Экзальтированный тип акцентуации характера: Аффективно-экзальтированный тип акцентуации характера личности

10. Аффективно-экзальтированный тип

Человека данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Работа опросника Шмишека

Опросник состоит из 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма «сырых» баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

Введение

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших и актуальнейших задач охраны психического здоровья человека.

Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики нарушений социальной и психической адаптации, а так же предрасположенности к невротизации и психопатизации.

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Диагностика акцентуированных черт характера играет немаловажную роль и приобретает актуальность не только потому, что под воздействием психотравмирующих факторов они способны переходить в патологическое состояние, но и потому, что сохранение душевного равновесия – важная предпосылка для нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности его работы.

Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психику в течение жизни человека великое множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных с семейными взаимоотношениями, и до тяжелых личностных потрясений и трагедий в жизни человека.

Каждый человек – этот индивидуальность, со своими особенностями характера и возможностями к адаптации. Одни люди достаточно устойчивы ко многим стрессовым воздействиям и “хорошо держат удар”, могут из любой ситуации найти, по крайней мере, один выход, и находят его, а негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния на их душевное равновесие. А другие люди имеют совершенно иные черты характера, и даже не столь значительная психическая травма может оказать существенное отрицательное влияние на их психику и вызвать различные психические нарушения.

И как уже было сказано, знание особенностей своего характера, особенностей восприятия тех или иных событий и реагирования на них, делает возможным реакцию многих психотравмирующих ситуаций более отстраненно, что может как раз и обеспечить резерв душевных сил, а так же могут помочь вовремя обратить внимание на данные особенности личности и не дать возможности им развиться в отрицательную сторону, перейти в патологию. Или же, через развитие противоположных акцентуаций характера, сделать более уравновешенным личность человека, облегчить межличностное общение, адаптацию к новым условиям жизни.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у различных авторов (К.Леонгард, А.Личко), поэтому я попытаюсь отразить точку зрения обоих авторов на проблему акцентуации. Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным, поэтому перечень акцентуаций я приведу, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных систем.

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование акцентуаций характера, как особенностей личности, исследование сочетания различных акцентуированной черт характера личности, для дальнейшего использования в работе.

Задачи исследования:

1. Изучить черты, формирующие акцентуированную личность, а так же классификации акцентуаций характера различных авторов.

2. Описать типы акцентуаций характера, особенности их проявления, и их сочетания.

3. Описать методику определения типа акцентуированных черт характера Г.Шмишека (1970 г.) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.

Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач:

— составление коррекционных программ;

— профориентация и профотбор;

— выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д., с целью социально-психологической поддержки.

Экзальтированная и циклотимная акцентуации характера

Сегодня в посте, продолжающим цикл психокоррекции характера, речь пойдет о циклотимной (циклоидной), и о экзальтированной (лабильной) акцентуациях характера.

Экзальтированная и циклотимная акцентуации характера имеют некоторое сходство, а именно в частой и неожиданной смене состояний человека, чувств и настроений.
(тест акцентуация характера)
Но все же К. Леонгардом они выведены в отдельные блоки, как различные акцентуации характера.

Экзальтированная акцентуация в отличии от циклотимной менее прогнозируема в своих противоположных состояниях, которые более аритмичны, а «пики» и «пропасти» более неожиданные и яркие, внешне заметные.

Экзальтированная акцентуация характера

Яркая черта экзальтированного типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения.

Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных.

Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов.

В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Экзальтированные типы привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.

Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

У людей с экзальтированной акцентуацией характера свои автоматические механизмы психологической защиты («регрессия», «реактивное образование»)

Психотренинг-упражнения для экзальтированных личностей

1) Аналитик
Развивайте в себе привычку анализировать все внезапные перемены в настроении: что произошло, что изменило мое настроение?

Чаще задавайте себе подобные вопросы.

А когда наберется два-три десятка ответов, посмотрите какие из причин встречаются чаще.

Теперь остается самое главное – исключить причины, по которым Ваше настроение так резко и неожиданно даже для Вас изменяется.
Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к резкой смене настроения в плохую сторону.

2) Единственная роль
Попробуйте войти в образ, например, флегматичного, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд.

Как бы Вам не было трудно, какие бы поводы и причины не возникали, Вам нельзя выходить из образа.

Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал Ваш герой образа – флегматик.

Сначала спокойно обдумайте, что, собственно, произошло, соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг еще что-то произойдет), а только потом действуйте.

3) Раздражение отменяется


Как бы Вам не хотелось разрядить свое плохое настроение на ком-то из близких или знакомых, не делайте этого сразу.

Найдите другой способ – сделайте мини зарядку, послушайте любимую музыку, прогуляйтесь по парку.

Нужно сформировать в себе привычку – не проявлять свое раздражение сразу после его проявления, постарайтесь переключиться на что-то более приятное.

Попробуйте, для начала, прожить целый день, не раздражаясь на слова и поступки окружающих Вас людей. Если получилось, то увеличивайте срок этого упражнения до двух дней подряд.

Потом сделайте маленький перерыв и еще раз повторите. Два дня без раздражения. И снова увеличивайте длительность периодов без раздражения, например до трех дней подряд.

Циклотимная (циклоидная) акцентуация характера

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий.

Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям.

У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Психотренинг-упражнения для циклотимных личностей

1) Черное и белое
В силу периодичности (цикличности) Вашего настроения воспринимайте «черную полосу» как неизбежный, и, главное, промежуточный период жизни, который обязательно сменится на белый.

И наоборот, когда эйфория (подъем настроения) заносит Вас в поднебесье жизни, помните – это не навсегда.

В период спада настроения используйте упражнения для гипотима.

В период подъема, при эйфории – используйте упражнения для гипертима.

Выполнение данных упражнений поможет Вам преодолеть негативные воздействия этих переменчивых акцентуаций характера на Вашу жизнь, что в свою очередь положительно скажется на Вашем личностном и карьерном росте, а также поможет в достижении успехов.

Упражнения для психокоррекции других акцентуаций характера:

Психокоррекция застревающей акцентуации (психологическая защита «Проекция»)

Коррекция тревожного и эмотивного характера (механизм защиты «Подавление» для тревожного типа и «Компенсация» для эмотивного)

Изменение гипертимной и гипотимной акцентуации («Отрицание», «Компенсация»)

Улучшение педантичного характера («Интеллектуализация»)

Психокоррекция демонстративной акцентуации характера (защита «Отрицание»)

Изменение возбудимого характера («Замещение»)

Пройдите психодиагностику личности онлайн:

Тест на акцентуацию характера

Тест на психологический тип личности

Тест на социальный тип

Тест на психологическую защиту (индекс жизненного стиля)

Особенности формирования психосоматического здоровья мальчиков-подростков

Реферат

Плохое психическое и соматическое здоровье подростков является актуальной проблемой. Актуальны комплексные исследования закономерностей формирования здоровья детей в школьные годы. Цель статьи — изучить психологические особенности и функциональные параметры сердечно-сосудистой системы мальчиков-подростков. Обследовано 430 магаданских юношей в возрасте 13–17 лет. В исследовании психологических показателей с учетом алекситимических черт приняли участие 80 подростков. Уровни алекситимии определяли с использованием алекситимической шкалы Торонто (TAS-26). У 25 мальчиков диагностирован алекситимический тип личности; переходный тип диагностирован у 27 мальчиков; неалекситимический тип диагностирован у 28 мальчиков. Данные были проанализированы для алекситимичных и неалекситимичных подростков. Структуру тревожности определяли методом многомерной оценки детской тревожности, типы акцентуаций характера определяли с помощью опросника Леонгарда-Шмишека. Показатели кардиогемодинамики определяли в покое (сидя) методом объемной компрессионной осциллометрии на основе показателей центральной гемодинамики (Глобус, Белгород). Регистрировали прямые и расчетные параметры центральной и периферической гемодинамики: систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений, типы саморегуляции кровообращения. В ходе исследования выявлены достоверные различия показателей тревожности у мальчиков-подростков с алекситимическими чертами. У них более выражены показатели тревожности, психофизиологических и психовегетативных реакций, дистимические и экзальтированные характеристики. Преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Сочетание тревожности и акцентуаций у подростков с алекситимией может повлиять на школьную адаптацию.

Ключевые слова: ПодросткиСалекситимияСердечно-сосудистая системаСевер

Введение

Исследования состояния здоровья детей и подростков свидетельствуют о наличии региональных особенностей, определяемых климатическими, экологическими и социальными факторами среды (Поварго и др. , 2014). Данные литературы подчеркивают рост нервно-психических расстройств у подростков за счет пограничных невротических и личностных расстройств (Агарков, Скороходова, Погорелова, 2011). В подростковом возрасте онтогенез особенно чувствителен к различным неблагоприятным факторам внешней среды, влияющим на сердечно-сосудистую систему (Панкова, Алчинова, Черепов, Карганов, 2008; Гречкина, 2016). Таким образом, проблемой является неудовлетворительное психическое и соматическое здоровье подростков, проявляющееся в психопатологических расстройствах и преморбидных отклонениях (Баранов, Намазова-Баранова, Альбицкий, Терлецкая, Антонова, 2014).

Комплексное изучение закономерностей формирования здоровья, изучение психофизиологического и морфофункционального развития детей является одним из приоритетных направлений исследований в области возрастной физиологии, здоровья детей и подростков (Мукатаева, 2010; Баранов и др., 2014). ).

Одним из психологических факторов риска психосоматических расстройств, расстройств поведения и зависимости является алекситимия, которая может проявляться в структуре личности здоровых людей (Baiardini, Abbà, & Ballauri 2011). Алекситимия связана с трудностями в различении эмоций и телесных ощущений, понимании чувств других людей (Сифнеос, 1973). Лица с алекситимией склонны к соматическим жалобам и психическим расстройствам (Taylor, Bagby, & Parker, 1997; De Gucht & Heiser, 2003; Arruda & Bigal, 2012; Li, Zhang, Guo, & Zhang, 2015). Алекситимия развивается у подростков мужского пола (Levant, Hall, & Williams, 2009) и характерна для мужчин среднего возраста с сердечно-сосудистой патологией (Kauhanen, Kaplan, & Cohen, 1996). Среди факторов, влияющих на развитие психосоматических патологий сердечно-сосудистой системы мужчин, активную роль играют алекситимия и тревожность (Винокур, Симаненков, 2002). Нарастание алекситимии способствует тому, что высокая тревожность имеет психосоматические проявления и является механизмом развития сердечно-сосудистых заболеваний (Винокур, Симаненков, 2002). Подростки с соматоформными расстройствами имеют более высокий уровень алекситимии и тревожности (Burba, Oswald, Grigaliunien, Neverauskiene, & Jankuviene, 2006). Для алекситимичных подростков характерны более выраженные показатели тревожности, социальной фрустрированности и психической ригидности (Бартош, Бартош, Мычко, 2018). Нарушение нервно-психической адаптации сказывается на развитии акцентуированных черт характера (Леонхард, 19 лет).97). Наряду с алекситимией у 50-80% мальчиков развиваются акцентуации характера. Акцентуации характера и алекситимия могут быть следствием наследственности или воспитания детей (Жилина, 2008; Baughman, Schermer, Veselka, Harris, & Vernon, 2013). Акцентуации могут служить фоном для развития пограничных психических расстройств и психосоматических заболеваний (Cloninger, Bayon, & Svrakic, 1998; Leonhard, 1997).

Сердечно-сосудистая система подростков особенно чувствительна к факторам окружающей среды, физическим и умственным нагрузкам (Кривощеков, Гребнева, 2000; Михайлова, Кимяева, 2013).

Рисунок 1: Рисунок 01. Структура тревожности у подростков с разным уровнем алекситимии Посмотреть полный размер >

данные для мальчиков с алекситимическим типом серые; данные для неалекситимического типа белые

1. – общее беспокойство; 2.– тревожность в отношениях со сверстниками; 3.– тревожность при оценке других; 4.– тревожность в отношениях с учителями; 5.– тревожность в отношениях с родителями; 6. — тревога, связанная с успехами в обучении; 7. — тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8.– тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; 9. — снижение психической активности, связанное с тревогой; 10. — повышенная вегетативная реактивность, связанная с тревогой.

Рисунок 2: Рисунок 02. Профиль акцентуации у мальчиков с разным уровнем алекситимии Посмотреть полный размер >

1 — гипертимный, 2 — зацикленный, 3 — эмоциональный, 4 — педантичный, 5 — тревожный, 6 — циклотимный, 7 — демонстративный, 8 — возбудимый, 9 — отвлекающий, 10 — экзальтированный

Постановка проблемы

В северных условиях на организм подростков воздействуют большие психофизиологические нагрузки, связанные с учебой в школе и физическими нагрузками на занятиях по физической культуре и при спортивных тренировках и соревнованиях (Гречкина, 2016). Поэтому вопросы саморегуляции кровообращения и психологического здоровья северного подростка с разной степенью алекситимии являются актуальными.

Исследовательские вопросы

Целью статьи является изучение структуры тревожности и акцентуаций у мальчиков с разным уровнем алекситимии и преобладающими типами саморегуляции кровообращения с целью определения функциональных резервов растущего организма в условиях Севера.

Цель исследования

Цель статьи — изучить психологические особенности и функциональные параметры сердечно-сосудистой системы мальчиков-подростков.

Методы исследования

Обследовано

430 подростков мужского пола в возрасте 13–17 лет (учащиеся трех магаданских школ). В исследовании психологических показателей с учетом алекситимических особенностей приняли участие 80 мальчиков. Для оценки алекситимии использовалась торонтская алекситимическая шкала (TAS-26), адаптированная Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерев был использован. По шкале ТАС-26 у 25 мальчиков выявлен алекситимический тип личности (74 балла и выше); переходный тип (63–73 балла) выявлен у 27 человек; неалекситимический тип личности (62 балла и ниже) выявлен у 28 мальчиков. Полученные данные были проанализированы. Структуру тревожности определяли с помощью Многомерной оценки детской тревожности (МЕКА) (Ромицына, 2006), структура которой включает 10 шкал: 1 — общая тревожность; 2 — тревожность в отношениях со сверстниками; 3 — тревожность в отношениях с окружающим; 4 — тревожность в отношениях с учителями; 5 — тревожность в отношениях с родителями; 6 — тревога, связанная с учебой в школе; 7 — тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8 — тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; 9- снижение психической активности, связанное с тревогой; 10 – повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой. Общая оценка составила 0-10 баллов. Если параметр набрал 1-2 балла, качество не выражено, 4-5 баллов — ярко выражено. Для определения типов акцентуаций характера использовали характерологический опросник, разработанный Леонгардом и Шмишеком. Опросник содержит 88 вопросов по 10 шкалам и диагностирует типы акцентуаций. Если признак имеет 18 и более баллов, он акцентируется (Винокур, Симаненков, 2002). Показатели кардиогемодинамики определяли в покое (сидя) методом объемной компрессионной осциллометрии на основе показателей центральной гемодинамики (Глобус, Белгород). Регистрировали прямые и расчетные параметры центральной и периферической гемодинамики: систолическое и диастолическое артериальное давление (АД, мм рт. ст.), частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин), тип саморегуляции кровообращения (ТССК). Обследование проводилось в школе согласно Хельсинкской декларации, утвержденной Региональным комитетом по этике биомедицинских исследований (протокол № 3 от 4 декабря 2013 г.). Статистические данные обработаны в программах Microsoft Excel 2002 и Statista-6.0. Рассчитывали средние значения показателей (М) и их стандартные ошибки (±m). Статистическую значимость различий оценивали по критерию Стьюдента для независимых выборок при нормальном распределении. Уровень различий считался статистически значимым при p ≤ 0,05.

Выводы

Исследование показало, что 31% подростков имели алекситимические черты. У 35% подростков не выявлено алекситимических черт, 34% подростков отнесены к переходным. Фигура 1 показывает, что общий профиль тревожности мальчиков с алекситимическими чертами значимо (p<0,05) превышает профиль сверстников, не имеющих алекситимических черт. Отличий нет только по шкале 8 - тревожность при проверке знаний. Пиковые проявления тревожности приходятся на шкалы 5 – тревожность в отношениях с родителями и 3 – тревожность в отношениях с окружающим миром. Повышенная тревожность в отношениях с родителями говорит о напряженности и неуверенности. Это может повлиять на социальную адаптацию и обучение. Такие подростки достаточно чувствительны к мнению других людей (Ромицына, 2006). У них более выражены психофизиологические и психовегетативные реакции в стрессовых ситуациях (по шкале 9).и 10) (р<0,05). Фигура 2 показаны показатели акцентуаций характера у подростков. Исследование показало, что у мальчиков с алекситимическими чертами более выражены (p<0,05) черты дистимического и экзальтированного типов. При этом среди алекситимичных мальчиков экзальтированный тип выражен у 48%. Они пессимистичны, глубоко реагируют на отдельные события, характеризуются резкими перепадами настроения (Leonhard, 1997). Выявлена ​​положительная корреляция между показателем алекситимии и дистимическим (r = 0,31, p < 0,05) и экзальтированным (r = 0,22, p < 0,05) типами акцентуаций. У неалекситимичных мальчиков средний показатель гипертимной акцентуации был выше нормы. оно было более выраженным (р<0,05). Они более активны, общительны. Исследование показало, что только 78% всех подростков имели нормальные показатели артериального давления. У 11% подростков значения показателей артериального давления были близки к верхней границе нормы - «высокая норма», а у 11% регистрировалось повышение артериального давления - «гипертония». К 16-17 годам доля мальчиков с нормальными значениями показателей артериального давления снижается. У 16-летних юношей отмечается значительная доля мальчиков с «высокими» показателями артериального давления (до 13%) и увеличение доли лиц с «гипертонической болезнью» (22%). Анализ частоты сердечных сокращений показал, что 74% подростков имели значения, соответствующие возрастной границе. Тахикардия диагностирована у 16% школьников, брадикардия – у 10%. У 16-летних снижается доля лиц с тахикардией и увеличивается доля лиц с брадикардией. Одним из информативных показателей, отражающих фенотипические особенности организма, является тип саморегуляции кровообращения, позволяющий оценить уровень напряжения в регуляции сердечно-сосудистой системы. Изменение саморегуляции кровообращения свидетельствует о повышении функциональных резервов сосудистой системы для обеспечения длительной адаптации. Изменение саморегуляции кровообращения в сторону сердечного компонента свидетельствует об адаптации к кратковременному воздействию возмущающих факторов внешней среды. ТБСР отражает наиболее сбалансированную саморегуляцию системы кровообращения. Средневозрастные значения показателей ТССР свидетельствуют о том, что кардиальный ТССР характерен для 15-летних, тогда как сердечно-сосудистый ТССР характерен для подростков 16-17 лет. Однако преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о напряженности сердечно-сосудистой системы у магаданских подростков (Гречкина, 2016).

Заключение

Таким образом, исследование выявило достоверные различия показателей тревожности у мальчиков-подростков с алекситимическими чертами. У них более выражены показатели тревожности, психофизиологических и психовегетативных реакций. Среди них немало представителей дистимического и экзальтированного типов. Преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Сочетание тревожности и акцентуации характера у подростков с алекситимией под влиянием климатических и психосоциальных факторов может снижать функциональные резервы растущего организма, влиять на школьную адаптацию и вызывать психосоматические расстройства. Необходимо определить уровни в структуре личности. Следует учитывать тип саморегуляции кровообращения и способность организма реагировать на физические и умственные нагрузки.

Ссылки

  1. Агарков А. А., Скороходова Т. Ф., Погорелова Т. В. (2011). Факторы риска психических расстройств у подростков призывного и призывного возраста. Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 4, 61–64.
  2. Арруда, Массачусетс, и Бигал, М.Э. (2012). Поведенческие и эмоциональные симптомы и первичные головные боли у детей: популяционное исследование. Кефалгия, 32, 1093–1100. DOI:
  3. Байардини И., Абба С. и Баллаури М. (2011). Алекситимия и хронические заболевания: современное состояние. итал. Мед. Лав. Эрг. Доп. А., Психология, 33(1), 47–52.
  4. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н. и Антонова Е. В. (2014). Состояние и проблемы со здоровьем подростков в России. Проблемы социальной санитарной гигиены и истории болезни, 6, 10–14.
  5. Бартош, Т. П., Бартош, О. П., и Мычко, М. В. (2018). Психологические профили алекситимичных мальчиков-подростков Магадана. Психическое здоровье детей и подростков, 1, 65–71.
  6. Боуман, Х.М., Шермер, Дж.А., Веселка, Л., Харрис, Дж., и Вернон, П.А. (2013). Поведенческий генетический анализ черт эмоционального интеллекта и алекситимии: репликация. Твин Рез. Гум. Жене, 16 лет, 554–559.. DOI:
  7. Бурба, Б., Освальд, Р., Григалиуниен, В., Невераускене, С., и Янкувене, О. (2006). Контролируемое исследование алекситимии у подростков с персистирующим соматоформным болевым расстройством. Психиатрия, 51, 468–471. DOI:
  8. Клонингер, Ч.Р., Байон, К., и Свракич, Д.М. (1998). Измерение темперамента и характера при расстройствах настроения: модель фундаментальных состояний как типов личности. Журнал аффективных расстройств, 51 (1), 21–32. http://dx.doi.org/10.1016/S0165-0327(98)00153-0 
  9. Де Гухт, В., и Хайзер, В. (2003). Алекситимия и соматизация: количественный обзор литературы. Дж. Психосома. Рез., 54, 425–434.
  10. Гречкина Л.И. (2016). Донозологическая характеристика показателей гемодинамики продемонстрирована у подростков мужского пола, родившихся в г. Магадане, имеющих разные типы саморегуляции кровообращения. Здоровье населения и среда жизни, 1(274), 22–26.
  11. Кауханен, Дж., Каплан, Г. А., и Коэн, Р. Д. (1996). Алекситимия и риск смерти у мужчин среднего возраста. Дж. Психосома. Рез, 41(6), 541–549.
  12. Кривощеков С.Г. и Гребнева Н.Н. (2000). Характерные морфологические особенности и функциональное состояние организма подростков в условиях адаптации к Северу. Физиология человека, 26(2), 93–98.
  13. Леонхард, К. (1997). Акцентированная личность. Ростов-на-Дону: Феникс.
  14. Левант, Р.Ф., Холл, Р.Дж., и Уильямс, Ч. М. (2009). Гендерные различия в алекситимии. Психология мужчин и мужественности, 10 (3), 190–203.
  15. Ли С., Чжан Б., Го Ю. и Чжан Дж. (2015). Связь между алекситимией по шкале торонто-алекситимии из 20 пунктов и депрессией: метаанализ. Психиатрия, 227, 1–9. DOI:
  16. Михайлова Л.А., Кимяева С.И. (2013). Показатели центральной гемодинамики у старшеклассников, имеющих повышенные тренировочные и двигательные нагрузки. Сибирское медицинское обозрение, 3, 55–58.
  17. Мукатаева, Дж. М. (2010). Морфофункциональные и психофизиологические особенности развития детей и подростков: монография. Павлодар.
  18. Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Черепов А.Б., Карганов М.Ю. (2008). Региональные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у подростков. Российский педиатрический журнал, 1, 37–42.
  19. Поварго, Э. А., Зулькарнаева, А. Т., Зулкарнаев, Т. Р., Овсянникова, Л. Б., Агафонов, А. И., и Ахметшина, Р. А. (2014). Региональные особенности физического развития уфимских школьников. Гигиена и санитария, 4, 72–74.
  20. Ромицына Е.Е. (2006). Многомерная оценка детской тревожности. Образовательное учебное пособие. Санкт-Петербург: Реч.
  21. Сифнеос, ЧП (1973). Преобладание «алекситимических» характеристик у психосоматических больных. Психотерапия и психосоматика, 22, 255–262.
  22. Тейлор, Г. Дж., Бэгби, Р. М., и Паркер, Дж. Д. (1997). Нарушения регуляции аффекта: алекситимия при соматических и психических заболеваниях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  23. Винокур В.А., Симаненков В.И. (2002). Психосоматические механизмы участия алекситимии в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Журнал экспериментальной и клинической психологии, 1, 56–60.
  24. Жилина Е. В. (2008). Генотипические и средовые детерминанты акцентуации характера. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцен, 26(60), 369–377.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

поведение женщин и мужчин, значение в психологии, черты характера экзальтированного человека

Психотип личности

  1. Характеристика
  2. Симптомы и диагностика
  3. Причины возникновения
  4. Реализация в профессии
  5. Отношения с другими психотипами
  6. Уход

Эмоции – неотъемлемая часть жизни любого человека. Люди радуются определенным событиям, грустят по определенным причинам, смеются, плачут, злятся, и все это проявление особых механизмов в психике, отвечающих за подъем и спад.

Но бывает, что эмоции у определенной категории людей носят настолько сильный и яркий характер, что это считается отклонением от нормы и в психологии называется экзальтацией или аффективно-экзальтированным поведением. Что означает это понятие?

Характеристика

Возбуждение — проявление интенсивных реакций на тот или иной внешний раздражитель. Психика этого типа личности находится в крайне возбужденном состоянии, и сама причина такого душевного подъема обычно несоразмерна бурной реакции на него.

Следует понимать, что каждому человеку свойственно ярко выражать свои эмоции, например, плакать от счастья в связи с каким-то важным событием. Но такое поведение появляется спорадически.

Если частью личности становится бурная реакция, то есть прочно закрепленная модель поведения, черта характера, связанная с ярким выражением эмоций, то речь идет об акцентуации. Эту крайность впервые увидел немецкий психиатр Карл Леонгард. Он описал значение понятия экзальтации, назвав его «темпераментом беспокойства и счастья».

Человек с наличием такой акцентуации способен чему-то страстно радоваться и через секунду смертельно тосковать , а резкое изменение настроения может быть вызвано только пролитым на брюки чаем или плохими новостями по телевизору. Это означает, что от радости к горю (и наоборот) экзальтированный тип личности имеет крайне малую эмоциональную дистанцию, поэтому изменения настроения происходят резкими скачками. Другими словами, это своего рода культ эмоций.

Симптомы и диагностика

Интересно, что около пятнадцати процентов всех людей имеют эту акцентуацию. Причем мужчину с таким типом темперамента можно встретить гораздо реже, чем женщину. Это логично, ведь женщина, на самом деле, склонна к большему проявлению сильных эмоций.

Признаки или симптомы, отличающие поведение экзальтированного человека от остальных:

  • Основной чертой считаются резкие эмоциональные скачки от радости к печали и наоборот. Такой человек всегда плачет над трогательным фильмом или книгой.
  • Экзальтированный тип обычно много и громко говорит, заразительно смеется.
  • Часто заводит животных и искренне умиляется, глядя на них, испытывая к ним самые нежные чувства.
  • Такой человек дружелюбен к другим, он всегда готов прийти на помощь, чужие проблемы трогают его до глубины души, у него сильное альтруистическое начало.
  • Но в то же время есть люди, к которым такой психотип испытывает крайнюю неприязнь, даже ненависть.
  • К отрицательным чертам относятся склонность к преувеличениям, необоснованной панике и драматизации той или иной ситуации, повышенная тревожность.
  • Эта категория людей, как правило, часто влюбляется, при этом ярко проявляя свои чувства. Экзальтированные личности — настоящие романтики, их чувства искренни, но их проявление часто может быть раздражающим и даже неуместным.
  • Эмоциональное состояние этих людей отражается на физическом самочувствии, аппетите, сне и трудоспособности. В подавленном настроении они не могут работать, могут бросить начатое дело на полпути, больше к нему не возвращаясь. Например, девушка с подобной акцентуацией, влюбившись в парня, может всю ночь страдать бессонницей и почти не есть.
  • Способность воспринимать себя и других также зависит от расположения духа. Один и тот же человек может показаться милым и приятным, а через минуту он уже будет скучным и отталкивающим. То же самое касается воспоминаний. Иногда экзальтированные личности видят прошлое в ярких красках, а иногда помнят только свои неудачи и неудачи. Они говорят о будущем то мрачно, то радостно.
  • Такие люди склонны принимать участие в том или ином массовом мероприятии, иногда даже находятся на переднем плане, при этом намеренно не пытаясь быть в центре внимания.
  • Стоит отметить, что данные типы личности никогда не используют свою чрезмерную эмоциональность в целях манипулирования другими людьми. Если это слезы, то они не ради получения какой-то выгоды для себя, это искреннее проявление эмоций.
  • В целом такие люди всегда доброжелательны, очень привязаны к своим родным и близким.

Даже если человек имеет схожие признаки, по ним невозможно точно составить вывод о его возвышении. Для наиболее верной диагностики существует специальный опросник Шмишека, который основан на теоретических положениях психиатра Карла Леонгарда. Это своеобразное тестирование, в котором около сотни вопросов, предполагающих односложные ответы «да» и «нет». Окончательное полученное число показывает тип акцентуации, и оно не обязательно оказывается экзальтированным. Этот тест существует как у детей, так и у взрослых.

Если в результате диагностики человек получает максимальные цифры, то это тревожный признак, который свидетельствует о неумении контролировать свои эмоции.

То есть такое поведение прочно закрепилось за этим человеком, и, возможно, он даже не осознает своей проблемы. По результатам тестирования специалисты могут дать рекомендации по корректировке интенсивности выражения эмоций.

Причины возникновения

Возвышение не является плохим или опасным состоянием. В детстве это даже считается нормой. Нет такого ребенка, который в два-четыре года не громко плачет или даже закатывает настоящую истерику своим родителям. В то же время для детей раннего возраста характерно преувеличенно-радостное настроение с безудержным смехом и напряженной жестикуляцией.

Подростки также склонны к экзальтированному поведению из-за гормональных изменений в организме. Им трудно контролировать свои эмоции, их настроение неустойчиво, они становятся максималистами, не признавая золотой середины в выражении чувств.

Следующие стадии проявления акцентуаций могут встречаться и в зрелом возрасте, например, у влюбленного человека или молодого родителя, когда внешние раздражители оказывают сильное влияние на эмоциональный фон. Способность контролировать свою возбудимость называется зрелостью. Но люди могут оставаться вечными детьми, что уже говорит об экзальтированности, как неотъемлемом свойстве характера. Факторы, способствующие его сильному усилению в психике человека:

  • Экзальтация во многом обусловлена ​​генетической предрасположенностью. Родитель с акцентуированной чертой характера, скорее всего, передаст ее своему ребенку.
  • Помимо наследственности, этот тип личности формирует и неправильное воспитание (например, чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания со стороны родителей).
  • Причиной может быть неправильная самооценка (она может быть завышена или, наоборот, занижена, что считается комплексом неполноценности).
  • Человек становится экзальтированным из-за невозможности удовлетворения своих основных потребностей (это касается межличностного общения, построения отношений, ощущения безопасности и т. д.).
  • У некоторых людей с акцентуациями просто отсутствует понятие моральных и культурных норм.
  • Еще одной причиной является наличие личных конфликтных ситуаций у подростков со сверстниками. Подобная проблема может сформировать акцентуацию и «перенести» ее во взрослую жизнь.
  • Если с детства часто обращать внимание на самочувствие и те или иные хронические заболевания, то и впоследствии можно стать обладателем экзальтированного темперамента.
  • Превознесение зависит от профессиональных факторов. Например, к ярким проявлениям эмоций более склонны врачи, военные, представители творческих профессий.

Реализация в профессии

Люди с экзальтации чаще предпочитают творческие профессии. Недаром многие представители литературной или художественной сферы не утратили своего детского характера и во взрослом возрасте. Некоторых гениев считали «большими детьми» из-за перепадов настроения и изменчивого эмоционального фона. Многие картины написаны в состоянии аффекта. То же самое касается создания произведений искусства.

Таким образом, возвышенные личности часто обладают художественным или писательским талантом.

Стараются реализовать себя в творческой сфере, так как не лишены хорошего вкуса и чуткости. Такие люди производят очень трогательные работы и глубокие картины. Актерский путь – еще одна область для человека с акцентуациями. Умение ярко выражать эмоции ценится там превыше всего. Эти типы личности хороши в кино или в театре, потому что их воздействие на зрителя через переживания колоссально.

Помимо творческих профессий люди с акцентуациями выбирают работу педагогов. Их сострадание и доброта помогают найти подход к любому маленькому ребенку. Но не каждый человек с таким темпераментом может реализоваться в творческой профессии (при отсутствии таланта). Тогда работа, например, организатор праздников, поможет дать выход эмоциям.

Отношения с другими психотипами

Экзальтированные личности чаще всего имеют проблемы во взаимодействии с социумом. Особенно тяжело приходится близким людям. Если кто-то в семье обладает подобным темпераментом, то жизнь с таким человеком напоминает расположение рядом со спящим вулканом. Невозможно предсказать, какое эмоциональное воздействие та или иная ситуация окажет на высокопоставленного члена семьи.

Общество старается избегать таких людей, поэтому:

  • часто возникают конфликтные ситуации;
  • человеку с подобной акцентуацией на работе не дают важных заданий, обычно он не занимает высоких должностей и ему трудно продвигаться по карьерной лестнице;
  • человек с таким темпераментом обычно не имеет близких друзей и из-за недоверия, ведь человеку с таким взрывным и непредсказуемым эмоциональным фоном сложно доверять.

Чаще всего эти лица, оставив на попечение родителей и других родственников, не справляются с жизненными задачами, даже с бытовыми проблемами, поэтому некоторые из этих людей просто спиваются или вообще оказываются без крыши над головой . Обычно эти психотипы одиноки. Среди известных актеров и других творческих личностей немало примеров с подобной судьбой. Многие из них, несмотря на свой талант и популярность, умерли бедными и одинокими.

Некоторые экзальтированные типы личности могут считать свое поведение совершенно естественным и нормальным на протяжении всей жизни.

Но если вовремя понять и осознать проблему, то с помощью определенных приемов можно в какой-то степени обуздать свой характер, стабилизировав эмоциональный фон.

Лечение

Лечение такой акцентуации основано на коррекции усиленной черты характера, мешающей человеку взаимодействовать в обществе. Полностью изменить темперамент нельзя, но можно избавиться от негативных проявлений. Для этого существуют специальные техники работы над собой. Этим занимаются психологи. Курс лечения зависит от выраженности акцентуации, он может составлять три месяца и даже годы.

Как проводится лечение?

  • Индивидуальный разговор. Психолог подробно рассказывает о сильных и слабых сторонах характера экзальтированного типа личности, дает советы по снижению значимости происходящих событий, дает способы реагирования на те или иные ситуации.
  • Групповое обучение. В отличие от индивидуальной беседы, здесь психолог набирает несколько человек с похожей акцентуацией, происходит массовое обсуждение проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *