Эксперимент это в психологии: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Психологический эксперимент — Психологос

Фильм «Неприкасаемые»

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие. Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.→

Известные психологические эксперименты

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент

Психологический эксперимент | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Эксперимент – это основной метод психологических исследований, заключающийся в исследовательской деятельности в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

  1. Опытное моделирование явлений и условий при их качественной и количественной определенности;
  2. Активное воздействие исследователя на явление, или введение независимой переменной;
  3. Тщательное измерение реакций на оказываемое экспериментатором воздействие;
  4. Неоднократная воспроизводимость результата.

Эксперимент предполагает изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Этапы эксперимента

  1. Теоретический этап: формулируется теоретическое обоснование, объект и предмет изучения.
  2. Методологический этап: формулируется экспериментальная задача в виде двух рядов переменных: независимые переменные – это условия, которые изменяются в эксперименте, зависимые переменные – это особенности испытуемого, измеряемые в эксперименте. В эксперименте происходит искусственное изменение независимых переменных и фиксируется, каким образом это изменение влияет на зависимые переменные. В случае, если при проведении эксперимента существуют побочные условия, которые так же могут оказать влияние на зависимые переменные, эти условия учитываются как дополнительные переменные.
  3. Собственно экспериментальный этап: предполагает непосредственно проведение эксперимента. На данном этапе одной из важнейших задач является контроль над чистотой эксперимента, во-первых, контроль дополнительных переменных: важно, чтобы ни один побочный фактор не оказал влияние на испытуемых. Во-вторых, для участия в эксперименте необходимы 2 группы испытуемых, на одну из которых оказывается воздействие независимых переменных, на другую – нет. Участие двух групп испытуемых путем сравнения результатов в группах позволяет определить, связано ли изменение зависимой переменной с воздействием независимой переменной или это изменение происходит спонтанно.
  4. Аналитический этап: предполагает анализ и интерпретацию полученных результатов. По результатам эксперимента выявляются новые связи между явлениями, психологические закономерности.

Виды экспериментов

  1. Лабораторный эксперимент – эксперимент, осуществляемый в лабораторных условиях. Различают лабораторные эксперименты с применением технических средств и без применения технических средств. Достоинством лабораторного эксперимента является имеющаяся в лабораторных условиях возможность строгого и тщательного контроля всех дополнительных переменных, недостатком – ограничение возможности относить результаты эксперимента к условиям реальной жизни.
  2. Естественный (полевой) эксперимент – эксперимент, осуществляемый в естественных условиях реальной жизни. Достоинством естественного эксперимента является возможность относить результаты эксперимента к условиям реальной жизни, недостатком – большое количество дополнительных переменных, зачастую трудно поддающихся учету и контролю.

См.также: Организация психологических исследований

Что такое «эксперимент»? | IB Psychology

Если вы читаете это, то, вероятно, ваш учитель задал это как домашнее задание, потому что вы назвали исследование «экспериментом», когда оно вовсе не было экспериментом. Так что этот пост должен помочь вам точно знать, когда использовать термин «эксперимент», а когда безопасно просто сказать «исследование».

Но прежде чем мы перейдем к этому, давайте сначала проясним, почему это важное знание. Я думаю, что есть две причины:

  1. Если вы неправильно используете термин «эксперимент» на экзамене, экзаменатору будет казаться, что у вас ограниченные знания – это повлияет на ваши оценки.
  2. Исследовательские методы (и особенно эксперименты) являются основой психологических исследований, поэтому их очень важно понять.

Определение эксперимента:

Эксперимент в психологии – это когда проводится исследование, в котором изучается прямое влияние независимой переменной на зависимую переменную.


Совет: . Если вы не уверены, что это эксперимент, вы всегда можете назвать его «исследованием».

Прежде чем назвать исследование экспериментом, необходимо определить независимую переменную. Спросите себя:

  • «Есть ли в исследовании разные группы, которые сравнивают исследователи?»

Например, в этом исследовании о влиянии серотонина на мозг мы видим две группы: употребление плацебо или напитка, снижающего уровень серотонина. Итак, IV — это уровень серотонина.

Экспериментальный тест причинно-следственные связи .

Если есть разные группы и явно присутствует внутривенное вливание, тогда вам нужно спросить себя: «Изучают ли исследователи  эффекты  на DV?» Другими словами, существует ли причинно-следственная связь между исследуемыми IV и DV?

Если вы посмотрите на примеры исследований в этом посте, вы увидите, что все эти исследования явно изучают влияние внутривенного введения на DV:

  • Исследование серотонина: влияние уровней серотонина (IV) на активность префронтальной коры (DV)
  • Эксперимент на крысах: влияние тестостерона (IV) на агрессию (DV)
  • Просмотр телевизора (Бандура): влияние наблюдения за насилием (IV) на агрессию (DV).

Итак, если исследование проверяет причинно-следственную связь между внутривенным введением и внутривенным введением, вы, друг мой, устроили себе эксперимент 🙂


Лаборатории являются хорошим местом для проведения экспериментов, потому что условия можно контролировать, чтобы можно было изолировать внутривенное введение – это важно при проверке причинно-следственных связей.


Итак, когда исследование

не является экспериментом?

Простой тест: спросите себя:

  • Исследователи создали группы/условия?

Если да, то у вас есть эксперимент.

  • Исследование серотонина: исследователи выбирали, кто, какой напиток и когда выпил.
  • Исследование крыс: исследователи выбрали, каких крыс кастрировать, а каких нет.
  • Телевизионное исследование: рассказали, каким детям смотреть телевизор, а каким нет.

Если бы исследователи не создавали группы, вам было бы лучше назвать это «исследованием», чтобы быть в безопасности.

В настоящем эксперименте исследователи манипулируют независимой переменной (т. е. создают группы/условия в эксперименте).

Например, в исследованиях, сравнивающих культуры, исследователи не могут создавать группы, потому что люди рождаются в существующих культурах. Эти типы исследований чаще всего являются корреляционными исследованиями.

Другой пример — исследование общения в отношениях: исследователи сравнивают различия между парами с позитивным общением и с теми, у кого общение негативное, но они не создавали эти группы — они произошли естественным образом. Это также корреляционные исследования.

В заключение: если исследователи создают группы для сравнения, это эксперимент. Если нет, то безопаснее назвать это «исследованием».

Качественные исследования  никогда  экспериментов, поэтому будьте особенно осторожны при использовании этого слова в статье 3.


Но чтобы не запутаться, есть некоторые эксперименты, в которых независимая переменная встречается естественным образом. Их называют естественными экспериментами (или квазиэкспериментами). Итак, если у вас есть исследование с естественной переменной, прежде чем вы сможете назвать его экспериментом, вы должны спросить себя:

  • Проверяют ли они причинно-следственную связь между IV и DV?

Но проблема в том, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно немного знать о методологии.

Это потому, что вы должны знать, контролировали ли они смешанные переменные либо в своем дизайне, либо в своем статистическом анализе. Если они попытались контролировать смешанные переменные и изолировать IV как единственную переменную, влияющую на DV, вы можете назвать это экспериментом.

Но здесь все становится довольно сложно, поэтому, возможно, лучше перестраховаться с природными IV и назвать их исследованиями, если вы не уверены, экспериментальные они или нет (еще один способ проверить это спросить у учителя).

Что делает эксперимент «квази»? (Подробнее)


Надеюсь, этот пост поможет. Если вам нужно что-то уточнить или у вас есть вопросы по конкретному исследованию, пожалуйста, не стесняйтесь публиковать их в комментариях.

Трэвис Диксон

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Советы по планированию психологических экспериментов

Советы по планированию психологических экспериментов Клифф Штамп 2021-05-22T22:49:07+00:00

Экспериментальная психология использует научное исследование основных психологических процессов у людей и животных для проверки и уточнения гипотез. Гипотезы — это «обоснованные предположения» о характере поведения или мыслительных процессов, которые необходимо проверить, чтобы определить, верны ли они. Проверка гипотез находится в сфере экспериментов. Планирование психологических экспериментов, дающих полезные, последовательные и надежные результаты, имеет решающее значение для способности исследователя устанавливать причинно-следственные связи во многих переменных, влияющих на поведение.

Целью всех психологических экспериментов является описание, объяснение и предсказание поведения или психических процессов. Чтобы иметь возможность предсказывать и делать выводы о поведении, требуется хорошее понимание того, как переменные воздействуют друг на друга. Все эксперименты в психологии руководствуются научным методом, набором широко согласованных принципов и процедур, которые управляют всеми экспериментами в науке.

Этапы проведения эксперимента в психологии

План эксперимента связан с тем, как люди отбираются в группы и как эти группы тестируются, а затем сравниваются друг с другом. Наиболее распространены межсубъектные и внутрисубъектные схемы.

Первым шагом в разработке психологического эксперимента является определение вопроса исследования. Вопрос исследования помогает сформулировать гипотезу. Исследовательский вопрос основан на наблюдениях за явлением в психологии. Исчерпывающий поиск всей профессиональной литературы по теме помогает уточнить и определить вопрос исследования. Это называется обзором литературы и может быть продолжительным. Исследователи просматривают академические журналы и книги.

Затем, после тщательного изучения литературы, исследователи формулируют гипотезу для проверки. Хорошая гипотеза должна поддаваться количественной оценке; то есть его можно измерить. Он также должен быть фальсифицируемым. Фальсифицируемая гипотеза может быть опровергнута, если она не соответствует действительности.

Выбор групп выборки является третьим шагом в процессе и включает в себя случайный выбор достаточно большой группы испытуемых, чтобы население было хорошо представлено выбранной группой. Затем общая группа делится на контрольную и экспериментальную группы.

Проверка гипотезы — четвертый шаг. Он включает либо описательные, либо экспериментальные исследования. К описательным методам исследования относятся корреляционные исследования, опросы, натуралистические наблюдения и тематические исследования. Корреляционные исследования являются распространенными описательными видами психологических исследований. Корреляционные исследования не позволяют исследователям выявить причинно-следственную связь между переменными, но они отлично подходят для выявления возможных взаимосвязей.

Экспериментальное исследование изучает возможные причинно-следственные связи между переменными. Экспериментальное исследование включает тщательное манипулирование одной переменной (независимой переменной) и измерение изменений другой переменной (зависимой переменной). Самый простой экспериментальный план использует контрольную группу и экспериментальную группу. Экспериментальная группа испытывает любое лечение или состояние, которое исследуется, в отличие от контрольной группы.

После завершения эксперимента исследователи анализируют его результаты и смотрят, какие выводы можно сделать. Обычно это фаза экспериментов с большим количеством статистических данных. Статистические данные можно использовать для описания результатов, а также для выводов из результатов исследований.

Советы по планированию психологических экспериментов

Целью экспериментов в психологии является выявление причинно-следственных связей между переменными. Для этого требуется, чтобы эксперименты были узко структурированы, чтобы исключить систематическую ошибку и смешанные переменные. Существуют также некоторые различия между качественными и количественными исследованиями. По сути, количественные исследования дают результаты, которые являются числовыми и могут быть обработаны математически. Качественные исследования дают нечисловые результаты, часто в форме интервью, анкет и опросов.

Вот несколько советов по разработке наиболее эффективных экспериментов по количественной психологии:

  • Уточните вопрос исследования и оптимизируйте свою гипотезу. У вас должно быть четкое представление о том, что вы тестируете и каковы ваши цели. Чем больше переменных вы включаете, тем сложнее контролировать смешанные переменные и тем меньше у вас возможностей делать заявления о характере взаимосвязей между переменными. В большинстве экспериментальных исследований проверяется влияние одной независимой переменной на одну зависимую переменную.
  • Проведите тщательную операционализацию ваших показателей и определите свои переменные. Например, если вы смотрите на «удовлетворенность работой», как это понятие будет измеряться в вашем эксперименте? Операционализация гарантирует, что ваши переменные могут быть определены количественно, взяв понятие «общая картина» и определив его более узко, чтобы его можно было объективно измерить. Дизайн, который пытается показать повышение удовлетворенности работой после увеличения бонусов, потребует стандартизированной, признанной в отрасли метрики для оценки удовлетворенности работой. Если такой меры не существует, рекомендуется переосмыслить, как будут измеряться ваши переменные. У вас должна быть четко определенная и измеримая независимая переменная и зависимая переменная.
  • Независимо от общего плана вашего эксперимента, вы должны контролировать все смешанные переменные. Вмешивающиеся переменные — это непреднамеренные условия, которые уменьшают или устраняют вашу способность делать выводы о влиянии вашей независимой переменной на зависимую переменную. Вмешивающиеся переменные разрушают эксперименты настолько основательно, что на этапе планирования эксперимента необходимо тщательно следить за ними.
  • Устранение или контроль предвзятости исследователя. Предвзятость — это возможность исследователя повлиять на результаты эксперимента. В количественных исследованиях систематическая ошибка может быть устранена. Предвзятость — это скорее проблема качественных исследований, в которых ее нельзя полностью устранить.
  • Убедитесь, что ваши контрольная и экспериментальная группы тщательно рандомизированы. Чтобы иметь возможность экстраполировать ваши результаты, ваша контрольная группа и экспериментальные группы должны быть максимально похожи.

Планирование звуковых экспериментов требует от исследователей точной и четкой ясности, когда дело доходит до того, что они хотят измерить и как это сделать. Когда эксперимент в психологии правильно спланирован, его могут воспроизвести другие исследователи и получить аналогичные результаты. Воспроизводимость важна, особенно при рассмотрении публикации исследовательского эксперимента в профессиональном журнале. Чем чаще один эксперимент может быть проведен другими с результатами, подтверждающими первоначальную гипотезу, тем сильнее эта гипотеза со временем становится.

Теории состоят из гипотез, прошедших многочисленные проверки, в том числе на воспроизводимость. Хороший дизайн исследования гарантирует, что теории в психологии подтверждаются строгими стандартами тестирования.

Штамп Клифтона

B.S. Психология | Университет штата Арканзас

Магистр реабилитационного консультирования | Университет штата Арканзас

Магистр английского языка | Университет штата Арканзас

ноябрь 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *