Ученые подтвердили, что самые большие эгоисты — те, кто служит общественному благу
Почему быть добрым жестоко, как научиться правильно наказывать во благо и что на самом деле у альтруистов на уме — рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
Американские ученые выяснили: альтруистическое поведение человека далеко не всегда свидетельствует о том, что он желает добра окружающим людям, часто бывает так, что альтруизм является лишь прикрытием для стремления занять доминирующее положение в обществе и подавить авторитет других. Исследование, в котором приводится анализ модели «альтруистического наказания», было опубликовано в последнем выпуске журнала Nature.
В 2004 году в журнале Evolution and Human Behavior экономисты из Швейцарии Эрнст Фер и Урс Фишбахер заявили о существовании особой модели человеческого поведения, которая была названа «альтруистическое наказание» (англ. Third-party punishment — TPP). Суть альтруистического наказания, или «наказания третьей стороной», сводится к следующему: «Я наказываю тебя за то, что ты ведешь себя некорректно по отношению к нему».
Приказы изменяют мозг
О том, как приказ вышестоящего человека изменяет работу головного мозга и заставляет человека снять с себя…
19 февраля 11:32
Альтруисты обычно наказывают тех, кто своим поведением подрывает существование принятых норм и мешает достижению общественного блага.
Швейцарские экономисты не только описали данную модель с опорой на результаты экспериментов, но и поставили ее среди важных факторов развития общества. По мнению ученых, альтруистическое наказание значительно способствует взаимодействию между людьми. Общество переходило к более высоким уровням организации во многом за счет способности людей договариваться между собой, ставить общие цели, а нередко и жертвовать собой ради их достижения. С большой долей вероятности ученые считают, что
альтруистическое наказание — общекультурная черта и присуща она каждому человеку вне зависимости от типа общества, в котором формировалась его личность.
Голландские нейробиологи на основе изучения нейронных механизмов, заставляющих человека следовать нормам после наказания третьей стороной, заявили, что современная система правосудия основана именно на альтруистическом наказании. С деталями работы можно ознакомиться на страницах журнала Nature Neuroscience.
Кто людям помогает — не тратит время зря
Конфликты на работе, бесконечные пробки, разногласия с близкими — есть ли способ уменьшить количество…
13 января 10:41
Еще один аспект альтруистического наказания — чувство удовлетворения и радости, возникающее у человека после вынесения приговора нарушителям общественных норм. По степени эмоционального удовлетворения чувство от справедливого наказания эгоистов подобно целому спектру ощущений от поступков ради близких. Даже если человек несет материальные убытки, наказывая другого за неблагородное поведение, это нисколько не уменьшает чувства удовлетворенности от совершенного. Доказательством этому служат результаты экономической игры, проведенной в 2001 году Эрнстом Фером и Симоном Гехтером.
Участников игры поделили на небольшие группы, в каждой из которых был один «нуждающийся». Испытуемым предлагалось сыграть на деньги, чтобы потратить выигрыш на помощь членам групп, стесненным в материальных средствах. Сумма выдавалась из общего фонда группы. Каждый из участников мог самостоятельно решить, сколько выделить в общий фонд. Остатки выигрышей поровну распределялись между всеми членами группы: чем больше средств выделяли испытуемые, тем больше они получали назад. Ученые заметили, что в сложившейся ситуации у некоторых участников пропало желание делать свой вклад, так как они рассчитывали на получение доли других. Авторы исследования предоставили участникам право наказывать нечестных игроков, но только за деньги: чтобы наказать кого-то, необходимо было купить это право. Результаты эксперимента показали, что примерно 84% участников заплатили за свою возможность наказывать провинившихся хотя бы один раз, более 34% — пять и более раз, а
десятая часть всех участников проявила принципиальность себе в убыток около двух десятков раз.
Недавно группа экономистов и психологов из Гарварда и Йельского университета решили еще раз опытным путем подтвердить существование в сознании взрослого человека модели альтруистического наказания.
Пейзаж заменит веру
Почему вера заставляет людей тратить деньги, как магнит может изменить степень религиозности человека, а также…
Установка «если я порицаю чужой эгоизм, я отправляю сигнал, что не эгоистичен по отношению к тебе» была принята в качестве базовой. Подобно швейцарским ученым, исследовательская группа провела экономическую игру с «нуждающимся» участником. Членам группы были присвоены роли: «помощники» имели право решать, отдавать ли «нуждающемуся» деньги, а «наказывающие» — оплачивать ли возможность наказать «помощника» в случае его нежелания делиться. Отдельную роль играли сторонние наблюдатели, которые по итогам игры должны были выбрать, с кем вступить в сотрудничество.
Наблюдения за всеми участниками показали, что стремление наказать за нечестное поведение расценивается как степень надежности члена сообщества:
наблюдатели охотнее шли на контакт с теми, кто платил за стремление наказать нарушителя норм общественной морали.
Ученые определили новые стороны модели альтруистического наказания: порицание чужого эгоизма третьей стороны следует расценивать прежде всего как заявление о собственной благонадежности для общества.
Хотя поведенческая модель и носит название «альтруистической», «жертвование собой ради общего блага» является только ее внешним признаком. Вступаясь за слабого, индивид демонстрирует собственную силу и тем самым утверждает ее в качестве новой.
как стать счастливее и сохранить порядочность
Ника Воюцкая
хочет поступать правильно
Профиль автораАльтруизм полезен не только нуждающимся в помощи, но и тем, кто эту помощь оказывает.
Исследования показывают: волонтерство улучшает здоровье — причем и физическое, и ментальное, а люди, которые тратят деньги на других, чувствуют себя счастливее.
Однако альтруизм предполагает жертву своих интересов в пользу чужих. Альтруист будет финансово поддерживать родственников, даже если это идет в ущерб ему самому. Желание помогать может оставить его без накоплений или вовсе с долгами — и отсутствие денег не сделает его ни спокойнее, ни счастливее.
Разбираемся, как действовать так, чтобы увеличить свои шансы на счастье.
Что нужно знать о работе мозга
Главное о действенных способах не поддаваться стрессу и ошибкам мышления — в вашей почте дважды в месяц по пятницам. Бесплатно
Почему помогать так приятно
В 2013 году ученые из Вашингтона задались вопросом: почему некоторые готовы помочь другому человеку, когда помощь сопряжена с большим риском и потерями для них самих? Особенно — если этот человек не является ни родственником, ни другом, а просто незнакомцем.
Чтобы найти ответ, исследователи опросили десятки экстраординарных альтруистов — тех, кто отдал почку совершенно незнакомому человеку. Рассказы этих людей объединяли три общие детали.
/bad-side-optimist/Как позитивное мышление приводит к негативным последствиям
Во-первых, их альтруизм не возник внезапно. Начиналось все с небольшой помощи вроде донорства крови и волонтерства.
Во-вторых, пожертвовавшие почку незнакомцу люди говорили, что, если бы у них было не две почки, а больше, то они отдавали бы их снова и снова.
В-третьих, несмотря на все риски, боль и неудобства из-за операции, они испытывали радость, что кому-то помогли. Один из экстраординарных альтруистов даже сказал: «Акт пожертвования сопровождает эйфория, которую трудно объяснить, не прозвучав при этом немного безумно».
Идея пожертвовать почку незнакомцу действительно может показаться безумной большинству людей. Но не ученым. Им давно известен феномен так называемого «теплого сияния дарения» — удовольствия от акта дарения, наличие которого подтверждают нейробиологические исследования.
Обычно феномен «теплого сияния дарения» объясняют активностью прилежащего ядра — области мозга, возбуждение которой приводит к высвобождению дофамина. Этот нейромедиатор вызывает чувство предвкушения удовольствия. Это приводит к желанию снова и снова делать то, что привело к его высвобождению.
Действия, которые мотивирует совершить дофамин, как правило, позволяют человеку выполнить свою эволюционную задачу: выжить и передать свои гены как можно большему количеству потомков. Среди таких занятий — секс и поедание вкусной пищи. И альтруизм с точки зрения эволюции может быть полезен для выживания так же, как и они: если помочь другому сейчас, возможно, в будущем он поможет тебе.
/hero-syndrom/«Если не я, то кто»: что такое синдром спасателя
Например, если ты член сообщества, где все поддерживают друг друга, твои шансы выжить, как и каждого члена сообщества, выше. Точно так же если твой сексуальный партнер — альтруист, то больше вероятность, что он действительно будет помогать тебе вырастить детей. Видимо, именно поэтому люди склонны выбирать более альтруистичных сексуальных партнеров — это просто выгодная эволюционная стратегия.
Исследовательница Эбигейл Марш рассказывает, какие особенности мозга свойственны альтруистам. Источник: ютуб-канал TEDНе все люди одинаково альтруистичны, несмотря на удовольствие, которое дает проявление доброты и щедрости. Как предполагают ученые, это связано с миндалиной — частью мозга, которая в числе прочего отвечает за родительскую заботу и реагирует на испуганное выражение лица других людей.
У экстраординарных альтруистов миндалина особенно чувствительна к страху других. А еще она больше, чем у большинства людей. У людей с психопатией, которые отличаются крайним эгоизмом и неспособностью к сопереживанию, миндалина, наоборот, меньше размером и менее чувствительна.
У необычайно альтруистичных людей объем правой миндалины в среднем на 8% больше, чем у обычных людей. Источник: pnas.org У необычайно альтруистичных людей объем правой миндалины в среднем на 8% больше, чем у обычных людей. Источник: pnas.orgЕсли представить склонность к альтруизму как шкалу, то на одном полюсе будут экстраординарные альтруисты, на другом — психопаты, а все остальные — где-то между ними.
Однако психопатические черты — не единственное, что мешает человеку быть альтруистом. Деньги играют не менее значимую роль.
Как деньги влияют на желание помогать другим
Пока вашингтонские ученые исследовали мозг экстраординарных альтруистов, их коллеги из Боннского и Бамбергского университетов изучали поведение людей в условиях, когда эгоизм приносит человеку деньги.
Исследователи предложили участникам эксперимента выбор: заработать 10 €, позволив им отравить газом мышь, выращенную для научных целей и ставшую ненужной, — или остаться ни с чем, но спасти ее. Спасенная мышь дожила бы свой век, получая все необходимое, вплоть до лучшего медицинского обслуживания. Больше половины людей — 54% — отказались от денег.
/rich-brain/Правда ли, что деньги портят людей
Но на этом ученые не остановились и провели новый эксперимент, добавив элемент рыночных отношений. На этот раз жизнь мыши зависела от двух участников. Они могли договориться, как поделить приз — 20 €, и тогда животное бы погибло. Если же хотя бы один отказывался торговаться, мышь была спасена. В итоге 72% участников предпочли пожертвовать грызуном и своими моральными принципами ради денег.
Третий эксперимент исследователи превратили в имитацию настоящего рынка с множеством покупателей и продавцов. Участники могли сторговаться друг с другом и получить выгоду от убийства мыши. В этих условиях уже 76% поступили аморально.
Это исследование демонстрирует: как только отношения превращаются в рыночные, даже обычные люди — те, кто на шкале альтруизма находились бы где-то посередине, — ведут себя эгоистично. Это объясняет многие процессы, например почему не так уж много людей отказываются покупать одежду в массмаркете, зная, что ее производство связано с эксплуатацией детского труда и загрязнением природы.
Как предполагают ученые, рыночные отношения позволяют людям находить оправдание своему неэтичному поведению неизбежностью зла и избегать ответственности за свой поступок: «Если я не куплю или не продам это, то это сделает кто-то другой».
/never-enough-money/Почему денег всегда не хватает
Но есть и альтернативное объяснение: и эгоизм, и альтруизм, — полезные стратегии, но применение каждой из них выгодно в разных ситуациях.
Эгоизм заставляет человека сосредоточиться на своих целях. Такое сфокусированное на себе поведение играет человеку на руку в рамках экономических отношений. Предприниматель не сможет добиться успеха, если будет больше думать об этике, чем о прибыли, а покупатель — сэкономить деньги, выбирая этически безупречный товар.
За пределами рынка выгоду приносит альтруистичная стратегия. Взаимопомощь, щедрость, самопожертвование создают между людьми социальные связи, в том числе — с самыми близкими людьми. Например, если романтические партнеры проявляют бескорыстное стремление поддерживать друг друга, их отношения счастливее, чем если они построены по модели «ты — мне, а я — тебе».
Почему некоторые люди более склонны помогать другим, в том числе — в ущерб себе?
Мария Данина
психолог
Профиль автораЛюди различаются по своей склонности помогать другим, что проявляется уже в раннем детском возрасте. Это, как показывают исследования, имеет в том числе и биологические причины. Небольшая часть детей будет всегда выбирать поделиться с другим ребенком своими сокровищами, небольшая часть будет стремиться все забрать себе, а большинство детей будут действовать по обстоятельствам.
Кроме того, у всех по-разному развита эмоциональная эмпатия, то есть способность вовлекаться в эмоции человека, который находится рядом. Некоторые люди активно помогают другим, поскольку им невыносимо дискомфортно переживать чужое горе.
Хотя есть исследования, которые показывают: чрезмерно сильная эмоциональная эмпатия, наоборот, провоцирует у людей избегание ситуаций, когда они могут помочь другим. Испытывая стресс от наблюдения за чужим горем, они стараются отстраниться от чужих переживаний и держаться подальше от тех, кто нуждается в помощи, чтобы сохранить свою эмоциональную стабильность.
И, наконец, еще одна важная составляющая наших индивидуальных различий в альтруизме — это самооценка и эмоциональные травмы, полученные в процессе взросления. Бывает, у человека в процессе взросления развивается множество негативных убеждений о себе и собственной ценности. Так происходит, когда ребенка с детства постоянно критикуют, оценивают, лишают тепла и поддержки и предъявляют непомерное количество требований. В этом случае вырастает человек с сильным чувством собственной незначимости.
Чем больше человек уверен в том, что он недостаточно хорош, тем больше он думает, что его потребности не имеют значения, и тем выше вероятность того, что он начнет помогать другим в ущерб себе. Чтобы справиться с ощущением своей никчемности, такой человек может восстанавливать свою самооценку за счет получения одобрения от окружающих и самопожертвования. Для него альтруизм становится способом выживания в мире, где его собственные потребности не имеют значения.
Логика такая: «Если я сама по себе не значима, то я буду делать все для спасения бездомных щенков и таким способом заслужу свое право быть достойной уважения или даже просто жизни на Земле». Но если спасать кого-то не хватает сил и времени, то ощущение никчемности возвращается. Если же спасать кого-то круглосуточно, то сил и времени не будет хватать уже на себя.
Так действия, благие и здоровые по сути, становятся источником болезненной тяги делать хорошо всем вокруг, кроме себя, при этом принося только временное облегчение и не решая ключевую проблему — неадекватное отношение к себе.
Как деньги и альтруизм влияют на счастье
Как только в отношения вмешиваются деньги, они превращаются в рыночные, а люди — в эгоистов. И далеко не всегда такое превращение идет человеку на пользу, потому что быть альтруистом не просто приятно.
Добрые дела напрямую влияют на счастье. Например, если человек тратит деньги на кого-то другого, он чувствует себя более счастливым, чем когда тратит их на самого себя. Это верно даже для двухлетних детей — правда, для них ученые использовали печенье как эквивалент денег, и его предлагалось съесть самому или отдать другому ребенку.
Как быть хорошим другом: 8 простых методов
Альтруизм полезен для счастья еще и потому, что, помогая другим, человек улучшает свои отношения с ними. А близость с другими может сделать его более счастливым, чем материальные блага. К такому выводу пришли исследователи из Южной Кореи в 2019 году.
Исследователи сопоставили данные о приоритетах в жизни и уровне счастья корейцев, которые анонимно прошли опрос в 2007, 2008 и 2009 году. Самыми счастливыми оказались те, для кого больше всего важна религия. Люди, которые больше всего ценят социальные связи, заняли второе место по уровню счастья. Те же, кто был более ориентирован на внешние достижения: работу, учебу, статус, то есть сферы жизни, которые связаны с зарабатыванием денег и получением материальных благ, — оказались самыми несчастными.
Источник: NCBI Источник: NCBIОднако нельзя сказать, что и деньги — то, что, казалось бы, мешает людям совершать добрые поступки, — для счастья не важны. Например, когда эксперты исследовательского института общественного мнения Gallup задали американцам вопрос об уровне счастья, они заметили: чем более человек богат, тем более он счастлив. Только 35% людей из семей с доходом ниже среднего ответили им, что «очень счастливы». Так же ответили 83% людей со средним доходом и 100% богатых людей.
Другой масштабный опрос Gallup — он охватил больше 136 тысяч респондентов в 132 странах — дал похожие результаты.
/list/money-and-happiness/Можно ли купить счастье: что говорит на эту тему наука
Это означает, что финансовый эгоизм и альтруизм — две стратегии, одинаково важные для счастья. Деньги позволяют человеку купить все, что действительно нужно, и убирают финансовую тревогу — и, скорее всего, таким образом повышают удовлетворенность жизнью. А хорошие поступки помогают чувствовать больше радости — благодаря тому, что улучшают отношения с другими и задействуют биологические механизмы, которые мотивируют быть альтруистом и делают это необычайно приятным.
Найдя способ применять обе эти стратегии в нужные моменты, несмотря на их кажущуюся противоречивость, можно чувствовать себя более счастливым, чем если делать только что-то одно.
Как сохранить баланс между стремлением к выгоде и альтруизмом?
Мария Данина
психолог
Профиль автораСохранить баланс между заботой о других и своими потребностями помогает осознание, что вы — тоже тот человек, который нуждается в заботе. В психологии принято понятие «самосострадание» — то есть навык замечать собственный дискомфорт или страдание и проявлять по отношению к себе заботливую и принимающую позицию.
Психологи иногда предлагают для этого воспользоваться своими детскими фотографиями — когда человек смотрит на себя маленького, ему проще испытать желание себе помочь, сделать что-то хорошее.
Если вы привыкли больше заботиться о других, чем о себе, пытаться насильно ограничить свой альтруизм не особо эффективно. Стратегия самосострадания, систематической заботы о себе работает гораздо лучше. Регулярно делая что-то для себя, вы постепенно выравниваете баланс между удовлетворением своих и чужих потребностей. Со временем вы научитесь понимать, когда помощь вам вредит, а что можно продолжать делать для других без ущерба для себя.
Если же при заботе о себе постоянно возникает чувство вины, то нужно разобраться с убеждениями, которые за ним стоят. Например, идеей о том, что эгоизм — это плохо. Или о том, что все хорошее надо заслужить усердным трудом. У каждого человека такой набор убеждений свой, но сводится он к простой идее — «я не заслуживаю».
Чтобы облегчить их влияние, представьте, что вы — адвокат, которому нужно защитить в суде противоположную мысль — что вы имеете право на заботу и ценны сами по себе, даже без усердного труда. Какие аргументы вы бы приводили?
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.
Эгоизм: Только я
3.4 Эгоизм: Только я
Цели обучения
- Дайте определение этического эгоизма.
- Покажите, как работает эгоизм в бизнесе.
- Рассмотрим преимущества и недостатки эгоизма.
Этический эгоизм
Этический эгоизмУбеждение в том, что действие является морально правильным, если последствия этого действия более благоприятны, чем неблагоприятны для человека, который действует: любое действие, которое служит моим личным интересам, также является морально правильным действием. То, что хорошо для меня в том смысле, что это доставляет мне удовольствие и счастье, также хорошо в том смысле, что это морально правильное действие.
Этический эгоизм отражает альтруизм: если я альтруист, я считаю, что действия должны повышать счастье других в этом мире, и то, что происходит со мной, не имеет значения. Если я эгоист, я считаю, что действия должны увеличивать мое счастье, и то, что происходит с другими, не имеет значения.
Может ли кто-то вроде Блейка Микоски — человека, широко известного как альтруистический герой на общественных началах — на самом деле быть эгоистом? Да. Рассмотрите вещи таким образом. Вот молодой парень, и он ищет деньги, знаменитость, хорошие вечеринки и потрясающую девушку. Такой парень был бы не в первый раз.
Поставьте себя на его место и представьте, что вы этический эгоист: все, что хорошо для вас, хорошо. Ваша ситуация довольно ясна, ваша моральная ответственность перечисляет то, что вы должны попытаться получить, и единственный вопрос как я могу получить все это?
Это трудная задача. Стать рок-звездой, вероятно, получится, но уже есть много людей, стремящихся к этому. То же самое касается и того, чтобы стать известным актером. Спорт — еще одна возможность; Микоски, на самом деле, добился успеха в профессиональном теннисе в молодости, но, как и большинство тех, кто пытается, он не смог пробиться в высший эшелон. Так что есть пути, которые могут работать, но они трудны, это настоящая борьба за каждый шаг вперед.
Если вы умны — а Микоски, очевидно, таковы — то вы можете искать способ получить то, что вы хотите, который не заставит вас так жестоко конкурировать со многими другими. Еще лучше, может быть, вы будете искать способ, который вообще не представляет никакой конкуренции, совершенно новый путь к списку желаний. Идея обувной компании, управляемой знаменитостями, которая приносит прибыль, но также делает своего основателя звездой в глазах голливудских звезд, является довольно хорошей стратегией.
Очевидно, что никто не может заглянуть глубоко в разум Микоски и точно определить, что побудило его основать свое предприятие. Он может быть альтруистом, эгоистом или кем-то еще, но важно показать, как эгоизм может реально работать в мире. Это может сработать — хотя, конечно, так не всегда срабатывает — точно так же, как обувь TOMS.
Эгоизм и эгоизм
Когда мы слышим слово эгоист , на ум обычно приходит уродливый профиль: эгоцентричный, ненадежный, безжалостный и черствый по отношению к другим. Некоторые эгоисты действительно таковы, но им не быть такими. Если вы стремитесь максимизировать свое собственное счастье в этом мире, вы можете обнаружить, что помощь другим — это самый короткий и быстрый путь к тому, чего вы хотите. Это очень важный момент. Эгоисты не против других людей, они за себя, и если помощь другим работает на них, они это сделают. Случай с обувью TOMS подходит именно сюда. Компания улучшает жизнь многих; это повышает уровень счастья в мире. И , потому что делает это, организация добилась огромного успеха, и благодаря этому успеху Блейк Микоски, которого мы представляем себе эгоистом, получает то, что хочет: деньги, отличные вечеринки и все любят его. Короче говоря, иногда лучший путь к собственному счастью — помочь другим стать счастливее.
Так бывает не всегда. Берни Мэдофф разрушал семьи, украл у людей последние десять центов и всю жизнь жил светской жизнью. Для этичного эгоиста единственным пятном в послужном списке является то, что его поймали. 9Однако 0017
Мэдофф поймал , и это тоже необходимо учитывать при рассмотрении эгоистов и их отношения к другим. Как эгоисты могут помогать другим, потому что это служит их интересам, так и они могут подчиняться общественным обычаям и законам. Важно только отметить, что они подчиняются не из уважения к другим или потому, что это морально правильно; они играют по правилам, потому что это умный . Они не хотят сгнить в тюрьме.
В этом контексте можно провести полезный контраст между эгоизмом и себялюбием. Там, где эгоизм означает ставить свое благополучие выше благосостояния других, эгоизм — это отказ заглянуть за пределы себя. Эгоизм — это неспособность (или нежелание) признать, что есть другие люди, разделяющие мир, поэтому именно эгоистичный человек черств и нечувствителен к желаниям и потребностям других. С другой стороны, для эгоистов, поскольку совместная работа с другими может быть отличным способом удовлетворения их собственных желаний, они могут вовсе не быть эгоистичными; они могут быть как раз наоборот.
Просветленный эгоизм, Причинный эгоизм и Невидимая рука
Просветленный эгоизм Вера в то, что принесение пользы другим — действие, направленное на увеличение их счастья — может служить личным интересам эгоиста точно так же, как действия эгоиста непосредственно в пользу самого себя. это убеждение в том, что принесение пользы другим — действия, направленные на увеличение их счастья — могут служить эгоистическим интересам точно так же, как и действия эгоиста непосредственно в пользу самого себя. В отличие от альтруизма, утверждающего, что служить другим — наша этическая обязанность, щедрость просвещенного эгоиста — это рациональная стратегия, а не моральный императив. Мы помогаем другим не потому, что должны: мы помогаем им, потому что это может иметь смысл, когда, в конечном счете, мы хотим помочь только себе.
Одним из простых и общих проявлений просвещенного эгоизма является общественный договор. Соглашение между людьми действовать определенным образом не потому, что эти действия сами по себе хороши или плохи, а потому, что правила действия взаимовыгодны. Например, я согласен не воровать у вас, пока вы согласны не красть у меня. Дело не в том, что я не беру ваши вещи, потому что считаю воровство аморальным; Я оставляю тебя в покое, потому что это хороший способ заставить тебя оставить меня в покое. На менее драматическом уровне все мы постоянно заключаем мини-социальные контракты. Просто подумайте о том, чтобы провести группу людей через один из тех выходов из здания, которые заставят вас пересечь два разных ряда дверей. Если вы вышли первым, вы будете придерживать дверь для тех, кто придет после, но затем ожидайте, что кто-то придержит следующую дверь для вас. Конечно, некоторые люди придерживают дверь, потому что это хорошие манеры или что-то в этом роде, но для большинства из нас, если бы никто никогда не открывал перед нами дверь, мы очень скоро перестали бы делать им одолжение. Это, конечно, тривиальная вещь, но в реальном мире люди обычно держат двери открытыми для других, потому что они согласились на общественный договор: все остальные делают это за меня; Я сделаю это за них. Это просвещенный эгоизм, и он часто работает очень хорошо.
Обувь TOMS можно рассматривать как более сложную версию того же менталитета. Трудно понять, как именно выглядел бы контракт, если бы кто-то попытался его записать, но нетрудно увидеть более широкое понятие просветленного эгоизма. Обувь передается в дар другим не из-за моральных обязательств, а потому, что служение интересам других помогает Блейку Майкоски служить своим собственным. Пока покупатели обуви продолжают выполнять свою часть сделки, покупая его продукцию, Микоски будет продолжать помогать им быть щедрыми и чувствовать себя хорошо, жертвуя пары людям, которые в них нуждаются.
Вызывать эгоизм. Создавать ложную видимость заботы о благополучии других для продвижения собственных интересов. подобен просветленному эгоизму, но также и отличается от него. Просветленный эгоизм исходит из идеи, что помощь другим — это хороший способ помочь себе. Потому что эгоизм работает на идее, что создание вида помощи другим является многообещающим способом продвижения моих собственных интересов в бизнесе. В отличие от просвещенного эгоиста, который признает, что он заботится только о себе, но счастлив приносить пользу другим по пути, эгоист дела утверждает, что в основном или только заинтересован в принесении пользы другим, а затем использует эту хорошую рекламу, чтобы помочь себе. Сформулировав несколько иначе, просвещенные эгоисты уважают других, преследуя свои интересы, а эгоисты просто притворяются.
Адам Смит (1723–1790 гг.) известен тем, что сделал точку соединения на уровне широкой экономической торговли и капитализма. В конце концов, обычно не имеет значения, заботятся ли люди на самом деле о благополучии других, утверждает Смит, потому что существует невидимая рука в деловой этике, сила рыночной конкуренции, которая поощряет или даже требует от людей, желающих делать деньги. чтобы сделать жизнь других лучше в процессе. при работе на рынке. Это приводит к тому, что люди, которые пытаются разбогатеть, также обогащают свое общество, и это обогащение происходит независимо от того, было ли служение общему благу частью первоначального плана. Согласно Смиту, человек в бизнесе обычно
стремится только к собственной выгоде, но невидимая рука ведет его к достижению цели, которая не была частью первоначального намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто способствует интересам общества и делает это более эффективно , чем когда он прямо намеревается продвигать их. Адам Смит, Исследование природы и причин богатства наций и Каделл, 1776 г.), кн. 4, гл. 2.
Что такое невидимая рука? Это сила рыночной конкуренции, которая поощряет или даже требует от людей, которые хотят зарабатывать деньги, чтобы сделать жизнь других лучше в процессе.
Невидимая рука — центральный тезис, который часто упоминают защитники эгоизма в бизнесе, говоря о достоинствах этики «я прежде всего». Эгоизм хорош для меня, но он часто заканчивается благом и для всех остальных. Если это так, то даже те, кто верит, что утилитаристский идеал всеобщего благосостояния должен определять деловые решения, могут быть вынуждены признать, что мы все просто должны стать эгоистами.
Вот простой пример. Если вы откроете небольшую пиццерию рядом с кампусом и ваша идея состоит в том, чтобы заработать как можно больше денег на оплату обучения, каким бизнесом вы собираетесь заниматься? Есть ли смысл взять у покупателя двенадцать долларов, а потом отдать жирный пирог с дешевым пластиковым сыром и всего тремя пепперони? Нет, во имя собственного счастья вы попробуете брать немного меньше, чем в Domino, и предлагать своим клиентам что-то получше — может быть, вы намазываете сыр побогаче или добавляете несколько лишних пепперони. В любом случае, вы делаете это не по той причине, по которой поступил бы альтруист; вы делаете это не потому, что чувствуете этическое обязательство делать жизнь других лучше. Как эгоист, вам все равно, счастливы ваши клиенты или нет. Но если вы хотите, чтобы ваш бизнес рос, вам лучше позаботиться. А поскольку с этической точки зрения вы обязаны помогать своему бизнесу расти, чтобы зарабатывать деньги на обучение и тем самым делать себя счастливее, вы в конечном итоге улучшите опыт поедания пиццы в своей школе. Лучше еда, меньше денег. Все выигрывают. Мы не говорим здесь о Матери Терезе, но если этическое добро определяется как большее счастье для большего числа людей, то пиццерия этически хороша. Далее, любой , кто хочет открыть успешную пиццерию, скорее всего, добьется успеха. Если вы этого не сделаете, если не сможете предложить какое-то преимущество, никто не купит ваши кусочки.
Выходя за рамки преимуществ, связанных с повышением качества жизни, связанных с бизнесом в обществе, Смит склонялся ко второму утверждению, гораздо более спорному. Он писал, что предприниматель, стремящийся преуспеть, на самом деле способствует благополучию общества более эффективно, чем при прямом намерении способствовать его 9.0024 . Это поразительно. По сути, это утверждение о том, что для самого преданного альтруиста самая эффективная стратегия жизни в бизнесе — это… вести себя как эгоист. По крайней мере, в экономическом мире лучший способ для того, кто заботится только о благополучии других, реализовать это убеждение, — это выйти и запустить успешное прибыльное предприятие.
Понятно, что это очень весомый аргумент для защитников этического эгоизма. Если правда, что эгоисты побеждают альтруистов в их собственной игре (увеличение счастья всех остальных), то эгоизм побеждает в дебатах по умолчанию; мы все должны стать эгоистами. К сожалению, доказать это утверждение тем или иным способом невозможно. одно дело 9Однако 0023 — это ясно: скрытая критика Смитом благодетелей может быть проиллюстрирована. Иногда люди, которые решают действовать на благо других (вместо того, чтобы искать выгоду для себя), действительно в конечном итоге делают мир хуже. Доктор Лоретта Наполеони показала, как попытки Боно из U2 помочь обездоленным в Африке на самом деле принесли им еще больше страданий. Кан Тран, «Знаменитости, собирающие средства для Африки, в конечном итоге усугубляют ситуацию», Ground Report , 14 мая. , 2008 г., по состоянию на 15 мая 2011 г., http://www.groundreport.com/World/Celebrities-Raising-Funds-For-Africa-End-Up-Making/2861070. Боно устроил благотворительный концерт и посвятил вырученные средства самым нуждающимся в Африке. Намерение было хорошим, но план не был продуман до конца, и деньги в конечном итоге были направлены полевым командирам, которые использовали их для покупки оружия и пуль.
Тем не менее, тот факт, что некоторые альтруистические усилия только ухудшают ситуацию, не означает, что все они обречены. Точно так же, как одни терпят неудачу, другие преуспевают.
Такой же неоднозначный успех можно отнести и к предприятиям, действующим только ради собственного блага, только ради прибыли. Если правда, что продавцы пиццы помогают улучшить жизнь в кампусе, то как насчет предприимчивого студента-отличника, который добровольно пишет курсовую работу за определенную плату? Трудно понять, как схема оплаты за оценки приносит пользу учащимся в целом, даже несмотря на то, что писатель может получить приличную прибыль, и что один студент, который заплатил за работу, может выйти из нее довольно хорошо.
Невидимая рука — это вера в то, что компании в мире, пытающиеся преуспеть для себя, как правило, приносят пользу и другим. Возможно даже, что они приносят больше пользы, чем великодушные альтруисты. Трудно сказать наверняка, но можно сделать вывод, что существует дистанция между этическим эгоизмом в действительности и образом эгоиста как безжалостного разрушителя широкого общественного счастья.
Некоторые правила эгоизма
Эгоизм, как и альтруизм, является консеквенциалистской этикой: цель оправдывает средства. Если бы у руля TOMS Shoes стоял эгоист, который заботился бы только о знакомствах с красивыми людьми и зарабатывании огромных денег, он бы без стеснения лгал целыми днями. Не было бы никаких проблем с улыбкой и утверждением, что причина существования обуви TOMS заключается в том, чтобы генерировать благотворительные пожертвования в пользу бедных. Для эгоиста важно лишь то, чтобы ложь работала, чтобы она служила цели сделать ТОМС как можно более привлекательным и прибыльным.
Личный эгоизм Практика этики эгоизма без учета того, что делают или должны делать другие. против безличного эгоизмаВера в то, что каждый должен практиковать этический эгоизм. различает эти два взгляда: личный эгоист в деловом мире делает все необходимое, чтобы максимизировать свое собственное счастье. Однако то, что делают другие, считается их делом. Безличный эгоист считает, что каждый должен вставать утром и делать то, что лучше для себя и не заботясь о благополучии других.
Беспристрастный эгоист может найти утешение в аргументе невидимой руки о том, что лучший способ для меня поступить правильно по отношению к обществу в целом — это разбогатеть. Конечно, в беззастенчивом стяжательстве есть что-то грубое, но если смотреть на вещи рациональным взглядом, трудно не заметить, что те достижения, которые делают жизнь лучше, — автомобили, доступные по цене, производимые на сборочных конвейерах; препараты от Lipitor до ChapStick; сотовые телефоны; ручки-непроливайки; что угодно — часто прослеживается до того, как кто-то сказал: «Я хочу заработать немного денег для себя».
Рациональный эгоизмПрисоединяюсь к этическому эгоизму, потому что это самая разумная из этических теорий, которую выбрал бы совершенно рациональный человек. против психологического эгоизма Вера в то, что мы все обязательно эгоисты; это неотъемлемая часть того, что значит быть человеком. различает две причины быть этическим эгоистом. Рациональная версия стоит на идее, что эгоизм имеет смысл. В мире, каков он есть, и при наличии выбора между многими доступными этическими ориентациями эгоизм является наиболее разумным. Психологический эгоист считает, что для каждого из нас не является выбором ставить собственные интересы выше всех остальных; это реальность. Мы так устроены. Может быть, это что-то заложено в наших генах или это часть того, как устроено наше сознание, но независимо от этого, по мнению психолога-эгоиста, мы все заботимся о себе в первую очередь и за их счет, если это необходимо.
С чего бы мне разумно выбирать быть эгоистом? Может быть, потому что я считаю, что если я не позабочусь о себе, никто не позаботится.
Или, может быть, я думаю, что почти все остальные тоже такие, поэтому мне лучше подыграть, иначе меня разыграют. (У мексиканцев для этого есть мудрая фраза «O te chingas, o te chingan», что означает «либо ты трахаешь всех остальных, либо они трахают тебя»). мне тоже делать добро другим. Список можно было бы растянуть, но дело в том, что существует множество причин, по которым разумный человек может принять этический эгоизм как путь.Что же касается тех, кто придерживается теории психологического эгоизма, то очевидно, что в бизнесе и истории нет конца примерам, подтверждающим идею о том, что как бы мы ни хотели, чтобы все было иначе, истина в том, что мы созданы для того, чтобы обратите внимание на номер один. С другой стороны, одна проблема для психологических эгоистов заключается в том, что do кажутся примерами людей, делающих вещи, которые несовместимы с идеей, что мы все только пытаемся сделать себя счастливее:
- Родители жертвуют ради детей. Любая мама или папа, которые работают сверхурочно на какой-нибудь кропотливой работе за деньги, чтобы оплатить обучение своих детей в колледже, похоже, нарушают правило «я – первый». Здесь психологический эгоист отвечает, что, если подумать, в конце концов может быть что-то для родителей: это может быть гордость рассказывать друзьям, что их дети получают дипломы.
- Мать Тереза или аналогичные религиозные защитники нуждающихся. Любой, кто тратит свое время и энергию на то, чтобы улучшить жизнь других, живя при этом болезненно скромно, кажется хорошим кандидатом на нарушение правила психологического эгоизма. Здесь психологический эгоист отвечает, что, возможно, он видит для себя иную награду, чем земные удовольствия. Они могут верить, например, что их страдания на этой земле будут с лихвой компенсированы раем на небесах.
Четыре отношения между эгоизмом и бизнесом
Структурно возможны четыре отношения между этическим эгоизмом и деловой жизнью:
- В эгоистических организациях могут быть эгоисты. Это наемный капитализм. Люди выполняют любую работу, которая им требуется, пока она приносит им максимальную пользу. Естественно, такой человек может найти хороший дом в компании, полностью посвященной максимизации собственного здоровья и успеха, что может означать стремление максимизировать прибыль без каких-либо других соображений. Хороший пример — руководители ипотечной фирмы Countrywide. Они одобрили тысячи ипотечных кредитов для клиентов, у которых не было возможности вернуть деньги. Затем они объединяли и продавали эти ипотечные кредиты банкам и другим финансовым учреждениям, получая быструю прибыль. Когда позже кредиты рухнули, эти учреждения обанкротились. Руководители Countrywide быстро сформировали новую компанию, чтобы выкупать те же кредиты за копейки на доллар, что снова принесло миллионные прибыли. Эрик Липтон, «Ex-Leaders of Countrywide Profit from Bad Loans», New York Times , 3 марта 2009 г., по состоянию на 15 мая 2011 г., http://www.nytimes.com/2009/03/04/business/04penny.html.
- В неэгоистичных организациях могут быть эгоисты. Возможно, к этой категории относится генеральный директор College Board. Его зарплата чуть меньше миллиона долларов в год звучит довольно неплохо, особенно если учесть, что он получает ее, работая в некоммерческой компании, которая существует, чтобы помочь старшеклассникам найти колледж, наиболее подходящий для них. Также возможно, что Блейк Микоски из TOMS Shoes соответствует этому профилю: он живет чрезвычайно завидной жизнью в центре компании, созданной для помощи людям, которым почти никто не завидует.
- В эгоистических организациях можно иметь неэгоистов. Где-то в ипотечной компании Countrywide мы наверняка могли найти кого-то, кто купил обувь у TOMS, потому что хотел участвовать в проекте помощи сельской бедноте в Аргентине.
- В неэгоистических организациях можно иметь неэгоистов. Подумайте о звонарях с красными гирями, которые появляются возле торговых центров в праздничный сезон.
Защита и оспаривание этического эгоизма
Аргументы в пользу эгоистической этики включают следующее:
- Ясность и простота. Все понимают, что значит заботиться в первую очередь о себе.
- Практичность. Многие этические теории утверждают, что защищают наши личные интересы, но каждый из нас лучше всех знает себя и свои собственные интересы. Так разве не имеет смысла, что мы, как личности, берем на себя инициативу? Далее, что касается создания счастья для себя, то нет никого ближе к действию, чем мы. Итак, опять же, разве не имеет смысла возлагать на каждого из нас эту ответственность?
- Искренность. Для тех, кто придерживается психологического эгоизма, в этой этике есть определенная доля честности, которой нет в других. Если наш настоящий мотив, лежащий в основе всего остального, состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить собственное счастье, то не должны ли мы просто признать и сказать это? Лучше быть искренним и признать, что причина, по которой мы не воруем, заключается в том, чтобы другие не крали у нас, вместо того, чтобы придумывать какие-то другие объяснения, которые звучат красиво, но в конечном итоге являются фальшивкой.
- Непредвиденные последствия. В деловом мире концепция невидимой руки позволяет эгоистам утверждать, что их действия в конечном итоге действительно помогают другим и могут помочь им больше, чем прямая благотворительность или подобные альтруистические действия.
- Наконец, есть широкий аргумент в пользу эгоизма, который касается достоинства. Если вы находитесь в мире, будучи альтруистом, естественно предположить, что те, кто получит выгоду от вашей щедрости, будут благодарны. Хотя иногда это не так. Иногда люди, которым мы пытаемся помочь, отплачивают нам злобой и негодованием. Они делают, потому что есть что-то снисходительно о помощи другим; в помощи заключено сообщение о том, что те, кто ее получает, не способны позаботиться о себе и нуждаются в ком-то выше, чтобы присматривать за ними. Особенно это заметно в случае с попрошайками. Если вы бросите доллар им в шляпу, трудно не послать также и обвинение в том, что их существование низко и постыдно (вы отказываетесь смотреть им в глаза, бросаете деньги и торопитесь прочь). В той мере, в какой это правильно, эгоизм, ожидающий, что люди будут заботиться о себе, и отвергающий благотворительность, на самом деле может быть лучшим способом продемонстрировать уважение к другим и признать их достоинство.
Аргументы против этического эгоизма включают следующее:
- Эгоизм — это не этика. Причина, по которой у нас этика , заключается в том, что в мире и в бизнесе так много людей, которые заботятся только о себе. Вся идея этики, согласно рассуждениям, состоит в том, чтобы установить некоторые правила поведения, которые спасают нас от жестокой реальности, где все просто ищут номер один.
- Эгоизм игнорирует вопиющие обиды. Кража конфет у ребенка или управление компанией, торгующей дрянным детским питанием, кажется большинству из нас неприемлемым, но правила эгоизма диктуют, что это рекомендуемые действия, если вы можете быть уверены, что они будут служить вашим интересам.
- Психологический эгоизм не соответствует действительности. Идея о том, что у нас нет другого выбора, кроме как преследовать собственное благополучие прежде всего, оказывается ложной миллионы раз каждый день; неправильно каждый раз, когда кто-то делает анонимный вклад в дело или изо всех сил старается помочь другому, не ожидая ничего взамен.
Key Takeaways
- Эгоизм определяет этически хорошо как любое действие, которое увеличивает общее счастье актера (или уменьшает несчастье) без учета увеличения или уменьшения счастья кого-либо еще.
- Эгоизм не означает игнорирования существования и благополучия других, хотя они и не обязательно пропагандируются.
- Хотя эгоисты действуют во имя собственного счастья, это может принести пользу другим.
- Эгоизм по-разному пересекается с миром бизнеса.
Вопросы для повторения
- В чем разница между эгоизмом и эгоизмом?
- В какой ситуации эгоист решил бы, что ложь аморальна?
- Есть ли в реальном мире способ отличить просветленного эгоиста от нравственного эгоиста?
- По каким причинам человек может стать рациональным эгоистом?
- Что такое невидимая рука ?
- Если бы вы начинали малый бизнес, вы бы предпочли, чтобы ваш партнер был утилитаристом, альтруистом или эгоистом? Почему?
Альтруизм | Справочник по моральной психологии
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСправочник по моральной психологииМоральная философияФилософия разумаФилософия наукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСправочник по моральной психологииМоральная философияФилософия разумаФилософия наукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Стич, Стивен, Джон М. Дорис и Эрика Рёддер, «Альтруизм», Справочник по моральной психологии ( Oxford , 2010; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 сентября 2010 г.), https://doi.org/ 10.1093/acprof:oso/9780199582143.003.0006, по состоянию на 30 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСправочник по моральной психологииМоральная философияФилософия разумаФилософия наукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСправочник по моральной психологииМоральная философияФилософия разумаФилософия наукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Психологические эгоисты утверждают, что все человеческие действия в конечном счете преследуют собственные интересы; Психологические альтруисты согласны с тем, что многие действия в конечном счете преследуют собственные интересы, но они настаивают на том, что иногда люди ведут себя альтруистично — их действия мотивированы «высшим» стремлением к благополучию других. Во-первых, в этой главе объясняется, почему полемика между психологическими эгоистами и психологами важна как для теории морали, так и для политической философии. Во-вторых, он проясняет полемику, объясняя два важных понятия: (i) конечное желание и (ii) желание благополучия других . Далее основное внимание уделяется недавним попыткам использовать эволюционные аргументы для разрешения спора. Большинство этих аргументов пытаются показать, что соображения, вытекающие из эволюционной теории, делают очень маловероятным то, что люди являются психологическими альтруистами. С другой стороны, Эллиотт Собер и Дэвид Слоан Уилсон утверждали, что эволюционные соображения показывают, что люди, вероятно, иногда руководствуются высшим желанием благополучия других. Утверждается, что все эти аргументы неубедительны, и что эволюционная теория не предлагает особых перспектив для продвижения дебатов между психологическим эгоизмом и психологическим альтруизмом. Наконец, в главе рассматриваются исследования социальной психологии альтруизма с упором на работы Дэниела Бэтсона и его коллег. Он предлагает подробные отчеты и оценки ряда исследований Бэтсона. В нем утверждается, что Бэтсон и его коллеги убедительно показали, что методы экспериментальной психологии могут продвинуть дебаты вперед.
Ключевые слова: эгоизм, альтруизм, гедонизм, практическое мышление, высшее желание, эволюция, социальная психология, Эллиотт Собер, Дэвид Слоан Уилсон, Дэниел Бэтсон
Предмет
Философия наукиМоральная философияФилософия разумаКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.