Экзальтированная личность это: Экзальтация: что это, как общаться с экзальтированными личностями

📖 ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ, ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ, АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Акцентуированные личности. Леонгард К. Страница 45. Читать онлайн


ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ

Героев с экзальтированным темпераментом мы находим в литературе великое множество. Задаваясь вопросом о причинах пристрастия писателей к данной структуре личности, вспомним то, что говорилось уже об истерических личностях. Экзальтированные личности могут придать развитию сюжета большую живость, глубокие чувства героев способны увлечь читателя, захватить, потрясти его. Кроме того, писатели сами часто обладают в известной мере порывистой, лабильной психикой, поэтому человека данного типа им легко описать, так как его внутренний мир им близок.

Нередко чрезмерная напряженность и страстность художественного произведения коренится не в своеобразии структуры личности его героев, а в том, что писатель показывает любовь, сексуальное влечение. В подобных случаях даже личности ничем не выделяющиеся легко доходят до высшей степени блаженства и отчаяния. Так, например, может быть истолковала экзальтация героев в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Вот жалоба Ромео, когда он узнает о своем изгнании из города, в котором живет Джульетта (с. 82):

Ромео

Какая это милость! Это месть.

Небесный свод есть только над Джульеттой.

Собака, мышь, любая мелюзга

Живут под ним и вправе с ней водиться,

Но не Ромео. У навозных мух

Гораздо больше веса и значенья,

Чем у Ромео: им разрешено

Соприкасаться с белоснежным чудом

Джульеттиной руки и воровать

Благословенье губ ее стыдливых,

Но не Ромео. Этому нельзя.

Он в высылке, а мухи полноправны.

И ты сказал, что высылка – не смерть?

Экстазом охвачен Ромео и в знаменитой сцене прощания, разделяет экстаз также Джульетта. Вот эта необыкновенная по романтичности и лиризму сцена (с. 87–88):

Джульетта

Уходишь ты? Еще не рассвело,

Нас оглушил не жаворонка голос,

А пенье соловья: он по ночам

Поет вот там, на дереве граната.

Поверь, мой милый, это соловей!

Ромео

Нет, это были жаворонка клики,

Глашатая зари. Ее лучи

Румянят облака. Светильник ночи

Сгорел дотла. В горах родился день

И тянется на цыпочках к вершинам.

Мне надо удалиться, чтобы жить, Или остаться и проститься с жизнью.

Джульетта

Та полоса совсем не свет зари,

А зарево какого-то светила,

Взошедшего, чтоб осветить твой путь

До Мантуи огнем факелоносца.

Побудь еще. Куда тебе спешить?

Ромео

Пусть схватят и казнят. Раз ты согласна

Я и подавно остаюсь с тобой.

Пусть будет так. Та мгла – не мгла рассвета,

А блеск луны. Не жаворонка песнь

Над нами оглашает своды неба.

Мне легче оставаться, чем уйти.

Что ж, смерть так смерть! Так хочется Джульетте.

Поговорим, еще не рассвело.

Джульетта

Нельзя, нельзя! Скорей беги: светает,

Светает! Жаворонок-горлодер

Своей нескладицей нам режет уши,

А мастер трели будто разводить!

Не трели он, а любящих разводит,

И жабьи будто у него глаза.

Нет, против жаворонка жабы – прелесть!

Он пеньем нам напомнил, что светло

И что расстаться время нам пришло.

Теперь беги: блеск утра все румяней.

Ромео

Румяней день и все черней прощанье.

Экзальтированность как черта акцентуированной личности наблюдается не только в любви. Особенно ярко это проявляется в образе принца Гамбургского в одноименной драме Клейста.

Характерно, что принц появляется на сцене в виде лунатика, автор явно хочет подчеркнуть этим нервность, возбудимость данного персонажа. Позже мы узнаем его в моменты, когда он целиком отдается как восторгу, так и отчаянию, т. е. когда проявляются обе стороны его экзальтированной личности. Когда после победы его переполняет счастье, это естественно и понятно. Но когда принц узнает, что он приговорен военным судом к смерти из-за нарушения порядка битвы, приравниваемого к измене, и в этот момент начинает восторженно бредить любовью к нему курфюрста, который все равно, мол, не допустит его, принца, казни, то это уже граничит с безрассудством экстаза. Своими собственными словами он как бы все больше разжигает в себе обожание принца, он убежден в отмене смертного приговора и не прислушивается к строгим предупреждениям друга. Тот в конце концов восклицает: «Безумный человек! На чем же беспечность зиждется твоя?» Но даже этот окрик не охлаждает избытка чувств принца (с. 395):

Принц

Но прежде чем он даст исполнить кару

И это сердце, верное ему,

Отдаст на казнь, платку на мановенье,

Он сам себе скорее вскроет грудь

И кровь свою разбрызжет в прах по капле.

И вот вскоре эта беспечность исчезает; переполняющее принца счастье победы рушится по мере того, как угрожающая ему опасность становится все более грозной, зловещей. Теперь принцем овладевает безумное отчаяние. Он умоляет курфюрстину и Наталию о помощи (с. 100):

Принц

Ах, матушка, ты б так не говорила,

Когда б тебе грозила смерть, как мне.

Мне кажется: ты, весь твой двор, принцесса

Одарены всесильностью небес.  

Ведь я на шею броситься готов

К последнему из слуг твоей конюшни

С одной мольбой: спаси меня, спаси!

Отчаяние полностью лишает принца чувства собственного достоинства. Когда курфюрстина пытается его образумить, единственным ответом ей служит новый взрыв отчаяния (с. 401):

Принц

Но божий мир, родная, так хорош!

Не приобщай меня до срока в мыслях

К семье страшилищ черных под землей!

Он должен наказать меня? Есть кары,

К чему же обязательно расстрел?

Он может отрешить меня от званья.

Понизить в чине, раз таков закон —

Разжаловать, уволить. Боже праведный!

С тех пор как я увидел близко гроб,

Что ждет меня, я жить хочу, и только,

А с честью, нет ли – больше не вопрос. 

Однако когда курфюрст, пораженный поведением принца, призывает его самого стать судьей в этом конфликте, принять верное решение, с которым курфюрст непременно посчитается, то к принцу возвращается и гордость, и отвага, впрочем, не без экзальтированного преувеличения. Принц готов встретить смерть, но это решение не свидетельствует о большой силе воли, которая подчиняет себе чувства человека, напротив: именно чувства помогают ему принять новое решение. Принца теперь воодушевляет уже величие результата его казни (с. 430):

Принц

Мое решенье непреклонно. Я желаю

Увековечить смертью тот святой

Закон войны, который я нарушил

Перед лицом солдат. Друзья мои,

Что значит скромный выигрыш сраженья

Пред одоленьем страшного врага:

Пред торжеством над спесью и упрямством,

Которые я завтра поборю?

Это воодушевление, смешавшееся с горечью, принц ощущает даже и тогда, когда его ведут с закрытыми глазами и он абсолютно уверен, что его ведут на казнь (с. 434):

Принц

Теперь, бессмертье, ты в моих руках

И, сквозь повязку на глаза, сверкаешь

Снопом из многих тысяч жарких солнц.

На крыльях за обоими плечами,

За взмахом взмах, пространствами плыву.

И как из кругозора корабля

Под вздохом ветра исчезает гавань,

Так постепенно вдаль уходит жизнь.

Вот все еще я различаю краски,

Но вот их нет, и вот сплошной туман.

Вполне соответствует такой эмоциональной сверхвозбудимости тот факт, что узнав о помиловании, принц падает в обморок.

В этом произведении Клейст чрезвычайно выразительно показал, что собой представляет экзальтированная личность. Сначала принц абсолютно уверен в отмене вынесенного ему смертного приговора, в помиловании. Осознав, что смерть совсем близко, он впадает в бурное отчаяние. Следует заметить, что не обладай принц сверхмощной эмоциональной возбудимостью, он в эти моменты скорее всего не потерял бы чувства собственного достоинства. Под конец мы снова сталкиваемся с его способностью к воодушевлению. При любом повороте ситуации принц не воспринял бы свой предстоящий расстрел так радостно, даже с экстазом, если бы его реакции не определялись все той же резкой эмоциональной возбудимостью, которая в данный момент представляет его воображению желанным то, что еще недавно приводило его в ужас. Характерна и быстрая смена эмоций. Следует учитывать также элемент поэтического преувеличения. Ведь описываемую степень экзальтации мы наблюдаем только у тревожно-экстатических душевнобольных. Нередко в подобных ситуациях они готовы к любому, самому тяжелому покаянию, готовы и пожертвовать жизнью ради другого человека.

Любопытно сравнить принца Гамбургского с Перси, персонажем трагедии Шекспира «Генрих IV». Перси носит прозвище «горячая шпора» (оно, кстати, вполне подходит и к принцу Гамбургскому). В силу горячности темперамента он нарушил приказ о ходе битвы и этим навлек на себя смертный приговор. Различие между принцем и Перси заключается в том, что первого захлестывают несдержанные порывы чувств, которые подчиняют себе волю; у Перси же первичным стимулом оказывается сильная волевая возбудимость, в то время как эмоциональная возбудимость его выражена слабо.

Точно так же, как и принц Гамбургский, способна на восторг, быстро переходящий в отчаяние, Катерина Ивановна из «Братьев Карамазовых». Катерина Ивановна, собственно, никогда не любила своего жениха, гораздо больше ее увлекала другая мысль – спасти его. В основном из этих соображений она и стала его невестой. Снова мы сталкиваемся здесь с эндогенным психозом, имеющим некоторое отношение к экзальтированному темпераменту, или с «психозом счастья», как иногда его называют: такие больные, впадая в экстатическое состояние, чувствуют себя призванными к тому, чтобы принести счастье и освобождение другим людям. Катерина Ивановна восклицает (с. 187):

– А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? – Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз.

Полный страсти темперамент этой женщины заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку, свою соперницу в отношениях с Митей. В силу легкой возбудимости она одержима мыслью, что сделает Грушеньку своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки (с. 101):

– Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!… – И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки.

Но Катерине Ивановне пришлось пережить жесточайшее разочарование. Отрезвление качалось уже с того момента, когда Грушенька не соглашается ни на какие дальнейшие предложения, направленные на спасение Мити. И вот Грушенька окончательно срывает с себя маску (с. 193):

– Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!

В этот момент эмоциональное состояние Катерины Ивановны делает резкий «поворот» в другую сторону: она начинает бранить эту «беспутную женщину», это «создание, всегда готовое к услугам». Под конец «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».

Во время суда чрезмерная эмоциональная возбудимость Катерины Ивановны проявляется особенно резко. Вначале она Митю защищает, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег (т. 2, с. 219):

Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление.

Однако спустя немного времени свидетельские показания дает брат Мити, Иван, которого она любит больше, чем своего жениха. Иван предстает перед нами во время суда человеком психически больным, он обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит (с. 230):

Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!

Незадолго до этого она уже называла его «зверем». Достоевский продолжает (с. 232):

О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни – в предсмертную минуту, например всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, пред всею этою публикой, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек.

Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок (т. 2, с. 232–233):

Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели.

Припадок не свидетельствует о наличии патологического истерического начала в психике; он указывает лишь на то, что внутреннее напряжение сделалось невыносимым, а нормальный путь разрядки не представлялся возможным.

В тех случаях, когда экзальтированность чувств остается ведущим фактором, но к ней присоединяется и самостоятельная возбудимость в сфере воли, возникает такое качество личности, как страстность. Восторг и отчаяние находят в этом случае выражение в самих поступках, в то время как при отсутствии волевой возбудимости чрезмерная экзальтированность чувств больше выражается в идеях и душевных переживаниях. У Катерины Ивановны активность появилась лишь тогда, когда эмоциональное возбуждение достигло апогея, обычно же оно проявлялось больше в экзальтированности идей.

В художественной литературе есть и другие примеры сочетания в страстном порыве чрезмерности чувств и максимума активности. Вспомним о взрыве чувств Мортимера, который так убедительно изображен Шиллером в «Марии Стюарт», Мортимер пылает страстью к Марии (с. 528):

Мортимер

О, нет! Клянусь, не я, безумец – тот,

Кто не удержит клад, ему однажды

Дарованный по изволенью Бога!

Хотя б на казнь вела меня дорога,

Спасу тебя! Спасу! Но… видит Бог,

Спасу затем, чтоб завладеть тобою!

Охваченный бешеной страстью, он сжимает Марию в объятиях. Мария в ужасе кричит: «Так сжалься же, всевышний, надо мною!» Шиллер ничего не сообщает о том, вел ли себя подобным образом Мортимер и в других жизненных ситуациях. Но можно сказать, что человек, становящийся рабом своих аффектов в такой мере, должен быть по природе своей натурой необычайно страстной.

Кстати, в «Орлеанской деве», где, казалось бы, страстные проявления подсказаны самим сюжетом, Шиллер изображает несравненно меньше «страстей». Вероятно, это объясняется тем, что Иоанна с радостью подчиняется воле матери божьей, что делает ее поведение скромным, сдержанным.

У Достоевского страстность натуры Настасьи Филипповны в романе «Идиот» проявляется во многих эпизодах. Если она, наряду с этим, представляется нам и подчеркнуто гордой, то эту черту можно считать проявлением психологического развития: ее еще ребенком вынудили стать любовницей развращенного сластолюбца, из-за чего она постоянно подвергалась унижениям, о которых уже никогда не могла забыть. Можно было бы рассматривать ее гордость как психологическую реакцию на все перенесенные унижения.

Страстность же этой женщины никак нельзя объяснить обстоятельствами ее биографии. Хотя Настасья Филипповна постоянно старается наладить спокойный размеренный ход жизни, тем не менее она постоянно сбивается с пути, и это связано с ее легкой эмоциональной возбудимостью. Она все время колеблется между князем Мышкиным и Рогожиным, к колебания эти не контролируются разумом – ее чувства непрерывно толкают ее то к одному, то к другому. То она решает выйти замуж за одного, то за другого, но всякий раз именно аффекты уводят ее в сторону от принятого решения. Наконец, князь ждет Настасью Филипповну в церкви, где должно состояться венчание. Невесте остается только сесть в экипаж, чтобы доехать до церкви. В это мгновение она увидела Рогожина – и вот уже бросается к нему и бежит с ним. Особенно ярко проявляется страстность героини в одной сцене: в результате всевозрастающего возбуждения она, вырвав кнут во внезапном порыве из рук одного из присутствующих гостей, хлещет своего оскорбителя этим кнутом по лицу.

Между импульсивностью Настасьи Филипповны и грубыми эксцессами Рогожина, о которых говорилось выше, нет никакого сходства. Поступки Настасьи Филипповны отнюдь не бесконтрольны, она отлично отдает себе отчет в том, что нужно, что она хочет сделать. Со своим «сластолюбцем» она расстается, как только достигает совершеннолетия; после этого она не ищет сексуальных похождений. Она начитана, образована, обладает большой чуткостью. Последнее проявляется в том, что она не хочет выйти за князя Мышкина, которого глубоко любит, ибо не верит, что сможет дать ему счастье. Таким образом именно аффекты, а не грубая несдержанность вызывают бурные взрывы чувств Настасьи Филипповны.

Экзальтированность в сочетаний со взрывами страстей еще более ярко выражены у Матильды де ля Моль в романе «Красное и черное» Стендаля. Ее чувства к Жюльену все время колеблются между страстной любовью и ожесточенной враждебностью. Когда Жюльен равнодушен к ней, она льнет к нему со всей пылкостью; когда она уверена в его любви, она холодно отворачивается, бросает на него взгляды, полные ненависти и презрения. Стендаль изображает здесь как раз то психологическое развитие, которое им подробнее описано в произведении «Любовь»: самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности. Правда, Стендаль, стремясь доказать эту мысль, изображает эти противоположные чувства с максималистских позиций.

После того как мадемуазель де ля Моль пригласила Жюльена, который на данном этапе развития их отношений едва ли ее любил, ночью в свою спальню и отдалась ему, утром наступает первый резкий поворот в ее поведении (с. 437):

– Сударь, вы изволили, по-видимому, вообразить, – сказала она с еле сдерживаемым гневом, – что вы приобрели надо мной какие-то особенные права, если, вопреки моему желанию, выраженному как нельзя более ясно, вы пытаетесь заговорить со мной?… Известно ли вам, что никто в мире не осмеливался на подобную дерзость?

Через два дня происходит следующая сцена (с. 439):

Растерявшись от неожиданности, Жюльен в порыве горя не удержался и сказал ей кротким голосом, идущим из глубины души:

– Так, значит, вы меня больше не любите?

– Я в себя не могу прийти от ужаса, что отдалась первому встречному, – сказала Матильда и от злости на себя залилась слезами.

В последующие дни Матильде доставляет радость наблюдать терзания Жюльена; она глубоко презирает его. Но вскоре, под влиянием разлуки, ход ее чувств и мыслей снова изменяется, она уже начинает тосковать по возлюбленному, к ней возвращается пламенная любовь. Во время этой мучительной внутренней борьбы Матильды в спальне ее появляется Жюльен, на этот раз проникший сюда без приглашения. Она вновь охвачена страстью и проклинает себя за холодность, предшествовавшую их встрече (с. 453–454):

Кто мог бы описать безумную радость Жюльена? Матильда была счастлива, пожалуй, не меньше его. Она кляла себя, жаловалась на себя.

– Накажи меня за мою чудовищную гордость, – говорила она, обнимая его так крепко, словно хотела задушить в своих объятиях. – Ты мой повелитель, я твоя раба, я должна на коленях молить у тебя прощения за то, что я взбунтовалась. – И, разомкнув объятия, она упала к его ногам. – Да, ты мой повелитель! – говорила она, упоенная счастьем и любовью. – Властвуй надо мной всегда, карай без пощады свою рабыню, если она вздумает бунтовать.

Через несколько мгновений, вырвавшись из его объятий, она зажигает свечу, и Жюльену едва удается удержать ее: она непременно хочет отрезать огромную прядь, чуть ли не половину своих волос. 

– Я хочу всегда помнить о том, что я твоя служанка, я если когда-нибудь моя омерзительная гордость снова ослепит меня, покажи мне эти волосы и скажи: «Дело не в любви и не в том, какое чувство владеет сейчас вашей душой; вы поклялись мне повиноваться, – извольте же держать слово!»

На следующее утро страсть еще владеет ею с той же силой (с. 456):

За завтраком все поведение Матильды вполне соответствовало ее опрометчивой выходке. Можно было подумать, что ей не терпелось объявить всему свету, какую безумную страсть питает она к Жюльену.

Но уже на следующий день она впадает в противоположную крайность (с. 461):

Ее подавляло невыносимое сознание, что она дала какие-то права над собой этому попику, сыну деревенского мужика. «Это вроде того, если бы мне пришлось сознаться самой себе, что я влюбилась в лакея», – говорила она себе в отчаянии, раздувая свое несчастье.

Даже когда Матильде кажется, что она держит себя с величайшим достоинством, ее поведение полно экспансивных крайностей (с. 463):

Сердце Матильды ликовало, упиваясь гордостью: вот она и порвала все, раз и навсегда! Она была необыкновенно счастлива, что ей удалось одержать блестящую победу над этой, так сильно одолевшей ее слабостью. «Теперь этот мальчишка поймет, наконец, что он не имеет и никогда не будет иметь надо мной никакой власти». Она была до того счастлива, что в эту минуту действительно не испытывала никакой любви.

Но следующего поворота в чувствах не приходится долго ждать, холодность, с которой Жюльен теперь демонстративно относится к Матильде, снова вызывает в ней пылкие чувства.

Не подлежит сомнению, что как во всех приведенных, так к во многих других эмоциональных проявлениях Матильды де ля Моль заключено немало пафоса; слова и поступки ее, конечно, не всегда искренни. И все же перед нами типичная страстная натура, изображенная с некоторым поэтическим преувеличением.

В корне отличается от Матильды мадам де Реналь, которая также искренне любит Жюльена. Чувства ее, хотя не так сильны, не так жгучи, как чувства Матильды, но не менее глубоки. Можно полагать, что мадам де Реналь – личность эмотивная. К сожалению, психология этой героини в романе описана исключительно в любовном аспекте, а следовательно, сама глубина ее чувств может быть обусловлена сокрушительной силой любви, которою она охвачена. Большая материнская любовь мадам де Реналь, упоминаемая в романе, описана здесь недостаточно, но все же и она заставляет лишний раз подумать о том, что перед нами личность эмотивная.

Крайности в поведении в романе «Идиот» мы наблюдаем не только у Настасьи Филипповны, но также и у ее соперницы Аглаи. Она тоже склонна к импульсивным поступкам. Но здесь речь идет о проявлении общей неуравновешенности в юном возрасте. Аглая еще почти ребенок, она склонна к тем крайностям, которые свойственны людям в период отрочества и в ранней юности. У этой молоденькой девушки, кроме того, нет никакого жизненного опыта. Она не способна справиться с чувством внезапно охватившей ее любви к князю, она то отталкивает, то снова приближает его к себе, причем чаще отталкивает, что характерно для натур импульсивных. Чисто юношескую склонность к крайностям обнаруживает в романе и шестнадцатилетний Ипполит. Преобладание враждебных и человеконенавистнических аффектов у Ипполита указывает на патологическое развитие. Причиной этого явилось его заболевание туберкулезом (Ипполит рано умирает от туберкулеза) – чахоточный юноша озлоблен, ожесточен против всех…

Юношеская чрезмерность чувств, которая в периоде «бури и натиска» проявляется у героев в страстности реакций, весьма ярко представлена у одного из главных персонажей «Войны и мира» – Николая Ростова. Он с воодушевлением идет на воину, думая только о славе, но, столкнувшись с реальными опасностями битвы, впадает в другую крайность (т. 1, с. 360):

И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом.

Проходит немного времени, и Николай уже снова оправился, он начисто забыл о своем недостойном поведении во время боя и искренне гордится тем, что принимал в нем участие. Он охвачен воодушевлением, когда царь появляется на фронте, и мечтает о блаженстве умереть за своего царя.

Он совершенно забыл о недавней реальной возможности отдать жизнь за этого царя, когда, гонимый страхом и отчаянием, удирал, как заяц. Юный возраст Николая подчеркивается несколько ниже, когда автор говорит о его «добром, молодом сердце».

С годами эти юношеские гиперболизированные чувства уходят. Николай Ростов в дальнейшем не отличается избытком эмоций. Свой долг в отношении родины он рассматривает теперь весьма трезво (т.  2, с. 364):

Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие…

Таким образом, в зрелом возрасте Николай Ростов стал совсем другим человеком.

Все повышенные реакции Наташи, сестры Николая, также относятся к раннему девичьему возрасту. Совсем незадолго до того как она влюбилась в Анатоля, мы еще читаем о том живом, импульсивном детском складе характера Наташи, который способствует включению ее без остатка в события, происходящие в данный момент. Именно с этим, пожалуй, связано то восхищенное обожание, которым окружают этот образ читатели.

это чувствительный и добрый человек

Эмоции – своеобразная энергия человеческой души. Они лежат в основе так называемой системы вознаграждения – особого механизма в психике, обеспечивающего мотивацию как желание достижения. Но далеко не всегда эмоциональные личности становятся успешными людьми и достигают больших результатов. Есть среди них категория, называемая по-особенному. Что такое экзальтированный? Это такой склад личности, при котором внешние проявления эмоций отличаются особенной яркостью.

Они разные

Не стоит путать такой тип личности с внешне похожим на него истероидным. Да, и первый, и второй человек будут проявлять много чувств. Но экзальтированная личность эмоции показывает искренние и часто альтруистические. А вот истероид будет лишь демонстрировать сочувствие. То есть если для доброго дела нужны ресурсы или усилия, аффективно-экзальтированный поможет, даже если это не оценят. А вот истероидная личность делает все только напоказ. Поэтому библейскую заповедь о милостыне, творимой втайне, скорее будет соблюдать экзальтированный тип личности.

Без изменений в скорости

Иногда людей описываемого типа путают с циклоидами. И тем, и другим свойственна сильная реакция на внешние раздражители. Различие состоит в том, что у циклоидов не только эмоции, но и скорость мышления и других психических процессов изменяется, если изменились внешние обстоятельства. Экзальтированный – это человек, чье общее состояние не изменяется под воздействием благоприятных или неблагоприятных факторов. А тем более из-за внутренних «эмоциональных циклов».

Кем работать

Если говорить о профессиях, то экзальтированный – это часто артист, художник или писатель. Впрочем, довольно большой процент их работает с маленькими детьми. Именно они становятся сочувствующими, добрыми и любимыми воспитателями, от которых дети не хотят уходить домой из яслей или сада. Конечно, некоторые люди не могут найти себя в жизни, если не были развиты способности к творческим видам деятельности. Все же комфортнее всего таким личностям там, где они могут дарить свои эмоции людям.

Из современных профессий альтернативой может стать event-менеджмент, то есть организация праздников и прочих событий.

Впечатление при общении

Человек экзальтированный – это всегда тонко чувствующая натура, которая выражает свои эмоции красиво, без насилия над собой и надрыва, чем грешат истероиды. Экзальтированные личности воспринимаются окружающими как теплые, добрые, хотя и чересчур эмоциональные люди. С ними рядом довольно комфортно, но они не могут стать специалистами высочайшего класса, если работа не подразумевает творчества.

Родом из детства

Как быть, если близкий вам человек относится к описываемому типу? Постарайтесь защищать его материальные интересы, создавайте ему атмосферы защиты и любви. Все люди в этом нуждаются, но экзальтированные личности – особенно. Это сделает вашего близкого счастливым и уверенным в будущем. Осторожно нужно обращаться с такими детьми – они очень уязвимы, и от доброго к ним отношения зависит то, сможет ли обладатель чувствительной психики благополучно адаптироваться в социуме.

Exalt Your Character — Организация мусульманского реформистского движения

Монахиня. Клянусь пером и тем, что они пишут

Ты, по благословению твоего Господа, не одержим

Воистину, награда твоя будет непрестанной

И поистине ты обладаешь возвышенным характером (68 :1-4)

Эти слова были ниспосланы Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в суре 68 Корана, озаглавленной «Перо» (аль-Калам). В этом аяте Бог успокаивает пророка (мир ему и благословение) во время сомнений и беспокойства. Он говорит Пророку (мир ему и благословение), что не сходит с ума. На самом деле дело обстоит совсем наоборот. Пророку (мир ему и благословение) сказано, что у него возвышенный характер. Чему мы можем научиться из этих важных аят?

Во-первых, мы видим, что если мы верим в Бога, Он может ободрить и поддержать нас, когда мы сомневаемся в себе или плохо себя чувствуем. Большинство из нас борются с негативными мыслями о себе, по крайней мере время от времени, если не часто. Нам не нравится выбор, который мы сделали, чего мы достигли, как мы выглядим и насколько мы успешны. Эта модель мышления часто уходит своими корнями в детство и может сохраняться годами. Такие мысли лишают нас радости, разрушают наши отношения, тормозят наш рост и ограничивают наш будущий потенциал.

Во времена неуверенности в себе эта ая может послужить благом, если мы вспомним ее в наших молитвах и представим, что Бог говорит ее нам. Через его слова мы можем почувствовать, что Бог думает о нас хорошо, даже если мы не думаем о себе хорошо. Мы можем стремиться к награде, которую Он хочет дать нам, даже если мы чувствуем, что не заслуживаем ее. Таким образом, мы с большей вероятностью развеем некоторые негативные мысли в своем уме и почувствуем себя лучше. Мы можем напомнить себе, что у пророков были огромные заботы и разочарования, но их вера в Бога помогла им развеять неуверенность в себе. Мы можем сделать то же самое.

Во-вторых, эти аяты напоминают нам о том значении, которое ислам придает характеру, и о том, насколько тесно он связан с Божьей наградой. В хадисе Абу Хурайры говорится: Посланника Аллаха (с.а.с.) спросили: «Что впускает большинство людей в Рай?» Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Страх перед Аллахом и хороший характер». ( Источник: Сунан ат-Тирмизи 2004) В другом хадисе говорится: «На весах верующего нет ничего более весомого, чем красота характера; и тот, у кого есть красота характера, достигнет тем самым степени того, кто молится и постится»

( Источник: Сунан ат-Тирмизи 2002)

Большинство из нас хотят исправить свои недостатки и улучшить себя, но им трудно это сделать. Хорошая отправная точка – попросить Бога о помощи. Даже пророк (мир ему и благословение), обладавший образцовым характером, говорил Богу: «Ты украсил мою внешность, теперь укрась мой характер». Если пророк просил Бога о такой помощи, не должны ли мы? Мы с готовностью просим Бога о лучшем здоровье, богатстве и процветании. Этот ая напоминает нам также просить Бога возвысить наш характер.

Особенно важно просить Бога избавить нас от плохих качеств, поскольку они часто причиняют вред другим, задевают наше самоощущение, усложняют жизнь и отдаляют нас от Божьей награды.

Было бы преуменьшением сказать, что есть много проблемных черт характера, которые мы можем видеть в себе, в других и в наших сообществах. Давайте сосредоточимся на нескольких чертах, распространенных в современном обществе, которые требуют исправления:

  1. Материализм — Люди никогда не довольствуются своим материальным имуществом. Мы хотим все больше и больше денег, домов, машин, драгоценностей, чего угодно. Мы тратим огромное количество времени на сбор этих предметов, а затем заменяем их более новыми, большими и дорогими предметами. Важно заглянуть глубоко внутрь себя и оценить, насколько счастливыми нас делает наше материальное имущество. Оглянитесь вокруг своего жилища, своих шкафов, своей машины – насколько многочисленны и экстравагантны ваши вещи? Не поддавайтесь желанию купить больше, независимо от того, что делают ваши коллеги, друзья и семья. Полезным упражнением будет оценить свое положение по сравнению с другими людьми с точки зрения вашего богатства.
    Поиск в Google может сказать вам, насколько больше вы имеете по сравнению со средним человеком в вашей стране. Это поучительный опыт узнать, сколько детей бездомны и голодны или сколько людей живут с огромными долгами и в нищете. Это исследование даст нам представление о том, как нам повезло, что мы живем в той экономической страте, в которой мы находимся. Возможно, такое понимание уменьшит наше стремление к большему и большему. Может быть, такое понимание побудило бы нас быть более благотворительными. Всего десять минут времени на изучение этой темы поучительны. И знание этой информации может изменить наше представление о том, что нам действительно нужно или чего мы хотим, и о том, что мы должны окружающим.
  • Зависть – Если успех других расстраивает или злит вас, если вы глубоко хотите того, что есть у других, и обижаетесь на них за это, если вы тайно улыбаетесь, когда другие терпят неудачи, вы чувствуете зависть. Признание того, что у вас есть такие чувства, требует честного самоанализа.
    После того, как вы признались себе, что страдаете от зависти, вы должны решить уменьшить ее место в своих мыслях. Зависть коренится в низкой самооценке и ощущении, что вы не соответствуете другим. Это может быть очень разрушительной эмоцией и считается греховной во многих религиях, включая ислам. Глубоко подумайте о том, почему вы чувствуете, что ваша жизнь неполноценна по сравнению с другими. Проводите меньше времени в социальных сетях, рассказывая о том, что делают другие, куда они идут и что у них есть. Помните, что ни у кого нет всего и что Бог не превращал жизнь в игру с нулевой суммой. Когда хорошие вещи случаются с другими, это не уменьшает ваши шансы на то, что хорошие вещи случаются и с вами. Отмечайте успехи других. Переключите внимание на то, что у вас есть, и научитесь быть более благодарным. Вы, вероятно, поймете, что у вас уже более чем достаточно, и многое из того, что вы желаете, поверхностно.
  • Гнев — Гнев — разрушительная эмоция, распространенная среди отдельных людей, в семьях, в сообществах и в странах. На индивидуальном уровне это главный источник межличностных конфликтов, а на национальном уровне это может легко привести к войне. Во всем мире, включая мусульманский мир, существует острая необходимость снизить температуру в себе, в наших домах, на наших рабочих местах, в наших сообществах, в социальных сетях и в наших странах. Подумайте о последних нескольких случаях, когда вы выходили из себя. Каков был чистый итог этой ситуации? Большинство из нас в конечном итоге сожалеет о своих словах и поступках. И каждый раз, когда мы выходим из себя, мы становимся злее на исходном уровне, потому что гнев порождает гнев. Конечно, гнев может нанести ущерб нашему здоровью. Таким образом, крайне важно получить контроль над гневом, прежде чем он укоренится в нас. Есть много хадисов, которые дают советы по контролю над гневом. Вот три примера:  

а) Ищите убежища в Боге – Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я знаю слово, произнесение которого заставит его расслабиться, если он его произнесет. Если он скажет: «Я вижу убежище в Боге от сатаны», то весь его гнев уйдет».

б) Измените свое положение – Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всякий раз, когда кто-либо из вас рассердится, стоя, он должен сесть. Если гнев оставит его, хорошо; иначе он должен лечь».

в) Молчи – Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если один из вас рассердится, пусть молчит».

В дополнение к хадисам существует множество методов управления гневом, которыми мы можем воспользоваться, в том числе многие из них находятся в свободном доступе в Интернете. Обретение контроля над своим гневом имеет первостепенное значение. Как только мы это сделаем, мы сможем стать счастливее, здоровее и с меньшей вероятностью причиним вред другим.

  • Пустословие – Коран неоднократно предостерегает нас от пустословия. В 74:42-45 написано: « Что привело тебя в Сакар? Говорят, что мы не были среди молящихся и не кормили неимущих; и мы вели напрасные беседы с теми, кто поступает так же». Во времена пророка (мир ему и благословение) пустословие происходило в основном посредством устного слова. Сегодня такое поведение также встречается на телевидении, радио, в Интернете и социальных сетях. Главное последствие бесполезных разговоров состоит в том, что они тратят впустую наше драгоценное время. У пророков и их сахабов было столько же времени, сколько и у нас – 24 часа в сутки. Что они сделали за эти 24 часа? Что любой успешный человек делает за 24 часа, чего не делаем мы?

Люди, которые тратят часы каждый день, слушая, говоря, читая или размещая незначительную информацию в социальных сетях, не сосредотачиваются на том, почему они здесь, на земле, какова цель их жизни. Еще хуже то, что то, что они говорят, может причинить вред им самим и другим. Многие убегают в часы потраченного впустую времени, чтобы избежать решения жизненных проблем. Представьте, как выглядел бы мир, если бы люди использовали время, которое они тратят на пустые разговоры, на улучшение жизни для себя, своих семей и своих сообществ. Подсчитайте, сколько часов вы тратите каждый день в Интернете, социальных сетях, на глупые текстовые сообщения, телевизор или видеоигры.

Старайтесь каждый день выделять время для самоанализа, постановки целей, составления плана важных проектов, которые вы хотели бы выполнить, но откладывали. Не забудьте включить свой духовный рост и отношения с Богом в цели своей жизни. Такая дисциплина поможет вам сделать больше того, что нужно сделать за то ограниченное время, которое у нас есть здесь, на Земле.

Вышеуказанные черты — лишь несколько примеров недостатков характера, которые вредят нам индивидуально и на уровне общества. Конечно, есть бесчисленное множество других примеров. Мудрые люди способны признать свои недостатки и решить их исправить. Стоит записать несколько черт, которые больше всего беспокоят вас, и разработать стратегию, как вы можете их преодолеть. Отметьте свой прогресс с течением времени в своем журнале. Обсудите свои цели с членом семьи или другом, которому доверяете. Обратитесь за консультацией, если вам нужна помощь в преодолении черт, которых вы особенно стыдитесь.

Еще одна полезная стратегия — проводить время с хорошими людьми, поскольку идеи, полученные от других, особенно сильны. Пророк признал этот факт и сказал: «Общайтесь с людьми с хорошим характером». Само собой разумеется, что лучшим примером хорошего характера был сам Пророк (мир ему и благословение). Нам повезло, что у нас есть сокровищница хадисов, описывающих то, что он делал, говорил и думал. Мы можем прочитать его биографию и биографию товарищей для вдохновения. Мы можем подумать о том, какими чертами они были известны, и попытаться включить эти черты в себя.

Несомненно, улучшение характера — это тяжелая работа. Это требует честности, усилий, практики и терпения. Это часть того, что мусульмане всегда называли внутренним джихадом очищения наших душ. При некоторой дисциплине мы можем начать процесс внутренней борьбы, чтобы стать лучше.

Обзор второго издания Exalted

Физический продукт и введение

Exalted RPG — мощная игра в жанре фэнтези, разработанная White Wolf Publishing. Физический продукт представляет собой увесистую книгу в твердом переплете, около 400 страниц, с хорошим переплетом, хотя и недостаточным для размера и веса книги. Обложка и полноцветное внутреннее искусство — это фэнтези-аниме, которое соответствует обстановке и стилю, но лишь смутно контекстуально и лучше всего, и среднее с точки зрения творчества и техники. На внутренней обложке есть двухстраничная карта сеттинга, которая довольно привлекательна, но не имеет подробностей.

Основные перерывы между главами разделены коротким комиксом, который приятно меняет темп. Там непростительно скудное оглавление (только заголовки глав) и более подробный (3 страницы) предметный указатель. Страницы различаются номерами страниц и названиями глав в нижнем поле и менее чем полезным отличительным шрифтом в «восточном стиле» на боковом поле. Текст представлен двухколоночным шрифтом с засечками по ширине с приличным количеством пробелов. Однако это довольно тяжело; Exalted — это игра, которая включает в себя большой уровень пуха и хруста, и когда они объединяются, вы получаете длинный и многословный текст, который неудобно переключается между формальным и неформальным.

Exalted — это игра, которая, как утверждается, была вдохновлена ​​различными мировыми мифологиями и аниме-фэнтези, все из которых объединены в сложный игровой мир, достаточно сложный, чтобы во вступительной главе был приведен лексикон сеттинга на 3,5 страницы. Основное различие между Exalted и другими фэнтезийными ролевыми играми заключается в стартовой мощности; Персонажи — это бывшие смертные, обладающие эпическим уровнем силы (отсюда и «Возвышение»), которые будут участвовать в деятельности, меняющей мир. После длинного вступления следуют главы «Сеттинг», «Создание персонажа», «Черты характера», «Драма и системы», «Чары, комбо и колдовство», «Рассказывание историй», «Антагонисты» и «Панополия».

Сеттинг

В первой главе, «Сеттинг», рассказывается об этой ситуации, начиная с Вильда Сущности, из которого произошли Первородные и антагонистический Волшебный Народ. Первые установили Творение с элементами, а затем создали главных богов, с которыми они играли. Боги во главе с Соларами создали Возвышенных, успешно восстали против Первородных и заключили их в тюрьму. Сами Соляры придерживались плохих правил и подверглись восстанию со стороны Сидереалов и Драконьей крови, что привело к созданию Непорочного Ордена, за которым последовала великая чума, развязанная Повелителями Смерти (призраки мертвых Первородных и Соларов в сварливых штанах), вторжение Справедливым Народом, и уничтожение последнего одной из Драконокровных, которая затем объявила себя Алой Императрицей (и правительницей мира, естественно). Однако Императрица исчезла, Солнечные Возвышенные вернулись, и теперь назревает гражданская война.

Откровенно говоря, это просто ужасная и инфантильная предыстория, и, к сожалению, ее трудно избежать. При этом остальные настройки не так уж и плохи. Мир вполне приемлем и достаточно умен в том, чтобы иметь Полюса Элементов, основанные на географическом положении (центр — Земля, север — Воздух и холод, юг — Огонь, Восток — Дерево, а запад — Вода). Используется лунный календарь, и времена года соответствуют элементам. Существует Солнечная система (каламбур) Солнца, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и, конечно же, Гайи. Там есть обширные описания мест и повседневной жизни, социальных классов (патрициев, горожан, крестьян, рабов, бесправных) и различных орденов, военных и религиозных и так далее. На самом деле это неплохое синкретическое сочетание восточных, западных и семитских влияний древности, даже с намеками на Америку (на лесистый восток), и все это немного странно, учитывая бедную историческую и мифическую предысторию.

Создание персонажа и черты

Персонажи — это смертные, недавно получившие Возвышение, предполагаемое по умолчанию Солнечное Возвышение. Он начинается с концепции персонажа, состоящей из нескольких предложений, в которых подробно рассказывается об их человеческом прошлом. Однако первым важным выбором в игре является выбор касты, которая примерно соответствует классу персонажа в других системах. Названия основаны на солнечной энергии: Рассвет (Воины), Зенит (Жрецы), Ночь (Разбойники), Сумерки (Волшебники) и Затмение (Лидеры). Невозвышенные персонажи, т. е. обычные люди, не имеют касты. Игроки должны выбрать эпическую мотивацию для своих персонажей. Мотивация отвечает на вопрос: «Почему персонаж станет легендой?».

Персонажи также определяются своими Атрибутами и Способностями. Атрибуты оцениваются от 1 до 5, тогда как Способности оцениваются от 0 до 5. Физические Атрибуты — это Сила, Ловкость и Выносливость, Ментальные — Интеллект, Сообразительность и Восприятие, а Социальные — Харизма, Манипулирование и Внешний вид. Игроки распределяют очки в соответствии с Атрибутами своих персонажей по 8, 6 или 4 очка в каждой группе. Способности представляют собой обучение навыкам и знаниям и классифицируются по кастам; игроки могут выбрать еще 5 способностей помимо кастовых способностей персонажа. Это избранные способности персонажа. Касты и избранные способности получают 10 очков к касте и избранным способностям. Избранные Способности должны получить как минимум 1 очко. Затем они могут присвоить 18 очков любой Способности (включая Касту и Избранное), однако ни одна Способность не может иметь рейтинг выше 3. Специализации в Способностях можно приобрести за бонусы или очки опыта.

Чтобы еще больше раскрыть характер персонажа, мы получаем 7 очков, которые можно распределить между 11 Дополнениями. Дополнения: Союзники, Артефакты, Поддержка (организацией), Контакты, Культ, (Анима) Фамильяр, Последователи, Влияние, Мансэ (чистые предметы Эссенции элемента), Наставник и Ресурсы. Кроме того, также можно получить 10 очков чар, из которых 5 должны быть от кастовых или избранных способностей. За неимением лучшего слова Чары подобны магическим подвигам. К четырем Добродетелям (Сострадание, Убежденность, Умеренность и Доблесть) можно добавить пять очков. Ни одна Добродетель не может начинаться выше 4 без траты бонусных очков. Выберите одну Добродетель в качестве основы Недостатка Добродетели персонажа; это должна быть Добродетель с рейтингом 3 или выше. Обе добродетели добавляются при действии с добродетелью, и нужно провалить бросок, чтобы действовать против этой добродетели. Чтобы завершить создание персонажа, Сила Воли персонажа равняется двум его наивысшим показателям Добродетели. Временная трата пункта Силы Воли может привести к автоматическому успеху. Персонажи начинают с количеством Интимных отношений (собственных, собирательных или абстрактных существительных), равным их Состраданию. Сущность превознесенного персонажа начинается с 2 и может быть увеличена за счет бонусных очков. Их запас личной сущности равен их (сущность*3)+сила воли и их периферийной сущности (сущность*7)+сила воли+добродетели. Персонажи также начинают с 15 бонусных очков. Увеличение Атрибута стоит 4 очка, Способность 2 (или 1, если Каста или Одобрение), Дополнение 1 или 2, если уже 3+, специальность стоит 1 (или 2 за 1, если Каста или Одобрение), Добродетель стоит 3, Сила Воли стоит 2, Интимность 3, чтобы увеличиться до Силы Воли + Сострадания, Сущность стоит 7, а Чары стоят 5 (4, если Благосклонность или Каста).

Игровая система

Базовая система — довольно современная система Рассказчика. Успех в задачах достигается проверкой атрибута плюс способность плюс бонусы, которые дают запас кубиков d10; при этом для успеха требуется 7+, а 10 считается за два успеха. Количество успехов должно быть равно сложности задачи для достижения успеха («1» — стандарт, «5+» — легендарность), а число больше (или меньше) представляет собой степень успеха или неудачи. В любом подразделении Возвышенные персонажи всегда округляют в большую сторону, а Смертные — в меньшую. «Провал» или критический провал происходит, если персонаж не набирает успехов и имеет хотя бы одну «1»; дополнительные результаты «1» делают провал хуже (с любопытным результатом, что чем больше пул, тем больше вероятность очень плохих провалов). За повторные проверки обычно применяется штраф в 1 успех.

Персонажи могут использовать единицу временной Силы Воли для автоматического успеха или активировать Добродетель за дополнительный кубик (ограничено значением Добродетели для истории). По мере того, как Сила Воли персонажа снижается, он все больше подчиняется своим Добродетелям, а не руководству игрока. Персонажи обнаружат, что определенные обстоятельства бросают вызов их Добродетелям, требуя проверки. У каждого Недостатка Добродетели также есть особое условие ограничения, при выполнении которого персонаж вынуждает бросить этот Добродетель и получить предел, равный этой сумме. Подавление успехов в Добродетели, чтобы выбрать предпочтительный курс действий, добавляет к Прорыву Предела. Когда это значение достигает 10, над персонажем начинает доминировать его Недостаток, что ведет к саморазрушению.

В дополнение к основным задачам существуют правила для расширенных бросков для текущих задач, бросков на сопротивление для соревнований, комбинированных действий, рефлексивных действий, командной работы и трюков, где бонусы добавляются для наглядности. Кроме того, есть подробные правила для различных небоевых задач (лазание, маскировка, задержка дыхания, академические знания, оценка товаров, лечение ран, тауматургия и т. д.), как на основе Атрибутов, так и в стандартной комбинации Атрибут+Способность. Также описаны боевые ситуации. Exalted использует односекундные боевые раунды, при этом большинство персонажей участвуют в действии каждые три-шесть секунд («тики») или около того, с точными и плавными проверками, требуемыми Рассказчиком.

Бой

Внезапность определяется оспариваемым навыком Ловкость+Скрытность против Сообразительности+Осознанности. В таких условиях Уклонение и Парирование имеют защитное значение (DB) равное 0. Для начальной инициативы требуется проверка вступления в бой (Сообразительность + Осведомленность). Персонаж с наибольшим количеством очков ходит первым на втором 0, а все остальные начинают после него в зависимости от разницы в их бросках и наибольшего количества (максимум 6). Когда «тик» персонажа достигнут, он должен выбрать действие. Скорость — счетчик тиков; после действия персонажа он должен подождать количество тиков, равное скорости его действия, прежде чем он сможет действовать снова. Штраф защиты — это штраф, применяемый к вашей защите за выполнение действия. Штраф длится до их следующего действия. Действия включают в себя прицеливание, атаку, рывок, шквал, защиту и движение.

Чтобы атаковать, персонаж делает бросок своего запаса Точности; Ловкость + соответствующая способность + точность оружия. Значение защиты вычитается из числа успешных атак. Защита обычно представляет собой уклонение или парирование; Dodge DV равен половине Ловкости персонажа + Уклонение от Брони Подвижности. DV Парирования равен половине Ловкости + Способности персонажа + Защиты его оружия. Щиты и укрытия дают бонус DV. Получение нескольких атак на одном и том же тике снижает DV. Существуют специальные правила для грэпплинга, бросков и массовых боев. Если успешных атак больше, чем значение защиты, засчитывается попадание. Урон равен Урону оружия + Силе персонажа + лишним успехам. Повреждение подразделяется на «ударное» (тупая травма), «летальное» (режущее, колющее) и «отягчающее» (сверхъестественное). «Смертельный» — самый распространенный. Если персонаж получил больше базового урона, чем его Выносливость + Сопротивление, он может быть сбит с ног, что потребует рефлексивной проверки (Ловкость или Выносливость) + (Атлетика или Сопротивление) со сложностью 2.

Базовый урон сравнивается со значением поглощения защищающегося персонажа того же типа. Поглощение основано на выносливости и броне персонажа против различных типов урона; простые смертные не могут поглощать летальный урон своей выносливостью, Возвышенный может. Броня имеет усиленное поглощение, равное ее летальному поглощению. Относительно распространенный бонус к оружию, пробивание брони, вдвое уменьшает поглощение брони. Минимальный наносимый урон — это Вечная Сущность атакующего (обычно 2 для возвышения или 1 для Смертных) или минимальный рейтинг урона оружия, в зависимости от того, что выше. Окончательное значение урона вычисляется с числом успехов (без учета провалов и 10), равным количеству ранений, отмеченных на листе персонажа как /, X или * (чтобы обозначить ударные, смертельные и отягчающие раны). Штрафы за ранение применяются в зависимости от степени повреждения. Персонаж, который получает больше урона от удара, чем его Выносливость, может быть оглушен. Смертные также испытывают радость от того, что если они получили 4 или более ран одним ударом, они получили инвалидизирующую рану.

Существуют также правила для социального боя, которые следуют очень похожему подходу, включая «неожиданные социальные атаки», охрану, социальные беспорядки и т. д. Если персонаж поражен социальной атакой, он может либо принять результаты, либо заплатить Сила воли, чтобы избежать их. Если это противоречит мотивации персонажа, он должен потратить Силу Воли. Дополнительные успехи атаки не влияют на требуемую Силу Воли. Социальные чары имеют множество эффектов, таких как создание или разрушение близости, убедительное поведение и т. Д. Существуют также правила для социальных атак между подразделениями организации (применяемые через лидера).

Чары и колдовство

Чары — это основные магические трюки; у всех Возвышенных и сверхъестественных существ есть Чары. Каждый Charm требует, чтобы Essence была направлена. Чары обычно дополняют действие и стоят пылинки, полученные из значения Сущности или Силы Воли. Обычно за одно действие можно использовать только один. Примечательно, что некоторые заклинания могут использоваться как ментальное или социальное воздействие (например, принуждение, иллюзии, рабство и т. д.). У каждой Способности есть три Чары, известные как Превосходства (таким образом, Чары Стрельбы из лука, Чары Междоусобия, Чары Ремесла, Талисманы Атлета, Чары Бюрократии и т. д.). Персонажи могут использовать один, два или три таких Чары для каждой Способности. Однако чары распределяются неравномерно; В ближнем бою, например, 19, в то время как у Скрытности их всего 4. Кроме того, у Превознесенных есть два Чары, чтобы усилить свои Превосходительства.

Талисманы, как и оружие и действия, имеют рейтинг скорости. Если не указано иное, они имеют скорость 6 и DV 1. Амулеты имеют стоимость в частицах; небольшие единицы Сущности. Каждый Превозносите три пула пылинок; Личные пылинки легко тратятся, не привлекая нежелательного внимания, периферийные пылинки — это те пылинки, использование которых пробуждает возвышенную аниму. Наконец, есть совершенные пылинки. Всякий раз, когда частица тратится на текущий эффект, перемещайте частички из одного из двух других пулов в выделенный пул. Моты не могут быть восстановлены, пока они совершены. Расход частиц из периферийного пула эссенции приводит к появлению анимы возвышенного. Peripheral Essence восстанавливается отдыхом, настроенным Manse, Hearthstone или активным Cult. Очарование ограничено в бонусе, который он может дать броску бросков соответствующим Атрибутом плюс Способностью, или половиной этого бонуса для статических рейтингов. За одно действие можно использовать только одно Очарование, однако можно использовать «Комбо», которые сочетают эффекты Очарования с расходом Силы Воли; они отнимают много времени и сложны в освоении.

В то время как Чары доступны всем Возвышенным, Колдовство несколько сложнее в изучении, «более трансцендентно мощное и сложное», как говорится в своде правил. Он включает в себя пятиэтапное инициационное испытание, основанное на добродетелях (смирение, опека, путешествие, отвага, самопожертвование), и требует, с точки зрения игры, изучения колдовских чар. Каждое заклинание также должно быть изучено индивидуально, и заклинания разделены на разные круги (земные, небесные, солнечные). Все это говорит о том, что в основных правилах содержится лишь несколько колдовских заклинаний. Заклинания волшебства, как правило, требуют больше времени для сотворения по сравнению с чарами (десять раундов боя) и дороги в пылинках.

Рассказывание историй, Антагонисты и Панополия

Последние три главы достаточно легкие по правилам, чтобы их можно было рассматривать в быстрой последовательности. Первый, «Рассказывание историй», представляет собой всего 18 страниц, на которых описывается формирование группы, изменения правил, стили игры, установка локаций (включая подробное время в пути и модификаторы), связи персонажей, разработка сюжетной серии, проведение сессий и награждение опытом. . В полном противоречии с остальной частью игры, эта глава действительно требовала большей проработки, особенно для различных методов ускорения разрешения, боя, множества вариантов очарования и т. д.

Для сравнения, глава «Антагонисты» довольно длинная, почти 80 страниц. Он начинается с ряда смертных, включая обычных граждан, опытных солдат, героев (по шкале смертных), старейшин и «богокровок» (полубожеств). Как и другие антагонисты в этой главе, они снабжены довольно полным набором статистики, относящейся к игре. Наряду с многострадальными смертными есть также зверолюди, существа дикой природы (хаотическая среда, и поэтому населенная) и ужасающие Справедливые Народы, Духи и различные народные Боги (в основном интегрированные в игровую систему для призыва и божественных сил). Образцы двух последних даны вместе с Псом Нерушимой Земли, лесным духом, и Грифелом, Богом Имперского города, и Матерью Бури Сикунаре. Кроме того, есть поистине могущественные элементали, многочисленные демоны и нежить, Повелители смерти и другие Возвышенные из других источников (земных, лунных, сидерических, бездонных и т. д.), включая их проявления анимы и чары. В этом разделе рассказывается о мирских и фантастических «зверях творения», описанных в лучшем случае умеренно, а затем о любопытных болезнях, основанных на добродетели.

Последняя глава представляет собой подробный обзор использования денег и ресурсов в игре с различными монетами и снаряжением, включая оружие и доспехи. Также есть описание различных магических предметов, драгоценных камней и т. д. «Нефритовый стандарт» представлен как обычная чеканка и письмо, с серебряными монетами, используемыми в других местах и ​​т. д. Слишком много дискуссий о валютной системе и финансовой системе, но недостаточно по основам экономики и торговли. Тем не менее, для персонажей существует абстрактный метод, который использует значение Ресурсов и различные личные предметы снаряжения, а также несколько предметов более крупного имущества. Кроме того, есть несколько страниц оружия и доспехов в табличной форме, содержащих основные игровые характеристики, а также различные магические предметы, разделенные на «повседневные чудеса» (зелья, мази, травы), «малые чудеса», «камни очага» и «великие чудеса». чудеса», «потрясающие чудеса» и т. д.

Оценка

Стилистически в Exalted нет ничего, что можно было бы даже оценить как среднее. С макетом трудно работать, искусство в значительной степени скучно, оно преувеличивает важность ключевых тем, это тяжело читать, а физический продукт ниже стандарта. Никто из них, спешим добавить, не является особенно плохим (за исключением, может быть, общей удобочитаемости). Просто всю книгу можно было бы обвести красной ручкой, чтобы сделать ее короче (что укрепило бы физическую силу продукта), читабельнее, проще в использовании и так далее. С другой стороны, игра лучше с точки зрения содержания. Контент обеспечивает покрытие выше среднего, хотя отношение сигнал/шум может быть улучшено. Трудно на самом деле работать со слишком большим количеством бросков кубиков, что высасывает много удовольствия из того, что могло бы быть в остальном работоспособной системой, которая показывает довольно хорошие возможности.

Тем не менее, все это говорит о том, что Exalted делает то, что говорит на жестяной банке, в той мере, в какой он обеспечивает мощную систему аниме-фэнтези, детализированный сеттинг, который находится в периоде кризиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *