Эксперимент, как метод социальной психологии, преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением
Шпаргалки по … ↓
↳ Шпаргалки по социальной психологии:
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. По специфике поставленной задачи различаются:
- Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же – на получение практического эффекта.
- Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные – направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
- Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте – целого комплекса переменных в их взаимодействии.
По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов.
При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных.Подраздел: Шпаргалки по социальной психологии
Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:
- Человек как личность в системе социогенеза
- Социальные группы: определение и квалификация
- Школи гуманістичного виховання
- Система способов оптимизации педагогической системы
- Вибір методів навчання
- Эксперимент, как метод социальной психологии, преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением
- Наблюдение – как метод социальной психологии
- Процесс развития личности
- Понятие системности мышления
- Виховання екологічної культури
БГПУ им. М. Танка ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В то время как экспериментальные методы получают широкое распространение в области психологических исследований, растет необходимость в их методологической поддержке – организации “правильного” эксперимента. Поэтому курс “Экспериментальная психология” ориентирован, с одной стороны, на методологическую подготовку студентов к проведению различного рода экспериментальных исследований, а, с другой стороны — на обеспечение студентов необходимыми рекомендациями для написания предстоящих курсовых и дипломных работ. Главные цели данного курса заключаются
Задачи курса:
ПРОГРАММА КУРСА 2. Введение в экспериментальную психологию. Как начинать психологические исследования. Введение. Роль и место экспериментальной психологии. Цели и задачи курса по экспериментальной психологии. Содержание курса. Цели и задачи психологических исследований. Эксперимент. Понятие об эксперименте. Отличие эксперимента от остальных видов эмпирических исследований. Понятие переменной. Структура эксперимента. Зависимые, независимые и контрольные переменные. Эффект смешения. Экспериментальный исследовательский проект. Стадии экспериментального проекта. Источники идей. Разработка проверяемых гипотез. Анализ литературы. Разработка схемы эксперимента. Нуль-гипотеза. Пилотажные исследования. Сбор данных. Понятие о статистическом анализе данных. Уровень статистической значимости. Интерпретация результатов. Подготовка экспериментального отчета. 3. Наблюдения в психологических исследованиях. Роль наблюдений в психологии. Основные типы наблюдений. 4. Измерения в психологических исследованиях. Измерительные шкалы в психологии. Понятие шкалы. Типы измерительных шкал. Шкала наименований (номинативная шкала). Шкала порядка (порядковая шкала). Шкала интервалов (интервальная шкала). Шкала равных отношений. Свойства измерительных шкал. Свойство различия. Свойство величины. Свойство равных интервалов. Свойство существования настоящего нуля. Связь методов обработки данных со шкалой измерения. Связь интерпретации результатов со шкалой измерения. Психологические измерения. Измерение субъективной реальности испытуемого. Процедуры субъективного шкалирования. Метод ранжирования. Метод абсолютной оценки. Метод парных сравнений. Многомерное шкалирование. Измерение особенностей испытуемого и его поведения. Понятие о психодиагностике. Статистическая надежность и валидность. Экспериментальная надежность. Надежность теста. Надежность результатов.5. Основы проведения эксперимента. Понятие об эксперименте. Особенности эксперимента. Идеи, лежащие в основе психологического эксперимента. История экспериментальной психологии как науки. Преимущества эксперимента. Идеальный и реальный эксперименты. Экспериментальная и контрольная группы. Переменные в эксперименте. Нулевой результат и его причины. 6. Экспериментальные схемы. Экспериментальная схема. Внутренняя валидность эксперимента. Межгрупповая экспериментальная схема. Техники распределения испытуемых по группам. Случайное распределение (рандомизация). Способы формирования групп случайным образом. Распределение по условиям. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании межгрупповой схемы. Интра-индивидуальная экспериментальная схема. Техники подбора последовательности испытаний в эксперименте. Случайное распределение испытаний (рандомизация). Случайное распределение блоками (блок-рандомизация). Уравнивание. Полное уравнивание. Частичное уравнивание. Латинский квадрат. Сбалансированный латинский квадрат. Преимущества и недостатки полного и частичного уравнивания. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании интра-индивидуальной схемы. Контрольная группа. Контрольные условия. Выбор экспериментальной схемы. 7. Многофакторные экспериментальные схемы. Эксперименты с несколькими независимыми переменными. Эксперименты с несколькими зависимыми переменными. Преимущества сложных (многофакторных) экспериментальных схем. Факторная экспериментальная схема. Сложная интра-индивидуальная схема. Смешанная схема. Главный эффект. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Интерпретация результатов сложных экспериментов. Графическое представление результатов. Преимущества графического представления результатов. Графическое представление взаимодействия. Особенности и выбор сложных экспериментальных схем. 8. Особые виды экспериментов. 9. Квазиэксперименты Квазиэксперименты. Виды квазиэкспериментов. Анализ естественных событий. Взросление и история как эффекты, влияющие на внутреннюю валидность квазиэкспериментов. Способы повышения валидности — контрольная группа. Исследование частных случаев. Лонгитюдные исследования. Схемы лонгитюдных исследований. Особенности работы с переменными, характеризующими испытуемых. Возраст как особая переменная в психологических исследованиях. Техники работы с возрастом в психологических экспериментах. Внутренняя валидность квазиэкспериментирования. Недостатки квази-экспериментов. Возможные причины нарушения внутренней валидности квазиэкспериментов. 10. Проблемы экспериментальных исследований. Ошибки испытуемых. Влияние социальных ролей на проведение экспериментов. Ошибки при различных видах исследований (описательные и зависимостные наблюдения, эксперимент). Ошибки, связанные с реакцией испытуемых. Способы устранения возможных ошибок, связанных с реакцией испытуемых. Ошибки экспериментатора. Предубеждения экспериментатора. Сознательная предвзятость. Несознательная предвзятость. Способы устранения возможных ошибок экспериментатора. Надежность обмена информацией в научной среде. Внешняя валидность исследований. 11. Интерпретация данных. Роль интерпретации данных в психологическом исследовании. Интерпретация специфических результатов. Проблема потолочного эффекта. Проблема возврата к средней величине. Интерпретация устойчивых закономерностей. Экспериментальная надежность. Достоверность и повторение эксперимента. Прямое повторение эксперимента. Систематическое повторение эксперимента. Концептуальное повторение эксперимента. 12. Этика психологических исследований. Роль этики в психологических исследованиях. Проблемы этики в исследованиях, где испытуемыми являются люди. Инструктаж. Конфиденциальность и анонимность. Свобода неучастия. Защита от вреда. Устранение вредных последствий экспериментальных исследований. Проблемы этики в исследованиях с животными. Этические проблемы при обработке и анализе экспериментальных данных. Этические проблемы при составлении отчета об экспериментальном исследовании. Плагиат в научных работах. 13. Отчет об экспериментальном психологическом исследовании. Структура экспериментального отчета. Стандарты. Техника написания экспериментального отчета. Что включать в экспериментальный отчет.
ОЦЕНКА КУРСА осуществляется по следующим критериям Зачет
Экзамен (2 теоретических вопроса) 1. Введение в экспериментальную психологию. Как начинать психологические исследования. Каталог: ld Скачать 0. 88 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Преимущества и недостатки типов экспериментов
- Создано: 10ELIROB
- Создано: 27-04-16 17:08
Преимущества
| Недостатки
| |
ОценкаЛабораторный эксперимент — единственный, не имеющий экологической обоснованности, но лучше всего позволяющий установить причинно-следственные связи. Квази-эксперименты утрачивают экологическую валидность, но из-за того, что IV не подвергается манипуляциям, причинно-следственные связи установить действительно трудно. |
- Психология
- Методы и методы исследований
- AS
- AQA
Преимущества и недостатки естественного эксперимента
Поделитесь на
Естественный эксперимент . продукт, теория или идея. Экспериментальное исследование является широко используемым подходом для определения ценности или достоверности продукта. То же самое относится и к потребительскому поведению. На эффективность дальнейших результатов влияет контроль и введение. Несмотря на то, что экспериментальное исследование является эффективным, им можно легко манипулировать, вводя ложные данные. Вот некоторые Преимущества и недостатки естественного эксперимента для рассмотрения.
Каковы преимущества естественного эксперимента?
В отличие от структурированного эксперимента, естественное наблюдение или эксперимент происходят в естественных условиях, когда исследователи или группы исследователей не вмешиваются в процесс сбора данных. Есть несколько преимуществ естественного эксперимента , поэтому психологи полагаются на такого рода наблюдения.
1. Природная среда наблюдения
Настройка среды для наблюдения за природой является наиболее важной частью. Люди или субъекты имеют тенденцию реагировать по-разному, если они оказываются в незнакомой ситуации. Итак, во-первых, они должны убедиться, что находятся в своей зоне комфорта.
Например, пациент может быть не в состоянии объяснить проблему в больнице, но может четко говорить о проблемах дома. Используя подход естественного эксперимента, исследователи могут наблюдать непосредственно, оценивая субъекта в своей зоне комфорта.
2. Точность — одно из основных преимуществ естественного эксперимента.
Люди, которые реагируют естественно в естественных условиях, склонны давать точные детали под наблюдением. Социальные исследователи могут наблюдать выбор в естественных условиях, что позволяет им делать выводы, которые обычно недостижимы в лабораторных условиях.
Основываясь на уникальных наблюдениях, исследователи могут продолжить расследование, изучая конкретное социальное поведение. Таким образом, преимуществ естественного эксперимента на больше , так как это приводит к озарениям, помогающим людям преодолевать проблемы.
3. Идеи, полученные в результате естественного эксперимента, менее подвержены манипуляциям
Более близкое участие субъектов в реальном времени во время наблюдения является ключевым генератором данных. Натуралистическое наблюдение позволяет исследователям изучать предметы, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях.
Например, заключенный склонен давать ложные данные из-за страха перед следователями. Крайне важно не ограничивать предметы исследования, чтобы создать возможности для сбора информации.
4. Естественный эксперимент поощряет несколько методов сбора данных
У каждого исследователя есть более одного метода сбора данных во время наблюдения. Например, они могут определить и отметить разницу в количестве попыток. Они могут использовать разные подходы каждый раз, когда исследуют или отмечают реакцию субъекта.
Например, данные можно собирать с помощью видеозаписи, аудиозаписи или даже письменных заметок. Эта структура позволяет исследователям сравнивать ситуации и определять, доступна ли дополнительная информация, чтобы сделать другой вывод.
5. Исследователи также могут изучать реакцию испытуемых
Исследователи, проводящие натуралистические исследования, имеют больше преимуществ естественного эксперимента . Этот подход может помочь им получить точные реакции от субъектов в естественной обстановке.
Этот процесс также подходит для субъектов, не являющихся людьми. Люди склонны забывать, что они находятся под наблюдением, когда имеют дело со стрессовыми или эмоциональными ситуациями. Это позволяет исследователям увидеть процесс нарастания, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.
Каковы недостатки натуралистического наблюдения?
У этого подхода есть определенные ограничения, так как предоставление субъекту возможности чувствовать себя как дома является основным недостатком естественного эксперимента . Кроме того, данные не всегда точны на 100% из-за предвзятости исследователей. Ниже приведены некоторые недостатки естественного наблюдения.
1. Трудно найти первопричину поведения субъекта
Исследователю трудно установить точную причину поведения субъекта во время натуралистического наблюдения. Это, возможно, из-за нескольких факторов, влияющих на жизнь людей одновременно.
При проведении исследования в естественных условиях различные виды давления могут вызывать у людей различную реакцию. Такие реакции могут не наблюдаться, и сделанный вывод может быть еще более запутанным для исследователя.
2. Неточные данные относятся к редким недостаткам естественного эксперимента.
Люди начинают реагировать по-другому, как только узнают, что за ними наблюдают, даже если они находятся в естественной обстановке. Поскольку во время исследования человек имеет дело с личным выбором, этикой и моралью, его реакция может измениться, как только он почувствует, что его записывают.
Например, заключенный начинает делать вид, что не знает обсуждаемой темы, и может давать вводящую в заблуждение информацию. Люди начинают притворяться, будто играют так, как ожидал исследователь. Такие недостатки естественного эксперимента существуют, даже если исследователи прилагают усилия, чтобы избежать ситуации.
3. Это требует времени
Этот метод исследования требует больше времени и терпения, и исследование полностью зависит от реакции субъекта. Случаи, результаты и паттерны могут быть достигнуты только при желании субъекта.
Одно расследование может продолжаться годами, и для получения точных результатов обязательно требуются значительные инвестиции в форме времени. Таким образом, затраты времени и усилий являются общими недостатками естественного эксперимента .
4. Не все под контролем
Исследователи могут контролировать некоторые переменные в ходе натуралистического исследования, но они не могут контролировать все. Могут быть внешние отвлекающие факторы, которые могут изменить то, как люди взаимодействуют друг с другом.
Например, класс, полный студентов, за которым наблюдают социологи, может не принять во внимание эту концепцию, если снаружи есть шумные помехи.