Цифра на память | Вокруг Света
ИсторииНаука
- Фото
- JUPITERIMAGES/AFP/EAST NEWS
ЭКСПЕРИМЕНТ
Осмыслить абракадабру
Каждый человек может легко убедиться в способности сознания группировать элементы.
Легко ли вы запомните эти буквы в нужной последовательности?
МУРМЧСКПКТНТ
А если так?
МУР МЧС КПК ТНТ
Разделенные на смысловые группы, стимулы запоминаются гораздо лучше. Отличный пример подобной группировки продемонстрирован в известной песне Бориса Гребенщикова.
2-12-85-06 — Запоминается?
2128506 — А в этой строчке вы бы узнали телефон?
Сегодня это кажется странным, но еще каких-то 150 лет назад для изучения столь тонких субстанций, как душа или сознание, ученые располагали богатым арсеналом всего из двух инструментов. Психологи позапрошлого столетия либо «обращали сознание на себя», то есть попросту медитировали, либо пространно рассуждали на интересующую их тему.
Так продолжалось до тех пор, пока в последней трети XIX века на научную сцену не вышел профессор Лейпцигского университета Вильгельм Вундт, который первым решил проверить психологические гипотезы экспериментально и превратил психологию из любопытной концепции в науку.
Даже по тем пуританским временам Вундт был на редкость скучным человеком: все в его жизни было строго регламентировано — работа, общение с семьей, досуг. По воспоминаниям жены ученого Софи, он придерживался одного и того же распорядка: утром писал, днем посещал сотрудников в лаборатории (не более 10 минут на каждого), затем прогулка и лекция, вечером — прием гостей, музицирование и разговоры о политике.
Но именно эта педантичность подняла психологию на новую высоту — скучный профессор методично и размеренно внедрил в нее экспериментальные методы.
Первые психологические опыты 1879 года зрелищностью не отличались: современный зритель и вовсе заснул бы в первые полчаса. Представьте: скупо обставленный кабинет Лейпцигского университета, на массивном деревянном столе тикает метроном, перед ним сидит человек, сзади стоит профессор Вундт и наблюдает за происходящим. Тянутся минуты, метроном тикает, человек сидит… Скучно? Но таким нехитрым способом Вундт измерял «объем сознания» (собственный термин профессора). Ученого интересовало, сколько простых, «элементарных» впечатлений может одновременно уместиться в хранилище, которое мы сегодня называем кратковременной памятью.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Небесный психолог
Лаборатория Вундта превратилась в первый в мире институт экспериментальной психологии, а его студенты позже успешно создавали собственные лаборатории не только в Европе, но и в других странах. Популярность исследователя была столь велика, что еще при жизни Вундта в его честь назвали астероид 635 — Вундтия. Больше всего педантичного профессора чтили, как ни странно, в России: на русском языке вышло самое большое количество прижизненных переводов Вундта, а в 1912 году в Москве появилась копия его лаборатории.
Вундт давал испытуемым прослушать (через небольшую паузу) два набора щелчков метронома и спрашивал, одинаковые ли это были звуки. Считать щелчки запрещалось — каждый звуковой ряд нужно было воспринимать целостно. Оказалось, что добровольцы воспринимают удары метронома как разные звуки — наподобие тиканья часов: тик-так. Хотя, конечно, никаких «тик» и «так» прибор не издавал, все щелчки были одинаковыми. Вундт объяснил это феноменом «ритмичности» сознания — тенденции к объединению отдельных элементов в группы.
В следующих опытах профессор показал, что, если из щелчков получалось мысленно составить пары, испытуемые могли сравнить между собой звуковые ряды, состоящие в среднем из восьми пар. При увеличении количества пар ряды щелчков переставали восприниматься как единое целое. Вундт решил, что объем сознания включает восемь элементов чего-либо. Позже он предположил, что благодаря склонности сознания объединять информацию в более крупные элементы, люди понимают речь. Предложения, состоящие из слов, которые, в свою очередь, состоят из отдельных звуков, непроизвольно воспринимаются как одно целое.
Последователь Вундта, американский психолог Джордж Миллер, более точно подсчитал объем кратковременной памяти: оказалось, что он равен семи плюс-минус два элемента. Благодаря Миллеру открытие Вундта стало вовсю использоваться в обычной жизни. Например, в рекламных слоганах всегда не больше семи-девяти слов, номера телефонов зачастую произносятся без префикса, а грамотный продавец не включит в презентации свыше семи элементов. Стихи легче учить, если в строке не больше семи-восьми слов, а поход в магазин, когда вам надо купить больше семи вещей, будет успешнее, если вы напишете список. Так что число семь и вправду необычное, хотя никакой магии в нем нет, сплошная наука.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ЕВГЕНИЙ ТОНКОНОГИЙ
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2014
Алексей Паевский, Снежана Шабанова
Теги
- психология
- наука
Сегодня читают
Тест: выберите котика, а мы назовем 3 ваших сильных качества
Тест: грозит ли вам деменция в старости? Отыщите жеребенка за 1 минуту
Дореволюционная задачка на внимательность: с ней может справиться только 1 человек из 100
Задачка на сообразительность из детства: переместите 3 спички, чтобы получилось 3 квадрата
Стоял жуткий крик: археологи доказали, что гладиаторы выщипывали волосы на теле перед выступлениями
📖 Элементы опыта сознания, Вильгельм Вундт (1832–1920), Глава 4 Новая психология.
История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 46. Читать онлайн…
Элементы опыта сознания
Определив предмет и метод новой психологии, Вундт в общих чертах набросал ее задачи:
1) проанализировать процессы сознания посредством исследования его основных элементов;
2) выяснить, как эти элементы соединяются;
3) установить принципы, согласно которым такое соединение происходит.
Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств воздействует какой — либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Вундт разделил ощущения по интенсивности, продолжительности и модальности. Вундт не проводил различия между ощущениями и возникающими мысленными образами, так как образы также связаны с возбуждением коры головного мозга.
Чувства — еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал, что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства. В результате соединения ощущений возникает новое качество или новое чувство.
В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств50. После ряда экспериментов с метрономом (устройство, отмечающее ударами короткие промежутки времени) Вундт отметил, что одни ритмические композиции он предпочитает другим. Ученый пришел к выводу, что в определенные моменты эксперимента у него возникало субъективное чувство удовольствия или дискомфорта (заметим, что такое субъективное чувство появлялось одновременно с физическими ощущениями, которыми сопровождаются удары). Затем он высказал предположение, что любое состояние чувств всегда находится в диапазоне между удовольствием и дискомфортом.
50 трехмерная теория чувств — теория чувств Вундта построена на основе трех намерений: удовольствие — дискомфорт, напряжение — расслабление, возбуждение — успокоение.
Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар прозвучал, — расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо континуума удовольствие — дискомфорт, его чувства имеют еще одно измерение: напряжение — расслабление. Кроме того, Вундт заметил, что, когда ритм ударов увеличивается, он слегка возбуждается и, соответственно, успокаивается, когда ритм замедляется.
Психология bookap
Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь самоанализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чувства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных измерений чувств: удовольствие — дискомфорт, напряжение — расслабление, подъем — угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне внутри определенного таким образом трехмерного пространства.
Вундт полагал, что эмоции представляют собой сложное соединение элементарных чувств, которые, в свою очередь, могут быть без труда измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел эмоции к элементам мышления. Появление трехмерной теории чувств способствовало активизации исследований в научных лабораториях Лейпцига (и не только), но испытания временем она на выдержала.
Эксперименты со временем реакции в Институте Вундта и за его пределами
Ах, Нарцисс. (1905 г.). Über die Willenstätigkeit und das Denken: Line Experimentelle Untersuchung mit einem Anhange: Über das Hipp’sche Chronoskop . Геттинген: Ванденбок и Рупрехт.
Google Scholar
Энджелл, Дж. Р., и Мур, А. В. (1896 г.). Время реакции: исследование внимания и привычки. Psychological Review, 3 , 245–258.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Болдуин, Б. Т. (ред.). (1921). Памяти Вильгельма Вундта. Психологический обзор, 28 .
Google Scholar
Болдуин, Дж. М. (1895 г.). Типы реакции. Психологический обзор, 2 , 259–273.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Болдуин, Дж. М. (1896). «Типовая теория» реакции. Разум (Новая серия), 5 , 81–89.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Беренс, П. Дж. (1980a). Отредактированный перевод первой диссертации по экспериментальной психологии Макса Фридриха из Лейпцигского университета в Германии. Психологические исследования, 42 , 19–38.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Беренс, П. Дж. (1980б). Первая диссертация по экспериментальной психологии: исследование апперцепции Максом Фридрихом. В WG Bringmann & RD Tweney (Eds. ), исследования Вундта, столетняя коллекция (стр. 193–209). Торонто: Хогрефе.
Google Scholar
Бергер, Г. О. (1886 г.). Über den Einfluß der Reizstärke auf die Dauer einfacher psychischer Vorgänge mit besonderer Rücksicht auf Lichtreize. Philosophische Studien, 3 , 38–93.
Google Scholar
Скучно, Э. Г. (1950). История экспериментальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Брингманн В.Г., Брингманн Н.Дж. и Унгерер Г. (1980). Создание лаборатории Вундта: архивно-документальное исследование. В WG Bringmann & R.D. Tweney (Eds.), исследования Вундта, столетняя коллекция (стр. 123–157). Торонто: Хогрефе.
Google Scholar
Кеттелл, Дж. М. (1886–88). Psychometrische Untersuchungen. Philosophische Studien, 3 , 305–335; 4 , 241–250.
Google Scholar
Кеттелл, Дж. М. (1888 г.). Психологическая лаборатория в Лейпциге. Разум, 13 , 37–51.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Данцигер, К. (1980a). Переосмысление истории интроспекции. Журнал истории поведенческих наук, 16 , 241–262.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Данцигер, К. (1980b). На пороге новой психологии: положение Вундта и Джеймса. В WG Bringmann & RD Tweney (Eds.), исследования Вундта, столетняя коллекция (стр. 363–379). Торонто: Хогрефе.
Google Scholar
Данцигер, К. (1980c). Психологический эксперимент Вундта в свете его философии науки. Психологические исследования, 42 , 109–122.
Google Scholar
Данцигер, К.
(1980d). Теория поведения и воли Вундта. В RW Rieber (Ed.), Вильгельм Вундт и создание научной психологии (стр. 89–115). Нью-Йорк: Пленум Пресс. Пересмотрено в этой книге: Неизвестный Вундт: драйв, апперцепция и воля.Перекрёстная ссылка Google Scholar
Данцигер, К. (1990). Конструирование темы: Исторические истоки психологических исследований . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
де Ягер, Дж. Дж. (1865/1970). De physiologische tijd bij psychische processen . Утрехт: П. В. Ван де Вейер. В переводе: Время реакции и психические процессы. В J. Brozek & M.S. Sibinga (Eds. & Trans.), Происхождение психометрии . Ньюкоп, Нидерланды: де Графф.
Google Scholar
Даймонд, С. (1980). Вундт перед Лейпцигом. В RW Rieber (Ed. ), Вильгельм Вундт и создание научной психологии (стр. 3–70). Нью-Йорк: Пленум Пресс. Перепечатано в этой книге.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Даймонд С., Балвин Р. С. и Даймонд Ф. Р. (1963). Торможение и выбор: нейроповеденческий подход к проблемам пластичности поведения . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Дилтей, Вильгельм. (1894 г.). Ideen über eine beschreibende und zergliedernde Psychologie. Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu Berlin , 1309–1407.
Google Scholar
Дондерс, ФК (1868/1969). Die Schnelligkeit psychischer Processe. Архив анатомии и физиологии , 1868, 657–681. Перевод: О скорости психических процессов. ActaPsychologica, 30 , 412–431.
Google Scholar
Двелшауверс, Г. (1891 г.). Untersuchungen zur Methodik der activen Aufmerksamkeit. Philosophische Studien, 6 , 217–249, 226–229.
Google Scholar
Эккенер, Х. (1893 г.). Untersuchungen über die Schwankungen der Auffassung minimaler Sinnesreize. Philosophische Studien, 8 , 343–387.
Google Scholar
Экснер, С. (1873 г.). Экспериментальный Untersuchungen der einfachsten psychischen Processe. Pflügers Archiv für die gesamte Physiologie, 7
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Экснер, С. (1874 г.). Experimentelle Untersuchungen der einfachsten psychischen Processe. Pflügers Archiv für die gesamte Physiologie, 8 , 526–537.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Экснер, С. (1875 г.). Experimentelle Untersuchungen der einfachsten psychischen Processe. Pflügers Archiv für die gesamte Physiologie, 11 , 403–432, 581–602.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фишель, В. (1959). Вильгельм Вундт и Эмиль Крепелин, Gedanken über einen Briefwechsel. В E. Engelberg et al. (ред.), Karl-Marx-Universität Leipzig, 1409–1959: Beiträge zur Universitätsgeschichte (стр. 382–391). Лейпциг: Verlag Enzyklopädie.
Google Scholar
Fitts, PM, & Posner, MI (1967). Human Performance (серия «Основные понятия психологии»). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Google Scholar
Фридрих М. (1883 г.). Über die Apperceptionsdauer bei einfacher und zusammengesetzten Vorstellungen. Philosophische Studien, 1 , 39–78.
Google Scholar
Гудман, Элизабет С. (1971). Анализ цитирования как инструмент исторического исследования: тематическое исследование, основанное на FC Donders и времени умственной реакции. Журнал истории поведенческих наук, 7 , 187–191.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Харпер, Р. (1950). Первая психологическая лаборатория. Исида, 41 , 158–161.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Генрих В. (1895 г.). Die moderne physiologische Psychologie: Eine historisch-kritische Untersuchung mit besonderer Berücksichtigung des Problems der Aufmerksamkeit . Цюрих: Э. Шпайдель.
Google Scholar
Хирш, А. (1861–63). Expériences chronoscopiques sur la vitesse des différentes ощупывания и де ла передачи нерва. Бюллетень общества естественных наук, Невшатель, 6 , 100–114.
Google Scholar
Хирш, А. (1863 г.). Ueber personliche Gleichung und Correction bei chronographischen Durschgangs-Beobachtungen. Untersuchungen zur Naturlehre des Menschen und der Thiere, 9
, 200–208.Google Scholar
Хёффдинг, Х. (1892 г.). Zur Theorie des Wiedererkennens: Eine Replik. Philosophische Studien, 8 , 86–96.
Google Scholar
Джеймс Х. (ред.). (1920). Письма Уильяма Джеймса (Том 1). Бостон: Атлантический ежемесячник.
Google Scholar
Джеймс, В. (1884 г.). Что такое эмоции? Разум, 9 , 188–205.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Джеймс, В. (1890 г.). Основы психологии (2 тома). Нью-Йорк: Холт.
Google Scholar
Ястроу, Дж. (1890 г.). Временные отношения психических явлений. Нью-Йорк: NDC Hodges.
Google Scholar
Келлер, П.
Google Scholar
Клинг, Дж. В., и Риггс, Л. А. (1971). Экспериментальная психология Вудворта и Шлосберга (3 rd ed.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Крепелин, Э. (1883 г.). Über die Einwirkung einiger medicamentöser Stoffe auf die Dauer einfacher psychischer Vorgänge. Philosophische Studien, 1 , 417–462, 573–605.
Google Scholar
Крепелин, Э. (1896 г.). Der Psychologische Versuch in der Psychiatrie. Psychologische Arbeiten, 1 , 1–91.
Google Scholar
Крепелин, Э. (1983/87). Lebenserinnerungen (H. Hippius, G. Peters, & D. Ploog, ред.). Берлин: Springer-Verlag. В переводе К. Вудинг-Дина как Мемуары . Берлин: Springer-Verlag.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Крепелин Э. и Меркель Дж. (1894 г.). Beobachtungen bei zusammengesetzen Reactionen: Zwei Brieflichen Mittheilungen an den Herausgeber. Philosophische Studien, 10 , 498–506.
Google Scholar
Крон, В. О. (1892 г.). Фрайбург. Американский журнал психологии, 4 , 587.
CrossRef Google Scholar
Кюльпе, О. (1891–1892). Ueber die Gleichzeitigkeit und Ungleichzeitigkeit von Bewegungen. Philosophische Studien, 6 , 514–535; 7 , 147–168.
Google Scholar
Кюльпе, О. (1893/95). Grundriß der Psychologie, auf Experimenteller Grundlage dargestellt . Лейпциг: Энгельманн. В переводе Э. Б. Титченера как Очерки психологии, основанные на результатах экспериментального исследования . Лондон: Лебедь Зонненшайн.
Google Scholar
Lange, CG (1885/1887). Über Gemüthsbewegungen: EinePsycho-physiologische Studie (H. Kurella, Trans.). Лейпциг: Т. Томас. Датский оригинал: Om sindsbevaegelser: Et psyko-fisiologisk studie .
Google Scholar
Ланге, Л. (1885a). Ueber die wissenschaftliche Fassung des Galilei’schen Beharrungsgesetz. Philosophische Studien, 2 , 266–297.
Google Scholar
Ланге, Л. (1885b). Nochmals über das Beharrungsgesetz. Philosophische Studien, 2 , 539–545.
Google Scholar
Ланге, Л. (1886a). Die geschichtliche Entwicklung des Bewegungsbegriffes und ihr voraus-sichtliches Endergebniss. Philosophische Studien, 3 , 337–419, 643–691.
Google Scholar
Ланге, Л. (1886b). Neue Experimente über den Vorgang der einfachen Reaction auf Sinneseindrücke. Philosophische Studien, 4 , 479–510.
Google Scholar
Леманн, А. (1886 г.). Über die Anwendung der Methode der mittleren Abstufungen auf den Lichtsinn. Philosophische Studien, 3 , 497–544.
Google Scholar
Леманн, А. (1892 г.). Die Hauptgesetze des menschlichen Gefühlsleben . Лейпциг: О. Р. Рейсланд.
Google Scholar
Леманн, А. (1893 г.). Kritische und Experimentelle Studien über das Wiedererkennen. Philosophische Studien, 7 , 169–212.
Google Scholar
Мак, Вольфганг. (1993). Die Würzburger Schule. В H. Lück & R. Miller (Eds.), Illustrierte Geschichte der Psychologie (стр. 50–53). Мюнхен: квинтэссенция.
Google Scholar
Марбе, К. (1893 г.). Die Schwankungen der Gesichtsempfmdungen. Philosophische Studien, 8 , 615–637.
Google Scholar
Марбе, К. (1936). Карл Марбе. В C. Murchison (Ed.), История психологии в автобиографии (Том 3, стр. 181–213). Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка.
Google Scholar
Мартиус, Г. (1889 г.). Über die scheinbare Größe der Gegenstände und ihre Beziehung zur Größe der Netzhautbilder. Philosophische Studien, 5 , 601–617.
Google Scholar
Мартиус, Г. (1891a). [Обзор Двельшауверс]. Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane, 2 , 130–132.
Google Scholar
Мартиус Г. (1891b). Über die muskuläre Reaction und die Aufmerksamkeit. Philosophische Studien, 6 , 167–216.
Google Scholar
Мартиус, Г. (1922). Гётц Мартиус. В Р. Шмидте (ред.), Die Philosophic der Gegenwart in Selbstdarstellungen (том 3, стр. 99–120). Лейпциг: Феликс Майнер.
Google Scholar
Метге, Аннерос. (1983). Экспериментально-психологические исследования, проводимые в институте Вундта, и их значение в истории психологии. В G. Eckardt & L. Sprung (Eds.), Успехи в историографии психологии (стр. 43–49). Берлин, ГДР: Deutscher Verlag der Wissenschaften.
Google Scholar
Мисиак, Х. (1980). Лейпцигский и Лувенский университеты в Бельгии. Психологические исследования, 42 , 49–56.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Мисиак, Х. , и Штаудт, В.М. (1954). Католики в психологии: исторический обзор . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Мюнстерберг, Х. (1888 г.). Die Willenshandlung: Ein Beitrag zur physiologischen Psychologie . Фрайбург: Мор.
Google Scholar
Мюнстерберг, Х. (1889–1892). Beiträge zur Experimentellen Psychologie (4 тома). Фрайбург: Мор.
Google Scholar
Мюнстерберг, М. (1922). Хьюго Мюнстерберг, его жизнь и творчество . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
Google Scholar
Нильссон, И. (1980). Альфред Леманн и психология как физическая наука. В WG Bringmann & RD Tweney (Eds.), исследования Вундта, столетняя коллекция (стр. 258–268). Торонто: Хогрефе.
Google Scholar
Пейс, Э. А. (1893 г.). Zur Frage der Schwankungen der Aufmerksamkeit nach Versuchen mit der Masson’schen Scheibe. Philosophische Studien, 8 , 388–402.
Google Scholar
Познер, М. И. (1978). Хронометрические исследования разума . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar
Робак А.А. (1952). История американской психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Кольер.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Робинсон Д.К. (1987). Вильгельм Вундт и становление экспериментальной психологии, 1875–1914: контекст нового направления научных исследований. Докторская диссертация, Калифорнийский университет, Беркли.
Google Scholar
Саакян В.С. (ред.). (1968). История психологии, справочник по систематической психологии . Итаска, Иллинойс: FE Peacock.
Google Scholar
Шлотте, Ф. (1955–56). Beiträge zum Lebensbild Wilhelm Wundts aus seinem Briefwechsel. Wissenschaftliche Zeitschrift der Karl-Marx-Universität Leipzig, Gesellschafls- und sprachwis-senschaftliche Reihe, 5 , 333–349.
Google Scholar
Сокаль М.М. (ред.). (1981). Образование в области психологии: дневник Джеймса МакКина Кеттелла и письма из Германии и Англии, 1880–1888 гг. . Кембридж: MIT Press.
Google Scholar
Сокал М.М., Дэвис А.Б. и Мерцбах У.К. (1976). Лабораторные приборы в истории психологии. Журнал истории поведенческих наук, 12 , 59–64.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тигерстедт Р. и Бергквист Дж. (1883 г.). Zur Kenntniss der Apperceptionsdauer zusammenge-setzter Gesichtsvorstellungen. Zeitschrift für Biologie, 19 , 4–44.
Google Scholar
Тишер, Э. (1883 г.). Über die Untersuchungen von Schallstärken. Philosophische Studien, 1 , 495–542.
Google Scholar
Титченер, Э. Б. (1892 г.). Лейпцигская школа экспериментальной психологии. Разум (новая серия), 1 , 206–234.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Титченер, Э. Б. (1895a). Простые реакции. Разум, 4 , 74–81.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Титченер, Э. Б. (1895b). Типовая теория простой реакции. Разум, 4 , 506–514.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Титченер, Э. Б. (1896 г.). «Теория типов» простой реакции. Разум, 5 , 236–241.
Google Scholar
Титченер, Э. Б. (1898 г.). Постулаты структурной психологии. Philosophical Review, 7 , 449–465.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Титченер, Э. Б. (1899 г.). Структурная и функциональная психология. Philosophical Review, 8 , 290–299.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Титченер, Э. Б. (1921). Вильгельм Вундт. Американский журнал психологии, 32 , 161–178.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Токарский А. А. (Ред.). (1896 г.). Записки психологической лаборатории психиатрической клиники Императорского Московского Университета . Москва: Н. Н. Кушнерев.
Google Scholar
Траутшольд, М. (1883 г.). Experimentelle Untersuchungen über die Association der Vorstel-lungen. Philosophische Studien, 1 , 213–250.
Google Scholar
Чиш [Чиж], В. (1885). Über die Zeitverhältnisse der Apperception einfacher und zusammengesetzter Vorstellungen, untersucht mit Hülfe der Complicationsmethode. Philosophische Studien, 2 , 603–634.
Google Scholar
фон Лауэ, М. (1948). Доктор Людвиг Ланге, 1863–1936 (Ein zu Unrecht Vergessener). Die Naturwissenschaften, 35 , 193–203.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Вирт, В. (1908 г.). Die Experimentelle Analyze der Bewußtseinsphänomene . Брауншвейг: Фридрих Виег.
Google Scholar
Вирт, В. (1927). Нахруф для Эмиля Крепелина. Archiv fur die gesamte Psychologie, 58 , 1–32.
Google Scholar
Вирт, В. (1928). Гётц Мартиус. Archiv für die gesamte Psychologie, 61 , 513.
Google Scholar
Вудворд, В. Р. (1982). Программа Вундта для новой психологии: превратности эксперимента, теории и системы. В WR Woodward & MG Ash (Eds.), Проблемная наука: психология в мысли девятнадцатого века (стр. 167–197). Нью-Йорк: Прегер.
Google Scholar
Вудворд, В. Р. (1984). Психология воли Уильяма Джеймса: ее революционное влияние на американскую психологию. В J. Brozek (Ed.), Исследования по истории психологии в Соединенных Штатах (стр. 148–195). Льюисбург, Пенсильвания: Издательство Бакнеллского университета.
Google Scholar
Вудворт, Р. С. (1938). Экспериментальная психология . Нью-Йорк: Генри Холт.
Google Scholar
Вундт, В. (1862 г.). Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung . Лейпциг: CF Winter.
Google Scholar
Вундт, В. (1874 г.). Основы физиологической психологии . Лейпциг: Энгельманн.
Google Scholar
Вундт, В. (1880 г.). Grundzüge der physiologischen Psychologie (2-е изд., 2 тома). Лейпциг: Энгельманн.
Google Scholar
Вундт, В. (1891 г.). Zur Lehre фон ден Gemüthsbewegungen. Philosophische Studien, 6 , 335–393.
Google Scholar
Вундт, В. (1893a). Гипнотизм и внушение. Philosophische Studien, 8 , 1–85.
Google Scholar
Вундт, В. (1893b). Психофизика и экспериментальная психология. В В. Лексис (ред.), Die deutschen Universitäten (für die Universitätsausstellung in Chicago 1893 unter Mitwirkung zahlreicher Universitätslehrer) (Том 1, стр. 450–457). Берлин: А. Ашер.
Google Scholar
Вундт, В. (1894 г.). Zur Beurtheilung der zusammengesetzten Reactionen. Philosophische Studien, 10 , 485–498.
Google Scholar
Вундт, В. (1896/97). Основы психологии . Лейпциг: Энгельманн. В переводе К. Джадда как Очерки психологии . Лейпциг: Энгельманн.
Google Scholar
Вундт, В. (1902–03). Grundzüge der physiologischen Psychologie (5-е изд., 3 тома). Лейпциг: Энгельманн.
Google Scholar
Вундт, В. (1909). Институт экспериментальной психологии. В Festschrift zur Feier des 500 jährigen Bestehens der Universität Leipzig, vol. 4: Институт и семинар философского факультета Лейпцигского университета, Часть 1: Философский и философско-исторический раздел (стр. 118–133). Лейпциг: ректор и сенат университета.
Google Scholar
История психологической оценки: лаборатория Вундта — 844 слов
Введение
В более ранние периоды до создания лаборатории Вундта психология не укоренилась в научной дисциплине. Теории таких философов, как Платон, Гоббс и Кант, доминировали в объяснении поведения людей; к сожалению, эти теории не предлагали экспериментального механизма для изучения психологии, как любой другой научной дисциплины.
Вундту не нравились эти теории, и это побудило его разработать способ экспериментального изучения человеческого поведения. На самом деле утверждается, что Вундт так много заимствовал у Джона Стюарта Милля, что, пока Милль теоретизировал, Вундт стремился обеспечить научную эффективность, предоставив методологию научного эксперимента.
Прежним психологическим теориям не хватало статистических доказательств, чтобы доказать их и сделать из них выводы. Таким образом, Вундт признал это источником критики предыдущих теорий. Таким образом, он стремился использовать статистику для будущих психологов, применяя их в своих работах. Таким образом, использование статистических методов было присуще лабораторным исследованиям Вундта (Klein, 19).70, с. 823).
От физиологии к психологии
Работая физиологом, Вундт перевел экспериментальную физиологию в психологическую лабораторию, где нужно было контролировать стимулирующие условия. Затем будут проводиться наблюдения за сознательными процессами, возникающими в результате раздражителей, и внимание будет уделяться телесным изменениям, вызванным раздражителями.
Калиброванные инструменты использовались для записи наблюдений с целью повышения точности анализа данных. Что изменило эти эксперименты с физиологических на психологические, так это акцент наблюдателя на сознании как непосредственном (Klein, 19).70, с.828).
Лаборатория Вундта
Лейпцигский университет в Германии выделил Вундту несколько комнат для создания его психологической лаборатории. К 1879 году Вундту удалось создать в университете действующую лабораторию, где проводились испытания человеческого восприятия и ощущений.
В последующий период после основания лаборатории, согласно Коэну (1979), Вундт начал спонсировать исследования простого времени реакции, дальтонизма и зрительных контрастов (стр. 9).35). Вундта также интересовали прикосновения и то, как люди могут точно реагировать на прикосновения в определенных областях. Вундт был полон решимости распутать время, необходимое разуму, чтобы отреагировать на стимул и происходящие процессы.
Поскольку химия и физика преуспели в анализе материи в ее составных элементах, Вундт считал, что роль психологии состоит в том, чтобы анализировать сознательные процессы в их основных составных элементах. Таким образом, его предметом были атомы ума и сознания.
Интерес к тому, как быстро реагирует разум, из каких ментальных атомов люди формируют свой опыт, измерялся путем наблюдения цветных точек и прослушивания мелодий. Вундт считал, что точно так же, как существуют формулы для химических элементов, должны быть и формулы для комбинации ментальных атомов, которые эквивалентны видению цветных точек.
Вундт считал, что эксперименты сами по себе никогда не могут дать полного понимания человеческого сознания; следовательно, он предложил второе объяснение сознания как наблюдения совокупного человеческого поведения. Это должно быть сделано путем учета других факторов, таких как культура и силы, которые движут эволюцией человека. Таким образом, лаборатория Вундта опиралась не только на эмпирические эксперименты, но и на общие наблюдения за человеческим поведением.
Люди, проводившие эксперименты в лаборатории, также были обязаны наблюдать друг за другом и учитывать свое поведение при анализе результатов. О’Бойл (2006) утверждает, что, например, Вундт считал, что язык играет свою роль в формировании сознания, которую можно понять только в культурном контексте (стр. 174).
Значение лаборатории Вундта в современном психологическом тестировании
Школа психологии Вундта внесла большой вклад в 21 st психологическое тестирование, потому что уже в 1890 году студенты со всего мира ездили в Лейпциг для обучения экспериментальной психологии в лаборатории Вундта. Выпускники института помогли в создании подобных лабораторий, особенно в западных странах.
Например, в США первая психологическая лаборатория была создана всего через четыре года после Лейпцига в больнице Университета Джона Хопкинса. Несмотря на то, что большинство этих лабораторий радикально отличались от лаборатории в Лейпциге, Хергенхан (2009 г.) заключает, что эксперименты Вундта в области психологии, первопроходцы, так или иначе находились под влиянием учений лаборатории Вундта (стр. 264).
Несмотря на то, что в двадцать первом веке лаборатория Вундта претерпела радикальные изменения, она остается основной в объяснении развития экспериментальной психологии. На самом деле развитие современной экспериментальной психологии зависит от того факта, что с 20-го по 20-й гг.0338-го века до современности.
Таким образом, идеи Вундта развились до современных моделей. Фактически можно сказать, что Вундт заложил новую основу для изучения психологии; его экспериментальная часть. Психологические оценки и методы тестирования личности, таким образом, произошли от него.
В настоящее время такие методы используются для предоставления информации об интеллектуальных способностях, особенностях личности, установках, интересах и достижениях индивидов. Без идей и разработок Вундта, может быть, экспериментальная часть психологии не увидела бы свет.
Ссылки
Коэн, Д. (1979). Психология сто лет спустя. В New Scientist , 82 (1159), 935. Интернет.
Hergenhahn, BR (2009). Введение в историю психологии . Бельмонт: Cengage Learning Press. Веб.
Кляйн, Д. Б. (1970). История научной психологии. Его происхождение и философские предпосылки . Лондон: Рутлед и Пеган Пол.