Эксперимент Милгрэма полвека спустя | PSYCHOLOGIES
Если «учитель» колебался, прежде чем дать очередной «разряд», экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за происходящее, и говорил: «Продолжайте, пожалуйста. Опыт должен быть доведен до конца. Вы должны это сделать, у вас нет выбора». При этом, однако, он никак не угрожал сомневающемуся «учителю», в том числе не угрожал и лишением вознаграждения за участие в эксперименте ($4).
В первой версии эксперимента помещение, в котором находился «ученик», было изолировано, и «учитель» не мог его слышать. Только когда сила «удара» достигала 300 вольт (до этого момента дошли все 40 испытуемых, и ни один не остановился раньше!), актер-«ученик» начинал биться о стену, и вот это «учитель» слышал. Вскоре «ученик» затихал и переставал отвечать на вопросы.
До самого конца дошли 26 человек. Они, повинуясь приказу, продолжали нажимать кнопку, даже когда «напряжение» достигло 450 В. На шкале их «прибора» значения от 375 до 420 В были помечены надписью «Опасно: сильнейший шок», а отметки 435 и 450 В — просто знаком «ХХХ».
Разумеется, эксперимент много раз повторяли, проверяли и перепроверяли, слегка варьируя условия (гендерный состав участников, степень давления со стороны экспериментатора, поведение актера-«ученика»). В одной из версий, в частности, когда сила «удара» достигала 150 В, «ученик» начинал жаловаться на сердце и просил прекратить, и «учитель» его слышал. После этого 7 человек из 40 отказались увеличивать «напряжение» далее 150-вольтной отметки, однако до конца — до 450 В — дошли, как ни странно, те же 26 из 40.
45 лет спустя
Влияние эксперимента Милгрэма на профессиональное сообщество было столь велико, что теперь разработаны этические кодексы, делающие его полную реконструкцию невозможной.
Но в 2008 году Джерри Бергер (Jerry Burger) из Университета Санта-Клары в США все же воспроизвел эксперимент Милгрэма2, модифицировав его условия с учетом существующих ограничений. В опытах Бергера «напряжение» увеличивалось только до 150 вольт (хотя на шкале «прибора» разметка шла до тех же 450 В), после чего эксперимент прерывался.
На этапе отбора участников отсеяли: во-первых, тех, кто знал об эксперименте Милгрэма, во-вторых, эмоционально нестабильных людей. Каждому из тестируемых минимум трижды повторили, что он может прервать опыт на любой его стадии, при этом вознаграждение ($50) возвращать не придется. Сила демонстрационного (реального) удара током, который получали испытуемые перед началом эксперимента, составляла 15 В.
Как выяснилось, за 25 лет изменилось немногое: из 40 испытуемых 28 (то есть 70%) были готовы продолжать увеличивать напряжение и после того, как «ученик», якобы получив 150-вольтный удар, жаловался на сердце.
Во имя высокой цели
А теперь, благодаря архивным материалам3, которые проанализировали социальные психологи из четырех университетов Австралии, Шотландии и США, обнаружилось, что и в первоначальном эксперименте все на самом деле обстояло еще хуже, чем мы привыкли думать.
Дело в том, что из чтения работ, которые публиковал сам Милгрэм, создается впечатление, будто подчиняться приказам участникам эксперимента было тяжело и неприятно, а то и вовсе мучительно. «Я видел, как в лабораторию вошел солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О боже, давайте прекратим это». Тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался», — писал он.
Но изучение записей об обратной связи, которую давали испытуемые после того, как эксперимент завершался и им раскрывали глаза, объясняя истинную суть случившегося, говорит о другом. В архивах Йельского университета такие справки имеются относительно впечатлений 659 из 800 добровольцев, участвовавших в разнообразных «дублях» эксперимента. Большинство этих людей — обычных, нормальных людей, не садистов или маньяков — не выказало никаких признаков угрызений совести. Наоборот, они сообщали, что рады были помочь науке.
«Это проливает новый свет на психологию подчинения и соответствует другим имеющимся свидетельствам того, что людьми, творящими зло, обычно движет не стремление творить зло, а уверенность, что они делают нечто достойное и благородное», — комментирует один из авторов архивного исследования, профессор Алекс Хаслам (Alex Haslam).
Ему вторит его коллега по этой работе профессор Стивен Райхер (Stephen Reicher): «Можно предположить, что ранее мы превратно понимали этические и теоретические проблемы, поставленные исследованиями Милгрэма. Следует задать себе вопрос — нужно ли заботиться о благополучии участников экспериментов, заставляя их думать, будто причинение страданий окружающим можно оправдать, если оно было совершено во имя благой цели».
В исследовании принимала участие и австралийский режиссер-документалист, профессор Университета Маккуори в Сиднее Кэтрин Миллард (Kathryn Millard). Материалы, найденные в архивах, она использовала в своем новом фильме «Палата шоковой терапии» (Shock Room), который сейчас выходит на экраны. Фильм исследует средствами кинематографа, как и почему люди подчиняются преступным приказам, и, что не менее важно, как и почему некоторые все-таки отказываются творить зло.
Самое время в очередной раз задать себе вопрос: «А как бы поступил я?»
Эксперимент Милгрэма
Эксперимент Милгрэма представляет собой опыт в социальной психологии, проведенный Стэнли Милгрэмом в 1963 г. Этот психолог учился в Йельском университете. Данный эксперимент получил широкую огласку и популярность, как в научных, так и социальных кругах.
Некоторые ученые называли этот опыт одним из самых жестоких в истории психологии. Перед участниками эксперимента ставилась задача пробудить в себе садистические наклонности, сознательно причиняя боль и мучения по отношению к другим людям.
Сегодня вы узнаете детали эксперимента Милгрэма.
Кто такой Стэнли Милгрэм
Стэнли Милгрэм родился в Нью-Йорке 15 августа 1933 г. Начальное образование он получил в школе имени Джеймса Монро, учась в одном классе с еще одним известным в будущем психологом Филиппом Зимбардо.
По окончании данного учебного заведения Милгрэм поступает в Королевский колледж в Нью-Йорке на факультет политологии. Однако вскоре ему становится ясно, что эта научная сфера не вызывает у него особого интереса. И все же ему удается окончить учебу.
Стэнли МилгрэмВо время обучения Стэнли серьезно интересовала специальность «социальная психология». Он даже хотел поступить в Гарвард, но у него не получилось это сделать по причине недостатка соответствующих знаний.
Тем не менее, это не остановило Милгрэма, и он за одно лето смог пройти 6 курсов по социальной психологии в 3 разных высших учебных заведениях. В результате этого, в 1954 г. он поступил в Гарвард.
В студенческие годы у Стэнли завязались хорошие отношения с лектором по имени Соломон Аш, ставшим популярным психологом, благодаря изучению феномена конформности. Милгрэм даже выступал в качестве ассистента, в ходе его исследований и экспериментов.
Когда Милгрэм закончил учиться, то принял решение возвратиться обратно в США. Там Стэнли начал трудиться в Принстоне, вместе с Соломоном Ашем. Важно отметить то, что между этими учеными не было каких-либо дружеских отношений. Они испытывали интерес друг к другу исключительно в научной сфере. Через год Милгрэм захотел продолжить работу в области психологии, но уже отдельно от Аша.
Суть эксперимента Милгрэма
В ходе своего знаменитого эксперимента Стэнли Милгрэм хотел узнать, сколько мучений могут причинить одни люди другим, если это будет входить в их должностные обязанности. В самом начале он думал отправиться в Германию, поскольку предполагал, что немецкий народ более склонен к подчинению.
Это было связано с недавним нацистским режимом, который показал миру все ужасы такого управления государством. Но когда он поставил первые эксперименты в штате Коннектикут, оказалось, что ехать никуда не стоит, и можно спокойно продолжать работу у себя на родине, так как люди везде одинаковые.
В контексте сказанного нельзя не вспомнить про другой известный эксперимент «Третья Волна». Обязательно прочитайте о нем – это очень интересно.
Кратко об эксперименте Милгрэма
Результаты эксперимента Милгрэма наглядно показали, что люди не в состоянии противостоять своему авторитетному руководству в том случае, когда оно приказывает им мучать других, даже ни в чем невиновных людей. Оказалось, что человек готов беспрекословно подчиняться высшему начальству, выполняя любые его приказы, даже если они идут вразрез с его жизненными принципами.
Стэнли Милгрэм со студентами, 1961 годКроме США, данный эксперимент поводился также в Германии, Италии, Нидерландах, Испании, Иордании и Австрии. Конечные итоги опыта доказали, что независимо от национальности, участники эксперимента намеренно доставляли боль другим людям, если этого от них требовало начальство.
Описание эксперимента Милгрэма
Эксперимент под названием «Повинуемость» проходил в подвальном помещении Йельского университета. В этом опыте участвовали более 1000 человек разного пола и возраста. Изначально человеку предлагали широкий спектр действий, идущих вразрез с его принципами и моральными нормами.
Главный вопрос или задача эксперимента Милгрэма звучали следующим образом: как далеко может зайти человек, причиняя боль другому, пока подчинение руководителю не станет противоречивым для него?
Подопытным, смысл этого эксперимента объяснялся в совершенно другом свете: им говорилось о том, что целью опыта является исследование влияния телесной боли на функции человеческой памяти. В данном исследовании принимали участие наставник (экспериментатор), испытуемый (ученик) и подставной актер (в роли второго ученика).
Согласно правилам, от ученика требовалось выучить длинный список разных парных слов, а учителю надлежало проверять, насколько хорошо и точно ученик запомнил эти словосочетания.
Если ученик допускал ошибку, учитель должен был ударять его током. При каждой новой оплошности, учитель снова пропускал электрический заряд, который с каждым разом увеличивался.
Как проводился эксперимент Стэнли Милгрэма
Перед тем, как начинать эксперимент Милгрэма, Стэнли устраивал показанную жеребьевку относительно того, кто из двух кандидатов будет учеником, а кто учителем. При этом учителем, конечно же, все время становился испытуемый.
Актер, играющий роль ученика, садился на стул с подведенными к нему «электрическими проводами». Перед началом эксперимента обоих учеников обязательно били током напряжением в 45 Вольт. Это делалось для того, чтобы ничего не подозревающий участник эксперимента мог прочувствовать ту боль, которую будет испытывать ученик.
Подставного ученика подключают к электродамДалее учитель проходил в соседнее помещение и начинал диктовать слова ученику. Когда тот ошибался, учитель тут же нажимал на кнопку, ударяя несчастного током. По правилам, каждый последующий электрический разряд увеличился на 15 Вольт, а максимальное напряжение достигало целых 450 Вольт.
Как говорилось вначале, ученик был подставным актером, который лишь изображал, будто его по-настоящему бьет электричеством. Система тестирования специально была настроена так, что ученик 1 раз отвечал верно, а после этого 3 раза подряд случались ошибки.
Поэтому, когда учитель дочитывал до конца все пары словосочетаний, написанных на первом листе, электрические удары достигали напряжения в 105 Вольт. Однако, когда испытуемый хотел продолжить читать слова, перейдя к следующему листу, экспериментатор заставлял его начать все заново, снизив электрический удар до 15 Вольт.
Это делалось для того, чтобы подопытный понимал, что опыт не завершится до тех пор, пока все пары слов не будут правильно произнесены учеником.
Подчинение авторитету в эксперименте Милгрэма
Когда ученика «бил» разряд в 105 Вольт, он требовал прекращения издевательства над ним, из-за чего учитель испытывал стресс и угрызения совести. Но после того как экспериментатор успокаивал подопытного (подставного актера), убеждая его, что все находится под контролем, и что он должен продолжать действовать, учитель подчинялся ему.
Таким образом, чем дальше заходил эксперимент Милгрэма, тем сильнее остановился электрический заряд, вследствие чего ученик кричал мученическим голосом, а учитель испытывал сомнения в своих действиях.
Кульминация эксперимента Милгрэма
Во время опыта, экспериментатор уверял подопытного в том, что всю ответственность за жизнь ученика и за конечный ход эксперимента он берет на себя. Что ему следует не останавливаться и продолжать дальше, хотя учителю при этом никто не угрожал и не обещал никакой награды.
С каждым очередным разрядом, актер все ужаснее кричал и умолял своего учителя остановиться. И когда испытуемый начинал сомневаться в правильности своих поступков, экспериментатор вновь заверял его в том, что все идет по плану, и что ему не стоит останавливаться.
Удивительно, но, в конечном счете, каждый эксперимент Милгрэма был доведен до конца. Конечные результаты этого опыта ошеломили абсолютно всех.
Ошеломляющие результаты
В итоге одного из опытов было зарегистрировано, что 26 подопытных из 40, не проявили к ученику никакой жалости и довели пытки до «смертельного» электрического разряда в 450 Вольт.
Лишь после трехкратного удара напряжением в 450 Вольт, экспериментатор объявлял о том, что опыт окончен. Основная часть учителей давала своим ученикам такие электрические разряды, которые бы в реальной жизни привели к летальному исходу.
В 1963 году Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, шокировал весь мир результатами своего исследования.Когда общественность узнала о результатах эксперимента Милгрэма, она была просто обескуражена ими. Интересен факт, что сами испытуемые также были шокированы собственными же действиями.
Полная информация об эксперименте
Более подробную информацию об этом эксперименте, вы сможете прочитать в книге Стэнли Милгрэма, которая называется «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». Данная информация будет интересна как психологам, так и простым людям.
Если вам понравилась статья про эксперимент Милгрэма – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Milgram Этика экспериментов — Должны ли мы использовать обман в экспериментах?
В последние годы психологи и социологи начали сомневаться в этичности эксперимента Милгрэма и в том, нужно ли вообще разрешать эксперимент.
Откройте для себя еще 27 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Эксперименты по социальной психологии
- Эксперимент Милгрэма
- Эксперимент с куклой Бобо
- Стэнфордский тюремный эксперимент
- Asch Experiment
Этот печально известный эксперимент был задуман как ответ на печально известные судебные процессы над нацистскими военными преступниками, которые утверждали, что «просто выполняли приказы». Милграм хотел установить, действительно ли люди будут подчиняться авторитетным лицам, даже если данные им инструкции были аморальны.
Главное, что нужно помнить при оценке эксперимента, это то, что современная критика имеет преимущество задним числом. Несколько десятилетий назад Европа была психологически травмирована зверствами, совершенными во время Второй мировой войны, и искала ответы.
Даже несколько лет спустя, в 1960-е, эти раны остались; будучи евреем, Милгрэм пытался установить, было ли утверждение военных преступников о том, что они просто подчиняются приказам, разумной защитой или нет.
В то время этика эксперимента Милгрэма казалась разумной, но из-за более строгого контроля в современной психологии этот эксперимент не был бы разрешен сегодня. Поколение Милгрэма нуждалось в окончательных ответах на вопрос об «окончательном решении» и в некотором завершении этой главы человеческой истории. Была ли человеческая природа изначально злой, или власть могла принудить разумных людей к противоестественным действиям?
Эксперимент Милгрэма снова стал актуальным в 1970-х годах, когда произошла бойня в Май Лай, когда общество задалось вопросом о мотивах, а также о других злодеяниях, совершенных американцами во Вьетнаме. Хотя действия соответствующих солдат нельзя оправдать, они продемонстрировали ужасные последствия для психики и нравственности молодых людей, когда они ежедневно подвергаются смерти и страданиям.
Основные опасения по поводу этики эксперимента Милгрэма основаны на ряде факторов.
Современные этические стандарты утверждают, что участников любого эксперимента нельзя обманывать, и что они должны быть осведомлены о любых последствиях. В интересах справедливости последующие исследования, проведенные после эксперимента, показали, что не было никаких долгосрочных психологических последствий для участников.
Однако тот факт, что эти люди думали, что они причинили страдания другому человеку, мог вызвать сильный эмоциональный стресс.
Хотя эксперимент Милгрэма не оказал долгосрочного воздействия на участников, важно, чтобы психологические исследования имели строгие правила; Стэнфордский тюремный эксперимент является примером одного из таких исследований, которое пересекло черту и фактически вызвало измеримый психологический стресс у участников.
В некоторых случаях эти эмоциональные шрамы сохранялись в течение месяцев и лет после исследования, поэтому вопросы этики эксперимента Милгрэма являются необходимой частью науки.
Долгосрочный эффект от проведения подобных исследований был бы разрушительным для исследований без обмана. Многие исследования в области психологии исследуют области, в которых участвующие субъекты настроены более скептически, чем в среднем население.
Они никогда не согласятся участвовать в исследованиях, которые безобидны или направлены на помощь испытуемым, если будет хорошо известно, что исследователи часто используют обман.
В заключение, хотя нет никаких сомнений в том, что эксперимент в его первоначальном виде не будет разрешен, важно помнить, что Стэнли Милгрэм не был плохим человеком. Он искренне пытался раскрыть причины, по которым люди могут оказаться втянутыми в великое зло.
В наше время, когда в Абу-Грейб и Гуантанамо проводятся сомнительные практики, эксперименты Милгрэма и Стэнфордской тюрьмы снова становятся актуальными.
Эксперимент Милгрэма (короткометражный, 2009 г.))
- 20092009
- 15M
Рейтинг IMDB
7,5/10
34
Ваша рейтинг
Шортдрамахистори
Истинная история о докторе Стэнли Милграм, психолог, которого «Голокол. провел спорный эксперимент об опасностях послушания. Правдивая история доктора Стэнли Милгрэма, психолога из Йельского университета 1950-х годов, который после изучения Холокоста провел противоречивый эксперимент об опасностях послушания. Правдивая история доктора Стэнли Милгрэма, 19Психолог из Йельского университета 50-х годов, который после изучения Холокоста провел спорный эксперимент об опасностях послушания.
IMDb RATING
7.5/10
34
YOUR RATING
- Paul Gibbs
- Patrick Gibbs
- Paul Gibbs
- Stars
- Rosalie Bertrand
- Justin Bruse
- Стив Дэвис
- Пол Гиббс
- Patrick Gibbs
- Paul Gibbs
- Stars
- Rosalie Bertrand
- Justin Bruse
- Steve Davis
Фотографии
Лучшие актеры
Розали Бертран
- Еврейка
Джастин Брюс
- Учитель #3
Стив Дэвис
- Learner
Darren Ewing
- Dr.