

4. Свободный ребенок —

– проявляется тогда, когда мы спонтанно выражаем свои эмоции и желания, не беспокоя при этом других людей.

«Здорово! Мне это нравится! Ненавижу это! Ну, давай закатим вечеринку! Обожаю это!»

Когда у людей много Свободного ребенка, их легко узнать по радостному и счастливому выражению лица. Они выражают то, что они чувствуют, что способствует уменьшению напряженности между людьми. Лучше получать, чем тревожиться!

Негативный Свободный ребенок – это человек, который ищет для себя только удовольствие и избегает любые формы стресса. Такие люди пренебрегают объективной информацией Взрослого о своем окружении и постоянно подвергают себя опасности. Стремясь к излишнему удовольствию, они могут отталкивать от себя других людей.

«Я делаю то, что хочу, и черт с вами со всеми. Мне вообще на все наплевать!»

«Нулевой» Свободный ребенок не способен на какие-либо чувства и эмоции, считая, что «Юмор – это парадоксальная форма риторики и одновременно неуправляемая реакция эмоциональной части головного мозга, которую некоторые называют смехом».

5. Позитивный Адаптивный ребенок —

– это человек, который без труда, воспринимает существующие правила и, если что-то предлагает, то не настаивает на этом.

«Хорошо, я принимаю ваши условия. Я сделаю так, как вы сказали! Я подстрою свой график под вас!»

Гибкость – это способность адаптироваться, если нужно подчиниться необычным правилам.

Проявления негативного Адаптивного Ребенка называют сверхадаптацией. При этом такой человек излишне подчиняется и проявляет крайнюю покорность, хотя в правилах об этом ничего не сказано. Он будет терпеть невыносимое считая, что страдать должен он, а не окружающие.

В эго-состоянии позитивного Адаптивного Ребенка человек учится играть по правилам и не жаловаться на них.

Теперь, зная эти аспекты вашего сознания, вы можете активно применять их на практике взаимодействия с другими людьми. Здесь нет и не должно быть какого-то шаблона, который показал бы как это сделать. У каждого свой неповторимый стиль.

При работе с клиентом, после подробного анализа его запроса, очень часто встает вопрос- а что же делать дальше? А дальше делать тоже самое, что вы делали для возникновения Запроса, только теперь наоборот. Т.е. делать так, как вы хотите поменять ситуацию. Кроме того, теперь вы подкреплены полной информацией того, как вы обычно взаимодействуете, почему вы так взаимодействуете, и к чему это вас приводит.

Там, где вы раньше срывались и начинали включать Спасателя своего Критикующего Родителя, начните уточнять, нужна ли вообще человеку помощь. Вместо того, что бы пытаться всех чему-то научить и доказать что ваши знания вернее, расскажите о своих ценностях и о том, почему они для вас важны. Может быть, каждый раз вас продувает от включенного кондиционера на работе. Так хватит терпеть и болеть, попросите его выключить.

Руслан Страмилов

Понимание нашего эго-состояния. Транзактный анализ (ТА) — это теория… | Рома Шарма (romasharma.com) | romasharma

Трансактный анализ (ТА) — это теория личности и поведения, которая помогает нам понять психологический склад людей. Он был сформулирован американским психиатром Эриком Берном в 1958 году. Берн заметил, что, когда вы смотрите и слушаете людей, вы можете видеть, как они меняются на ваших глазах. Наблюдаются одновременные изменения выражения лица, словарного запаса, жестов, позы и функций тела. Он осознал существование эго заявляет , когда он сделал интересное наблюдение у клиента. Во время сеанса у его клиентки временами были голос и манеры маленького ребенка, и она внезапно превращалась в самодовольного родителя, который был критичен и догматичен в своих манерах. Были также моменты, когда она говорила как взрослая женщина, логически обосновавшая свою ситуацию.

Это привело к исследованию, которое интерпретировало приведенное выше наблюдение следующим образом: внутри каждого из нас находятся наши собственные родители, наши версии самих себя, когда мы были детьми и взрослыми, которые все время развивались в ответ на текущую реальность.

Эти три состояния бытия являются психологическими реальностями — Эго-Состояние Родителя, Эго-Состояние Взрослого и Эго-Состояние Ребенка.

В этом контексте «Эго» не означает то, что оно обычно делает в нашей повседневной жизни (то есть самомнение). Состояние Эго есть состояние бытия , которое человек испытывает в данный момент времени.

Набор чувств, отношений и поведения, взятых у родителей и других значимых родительских фигур в окружающей среде. Родитель — это огромная коллекция записей в мозгу, воспринимаемых человеком примерно в первые пять лет его жизни. Все, что ребенок видел, как говорят или делают его родители, записывается в родителях. Эти данные принимаются непосредственно без какого-либо редактирования или опроса. Таким образом, родительские предубеждения, предпочтения, решения переносятся в систему взглядов ребенка и находятся в состоянии, когда его называют 9.0015 Родитель .

Если родители между собой не имеют согласованных взглядов, то записи в дочернем элементе ослабевают, что приводит к фрагментированному родителю. В данном случае , так как данные, записанные от обоих родителей, не совпадают, это не оказывает сильного положительного влияния на жизнь ребенка. Здесь больше путаницы, чем сильного чувства направления.

Эти записи не только от родителей. Родительское эго-состояние также содержит информацию, полученную от старших братьев и сестер, учителей и других авторитетных лиц. Большая часть родительских данных появляется в категории «как сделать». В основном, как приготовить еду, как реагировать на людей, как пожимать друг другу руки и т. д. Родительское эго-состояние содержит тысячи правил, большинство из которых усилено девятью правилами.0003 никогда и всегда .

Человеку, чьи ранние инструкции сопровождались суровой настойчивостью, может быть труднее исследовать старые способы и придерживаться их еще долго после того, как они принесут пользу, поскольку у него развилось принуждение делать это «так или иначе»

Томас Харрис, психиатр

Упражнение . Подумайте об одном поведении, которое вы проявляете в данной ситуации, которое точно соответствует любому из ваших родителей. Например: Если бы кто-то из ваших родителей громко отчитывал обидчиков, в подобной ситуации вы бы поступили так же? Если да, то это пример вашего Родительского Эго-Состояния.

Ответ был проглочен, не подвергая сомнению его полезность в текущей ситуации.

Это архаичные чувства, отношения и поведение, которые являются остатками прошлого человека. В то время как внешние события записываются в массив данных под названием Родитель , внутренние события (реакция маленького человека на то, что он видит и слышит) записываются в Ребенок . Поскольку у маленького ребенка на самом деле нет развитого словарного запаса, большинство его ранних переживаний записываются как чувства.

Во взрослом возрасте, когда человек сталкивается с трудными ситуациями, он может вернуться к своим детским чувствам разочарования, гнева или отторжения, поскольку ребенок в нем воспроизводит подавленные эмоции. Люди вокруг изменились, но чувства беспомощности, гнева и разочарования остались прежними. Это игра старых чувств, которые были впитаны во время разработки.

У ребенка также записаны счастливые эмоции — например, когда он впервые поиграл в грязи, промок под дождем, прижал к себе домашнее животное и т. д. Творчество и любопытство исходят от ребенка в нас.

Упражнение . Вспомните ситуацию, когда вы реагировали точно так же, как в детстве. Например: в детстве, когда ваши родители ругали вас, вы бы часами дулись, потому что у вас не было разрешения выразить им свой гнев? Или вы бы кричали им в ответ? В любом случае, вы сегодня так же реагируете, когда злитесь на других? Если да, то это пример вашего детского эго-состояния .

— это набор чувств, отношений и поведения, которые являются прямым ответом на реальность «здесь и сейчас». Ответы не основаны на прошлом. Взрослое состояние бытия внимательно относится к настоящему, взвешивает все за и против, собирает данные, задает вопросы, разъясняет, рассуждает логически и берет на себя ответственность. Это состояние эго начинает развиваться в возрасте десяти месяцев.

При чрезмерном стрессе Взрослый может ухудшиться и не сможет нормально функционировать. Границы между состояниями Эго Родителя, Взрослого и Ребенка хрупки. В случае плохих новостей Взрослый может быть настолько ошеломлен, что перестанет быть решателем проблем и станет простым наблюдателем . Подобно мышце в теле, Взрослый растет и развивается благодаря тренировкам и использованию. Функция Взрослого лучше всего развивается через самостоятельную работу и самоанализ.

Упражнение : Подумайте о ситуации, с которой вы справились без предрассудков или багажа. Решение, которое вы приняли логически и непредвзято. Это пример использования вашей взрослой функции. Это реакция, которая может отличаться от того, как ваши родители отреагировали бы в подобной ситуации. Это также отличается от того, как ребенок внутри вас справился бы с этим.

Решения, принимаемые Взрослым, обычно полезны при решении проблем. Например: когда кто-то злится на вас, вместо того, чтобы преподать ему урок (состояние Родительского Эго) или плакать (состояние Детского Эго), вы спрашиваете человека, что ему нужно от вас (состояние Взрослого Эго).

Для здорового образа жизни нам нужны все состояния Эго. Цель состоит не в том, чтобы покончить с Родителем и Дитя, а в том, чтобы изучить эти массивы данных.

Эрик Берн, психиатр

Приведенная выше теория может помочь нам сделать некоторые интересные наблюдения о самих себе. Когда кто-то стучится в парадную дверь жизни, кто откликается первым? Родитель, взрослый или ребенок?

— — — — —

Хотите купить мои курсы Udemy со скидкой 85%? Найдите купон на скидку на странице моего курса

Купите мои книги на Amazon

Подпишитесь на мою рассылку в Roma Sharma

Трансактный анализ — значение, эго-состояния, функции

Содержание

  • 1 Введение в транзактный анализ
  • 3 Концепция эго-состояний .Родительское Эго-состояние
    • 3.1 A. Критикующий Родитель
    • 3.2 B. Заботливый Родитель
  • 40110
  • 5 3. Эго-состояние ребенка
    • 5.1 A. Естественный ребенок (NC)
    • 5.2 B. Адаптированный ребенок (AC)
      • 5.2.1 C. Уступчивый ребенок (CC)
      • 5.2.2 D. Бунтарь Child (RC)
    • 5. 3 E. Little Professor
  • 6 Transactions
    • 6.1 Complementary Transaction
    • 6.2 Crossed Transaction
  • 7 Ego State Functions 
    • 7.1 Function of Parent Ego
    • 7.2 Function of Adult Эго
    • 7.3 Функция детского эго
  • 8 Критика транзакционного анализа
  • 9 Список литературы
  • Введение в транзакционный анализ

    Анализ , TA 1 . . Это позволяет нам понять структуру или элементы, составляющие нашу личность.

    ТА очень просто описывает нашу личность. В результате он лишен всякого так называемого психотехнического жаргона. Это может понять любой человек, даже не знакомый с психологией личности.

    В отличие от других теорий личности, понятия, описываемые транзакционным анализом, не являются конструктами, а представляют собой переживаемые и наблюдаемые реальности, которые могут помочь человеку легко понять свою личность.

    Если вы будете следовать идеям, изложенным в этой статье «Трансактный анализ», вам будет легко контролировать свое поведение надлежащим образом. Это поможет вам лучше справляться с общением и отношениями. Таким образом, это поможет вам описать себя как личность и понять основную динамику вашего поведения.

    Концепция эго-состояний

    Эго-состояние представляет собой целостный набор последовательных и связных моделей бытия, принятия решений, мышления, чувств и поведения. Они могут быть испытаны внутренне и выражены вовне индивидом. A

    Состояние эго — это, по сути, то, что мы думаем и чувствуем в данный момент времени, и оно отражается в том, как мы относимся к себе и другим людям.

    Согласно транзакционному анализу, строительными блоками нашей личности являются состояния эго. Срок «состояние эго» означает состояние « эго » или « I ». Таким образом, «я» занимает центральное место.

    Человек находится в определенном эго-состоянии в определенный момент и может оказаться в другом эго-состоянии моментом позже. Приложив немного усилий, мы можем наблюдать за своим поведением из определенного эго-состояния. Состояния эго — это эмпирических и наблюдаемых элементов нашей личности.

    Слово «холистический» в определении эго-состояний подчеркивает, что здоровая личность представляет собой интеграцию многих элементов. В TA мы имеем дело со всеобщим опытом индивидуума, и поэтому различные состояния эго не ограничиваются каким-то одним способом функционирования.

    Понимая концепцию эго-состояний в транзакционном анализе, мы можем понять, почему мы ведем себя по-разному в разное время. Как только мы узнаем причины человеческого поведения, нам становится легче сознательно опосредовать и контролировать собственное поведение. Это даст нам чувство свободы и ответственности.

    Возможно, вы обнаружите, что можете очень хорошо применять это в своих жизненных ситуациях.

    Согласно транзакционному анализу, наша личность состоит в основном из трех эго-состояний – Родительского Эго-Состояния , Взрослого Эго-Состояния и Детского Эго Состояние .

    1. Родительское эго-состояние

    Родительское эго-состояние — это та часть личности, которую мы заимствуем у наших родителей . Даже от тех, кто занял их место. В основном от родителей и авторитарных фигур в нашей повседневной жизни.

    Все мы в детстве впитываем чужие личности в свои. Обычно, не осознавая этого, мы улавливаем позы, жесты, привычки, идеи и выражения других людей. Этот набор установок, чувств и поведений, скопированных со всех без исключения значимых родительских фигур, становится родительским эго-состоянием.

    Мы записываем эти способы видения и действия в нашем мозгу, и позже в жизни они становятся почти автоматическими реакциями. Находясь в состоянии родительского эго, мы буквально ведем себя так, как вели себя наши родители.

    Родительское эго-состояние выражается внешне одним из двух способов – Критическое Поведение или Заботливое Поведение.

    A. Критический Родитель

    Критический Родитель Эго-состояние заключается в обвинении других и неконструктивной критике. Это включает в себя такое поведение, как — нападение на других людей, крайняя критичность, не слушание, отсутствие интереса к объяснениям. Критически настроенный родитель скорее спишет вас со счетов как личность, чем будет разбираться с вашим поведением.

    Таким образом, когда вы видите, как ученик разговаривает в классе, отвлекая себя и других, учитель называет его надоедливым. Это не имеет отношения к поведению , но обозначает ученика. Когда учителя делают это, они ведут себя исходя из критического родительского эго-состояния.

    B. Заботливый Родитель

    Эго-состояние заботливого родителя в первую очередь связано с заботой, воспитанием и утешением людей . Он основан на понимании и пытается заставить людей чувствовать себя хорошо. Действия, предпринятые в этом состоянии, вселяют уверенность и побуждают других продолжать и полны признательности людям и их позитивному поведению.

    Таким образом, когда вы поздравляете ученика с победой в конкурсе красноречия, вы играете роль заботливого родителя. Заботливый родитель
    поддерживает жизнь, рост и самовыражение . Это дает человеку возможность стать победителем.

    2. Эго-состояние взрослого человека

    Поведение взрослого эго-состояния – это примерно-

    • сбор, анализ и оценка информации
    • смысл этого
    • делать взвешенные суждения о вещах.

    Взрослое эго-состояние имеет дело с фактами , а не с чувствами и эмоциями. Он реагирует на чувства и эмоции своего естественного детского эго-состояния. И учитывает мнение и убеждения родительского эго-состояния. Он основан на

    «думать, прежде чем говорить» .

    Взрослое эго-состояние заключается в попытке понять, почему мы
    реагируем или ведем себя определенным образом, и делаем сознательный выбор. типичное поведение взрослых — это спокойное, рациональное, аналитическое, бесстрастное логично и разумно .

    Обычно используются следующие слова: Почему? Когда? Где? Что? Как? ВОЗ? Имеет ли это смысл? Проверяет на реальность, прежде чем делать выводы и ответы.

    A. Фотографический взрослый

    Фотографический взрослый — это та часть личности, которая воспринимает происходящее в здесь и сейчас , записывает это в мозгу, запоминает и сообщает об этом.

    Таким образом, когда кто-то говорит вам, что вы носили ту же рубашку на вечеринке на прошлой неделе, он находится в своих фотографическое взрослое состояние.

    B. Комбинирующий взрослый

    Комбинирующий взрослый — это та часть личности, которая производит вычисления, используя данные, поступающие от фотографического взрослого и хранящиеся в памяти. Он вычисляет вероятности, делает прогнозы и выполняет большую часть рассуждений.

    Например, сочетание признаков взрослого проявляется в вас, когда вы говорите своему учителю, что на предстоящих экзаменах вы, вероятно, получите 80 процентов оценок. Ваш прогноз основан на ваших наблюдениях и анализе того, насколько хорошо вы усвоили концепции, и на вашем среднем балле в практических тестах.

    3. Детское эго-состояние

    Детское эго-состояние является источником наших эмоциональных реакций. Ребенок снова испытывает те эмоции, которые изначально вызвала у него ситуация. И он/она начинает осознавать те же интерпретации, истинные или ложные, которые он/она давал опыту в первую очередь.

    Каждый носит это в своем мозгу и нервной системе. Это постоянных записей пути –

    • он/она опытный мир,
    • как он/она чувствовал о мире
    • так, как он/она приспособил к нему .

    Наш мысленный магнитофон записывает событий на одну дорожку ( родитель ) и чувств связанных с этими событиями на другую дорожку ( ребенок ). Другими словами, детское эго-состояние — это запись внутренних событий или реакций маленького человека на то, что он видит и слышит.

    Это запись радости, удивления, изумления и всех прекрасных чувств, связанных с нашими первыми открытиями в жизни с одной стороны. С другой стороны, ужас, агония и все пугающие чувства.

    Сегодня с нами, взрослыми, может случиться многое, воссоздающее ситуацию детства.
    Когда это происходит, мы говорим, что наше детское эго-состояние взяло верх.

    A. Естественный ребенок (NC)

    Естественным поведением ребенка является поведение, нуждается в , а хочет открытым, честным и неманипулятивным образом.

    Естественный ребенок самовыражается спонтанно, не заботясь о других. Он энергичен, чувствителен, любвеобилен, раскован и любит веселье . Он чувствует себя свободным и делает то, что хочет.

    В нем найдено генетических записей всех наших первичных побуждений

    B. Адаптированный ребенок (AC)

    Адаптированный ребенок – это та часть ребенка, которая демонстрирует модификацию естественных детских склонностей. Эти адаптации происходят в ответ на травматический опыт, обучение и требования со стороны авторитетных фигур.

    Адаптация может происходить двумя способами: покорный или послушный ребенок  и бунтующий ребенок.

    C. Податливый ребенок (CC)

    В податливом дочернем состоянии вы делаете то, что другие люди хотят, чтобы вы делали независимо от того, как вы к этому относитесь.

    Вы ведете себя так, как, по вашему мнению, другие люди ожидают или хотят, чтобы вы вели себя, а не так, как
    соответствует тому, что вы чувствуете, как если бы вы чувствовали себя естественным ребенком.

    Даже если здравый смысл подсказывает вам не выполнять просьбу, вы все равно ее выполняете.

    D. Мятежный ребенок (RC)

    Мятежный ребенок — это та часть личности, которая восстает против власти и воспринимается как навязывание.

    Это разумно и имеет смысл. Он реактивен в своем поведении.

    Например, вам дается три периода замены в один и тот же день, и вы идете и говорите своему директору
    , что не пойдете ни на один из них, это будет «бунтарское поведение ребенка» .

    E. Маленький профессор

    Маленький профессор — это мыслящая часть детского эго-состояния. Это творческий , имеет инициативный и манипулятивный .

    С маленьким профессором ребенок продумывает ситуацию и, кажется, обладает врожденной способностью придумывать новые идеи, «дергать за нужные ниточки» , чтобы достичь желаемой цели и проявлять инициативу, чтобы знать, что делать в данной ситуации. ситуация.

    Например. Мать ругает сына. Он подходит и обнимает ее с очаровательной улыбкой. Мать забывает свой гнев. В этом примере сын успешно меняет неприятную ситуацию, в которой он находится, на приятную.

    Транзакции

    Когда люди общаются друг с другом, их эго-состояния взаимодействуют друг с другом. Это известно как транзакция. Сделки здоровы, когда состояния эго взаимодействуют и сочетаются здоровым образом. Однако иногда состояния эго загрязняют и вызывают нездоровое общение.

    В любой момент человек совершает действие из определенного эго-состояния из Родителя (ценности), Взрослого (рациональность) и Ребёнка (эмоции, творчество). Сделки и общение будут здоровыми только тогда, когда состояния эго дополняют друг друга. Кроме того, он также должен быть сочувствующим.

    Примеры различных транзакций –

    Дополнительная транзакция

    1) Родитель-ребенок  –

    Человек А: О нет! Я пролил молоко! Человек Б: Все в порядке! Пойдем, позволь мне почистить его для тебя, дорогая.

    2) Взрослый

    Лицо A: Вы не видели мой бумажник? Человек Б: Да, он внутри ящика.

    Дополняющая транзакция состояний Эго

    Перекрестная транзакция

    Этот тип транзакции обычно происходит, когда человек нацеливает свой разговор на определенное эго-состояние другого человека и ожидает ответа от него. Однако другой человек отвечает из другого состояния эго.

    Например –

    Лицо А (цель – взрослый взрослому ) : Вы видели мой бумажник? Человек Б (ответ — Родитель ребенку ) О нет! Вы снова его потеряли!

    Перекрестная трансакция состояний эго

    Функции состояний эго

    У нас есть три состояния эго, и нам нужно, чтобы все три из них функционировали комплексно, чтобы вести здоровый образ жизни. Тем не менее, каждое состояние эго имеет свои собственные функции. Давайте посмотрим, что это за функции.

    Функция Родительского Эго

    Состояние Родительского Эго помогает людям быть хорошими родителями и организовывать свою жизнь в соответствии со шкалой ценностей и суждений.

    Точно так же, как хорошие родители обеспечивают содержание, поддержку, любовь и руководство для своих детей, родительское эго-состояние обеспечивает воспитание, безопасность и правила для нас и других.

    Это помогает нам автоматически выполнять бесчисленные рутинные задачи без необходимости каждый раз тщательно обдумывать их.

    Функция Эго Взрослого

    Эго-состояние взрослого функционирует в , обновляя родителя и потомка. Он проверяет данные в родительском объекте, чтобы увидеть, является ли то, что он предписывает, истинным и все еще применимым сегодня .

    Кроме того, это помогает сохранить уместное эмоциональное выражение. Индивид, действующий из этого эго-состояния, собирает и обрабатывает данные в настоящем, проверяет реальность и решает, какой курс действий предпринять.

    Функция детского эго

    Состояние детского эго в транзакционном анализе означает удовлетворение своих потребностей . Каждый ребенок хочет удовлетворения своего голода и удовлетворения своих потребностей. Он будет выражать радость, когда удовлетворен, и гнев, когда разочарован.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *