Эгоцентризм детского мышления это: Эгоцентризм детского мышления

Вопрос 4.2 . Эгоцентризм мышления ребенка. Эксперименты Пиаже.

1.По конспекту лекций.

Пиаже открыл феномен эгоцентризма детского мышления, который заканчивается в возрасте 5-7 лет (период децентрации). Этот феномен обусловлен принципами перцептивного познания мира (для ребенка главный канал, связывающий его с окружающем миром, — восприятия; зрелое мышление всегда обладает децентрацией, т. е. способностью «видеть» события со стороны, с разных точек зрения). Эгоцентризм связан с привязанностью ребенка с пространством вокруг себя ( он воспринимает мир только в данный момент и в конкретной ситуации). С двух лет ребенок начинает приспосабливаться к пространству , благодаря чему он может соотносить себя с разными точками пространства( начало децентрации) . Самым эффективным способом развития децентрации мышления ребенка — групповая игра с правилами, которая позволяет почувствовать ситуацию с точки зрения разных ролей (например , игра в прятки)

Эгоцентризм мышления ребенка выражается в том, что центром системы координат для него является собственное «Я».

Эгоцентризм является ярким признаком допонятийного мышления.

2.По Пиаже.

Эгоцентризм – фактор познания. Это определенная совокупность докритическихи, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствуют интеллектуальная релятивность и реципрокность. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствия понимания относительности познания мира и координации точек зрения, С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «я». Изначальный эгоцентризм познания – это не гипертрофия осознания «я». Это непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «я», не может выйти из «я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.

Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок не может встать на другую точку зрения. Например, эксперимент с макетом из трех гор. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой — то отличительный признак – домик,реку, спускающаяся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы были изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок , где горы были изображены так , как он видит их сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы были изображены так , как воспринимает их он со своего места.

Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственно й. Эгоцентризм означает , что ребенок , представляя себе природу и других людей , не учитывает свое собственное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Эгоцентризм показывает , что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта. Эгоцентризм – следствие внешних обстоятельств, среди которых субъект живет . Главное (в эгоцентризме) – это спонтанная позиция субъекта , который непосредственно относится к объекту, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая своей собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знаний, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма – значит осознать то , что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «я» систему общих взаимных отношений.

Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Развитие (по Пиаже) – это смена умственных позиций. Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое – осознать собственное «я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку зрения с другими ,а не рассматривать ее как единственно возможную.

3. Экспериментальные факты.

В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития рассматривает предметы такими , какими их дает непосредственно восприятие – он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает ,например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним , когда он убегает .Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Это происходит от того ,что дети свое «я» не отделяют от вещей. Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Реализм бывает двух типов : интеллектуальный и моральный . Например, ребенок уверен ,что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том ,что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.

В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими согласно непосредственному восприятию.

Большие вещи ребенок всегда считает тяжелыми , а маленькие – легкими. Для ребенка эти и многие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Появление других представлений о вещах, как, например , в эксперименте с плаванием тел : камешек – легкий для ребенка, но тяжелый для воды – означает, что детские представления начинают терять свое абсолютное значение и становятся относительными. Ребенок не может обнаружить ,что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Пиаже спрашивал , например: у Шарля «Есть у тебя братья?» — «Артур». «А у него есть брат?» — «Нет». «А сколько у вас братьев в семье?» — «Двое» . « А у тебя есть брат?». «Один». «А он имеет братьев?» — «Совсем не имеет». « Ты его брат?» — «да». «Тогда у него есть брат?» — «Нет».

Все отлично, дополнений не требуется!

Эгоцентризм как своеобразное мышление ребенка

Жан Пиаже – известный швейцарский психолог, который много лет работал над изучением поведения детей, его мотивов.

Когда человек концентрирует свое внимание только на собственных интересах и потребностях, не имея понимания желаний и эмоций других людей, тогда и имеет место эгоцентризм.

Отмечают некоторые черты эгоцентричного человека:

  • нечуткость;
  • невнимательность к окружающим;
  • сдержанность в похвале и благодарности по отношению к другим людям;
  • централизованное внимание на своих желаниях;
  • отчужденность внимания на потребностях других;
  • другие.

Интересен тот факт, что все эти явления в восприятии ребенка своего и чужого выступают естественным восприятием окружающего мира малышом.

На формирование эгоцентризма влияют

  • генетика;
  • воспитание;
  • социальные нормы;
  • окружение;
  • другие.

В переходном возрасте, когда нормализуется гормональный фон, эгоцентризм исчезает. Однако если он сохраняется, то у взрослых усложняется жизнь во взаимоотношениях с окружающими.

При наличии эгоцентризма у ребенка наблюдается своеобразное мышление:

  • отличительное понимание многих мотивов окружающих;
  • многие реакции людей непонятны, фокусируется внимание на своей правоте;
  • мнительность по отношению к себе и другим;
  • опытность жизни во всех случаях превосходит опытность собеседника;
  • не знание границ во всем;
  • другие.

Но чем же состоит разница между эгоизмом эгоцентризмом?

Эгоизм – явление сознательное. Человек имеет цели достижения собственных интересов в ущерб желаниям других людей, анализируя ситуацию. А эгоцентризм имеет аналогичное поведение с поведением эгоиста, но на бессознательном уровне. Эгоцентрик слеп к нуждам других, бескорыстен.

Хочется отметить, что с точки зрения психологов, эгоцентризм является опасным явлением, поскольку в жизненных ситуациях лишен способности проявлять гибкость, идти на компромисс. Эгоцентризм негативно влияет на психику человека. Это влияние подобно влиянию таких зависимостей, как алкоголь, наркомания и другие. Эгоцентричный человек не способен в корне изменить что-либо, к лучшему обратить свою жизнь…      Эгоцентризм детского мышления – это сосредоточенность ребенка на своих потребностях и интересах. В данном случае эгоцентрическая речь выступает проявлением возрастным развитием. Ребенок может говорить фразы, вырванные из контекста своих мыслей, и удивляться, что окружающие не понимают, о чем он говорит.

Детский эгоцентризм обусловлен неумением ребенка осознавать наличие множества мнений и разных точек зрения. При столкновении с противоречивым мнением ребенок его игнорирует.

Родителям следует говорить детям то, что каждый человек имеет право на собственное мнение, чтобы научиться уважать чужое мнение.

Часто можно наблюдать, как ребенок разговаривает сам с собой. Это связано как раз с эгоцентрической речью и мышлением. Обуславливается это на практике в большинстве случаев, когда чадо в семье одно.     Эгоцентрическая речь – это предварительная стадия, которая приводит к фактической социализированной речи, такой, как используют взрослые. Детям трудно справиться с собственным мыслительным процессом; они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь представляет собой монолог, адресованный никому. Каждый в детстве использует эту речь, чтобы сопровождать свои действия. Это делает его вспомогательным механизмом для повседневной деятельности ребенка. Согласно научным исследованиям, количество эгоцентрической речи в дошкольном возрасте чрезвычайно велико. Примерно половина речевых моделей 6-7-летних детей эгоцентричны.

Ученые доказали, что детский эгоцентризм – это научно обоснованное нормальное явление, необходимое для процесса развития.

Общаться с ребенком эгоцентриком –нелегкое дело, так как он привык иметь правильное мнение – свое и единственное, и это является следствием ошибочного воспитания. (Примером служит Марфушенька-Душенька из сказки «Морозко», где Марфушенька – «царь и бог», а все остальные находятся у нее в прямом подчинении).

Воспитать авторитет родителей трудно, но надо начать с того, чтобы научиться говорить твердое «нет» на очередной каприз, вспомнить о своих собственных увлечениях, чтобы родительское внимание и опека не были навязчивыми. Не надо позволять ребенку обижать других людей. Необходимо воспитывать в нем уважение к окружающим, умение делиться со сверстниками.

Эгоцентризм, начинающийся в детстве

Эгоцентризм — стадия развития ребенка, обычно в возрасте от четырех до семи лет, характеризующаяся отсутствием осознания иных точек зрения, отличных от собственной. Это эгоцентричная стадия развития, когда ребенок еще не усвоил, что вещи могут быть и являются отличными от его собственных интерпретаций. Например, ребенок знает, что такое мяч, и он знает, что мяч круглый. Он видит на небе круглую луну и делает вывод, что это тоже шар.

Жан Пиаже

Жан Пиаже был специалистом в области биологии развития, хорошо известным тем, что внимательно наблюдал и регистрировал интеллектуальные способности младенцев, детей и подростков. Согласно Пиаже, эгоцентризм в детстве — это убежденность в том, что все думают одинаково. На этом этапе развития дети думают, что весь мир имеет те же взгляды, чувства и желания в отношении жизни, что и они. Они верят, что мир не только создан для них, но и что они могут им управлять.

Большинство эгоцентричных мыслей эгоцентричны. Интерпретация Пиаже состоит в том, что ребенку на этой стадии развития трудно понять жизнь с любой точки зрения, кроме своей собственной. На этом этапе ребенок очень ориентирован на «я». Пиаже также называл эту фазу дооперациональной стадией жизни.

Я! Мне! Мне!

К четырем годам ребенок достаточно владеет языком, чтобы поддерживать разговор, но разговор, скорее всего, будет посвящен ему самому и тому, что он делает. Например, если у ребенка есть определенная игрушка, и он во время игры разговаривает с другим ребенком, независимо от того, что может сказать другой ребенок, каждый ответ первого ребенка будет касаться игрушки, с которой он играет. Как будто он даже не слышит, как говорит другой ребенок. Его интересует только то, что его интересует в данный момент.

Эгоцентризм охватывает также дополнительные фазы развития в раннем детстве. Есть реализм, представляющий собой смешение объективного и субъективного, анимизм, смешение одушевленных и неодушевленных предметов, и искусственничество, смешение созданной человеком деятельности с естественными причинами. Эти формы эгоцентризма демонстрируют неспособность отличить субъективное от объективного. Ребенок будет применять субъективные идеи к внешним объектам. Они не могут относиться к другим иначе, чем со своей собственной точки зрения, и они превращают объективные идеи в свои собственные субъективные миры.

Двигаясь дальше

После семи лет дети начинают понимать, что у разных людей точки зрения отличаются от их собственных. Ребенка, который все еще проявляет эгоцентрическое поведение, могут попросить пойти и сорвать определенные цветы определенных цветов, но он вернется только с теми цветами, которые его интересуют. После семи лет ребенок, получивший те же указания, скорее всего, вернется с запрошенными цветами; он начинает понимать, что есть разные точки зрения на одну и ту же тему.

Но хотя обычно эгоцентризм считается стадией раннего когнитивного развития, такое мышление может не исчезнуть полностью даже в более поздние периоды развития. Даже во взрослом возрасте нарциссизм несколько связан с эгоцентризмом в том смысле, что нарцисс хочет, чтобы весь мир был вокруг него.

Как думают наши дошкольники?

Каждый раз, когда ребенка преждевременно учат чему-то, что он мог бы открыть сам, этот ребенок удерживается от изобретения этого и, следовательно, от полного понимания этого.
– Жан Пиаже (1896-1980)

 

Вы когда-нибудь останавливали себя, когда вспоминали, что ваш дошкольник на самом деле не думает как взрослый? Конечно, мы это знаем, даже если время от времени «забываем» на мгновение. Но чем именно их мышление отличается от нашего и что происходит, чтобы они в конце концов стали думать как взрослые?

Возможно, лучше всего искать ответы на этот вопрос у основоположника когнитивного развития детей: известного швейцарского психолога Жана Пиаже (1896 – 1980).

Кем был Жан Пиаже?

Пиаже был первым психологом, который провел всестороннее исследование мышления детей, то есть их когнитивного развития. Во время своей ранней работы он заинтересовался детскими рассуждениями об их неправильных ответах, которые требовали логического мышления. Он считал, что неправильные ответы демонстрируют значительную разницу между мышлением детей и взрослых.

Пиаже путешествовал по разным странам и обнаружил, что интерес многих педагогов был сосредоточен на том, как они могут ускорить развитие детей (особенно в США). Однако он считал, что попытка ускорить прогресс детей может быть хуже, чем полное отсутствие обучения, потому что это приводит к0021 поверхностное принятие формул для взрослых вместо истинного когнитивного понимания (May and Kundert, 1997).

Похоже, это желание ускорить развитие наших детей не сильно изменилось со времен путешествий Пиаже. Наша борьба за дошкольное учреждение (см. сообщение 1), которое так или иначе не пыталось достичь этого, казалось, отражала это постоянное желание. Если ребенок хорошо развивается и находится в тандеме со своими ближайшими сверстниками, то мы все можем дышать. Однако, если они «отстают» от своих сверстников, родители часто чувствуют, что с их ребенком что-то не так.

Что такое теория Пиаже?

Теория Пиаже фокусируется на различных стадиях когнитивного развития ребенка. Он заявил, что все дети проходят через эти стадии развития, и что ни одна стадия не может быть упущена. Однако дети будут проходить этапы со скоростью 90 040 – их собственную индивидуальную скорость.

Примечательно, что Пиаже не указал конкретный возраст, в котором ребенок должен достичь каждой стадии, а указал возрастной диапазон, указывающий, когда он, вероятно, достигнет его. Этапы:

Стадия 1: Сенсомоторная (от рождения до 2 лет)
Стадия 2: Предоперационная (2–7 лет)
Стадия 3: Конкретная операционная (7–12 лет)
Стадия 4: Формальная операционная (12–взрослость)

Как это блог ориентирован на детей от 2 до 7 лет, я сосредоточусь на дооперационном этапе. Однако, если вас интересуют другие этапы, вы можете узнать больше, нажав на справочные ссылки в конце поста.

Что такое предэксплуатационный этап?

Согласно Пиаже, дети на этом этапе не может использовать логику или преобразовывать, комбинировать или разделять идеи (Mc Leod, S.A. 2015). Они приобретают опыт об окружающем мире и продвигаются к конкретной стадии, где они смогут использовать логику в своем мышлении. Основные аспекты этой стадии:

Центрирование
Ребенок склонен думать только об одном аспекте данной ситуации в каждый момент времени и игнорировать другие.

Примером этого является жидкостный тест Пиаже. В тесте детям показывали два одинаковых стакана, наполненных одинаковым количеством жидкости. Дети соглашались, что в стаканах было одинаковое количество жидкости.

Тогда жидкость из одного стакана будет перелита в более широкий и короткий стакан. Затем дети делали вывод, что в одном из стаканов было больше жидкости, а не то, что количество жидкости осталось неизменным. Они могли сосредоточиться только на жидкости, а не на жидкости и стаканов разного размера.

Видео на Youtube ниже показывает пример такого эксперимента в действии:

 

Эгоцентризм
Эгоцентризм относится к тому, как дети на этом этапе думают, что все видят все так же, как и они (что все имеют ту же точку зрения, что и они). Иногда взрослому это может показаться эгоизмом. Однако это неспособность видеть, что другие люди могут думать иначе, чем они; что у них другая точка зрения.

Например, ваш трехлетний ребенок хочет купить вам на день рождения игрушечный грузовик. Они не эгоистичны, но думают, что вам это понравится так же, как и им. Другими словами, у вас будет та же точка зрения на это, что и у них.

Хорошо известный тест Пиаже — задача трех гор. В этом эксперименте ребенка сажают с одной стороны стола и спрашивают, что он/она может видеть. Затем их спрашивают, что может видеть человек, сидящий напротив них. Ребенок на эгоцентрической стадии ответит, что человек, сидящий напротив него, может видеть то же, что и он.

Видео на Youtube ниже показывает пример такого эксперимента в действии:

 

Пиаже утверждал, что детское мышление уже не эгоцентрично к 7 годам. Однако Мартин Хьюз (1975) утверждает, что к 4 годам дети перестают быть эгоцентричными. Их общение отражает то, что они думают, а не общение с другим ребенком.

Затем, по мере продвижения по сцене, они отходят от эгоцентризма и наслаждаются игрой со своими друзьями, а не рядом с ними. Спектакль теперь больше похож на «давай притворимся» и играешь роли своих любимых персонажей.

Ребенку иногда может быть трудно ориентироваться на этом этапе, так как теперь он не только общается со своими друзьями, но и должен начать обсуждать правила, а также учитывать чувства и мнения других.

Символическое представление
Здесь ребенок может заставить один объект представлять что-то другое. Ваш кошелек внезапно становится их телефоном!

Анимизм
Анимизм связан с верой детей в то, что неодушевленные предметы обладают эмоциями и чувствами: это, мир природы жив, сознателен и имеет цель (Mc Leod, S.A. 2015). Примерно к 4-5 годам ребенок думает, что все живое и имеет цель, а к 5-7 годам — ​​что только то, что движется, имеет цель.

Искусственность
Искусственность относится к детям, которые думают, что некоторые вещи в их окружении созданы людьми, например, облака.

Ребенок часто… проецирует всю свою словесную мысль на вещи. Он видит горы, построенные людьми, реки, выкопанные лопатами, солнце и луну, которые следуют за нами во время наших прогулок.
– Jean Piaget

Именно на этом этапе они также начинают спрашивать «почему?» на каждый ответ, который им дают. Хотя иногда может показаться, что они намеренно испытывают наше терпение, они просто становятся все более любопытными к окружающему миру. Они начинают рассуждать с желанием узнать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал это «интуитивной подстадией». Сейчас дети начинают осознавать, что у них есть большой объем знаний, но они не знают, как они их приобрели.

На дооперационном этапе также наблюдается зрелость в использовании языка, а их память и воображение продолжают развиваться. То, как они думают на этом этапе, основано на интуиции и все еще не совсем логично. они еще не могут понять более сложные понятия, такие как причина и следствие, время и сравнение (www.webmd.com).

Заключительные комментарии

Я думаю, что теория Пиаже, получившая широкое признание в сфере образования, может дать родителям некоторую уверенность, когда они применяют ее к своим детям. Некоторые ключевые моменты для этого заключаются в том, что дети действительно развиваются со своей собственной скоростью и что любая попытка ускорить это развитие не приносит пользы и может быть вредной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *