Эксперименты в психологии примеры: 10 самых жестоких психологических экспериментов — Naked Science

Содержание

11 экспериментов, которые изменили мир психологии

Имитация тюрьмы, тест на жестокость, лечение гомосексуализма — на что еще были готовы ученые, чтобы изучить человеческое сознание.

Психология изучает психические процессы, связанные с поведением человека и его человеческой природой. И в ее истории есть немало экспериментов, которые заставляют обратить на себя внимание. Некоторые из них мы не хотим признавать — и на это есть свои причины.

Ниже мы собрали 11 психологических экспериментов над людьми, результаты которых не могут не удивлять.

1. «Пещера разбойников»

theguardian.com

Этот психологический эксперимент проводился в парке штата Оклахома с двумя группами, в каждой из которых было по 11 двенадцатилетних мальчиков. Его цель — доказать, что межгрупповое соперничество приводит к конфликтам и агрессии, а совместная деятельность — к разрушению стереотипов и снижению межгрупповых разногласий.

youtube.com

Исследователь Музафер Шериф провел 3 фазы экспериментов. В первой фазе мальчики не знали о существовании другой группы и сформировали групповую идентичность: выбрали лидера, установили нормы поведения, распределили роли. Во второй — они сплотились против «соперника». И, наконец, в третьей — две группы объединились для решения общей проблемы, после чего внегрупповая враждебность почти исчезла.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент: эффект силы

Prisonexp.com

В этом психологическом эксперименте, который был проведен в 1971 году и подвергался резкой критике, исследователи обнажили демонические глубины человеческого сердца. Он показал восприимчивость и покорность людей, когда их поступки поддерживает идеология, общество и государство.

Психолог Филипп Зимбардо поделил своих участников на две группы: «заключенных» и «охранников». Условная искусственная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Стэнфорда. Сначала заключенных арестовали, обыскали и проверили на «вши». Затем выдали спецодежду: специально плохо подобранные миткалевые халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы. Вместо имен были номера. Охранники же получили деревянные дубинки и униформу военного образца, а также зеркальные солнцезащитные очки, за которыми не было видно глаз.

Однако эксперимент быстро вышел из-под контроля: несмотря на то, что охранникам запретили использовать физическую силу, большинство из них применяли к заключенным садистские методы и оскорбления. У некоторых наблюдалось сильное эмоциональное расстройство. На второй день эксперимента вспыхнул бунт, который тут же жестко подавили с помощью огнетушителей. Через время охранники полностью вжились в роль, постоянно подстрекая и оскорбляя других, в то время как заключенные стали более послушными и покорными.

Этот эксперимент — одно из научных доказательств, подтверждающих демонические наклонности людей. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, он был завершен уже через 6 дней из-за роста насилия.

3. Эксперимент Милгрэма

архивы Йельского университета

В 1963 году психолог Стэнли Милгрэм провел эксперимент, чтобы выяснить: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности?

Участников эксперимента Милгрэм поделил на «учителей» и «учеников». Ученики должны были заучивать пары слов из длинного списка, пока они не запомнят каждую пару, а учителя — проверять память учеников и наказывать их за каждую ошибку нарастающим электрическим разрядом.

Несмотря на то что учителя не видели учеников, потому что те находились в другой комнате, зато слышали их крики (на самом деле все они были фейковыми), они продолжали наносить более серьезные удары по приказу сотрудников лаборатории. Они не останавливались, даже когда им сообщали, что ученик потерял сознание!

Результат? Обычные люди способны на любые аморальные поступки в соответствии с указаниями властей.

Смотрите также

50 интересных фактов о психологии человека

4. Эксперимент Аша

macmillanhighered.com

В 1951 году Соломон Аш решил определить, как индивидуальные суждения могут зависеть от группы. Во время эксперимента участников по одному просили давать реакции на ошибочное поведение или неправильные ответы большинства. В частности, участникам нужно было решить 3 задачи: на первые две «подсадные» давали правильные ответы, а на третью — заведомо неправильные. Если участник, вопреки мнению большинства, давал верный ответ — он испытывал чрезвычайный дискомфорт. В итоге 75% испытуемых подчинились ошибочному представлению большинства, всего 25% отрицали преобладание неверных ответов.

 Согласно результатам исследования, треть людей игнорируют то, что они считают правильным, и выбирают то, на чем настаивает большинство. Как думаете, что еще может сделать человек, находясь под влиянием общества?

5. Эксперимент Фестингера и Карлсмита

 1Gai.Ru

Должно быть, кто-то начал подозревать, что люди довольно хорошо умеют игнорировать свои собственные чувства, убеждения, желания и лгать себе (избегая за это наказания).

Так, в 1959 году Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит провели социальный эксперимент на уровне лжи: они хотели увидеть, насколько человек может игнорировать диссонанс между внутренними установками и публичными действиями. Участников (71 человек) поделили на группы, а после обеспечили скучными заданиями. После их выполнения к каждому участнику подходил экспериментатор и за вознаграждение предлагал убедить представителя другой группы в том, что задания интересные и увлекательные. Одной группе предлагался 1$ за обман, другой — 20$, а третья была контрольной и в обмане не участвовала. В результате некоторые участники отказывались от поручения даже за деньги, в то время как большинство приняли предложение.

В ходе эксперимента у участников однодолларовой и двадцатидолларовой групп развился диссонанс, в результате которого возникло несоответствие между монотонностью заданий и показным энтузиазмом. Однако если испытуемые последней группы могли оправдать возникшую ситуацию тем, что им хотя бы заплатили приличную сумму за обман, и тем самым попытаться снизить состояние психологического дискомфорта, то участникам однодолларовой группы пришлось изменить свое восприятие ситуации и свои мысли по этому поводу, чтобы избежать возникновения диссонанса.

Способность человека поддерживать когнитивный диссонанс подтверждена многими хорошо спланированными экспериментами. Она связана с желанием присоединиться к группе и приспособиться к ней, а также иметь собственные ценности и убеждения, поддерживаемые другими. Возможно, зная эти тенденции, мы сможем научиться не слишком сильно верить в нашу собственную ложь.

6. Эффект дезинформации

 Изображение адаптировано из пресс-релиза The Conversation

В 1974 году исследователи провели эксперимент, чтобы проверить надежность памяти и возможность манипулирования фактами. Так называемый эффект дезинформации они изучали на примере дорожно-транспортных происшествий.

45 студентам показали ролики с записью автоаварии, после чего попросили их заполнить опросный лист с рядом конкретных вопросов по ДТП. 9 человек спросили, насколько быстро двигались машины, когда они «врезались» друг в друга. 4 студентам из другой группы задали почти такой же вопрос, но вместо слова «врезались» использовали «соприкоснулись», «разбились», «ударились» и «стукнулись». При ответе на вопрос с использованием слова «разбились» студенты приписывали автомобилям скорость, которая была на 16 км/ч больше, чем в ответах на вопросы, содержащие другие слова. 

Исследователи выдвинули предположение, что это связано с изменениями представления в памяти испытуемых. Кажется весьма впечатляющим, что даже одно описательное слово может изменить событие в нашей памяти!

Смотрите также

33 факта о биполярном расстройстве, которые нужно знать

7. Проект МКULTRA (МК-Ультра)

youtube.com

MK-ULTRA — это секретная программа ЦРУ, которая была направлена на изучение средств манипулирования сознанием, в частности с помощью использования психотропных химических веществ. В рамках нее в 50-х и 60-х годах ЦРУ провело множество неэтичных экспериментов по контролю над разумом, где участникам непрерывно вводили химические вещества или давали электрические разряды до коматозного состояния с целью разработать методы стирания памяти и переделки личности.

Теодор Качинский, он же Унабомбер, утверждал, что ЦРУ подвергало его тревожным экспериментам и что, скорее всего, именно они сделали его психически неуравновешенным. По другим сведениям, эксперту по биологическому оружию армии США Фрэнку Олсону вводили ЛСД, что затуманило его сознание. В результате он покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с 13-го этажа гостиницы «Статлер».

К сожалению, других данных о психологическом ущербе, который мог возникнуть в долгосрочной перспективе у других испытуемых, нет.

8. Радиопостановка «Войны миров»

history.com

В 1938 году в эфире радиостанции Орсон Уэллс включил радиопостановку романа Герберта Уэллса «Война миров». Эфир вызвал панику примерно у 3 из 6 миллионов слушателей передачи, которые приняли спектакль за реальный новостной репортаж про нападение марсиан.

 Чуть позже психологи Принстона подробнее опросили 135 жителей Нью-Джерси об их реакции: подавляющее большинство обеспокоенных— даже самых образованных — ответили, что никогда не проверяли данные на достоверность, а просто поверили услышанному, ведь это радиопередача.

Порой нам кажется, что нас не так легко обмануть, но не будьте слишком уверенными. Подумайте обо всех манипуляциях СМИ над нашими эмоциями и желаниями.

9. Третья волна

кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна», который был снят по мотивам реального эксперимента 1967 года

Это психологический эксперимент, который провел учитель истории Рон Джонс в 1967 году. Он хотел выяснить, может ли привлекательность фашизма проникнуть даже в самые демократические общества.

Для этого он использовал учеников 10 класса средней американской школы. Сначала он рассказывал ребятам о поведении немецкого народа при нацизме, а потом сформировал из них группировку с жесткими правилами.  К удивлению Джонса, он не встретил сопротивления: напротив, ученики проявляли растущую мотивацию к обучению и становились все более склонными к жестоким формам поведения — остракизму и презрению к тем, кто не учился с ними в одном классе. Еще более пугающим было то, что они очень охотно продолжали такое поведение вне класса. В один день Джонс включил проектор, на котором замелькали кадры кинохроники Третьего рейха: он показал ученикам военный парад и концентрационные лагеря. После просмотра испытуемые молча встали со своих мест и разошлись по домам. Эксперимент был окончен.

Долгое время он оставался неизвестным публике из-за стыда участников за свои действия, однако в конце 1970-х Джонс опубликовал его историю в своей педагогической книге.

10. Теория перспектив

 Getty

Эта теория, описывающая поведение людей при принятии решений, связанных с рисками, принесла Даниэлю Канеману и Амосу Тверски Нобелевскую премию. Сегодня она используется в прогнозных моделях экономики и в маркетинговых кампаниях.

Если коротко, то все дело в рамках: люди могут вести себя по-разному в зависимости от того, как представлена ​​ситуация. Например, когда они уверены, что их ждет провал — они больше рискуют. И, напротив, ведут себя более осторожно, когда допускают, что могут выиграть.

Так что имейте это в виду, когда захотите поблефовать за покерным столом!

11. Репаративная терапия

 Wikipedia / YouTube

В 1960-е годы гомосексуальность рассматривали как психическое заболевание. Поэтому ученые искали добровольцев, которые помогли бы им найти способы исцеления от однополого сексуального влечения.

Участникам эксперимента предлагали экстремальные методики лечения: электросудорожную терапию (электрошок), а также аверсивную терапию, которая подразумевала демонстрацию гомоэротических материалов с одновременным вызыванием у пациента тошноты и рвоты посредством медикаментов.

Основная идея заключалась в том, чтобы заставить «больного» человека ассоциировать гомосексуальность с болью. В итоге эти эксперименты не «излечили», а лишь нанесли «больным» психологический вред. Однажды во время «лечения» пациент впал в кому и был спасен в последний момент.

Возможно, подобная терапия применялась и к Алану Тьюрингу — одному из героев Второй мировой войны и математику, которому удалось взломать немецкий шифратор Enigma. В результате Тьюринг покончил жизнь самоубийством в возрасте 42 лет.

Обложка: кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

Смотрите также

20 психологических уловок, которые пригодятся вам в жизни

Смотрите также

28 психологических фактов, которые действительно работают

Смотрите также

Немного психологии: трюк, который поможет влиять на поведение человека

10 самых известных психологических экспериментов в истории

Содержание

Почему люди делают то, что делают? Можно ли намеренно внушить человеку различные чувства? На протяжении многих лет психологи изучали эти и другие вопросы, проводя эксперименты.

И хотя некоторые из этих исследований не могут быть повторены сегодня из-за нарушения этических границ, это не умаляет значения их выводов. Представляем вам топ-10 самых известных психологических экспериментов в истории.

10. Эксперименты с «собакой Павлова», 1904 год

Вряд ли найдется в России человек, который хотя бы краем уха не слышал об экспериментах ученого Ивана Павлова. Одни считают их садистскими, другие делают упор на то, что открытие условных и безусловных рефлексов продвинуло вперед и физиологию, и психологию.

Мы же не будем давать эмоциональную оценку деятельности ученого и расскажем о сути его экспериментов.

  • Через отверстие (фистулу) в желудочно-кишечном тракте животного наружу выводили желудочный сок, собирали в емкость и оценивали его количество.
  • Подавался световой сигнал и одновременно собаке предлагался корм. В это время у нее выделялась слюна, а через фистулу поступал желудочный сок.
  • Через некоторое время сигнал подавали как раньше, а вот корм при этом уже не давали. Но у собаки все равно выделялись слюна и желудочный сок. Это и было условным рефлексом на раздражитель, поступающий извне.

Выводы: эксперименты Павлова позволили установить тесную взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами, протекающими в организме живых существ, в том числе и человека.

9. Эксперимент «Маленький Альберт», 1920 год

Для эксперимента, проведенного доктором Джон Б. Уотсоном, был выбран девятимесячный малыш из приюта, получивший имя «Альберт Б». Он играл с белыми пушистыми предметами (мотком пряжи, белым кроликом, ручной белой крысой и т.д.), и сначала проявлял радость и привязанность к своим игрушкам.

Со временем, когда Альберт играл с этими предметами, доктор Уотсон издавал громкий шум за спиной ребенка, чтобы напугать его. После многочисленных испытаний Альберт начал бояться одного вида белых пушистых предметов.

Выводы исследования: человек может быть «запрограммирован» на страх или удовольствие от чего-либо.

8. Эксперимент по изучению конформизма, 1951 год

Что вы делаете, если знаете, что правы, но остальная часть группы не согласна с вами? Подчинитесь ли вы групповому давлению или будете отстаивать свою точку зрения? Именно на эти вопросы и решил ответить психолог Соломон Аш.

В ходе своего эксперимента Аш отобрал 50 студентов для участия в «тесте на зрение». Каждого из них помещали в свою группу, показывали 18 пар карточек с вертикальными линиями и просили определить, какая из трёх линий на второй карточке соответствует по длине линии, изображённой на первой карточке.

Однако участники эксперимента не знали, что в группе вместе с ними находятся актеры, которые иногда специально давали неверный ответ.

Оказалось, что в среднем за 12 испытаний почти треть участников эксперимента соглашалась с неверным ответом большинства, и только 25 процентов испытуемых никогда не соглашались с неправильным ответом.

В контрольной группе, в которой участвовали только участники эксперимента, а не актеры, неправильных ответов было менее 1%.

Эксперимент Аша показал, что большинство людей будет подчиняться мнению группы, из-за убеждения, что группа лучше информирована, чем сам человек.

7. Эксперимент Милгрэма, 1963 год

Профессор Йельского университета Стэнли Милгрэм хотел проверить, будут ли люди подчиняться командам, даже когда это противоречит их совести.

Участниками исследования стали 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Они были разделены на две группы — учащихся и преподавателей. При этом нанятые Милгрэмом актеры всегда выбирались в качестве учеников, а ничего не подозревающие испытуемые всегда были учителями.

  • Ученик был привязан к стулу с электродами в одной комнате, а экспериментатор и учитель находились в другой.
  • Заявлялось, что ученик должен был запомнить пары слов из длинного списка, а учитель – проверять его память, и в случае неправильного ответа подавать на кресло ток.
  • Учитель полагал, что удары током варьировались от легких до самых опасных для жизни. На самом деле ученик, который умышленно делал ошибки, не получал электрических разрядов.

Когда ученик ошибался уже много раз, и учителя знали о якобы причиняемой ими сильной боли, некоторые отказались продолжать эксперимент. Однако после словесных уговоров экспериментатора 65% учителей возвращались к «работе».

Из исследования Милгрэма возникла теория, которая предполагает, что люди позволяют другим руководить своими действиями, потому что считают, что авторитетная фигура более квалифицирована и возьмет на себя ответственность за результат.

6. Эксперимент с куклой Бобо, 1965 год

Используя куклу Бобо, которая представляет собой игрушку в форме кегли для боулинга в натуральную величину, профессор Стэнфордского университета Альберт Бандура и его команда проверили, копируют ли дети агрессивное поведение взрослых.

Бандура и два его коллеги отобрали 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 6 лет и разделили их на три группы по 24 человека.

  1. Одна группа наблюдала, как взрослые ведут себя агрессивно по отношению к кукле Бобо (бьют ее молотком, бросают в воздух, и т.д.)
  2. Другой группе показали взрослого, играющего с куклой Бобо в неагрессивной манере.
  3. А последней группе вообще не показали модель поведения, только куклу Бобо.

После каждого сеанса детей забирали в комнату с игрушками и изучали, как менялись их игровые модели. Экспериментаторы заметили, что дети, которые наблюдали за агрессивными взрослыми, старались в играх подражать их действиям.

Результаты исследования показывают, как дети учатся поведению, наблюдая за другими людьми.

5. Нога в двери, 1966 год

Так называлась серия экспериментов, проведенных в Стэнфордском университете Джонатаном Фридманом и С. Фрейзером. В них участвовали две группы домохозяек, отобранных случайным образом.

  • Каждую домохозяйку из первой группы в ходе телефонного разговора просили ответить на несколько вопросов об использовании моющих средств (небольшая просьба).
    Через три дня тех, кто согласился ответить на вопросы, попросили о большой уступке: разрешить группе мужчин войти в их дом и провести инвентаризацию принадлежащих им предметов домашнего обихода.
  • Вторая группа женщин сразу получила большую просьбу без предшествующего небольшого опроса.
  • Более половины испытуемых из первой группы, согласившихся ответить на мелкую просьбу согласились и с «большей просьбой». А вот из второй группы согласие на большую просьбу дали менее 25 %.

Эксперимент «нога в дверь» продемонстрировал, что маленькая уступка, сделанная человеком, повышает шанс на то, что он согласится на выполнение дальнейших просьб.

4. Эксперимент по выученной беспомощности, 1967 год

Один из самых знаменитых психологических экспериментов всех времен был проведен американским психологом Мартином Селигманом. Подопытными выступали собаки, которых разделили на три группы.

  1. Собаки из первой группы получали легкие удары электрическим током, но могли прекратить его воздействие, нажимая носом на панель.
  2. Собаки из второй группы тоже получали удар током, но его воздействие прекращалось лишь тогда, когда на панель нажимала собака из первой группы.
  3. Собаки в третьей группе не получали ударов электротоком.

Затем собак из всех трех групп поместили в ящики с низкими перегородками. Перепрыгнув их, животные могли легко избавиться от электрошока. Собаки из первой и третьей группы так и поступали. Однако собаки из второй группы просто ложились на пол и скулили.

Эксперимент показал, что некоторые субъекты не будут пытаться выбраться из негативной ситуации, потому что прошлый опыт заставил их поверить, что они беспомощны.

3. Эффект постороннего (он же эффект свидетеля), 1968 год

Идея этого эксперимента уходит корнями в дело об изнасиловании и убийстве Китти Дженовезе, которое произошло в 1964 году в Нью-Йорке. За преступлением наблюдали 38 человек, но ни один из них не вмешался.

Исследователи Джон Дарли и Биб Латане провели 3 эксперимента, в которых испытуемые действовали либо одни, либо с группой людей. Перед ними разыгрывалась чрезвычайная ситуация (например, падение пожилой женщины), а психологи смотрели, придут ли участники эксперимента на помощь или нет.

Оказалось, что чем больше информации (имя пострадавшего, почему он оказался в беде и т.д.) получает «свидетель», тем выше вероятность того, что он придет на помощь. Кроме того, люди могут чувствовать меньшую ответственность за вмешательство, когда вокруг много других людей. И если никто больше не реагирует или не предпринимает действий для помощи пострадавшему, ситуация не воспринимается как чрезвычайная.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год

Стэнфордский профессор Филипп Зимбардо выбрал для этого всемирно известного психологического эксперимента 24 студента, которые были назначены либо заключенными, либо охранниками.

  • Заключенные содержались в импровизированной тюрьме, оборудованной в подвале факультета психологии Стэнфорда.
  • Охранники «работали» восьмичасовую смену, имели деревянные дубинки и униформу.

И охранники, и заключенные довольно быстро приспособились к своим ролям; но эксперимент пришлось прервать через 6 дней, потому что он стал слишком опасным. Каждый третий «охранник» начал демонстрировать садистские наклонности, а люди, выполнявшие роль заключенных, были морально подавлены.

«Мы поняли, как простых людей можно легко превратить из доброго доктора Джекилла в злого мистера Хайда», — написал Зимбардо.

Что показал эксперимент: поведение людей будет полностью соответствовать навязанным им социальным ролям.

1. Эксперимент на Facebook, 2012 год

Не все из самых известных психологических экспериментов – детища прошлого века. Некоторые из них проводились совсем недавно и, возможно, вы участвовали в одном из них. Пример – эксперимент, проведенный в социальной сети Facebook в 2012 году.

Около 700 000 пользователей Facebook незаметно для себя участвовали в психологических тестах, чтобы исследователи увидели влияние эмоционально окрашенных постов на «лайки» и «статусы», которые они опубликовали.

Детали эксперимента были раскрыты в научной статье, и оказалось, что соцсеть на протяжении недели показывала сотням тысяч пользователей только негативные или только позитивные новости в ленте.

Чем полезно исследование: оказалось, что пользователи социальных сетей подвержены «эмоциональному заражению», из-за которого они имитируют эмоциональный отклик других людей.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса.

Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

Browse the Site


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Writing Ride

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *