Эгоизм и альтруизм – Эгоизм — что такое, влияние на жизнь. Эгоизм или Альтруизм

Содержание

Эгоизм — что такое, влияние на жизнь. Эгоизм или Альтруизм

В современном мире практически каждый человек считает, что истинное проявление добра – альтруизм. Поступки, совершаемые во благо других людей, всегда считались и считаются проявлением самопожертвования. В это же время действия, направленные на достижение собственного успеха, рассматриваются обществом как эгоистичные. Даже та небольшая часть людей, готовых переступить некоторые моральные установки и законы, все еще имеют единое мнение: альтруист – порядочный и добрый человек, практически эталон современного благодетеля. Эти убеждения настолько глубоко засели в человеческих головах, что отступать от непреложности альтруизма все равно, что верить в плоскую Землю.

Через одного нам утверждают, что достигать своих целей прямым путем неправильно, а вот по пути помогать нуждающимся – единственно верное решение. Те, кто не говорят об этом, однозначно имеют хотя бы такую мысль. Подразумевается, что благодаря альтруизму и доброте человек остается человеком, имеет открытое сердце и не становится озлобленным эгоистичным существом. И вообще, альтруизм – это несомненно путь к обществу, в котором будет царить полная гармония.

Сейчас все эти «правила» настолько распространены, что невольно закрадывается мысль – а не ведет ли альтруистический путь совсем в другую сторону?

Стоит задуматься о том, как нам преподносят информацию приверженцы альтруизма: они требуют от нас полного подчинения собственным этическим правилам!
Любое свое действие мы должны соглашать с другими – теми, кому повезло меньше нас. Не имеет значения, действительно ли это было везение или вы заработали свои кровные денежки небывалыми усилиями и честным трудом. Проходишь мимо нуждающегося и не делишься собственными благами – и общество уже закидывает тебя камнями. К слову, всем этим «нуждающимся» всегда будет чего-то не хватать, и в этом они каждый раз будут обвинять более успешных людей.


Если вы имеете доступ к большим благам, чем другие, значит, вы должны открыть его и нуждающимся. Стать альтруистом в понимании общества, значит забыть о собственных интересах и действовать лишь во благо другим. Иными словами, вы должны отдать себя в добровольное рабство, посвятив свою жизнь помощи и заботе «бедным».
Предположим, ваш сосед остался без крыши над головой – его дом сгорел. Даже не являясь альтруистом, вы поможете бедняге: накормите, напоите, пустите переночевать к себе. Совершив такой поступок, вы особо не задумываетесь, что можно как-то иначе, ведь так поступил бы каждый. То есть в вашей голове закреплена мысль, что другие люди имеют те же базовые ценности, что и вы. Следовательно, большинство из нас действительно готовы прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудном положении. И это не потому, что мы кому-то априори обязаны, а исключительно из своих человеческих качеств. При этом ваши деньги остаются вашими, а личное время – тоже только ваше. Но вы великодушно тратите и то, и другое во благо другого человека, потому что хотите помочь, даже не имея от этой помощи собственной выгоды. В такой ситуации, не являясь альтруистом, вы не будете страдать от голода, отдав последний кусок погорельцу. Не оставите собственных детей без крыши над головой, отдав их комнаты бездомным детям. И, разумеется, вашей помощи не дождется тот, кто ее не достоин.

Альтруизм и эгоизм

«Нет-нет, — скажут приверженцы альтруизма. – Деньги, время, прочие блага – все это вовсе не ваше, а принадлежит тем, кто больше нуждается». Альтруисты не просто просят, а требуют делиться с ними нашими благами, даже если для этого нет никакой возможности. И все-таки, почему же голодный обязан пожалеть и накормить другого голодного на последние деньги вместо того, чтобы поесть самому? Кодекс альтруиста гласит: у тебя просто нет других вариантов, нет выбора. Ты обязан жить ради других. Даже если сам находишься не просто в сложном, а в бедственном положении. Не знаю, как назвать такой подход, но сомневаюсь, что он действительно может привести к гармоничному обществу.

В мире, где превыше всего стоит самопожертвование, наличие чужих потребностей – сильный аргумент. Поэтому будьте готовы к тому, что рано или поздно настанет и ваша очередь жить для других: отодвинуть свои потребности на задний план, а представления о будущей жизни и вовсе заменить на новые, соответствующие альтруистическим ценностям.
Вот вам еще немного информации к размышлению – расскажу несколько реальных «альтруистических» историй.

Сам собой напрашивается вполне логичный вопрос: если я должен помогать другим, то кто поможет мне? Почему забота о чужих нуждах – это правильно, а о своих – недопустимая роскошь?
Если рассмотреть альтруистический подход, то в его рамках истинной потребностью считается только та, которая требует от других людей самопожертвования.

Когда вы заняты удовлетворением собственных потребностей самостоятельно, альтруисты молча стоят в стороне. Вы можете долгое время упорно работать, нести ответственность за себя и свою жизнь, участвовать в выгодных обменах – все это не интересует альтруистических последователей. Но стоит только отказаться от выполнения своих обязательств в рамках какого-то обмена только потому, что вы не хотите сами работать, а кто-то другой должен вас кормить, альтруисты набегут и станут кричать, что более успешные люди обязаны вам помочь.

Знаю, вас уже начали мучать некоторые вопросы. Почему мы должны отдавать другим то, ради чего упорно и долго работали? Почему беспокойство о комфорте других – добродетель, а о собственном – непростительная роскошь? Почему моральные законы требуют от нас страданий ради других?
Никто не говорит, что мы не должны помогать людям, попавшим в беду. Если вам пытаются это втолковать, отметайте все попытки. Мы ведем речь совсем о другом. Почему мы постоянно обязаны кому-то? Почему нашей жизнью должны распоряжаться «нуждающиеся» в ущерб нам самим? Почему преподносится мнение, что правильная жизнь – жизнь для других?

Альтруизм заставляет нас жертвовать своими интересами и благами в пользу других людей, даже если мы не имеем никакого отношения к истокам их проблем. Мы должны отдать последнее, даже если «нуждающийся» сам является виновником своих бед. Все эти факторы никого не интересуют, важным является только факт наличия проблемы, которую нужно решить любым способом. Если семнадцатилетняя девчонка, которая бросила школу, требует более просторную квартиру в силу своей третьей беременности; если грязный бездомный просит милостыню на пропитание, — даже тогда мы не имеем права отказать нуждающемуся, хотя и понимаем, что они не заслуживают нашей помощи. Сам факт подобного самопожертвования довольно унизителен. Даже после небольшой помощи аппетиты «нуждающихся» будут расти с огромной скоростью, а вы уже не сможете им отказать, ведь гнев истинных альтруистов начнет преследовать вас повсюду. И конца у этой тенденции пока не предвидится.

Жалеть других

Попробуйте пожалеть и покормить дикого медведя – он начнет постоянно приходить к вам за едой. И это вполне логично со стороны зверя: зачем утруждаться для самостоятельного поиска пищи, если можно просто прийти, попросить и получить желаемое? А итог от этих действий будет довольно заметен – от этого же медведя пострадаете вы сами, либо тот, кто случайно с ним столкнется.
Парадокс заключается в том, что альтруисты открыто сочувствуют не тем, кто в силу обстоятельств стал «жертвой», а тем, кто сам является источником своих бед. Зачастую такие люди ни у кого не вызывают симпатии, однако альтруисты уже спешат на помощь, ведь «обездоленному» нужна какая-то помощь и ему обязаны ее оказать.
Альтруисты с удовольствием раскрывают свои объятия именно для таких индивидов.
Однако, может быть и такое, что приведенные примеры все-таки являются исключением из правил. Большее количество членов общества все же не стремится в повседневной жизни быть альтруистами. Надо заметить, что многие, напротив, хотят подражать скорее Стиву Джобсу, чем матери Терезе. Тогда почему мы так часто слышим разговоры об альтруизме и становимся участниками этих прений?

Этические принципы и законы альтруизма станут кандалами на наших ногах, если мы начнем безоговорочно им следовать. Таким путем мы никогда не достигнем поставленных целей и никогда не станем новыми представителями крупнейших производственных компаний, как Стив Джобс или Билл Гейтс.

Давайте же подробнее рассмотрим успех последнего. До того, как стать миллиардером, Билл долго и упорно трудился. Какими же фактами из своей биографии он гордится сильнее всего? Нет, вовсе не своими достижениями в области компьютерных технологий, как вы успели подумать. На сегодняшний день самым успешным своим проектом Гейтс считает благотворительный фонд своего имени. Миллиардер невероятно гордится своим детищем и призывает всех брать с него пример. Если взглянуть на деятельность компании Microsoft с точки зрения морали, то вся ее прибыль – это ни что иное, как результат корысти.

Мы еще предпринимаем попытки, но все же никто не может во всеуслышание объявить о несостоятельности альтруистических подходов. Может, мы и хотели бы избавиться от навязчивости альтруизма, перестать становиться его жертвами и заложниками, но сделать это как-нибудь тихо, без свидетелей. Когда мы слышим в свой адрес упреки об эгоизме, нам нечего ответить – остается молча принимать гнев альтруистов. Да что и говорить о противостоянии всем этим явлениям, если само государство все чаще требует от нас самопожертвования.

Куда ни глянь, везде слышен негласный, но громкий призыв – будь альтруистом.
Если рассмотреть внутреннюю политику государства, то мы видим – государственные служащие только и занимаются тем, что отнимают блага у одних, чтоб отдать другим. Наши налоги, являющиеся обязательными, идут на содержание других людей. Мы платим государству за то, что оно на эти средства заботится о наркоманах, предоставляет им реабилитационную помощь, содержит центры социальной помощи и больницы. Но что же имеем с этого мы, простые люди, которые не нуждаются ни в реабилитации, ни в социальной помощи, ни даже в «бесплатной» медицине в силу ее слабой эффективности? А мы-то должны довольствоваться духовными ценностями, ведь деньги в жизни не главное, к тому же есть более нуждающиеся слои населения.
В различие между хозяином и его слугой? Последний работает не на себя. Альтруизм предлагает нам такую же схему: один человек получает моральное право управлять действиями другого. «Нуждающийся» контролирует, а имущий молча выполняет.

Альтруизм – это своеобразный призыв к «добровольному» подчинению чужим потребностям. Он словно приковывает нас цепями к «нуждающимся», заставляя снова и снова им помогать. Мы получаем требования не только уважать чужую собственность, но и стать чужой собственностью.

И все-таки мы склонны принимать альтруизм как добродетель. Но к чему же он ведет?
Никто не может доказать правомерность альтруистической доктрины. Не существует ни единой предпосылки для того, чтобы человек добровольно согласился стать чьим-то рабом, беспрекословно выполняющим любые указания.
Попробуйте представить себе типичного эгоиста. Каким его рисует ваше воображение? Злым и жестоким человеком, который склонен совершать преступления, грабить людей и даже совершать насильственные поступки. В целом, наше воображение характеризует эгоиста как мошенника исключительно с корыстными целями. Вернее, это общество навязало нам такое представление.
На деле же под эгоизмом понимается всего лишь соблюдение личных интересов. Эгоистом считается тот человек, который стремится сделать свою жизнь лучше. Как же относиться к таким «эгоистам», которые просто стараются украсить свою жизнь плодами собственного труда? Ведь таких людей довольно много. К их личностным качествам можно отнести самостоятельность, ответственность за свою жизнь, отсутствие потребности постоянно просить и принимать чью-то помощь. Такие «эгоисты» сами строят свою жизнь и зарабатывают на нее, как могут. Почтальон, приносящий почту; прилежно и кропотливо учащийся студент, корпящий над книгами вместо тусовок; упорно трудящийся спортсмен, стремящийся стать чемпионом; изобретатель, мечтающий разбогатеть и конструирующий для этого все новые изобретения в надежде на успех, — каждого из таких людей можно назвать эгоистом. Они поставили себе конкретную цель и идут к ее достижению, не стараясь попутно использовать кого-то в целях получения безвозмездной помощи. Они выполняют свою работу и не отнимают чужие блага – именно эта модель поведения считается эгоистичной.

Равнодушие

Альтруисты же, с свою очередь, остервенело доказывают обществу, что с эгоистом невозможно иметь никаких дел. Они говорят, что эгоист – равнодушное существо, не имеющее чувств, преследующее единственную цель – обогащение. Также внушается мысль, что эгоист – мизантроп, к тому же зацикленный на себе. Однако личная заинтересованность может быть не только материальной, но и духовной. Задумайтесь: если у вас есть близкий друг или любимый человек, то вы получаете определенные преимущества. Мы выделяем только тех людей, которые нам интересны и дороги, отсеивая остальных.

Может случиться и так, что, попав под влияние альтруистов вы всем сердцем полюбите первого встречного (если такое вообще бывает) – о, это будет действительно стоящий, а главное – самоотверженный поступок! Для того, чтобы полюбить чужого человека или даже врага – для этого требуется немалая самоотверженность и, разумеется, полное самоотречение. Однако истинная любовь все равно эгоистична. Ее невозможно получить, как милостыню, просто попросив у того, кто более успешен в этом плане. Просто представьте: вы решили признаться в любви кому-то не потому, что действительно переполнены чувствами, а только лишь из жалости. Звучит ужасно нелепо и полностью абсурдно. Любовь не идет ни в какое сравнение с благотворительностью, ведь любим мы не из жалости и не из альтруистических побуждений, а только исходя из собственных чувств к дорогому человеку. И только такая любовь может приносить удовлетворение и бесконечную радость.
С какой-то стороны выбор человека, с которым хочется прожить всю жизнь бок о бок, можно отнести к проявлению чистого эгоизма. Ведь мы опираемся только на свои чувства, свои желания, свое мнение. И только неотесанный альтруист может восклицать, что дружеские и любовные отношения непременно должны быть жертвенными.
Руками альтруистов уже давно извращено и перевернуто с ног на голову понятие об эгоизме. Они имеют собственное мнение о том, что такое жертвенность. Что они понимают под словом «пожертвовать»? Вряд ли это означает просто что-то кому-то отдать. Например, мы отдаем деньги продавцу в обмен на продукты – это всего лишь сделка, никакой жертвенностью здесь и не пахнет. То есть в этом случае деньги – меньшая ценность, а продукты – большая. Жертвенный же поступок будет означать неравноценный для «жертвы» обмен – ты должен отдать что-то значимое для себя в обмен на что-то бесполезное. То есть жертвенность обязательно включает в себя необходимость понести убытки: поэтому-то альтруисты и считают такие поступки добродетелью.

Почему-то среди альтруистов бытует мнение о том, что отказ от благ сегодня приведет к успеху завтра. Такую систему они также именуют самопожертвованием. Но здесь можно подобрать и спорный пример: долгие годы обучения для того, чтобы стать отличным хирургом или первоклассным пианистом. Да, здесь также приходится отказываться от каких-то благ сегодня ради будущего успеха. Но здесь жертва совершенно ни при чем.
Опять же, со стороны альтруистов вкладывать силы и время в достижение будущего успеха – то же самое проявление эгоизма.
Принести в жертву ладью, чтобы получить ферзя, — не глупый, а разумный и сильный ход. А вот желание сыграть в поддавки со слабым противником – уже самопожертвование. Когда солдат отправляется в гущу боевых действий на защиту своей страны, он не приносит жертвы, ведь он защищает свою страну, своих близких и свою свободу. А вот если его отправляют с какой-нибудь гуманитарной миссией на край света – это да, это альтруистам очень даже по нраву, ведь там он никак не защищает собственные интересы, а действует лишь во благо других.

Альтруизм пытается найти поддержку в области иррационального. Требование совершать жертвенные поступки ради блага других можно сравнить с рассказами о том, что существует философский камень, или о том, что воду можно превратить в вино. То есть здесь работают не конкретные факты, а их антипод – слепая вера.

Альтруисты пытаются убедить нас в том, что преследование личных интересов сопровождается корыстными мотивами, а потому у эгоистов отсутствуют какие-либо моральные принципы. И они не просто отсутствуют, а презираются со стороны эгоистов. Таким образом нам пытаются внушить, что моральный кодекс полностью игнорируется эгоистами. Проще говоря, альтруизм – не один из разделов этики, а сама этика. То есть любое противоречие альтруистическому подходу просто не находит отклика в обществе.
По мнению альтруистов, различные моральные нормы, среди которых честность, принципиальность и справедливость можно рассматривать только в контексте самопожертвования. К примеру, с точки зрения альтруизма, честность – это необходимость говорить правду в любом случае, даже когда она неприятна, а ситуация того не требует.
Справедливость – это когда, не взирая на личный интерес, дают по заслугам тому, кто это заслужил, не принимая во внимание никаких смягчающих фактов.
Принципиальность – это когда, отодвинув личный интерес в самый дальний угол, хранят верность истине. Делай так, как нужно, а не так, как выгодно. То есть люди, которые живут для себя, ни в коем разе не могут быть честными, принципиальными и справедливыми. С точки зрения альтруистов, разумеется.

Однако в реальной жизни моральные законы действуют с точностью до наоборот: именно принципы эгоизма в жесткой форме требуют четкое соблюдение нравственных принципов.
Человек не живет сегодняшним днем. Предположим, вам жарко, и вы хотите пить. Но при этом вы знаете, что в лимонаде – смертельный яд. Если бы человек жил здесь и сейчас, вы бы выпили этот напиток, не думая о завтрашнем дне и последствиях. Но вы действуете в своих интересах и терпите до тех пор, пока не отыщете безопасный способ утолить жажду.
Такой подход обеспечивает правильность принимаемых решений. Если вам нравится процесс курения, и вы получаете удовольствие от каждой сигареты, при этом выкуривая по две пачки в день – вы действуете против своих интересов. Стоит понимать, что жизнь состоит из определенной цепочки действий, которые всецело зависят от нас самих. Процесс выживания – это бережное отношение ко всей своей жизни, а не к какому-то определенному моменту. Сделанный нами выбор всегда относится к улучшению своей жизни. Если мы хотим каждый раз делать выбор в пользу жизни, нам следует научиться смотреть в будущее и думать о том, каким будет завтрашний день. В течение всей нашей жизни мы должны совершать поступки, задумываясь о последствиях, которые рано или поздно настигнут нас в будущем.

После измены муж старается выстроить выдуманный мир, при этом обманывая не только свою жену, но и в первую очередь самого себя. Он понимает, что правда – слишком сильное оружие, которое в данный момент приставлено к его голове. Каждый день он будет вынужден пытаться увернуться от «выстрела», потому что знает, какие последствия это за собой повлечет. Но стоит учитывать, что жизнь – это цепочка взаимосвязанных событий, и в описанной ситуации каждое из них представляет собой угрозу привычному жизненному укладу. Страх быть разоблаченным увеличивается с каждым мгновением, а ложь порождает новую ложь.

Что с этим делать? Посмотрите видео где я объясняю как работают чувства человека и как реагирует бессознательное.

olegdimitrov.ru

очень тонкая грань и общие корни — Александр Навагин — Хайп

© The Psychological Hook

Альтруизм принято считать одной из главных человеческих добродетелей. Готовность действовать ради других людей, не учитывая личных интересов (а то и жертвуя ими), построенную на безвозмездной основе, в обществе всегда восхваляли, относя к самым благородным проявлениям.

Но альтруизма в чистом виде почти не существует, а многие его проявления имеют общие корни с эгоизмом – антагонистической чертой характера, многими относимой к негативным характеристикам человека. Почему так – сейчас попробую объяснить.

Корни альтруизма

Корни альтруистических побуждений уходят в седую историю, во времена, когда наши предки еще были лохматыми, четвероногими, и жили в лесах. Для человекообразных обезьян, которые были социальными животными, залогом выживания было сохранение стада в целом. Поэтому в ходе естественного отбора наиболее конкурентными и жизнеспособными оказывались группы, представители которых не проявляли чрезмерной агрессии к соплеменникам, но зато периодически оказывали поддержку друг другу.

Альтруизм в современном виде зародился в первобытную эпоху © New Historian

Позднее, уже во времена не столь далеких наших предков (вроде кроманьонцев) значимость альтруистических поступков для их общества стала еще выше. Распространение людей привело к ужесточению внутривидовой конкуренции, возникающей между общинами, борющимися за место под солнцем. В таких условиях крепко воцарилось явление, именуемое в среде ученых «парохиальный альтруизм».

Парохиальный альтруизм – это форма альтруизма, носящая избирательный характер и проявляемая только в отношении узкого круга близких лиц. Бескорыстные поступки человека, не учитывающего личных интересов, но нацеленные на благо «своих», могли сопровождаться крайними проявлениями жестокости в отношение «чужих». Такое поведение было выгодным с точки зрения выживаемости конкретных общин, поэтому черты, способствующие ему, закреплялись в ходе эволюционного отбора.

Причиной войн первобытной эпохи часто становился именно парохиальный альтруизм – желание обеспечить жизненным пространством своих, вытеснив чужих © earth-chronicles.ru

Представим ситуацию: человек видит пожар в соседнем доме и самоотверженно бросается спасать из горящей квартиры людей, не думая о последствиях для себя. Альтруистический ли это поступок? Безусловно, да, и это деяние заслуживает награждения медалью «За спасение погибавших». А теперь взглянем на общую картину шире и представим, что эти действия по спасению семьи друзей или родственников также повлекли за собой гибель десятка абсолютно незнакомых людей, на которых спасавшему было плевать. Вот это и есть пример парохиального альтруизма: жертвуем чужими, думая лишь о своих.

Именно из парохиального альтруизма идут корни альтруизма в том понимании, каком его привыкли видеть мы. Однако из той же области происходит и эгоизм. При этом, в большинстве случаев оба этих явления в абсолютно чистом виде не существуют в реальности, в силу сложного устройства человеческого сознания и его психологии.

Альтруизм и эгоизм в чистом виде: какие они

Описать альтруизм и эгоизм в чистом виде очень легко. Чистый альтруизм – это действия человека во благо другому, свершаемые им бескорыстно, без учета личных интересов или даже наперекор им. Чистый эгоизм – это, напротив, действия человека, направленные на извлечение максимальной выгоды для себя, при полном игнорировании интересов остальных людей.

В качестве примера чистого альтруизма можно привести ситуацию из фильма «Seven Pounds», в котором герой Уилла Смита жертвует органы, а затем совершает самоубийство, с целью спасения максимального количества людей. Там не все так просто (мы к этому еще вернемся), но общий посыл, думаю, понятен: умри, спасая других.

© Emaze

Иллюстрацией проявления чистого эгоизма часто являются киношные злодеи, готовые уничтожить человечество и/или повергнуть мир в хаос ради завоевания абсолютной власти над ним. Конкретный пример привести сложно, хотя таких немало.

Однако крайние проявления альтруизма и эгоизма не свойственны среднестатистическому человеку. Этому мешает инстинкт самосохранения, доставшийся нам от животных предков и в ходе эволюции трансформировавшийся в более совершенное чувство самосохранения, движимое уже сознательными мотивами (а не только «прошивкой», записанной в мозг генами, как у более простых живых существ).

Проявления чистого альтруизма в нормальных (и близких к ним) условиях блокируются чувством самосохранения. Матросовы, ложащиеся грудью на амбразуру ради спасения однополчан от огня, возможны только в экстремальных ситуациях, на фоне большого стресса, в том числе, и на войне. Если спроецировать их в графическом виде на шкалу нормали, то люди, свершившие такие поступки, окажутся по краям графика, в то время как большинство будет в центре.

Кривая нормального распределения. Чисто альтруистические и чисто эгоистические поступки находятся по краям

Проявления абсолютного эгоизма тоже блокируются здоровым мозгом, не испытывающим чрезмерного стресса, с помощью механизмов самосохранения. Конечно, вполне реально на черном рынке приобрести пулемет и расстрелять из него фургон инкассаторов или напасть на банк, чтобы получить миллионы. Но любой психически здоровый человек понимает, что после этого его жизнь никогда не будет прежней (если его вообще не убьют в ходе защиты или при задержании). То же самое касается и ситуаций попроще. Ради удовлетворения собственных интересов можно наплевательски отнестись к окружению, близким, но в итоге может оказаться, что выгода не так ценна, как принесенная жертва в виде изменений в жизни.

В итоге мы получаем картину, в которой абсолютные проявления альтруизма и эгоизма в чистом виде относятся к категории маргинальных. То есть такими, которые «нормальному» (среднестатистическому) человеку не свойственны. Они обычно совершаются или людьми с нарушениями душевного здоровья, или в экстремальных условиях, когда от чрезмерного стресса (который тоже есть суть болезненное состояние) «срывает крышу» и самосохранение не работает.

Обычные же поступки, регулярно свершаемые людьми в повседневной жизни, и оцениваемые другими как эгоистические или альтруистические, не носят абсолютного характера, имеют смешанную природу.

Эгоистический альтруизм и альтруистический эгоизм

Смешанная природа альтруистических и эгоистических поступков означает, что в любом из таких деяний можно найти черты, свойственные противоположному. То есть, «добро» может вершиться во имя личных интересов, а «зло» – ради какой-то цели, расцениваемой действующим лицом как всеобщее благо. Люди, сами того не замечая, регулярно проявляют альтруизм, руководствуясь эгоистическими побуждениями, и наоборот.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать эмоциональное состояние человека до, во время, и после совершения какого-то действия. Многие люди (если не почти все), добровольно оказывая бескорыстную помощь другим, переживают в итоге улучшение эмоционального фона. К примеру, человек в не очень хорошем настроении видит, что тяжело больному ребенку требуется помощь, и жертвует денег на его лечение. В момент передачи средств он переживает душевный подъем.

Помогая другим, человек сам получает удовлетворение © 1pnz.ru

После совершения акта благотворительности настроение, как правило, улучшается. Человек, осознавая, что он сделал доброе дело, испытывает чувство удовлетворения, его самооценка повышается. При этом задействуются те же структуры мозга, те же биологические механизмы, что и при получении удовольствия от эгоистического поступка. Радость человека, из альтруистических побуждений пожертвовавшего деньги или оказавшего иную помощь, имеет ту же природу, что и радость нашедшего и присвоившего себе кошелек с кругленькой суммой.

Очень часто (в большинстве случаев) мы совершаем хорошие дела, руководствуясь эгоистическими побуждениями. Упомянутый фильм «Seven Pounds» является хорошей иллюстрацией этого. Главный герой пожертвовал в конечном итоге семь частей своего тела, чтобы спасти других людей. Но делал он это не потому, что вдруг решил без каких-либо поводов, будто семь чужих жизней важнее, чем одна его. В начале картины персонаж Уилла Смита стал виновником ДТП, в котором погибло семеро людей. По этому поводу он испытывает душевные муки и приходит к выводу, что единственным способом искупления вины может стать спасение семи других жизней, ценою собственной.

Кадр из фильма Seven Pounds

Если «копнуть глубже», то становится ясно, что мотивацией для героя фильма является вовсе не чистый альтруизм. Избранный вариант искупления вины попросту показался ему единственным способом утолить свои страдания. Не сделав этого, он бы в любом случае не смог спокойно жить. Самопожертвование оказалось наиболее подходящим способом ухода из зоны дискомфорта. А ведь подобная мотивация как раз и является ключевой для поступков эгоистического характера: «мне сейчас некомфортно, сделаю вот так, и тогда мне будет лучше».

Я специально привел в пример не реальный случай, а киношную ситуацию, чтобы показать, что даже у акта самопожертвования могут быть эгоистические корни. Оказывая другим посильную помощь на протяжение всей жизни, герой мог бы спасти не 7, а 77 или 777 жизней, но он выбрал другой путь. Конечно, такой сценарий был бы скучным, поэтому кино об этом никто не снял. А так мы получили интересный фильм и яркий пример того, что альтруистическое самопожертвование может иметь эгоистические корни.

Если говорить о ситуациях из реальной жизни, которые не столь примечательны, то примеры эгоистического альтруизма или альтруистического эгоизма мы видим везде. Добрые поступки, мотивацией и итогом которых является повышение настроения и самооценки, имеют именно эгоистические корни. Свершая их, люди не получают материальной отдачи, но зато обретают психологическое удовлетворение. А оно порой даже важнее удовлетворения материального.

Заключение

Большинство проявлений альтруизма имеет эгоистические корни. Занимаясь волонтерством, жертвуя средства людям на лечение, давая другим деньги в долг на неопределенный срок или просто помогая вставшему на обочине человеку починить машину, мы не только думаем, что просто отдаем свои ресурсы, не получая ничего взамен. Почти каждый при этом еще и испытывает удовлетворение от того, что он, пожалуй, не так уж плох и не последний человек на этой земле, что способствует улучшению морального состояния.

В этом нет ничего плохого, поэтому разумного эгоизма не стоит стыдиться или осуждать его. Не нужно думать, что если вы делаете добро сугубо ради получения удовольствия – то вы плохой. Нет, все в порядке, так и должно быть. Это – особенности нашего мозга, сознания, обретенные в ходе эволюции.

Ведь подумайте: а что было бы, если бы все люди проявляли чистый альтруизм, не получая от этого ни материального, ни морального удовольствия? А было бы очень плохо. Ведь если все готовы безрассудно идти на самопожертвование ради других, то надолго их не хватит. Наш вид бы попросту вымер, даже не успев развиться из архантропов в кроманьонцев, или, тем более, Homo Sapiens Sapiens.

Поэтому, если вы делаете добро, руководствуясь эгоистическими побуждениями, и делаете это только потому, что от этого поднимается настроение, растет самооценка – это прекрасно. Научитесь получать от этого максимум удовольствия и по возможности помогайте другим, не обижая себя.

hype.ru

АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ ОБУСЛОВЛЕНЫ ГЕНЕТИКОЙ И КУЛЬТУРОЙ

Приветствуем всех хороших людей не без не­дос­тат­ков! Се­год­ня мы по­го­во­рим про альтруизм и эгоизм. А имен­но про то, как эти ка­чест­ва раз­ви­ва­лись в про­цес­се эволюции. С чем кор­ре­ли­ру­ет та или иная модель по­ве­де­ния. Чем обус­лов­ле­ны аль­тру­ис­ти­чес­кие порывы. И что движет пси­хо­па­та­ми. По­э­то­му вы смо­же­те не только лучше ра­зоб­рать­ся в соб­с­т­вен­ной при­ро­де, но и лучше понять мо­ти­ва­цию по­ве­де­ния других людей. А чтобы вы могли не сом­не­вать­ся в ре­ле­вант­нос­ти пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции, все ссылки на на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния мы раз­мес­ти­ли внизу статьи в ис­точ­ни­ках.

Альтруизм и эгоизм в своих край­них формах на­зы­ва­ют­ся само­по­жерт­во­ва­ни­ем и пси­хо­па­тией [1]. Но боль­шинст­ву людей эти две край­ние формы пси­хи­чес­ко­го сос­то­я­ния не свой­с­т­вен­ны. В ос­нов­ном, сос­то­я­ние пси­хи­ки на­хо­дит­ся между этими двумя па­то­ло­ги­я­ми. При этом все люди могут про­яв­лять, как альт­ру­ис­ти­чес­кое по­ве­де­ние, так и эго­ис­ти­чес­кое. Но во многом по­ве­де­ние людей обус­лов­ле­но их ге­не­ти­кой [2] и вос­пи­та­ни­ем [3]. Причём вос­пи­та­ние поз­во­ля­ет не только лучше конт­ро­ли­ро­вать своё по­ве­де­ние, но и влияет на био­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти людей. Таким об­ра­зом, в кол­лек­ти­вист­с­ких куль­ту­рах больше альт­ру­ис­тов, а в ин­ди­ви­ду­алис­ти­чес­ких – эго­ис­тов [4].

Можно, конечно, сказать, что это не куль­ту­ра влияет на ка­чест­ва людей, а люди на ка­чест­во куль­ту­ры. И это в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни дей­с­т­ви­тель­но так! Но пос­коль­ку мозг че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся не только в ут­ро­бе, а ещё и в первые годы жизни, био­ло­ги­чес­кая склон­ность к аль­т­ру­из­му и эго­из­му фор­ми­ру­ет­ся и в этот период [1]. Поэтому в за­ви­си­мос­ти от того, как вос­пи­ты­ва­ют ре­бён­ка, он более или ме­нее скло­нен к тому или ному типу по­ве­де­ния. При этом склон­ность к тому или иному типу по­ве­де­ния де­тер­ми­ни­ро­ва­на фи­зио­ло­гией мозга [5] и осо­бен­нос­тя­ми гор­мо­наль­ной сис­те­мы [6]. А уже то, в чём имен­но будет про­яв­лять­ся аль­т­ру­изм и эго­изм, зависит от мно­жест­ва других фак­то­ров.

Эволюция альтруизма и эгоизма

Прежде всего, следует сказать, что эво­лю­ция это не «толь­ко те­о­рия», это наб­лю­да­тель­ный факт. Но в от­но­ше­нии альтруизма и эгоизма, дей­с­т­ви­тель­но, су­щест­ву­ет не­ко­то­рое про­ти­во­ре­чие. Хотя оно и легко объ­яс­ни­мо. Поскольку сох­ра­не­ние или ис­чез­но­ве­ние тех или иных ка­честв в про­цес­се эво­лю­ции обус­лов­ле­но спо­соб­нос­тью людей пе­ре­да­вать их по­том­кам. А альт­ру­изм должен этому мешать. Ведь, если че­ло­век по­жерт­во­вал собой, он ос­та­вил меньше по­том­с­т­ва, а, значит, его геном должен был быть уте­рян. Поэтому, ка­за­лось бы, гены аль­т­ру­из­ма должны были бы быть эли­ми­ни­ро­ва­ны в про­цес­се эво­лю­ции.

Но, во-первых, альтруизм человек может про­яв­лять по от­но­ше­нию к близким род­с­т­вен­ни­кам. А это зна­чит, что он, жерт­вуя собой, по­мо­га­ет сох­ра­нить и рас­прос­т­ра­нить свои гены в по­пу­ля­ции [7]. Ведь, чем ближе род­с­т­вен­ные связи, тем боль­ше сов­па­да­ет ДНК людей. Во-вто­рых, аль­т­ру­изм мог по­мо­гать людям кон­ку­ри­ро­вать с дру­ги­ми видами [8]. Поэтому наши эго­ис­тич­ные кон­ку­рен­ты прос­то-нап­рос­то вы­мер­ли. И сов­ре­мен­ные ге­не­ти­чес­кие ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что впол­не ве­ро­ят­но так оно и было [9]. А в рас­прос­т­ра­не­нии генов по по­пу­ля­ции важно не столь­ко то, чтобы они спо­соб­с­т­во­ва­ли реп­ро­дук­ции, сколько то, чтобы они спо­соб­с­т­во­ва­ли реп­ро­дук­ции больше, чем ге­ны-кон­ку­рен­ты.

Следует так же заметить, что факт су­щест­во­ва­ния аль­т­ру­ис­тов сви­де­тель­с­т­ву­ет в поль­зу мо­де­ли ан­тро­по­ге­не­за Лав­джоя [2]. Суть ко­то­рой зак­лю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век стал че­ло­ве­ком бла­го­да­ря мо­но­га­мии. А пос­коль­ку аль­тру­ис­ти­чес­кое по­ве­де­ние сти­му­ли­ру­ет­ся теми же ней­ро­тран­с­мит­те­ра­ми [10]–[14], что и мо­но­гам­ные от­но­ше­ния, ло­гич­но пред­по­ло­жить, что эти две модели по­ве­де­ния взаимо­свя­за­ны. Хотя это и не зна­чит, что эгоизм всег­да плох. В не­ко­то­рых не­па­то­ло­ги­чес­ких слу­ча­ях он может быть по­ле­зен. Нап­ри­мер, в случае ре­а­ли­за­ции реп­ро­дук­тив­ной функ­ции. Ведь жен­щи­ны пред­по­чи­та­ют мужчин, ко­то­рым свой­с­т­вен­ны пси­хо­па­тия, мак­ке­ви­а­лизм и нар­цис­сизм.

Эгоизм

Эгоистичным людям свойст­вен­но хлад­но­кро­вие, власто­лю­бие, бес­стра­шие, стрес­со­ус­той­чи­вость, мак­ке­ви­а­лизм, нон­кон­фор­мизм, само­оп­рав­да­ние и без­за­бот­ность [15], [16]. Поэтому пси­хо­па­тия свойст­вен­на, как вы­со­ко­пос­тав­лен­ным биз­нес­ме­нам, по­ли­ти­кам, юрис­там и вра­чам, так и мань­я­кам и прес­туп­ни­кам [1]. Всё за­ви­сит от того, нас­коль­ко че­ло­век умеет себя конт­ро­ли­ро­вать и в от­но­ше­нии чего он про­яв­ля­ет свой эго­изм. Но в па­то­ло­ги­чес­ких слу­ча­ях пси­хо­па­тия может кор­ре­ли­ро­вать с аутиз­мом [17]. Когда че­ло­век просто не в сос­то­я­нии ин­ту­и­тив­но понять чувства дру­гих людей. При этом пси­хо­па­тия не яв­ля­ет­ся соз­на­тель­ным вы­бо­ром. Она де­тер­ми­ни­ро­ва­на фи­зио­ло­гией [18]–[20].

Альтруизм

Сам термин альтруизм был введён в XIX веке фи­ло­со­фом Огюс­том Кон­том. Который вы­вел его из ла­тин­с­ко­го слова «al­te­ri». Что оз­на­ча­ет дру­гие. И Конт ис­поль­зо­вал его для обоз­на­че­ния такого по­ве­де­ния, при ко­то­ром индивид ста­вит ин­те­ре­сы ок­ру­жа­ю­щих выше своих соб­с­т­вен­ных. Что так же обус­лов­ле­но осо­бен­нос­тя­ми стро­е­ния го­лов­но­го мозга и гор­мо­наль­ной сис­те­мы [10]–[14], [21]. Поэтому даже в таких ин­ди­ви­ду­алис­ти­чес­ких стра­нах, как США, есть аль­т­ру­ис­ты. Хотя пси­хо­па­тов там в % со­от­но­ше­нии боль­ше, чем в об­щест­вах дру­го­го типа. Нап­ри­мер, в Анг­лии в муж­с­ких тюрь­мах около 8% пси­хо­па­тов, а в США – 16% [1]. При этом пси­хо­па­тия, во­об­ще, более свой­с­т­вен­на муж­чи­нам [22]. Что от­час­ти объ­яс­ня­ет то, по­че­му мужчины до­ми­ни­ру­ют в вы­со­ко­оп­ла­чи­ва­е­мых про­фес­си­ях.

Заключение

  1. Альтруизм и эгоизм не яв­ля­ют­ся по­ло­жи­тель­ны­ми или от­ри­ца­тель­ны­ми ка­чест­ва­ми. Пос­коль­ку и то и дру­гое мо­жет быть по­лез­но и не­об­хо­ди­мо. При­чём как ин­ди­ви­ду, так и об­щест­ву в це­лом.
  2. Поведение человека обус­лов­ле­но его при­ро­дой. Но это не зна­чит, что на че­ло­ве­ка вли­я­ют толь­ко его ге­ны. На са­мом де­ле, по­ве­де­ние че­ло­ве­ка не в мень­шей сте­пе­ни обус­лов­ле­но и его вос­пи­та­ни­ем.

Лимит времени: 0

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: 0 из 5

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

P.S. Бла­го­да­рим за вни­ма­ние! На­де­ем­ся, что ста­тья бы­ла ин­те­рес­на и поз­на­ва­тель­на. Ес­ли у вас ос­та­лись ка­кие-ли­бо воп­ро­сы, есть за­ме­ча­ния или вы хо­ти­те выс­ка­зать сло­ва бла­го­дар­нос­ти, то для все­го это­го мож­но вос­поль­зо­вать­ся фор­мой ком­мен­та­ри­ев ни­же. Оце­ни­вай­те ста­тью, де­ли­тесь ею с друзь­я­ми в со­ци­аль­ных се­тях, до­бав­ляй­те сайт в из­бран­ное и бо­ри­тесь с мра­ко­бе­си­ем во всех его про­яв­ле­ни­ях, аминь!

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5917043/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3871336/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2764900/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2936623/

[5] linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S0896-6273(12)00487-4

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4045544/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC411253/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4760197/

[9] arxiv.org/abs/1505.07047

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2533683/

[11] jneurosci.org/content/32/46/16074.long

[12] journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0956797612446026

[13] sciencedirect.com/science/article/pii/S0301051112002761

[14] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5584433/

[15] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4907435/

[16] journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1529100611426706

[17] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3826592/

[18] epilepsybehavior.com/article/S1525-5050(13)00412-5/fulltext

[19] tandfonline.com/doi/abs/10.1207/S1532694205Barrash

[20] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3701864/

[21] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4210306/

[22] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3379858/

[свернуть]

Загрузка...

pop-science.ru

Альтруизм и эгоизм

Эгоизм и альтруизм рассматривались в философии разных веков и будут рассматриваться и в дальнейшем, так как эти два понятия оказывают непосредственное влияние на развитие общества.

Начиная с Аристотеля, философы пытались дать точное определение понятию «эгоизма» и найти грани любви к себе. В основе слова «эгоист» лежит латинское слово «эго», что в переводе означает «я». Получается, что эгоист – это человек, в центре интересов которого стоит он сам. Однако дилемма альтруизма и эгоизма не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Даже в Библии говорится о том, что любовь к другим начинается с любви к себе: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Нелюбовь к себе мешает людям понимать других и чувствовать их боль. Любовь к себе тесно связана с самооценкой: высокая самооценка является следствием положительного отношения к себе, умения прощать себя и поддерживать.

Эгоизм и альтруизм в этике

Согласно этическому мировоззрению, эгоизм является полной противоположностью альтруизма. Многие ученые определяют эгоизм, как морально-этический принцип, в основе которого лежит ориентация на собственные потребности и желания и пренебрежение или игнорирование интересов других.

Получается, что беда эгоизма заключается не в любви к себе, а в пренебрежении другими людьми. Жизненно необходимо ценить себя и любить, но делать это необходимо не в ущерб другим и не за их счет.

В современном мире многие люди добиваются успеха и благосостояния за счет интересов других людей. Корысть, деньги и собственные цели становятся основным жизненным приоритетом. В такой атмосфере для альтруизма почти не остается места, он считается уделом слабых и незанятых людей.

Примеры из жизни относительно альтруизма и эгоизма показывают, что к поступкам, которые можно назвать альтруистическими, люди нередко прибегают тогда, когда начинают думать о собственной душе или же желают показать свою доброту. Однако у истинного альтруизма мотивация должна быть одна: помочь другому человеку, облегчить его участь, ничего не желая взамен. Есть разница между тем, чтобы уступить место в трамвае для того, чтобы никто не подумал о тебе негативно, или чтобы облегчить хоть как-то жизнь престарелой бабушки.

Ситуация выбора между эгоизмом и альтруизмом возникает перед человеком постоянно: в семье, на улице, на работе. Сделать правильный выбор бывает не всегда просто. Поэтому периодически надо останавливать себя и переводить фокус своего внимания с собственных интересов на интересы окружающих людей.

 

kak-bog.ru

Эгоизм и альтруизм. - VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК — LiveJournal

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других (Википедия).

Тут интересно отметить, что чем глупее человек, тем он черствее. И чем черствее, тем более он эгоистичен.

Это вполне естественно и закономерно: по мере снижения интеллекта, человек приближается к животному состоянию, а все звери - эгоисты по природе.

Да, всякий зверь - прирождённый эгоист; если он не будет эгоистом, он не выживет; волк, жалеющий зайцев, это - нонсенс, абсурд, такого быть не может.

Но человек может пожалеть и зайца, и волка. И - что особенно важно - общее сознание в человечестве решительно признаёт, что жалость есть добро; человек, проявляющий это чувство, называется добрым; чем глубже он его испытывает и чем шире применяет, тем он признаётся добрее; человек безжалостный, напротив, называется злым по преимуществу.

С жалостью связано такое понятие, как самопожертвование. В мультике "Волшебное кольцо" как раз об этом говорится: Ванька за кошку Машку отдал свою шапку, за собачку Жужу отдал свою "последну рубашку", а за змею Скарапею - "пинджак с карманами".

Поскольку самопожертвование не присуще ни зверям, ни дуракам, именно самопожертвование является отличительной чертой всякого подлинного человека. Иисус Христос, как Человек с большой буквы, явил миру акт высочайшего самопожертвования, и Своим ученикам завещал делать то же самое: "кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10:38).

Самопожертвование определяется как альтруизм. Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага (Википедия).

Итак, перед нами выстраивается чёткая оппозиция: с одной стороны - естественный, животный эгоизм, присущий и людям с недоразвитым или помрачённым сознанием; с другой стороны, сверхъестественный альтруизм, присущий Богочеловеку и всем святым, людям с высокоразвитым сознанием (сверхсознанием).

Понятно, что весь мир держится только на альтруистах. Эгоисты же ради собственной выгоды готовы на любые мерзости. Как говорил Френсис Бэкон, "крайний себялюбец готов сжечь дом, чтобы поджарить себе яичницу". Все преступления, все войны во все времена совершались крайними себялюбцами. И теперь мир стоит на грани глобальной экологической катастрофы именно потому, что себялюбцы сидят во главе государств и корпораций. Они рассуждают словами главного героя повести «Записки из подполья» (1864) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881): «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить».

 

ltraditionalist.livejournal.com

5.5. Разумный эгоизм или разумный альтруизм?

5.5. Разумный эгоизм или разумный альтруизм?

Отрицательное отношение к эгоизму многих наших соотечественников связано с тем, что в советское время в отечественной психологии было принято описывать феномен эгоизма с помощью отрицательных характеристик, имея в виду чрезмерную индивидуалистическую ориентацию, пренебрежение интересами, чувствами, достоинством других людей, склонность к агрессивным формам поведения, конфликтность, деструктивность (Муздыбаев К., 2000, 2001).

Однако и альтруизм в ряде случаев приобретает форму болезненно-экзальтированного самопожертвования, т. е. может расцениваться как неразумный. В связи с этим еще в античную эпоху представления об альтруизме не отвергали необходимость наличия у человека определенной степени эгоизма, т. е. поведения, направленного на защиту собственных интересов. Так, Аристотель писал, что «добродетельному надлежит быть себялюбом», и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью.

Эта позиция сохранялась в философии и в последующие века, пока в рамках буржуазной этики XVII–XVIII вв. (Спиноза, французские материалисты и просветители) не возникла теория разумного эгоизма как попытка создать нравственность исходя исключительно из земных интересов людей. В соответствии со своей природной сущностью каждый человек стремится получить удовольствия и избежать страданий, что связано с любовью к себе (или себялюбием), основанной на самом важном из инстинктов — инстинкте самосохранения. Однако «правильно понятый» личный интерес должен совпадать с общественным. Люди должны понимать, что если будут думать только о себе и добиваться всего только для себя лично, то столкнутся с большими трудностями, так как все желают одного и того же — удовлетворения своих потребностей, средств для чего не хватает. Поэтому имеет смысл в какой-то мере ограничить себя, но не из любви к другим, а из любви к себе. Без учета интересов других членов общества, без компромиссов с ними нельзя построить нормальную повседневную жизнь, нельзя обеспечить бесперебойное функционирование хозяйственной системы. Следовательно, речь идет не об альтруизме, а о разумном эгоизме, который является гарантом спокойной и нормальной совместной жизни.

Эта теория была направлена против требований феодально-христианской морали отказа от мирских наслаждений.

«Похоже, что эмпатия удивительно подходит для преодоления разрыва между эгоизмом и альтруизмом, поскольку она обладает способностью преобразовывать несчастье другого человека в ощущение собственного страдания. Таким образом, эмпатия сочетает в себе элементы и эгоизма, и альтруизма. Она эгоистична, поскольку является негативным состоянием, которое в упоминавшемся выше диапазоне интенсивности может быть лучше всего устранено путем оказания помощи жертве. Исходя из этого некоторые авторы рассматривают эмпатию в качестве эгоистического мотива (например, Gaertner, Dovidio, 1977; Piliavin et al., 1969). Однако эти авторы упускают из виду различие между целью действия и его последствиями. Чувство удовлетворения человека после совершения действия вовсе не обязательно означает, что он или она действовали ради того, чтобы испытать это чувство» (Hoffman, 1981).

Поскольку чувство удовлетворения может возникать после осуществления любого намерения, направлено ли оно на достижение блага для себя или для других, не имеет смысла рассматривать это чувство в качестве критерия определенной, а именно эгоистической, мотивации. Разумеется, облегчение, эмпатически испытываемое помогающим после успешного осуществления помощи, может нести в себе самоподкрепление в смысле удовлетворенности собой. Однако и в этом случае действие по оказанию помощи было бы эгоистичным лишь при условии, если бы возникающее в конце самоподкрепление с самого начала выступало в качестве желаемого последствия действия, к которому стремился помогающий.

Хекхаузен Х., 2003

Суть теории разумного эгоизма состояла в следующем: если человек в своих поступках может следовать только собственным интересам, то нужно учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы «разумно»; если общество будет организовано также «разумно», то интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих и общества в целом, а, наоборот, будут служить им. Таким образом, сохраняя эгоистическую основу поведения, человек должен учитывать интересы других индивидов, также совершать поступки, направленные к общей пользе (например, благодеяния). При этом принималось во внимание и то, что стремление человека к собственной пользе косвенно может способствовать пользе других. Например, чем богаче становится человек, тем большие суммы он сможет пожертвовать.

С наибольшей полнотой идеи разумного эгоизма были сформулированы в работах Гельвеция. Он интерпретирует личный интерес как материальную выгоду и все феномены человеческой жизни, все ее события сводит к понятому таким образом личному интересу. Когда плачут о погибшем друге, в действительности плачут не о нем, а о себе, потому что без него мне не с кем будет поговорить о себе, получить помощь.

В то же время в сфере материального производства, в сфере экономики здравый смысл заставляет признавать интерес каждого его участника, а недостаток здравого смысла, требование отказаться от себя и пожертвовать собой якобы ради интересов целого влечет за собой усиление тоталитаристских устремлений государства, а также хаос в экономике. По мнению Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный законодатель с помощью государственной власти, используя награды и наказания, сможет обеспечить пользу «возможно большего числа людей» и сделать основой добродетели «выгоду отдельного индивида».

Теория разумного эгоизма получает разработку и в англо-шотландском Просвещении, наиболее ярко — у А. Смита. Смит соединяет в общей концепции человеческой природы представление о человеке экономическом и человеке нравственном.

Идеи разумного эгоизма развивал немецкий философ-материалист XIX в. Л. Фейербах. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого. Даже самопожертвование Фейербах пытается свести к действию разумно-эгоистического принципа: если счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью как самый мощный мотив способно противостоять даже самосохранению.

С 1950-х гг. разумный эгоизм стал рассматриваться в контексте понятия «этический эгоизм». Теорию разумного эгоизма поддерживали З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие выдающиеся ученые, а Г. Селье (1974) писал об альтруистическом эгоизме, который означает правило не причинять зла другим людям, чтобы не давать им повода враждебно относиться к себе и тем самым избегать ситуаций дисстресса. В защиту эгоизма или против него выступили некоторые из зарубежных психологов (Kalin, 1970; McConnell, 1978; Brink, Mercer, 2001; Shaver, 1999; Rachels, 2002; Campbell, 1972, и др.).

В противоположность понятию «разумный эгоизм» Н. Нарицын пишет о «разумном альтруизме». Разумным альтруизмом Н. Нарицын называет такое альтруистическое отношение, которое, во-первых, целесообразно (в противоположность тому, что называют обычно «донкихотством»), во-вторых, не способствует росту эгоизма окружающих и, в-третьих, переживается человеком не как самоотрицание, а как самореализация, самоактуализация.

Вообще отделить разумный альтруизм от разумного эгоизма довольно трудно, так как у людей установки на альтруизм и эгоизм присутствуют одновременно, хотя и выражены по-разному. Так, по данным Л. Л. Абелите с соавторами (2011), уровень установок, ориентированных на альтруизм, находится выше среднего (6,28), а уровень установок, ориентированных на эгоизм, находится ниже среднего (3,48). Поэтому если преобладают альтруистические установки, то можно говорить о разумном альтруизме, а если преобладают эгоистические установки — о разумном эгоизме. Я бы охарактеризовал философию разумного альтруизма/эгоизма так: поделись, а не отдавай все.

Эгоист — это человек, любящий себя больше, чем других эгоистов.

Г. Малкин

Разумный альтруизм / эгоизм может базироваться на норме взаимности (услуга за услугу), когда человек, совершая тот или иной поступок, думает о своей долговременной выгоде, возможно, поступаясь чем-то здесь и сейчас, как в фильме «Мимино»: «Если ты хочешь, чтобы я тебе сделал хорошо, ты сделай мне хорошо, я потом тебе сделаю так хорошо, что нам обоим хорошо будет!» Действительно, М. Уотли и его коллеги (Whatley et al., 1999) выявили, что их испытуемые — студенты университета, с большей готовностью оказывали услугу тому, кто до этого угощал их конфетами. Взаимный обмен лучше «работает» в небольших, обособленных группах, в которых человек, оказавший услугу, часто встречается с теми, кого он выручил.

Иначе говоря, разумный альтруизм/эгоизм состоит в том, чтобы делать хорошо другим сейчас, дабы тебе было хорошо когда-нибудь потом. Например, пишет Н. Нарицын, бывает так, что просьбы других пересекаются именно с вашими сиюминутными задачами. Допустим, у вас планы на выходные, а тут пришла соседка и говорит, что ей срочно надо куда-то бежать, и просит вас посидеть с ее ребенком; если планы допустимо скорректировать, можно удовлетворить просьбу, особенно если у вас самих есть маленький ребенок, с которым нужно иногда сидеть. «Хорошо, я ради вас поменяю свои планы, но вот на той неделе или в следующем месяце мне тоже нужно будет уезжать, а тогда уж, если можно, услуга за услугу» Чаще всего такая постановка вопроса облегчает жизнь обеим сторонам. Плюс к тому вы не идете на конфликт, остаетесь в добрых отношениях.

По сути Н. Нарицын говорит о разумном сочетании альтруизма с известной степенью эгоизма, проявляемого время от времени в связи с насущными потребностями. Поэтому самовлюбленность, нарциссизм и прочие негативные качества, отражающие крайний и постоянно проявляемый эгоизм, к разумному, или, как его еще называют, позитивному, эгоизму автор не относит.

Как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование, проведенное группой американских социальных психологов в 1980-е гг. Они «провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов — таких, как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, “добрые самаритяне” чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями, сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе».

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года». Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания — лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе — по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени. В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом».

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А., 2007

Заботиться о себе не зазорно, главное, чтобы это обстоятельство никому не вредило. Поэтому в настоящее время в зарубежной психологии принято разделение эгоизма на сильную и слабую формы. Сильная форма проявления эгоизма заключается в стремлении человека к удовлетворению лишь собственных желаний, даже если человек помогает кому-либо, в основе его мотивации лежит удовлетворение какой-либо своей потребности. Слабая форма проявления эгоизма сочетает возможность стремления личности к собственным интересам и предоставление возможности другим людям удовлетворять свои желания (Rachels, 1995).

Очевидно, что эгоизм — нормальная часть человеческой природы.

Эгоист, настроенный только на получение материальных благ, способен удовлетворить лишь самые низкие, «животные» желания, которые в удовлетворенном виде вызывают чувство пресыщения. Пресытившись, эгоист начинает мечтать о высшем наслаждении, особенно если обладает человеческой, а не животной душой. Ему начинают казаться привлекательными вещи, над которыми он прежде смеялся — это бескорыстная дружба и любовь, уважение, благодарность, доброта. Но их невозможно получить, оставаясь эгоистом.

<…> Альтруист, настроенный только на отдачу материальных благ, рано или поздно придет к состоянию, когда ему уже нечего отдавать, и будет страдать вдвойне: во-первых, от нищеты, а во-вторых, от невозможности продолжения наслаждения альтруизмом.

Следовательно, эгоизм и альтруизм одинаково предназначены для удовлетворения наших потребностей. Просто эти потребности — разного типа, и не надо путать одно с другим. Недаром сказано «Отдай Богу — Богово, а кесарю — кесарево». Эгоизм предназначен для удовлетворения низших «животных» желаний, наподобие еды, секса, жилища и насущных социальных потребностей. Альтруизм предназначен для удовлетворения высших устремлений души.

Личность совершенного человека подобна башне от земли до неба. Надежная башня имеет крепкое основание. Если наш эгоизм, как сторожевая собака, не возьмется стеречь подступы к основанию, его растащат в разные стороны, и башня личности рухнет вниз. Но если я, озабоченный охраной фундамента, вдруг позабуду, что фундамент предназначался для строительства башни до небес, то никогда не получу наслаждения от вида, который открывается сверху. Альтруизм дает более совершенное наслаждение, чем эгоизм. Альтруизм делает нас подобным Творцу, который есть абсолютный альтруизм. Но в отличие от неистощимого Творца, человек одинаково хорошо должен быть настроен и на отдачу, и на получение. Прежде чем что-то отдать, сперва необходимо хоть что-нибудь получить, иначе альтруист превратится в «красноречивого» немого.

По материалам Интернета (М. Пугачева. Кто кого)

Некоторые полагают, что разумный эгоизм — это основа для честных отношений, а альтруизм — источник серьезных проблем. И вообще, чем больше психологи и философы изучают этику человеческого поведения, тем больше убеждаются: альтруизм — это тот же эгоизм, только неосознанный.

«Разумному эгоизму, — пишет Н. Нарицын, — надо учиться. Возможно, где-то следует откровенно для себя принять, что не все ваши альтруистические поступки на самом деле являются таковыми и не все ваше стремления “облагодетельствовать весь мир” направлены исключительно на благо остального мира. Как только вы начнете именно с позиции разума это признавать и анализировать — считайте, что основное обучение разумному эгоизму вы уже начали.

А из всего предыдущего разговора получается, что разумный эгоизм — это:

• умение совершать поступки себе на пользу, учитывая при этом интересы других;

• умение смотреть дальше собственного носа, прогнозировать развитие событий, живя не только сегодняшним днем;

• умение оценить ситуацию или проблему глазами другого человека и сделать так, чтобы ему тоже захотелось сделать что-то на пользу вам;

• умение позаботиться вначале о себе, чтобы получить возможность помогать другим; любить прежде себя, чтобы иметь возможность дать любовь другому.

Главное умение разумного эгоиста — это умение решать свои проблемы и заботиться о себе социально приемлемыми методами».

Точка зрения о полезности разумного эгоизма находит и экспериментальные подтверждения. Так, О. В. Бочарова (2009) выявила, что наибольшее удовлетворение браком имеется у супругов со средним уровнем эгоизма (табл. 5.6).

Таблица 5.6. Корреляция удовлетворенности браком со степенью выраженности эгоизма

То, что у супругов с высоким эгоизмом удовлетворенность браком низкая, понятно. А вот низкая удовлетворенность браком при низком эгоизме требует объяснения. О. В. Бочарова полагает, что при проявлении низкого (недостаточного) уровня эгоизма супруг не всегда заявляет о своих желаниях и потребностях, тем самым переживая неудовлетворенность, в частности семейной жизнью. Отсутствие возможности удовлетворить те или иные потребности создает чрезвычайную ситуацию, так как порождает разнообразные отрицательные переживания, состояние психологического дискомфорта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Альтруизм и эгоизм

Здравствуйте, дорогие читатели!

А вы знаете, как альтруизм губит миллионы людей? Если не знаете, то я объясню. Читайте статью и поймёте.

Впервые понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Это понятие характеризует бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту, альтруизм противоположен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат, одним словом он живёт для других.

Есть много примеров, когда одни люди дают другим много энергии, внимания, заботы и так далее. Да, они помогают всем!…. Кроме себя!

Безусловно, альтруисты хорошие люди, но бедные и несчастные. Все кому не лень пользуются их добротой. Они помогают людям и в качестве благодарности не получают даже элементарного «Спасибо».

Часто происходит в жизни так, что мы из добрых намерений помогаем другим, жертвуя собой. А потом удивляемся, почему мы не можем осуществлять свои мечты, и достигать свои цели? Да все потому, что мы свою энергию, своё время пустили в другое русло. Силы и средства тратим на других, но не на себя, не на свои желания. В результате становимся неудачниками, или как говориться – впролёте.

Почему многие люди стали несчастными альтруистами?

Вспомните, чему вас учили в школе? Чему вас учили родители? Наверное, учили тому, что сначала надо подумать о других, а потом о себе! Учили помогать ближнему, заботиться о нём. Интересы общества ставили выше своих интересов. Ничего страшного в этом не было, помогать надо. Но некоторые «ближние» просто бесцеремонно пользовались нашей помощью, тратили на себя наше время и ресурсы. Со временем расширялся круг друзей-халявщиков, желающих решить свои проблемы за наш счет, паразитируя на наших ресурсах, а на удовлетворения «интересов общества» уходило здоровье, время и силы. Понятное дело, что на себя, на свои интересы и потребности ничего не оставалось.

Люди-альтруисты склонны к жертвенности то, есть они жертвуют собой ради другого. Это называется не любовь к себе! А нелюбовь к себе перекрывает жизненную энергию, денежный поток! Если человек не любит себя, то и другие его любить не будут. Отсюда проблемы в отношениях с противоположным полом, проблемы в семье. Одна из причин, почему портятся отношения между мужем и женой в том, что женщина любит мужчину, больше чем себя, а если женщина любит ребенка больше, чем мужа и больше, чем себя — это вообще может привести к краху отношений. В настоящем мире, чтоб быть счастливым и успешным работает противоположное правило: «сначала позаботься о себе, а потом думай об остальных».

Немного об эгоизме

Альтруизм и эгоизм – два противоположных нравственных качества, две стороны одной медали. Чтобы стать успешным, счастливым и богатым, нужно сменить альтруизм на эгоизм. Я понимаю, что для некоторых людей еще «старой закалки» это может звучать, как оскорбление, но обо всём по порядку.

Эгоистичные люди добиваются в жизни большего! А все, потому что мотивация «для себя» гораздо сильнее мотивации «для других». Так устроено природой, а человек часть природы. Только вот 100% эгоизм это уже другая крайность, и очень даже совсем не хорошая. Да, такой человек, может быть, будет богат, но он не будет счастлив, он будет одинок, заброшен и вскоре забыт всеми. Самовлюблённые и самодовольные «нарциссы» вызывают всеобщее отвращение.

Я ни в коем случае, не советую стать 100% эгоистом. Я говорю о том, чтоб на первое место поставить себя, свои цели и желания! Быть 100% эгоистом и «я на первом месте» — это две большие разницы. Я бы предложил для счастья, успеха и богатства соотношение эгоизма/альтруизма 80/20, где 80% — эгоизм, а 20% — альтруизм.

Любите себя! Цените себя! Вы и только вы — творцы в своей жизни! Вы — главный человек в своей жизни. Если в Жизни вас «не будет», все остальное для вас не будет иметь никакого значения. Когда вы сделаете счастливыми себя, вы сделаете счастливой свою семью, в том числе своих детей. Дети будут брать с вас пример. Ваша семья будет излучать счастье на другие семьи, которые также поверят в счастье. А затем и другие поверят, и так цепная реакция пойдет по миру.

Отвечаем отказом

Коллеги, друзья и знакомые часто обращаются к вам с личными просьбами? Не можете им ответить отказом? Происходит это по самым разным причинам, но главная из них заключена в том, что вы просто не умеете говорить слово «нет»!

Нравится вам такая жизнь? Или же чаша терпения переполнилась и пора сказать всем просителям: «нет!»? Вы можете продолжать делать чужую работу, страдать от этого, или же остановиться и начать жить для себя! Хватит наступать себе на горло и делать то, что не хочется, ущемляя свои желания и интересы! Давно хотели измениться, но все не получается? Причины могут быть следующими:

  • Боитесь показаться грубым, вас же учили быть добрым и отзывчивым;
  • При отказе возникает чувство вины, не хотите обежать человека отказом;
  • Не хватает уверенности в себе, что бы отказать;
  • Хотите всем понравиться, быть хорошим для всех;
  • Не хотите показаться некомпетентным, к вам же обращаются как к специалисту или человеку, который может всё;
  • Избегаете конфликта, не хотите ссориться с родными, близкими, друзьями и коллегами.

Если вы стараетесь быть хорошим для всех, всем угождать, всех радовать, то вы скоро возненавидите самого себя!!!

Какой бы ни была ваша личная причина, вы внутренне страдаете от этого, а если так, значит, срочно надо учиться говорить «НЕТ»!

Магия слова НЕТ, заключается в следующем: когда мы говорим кому то «Нет!», мы на самом деле говорим себе «Да!». Да! Нашим желаниям, целям, мечтам и планам! Чтобы уверенно сказать «нет» нужно пройти три простых шага:

1 Шаг. Подумайте об истинных мотивах просящего, на сколько он честен с вами. Может ли он самостоятельно справиться со своей проблемой, или же у него не хватает сил, возможностей, знаний и опыта, что бы справиться с ней. Проанализируйте негативные последствия, которые принесет вам вынужденное согласие.

2 Шаг. Произносите отказ четко и уверено, используя междометия «Я». Аргументируйте свой отказ. Если чувствуете, что оказаться сразу уверенно не получится, - потренируйтесь. Для тренировки попросите кого-нибудь из близких или друзей «пристать» к вам с просьбой. Ваша задача, как можно более уверенно и аргументировано, отказываться от неё. После двух – трех таких тренировок будете чувствовать себя более уверенно.

3 Шаг. Выслушайте возражения партнера и снова четко повторите свой отказ. Если отмазаться не получается, пообещайте выполнить просьбу, но предупредите, что сначала переделаете все свои текущие дела, и не спешите с обещанным, а делайте вид, что очень сильно заняты своими делами.

Вопрос: как это сделать, когда занижена самооценка и не хватает элементарной уверенности в себе? С этого как раз и надо начинать. Не сомневайтесь, внутри вас прячется уверенная в себе личность, осталось только дать ей свободу. Да, именно уверенная личность, которую просто «заколдовали» всяческими «интересами общества», а самооценку просто искусственно занизили. Но не всё ещё потеряно. Поднять самооценку возможно! Например, посмотреть обучающий видеофильм «Как быстро повысить самооценку».

Вот, пожалуй, и всё. На этом я прощаюсь с вами. До встречи на страницах блога!

Рейтинг публикации:

Общий бал: 5 Проголосовало: 3

Еще записи по теме

positivlive.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о