Эксперимент достоинства и недостатки в психологии: Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Содержание

Эксперимент, как метод социальной психологии, преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением

Шпаргалки по … ↓
↳ Шпаргалки по социальной психологии:

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. По специфике поставленной задачи различаются:

  1. Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же – на получение практического эффекта.
  2. Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные – направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
  3. Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте – целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов.

При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных.

Подраздел: Шпаргалки по социальной психологии

Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:

  • Человек как личность в системе социогенеза
  • Социальные группы: определение и квалификация
  • Школи гуманістичного виховання
  • Система способов оптимизации педагогической системы
  • Вибір методів навчання
  • Эксперимент, как метод социальной психологии, преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением
  • Наблюдение – как метод социальной психологии
  • Процесс развития личности
  • Понятие системности мышления
  • Виховання екологічної культури

Экспериментальная психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации


БГПУ им. М. Танка

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Преподаватель Радчикова Наталия Павловна
В своей профессиональной деятельности психолог должен не только хорошо владеть теоретическими вопросами специальных предметов, но и видеть целесообразность и результативность применения на практике определенных методик проведения экспериментальных исследований. Такие методики составляют основу научного психологического объяснения и научного метода накопления психологического знания.

В то время как экспериментальные методы получают широкое распространение в области психологических исследований, растет необходимость в их методологической поддержке – организации “правильного” эксперимента. Поэтому курс “Экспериментальная психология” ориентирован, с одной стороны, на методологическую подготовку студентов к проведению различного рода экспериментальных исследований, а, с другой стороны — на обеспечение студентов необходимыми рекомендациями для написания предстоящих курсовых и дипломных работ.

Главные цели данного курса заключаются


  1. в обеспечении должного уровня подготовки будущих психологов в направлении теории и методологии исследований в области психологии;

  2. в выработке у них необходимых умений в практическом проведении опытно-экспериментальной работы;

  3. в выработке умения ориентироваться в специальной литературе и критически анализировать прочитанный материал, в особенности материалы экспериментальных исследований.

Задачи курса:

  1. дать основные понятия и определения, принятые в области экспериментальной психологии;

  2. последовательно ознакомить студентов со всеми стадиями проведения эксперимента — от зарождения идеи и формирования проверяемой гипотезы до представления результатов своей работы;

  3. ознакомить студентов с основными схемами и современными методами проведения экспериментов;

  4. разобрать возможные ошибки, трудности, достоинства и недостатки обсуждаемых экспериментальных схем;

  5. подготовить студентов к проведению самостоятельных экспери-ментальных психологических исследований.

ПРОГРАММА КУРСА
1. Философские основы экспериментальной психологии. Знание. Отличие научного знания от других форм знания. Виды убеждений. Природа научного объяснения. Рационализм. Эмпирицизм. Критическое мышление. Фальсификация. Промежуточные переменные. Подходы к оценке научных теорий.

2. Введение в экспериментальную психологию. Как начинать психологические исследования. Введение. Роль и место экспериментальной психологии. Цели и задачи курса по экспериментальной психологии. Содержание курса. Цели и задачи психологических исследований. Эксперимент. Понятие об эксперименте. Отличие эксперимента от остальных видов эмпирических исследований. Понятие переменной. Структура эксперимента. Зависимые, независимые и контрольные переменные. Эффект смешения. Экспериментальный исследовательский проект. Стадии экспериментального проекта. Источники идей. Разработка проверяемых гипотез. Анализ литературы. Разработка схемы эксперимента. Нуль-гипотеза. Пилотажные исследования. Сбор данных. Понятие о статистическом анализе данных. Уровень статистической значимости. Интерпретация результатов. Подготовка экспериментального отчета.

3. Наблюдения в психологических исследованиях. Роль наблюдений в психологии. Основные типы наблюдений.

Валидность: внешняя валидность, внутренняя валидность, конструктивная валидность. Основные источники нарушения и способы повышения валидности. Описательные наблюдения: натуралистические, частные случаи (прецеденты), обзоры.– особенности, основные достоинства и недостатки. Зависимостные наблюдения. Понятие о корреляции. Корреляционная техника. Коэффициент корреляции. Интерпретация коэффициента корреляции. Проблемы в интерпретации коэффициента корреляции. Смешение. Ограниченный интервал данных.Причинные наблюдения. Эксперимент. Преимущества экспериментальных наблюдений. Пути повышения надежности наблюдений. Инструкции. Протоколы. Аппаратура, применяемая в экспериментальных психологических исследованиях.

4. Измерения в психологических исследованиях. Измерительные шкалы в психологии. Понятие шкалы. Типы измерительных шкал. Шкала наименований (номинативная шкала). Шкала порядка (порядковая шкала). Шкала интервалов (интервальная шкала). Шкала равных отношений. Свойства измерительных шкал.

Свойство различия. Свойство величины. Свойство равных интервалов. Свойство существования настоящего нуля. Связь методов обработки данных со шкалой измерения. Связь интерпретации результатов со шкалой измерения. Психологические измерения. Измерение субъективной реальности испытуемого. Процедуры субъективного шкалирования. Метод ранжирования. Метод абсолютной оценки. Метод парных сравнений. Многомерное шкалирование. Измерение особенностей испытуемого и его поведения. Понятие о психодиагностике. Статистическая надежность и валидность. Экспериментальная надежность. Надежность теста. Надежность результатов.

5. Основы проведения эксперимента. Понятие об эксперименте. Особенности эксперимента. Идеи, лежащие в основе психологического эксперимента. История экспериментальной психологии как науки. Преимущества эксперимента. Идеальный и реальный эксперименты. Экспериментальная и контрольная группы. Переменные в эксперименте. Нулевой результат и его причины.

6. Экспериментальные схемы. Экспериментальная схема. Внутренняя валидность эксперимента. Межгрупповая экспериментальная схема. Техники распределения испытуемых по группам. Случайное распределение (рандомизация). Способы формирования групп случайным образом. Распределение по условиям. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании межгрупповой схемы. Интра-индивидуальная экспериментальная схема. Техники подбора последовательности испытаний в эксперименте. Случайное распределение испытаний (рандомизация). Случайное распределение блоками (блок-рандомизация). Уравнивание. Полное уравнивание. Частичное уравнивание. Латинский квадрат. Сбалансированный латинский квадрат. Преимущества и недостатки полного и частичного уравнивания. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании интра-индивидуальной схемы. Контрольная группа. Контрольные условия. Выбор экспериментальной схемы.

7. Многофакторные экспериментальные схемы. Эксперименты с несколькими независимыми переменными. Эксперименты с несколькими зависимыми переменными. Преимущества сложных (многофакторных) экспериментальных схем. Факторная экспериментальная схема. Сложная интра-индивидуальная схема. Смешанная схема. Главный эффект. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Интерпретация результатов сложных экспериментов. Графическое представление результатов. Преимущества графического представления результатов. Графическое представление взаимодействия. Особенности и выбор сложных экспериментальных схем.

8. Особые виды экспериментов.

Понятие об экспериментах с небольшим количеством испытуемых. Области применения экспериментов с небольшим количеством испытуемых. Психофизика. Эксперименты в области восприятия, памяти, речи. Эксперименты на тренажерах.

9. Квазиэксперименты Квазиэксперименты. Виды квазиэкспериментов. Анализ естественных событий. Взросление и история как эффекты, влияющие на внутреннюю валидность квазиэкспериментов. Способы повышения валидности — контрольная группа. Исследование частных случаев. Лонгитюдные исследования. Схемы лонгитюдных исследований. Особенности работы с переменными, характеризующими испытуемых. Возраст как особая переменная в психологических исследованиях. Техники работы с возрастом в психологических экспериментах. Внутренняя валидность квазиэкспериментирования. Недостатки квази-экспериментов. Возможные причины нарушения внутренней валидности квазиэкспериментов.

10. Проблемы экспериментальных исследований. Ошибки испытуемых. Влияние социальных ролей на проведение экспериментов. Ошибки при различных видах исследований (описательные и зависимостные наблюдения, эксперимент). Ошибки, связанные с реакцией испытуемых. Способы устранения возможных ошибок, связанных с реакцией испытуемых. Ошибки экспериментатора. Предубеждения экспериментатора. Сознательная предвзятость. Несознательная предвзятость. Способы устранения возможных ошибок экспериментатора. Надежность обмена информацией в научной среде. Внешняя валидность исследований.

11. Интерпретация данных. Роль интерпретации данных в психологическом исследовании. Интерпретация специфических результатов. Проблема потолочного эффекта. Проблема возврата к средней величине. Интерпретация устойчивых закономерностей. Экспериментальная надежность. Достоверность и повторение эксперимента. Прямое повторение эксперимента. Систематическое повторение эксперимента. Концептуальное повторение эксперимента.

12. Этика психологических исследований. Роль этики в психологических исследованиях. Проблемы этики в исследованиях, где испытуемыми являются люди. Инструктаж. Конфиденциальность и анонимность. Свобода неучастия. Защита от вреда. Устранение вредных последствий экспериментальных исследований. Проблемы этики в исследованиях с животными. Этические проблемы при обработке и анализе экспериментальных данных. Этические проблемы при составлении отчета об экспериментальном исследовании. Плагиат в научных работах.

13. Отчет об экспериментальном психологическом исследовании. Структура экспериментального отчета. Стандарты. Техника написания экспериментального отчета. Что включать в экспериментальный отчет.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология. Практический курс. СПб.: 2002

  2. Готтсданкер, Роберт. Основы психологического эксперимента. — Москва: Изд-во Московского университета, 1982.

  3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. — Москва, 1997.

  4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. — Москва, 2002.

ОЦЕНКА КУРСА осуществляется по следующим критериям

Зачет

  • Самостоятельная работа — критическая рецензия на журнальную статью об экспериментальном исследовании

  • Контрольная работа — решение задач (проводится в зимнюю сессию, оценка влияет на экзаменационную оценку)

Экзамен (2 теоретических вопроса)

1.

Введение в экспериментальную психологию.

Как начинать психологические исследования.
Литература — [1] — гл. 1,6, [2] — гл.4

Каталог: ld
ld -> Передовая статья Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье
ld -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка
ld -> Составители: канд психол наук, доц. Габдреева Г. Ш
ld -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке
ld -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников
ld -> Гольдфарб Ольга Сергеевна канд психол наук, доцент
ld -> 1 Семья как фактор формирования агрессивного поведения ребенка…
ld -> Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву
ld -> Консультация для родителей «Идем в детский сад»


Скачать 0. 88 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Преимущества и недостатки типов экспериментов

  • Создано: 10ELIROB
  • Создано: 27-04-16 17:08

Преимущества

  • Лаборатория – можно контролировать влияние смешанных и посторонних переменных.
  • Лаборатория. Эксперименты должны быть легко воспроизводимы из-за строгих условий и контроля.
  • Лаборатория — Причинно-следственные связи легко установить благодаря минимизации посторонних переменных.
  • Поле — можно измерить причинно-следственные связи, манипулируя IV, но это может быть сложно.
  • Поле — Экологически допустимо, поскольку менее искусственно, чем в лабораторных экспериментах.
  • Характеристики Field-Demand легче избежать, потому что участники могут не знать, что они участвуют в исследовании, а также, если участники находятся в своей естественной среде, они будут вести себя более естественно.
  • Natural-Ethical- изучение неманипулируемых переменных, манипулировать которыми было бы неэтично.
  • Естественные характеристики спроса — поведение более естественное — участники могут не знать, что они участвуют в исследовании.
  • Естественный — Менее искусственный, чем лабораторные эксперименты, поэтому имеет экологическую ценность.
  • Квази-Проводится в контролируемых условиях
  • Квази-обобщаемые и экологически обоснованные

Недостатки

  • Лаборатория – искусственная, следовательно, не соответствует требованиям экологической безопасности
  • Лаборатория. Характеристики спроса могут оказывать влияние, поскольку участники могут вести себя так, как, по их мнению, хотят от них исследователи.
  • Иногда используется лабораторный обман, поэтому он может быть неэтичным
  • Управление без полей, так как посторонние переменные могут с большей вероятностью повлиять на результаты
  • Field- Участники, которые не дали согласия на участие, могут испытывать стресс и не могут быть допрошены, что является неэтичным.
  • Естественно-причинно-следственные связи трудно установить, потому что нет манипуляций с IV, и другие переменные могут иметь влияние.
  • Иногда используется естественный обман, что затрудняет информированное согласие, поэтому может быть неэтичным.
  • Естественное сообщество может быть идентифицировано, поэтому конфиденциальность может быть скомпрометирована.
  • Квази- Невозможно случайным образом распределить участников по каждому условию — посторонние переменные могут повлиять на результаты.
  • Квази- Трудно установить причинно-следственную связь, потому что IV не подвергается прямому манипулированию.

Оценка

Лабораторный эксперимент — единственный, не имеющий экологической обоснованности, но лучше всего позволяющий установить причинно-следственные связи. Квази-эксперименты утрачивают экологическую валидность, но из-за того, что IV не подвергается манипуляциям, причинно-следственные связи установить действительно трудно.

  • Психология
  • Методы и методы исследований
  • AS
  • AQA

Преимущества и недостатки естественного эксперимента

Поделитесь на

Естественный эксперимент . продукт, теория или идея. Экспериментальное исследование является широко используемым подходом для определения ценности или достоверности продукта. То же самое относится и к потребительскому поведению. На эффективность дальнейших результатов влияет контроль и введение. Несмотря на то, что экспериментальное исследование является эффективным, им можно легко манипулировать, вводя ложные данные. Вот некоторые Преимущества и недостатки естественного эксперимента для рассмотрения.

Каковы преимущества естественного эксперимента?

В отличие от структурированного эксперимента, естественное наблюдение или эксперимент происходят в естественных условиях, когда исследователи или группы исследователей не вмешиваются в процесс сбора данных. Есть несколько преимуществ естественного эксперимента , поэтому психологи полагаются на такого рода наблюдения.

1. Природная среда наблюдения

Настройка среды для наблюдения за природой является наиболее важной частью. Люди или субъекты имеют тенденцию реагировать по-разному, если они оказываются в незнакомой ситуации. Итак, во-первых, они должны убедиться, что находятся в своей зоне комфорта.

Например, пациент может быть не в состоянии объяснить проблему в больнице, но может четко говорить о проблемах дома. Используя подход естественного эксперимента, исследователи могут наблюдать непосредственно, оценивая субъекта в своей зоне комфорта.

2. Точность — одно из основных преимуществ естественного эксперимента.

Люди, которые реагируют естественно в естественных условиях, склонны давать точные детали под наблюдением. Социальные исследователи могут наблюдать выбор в естественных условиях, что позволяет им делать выводы, которые обычно недостижимы в лабораторных условиях.

Основываясь на уникальных наблюдениях, исследователи могут продолжить расследование, изучая конкретное социальное поведение. Таким образом, преимуществ естественного эксперимента на больше , так как это приводит к озарениям, помогающим людям преодолевать проблемы.

3. Идеи, полученные в результате естественного эксперимента, менее подвержены манипуляциям

Более близкое участие субъектов в реальном времени во время наблюдения является ключевым генератором данных. Натуралистическое наблюдение позволяет исследователям изучать предметы, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях.

Например, заключенный склонен давать ложные данные из-за страха перед следователями. Крайне важно не ограничивать предметы исследования, чтобы создать возможности для сбора информации.

4. Естественный эксперимент поощряет несколько методов сбора данных

У каждого исследователя есть более одного метода сбора данных во время наблюдения. Например, они могут определить и отметить разницу в количестве попыток. Они могут использовать разные подходы каждый раз, когда исследуют или отмечают реакцию субъекта.

Например, данные можно собирать с помощью видеозаписи, аудиозаписи или даже письменных заметок. Эта структура позволяет исследователям сравнивать ситуации и определять, доступна ли дополнительная информация, чтобы сделать другой вывод.

5. Исследователи также могут изучать реакцию испытуемых

Исследователи, проводящие натуралистические исследования, имеют больше преимуществ естественного эксперимента . Этот подход может помочь им получить точные реакции от субъектов в естественной обстановке.

Этот процесс также подходит для субъектов, не являющихся людьми. Люди склонны забывать, что они находятся под наблюдением, когда имеют дело со стрессовыми или эмоциональными ситуациями. Это позволяет исследователям увидеть процесс нарастания, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.

Каковы недостатки натуралистического наблюдения?

У этого подхода есть определенные ограничения, так как предоставление субъекту возможности чувствовать себя как дома является основным недостатком естественного эксперимента . Кроме того, данные не всегда точны на 100% из-за предвзятости исследователей. Ниже приведены некоторые недостатки естественного наблюдения.

1. Трудно найти первопричину поведения субъекта

Исследователю трудно установить точную причину поведения субъекта во время натуралистического наблюдения. Это, возможно, из-за нескольких факторов, влияющих на жизнь людей одновременно.

При проведении исследования в естественных условиях различные виды давления могут вызывать у людей различную реакцию. Такие реакции могут не наблюдаться, и сделанный вывод может быть еще более запутанным для исследователя.

2. Неточные данные относятся к редким недостаткам естественного эксперимента.

Люди начинают реагировать по-другому, как только узнают, что за ними наблюдают, даже если они находятся в естественной обстановке. Поскольку во время исследования человек имеет дело с личным выбором, этикой и моралью, его реакция может измениться, как только он почувствует, что его записывают.

Например, заключенный начинает делать вид, что не знает обсуждаемой темы, и может давать вводящую в заблуждение информацию. Люди начинают притворяться, будто играют так, как ожидал исследователь. Такие недостатки естественного эксперимента существуют, даже если исследователи прилагают усилия, чтобы избежать ситуации.

3. Это требует времени

Этот метод исследования требует больше времени и терпения, и исследование полностью зависит от реакции субъекта. Случаи, результаты и паттерны могут быть достигнуты только при желании субъекта.

Одно расследование может продолжаться годами, и для получения точных результатов обязательно требуются значительные инвестиции в форме времени. Таким образом, затраты времени и усилий являются общими недостатками естественного эксперимента .

4. Не все под контролем

Исследователи могут контролировать некоторые переменные в ходе натуралистического исследования, но они не могут контролировать все. Могут быть внешние отвлекающие факторы, которые могут изменить то, как люди взаимодействуют друг с другом.

Например, класс, полный студентов, за которым наблюдают социологи, может не принять во внимание эту концепцию, если снаружи есть шумные помехи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *