Эксперименты психологические примеры: 10 самых жестоких психологических экспериментов — Naked Science

Самые жуткие и необычные психологические эксперименты в истории

Так вышло, что наука и этика не всегда приходят к общему знаменателю. А уж если речь о психологии и изучении психики, то тут моральная сторона и вовсе порой напрочь отсутствует. Учёные, одержимые жаждой открытий, подчас идут вопреки любым нормам. Это сложно оценивать объективно: в конце концов, многие эксперименты, какими бы ужасными они не казались, помогали по-новому взглянуть на природу человеческого сознания. И всё же история знает настолько жуткие психологические опыты, что страшно даже представить их реализацию в современном мире. В этом материале мы собрали несколько наиболее необычных и этически спорных психологических экспериментов над людьми.

Эксперимент Милгрема

В 1960-е годы психолог Стэнли Милгрем провёл серию экспериментов, результаты которых чётко проявляются даже спустя 60 лет. Профессор изначально ставил себе задачу понять, что руководило немецкими солдатами, проходившими службу в концлагерях в годы власти Третьего рейха.

Суть опыта такова: есть экспериментатор, подопытный и актер (он играл роль другого подопытного). Участникам говорили, что они исследуют влияние боли на память. Жеребьёвкой распределяли роли «ученика» и «учителя», но это был фиктив — на самом деле «учителем» всегда становился подопытный. В его задачу входило проверять память «ученика» и за каждую ошибку наказывать его ударом током.

До начала эксперимента оба испытуемых получали удар током в 45 вольт, чтобы понимать уровень боли от такого напряжения. Затем «учитель» из другой комнаты проверял «ученика». Актёр при этом не получал никакого вреда — он только притворялся, что испытывает боль.

 

 

Спустя короткое время после каждой ошибки «учитель» должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В определенный момент актёр просил закончить опыт, поскольку боль якобы переходила в мучения. Как показал эксперимент, подопытный начинал сомневаться, однако продолжал удары током после того, как экспериментатор требовал продолжать. Тут и начиналось самое интересное: актёр начинал страшно кричать от «боли», срываться на мученический вой, биться в конвульсиях — так продолжалось до поднятия напряжения до 450 вольт. Если на данном этапе подопытный снова сомневался, экспериментатор говорил, что всю ответственность за здоровье «ученика» он возьмёт на себя. И больше половины — а именно 65% — «учителей» после этого давали мощнейший заряд, не зная, что он фиктивный, но понимая, что причиняют другому человеку ужасные мучения.

Что показал этот опыт: люди способны бездумно подчиняться авторитету и выполнять любые приказы, оправдывая свои поступки, какими бы кошмарными они не были, распоряжением «сверху». Но есть и более тёмная сторона: к финалу эксперимента многие «учителя» были уверены, что «ученик» страдает заслуженно.

 

Эксперимент с куклой Бобо

Ещё один опыт из 1960-х имел место в Стэнфордском университете Соединённых Штатов. Его суть была в том, чтобы выявить влияние генетики, факторов окружающей среды и социального обучения на развитие детей.

Эксперимент проводил Альберт Бандура. Он был уверен, что из всего перечисленного влияние оказывает только социальная имитация. Он собрал три группы детей, одной из которых показал видео, где взрослый издевается над куклой Бобо, второй группе показал видео, как играет с ней, третьей не показал ничего. Затем подопытных отправляли в комнату с Бобо.

 

 

Последующее поведение детей полностью зависело от того, что они видели. Участники первой группы чаще детей из других групп били куклу, причем наименее агрессивными оказались участники второй группы. Кроме того, обнаружилось, что мальчики чаще проявляли агрессию к кукле, если примером в ролике был мужчина. Девочки, соответственно, наоборот.

 

Стэнфордский тюремный эксперимент

В 1971 году психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение человека в нетипичных для него условиях. Для этого он собрал группу людей, разделил их на «надзирателей» и «заключённых», и смоделировал для них имитацию тюремного учреждения прямо в подвале факультета психологии. В качестве испытуемых выступили студенты-добровольцы.

Никто не ожидал, чем это может обернуться. Уже на второй день «заключенные» решили поднять восстание, а «надзиратели» с невероятной жестокостью его подавили. В следующие пару дней поведение испытуемых стало пугать даже экспериментаторов: «надзиратели» внедрили систему привилегий, стали агрессивно раскалывать вторую часть коллектива и психологически доминировать над ними. Это привело к реальным эмоциональным расстройствам вплоть до депрессии и потери личности: многие из «заключённых» вместо имён называли свои номера, а «надзиратели» испытывали чёткие садистские наклонности к тем, с кем дружили.

 

 

Опыт не продлился и двух недель — участники перестали воспринимать происходящее, как эксперимент.

 

«Ужасный эксперимент» Джонсона

В 1939 году время было непростое. Промышленная революция, начало Второй мировой войны, перераздел влияния в мире и невероятно жестокие эксперименты над людьми. Один из таких провёл профессор Венделл Джонсон. Он собрал 22 детей-сирот, разделил их на две группы и подверг их разному воздействию. Первому коллективу постоянно говорили, что они прекрасно говорят и у них чистая речь, вторые же подвергались постоянным насмешкам и давлению якобы потому, что они заикаются.

Итог печален: почти все дети из второй группы реально стали заиками — на всю жизнь.

 

Приобретенная беспомощность

Жестокость в экспериментах имела место не только в отношении людей, но и животных. Так, в 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер стали проверять теорию «выученной беспомощности». Для этого они разделили собак на три группы, и поместили их в клетки. Первую группу вскоре отпустили, вторую били током, который животные могли отключить с помощью рычага, у третьих же возможности остановить боль не было.

 

 

Так у собак из третьей группы выработалась «приобретенная беспомощность»: заторможенная реакция на неприятные раздражители. Это привело к клинической депрессии, а впоследствии, когда подопытных перераспределили в открытые вольеры, они не убегали после электрических ударов — просто принимали их как данность, усвоив до этого, что бегство невозможно.

Итог жестокого опыта достаточно полезен: учёные пришли к выводу, что человек реагирует на стресс аналогично. После нескольких последовательных неудач люди просто опускали руки и сдавались.

 

Малыш Альберт и белая крыса

В начале XX века профессор психологии Джон Уотсон в ходе изучения фобий провёл очень спорный с этической точки зрения эксперимент. Подопытным стал 9-месячный сирота Альберт. На протяжении 60 дней ребёнку показывали ручную белую крысу, вату, маску Санта-Клауса с бородой, белого кролика и подобные похожие предметы. После этого срока мальчику дали поиграть с крысой. Ребёнок вёл себя, как и все дети: увлечённо играл со зверьком, но затем Уотсон за его спиной стал стучать железным молотом по металлической пластине каждый раз, когда мальчик прикасался к крысе.

Через короткое время Альберт стал избегать контакта с животным, затем стал плакать каждый раз, когда видел крысу. Спустя ещё пару дней ребёнку снова показали белого кролика, вату, маску Санта-Клауса и другое — малыш каждый раз начинал плакать, несмотря на то, что никаких звуков не возникало.

 

 

Так профессор пришёл к выводу, что фобии, антипатии и тревоги взрослых формируются ещё в глубоком детстве и могут передаваться на похожие объекты. Что же касается Альберта, он так и не смог избавиться от своего страха всю последующую жизнь.

 

Эксперимент Розенхана

Эксперимент американского психолога Дэвида Розенхана проходил в Америке в 1971 году и предназначался для того, чтобы понять, способны ли психиатры отличить симулянтов от людей, которым действительно требуется лечение. Первый этап протекал так: шесть психически здоровых людей обратились в двенадцать больниц США с жалобами на слуховые галлюцинации. Всем им поставили реальные диагнозы (11 шизофрений и один маниакально-депрессивный психоз) и госпитализировали. В стенах психиатрических лечебниц свежеиспечённые пациенты переставали вообще говорить о галлюцинациях и вели себя абсолютно адекватно, но при этом принимали лекарства.

Результат превзошёл любые ожидания. Ни один врач не поставил под сомнение диагнозы псевдобольных, а вот свыше 35 реальных пациентов психбольниц быстро выявили симулянтов, и были уверены, что среди них оказались абсолютно здоровые люди. Участников эксперимента в итоге выписали с диагнозами «шизофрения в ремиссии».

Дэвид Розенхан, который был в числе «больных», позже писал, что жить в стенах психлечебниц было крайне тяжело: врачи и медсестры грубили, обсуждали пациентов в их присутствии, откровенно насмехались, не воспринимали пациентов, как людей. Физического насилия при этом не было. Так психолог пришёл к выводу, что в медицинских кругах невероятно высокий уровень стигматизации в диагностике и лечении психических заболеваний, поскольку человека, попавшего в подобную клинику, воспринимали исключительно как сумасшедшего, как бы адекватно он себя не вёл.

 

 

Второй этап был полностью противоположным: Розенхан предложил врачам вычислить симулянтов в собственных клиниках. По факту он никого никуда не отправлял, но, тем не менее, психиатры обнаружили аж 41 «обманщика», ещё столько же попали под подозрение.

 

Эксперимент «Третья волна»

Не самый жестокий, но один из наиболее показательных экспериментов в нашей подборке. Эксперимент провёл учитель истории Рон Джонс в 1967 году. Началось всё спонтанно: один из учеников спросил его на уроке, почему в период нацистской диктатуры в Германии обычные граждане поддерживали нацистов и «не замечали» зверств. Вместо лекции Джонс устроил наглядный пример, который продлился пять дней — с понедельника по пятницу.

В первый день учитель объяснил подопечным силу дисциплины: он предложил школьникам сидеть в положение «смирно», так как это положительно сказывается на усвоении знаний. Затем он провёл ещё несколько коротких тренингов на дисциплину, что понравилось детям: к «игре» присоединились даже пассивные ученики. Во вторник Джонс рассказал о силе общности: класс стал скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Видя силу группы, старшеклассники испытывали сильное воодушевление. Затем они разучили особое приветствие: поднятую изогнутую правую руку к плечу. Это стало «салютом Третьей волны».

В среду все получили членские билеты и узнали о силе действия групповой деятельности. Дети разработали проект знамени Третьей волны, стали убеждать ребят из соседней школы в правильности посадки «смирно». Троих Джонс официально назначил «доносчиками» на нарушителей порядка Третьей волны — по факту этим добровольно занимались больше 20 человек. Под вечер учителю позвонил местный раввин, но пояснение, что это эксперимент о психологии Третьего рейха, его устроило. Чего нельзя сказать о самом Джонсе, которого расстроило попустительство взрослых.

 

 

Четверг стал днём «силы гордости». Школьники (среди которых было уже 80 человек из разных классов, а не только подопечные учителя истории) услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы. Джонс рассказал, что в других регионах штатах якобы существуют другие отделения Третьей волны.

На полдень пятницы он анонсировал выступление лидера движения, нового кандидата на кресло президента. Больше 200 учеников собрались перед телевизором, но в назначенное время учитель рассказал правду о своём эксперименте и включил кинохронику нацистской Германии, которая во многом была похожа на то, что происходило последнюю неделю в школе. Так Рон Джонс показал силу коллективного ощущения превосходства и объяснил, к чему это может привести.

Подписывайтесь на наш ДЗЕН-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!

что это такое, и зачем его проводят

Можно придумать миллион причин, почему люди вокруг нас совершают те или иные действия и при этом не найти истинной. Дело в том, что на поведение, чувства, мысли влияет множество факторов. Некоторые очевидны, другие скрыты. Просто наблюдая за человеком, ты увидишь ту картинку, которую хочешь увидеть или которую он хочет тебе показать. Искусственный эксперимент в психологии позволяет установить причинно-следственную связь, отбросить лишние факторы и докопаться до истинной мотивации поступков и действий.

В этой статье:

Что такое искусственный экспериментКакой человек может провести экспериментПримеры знаменитых психологических экспериментов

Новости СМИ2

Что такое искусственный эксперимент

Фото автора Joy Marino: Pexels

В психологии, как в других науках, искусственный эксперимент проводится в лабораторных условиях. Делается это для того, чтобы получить чистую ситуацию, на которую не влияют факторы окружающей среды. Например, ты считаешь, что человек начинает вести себя агрессивно, если на улице жарко, и при такой погоде никакие другие факторы не влияют на его поведение.

Но, на самом деле, он может злиться из-за того, что не выспался, поругался с утра с женой, пролил на себя чай, опоздал на встречу. Для исключения влияния всех этих факторов и подтверждения твоей гипотезы, проводится искусственный эксперимент.

Экспериментатор обустраивает лабораторию, в которой повышена температура окружающего воздуха. В ней человек занимается своими делами, например, работает. Никакие другие факторы на него не влияют. В итоге становится ясно, правда ли под воздействием жары повышается уровень агрессивности.

Таким образом, эксперимент это особый вид психологического исследования, в рамках которого осуществляется искусственное воссоздание некоей действительной ситуации. Приведенный пример демонстрирует основные составляющие эксперимента:

  • Прежде всего, определяется гипотеза, т.е. то, что ты хочешь доказать. Например, жара повышает агрессивность.

Психологические эксперименты над людьми

  • Чтобы ее доказать, нужно создать условия для эксперимента. В примере это помещение, где очень жарко. Остальные раздражающие факторы – поломанная кофемашина, отсутствие интернета, необходимого для работы, должны быть исключены.
  • В эксперименте участвует его организатор (экспериментатор) и непосредственно участники-жертвы. Им редко известна истинная цель, поскольку в противном случае они могут подыгрывать гипотезе или, наоборот, делать все, чтобы ее опровергнуть.
  • Все результаты тщательно фиксируются и анализируются.

Каждый эксперимент включает еще множество деталей. Он может быть коротким, вовлекать всего несколько человек. В других ситуациях его проведение растягивают на несколько лет, и участвуют в нем тысячи человек.

Какой человек может провести эксперимент

Проводить эксперименты очень интересно. Многие люди в своей обычной жизни организуют их постоянно. Поводов можно найти миллион. А выводы, к которым ты придешь, удивляют и превращают жизнь в веселое приключение.

У психологического эксперимента своя специфика. Каждый раз есть риск задеть чувства других людей, узнать что-то, что они хотели бы ото всех скрыть. Поэтому просто так проводить их с окружающими, и, тем более, со своими родственниками, не рекомендуется.

Для проведения экспериментов нужно иметь особые черты личности и характера. Проводя исследование, легко попасться на крючок собственной заинтересованности в полученном результате. Важно поэтому сохранять объективность.

Логическое мышление позволит правильно построить причинно-следственную связь, определить факторы, которые могут влиять на результат эксперимента и исключить их или, наоборот, подчеркнуть.

Важно иметь и творческую жилку. Она позволит подойти к вопросам с нестандартной точки зрения, раскрыть необычные закономерности. Креативность дает возможность создать сам эксперимент. Не правда ли, это немного противоречит привычной точке зрения о сухих ученых-экспериментаторах? Поверь, многие из них обладают харизмой и являются очень яркими, интересными личностями.

Примеры знаменитых психологических экспериментов

Некоторые искусственные эксперименты в психологии оказались настолько любопытными и важными с точки зрения опровержения существующих стереотипов, что о них стало известно во всем мире.

Маленький Альберт

Эксперимент был поставлен более века назад, в 1920 г. Девятимесячный мальчик Альберт играл белыми пушистыми игрушками. Во время игры экспериментатор производил за ним шум, который пугал малыша. В результате мальчик начал бояться белых пушистых предметов.

Таким образом, было доказано, что появление необъяснимых страхов и фобий, которые преследуют человека всю жизнь, может быть заложено в детстве. Они не забываются, как можно было бы предположить, а откладывается в памяти.

Эксперимент Милгрэма

Многолетнее исследование позволило обнаружить, что человек, поддаваясь прямому воздействию авторитета, склонен выполнять любые действия, в том числе связанные с нанесением вреда другим людям. При этом речь идет об абсолютно нормальном человеке, не склонном к психопатии.

Фото автора Rafael Barros: Pexels

Суть исследования – учитель пускал удар тока в ученика, который неправильно ответил на вопрос. С каждым неправильным ответом сила тока увеличивалась. Предполагалось, что учителя в какой-то момент должны были отказаться от участия в проекте. Однако большинство, поддавшись влиянию авторитетного экспериментатора, продолжали повышать ток до конца.

Изначально эксперимент был призван понять, чем отличались жители Германии и оккупированных стран, которые истязали пленников концлагерей, от остальных людей. Оказалось, что ничем. А истинная причина насильственных действий – подверженность влиянию авторитетов.

Гало эффект

Эксперимент проводился на протяжении 50 лет; его итоги были подведены в 1977 г. В рамках исследования выяснилось, что то, как мы думаем, влияет на восприятие нами других людей и наши решения.

В эксперименте участвовал учитель английского с сильным акцентом. В обычных условиях, если он вел себя спокойно, мило, 70% участников воспринимали его, как привлекательного; акцент их не раздражал. Если он вел себя грубо, 80% участников жаловались на его раздражающий акцент.

Выученная беспомощность

Главные герои этого эксперимента – 3 группы собак. Однако выводы могут быть распространены и на человека.

Фото автора MART PRODUCTION: Pexels

Все собаки были разделены на 3 группы. В первой животные подвергались ударом тока, но у них была возможность отключить питание и предотвратить следующие удары. Вторая группа отключить питание не могла, и их постоянно било током. Третья не получала удары.

Следующий этап эксперимента – все собаки были помещены в клетки, из которых они могли выбраться. Только собаки из первой и третьей группы смогли вылезти из клетки. Псы из второй группы даже не пытались этого сделать.

Кукла Бобо

Эксперимент проводился в 1961 и 1963 гг. Участвовали в нем 72 ребенка (половина мальчиков и половина девочек) от 3 до 6 лет.

Половина детей видела, как взрослые берут куклу, бьют ее, бросают, ведут себя по отношению к ней агрессивно. Другая половина детей наблюдала, как взрослые играют с Бобо, причем в игре не было и намека на агрессивность.

Когда все дети оказались в комнате и получили возможность играть, те, из них, кто наблюдал агрессивные действия, проявлял агрессию. Другие играли более мягко и аккуратно.

Психологические эксперименты часто проводятся в лаборатории. Важная их часть – объективность, творческий подход и умение создать такие условия, которые позволили бы найти истинные мотивы действий человека, причины фобий, тех или иных личностных качеств.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»