Понятие личности в психологии структура личности – Урок 3. Личность в психологии

23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

ЛИЧНОСТЬ— 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии. Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Рассмотрим этапы формирования личности. Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

1.богатство связей индивида с миром; 2.степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3.общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. «Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности».

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определен­ном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности То есть главный путь воспитания личности — это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, — пишет Рубинштейн, — чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике: 1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности. 2.блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

К проблеме биологического и социального в структуре личности.

Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом – это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами. Личность – это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность – это особое качество приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида. Может ли индивид не быть личностью – да может – это ребенок. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, выступают в форме субъект-субъектных связей (общение) и субъект-объектных (общественная деятельность). Индивид постепенно включается в общественные связи также присваивая себе при этом опыт человечества сначала с позиции взрослого (воспитание — процесс приобщения к миру человеческой культуры), а потом самостоятельно (самовоспитание).

Личность и индивидуальность. Личность каждого индивида наделена только ей приущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности (определить). Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах дятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в межличностных отношениях (например, привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до этого времени как характеристика его личности, пока он не был включен в спортивную команду. То есть индивидуальные особенности не заявляют о себе (не приобретают личностный смысл) и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.

Современные представления о личности и психологической структуре. Наиболее теоретически и эмпирически обоснованной моделью структуры личности нам на сегодняшний день представляется мо­дель Б.С.Братуся (1988). Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности: 1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жиз­ни, отношений к другим людям и к себе; 2) индивидуально-испол­нительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности — этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и 3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хоро­шо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания — плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. — и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как спо­собности и черты характера, отвечающие за особенности проявле­ний личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функциониро­вание личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой лич­ности, а к ее предпосылкам.

Принимая за основу основную общую логику подходов А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию структуры личности, мы ус­матриваем в их теоретических моделях один принципиальный общий недостаток, который, впрочем, связан с общим состоянием психологии личности на сегодняшний день. Этот недостаток зак­лючается в недифференцированном представлении о высшем, специфически человеческом уровне структурной организации лич­ности. Нам представляется, что здесь необходимо выделять не один, а по меньшей мере два различных уровня, содержанием которых будут являться принципиально разные по своей природе структуры и механизмы. Поэтому мы считаем необходимым выделять три уров­ня структурной организации личности (см. Леонтьев Д.А., 1993): 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несу­щий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень — отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир челове­ка»; 3) экспрессивно-инструментальный уровень — структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю обо­лочку. (Психофизиологический уровень — уровень телесных и моз­говых механизмов — мы, вслед за А.Г.Асмоловым, склонны отнести к предпосылкам личности, а не к составным частям ее структуры).

Понимание нами экспрессивно-инструментального уровня прин­ципиально не отличается от того понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь в понятие «уровень реализации», с тем лишь отличием, что в качестве структур этого уровня мы рассматриваем, наряду с чертами характера и спо­собностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Смысловой уровень мы понимаем также сходным образом — как пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, и которые регулиру­ют его жизнедеятельность. Этот уровень будет подробно рассмотрен в последующих главах. На этом уровне действительно осуществляется «производство смысловых ориентации», но лишь один его вид — про­изводство смысловых ориентации в процессе реальной жизнедеятель­ности человека, реализации его отношений с миром.

За критические же процессы изменения смысловых ориентации путем свободного выбора или направленной на себя рефлексивной смыслотехники отвечают ядерные механизмы личности — меха­низмы высшего уровня. Эти ядерные механизмы — свобода и от­ветственность. Трудность их постижения вытекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», или «ответственность», или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребнос­ти, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существо­вания и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятель­ности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержа­нием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии разви­тия смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она фор­мируется.

studfiles.net

Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

Что такое личность?

В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.

Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Существует и несколько иных определений:

Личность — это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.

Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность».

Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.

Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

По своему содержанию эти понятия не тождественны, т.к. каждое из них раскрывает специфические аспекты индивидуального человеческого бытия. Но в то же время, их нельзя и полностью друг от друга отделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто невозможно.

Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.

Структура личности

Структура личности — это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

Низший уровень личности — это половые свойства психики, возрастные, врождённые.

Второй уровень личности — это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.

Третий уровень личности — это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.

Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.

Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.

Ключевые свойства личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них отдельно.

 

studopedia.net

Понятие личности в психологии: сущность и структура

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

psychologist.tips

Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности

Личность – определенное мировоззрение, определенные качества, сформированные в социальной среде от рождения. Личностью могут быть только среди людей на основе своих биологических особенностей, которые дала природа (10).

Единой теории личности нет, но есть более 500 определений «личности».

Форма адаптации, особенности темперамента (эмоциональность, динамика психических процессов, скорость реакции), характерологические свойства (характер), способности человека (продуктивность деятельности), особенность межличностных отношений. Все это входит в определение личности (10).

В энциклопедиях и словарях понятие «личность» определяется как:

I) человек, индивид как субъект отношений и созна­тельной деятельности;

2) устойчивая си­стема социально значимых черт, характе­ризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Предметом изучения психологии личности являются внутренние законо­мерности, которые детерминируют все проявления человека. Изучение детерминант поведения не­избежно ставит вопрос о структуре лич­ности, что в свою очередь предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элемента­ми, образующих структуру как целое.

Современные теории личности харак­теризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личнос­ти, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему.

Личность 1) человек как субъект соци­альных отношений и сознательной деятель­ности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В категориаль­ной системе психологии Л. имеет харак­тер субстанциональной категории. В «гормической психологии» (В. МакДаугалл), в психоанализе (3. Фрейд, Л. Ад­лер) Л. трактовалась как ансамбль ирра­циональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал про­блему Л., которой не оставалось места в механистической схеме «С— Р» («стимул—реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г, Олпорта, К. Роджерса обнаруживают опре­деленную ограниченность, которая про­является: в физикализме (переносе зако­нов механики на анализ проявлений Л., напрмер, у К. Левина), в индетерминиз­ме в «гуманистической психологии» и эк­зистенциализме. Заметны успехи запад­ной эмпирической психологии в области психотерапии Л., тренинга общения и т.д. В российской психологии человека как Л. характеризует система обусловлен­ных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В про­цессе взаимодействия с миром активно действующая Л. выступает как целое, в котором познание окружающего осуще­ствляется в единстве с переживанием. Л. рассматривается в единстве (но не тожде­стве) чувственной сущности ее носите­ля — индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности ин­дивида выступают в Л. как социально обусловленные ее элементы. Так, напри­мер, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями Л. в силу социальной детерминации. Л. явля­ется опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С.Л. Ру­бинштейн). Возникновение Л. как сис­темного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и по­средством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. (А.Н. Леонтьев). Л. ха­рактеризуется активностью, т.е. стремлени­ем субъекта выходить за собственные пре­делы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситу­ации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.). Л. характеризует­ся направленностью — устойчивой доми­нирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в ко­торых проявляют себя потребности чело­века; глубинными смысловыми структурами.

(16)

studfiles.net

1.2. Понятие личности. Структура личности

Этимология понятия «личность». Этимологически слово «личность»–personality – происходит от латинского persona, что переводится как «маска». Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, – это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Однако что означала эта маска для древнего римлянина? Интересно, что этимология слова persona (per – «через», sonus – «звук», что дословно можно перевести как «то, через что проходит звук») еще отчетливее указывает на двойственную природу слова «личность». Как пишет Г. Олпорт, слово означало и актера за маской, т. е. подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств.

Принято считать, что одним из первых определение персоны дал в VI в. Боэций, который обозначил ее как индивидуальную субстанцию рациональной природы. Здесь обнаруживается весьма четкая связь не с внешней, а скорее с внутренней стороной феномена. Обращаясь к истокам русского слова «личность», мы столкнемся с тем, что помимо «личины»-маски существует и прилагательное «личный» (принадлежащий какому-то лицу). Употребляется это слово со второй половины XVII в. «Персоной» же или «особой» обозначали официальное положение лица. Еще в XVIII в. слово «личность» часто употребляли как колкий отзыв, оскорбление, подтверждение чему можно встретить у русских писателей. Термин «личность», понимаемый как свободная индивидуальность, как характеристика различия общественного и индивидуального, используется с 20–30 гг. XIX в., т. е. с периода зарождения капитализма [48].

Понятие личности. Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда в научной литературе применительно не к каждому человеку, а лишь к некоторым, заслужива­ющим особого уважения: «Вот это личность! А тот — разве это личность?» И хотя нельзя не со­гласиться с тем, что личность — это хорошо, следует с самого начала поставить все на свои места: личность — не оценочная категория, личность присуща каждому чело­веку, по крайней мере, начиная с определенного возрас­та. Только так можно всерьез говорить о личности как о предмете научного познания.

Если же пойти другим пу­тем и только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом — вопросом «кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем — у каждого времени и у каж­дой даже не страны, а компании свой «герой».

Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого че­ловека, то, что, собственно, и делает его человеком, пе­ред нами открывается возможность объективного науч­ного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности.

Д.А.Леонтьев отталкивается в своих рассуждениях от четырех простых аксиом:

1. Лич­ность присуща каждому человеку.

2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.

3. Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции челове­ческого общества.

4. Личность есть индивидуальная от­личительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их лич­ностного склада.

На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек — существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы переда­чи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры). Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальные узы были столь проч­ны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции его индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции. Лишь постепенно общественный человек начинает заново об­ретать автономное существование — но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автоном­ным существованием животных.

Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуля­ции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внут­ренним миром, человек становится носителем социаль­но выработанных форм поведения и накопленного опы­та. Ему уже не обязательно жить постоянно в социаль­ном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, что он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же.

Таким образом, под фило­софским углом зрения личность — это способность че­ловека (или человек, способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятель­ности.

В своем индивидуальном развитии от момента рожде­ния до зрелости каждый человек проходит тот же путь — от слияния с целым и зависимости от него к обретению независимости. Здесь, однако, в качестве первичной со­циальной ячейки выступает диада «ребенок—мать», от­ношения в которой характеризуются некоторыми ав­торами как психологический симбиоз. Мать является для ребенка одновременно частью его мира и посредником в его взаимодействии с ним.

Развитие ребенка приводит к постепенному освобож­дению от этой зависимости, которое проходит ряд эта­пов и критических точек. Некоторые из них хорошо известны. Это так называемый «кризис трех лет», когда ребенок пытается утверждать свое Я настойчивым «Я сам!» и демонстративным неподчинением любым ука­заниям родителей. Это и пресловутый подростковый кризис, когда потребность в самостоятельности дости­гает своего высшего накала и игнорирование родите­лями этой потребности может привести к тяжелым се­мейным конфликтам. Официальная граница совершен­нолетия — 16-18 лет — в среднем примерно соответствует периоду завершения созревания тех личностных меха­низмов, которые позволяют человеку взаимодействовать с миром один на один, самостоятельно. При этом важно учитывать два обстоятельства.

Во-первых, сказанное не означает, что до достижения рубе­жа автономии личности еще нет. Начало личности нель­зя обозначить четким рубежом, даже таким, как 3-4 года, на который указывают некоторые авторы. Отдельные проявления личности можно наблюдать и в возрасте одно­го года, и даже раньше. Дело в том, что личность — это не однозначно описываемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или ее нет. Скорее, личность — это форма существо­вания человека, которая поначалу занимает едва замет­ное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей.

Во-вторых, развитие личности не завершается с обрете­нием автономности и самостоятельности. Оно еще проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, незави­симости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими глобальными ценностями [29].

ДЕСЯТЬ ТЕЗИЗОВ В. франкла О ЛИЧНОСТИ:

1. Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое – ее нельзя разделить или расщепить, так как она представляет собой единое целое.

2. Личность не только неделима, но и неслагаема; т.е. ее не только нельзя разложить на части, но нельзя и синтезировать из отдельных частей – поскольку она представляет собой не только единство, но и целостность. Отсюда следует не больше и не меньше как факт, что личность как таковая не может размножаться. Размножается организм, сотворенный родительскими организмами; личность же, личный дух, духовная экзистенция – их человек не может передать другому.

3. Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое. Мы видим, что с каждым человеком, который приходит в мир, в бытие, в действительность входит нечто абсолютно новое; ведь духовная экзистенция непередаваема, ребенок не наследует ее от родителей. Наследуется лишь строительный материал – но не строитель.

4. Личность духовна. А значит, духовную личность эвристично противопоставить психофизическому организму. Организм есть совокупность органов, иначе говоря, инструментов. Являясь в этом смысле инструментом, организм есть средство для достижения цели и как таковой имеет практическую полезность. Понятию полезности противостоит понятие достоинства; достоинством же обладает только личность, причем независимо от какой бы то ни было витальной или социальной полезности.

5. Личность экзистенциальна; Человек всегда решает, чем он будет в следующее мгновение. Решающее бытие является диаметральной противоположностью психоаналитическому влекомому бытию. Человеческое бытие в своей глубинной основе есть бытие ответственное. В противоположность психоанализу, личность в экзистенциальном анализе понимается не как детерминированная влечениями, а как ориентированная на смысл.

6. Личность соотносится с Я, а не с Оно; она не находится под диктатом Оно. Личность, Я не только в динамическом, но и в генетическом отношении никоим образом не выводится из Оно, из сферы влечений. Но личность тоже неосознаваема. В своих истоках, в своей основе дух не поддается рефлексии и является поэтому чисто бессознательной инстанцией.

Таким образом, надо четко различать то инстинктивное бессознательное, с которым одним имеет дело психоанализ, и духовное бессознательное. К бессознательной духовности относится и бессознательная вера, бессознательная религиозность – как бессознательная, и даже нередко вытесняемая, связь человека с запредельным.

7. Личность не только есть единство и целостность, она еще и создает единство и целостность: она создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек. Это единство и целостность создается, основывается и обеспечивается только личностью – только личность его выстраивает, держит на себе и гарантирует. Человек представляет собой точку пересечения, перекресток трех уровней бытия: телесного, душевного и духовного. Эти уровни бытия нельзя достаточно четко отделить друг от друга. Поэтому человек есть именно единство или целостность, но внутри этого единства или целостности духовное в человеке «противостоит» телесному и душевному в нем.

8. Личность динамична: как раз благодаря тому, что она может дистанцироваться и отстраиваться от психофизического начала, духовное вообще проявляет себя. Это самодистанцирование от себя как психофизического организма как раз утверждает духовную личность как таковую.

9. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Поэтому у животного нет мира как коррелята личности, а есть лишь среда.

10. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Более того: человек также является человеком лишь в той мере, в которой он понимает себя через трансцендентное – он личность лишь в той мере, в какой он из личности исходит («персонирует»), отзываясь на зов трансцендентного и наполняясь им. Этот зов трансцендентного он слышит и в голосе совести [3].

Научные подходы к пониманию личности.

Коллекционерский подход. Он связан с тем, что в психологии менялось представление о сущности психологической категории личности. Первоначально представление о ней строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. Этот подход был назван А.В.Петровским «коллекционерским». Личность превращается в некое вместилище, категория личности теряет психологическую сущность.

Направление

Элементы

Соотношение биологического и социального

Способ формирования

Направленность

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления

Биологического мало

Воспитание

Опыт личности

Умения, навыки, знания, привычки

Социальное преобладает

Обучение

Особенности психических процессов

Воля, чувства,восприятие, мышление, эмоции, память, воображение

Социальное чаще преобладает

Упражнения

Биопсихические свойства

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

Социального очень мало

Тренировка

Рис. 4. Основные подструктуры как уровни личности по К.К.Платонову

Структурный подход. В 60-е годы ХХ века стал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом отношении подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую био-психо-социальную иерархическую структуру. Он выделил в ней подструктуры: направленность, опыт (знания, умения и навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления), объединенные свойства темперамента (рис.4).

Системный подход. Наибольший интерес в концепции системного подхода представляют идеи А.Н.Леонтьева. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (социогенез). К понятию личности он не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненные приобретения ЗУНы в том числе и профессиональные). Перечисленные выше категории составляют индивидные свойства человека. Понятие индивида по А.Н.Леонтьеву отражает целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида, отличающие его от представителей других видов. Он считал, что индивидные свойства могут многократно меняться в ходе жизни человека, но от этого они не становятся личностными. Свойства индивида не переходят в свойства личности, даже трансформированные они так и остаются индивидными свойствами, составляя лишь предпосылки и условия развития личности. Идеи были продолжены А.В.Петровским (личность — системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде).

По мнению И. Б. Котовой, в России имелись четыре исторически сложившихся способа существования идеи о личности, или четыре типа построения научных знаний о личности.

1. Конец XIX – начало XX в. Превращение человека в личность – социально желаемый итог развития. Это период появления целостных психолого-философских концепций личности, среди которых особенно выделяются концепции В. М. Бехтерева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка. Активно разрабатывались вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности уникальности и индивидуальности личности, вопросы характерологии.

2. 30-60-е гг. XX в. Сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Личностный принцип активно отстаивался С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, К. К. Платоновым.

3. Середина 60-х – конец 80-х гг. XX в. Период создания концепции «нового советского человека», необходимость которой определялась идеологическим заказом КПСС. Вся психология, и прежде всего психология личности, потеряла истинный предмет своего исследования, что подтверждает Б. Г. Ананьев: «Область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки».

4. 90-е гг. XX в. Личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Это период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации. Яркими в этом плане стали работы А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, А. Б. Орлова, В. А. Петровского.

Несмотря на длительную историю, психология личности остается, к сожалению, на уровне описательной психологии. Современная психология личности чаще представляется как история психологических концепций и теорий личности, т. е., по сути, это история психологии. До сих пор дискуссионными остаются вопросы определения дисциплинарного статуса психологии личности, поиска признаков общепсихологической теории личности, ее структуры, характеристик, категорий развития, а также определений личности.

Определения личности. В современной психологической науке отсутствует какая-либо однозначность и даже элементарная согласованность в понимании самого термина «личность». Часто происходит смешение понятия «личность» с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность», «субъект деятельности», «характер», «темперамент». Причем каждый исследователь привносит в это смешение свой особый акцент.

Одним из родоначальников определения личности в психологическом аспекте принято считать Гордона Олпорта. Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение [36].

Сегодня в психологии существует огромное множество различных определений личности. Можно выделить следующие основные дефиниции:

  • множество черт;

  • определенный тип (сочетание типов), связанный с определенными характерными особенностями поведения;

  • система конструктов;

  • система личностных смыслов;

  • субъект отношений;

  • социальное качество в человеке;

  • некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

  • деятельное Я субъекта и т. д.

  Личность традиционно определяется как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Таким образом, личность это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта (А.Б.Орлов).

Психологический словарь предлагает нам следующее определение: «Личность это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности».

Согласно одному из современных учебников по общей психологии личность «это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».

Д.А. Леонтьевым личность рассматривается как структура, регулирующая жизненные отношения человека. «Личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам» [29]. Жизненные отношения определяются здесь как объективно имеющиеся отношения человека с миром, доступные для анализа не только их субъекту, но и стороннему наблюдателю. Возможность открытия для человека его жизненных отношений появляется в его переживаниях, переживания проявляют эти жизненные отношения.

В большинстве определений под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Некоторые авторы относят к личности также особенности психофизиологической и конституциональной организации человека, но мы, вслед за А. Н. Леонтьевым, Д. А. Леонтьевым, В. С. Мерлиным, считаем, что они являются лишь предпосылками, влияющими на некоторые особенности личности, но к самой личности не относящимися, эти особенности составляют индивидные свойства человека. Чаще всего в содержание данного понятия включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки [28,29].

studfiles.net

Общее понятие личности. Психологическая структура личности — Мегаобучалка

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и

общения».

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.



Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Проблемой личности занимаются психологи, социологи, экономисты, педагоги, юристы, медики, медицинские психологи и многие другие специалисты. Однако этот вопрос остается довольно актуальным, и сфера изучения личности значительно расширяется в различных научных отраслях и производстве. В медицинской психологии личность изучается как элемент

природной и социальной системы, но с той лишь особенностью, что здесь речь идет, прежде всего, о личности больного человека.

Одной из зарубежных теорий является психоморфологический локализационизм (Клейст, Кречмер и др.). Свойства личности связываются с конституциональными личности особенностями в строении тела. Э. Кречмер выделяет три разновидности характера: шизотимический (сдержан, необщителен, прямолинеен, раздражителен и пр.), циклотимический (реалистичен, общителен, человеколюбив, любознателен и пр.), эпилептический (гневно-злобен, вязко-мелочен и др.). По мнению Э. Кречмера, лицам пикнического телосложения соответствует циклотимический характер, астенического телосложения — шизотимический, а лицам атлетического и диспластического телосложения — эпилептический.

Большое распространение имеет психоаналитическое направление. Сторонники этого направления утверждают, что личность представляет собой проявление борьбы бессознательного (инстинктивного, главным образом сексуального, влечения) с сознательным. Человеком, по Фрейду,

управляют влечения: влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению. По мнению фрейдистов, современная цивилизация препятствует проявлению инстинктов. Соответственно этому влечения вытесняются в подсознательную область, что и может проявиться в виде невроза. Учитывая относительное постоянство и непрерывность ≪процессов вытеснения≫ в психике любого человека, фрейдисты приходят к заключению о том, что каждый человек в какой-то степени систематически

страдает неврозом. Несостоятельность по многим позициям психоанализа

способствовала появлению неофрейдизма — направления в западной психологии и психопатологии, представители которого отрицают решающую роль инстинктов в психологических проявлениях; определяющее значение они придают культурной обусловленности личности.

Согласно трактовке экзистенциалистов, всякий человек живет в созданном его психикой определенном ≪эскизе≫ мира, имеет свою собственную концепцию его. Всякий человек открывает для себя именно тот горизонт, то ≪окно≫, которые наиболее приспособлены к природе его личности. Люди как бы смотрят на мир через ≪отверстие в их сознании≫, каждый через свое собственное. Экзистенциалисты анализируют не объективные свойства психики как отражение реальной действительности (времени, пространства и др.), а спонтанно возникающие индивидуально-

психологические особенности личности, оторванные и противопоставляемые объективному миру.

Концепция единства духа и личности легла в основу философии и психологии персонализма, представитель — В. Штерн. Персоналисты считают личность ≪индивидуальной≫ субстанцией, нейтральной не только к физической, но и психической сущности человека. ≪Ядро личности ≫ окружено ≪сферами≫ темперамента, характера, способностей. Персоналисты отвергают причинное материалистическое и историческое понимание личности.

Можно привести несколько определений личности:

1. Индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

2. Системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, формирующееся в совместной деятельности и общении.

3. Личность —особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении.

Структура личности по К.К. Платонову:

I. Подструктура направленности. Объединяет отношения и моральные черты личности, направленность личности, то есть потребности, интересы, идеалы, убеждения. В формах направленности личности проявляется воспитание,

отношения и моральные качества.

II. Подструктура социального опыта. Включает в себя знания, навыки, умения, а также привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

III. Психологическая подструктура —подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.

IV. Биологически обусловленная подструктура. Объединяет типологические свойства личности, темперамент, тип нервной системы, конституция тела, половые и возрастные особенности, ее патологические изменения, которые

взначительной степени зависят от физиологических и морфологических

особенностей мозга.

Через деятельность личность выступает как единое целое, а сознание служит ей как бы инструментом деятельности. Психологи знают, что в политической, как и в любой другой, деятельности определяющим стержнем является цель. Есть четкая цель — есть и конкретная деятельность, нет цели —неизбежна суета и имитация дела. Многие годы всякая инициатива снизу не получала поддержки, не могла реализоваться. И сегодня остаются актуальными проблемы убеждения и веры, интереса к созидательному,

производительному труду, лидерства и др.

megaobuchalka.ru

33. Понятие и структура личности.

  Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

  Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

  Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного  и социального развития. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

  Элементами  психологической  структуры личностиявляются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.

34. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.

 

«человек»– биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.

  Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становитсяличностью.

  Индивидуальность– сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.

  Академик  А.В.Петровский определяет личностькак системное сверхчувственное социальное качество. приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

 Личность– системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.

  Личность — системное качество, характеризующееся  набором устойчивых признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими людьми.  Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически, т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного воспитания.

  Структура личности:

    1. интериндивидная – сфера ее существования – связи между индивидами, межличностные отношения.

    2. интраиндивидная – личность – свойство, присущее самому субъекту, личностное погружено во внутреннее пространство бытия индивида.

    3. метаиндивидная – каждый индивид воздействует на других. Характеристики индивида можно искать в других. Личность персонализируется в других людях.

  Сферы личности: потребностно-мотивационная, волевая и познавательная.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *