Девиантное поведение это в психологии определение: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это

Девиантное поведение | Блог 4brain

«Он не такой, как все», «Он немного странный», «Да он же ненормальный»! Часто ли вам приходится слышать, как окружающие навешивают ярлыки на кого-либо, чье поведение хоть чуточку отличается от того, что окружающим кажется нормой? Ключевым словом является «кажется», потому что понятие нормы для той или иной социальной среды может сильно отличаться.

Так, в среднестатистическом варианте пьянство и алкоголизм являются отклонением от нормы, а вот в компании наркоманов или алкоголиков отклонением от нормы и поводом для насмешек будет чье-либо стремление вести здоровый образ жизни, читать книги, получать образование. И здесь мы подходим к такому понятию как отклоняющееся или девиантное поведение.

Научиться общаться с представителями любой социальной группы можно на программе «Лучшие техники коммуникаций». А сохранить свою нервную систему, когда вы видите нечто такое, что отличается от привычных вам стандартов, поможет программа «Психическая саморегуляция».

Первым шагом к спокойствию является информация, потому что чем шире кругозор человека, тем спокойнее он воспринимает сам факт, что может чего-то не знать или не понимать. Это не значит, что все неизвестное или непонятное нужно с ходу одобрять – вовсе нет. Но и деструктивные эмоции вряд ли помогут делу, причем независимо от того, что вы собрались делать.

Сегодня мы попытаемся дать вам самую общую информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы причины, формы и проявления девиантного поведения, всегда ли это однозначно плохо и что с этим делать в случае, когда это однозначно плохо.

Что такое девиантное поведение?

Начнем с небольшого исторического экскурса. Термин «девиантное поведение» происходит от слова deviation, которое в большинстве европейских языков означает «отклонение». Первым понятия «девиантности» или «девиации» ввел в научный оборот французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

В центре его научного внимания была тема социальной интеграции в условиях быстро меняющихся устоев общества, что в полной мере наблюдалось в Европе во второй половине 19 столетия. Знаковой стала его работа «Самоубийство: социологический этюд», впервые вышедшая в 1897 году, переведенная на многие языки мира и выдержавшая множество переизданий [Э. Дюркгейм, 1994].

В этой книге рассмотрены разные аспекты суицидального поведения как отклоняющегося от общепринятых норм и базовых инстинктов. Кроме того, Эмиль Дюркгейм использовал определение «аномия» применительно к обществу в состоянии дезорганизованности и дезориентации, когда само понятие нормы становится размытым. Вполне логично, что в этом случае определить, что же является отклонением от нормы, намного сложнее, нежели в условиях стабильности.

Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.

Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.

Изменение общественных норм с течением времени, думается, каждый может увидеть сам. Достаточно сказать, что в США, считающих себя образцом демократии, до 1967 года действовал официальный запрет на межрасовые браки, а нарушение запрета каралось тюремным заключением. Интересно, что в штате Алабама этот запрет был снят лишь в 2000 году. Почитать о перипетиях борьбы американцев за право любить друг друга независимо от цвета кожи вы можете самостоятельно [B. Cabell, 1999].

Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.

Неизменным остается другое: нарушение устоявшихся норм ведет к санкциям со стороны общества, начиная с морального осуждения и заканчивая тюремным заключением. Другими словами, не суть важно, что подразумевается под нормой. Важно то, что за нарушение можно оказаться за решеткой. До 1967 года в США за решетку отправляли за межрасовый брак, а сейчас – за отказ регистрировать однополые браки [ВВС, 2015]. Что сделали бы в США с судьей, которому пришло бы в голову отказаться регистрировать межрасовый брак, мы даже не беремся предположить.

Неизменным остается и традиционно негативный оттенок самого понятия «девиантное поведение человека», хотя «девиантное» означает всего лишь «отклоняющееся». И отклонения, как мы уже выяснили, могут быть в любую сторону. Например, у злоупотребляющих спиртными напитками родителей может вырасти целеустремленный сын, ведущий здоровый образ жизни, желающий получить образование и профессию. Но в этом случае его ждет непонимание, а то и осуждение со стороны родственников, недоумевающих, что это за блажь такая – высшее образование.

Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:

  • К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
  • К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т.п.

Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.

Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.

Признаки негативного девиантного поведения:

  • Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
  • Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
  • Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
  • Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
  • Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
  • Сопровождается социальной дезадаптацией.
  • Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.

И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.

Рассматривая девиантное поведение детей, эксперты обычно сходятся во мнении, что данный термин следует относить к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, потому что раньше они в силу объективных причин не могут в полной мере осознавать последствия своих даже самых простых повседневных действий. До 5 лет девиации в поведении детей можно считать нормой [Ю. Жохова, 2017].

Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.

Причины и формы девиантного поведения

В самом общем виде девиантное поведение можно поделить на две большие группы в зависимости от причин, его вызывающих. Это, во-первых, отклонения психопатического характера, вызванные явной или скрытой психопатологией. Во-вторых, это шаблон поведения, сформировавшийся под влиянием социальной среды.

Другими словами, причины девиантного поведения могут быть как медицинскими, так и социальными. Медицинские факторы являются темой отдельного исследования ввиду многообразия психических расстройств, влияющих на поведенческие характеристики человека. А вот социальные причины стоит рассмотреть более внимательно.

Разумеется, воздействие социальной среды сможет быть усилено личными психологическими особенностями человека, нюансами его характера и темперамента, когнитивных способностей и нервной системы в целом. Итак, что же влияет на формирование девиантной модели поведения?

Факторы, повышающие риск девиантного поведения:

  • Влияние семьи – как неблагополучное (алкоголизм, домашнее, насилие, тяжелое материальное положение, неполная семья), так и сверхопека со стороны родителей и бабушек.
  • Влияние школы – отсутствие требований и дисциплины либо обратная ситуация, когда подавляется любое проявление свободы мысли и творчества.
  • Влияние «улицы» – это широкое понятие, включающее весь спектр возможностей свободного времяпрепровождения без контроля взрослых и ограничения негативных факторов.
  • Влияние общества – начиная от пропаганды агрессии в мультфильмах и рекламы алкоголя по телевизору, заканчивая дезорганизованностью и дезориентацией, нечеткостью понятия нормы и критериев соответствия, что часто бывает «на сломе эпох» (как, например, было в «лихие 90-е»).
  • Психическая неуравновешенность человека – даже среди полностью здоровых в психическом плане людей наблюдаются серьезные различия в проявлениях темперамента и различных сторон характера.

Само собой, это лишь предпосылки к возможным отклонениям. Известно сколько угодно много примеров, когда мальчик из бедной семьи вырастает предприимчивым бизнесменом, и еще больше примеров, когда такой ребенок «не вписывается» в поворот судьбы. Далеко не все вспыльчивые дети становятся бомжами или преступниками. Зачастую, когда переходный возраст остается позади, молодые люди успешно адаптируются в социуме.

В целом, влияние социальной среды на формирование отклонений в поведении людей стоит рассматривать

на двух уровнях:

  • Влияние макросреды – состояние общества, уровень экономического и культурного развития, социально-политическая обстановка и прочее.
  • Влияние микросреды – семья, друзья, знакомые, ближайшее окружение, одноклассники и однокурсники, коллеги по работе.

Заметим, что сегодня существует бесчисленное множество взглядов на то, как формируется девиантное поведение у подростков. Есть и весьма нетривиальные наблюдения. Например, такие, что «школа сейчас нацелена на услуги по обучению, поэтому изъяны семейного воспитания она не корректирует и часто вообще уклоняется от воспитательной функции» [В. Грехнев, 2012]. И это тоже формирует девиантное поведение обучающихся в школе детей и подростков.

Большинство исследователей уделяет внимание, в первую очередь, именно девиантному поведению детей и подростков, потому что предпосылки к поведенческим аномалиям во взрослом возрасте всегда закладываются в детстве. Маловероятно, что человек, никогда не проявлявший в детстве склонности к отклонениям в поведении, вдруг «бросит вызов» обществу во взрослой жизни.

Главными жертвами собственного девиантного поведения становятся люди, у которых в детстве не было теплых доверительных отношений в семье. Причем не важно, по какой причине. Девианты могут выйти как из неблагополучной в материальном и социальном плане семьи, так и из богатой обеспеченной семьи, где за ребенка «расписан» каждый шаг. Тогда он либо вырастает слишком избалованным и социально дезадаптированным, либо бунтует против чрезмерной опеки, тратя все свои силы на преодоление контроля, а не на достижение собственных жизненных целей.

В целом, стоит уделить внимание разным классификациям причин девиантного поведения.

Причины девиантного поведения (по Грехневу):

  • Стабильное чувство неудовлетворенности своей жизнью.
  • Ощущение собственной неполноценности.
  • Слабо развитые коммуникативные навыки.
  • Отсутствие уважения к окружающим.
  • Пассивность в отношении социально значимых ролей.
  • Эгоизм и эгоцентризм.
  • Стремление преуспеть и «пробиться» в жизни за чужой счет.
  • Узкое мировоззрение.

Конечно, у этих явлений есть свои причины, а сами эти явления прогрессируют по мере развития и усиления проявлений девиантного поведения. Так что все вышеназванные процессы являются, если можно так сказать, «взаимообратными».

Выше мы уже сказали о том, что классификаций причин девиантного поведения достаточно много, поэтому мы рассмотрим только самые интересные [В. Кулганов, И. Кузьмичева, 2009].

Причины девиантного поведения (Кулганов-Кузьмичева):

  • Психическая неуравновешенность и повышенная нервная возбудимость.
  • Материальные и психологические проблемы в семье.
  • Несправедливое отношение взрослых.
  • Чувство зависти.
  • Эмоциональные перегрузки.
  • Пропаганда насилия и бездуховности в кино и на телевидении.
  • Реклама табака и алкоголя.
  • Слабая воспитательная работа внутри школы.
  • Девиантное поведение педагога.

Отметим, что педагоги тоже люди, и они тоже могут страдать различными расстройствами поведения. Так, мы вряд ли будем считать нормальным поведение человека, который на улице кричит на прохожих, однако постоянно кричащий в школе на детей педагог никого не удивляет. То, что оценки учащихся часто зависят от материальной помощи родителей учебному заведению, уже ни для кого не секрет. А шутка про то, что сегодня гимназией становится любая школа, где трудовик и учитель физкультуры бросили пить, для многих уже и не шутка.

Конечно, такие примеры не слишком хороши для детей. Не обязательно, что все ученики такой школы станут девиантами, однако наименее устойчивые в психологическом плане школьники вполне могут пострадать. Как говорится, главная опасность для неустойчивой детской психики – это неустойчивая психика взрослых.

Можно найти и более развернутые списки причин девиантного поведения детей. Один из таких списков насчитывает 34 пункта, начиная от стремления к независимости и генетической предрасположенности, заканчивая экономической нестабильностью в государстве и чрезмерной занятостью родителей [Я. Киреева, 2020]. Показательно, что слово «школа» в этом перечне отсутствует вовсе, а педагоги могут быть виноваты разве что в избыточной авторитарности, и то лишь наравне с родителями.

Однако встречается и вполне адекватное понимание роли школы в воспитании детей. Просто потому, что в школе дети проводят минимум полдня 5-6 раз в неделю, и было бы наивно думать, что в это время они усваивают только учебные знания, а процесс социализации «заморожен». В условиях, когда образовательные заведения отдают стопроцентный приоритет учебным задачам, а воспитательный процесс держится лишь на плечах отдельных педагогов-энтузиастов, формирование девиантных форм поведения учащихся становится логичным продолжением ситуации [О. Шарыпова, 2010].

Причины девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Социально-педагогическая запущенность, когда дети усваивают сложившийся под воздействием неблагоприятных факторов негативный стереотип поведения.
  • Длительный психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием в семье, отношениях с одноклассниками и учителями, плохой успеваемостью.
  • Проблемы медицинского характера, отклонения в состоянии физического и психического здоровья.
  • Отсутствие условий для самовыражения, конструктивного досуга, позитивных и значимых личностных целей и планов.
  • Безнадзорность и отрицательное влияние окружающей среды.

Такое разнообразие факторов, влияющих на появление отклонений в поведении, вызывает к жизни и многообразие проявлений этих отклонений. Ученые выделяют 4 основных вида отклонений в поведении от общепринятых норм [В. Грехнев, 2012].

Формы девиантного поведения (по Грехневу):

  • Асоциальные – связанные с нарушением этических норм и правил поведения, принятых в социуме и отношениях между людьми (обман, сплетни, интриги и прочие проявления неэтичного поведения).
  • Антидисциплинарные – связанные с нарушением установленных правил (прогулы, опоздания, нарушение внутреннего распорядка компании).
  • Делинквентные – связанные с противоправными действиями (воровство, грабежи, мошенничество, физическое насилие).
  • Аутодеструктивные или аутоагрессивные – связанные с разрушительным действием, направленным на самого человека (наркотики, алкоголь, суицид, самоповреждение).

Существуют и другие классификации форм девиантного поведения. Среди зарубежных классификаций наибольшим авторитетом пользуется типология форм, которую разработал американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003).

Типология Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Подробнее можно прочитать в его книге «Социальная теория и социальная структура» [Р. Мертон, 2006]. Мы же вкратце расскажем об основных типах девиаций, которые выделял Роберт Мертон.

Формы девиаций (по Мертону):

  • Инновация – согласие с целями общества и отрицание принятых в социуме способов их достижения. Положительная девиация проявляется в виде научных открытий и технологических инноваций, отрицательная девиация может проявляться в виде создания преступных схем заработка денег.
  • Ритуализм – отрицание целей общества и преувеличение значения способов их достижения. Примером может служить засилье бюрократии в государственных структурах и слишком детализованные корпоративные правила в частных фирмах.
  • Ретретизм – бегство от действительности, отказ от социально одобренных целей и способов их достижения. Яркие представители этой девиации – алкоголики, наркоманы, бомжи.
  • Бунт – отрицание существующих целей общества и способов их достижения с требованием замены на новые цели и новые способы их достижения. Этот вид девиации проявляется в виде массовых протестов, революций, государственных переворотов.

Как видите, Роберт Мертон не разделяет в своей типологии положительную и отрицательную девиацию, показывая, что некоторые формы могут иметь и негативные, и позитивные проявления. Например, и у жулика, и у человека, нацеленного на карьеру, сходные цели – достижение материального благополучия, однако методы существенно разнятся. Аналогичным образом можно сказать, что и создатели «финансовых пирамид», и великие ученые современности стремятся к инновациям, только результат в этих случаях выглядит по-разному.

Таким образом, девиантное поведение может не соответствовать или даже противоречить господствующим в обществе предрассудкам и представлениям о девиации как о чем-то всегда отрицательном. Впрочем, ранее мы уже говорили о том, что девиации бывают положительные и отрицательные, просто отрицательные вызывают более глубокий практический интерес ввиду потенциальной опасности.

В этом контексте становится особо актуальной профилактика девиантного поведения обучающихся в общеобразовательной школе детей и подростков. Мы помним, что истоки этой проблемы идут из детства, и школьный возраст является, пожалуй, последней серьезной возможностью внести коррективы в развитие ребенка.

Профилактика девиантного поведения

Первое и главное, с чего следует начинать работу по профилактике девиантного поведения у детей и подростков, это выбор адекватных мер воздействия. Дети разные: с кем-то будет достаточно поговорить «по душам», а кто-то просто не понимает, когда с ними разговаривают «по-хорошему», и тут без мер принудительного характера не обойтись. Иначе профилактика будет не эффективной [О. Шарыпова, 2010].

Факторы эффективной профилактики девиантного поведения:

  • Выбор адекватных мер воздействия.
  • Научно-методическая подготовленность процесса профилактики.
  • Взаимодействие семьи, школы и прочих социальных институтов.
  • Повышение квалификации педагогов, задействованных в работе с «трудными» детьми.

Как правило, понятия «трудный подросток» и «девиант» почти всегда идут рядом. Причем «трудным подростком» он считается не только потому, что с ним трудно, а и потому, что ему самому тоже трудно – трудно учиться, трудно общаться со взрослыми, трудно адаптироваться в социуме.

Меры профилактики девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Оказание помощи семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума и не способным самостоятельно обеспечить детей всем необходимым для учебы и разностороннего развития. Информирование таких семей относительно законодательства в этой сфере и возможностей получения помощи на государственном и муниципальном уровне.
  • Помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими отклонениями, и расширение возможностей оказания такой помощи со стороны специализированных учреждений, центров медицинской и психологической адаптации, вовлечение в процесс родителей ребенка.
  • Просветительская работа с родителями, ненадлежащим образом выполняющими свои родительские обязанности, применение при необходимости мер принудительного характера. Например, лечение от алкоголизма.
  • Совершенствование деятельности образовательных учреждений и восстановление роли школы в деле воспитания детей, взаимодействия с семьей, повышение квалификационного и культурного уровня педагогов с тем, чтобы они могли успешно реализовывать воспитательные задачи.
  • Создание условий для трудоустройства несовершеннолетних, как не желающих или не способных продолжать учебу, так и стремящихся к ранней финансовой самостоятельности.
  • Доступность занятий спортом, творчеством, участия в культурных мероприятиях, интересных детям и подросткам с учетом их возраста и современной жизни.
  • Развитие службы социальной защиты и помощи семьям на местах.

Для успеха профилактики девиаций важна системность и соблюдение определенных принципов работы с такими детьми [О. Раздобарова, 2011].

Основные принципы профилактики девиаций:

  • Принцип предупреждения – раннее выявление «группы риска» и своевременный старт мероприятий по профилактике.
  • Принцип системности и последовательности мер воздействия.
  • Принцип взаимодействия учителей, школьного психолога, родителей (по возможности), врачей и социальных работников (при необходимости).

И, как мы уже писали выше, нужно выбрать адекватные меры и стратегии профилактики. На сегодняшний день существует несколько прикладных рекомендаций относительно наиболее часто встречающихся типов девиаций.

Профилактика девиаций у подростков возбудимого и злопамятного типа

Основной мерой воздействия на подростков возбудимого и злопамятного типа является беседа. В общении рекомендуется обращать их внимание на позитивные качества, которыми отличается данный тип личности. Это, в первую очередь, стремление к бережливости, аккуратности, хорошему здоровью [О. Раздобарова, 2011].

Следует пояснять, как эти качества могут способствовать их успеху и процветанию, как с их помощью получить уважение окружающих и хорошую работу в перспективе. Беседа в таком ключе может оказаться весьма эффективной, потому что эти ценности приоритетны для людей возбудимого типа.

Профилактика девиаций у подростков с неустойчивой психикой

Беседуя с подростками, обладающими недостаточно устойчивой нервной системой, нужно помнить, что им свойственно терять самообладание в конфликтных ситуациях, что со временем приводит к проблемам с законом. Таких тинейджеров следует ориентировать на избегание конфликтных ситуаций ввиду того, что держать себя в руках таким ребятам объективно трудно, а отвечать за правонарушения все равно придется [О. Раздобарова, 2011].

Если педагогическими методами не удается обуздать девиантное поведение, право педагога инициировать консультацию психотерапевта, который при необходимости назначит комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Возможно, ребенку объективно требуется медикаментозное печение, однако важно помнить, что такое заключение может делать только врач.

Профилактика девиаций у неустойчивых в поведении подростков

Тут первое и главное – это контроль за их учебой и прочей деятельностью. Беседы с такими ребятами малоэффективны, их почти невозможно в чем-либо переубедить, и остается лишь принуждать к соблюдению принятых в приличном обществе норм поведения [О. Раздобарова, 2011].

Единственный эффективный метод – это создание постоянной системы контроля за подростком. Только так можно добиться адекватного поведения. К слову, жесткие требования такими детьми воспринимаются с определенной долей спокойствия, поэтому риск «повредить психику» в данном случае минимальный.

Работа с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности

Про таких детей обычно говорят, что у них «шило в пятой точке». Они часто становятся лидерами и организаторами, но не всегда хороших дел. Основная задача – использовать их энергию «в мирных целях» и перенаправить их активность на социально-полезные дела. Важно показать, что их полноценной самореализации поможет лишь полный отказ от противоправных действий [О. Раздобарова, 2011].

Следует учитывать, что чрезмерный эгоцентризм и жажда признания – частые черты характера таких деятельных подростков. Поэтому следует разъяснять, что жажду признания можно удовлетворить, занимаясь творчеством: пением, рисованием, танцами. Грубое давление в таких беседах мало помогает, а вот слегка преувеличить тяжесть наказания за плохое поведение вполне можно. Такие деятельные личности отнюдь не отличаются избыточной отвагой, так что страх наказания может оказаться весьма действенным.

Итак, мы рассмотрели девиантное поведение и вопросы, связанные с этим явлением. Если вам уже довелось столкнуться с людьми, которым свойственно негативное девиантное поведение, справиться с ситуацией вам помогут наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психическая саморегуляция». Мы, в свою очередь, желаем, чтобы на вашем жизненном пути встречались адекватные и приятные в общении люди, и предлагаем ответить на вопрос по теме материала:

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция

Понятие девиантного поведения в научных исследованиях

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию девиантного поведения. В тексте раскрываются понятия девиантного поведения и понятия нормы. Здесь приведены попытки объединить некоторые из теорий, объясняющих происхождение девиантного поведения. В статье приведена сравнительная таблица по трем подходам – педагогический, медицинский и психологический. Ко всему прочему в содержании текста приведены теория аномии, социальные и биологические теории, описывающие механизм становления девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, норма, теория аномии, теория социализации, биологическая теория, социальная норма

В последние годы психологическая практика пришла к тому, что нуждается в обосновании, разграничении и осмысления поведенческих реакций. Ситуация в области оценки отклоняющегося поведения до недавних пор была неоднозначна, но с тем, как развивалась область «клинической психологии» ученые и исследователи в данной и смежных областях стали расценивать девиантные формы поведения так, как предболезненные формы психических расстройств, а также, как результат «внутреннего конфликта», «межличностного конфликта», или, как результат личностной деформации. Эти взгляды можно считать диаметрально противоположными, т.к., в случае, если девиантное поведение рассматривается в роли симптома или как преморбид психического расстройства, справедливо отнести его к психиатрии. В остальных описанных случаях мы отнесем его к клинической психологии и к смежным с ней отраслям. Данную разницу стоит учитывать в случаях диагностики и терапии, нас же интересуют теоретические подходы в изучении данного феномена.

Исходя из вышесказанного можно выделить два вида девиантного поведения, первый – это поведение, которое отходит от норм психического здоровья, в этот вид входит четыре типа: астеники, шизоиды, эпилептоиды и категория людей с акцентуированнным характером. Второй вид – это делинквентное поведение, включающее в себя нарушение закона, противоправные действия, преступление, нарушение общественных норм и т.д. [7], то есть «…девиантное поведение – это не просто поведение, ≪отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов≫, но и ≪не удовлетворяющее социальным ожиданиям≫» [3].

Принятые стандарты в обществе, справедливо обозначить «нормой общества». Для того, чтобы определить от каких норм отклоняется поведение, дадим следующее определение:

Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К.К. Платонов).

Понятие «социальной нормы» в наиболее общем виде интерпретируется как объединённые между собой в совокупности требования и ожидания, которые та или иная социальная группа, общность или коллектив предъявляет к своим участникам с той целью, что бы член группы вел себя установленным образом для осуществления определенной деятельности [6].

Таким образом, понятие девиантного поведения можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [3].

Существуют разнообразные концепции отклоняющегося поведения, большинство из них построено на том, какой подход использует автор к самому понятию поведения человека. Основываясь на изложенной автором точки зрения на явление поведения, он сам или же сторонники идей автора уже выдвигают свои предположения о возникновении девиантного поведения, таким образом можно считать, что подход к изучению девиантного поведения будет являться феноменологическим.

Выделяя медицинский, педагогический и психологический подходы к понятию девиатного поведения можно сказать, что данные подходы имеют одну основу, т.е. в каждом из этих подходов выделяется то, что девиантное поведение является отклонением от нормы. Сравнение данных подходов представлено в таблице 1.


Таблица 1. Сравнение подходов к девиантному поведению

Подход:ПедагогическийМедицинскийПсихологических
Отклонение от:
  • Социально-нравственных норм
  • Культурных ценностей
  • Норм межличностных отношений
  • Социально-психологических норм
  • Нравственных норм
Проявляется в:
  • Социальной среде
  • Ближайшем окружении
  • Коллективе
  • Действиях
  • Высказываниях
  • Поступках
  • По отношению к кому-либо
  • Общественном благополучии
  • Вред окружающим
  • Вред себе
В рамках:
  • Нарушение процесса освоения «норм»
  • Нарушение процесса воспроизведения «норм»
  • Саморазвитие и самореализация в обществе
  • Формы нервно-психической патологии
  • Психического здоровья
  • Ошибочный антиобщественный образец разрешения конфликта

Каждый подход лишь дополняет остальные, если их объединить, получится наиболее дополненное определение данного понятия. Девиантное поведение – это отклонение от принятых социальных, психологических, нравственных норм межличностных отношений и культурных ценностей, проявляющееся во вреде обществу в целом, а также собственному благополучию в форме действий\высказываний, в рамках нарушения процесса освоения и воспроизведения этих норм, зависящий от уровня психического здоровья и социального окружения.

Помимо вышеуказанных опишем следующие основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Теория аномии с точки зрения Р.К. Мертона. Девиантное поведение возникает там, где идет расхождение между привычными, законными способами удовлетворения потребностей социума и отдельных индивидов и между поиском новых и незаконных способов удовлетворения определенных желаний [4].

Точка зрения Т. Парсонса объясняет появление девиаций несостоявшимися ожиданиями. В случае, когда человек ожидает чего-либо, а общество это не принимает или не оценивает должным образом, там появляется поведение, отклоняющееся от нормы [5].

Теория девиантного поведения Г. Кэплана основывается на том, что человек с пониженным самоуважением, с негативным образом «Я» стремится принять себя негативным способом, уходя в девиацию.

Теория социализации дает нам обоснования возникновения девиатного поведения. Раскрывая основную мысль, данная теория гласит о том, что становление личности происходит под влиянием на нее окружающего общества и собственного опыта. К этой точке зрения можно отнести мнение Ж.Н. Фишера, который говорит о том, что на понятие нормы влияет определенный тип культуры в конкретном обществе, и, в случае изменения ценностных норм, будет меняться и понятие нормы, а соответственно и понятие девиации, которое напрямую зависит от понятия нормы.

Так же к теории социализации подходит и мнение Э. Сазерлэнда, в которой говорится, что девиантное поведение становится девиантным, в случае, если на определенное действие будет определенная реакция.

Рассмотрим теорию Д. Ватсона, которая говорит о том, что человек является «продуктом внешней стимуляции», т. е. влияя на человека в течение жизни из него можно «сделать» как законопослушного гражданина, так и человека с девиантным поведением. К этому же течению можно отнести теорию подражания Т. Тарда, смысл которой в том, что девиантами становятся путем неправильно расставленных приоритетов, в которых человек равняется на «негативных героев». В этой же области находится и теория стигматизации Э. Лемерта и Г. Бэккера. Данная теория раскрывает тему деавиаций в ключе навешивания на «девианта» ярлыка нарушителя, т.е. не человек сам имеет девиантные проявления в своем поведении, а групповая оценка его личности делает его человеком с девиантным поведением. В качестве сложного социального явления девиации определяются как «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях» [2].

В противовес вышеуказанной теории, в биологических, где считается, что рожденный человек уже наделен определенными качествами, формами поведения, можно сказать, что в ребенке уже заложено, будут его формы поведения девиантными или нет. Так же, к этому течению можно отнести Френологическую теорию девиации Ч. Лаброзо, у которого были последователи, выделившие определенные типы телосложения, один из которых наиболее склонен к девиациям [7].

В заключении можно сказать, что тема девиантного поведения изучается давно и с разных точек зрения, что требует более подробного анализа и возможно поиска точек соприкосновения обособленных, но схожих теорий, что будет способствовать более четкому и ясному определению самого понятия, а также более четкому разграничению теорий, объясняющих происхождение девиантного поведения.

Concept of deviant behavior

Demushkina L.A.,
graduate student of the Moscow City University, Moscow

Annotation. This article discusses various approaches with an understanding of deviant behavior. The text reveals the concepts of deviant behavior and the concept of norm. Here are attempts to combine some of the theories that explain the origin of deviant behavior. The article provides a comparative table on three approaches — pedagogical, medical and psychological. Everything else in the text contains the theory of anomie, social and biological theories that describe the mechanism of formation of deviant behavior.
Keywords: deviant behavior, norm, anomie theory, socialization theory, biological theory.


  1. Дюркгейм, Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 39-44.
  2. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965. С. 519-549.
  3. Менделевич В.Д. «Психология девиантного поведения», 2005 г. 445 с.
  4. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118-124.
  5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, 1993, вып. 2 (англ. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966. С. 94-122.
  6. Смагулова К. Б. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2016. №26. С. 607-610.
  7. Шнейдер Л.Д. «Девиантное поведение детей и подростков», 2005 г. 336 с.
  1. Durkheim E. Norm and pathology / E. Durkheim // Sociology of crime (Modern bourgeois theories). M.: Progress, 1966. Page 39-44.
  2. Koehn А. The study of problems of social disorganization and deviant behavior // Sociology today. M., 1965. Page 519-549.
  3. Mendelevich V.D. « Psychology of Deviant Behavior », 2005. 445 pages.
  4. Merton, R.K. Social structure and anomie / R.K. Merton // Sociological studies. 1992. № 2. Page 118-124.
  5. Parsons Talcott. The concept of society: components and their relationships // THESIS, 1993, v. 2 (angl. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966. Page 94-122.
  6. Smagulova K.B. The manifestation of deviant behavior in adolescence // Young scientist. 2016. №26. Page. 607-610.
  7. Shnejder L.D. « Deviant behavior of children and adolescents », 2005. 336 pages.

Девиантность — IResearchNet

Определение девиации

Девиантность — это широкий термин, означающий поведение, нарушающее социальные нормы. Происхождение и функции девиантного поведения уже давно вызывают интерес в социальных науках, причем ранние социологические теории повлияли на последующие теории психологии.

Социологические теории девиантности

Структурный функционализм

Одним из широких социологических подходов к изучению девиантности был структурный функционализм. Эта точка зрения сосредоточила внимание на социальных институтах в обществах. Социальные институты — это организации, которые выполняют жизненно важные роли в обществе и способствуют дальнейшему существованию общества (например, система уголовного правосудия, суды, семья). Институты объединяют людей, продвигая социальные нормы, определяющие правильное и неправильное.

Эмиль Дюркгейм, один из первых структурных функционалистов, ввел понятие аномии, предшественницу современных концепций девиантности. Аномия была задумана как психологическое состояние, возникающее, когда социальные нормы не влияют на поведение человека. Роберт Мертон расширил концепцию аномии, показав два аспекта, по которым люди могут отклоняться от социальных норм. Во-первых, они могут отвергать нормативные цели общества (например, желание поддерживать пристрастие к наркотикам, а не семью). Во-вторых, они могут отвергать нормативные средства достижения целей (например, воровать деньги, а не зарабатывать их у работодателя). В качестве альтернативы индивидуум может стремиться к радикальным изменениям в обществе, изменениям, которые изменяют его нормативные цели и средства. Например, американский гражданин может отвергнуть приверженность своего общества капитализму в пользу сообщества и может выступать за социалистическую политику как способ продвижения этой новой социальной программы.

Сила структурного функционализма заключалась в том, что он обращал внимание на роль общества в определении правильного и неправильного. Отклонение от социальных норм не рассматривалось как свойство, присущее определенным субъектам. Вместо этого оно рассматривалось как нечто, созданное социальными институтами для сохранения общества. Основная слабость этого подхода заключалась в том, что он не учитывал механизмы индивидуального уровня, которые заставляют людей отклоняться. На самом деле структурные функционалисты были склонны сомневаться в том, можно ли понять целое (общество), исследуя его части (индивида).

Символический интеракционизм

Некоторые ученые интересовались составными частями, и это способствовало возникновению символического интеракционизма в социологии. Символические интеракционисты исследуют, как люди создают социальный смысл через свои взаимодействия с другими людьми. Ключевой концепцией является зазеркалье, придуманное Чарльзом Хортоном Кули. Соответственно, люди не могут найти личную идентичность, глядя внутрь себя, а вместо этого должны принять точки зрения других людей. Тенденция включать мнения других в свое «я» может привести к самоисполняющемуся пророчеству, так что люди становятся теми самыми людьми, какими их считают другие.

Поскольку символические интеракционисты сосредотачиваются на мнениях других людей, многие из этих ученых сосредоточили внимание на мнениях большинства, существующих в обществе. Говард С. Беккер придерживался такого подхода. Он утверждал, что социальные институты создают общепринятые ярлыки, которые придают значения действиям. Он утверждал, что со временем люди начинают принимать ярлыки, которые навешивает на них общество. Например, общество может создать отрицательный термин «вор» как способ сдерживания преступности, но люди, на которые навешивается такой ярлык (например, системой уголовного правосудия), могут отождествлять себя со своим ярлыком и затем совершать больше преступлений.

Групповая динамика

Хотя символическому интеракционизму удалось вовлечь индивида в дискуссию о девиантности, он в значительной степени игнорировал более сложный вопрос, который интересовал структурных функционалистов: почему социальные группы классифицируют определенных людей как девиантных? Именно на этот вопрос стремились ответить ранние психологические теории. Наиболее влиятельной из этих традиций был подход групповой динамики, который был начат в 1940-х годах Куртом Левиным и его учениками и коллегами в Исследовательском центре групповой динамики. Эта точка зрения подчеркивала две широкие психологические тенденции, которые, как считалось, порождали необходимость конформизма.

Первой тенденцией была потребность в социальной реальности. Считалось, что люди обладают эпистемологической потребностью обладать как достоверными, так и достоверными знаниями. Люди могут удовлетворить эту потребность, присоединившись к группам с единомышленниками. По этой причине группы склонны наказывать и отвергать инакомыслящих, потому что эти люди угрожают общей социальной реальности. Второй тенденцией, породившей давление конформизма, было желание добиться успеха. Социальные группы часто формируются как способ помочь людям достичь своих целей. Групповое движение к общей цели, таким образом, создает давление на единообразие внутри группы, и поэтому группы, стремящиеся к успеху, должны выявлять, а затем наказывать отклоняющихся, стоящих на пути.

Последствия девиантности

Эти три общих подхода к девиантности значительно различаются по своим предположениям, но каждый предлагает ценную и дополняющую точку зрения. Структурный функционалистский подход делает упор на внешние силы, определяющие отклонения (например, социальные институты). Это привлекает внимание к сложным социальным системам и более широким социальным потребностям, то есть к потребностям, возникающим вне личности. Перспектива групповой динамики фокусирует внимание на внутренних психологических силах и потребности человека поддерживать связную социальную реальность и добиваться успеха. Символический интеракционизм разделяет разницу между этими двумя крайностями. Он разделяет акцент структурного функционализма на внешних причинах (мнениях других), но фокусирует внимание на механизмах индивидуального уровня (зазеркалье). В некотором смысле структурный функционализм и групповая динамика больше всего похожи друг на друга в том, что они хотят выявить конечную причину отклонений. Структурный функционализм находит эту причину в потребности общества в выживании, в то время как групповая динамика находит эту причину в потребности индивидов в познании и росте. Если символический интеракционизм менее амбициозен в том, что он не ищет истинную причину отклонения, он также более великодушен в том, что может учитывать причины, возникающие в обществе и в личности.

Ссылки:

  1. Абрамс, Д., Маркес, Дж. М., и Хогг, М. А. (2004). Социальная психология включения и исключения. Филадельфия: Psychology Press.
  2. Дюркгейм, Э. (1999). Нормальное и патологическое. В SH Traub & CB Little (Eds.), Theory of deviance (стр. 4–9). Итаска, Иллинойс: Павлин. (Оригинальная работа опубликована в 1938 г.)
  3. Хаслам, С.А., и Тернер, Дж.К. (1998). Экстремизм и девиантность: помимо таксономии и предвзятости. Социальные исследования, 65, 111-222.
  4. Левин, Дж. М. (1989). Реакции на отклонение от нормы в малых группах. В П. Б. Паулюс (ред.), Психология группового влияния (стр. 187–231). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  5. Шахтер, С. (1951). Отклонение, неприятие и общение. Журнал ненормальной и социальной психологии, 46, 190-207.

Постановка диагноза (3D) – культура и психология

Хотя понятие психических или психологических расстройств трудно определить, и никакое определение никогда не будет совершенным, оно признано чрезвычайно важным понятием, и поэтому психологические расстройства (также известные как психические расстройства) определяются как психологическая дисфункция, вызывающая дистресс или нарушение функционирования и отклонение от типичного или ожидаемого поведения в соответствии с социальными или культурными стандартами. Это определение включает три компонента (3 D)

  • Дисфункция
  • Бедствие
  • Девиантность

Дисфункция включает нарушения мышления, эмоциональной регуляции или поведения человека, отражающие значительную дисфункцию психологических, биологических процессов или процессов развития, лежащих в основе психического функционирования. Другими словами, дисфункция относится к расстройству познания, эмоций и/или поведения. Например, у человека, испытывающего иллюзию того, что он является всемогущим божеством, происходит сбой в познании, потому что его мыслительные процессы не согласуются с реальностью. У человека, который не может испытывать удовольствие, происходит эмоциональный срыв. Наконец, у человека, который не может выйти из дома и пойти на работу из-за страха перед приступом паники, наблюдается сбой в поведении.

Бедствие может принимать форму психологической или физической боли или того и другого одновременно. Проще говоря, дистресс относится к страданию. Однако самого по себе дистресса недостаточно, чтобы описать поведение как ненормальное. Задумайтесь – потеря близкого человека причиняет боль и страдание даже самому «нормально» функционирующему человеку. Спортсмен, получивший травму, завершившую карьеру, также будет страдать. Страдания — часть жизни, и их нельзя избежать. Обесценение относится к состоянию, когда человек испытывает инвалидизирующее состояние, которое ограничивает способность заниматься повседневной деятельностью (например, больше не может поддерживать минимальные стандарты гигиены, оплачивать счета) или участвовать в общественных мероприятиях (например, посещать общественные мероприятия), работать или школа. Нарушение также может мешать способности выполнять важные жизненные роли (например, ученика, опекуна или родителя).

Более внимательное изучение слова «ненормальный» показывает, что оно указывает на отход от того, что является нормальным, типичным или средним . Девиантность относится к поведению, которое нарушает социальные нормы или культурные ожидания, поскольку культура определяет, что является нормальным. Когда человек считается девиантным, когда он или она не соблюдает установленные и неустановленные правила общества, называемые социальными нормами . Как и следовало ожидать, в приемлемом поведении существует множество культурных различий.

Ранее мы узнали о культурном релятивизме и о том, что считается нормальным в культуре, может со временем меняться из-за изменений в принятых ценностях и ожиданиях. Например, всего несколько десятилетий назад гомосексуальность считался табу в Соединенных Штатах и ​​был включен как психическое расстройство в первое издание DSM; но сегодня это общепринято. Точно так же публичные проявления привязанности не вызывают у большинства людей повторного взгляда, в отличие от прошлого, когда эти внешние проявления любви ограничивались уединением собственного дома или спальни. В Соединенных Штатах плач обычно считается слабостью мужчин, но если такое поведение происходит в контексте трагедии, то это уместно и понятно. Наконец, учтите, что статистически девиантное поведение не обязательно является негативным. Когнитивный гений — это пример поведения, которое не является нормой. Сама по себе аномалия не является признаком расстройства или проблемы.

Хотя это и не является частью концептуализации DSM-5 того, что такое ненормальное поведение, многие клиницисты добавляют в этот список четвертый D – опасность. Опасность относится к ситуации, когда поведение представляет угрозу безопасности человека или безопасности других людей. Лица, выражающие суицидальные намерения, лица, испытывающие острые параноидальные мысли в сочетании с агрессивными импульсами (например, желание причинить вред людям, которые, как считается, стремятся их получить), а также многие лица с антисоциальным расстройством личности могут считаться опасными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *