Экзистенциальный парадокс что это – ( ) / .

Содержание

Экзистенциальный парадокс — взгляд назад — Портал «Расстановщик»

Ева Маделунг

 Личный опыт

В семидесятые годы я стала практиковать сначала первичную, а затем и телесную терапию. Затем, в восьмидесятые, в то время, когда на семинарах Берта Хеллингера присутствовало еще не более 20–25 участников, я начала заниматься у него самопознанием и дополнительным профессиональным образованием. Тогда он был ненайденнойжемчужиной от терапии, известной лишь знатокам: работал с транзактным анализом, первичной терапией и другими подходами. В то время он как раз начинал развивать расстановочную работу. На одном из этих семинаров после дня первичной терапии, который проводился в «кричательном подвале» его дома в Айнринг-Миттерфельдене, я и вызвалась на расстановку своей семьи.

При этом всплыла моя идентификация с первой женой моего отца, драматический и важный для меня опыт, который убедил меня в значимости семейных привязанностей. До этого момента большинство родственников — кроме брата — были для меня людьми, с которыми я хотела иметь как можно меньше общего. И вот я увидела их новыми глазами и начала наблюдать также за собой. При этом я установила (а как могло быть иначе?), как сильно я похожа на некоторых из них. Прежде всего на свою маму, чего я, разумеется, никак не хотела.

Отсюда начался целый ряд существенных изменений в моем мировоззрении, поскольку с подросткового возраста я жила в стремлении найти саму себя. Это стремление начало преследовать меня еще в последние школьные годы и через четыре года после окончания школы привело меня — вместе с братом — в Индию. Там мы нашли то, что искали: Анандамайи Ма, духовную наставницу, которая, несмотря на то, что ее уже давно нет среди живых, до сих пор внутренне сопровождает меня. Вскоре после ее смерти, в 1982 году, я познакомилась с работой Берта Хеллингера и, как упомянула выше, приняла участие в одном из его семинаров.

Приправленные едкой иронией, чрезвычайно отрезвляющие замечания, которые он тогда делал по поводу «самореализации», в моем случае упали на благодатную почву. Потому что уже на протяжении некоторого времени у меня было подозрение, что путь, который я для себя избрала, не был по-настоящему моим. Снова и снова мое тело посылало мне сигналы, которые я должна была понять соответствующим образом, и Анандамайи Ма также указывала мне на это.

И вот начались годы, связанные с расстановочной работой, за которые я — пока Берт Хеллингер ее развивал — познакомилась с ее разнообразными гранями. Постоянно повторяющийся опыт, показывающий, что люди, связанные кровным родством или динамикой «преступник–жертва», непосредственно влияют друг на друга, убедил меня. У этого опыта есть соразмерный нашему сегодняшнему менталитету духовный уровень: связанность с целым (которая и является целью духовного поиска) переживается непосредственно на телесно-душевном уровне, который часто недооценивается.

«Нейроимажинативный гештальтинг»
и «экзистенциальный парадокс»

Берт Хеллингер, время от времени использующий на своих семинарах элементы нейролингвистического программирования (НЛП), побудил меня принять участие в воркшопах Роберта Дилтса, одного из основателей НЛП. В семидесятые годы первичная терапия стала для меня началом знакомства с разными методами психотерапии. И вот у Дилтса я познакомилась с «поиском ресурсов на линии жизни», показавшимся мне действенной альтернативой взгляду первичной терапии, согласно которому прошлое представляется цепью неоплаканных катастроф. Когда я предложила его своим клиентам, очень скоро стало ясно, каким потенциалом обладает этот терапевтический элемент: в один момент изменяется взгляд на события прежней жизни и проявляется перспектива будущего.

С годами из моей практики развился «нейроимажинативный гештальтинг» (NIG), который я совместно с Барбарой Иннекен описала в книге «Быть в курсе — о креативном обращении с расстановками в индивидуальной терапии, консультировании, в группах и при самопомощи» (издательство Carl Auer, 2003).

Согласно представлению о том, что личный путь и семейный контекст играют существенную роль в нашей жизни, семейная расстановка и линия жизни как терапевтические элементы являются равноценными и взаимодополняющими. За этимстоит тот факт, что мы ощущаем себя как неизменно связанными, так и самостоятельно отвечающими за себя: с одной стороны, мы вынуждены принять свою судьбу, с другой — сами хотим творить свою жизнь и должны отвечать за свои дела.

Я назвала этот факт «экзистенциальным парадоксом» (глава 10 упомянутой книги). Часто в молодости на переднем плане стоит необходимость отграничить себя от других и самостоятельно организовать свою жизнь, а в более зрелом возрасте важны признание своей принадлежности к чему-то и принятие данности. В периоды кризиса и то и другое часто переживаются одновременно и сильно и приносят страдания, что иллюстрируется в различных вариациях — начиная с мира греческих сказаний и до сих пор.


Эдип

Недавно я была на новой постановке «Эдипа», что побудило меня перечитать драмы Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». При этом мне вдруг стало яснее, что экзистенциальный парадокс является древней человеческой темой, которую этот цикл произведений изображает особенно убедительно.

То, что эта легенда всплывает в центральной позиции уже во фрейдовском учении о неврозах, общеизвестно. Менее известен, вероятно, системный аспект этой истории, а именно то, что Эдип расплачивается за деяния своего отца Лая. Тот, будучи в гостях у царя Пелопа, влюбился в его сына и соблазнил его. Пелоп проклинает Лая, из-за чего они с женой Иокастой не могут иметь детей. Когда Лай спрашивает дельфийского оракула о причине бездетности, он узнает о проклятии. Кроме того, говорит оракул, если Лай с Иокастой когда-нибудь зачнут сына, то он убьет отца и женится на матери.

Случается так, как должно быть: у Иокасты рождается сын, и отец поручает пастуху избавиться от него. Однако тот передает мальчика другому пастуху, а тот — своему господину, царю Коринфа Полибу. Он, будучи сам бездетным, воспитывает его как родного сына. Когда Эдип подрастает, один человек проговаривается ему, что Полиб не его родной отец. Когда Эдип, в свою очередь, спрашивает оракула, то узнает, что ему предначертано убить своего отца и жениться на матери. Чтобы избежать такой судьбы, он покидает мнимый родительский дом, но судьба все же настигает его. По дороге ему встречается колесница, кучер которой требует уступить дорогу. Эдип сердится, и завязывается ссора, в ходе которой Эдип убивает кучера и человека, сидящего в колеснице, не зная, что тот является его отцом. Так свершилось предначертанное — как часто говорится в Библии.

Самоослепление, которое совершает Эдип, глубоко потрясенный своим злодеянием, имеет двойной смысл: беспощадное обвинение самого себя и робкое обвинение богов. В драме «Эдип в Колоне», в которой Софокл изображает смерть Эдипа, к нему приходит прозрение, что он, возможно, зашел слишком далеко в своей ярости самонаказания. Берт Хеллингер во времена ранних расстановок, вероятно, обозначил бы такое поведение как «наглую заносчивость». Позже из этого родился «порядок любви», согласно которому действует ребенок, неосознанно расплачиваясь за прегрешения отца. Однако слепой старик Эдип, который находит наконец покой в Эринейской роще, в своем преувеличенном страдании стал ясновидящим и приобрел полубожественный статус: Зевс зовет его в рощу богинь мести, где расступается земля, и его принимает в Аид непосредственно Персефона.

Эдип, «старый раб наивысшего человеческого страдания», как он сам себя называет, превратил предначертанную ему судьбу в свою собственную и полностью взял на себя ответственность за нее. Он пережил всю мощь трагедии «наивысшего человеческого страдания», которая состоит в противоречии между предопределенностью и собственной ответственностью, и говорят, что от его могилы исходила благодать.


Таковы мои рассуждения. Они, конечно, не означают, что путь, который предначертан переплетением, всегда должен иметь горький конец. Могут случиться перемены к лучшему, если, например, в расстановке или при другом удобном случае обнаружится взаимосвязь с переплетением. Тогда человек может выйти из кризиса, получив новую толику жизненной мудрости, которая среди прочего заключается и в том, чтобы признавать, что многие повороты судьбы должны остаться непонятными для нас.

Берт Хеллингер однажды выразил это так: «Мы понимаем светлую истину и едва ли замечаем, что она ограничивает и ослепляет. Темная истина с ее нечеткими границами намного правдивее. Она пробуждает, и так мы — если движемся в темноте, — открываем все чувства».

 

Статья опубликована во втором номере Журнала «СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ»

Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

www.constellator.ru

Экзистенциальный кризис, и как с ним бороться

Если у интеллигенции 20 века и была священная корова, которую они бесконечно вытаскивали на всеобщее обозрение, то это экзистенциализм. Поэты, философы, писатели, художники и даже в какой-то мере музыканты всегда задавались вопросом о месте человека в природе. Чем дальше двигался прогресс, тем меньше человечество уповало на «волю Божью» и отмечало человека как сильную независимую личность, способную определить свой путь.

Итак, суть

Так как людям творческим просто жить и трудиться очень скучно, они начинают заниматься самокопанием. Результатом такой рефлексии стала попытка ответа на вопросы, в чём смысл жизни, и каково место человека. И вот, стараниями старого датчанина Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Камю и Сартра на свет появилась отдушина послевоенного поколения. Именно в это время и вплоть до левых молодёжных движений, которые поддержал сам дедушка Сартр.

Проблема лишь в том, что всем этим философам потребности реальной жизни были чужды, такой вот тип личности. Философы – вообще народ невероятно странный. Однако концепция получилась на загляденье: я думаю, а следовательно, существую. Человек как единственное создание, наделённое мозгом, способен сам определять свою судьбу. Если судьба слоника – стоять в грязной луже и поливать себя из хоботка, а судьба мухи – питаться вкуснейшими продуктами желудка, то человек вправе обретать свою сущность в процессе существования. Иначе говоря, надоела система, дисциплина, рутина – уходит человек в бомжи. Он сам так решил. Он совершенен, он вершина эволюции, это его выбор. Самый наглядный пример экзистенциального выбора – это Гамлет, рефлексирующий на тему «быть или не быть» ещё до появления самого понятия.

Главный нюанс учения заключается в том, что, по мнению учёных мужей, человек тогда осознаёт себя экзистенцией, когда сталкивается с чем-то опасным, например, со смертью. Всё остальное время как ни старайся, ничего ты не поймёшь. Не путай боязнь со страхом – понятия диаметрально противоположные. Истинным способом проникновения в мир является интуиция: не то шоу с Геной Букиным, а именно чувственное познание мира.

Самое сложно в экзистенциализме – это написать слово правильно с первого раза. На втором месте идёт проблема, которую порождает сие направление. Да-да, изучение любой философии приводит в тупик, ибо ответить на все вопросы пока не смогло ни одно учение. И те, кто хоть раз читал «Духовную ситуацию времени» Ясперса (в этой книге впервые появился рассматриваемый нами термин), да не просто читал, а старался её понять, сталкивались с такой проблемой, как экзистенциальный кризис.

Экзистенциальный кризис

Вот тут и зарыта собака. Как известно, большинство философских проблем – это проблемы зажравшихся рефлексирующих бездельников, мнящих себя творческими людьми и даже не пытающихся ничего с собой сделать. В случае с экзистенциализмом возникает парадокс, ибо они ждут божественного просветления, забывая о том, что сами кузнецы своего счастья. И никакой страх им не помогает. Эти люди считают, что достаточно объяснить свою апатию/склонность к суициду/понос – да что угодно – экзистенцией, и всё станет понятно. На деле это сопли перенасытившихся благами личностей. У строителей Панамского Канала подобного помутнения не было, ибо они выживали каждый день, безбожно тратя своё здоровье и стараясь прокормить семью. А вот там, где нужды для существования удовлетворены, возникает проблемка, так как люди начинают понимать, что их существование лишено всякой ценности. Если ты в поисках смысла жизни решил пойти и убить кого-то, это идиотизм, и ты просто опасный для общества психопат. Но Камю скажет, что у тебя кризис. Суду будет всё равно, а Сартр поймёт, если тебе от этого станет легче.

Нет-нет, конечно, с потерей смысла жизни сталкиваются все, но не все называют это экзистенциальным кризисом. Хотя, как горшок не называй, принадлежность у него одна. Так и с поиском смысла жизни.

На примере населения

В наше время с подобной проблемой сталкивается офисный планктон, чей жизненный цикл превращается в однообразное «проснулся-сходил в туалет-поел-повалял дурака на работе-пришёл домой-поел-проверил уроки-поругался с женой-лёг спать». Систематизация – главный враг экзистенции. Она чаще всего приводит к краху смысла жизни. Однообразие, всё, как у животных. Хотя крот из чешского мультика «Krtek a jeho přátelé» жил более интересной, разнообразной жизнью и никогда не знал, что его подруга Мышь приготовит на этот раз. А существование без смысла, как это ни странно, бессмысленно. Он может наступить внезапно и огреть тебя сковородой, как баба из «Деревни дураков», вне зависимости от твоего вероисповедания, пола, возраста и финансового достатка. Будь ты буддистом-миллионером, проводящим часы в медитации и гармонии с миром, ты всё равно в один прекрасный момент поймёшь, что гармонии не достиг, медитации наскучили, а что делать дальше – не знаешь, ибо ничего не умеешь. И все удовольствия, которые ты можешь позволить себе на свои мульёны, не дадут тебе удовлетворения. Именно про это пел Джаггер в своей известной песне; как ни старайся, а ты: «Кан’т гэт ноу сатисфекшн».

Кстати, большинство из нас сталкивается с этим страшным явлением, как только осознаёт одну грустную вещь: молодость закончилась. Лысый и пузатый, ты начинаешь грустить и думать об упущенных возможностях под громогласные похоронные аккорды «кризиса среднего возраста».

И что же делать?

Понятно, что каждый человек хочет быть счастливым, и умные люди давно поняли, что за своё счастье нужно бороться. Некоторые в процессе борьбы сдаются и падают без сил, а некоторые, стиснув зубы, начинают работать и неожиданно понимают, что никакого смысла жизни нет. Надо просто трудиться и не плакать. В конце концов, если работать киркой на шахте, то в конце рабочего дня на дурные мысли не останется сил.

Можно, по примеру старины Кобейна, Хемингуэя, Хантера Томпсона и других личностей, водивших тесную дружбу с огнестрельным оружием, отправиться к праотцам. Проблему-то ты решишь, но твоим родственникам будет не очень весело отдирать твою засохшую кровь, если только не приедет мистер Вулф и не решит проблему.

Многие находят утешение в религии, как, собственно, и сам Кьеркегор. Уставший, замученный болезнями и импотенцией, он нашёл утешение в религии. Любой монастырь радушно откроет свои врата и популярно объяснит, что жизнь твоя имеет смысл, и на всё – воля Божья. Господь просто послал тебе испытания. Половина русских артистов, уставших от перегрузок, эмоциональных срывов и алкоголизма, нашла своё пристанище в религии. Станешь ли ты так делать, это, как говорится, уже вопрос вкуса.

Некоторые просто радикально меняют уклад жизни и идут на поводу у собственных желаний. Хотел в детстве стать музыкантом – купи гитару, играй. Захотел сменить обстановку – бросай всё, продавай апартаменты, уезжай в беззаботный трип на Гоа. Уйди в путешествие. Может быть, тяжелые нагрузки и созерцание природных красот встрясут твою больную голову и откроют тебе что-то новое. По сути, фильм «Зак и Мири снимают порно» как раз про то, как люди ищут свой жизненный путь и себя самих. Наглядный пример.

Никогда не поздно изменить свою жизнь и уйти от опостылевшего. Если только от этого не пострадают твои близкие. Да-да, в этом минус груза ответственности: иногда приходится думать не только о себе.

Но есть ещё один способ: начни развиваться, больше читать, изучать другую философию. Есть вероятность, что ты навсегда потеряешься для общества, ибо ни один философ так ни одного дня и не был счастлив, но решишь проблему. Однако есть способ попроще: найди себе увлечение. Мне стыдно вспоминать этот фильм, но я вынужден – «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром. Да-да, я знаю, как это зашкварно, но суть фильма как раз про то, что в танцах он и нашёл смысл своего ежедневного существования.

Или вспомни, как ты когда-то играл на гитаре. Достань запылившийся инструмент, направь непонимание в творчество, авось и себя найдёшь. Займись спортом, встряхнись. Ну, а если на всё это элементарно не хватает времени, то можно попытаться обрести смысл жизни в чём-нибудь иррациональном, смириться с бессмысленностью и продолжать жить дальше, попутно зарулив в абсурд. Забей на всё, страдай, что называется, с умом.

Тем не менее выбор за тобой, удачи!

brodude.ru

Что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть

Человек — очень сложное существо и его часто мучают страхи, сомнения и противоречия, одним из проявлений которых является экзистенциальный кризис. Как правило, он возникает после сильнейшего эмоционального потрясения, сопровождающегося утратой привычных смыслов и целей. Это состояние может стать крайне мучительным и мешать жить обычной нормальной жизнью. Давайте подробнее узнаем об этой проблеме и способах ее решения.

С чем мы имеем дело

Экзистенциальный кризис — это состояние человека, при котором он постоянно ощущает тревогу и глубокий психологический дискомфорт в определении смысла своего существования. Человеку кажется, что жизнь проходит мимо него, а он не знает, чем ее заполнить, и это выбивает почву из-под ног.

Важно!

Наибольшее распространение данная проблема получила в обществах и культах, где удовлетворены основные базовые потребности личности — в пище, воде, жилье и безопасности.

Экзистенциальные проблемы

Неэкзистенциальное мировоззрение говорит о предопределении судьбы каждой личности некими сверхъестественными силами, а недоверие к этому рождает экзистенциальный кризис, т.е. человек осознает неопределенность своего существования и неизбежность приближающегося финала.

И в результате возникает своеобразный экзистенциальный парадокс — это когда, с одной стороны, человек верит в важность жизни отдельной личности, а с другой — не видит глубокого смысла и предназначения в человеческом существовании в целом, что делает дальнейшее существование крайне сложным и запутанным. В этот период он начинает задаваться вопросами жизни после смерти, существования Бога и предопределения судьбы, появления этого мира и его смысла.

Причины появления

Чаще всего экзистенциальный кризис появляется в жизни человека в какой-то переломный момент, после значительного события или серьезных перемен. Это то событие, которое разрушает привычное течение жизни, заставляя задуматься о неизбежном финале любого существования. Такими событиями могут быть смерть близкого человека, собственная серьезная болезнь, достижение определенного возраста, длительное тюремное заключение, расставание с супругом или уход из дома выросших детей.

Знаете ли вы? Норвежский философ Петер Вессель Цапффе считал экзистенциальный кризис уделом людей с высоким интеллектом.

Как проявляется:

Экзистенциальное состояние — это чувство бессмысленности существования, одиночества, изолированности, дезориентации, страха, тревоги, вины, апатии, а также утрата мотивации и снижение взаимодействия с обществом. Человек в этом состоянии часто ощущает жизненную пустоту, отказывается от реализации давних планов и может себя вести несвойственным образом.

Страх

Страх, и даже скорее экзистенциальный ужас, является одним из самых ярких проявлений данного кризиса. На человека внезапно как будто обрушивается целый мир со всеми его сложностями и неопределенностями. Личность ощущает себя потерянной, находящейся на перепутье и не знающей, куда двигаться дальше. Все это приводит к сильному чувству страха. А страх смерти и неизвестности заставляет по-другому взглянуть на всю свою жизнь.

Вина

Также кризис характеризуется проявлением экзистенциальной тревоги и чувства вины. Человеку кажется, что он не реализовал в полной мере свой потенциал и способности, «живет не своей жизнью», и испытывает вину за это перед самим собой. Кроме того, при пересмотре своего места в обществе появляется чувство вины перед родными и близкими за невозможность оправдать их ожидания. Чувство вины нарастает по мере попыток человека выполнять все необходимые социальные предписания, теряя при этом «себя подлинного».

Экзистенциальная вина заставляет его блокировать все дальнейшие решения, поскольку он считает, что и так многим пожертвовал в своей жизни.

Важно! Во время экзистенциального кризиса важно не зацикливаться на своих переживаниях, найти внимательного и сочувствующего слушателя, и проговорить все свои страхи и опасения.

Одиночество

Во время кризиса человек испытывает сильное экзистенциальное одиночество. Ему кажется, что он отделен от остального мира, что лишь он один лишен целей и смыслов, и никто не может понять его переживаний. В этот сложный период особенно важно общение с чувствительным и заинтересованным человеком. Имея возможность выговориться и получая при этом поддержку и понимание, человек становится на путь разрешения внутреннего конфликта.

Возможные последствия

В жизни человека неразрешенный кризис является разрушительным элементом, который значительно снижает его жизненные силы, негативно влияет на способности, отношения с другими людьми и даже на состояние здоровья. К сожалению, многие люди пытаются найти выход в алкоголе и азартных играх. Не преодолев до конца имеющиеся экзистенциальные проблемы, человек может застрять в одном из двух состояний:

  • приспособиться к окружающей действительности, загнав поглубже все свои страхи, вопросы и сомнения;
  • воспринимать окружающий мир как враждебный, неправильный и не имеющий особой ценности.
Оба эти состояния являются разрушительными для личности, не позволяя ей развиваться дальше, строить дальнейшие планы и реально воспринимать действительность.

Способы выхода из кризиса:

Для того чтобы выйти из экзистенциального кризиса, существует несколько способов. Для начала нужно признать наличие проблемы, не замалчивать ее, не оставлять решение на потом, а проговаривать и лучше всего — со специалистом.

Способ последнего мессии

Одним из популярных способов выхода из экзистенциального кризиса является способ, описанный в 1933 году норвежским философом Петером Весселем Цапффе в эссе «Последний Мессия». Он предложил следующие основные шаги:

  • изоляция — необходимо попытаться «не думать», максимально отстраниться от любых тревожащих мыслей;
  • фиксация — определение новых «якорей», основных ценностей и идеалов, за которые можно зацепиться;
  • отвлечение — путем эмоционального увлечения следует сконцентрироваться лишь на важных задачах, не давая мозгу заниматься самокопанием;
  • сублимация — перенаправление энергии с негативных мыслей на позитивное и общественно-полезное созидание.

Знаете ли вы? Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр писал: «В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение, отсюда и страх смерти».

Другие способы

Кроме того, существует еще несколько способов выхода из экзистенциального кризиса:

  • классический психоанализ — во время сеанса с психоаналитиком можно получить квалифицированную помощь в решении возникшего кризиса, увидеть проблему с другой стороны, найти новые смыслы и цели;
  • бихевиористская терапия — смысл терапии состоит в отучении от нежелательных мыслей и привычек и обучении хорошим и позитивным;
  • духовные и религиозные практики — обращение к Богу, изучение священных писаний, взгляд на мир с более высокой точки поможет принести в жизнь веру, спокойствие и гармонию;
  • гештальт-терапия — активная работа между аналитиком и пациентом помогает последнему обновить самосознание и развиться как личность;
  • творчество — довольно часто погружение в созидание чего-то нового может помочь привести в порядок мысли и привнести в жизнь новые яркие краски.
Вся жизнь человека является чередой различных задач и попыток их решения. Только преодолев возникшие внутренние противоречия, а не загоняя их глубоко внутрь, вы сможете успешно и продуктивно двигаться дальше. Опыт разрешенного экзистенциального кризиса позволит вам стать мудрее, терпимее и, в конечном счете, счастливее.

lifegid.com

Свобода и смерть как экзистенциальный парадокс

Свобода и смерть как экзистенциальный парадокс

Силенин Иван Александрович – аспирант кафедры Философии Философского факультета Курского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению вопроса смерти как феномена свободы в философско-антропологическом дискурсе в экзистенциализме. Предмет данного исследования – смерть и свобода в философии Карла Ясперса. Цель исследования – конституировать понятия свободы и смерти в пространстве экзистенциального горизонта. Основу исследования составляют герменевтический, феноменологический и исторический методы, а также принцип критической реконструкции. Результаты работы заключаются в том, что смерть развертывается пред нами как «точка», случайная и бессмысленная, но располагающаяся на прямой линии жизни человека. И точка эта является смыслом, которым наполняет всю жизнь, то есть линия жизни держится на беспрерывно возобновляющемся усилии быть, которое проявляется в условиях приближения точки смерти, а усилие это возможно постольку, поскольку человек свободен.

Ключевые слова: Свобода, смерть, экзистенциальная философия, Карл Ясперс, бытие, тревога, усилие быть.

Человек, являясь объектом исследования ряда наук, получает знания о представителе вида, в то же время оставаясь непознанным для самого себя. Задаваясь вопросами о человеческом бытии, о будущности, его ожидающей, он стремится раскрыть свою сущность, но приближается к состоянию незнания; оказывается у границ, касаясь которых, наталкивается на экзистенциальный парадокс – возможно ли бытие человека, его существование, при этом свободное существование в условиях конечности?

Особая роль в постановке этого парадокса принадлежит экзистенциальной философии, поскольку она представляет собой мышление, выявляющее бытие в человеке. Выходя за рамки объективного знания, оно обращается к человеческой свободе, являясь мотивом деятельности в сфере трансцендентного. Область познания человека ограничивается его экзистенцией. Люди не в состоянии познать ее, им доступно лишь прояснение. Человек, проясняя, рисует панораму мира метафизического: грезы, схемы бытия, мысли – все это позволяет ему обрести покой, осознать причину его беспокойства. Обретая возможность взглянуть на подлинную действительность, люди ощущают близость решения парадокса экзистенции.

Карл Ясперс как никто другой приблизился к осмыслению этого феномена, в своих трудах он обращается к эволюции человеческого мировоззрения. Анализируя ход истории от ее истоков до сегодняшнего дня, он находит причины и факторы пребывания современного человека в состоянии беспомощности, где объективного знания о себе недостаточно для его преодоления; где мыслящий не способен найти решения экзистенциального парадокса. Только экзистенциальная философия есть средство, благодаря которому индивид, опираясь на себя в принятии направления, сегодня может вновь прийти к самому себе.

Ключевым моментом в переломе человеческого мышления является, по Ясперсу, “сознательная секуляризация человеческого существования” [9, с.141], которая позволила избавиться от влияния на человека государства и религии и переосмыслить смысл своего подлинного существования.

С возрождением античности пришли новые планы и реализация их в искусстве, живописи, архитектуре; на протяжении веков череда сменяющих друг друга открытий в астрономии, мореплавании, естествознании и технике сопровождалась удовлетворенностью человека в результатах общего прогресса. Против всеобщего довольства выступил Руссо с заявлением о том, что возрождение культуры испортило человеческие нравы. Критика распространилась на государственную жизнь и бытие людей.

Таким образом были созданы предпосылки, послужившие зарождению мысли о том, что человек с помощью своего разума может не только принимать существование таким, как оно есть, но и изменять его, пока оно не станет таким, как должно быть, а значит – он свободен.

Пройдя ряд ступеней от диалектики Г.В.Ф. Гегеля до натуралистической философии истории С. Кьеркегора и Ф. Ницше, сознание эпохи, отделяясь от всякого бытия, заменяется самим собой. Мыслящий ощущает ничтожность собственной сущности. Сомнение устранило Бога – творца. Разбожествление как следствие духовного развития “ведет в ничто” [9, с.20]. У человека появляется ранее не испытываемое ощущение пустоты бытия, вакуума.

Механизация производства, совершенствование техники, рационализация деятельности населения – все это является причиной того, что огромная масса людей теперь нуждается в аппарате, являясь неотъемлемой частью которого каждый может обеспечить свое существование. Как следствие развития техники выступает уверенность в доступности всего необходимого для жизни. Однако, удовольствие от этого уменьшается – все воспринимается как данность, отсутствует оттенок лично созданного. Все, что связано с удовлетворением потребности становится безразличным, замечаемым только при его отсутствии. Чем выше уровень обеспечения жизни, тем сильнее ощущение угрозы и опасности.

Таким образом, человек являет собой сознание социального бытия. Мысля себя в качестве коллективного “Я”, он получает радость от труда без ощущения своей самости, обменивая собственные свободу и независимость на сознание себя как функции огромного аппарата жизнеобеспечения [9, с.38].

Человеческая жизнь неразрывно связана с воспроизведением прошлого и попытками предвосхитить будущее. Являясь членом множества социальных групп, человек обретает себя посредством традиций, позволяющих осознать ответственность за будущее свое и близких, действительно существуя в мире только при погружении в глубину своей историчности. Однако в наши дни мы пребываем в незавершенной, постоянно распадающейся исторической целостности. Оторванный от своей истории, человек отрывается от самого себя.

Вследствие потери ценности отдельного индивида и верховенства массы, люди не могут реализовать собственные интересы: масса составляет свое обобщенное мнение, которое нельзя назвать мнением ни одного отдельного человека. Как результат, “напряжение между собственным существованием в его витальном желании и экзистенцией в ее безусловности” не может быть снято [9, с.59]. Так, современного человека охватывает страх ощутить себя лишь функцией, отделенной от аппарата. Его сопровождает никогда ранее не ведомый в такой остроте страх перед жизнью, перед утратой своего витального бытия. Аппарат принимает меры для успокоения людей, обещая гарантии; врачи заверяют больных, что им не грозит смерть. Впрочем, это действует только на пребывающих в состоянии благополучия. Страх перед жизнью и смертью подавляется лишь “страхом экзистенции за свое самобытие”, испытывая который человек вынужден обратиться к религии и философии [9, с. 64].

Еще одной важной сферой является воспитание индивида: человек становится самим собой, когда мир, составляющий единство с его действительностью, максимально наполнен и ясен. На данный момент воспитание меняется, что влечет потерю ответственности личности за свое бытие, человек не знает, почему он занимает то место, на котором находится.

В сфере науки дилетанты создают пустые аналогии, приводя любые подсчеты только ради того, чтобы их открытия были подкреплены эмпирически. Возникает огромное множество точек зрения как следствие безответственного высказывания своего мнения. Люди перестают понимать друг друга. Наука теперь есть функция заинтересованных в ней миллионов людей; смысл исследований и литературы сливается — все это является причиной возникновения состояния бессмысленности. “Подлинная наука – это знание, в которое входит знание о методах и границах знания” – заключает Ясперс [9, с.125].

Люди пытаются найти утешение в религии, но церковь также поддается влиянию аппарата. Для нее все менее приемлема независимость отдельного человека. Не обладая более влиянием авторитета и свободой, она обрела способность к подавлению самостоятельности ради верховенства над человеческой душой и наполнения ее особым специфическим содержанием.

По Ясперсу, там, где религия утрачена, существуют лишь “фантазия и фанатизм суеверия”, в то время как альтернативой этому выступает философствование [9, с.129]. Философия – это вера, основанная на понимании себя; ее цель – довести веру до ясности, передать то, что “может быть узнано лишь в экзистенции” [9, с.129]. Философия, с точки зрения религии, не более чем “высокомерное притязание” и иллюзия людей обездоленных, однако индивид в своей свободе нуждается в ней. Философствование как ключ к осознанию себя есть основа подлинного человеческого существования.

Сегодня ситуация диктует человеку непомерно высокие требования. Это располагает людей закрыться от своих мыслей и принимать одно лишь настоящее. Тот, кто довольствуется настоящим и полагает, что все идет так, как должно, не нуждается в мужестве. По мнению Ясперса, истинным мужеством обладает только человек, что твердо знает: “достичь возможного может лишь тот, кто хочет невозможного” [9, с.131]. Только опыт неудачных попыток может помочь в достижении поставленных индивидом целей.

Самые точные результаты знания, самые мощные прорывы в технике, самые справедливые законы – ничто, пока люди не наполнят их действительностью. Именно поэтому все изменяется не посредством углубления знаний, но благодаря бытию человека. Только внутреннее его отношение, способ осознания себя есть фундамент деятельности, им осуществляемой. Ибо все сущее в мире есть постольку, поскольку человек наполняет его смыслом существования, вещи в мире зависят от того, найдется ли человек, наполняющий их потребностью в существовании.

Человек являет собой намного больше, чем сам о себе знает. Он суть возможность, даруемая свободой. Благодаря свободе человек в своем действии способен заключить, что он есть. По Ясперсу, индивид расщеплен в своей сущности: все сущее для него представляется в противоречиях; смысл постоянно изменяется. Однако самое важное в том, что человек обязан постоянно противопоставлять себя себе. Не останавливаясь на этом, он должен осознавать, что его способ преодоления себя есть способ познания собственной сущности.

Люди никогда не смогут начать действовать, желая в полной мере развить идею, всячески наглядно представляя пути этого развития. Из этого противоборства между незавершенностью выражения мысли и необходимостью принимать решение, делать выбор, доводить дело до исполнения в неполной определенности, возникает сознание несвободы как зависимости от времени и места, от сужения спектра необходимых проверок и гарантий. Однако именно в этом ограниченном во времени выборе, совершаемом от незаконченности идеи, люди могут сознать свободу, являющуюся исконной; только в этом, казалось бы, несвободном и отрицательном выборе, они впервые узнают себя как самих себя. Это и есть “глубочайшая экзистенциальная свобода” [8, с.178,]. Человек знает, что он не только существует каким-то и, исходя из этого, действует так-то, но что в своем действии он является источником своего поступка и своей сущности. В своем выборе посредством накопленного опыта он переживает свободу, в которой принимает не только решение о чем-то, но и о самом себе; человек суть сам свобода этого выбора.

Парадокс свободы, по Ясперсу, заключается в том, что она абсолютно непостижима, то есть “не есть ни для какого понятия” [8, с.187]. Ее нельзя ни познать, ни помыслить ни одним из возможных способов. Она достоверна не в мышлении, а лишь в экзистировании; не в вопрошании к ней, но в совершении. Только при переходе от одного выражения к другому раскрывается в полной мере ее смысл, невидимый ни в одном отдельном выражении сам по себе. Подлинная свобода достигается лишь в сознании акта решения, причем не подвластного воле человека: не “Я хочу”, но “Я должен”. Свободу нельзя дать, свобода сама по себе необходима. Свобода заключает в себе закон и человека, который может исполнить этот закон. При этом, по отношению к тому, что дано от природы, воля действует из трансцендентальной свободы, которая не имеет в своем основании закон природы, но характер закона обязанности. Человек не может обрести себя, потому как в стремлении осуществить свою волю он игнорирует требования долженствования, в погоне за воплощением собственных желаний он все более отдаляются от сознания истинной свободы. Экзистенциальная свобода заключает себя меж двух противоположностей: закономерностью природы, как абсолютного закона сущего и закономерностью необходимости, которая проявляется как форма правила или закона.

Свобода парадоксальна: «Свобода, будучи обоснована в абсолютном, в мире относительна; ей всегда противостоит некая природная данность, означающая для нее зависимость, сопротивление, отталкивание, вещество” [5, c.39]. Ее понятие обращается к некоторой сущности, ни в чем свободу не ограничивающей, при этом не отменяя самой свободы. Однако всякая свобода индивида должна “пребывать в противоположности, разворачиваться в процессе и борьбе”, потому она всегда ограничена [8, с. 196].

По Гегелю, субъект в противостоящем ему не имеет ничего себе чуждого, потому не имеет в нем границ и предела; он находит в объекте самого себя. Именно при осуществлении этого субъект достигает гармонии с миром. Свобода – это в абсолютно ином оставаться у себя самого [8, c.124]. Ясперсом же существование абсолютной свободы как просветления осуществляющейся в познании формы абсолютного сознания отрицается: во-первых, человек не обладает бытием свободы настолько, чтобы, как предполагает содержание, сохранить его; во-вторых, абсолютную свободу нельзя назвать подлинной, потому как экзистенция в ней оказывается уничтожена; и, в довершение, абсолютная свобода противоречит смыслу: понятие ее становится пустым там, где нет противоположности; суть ее в исчезновении; её место в явлении экзистенции, но не в трансценденции и не в природе. Субъект не имеет в противостоящих ему вещах чуждого, равно как и не имеет в этих вещах границ, но в противостоящем себе он находит самого себя, то есть субъекта в объекте, и «поскольку это удается, субъект в мире удовлетворен» [5, c.61]. Противопоставление и противоречие оказываются разрешенными и свобода в данном контексте подразумевает в «абсолютно ином быть все же у себя самого» [5, c.61]. Поэтому только субъективная свобода несвободна, так как имеет перед собой необходимость объективного. Свобода есть примирение между этими противоположностями и чистое мышление, в котором дух мыслит себя. Это и есть абсолютная свобода – философия. Но кроме абсолютной свободы существует понятие и относительной, ибо человек не способен существовать лишь в мышлении, философии, но «нуждается в чувственном существовании». [5, с.62]. Относительная свобода включает в себя особую структуру последовательностей свобод и удовлетворений. Она включает в себя удовлетворение в знании, поступках, чувственных потребностях: «незнающий несвободен, ибо ему предстоит чуждый ему мир» [5, c.62]. Тем не менее, «Абсолютная свобода – миф о бытии божества, мыслящего само себя» [5, c.41], ибо в мифе человек не овладевает бытием свободы, так как абсолютная свобода не абсолютна, но имеет нечто за своими границами. Абсолютна свобода в таком контексте перестает быть подлинной, так как субъект и объект в ней исчезает, при этом и противоположности и экзистенция нивелируются, а то, во что она обращается перестает быть свободой.

Карлу Ясперсу принадлежит авторство понятия “пограничная ситуация”. Понимать его следует как ситуацию, в которой человек находится наедине с борьбой и страданием; ситуацию не изменяющуюся, окончательную в своем проявлении. “Она — как стена, на которую мы наталкиваемся, у которой мы терпим крах. Она дана нам вместе с самим существованием”[8, с.205]. Такие пограничные ситуации заставляют человека в большей степени прочувствовать смысл бытия, приводят к духовному прозрению и катарсису. Коль скоро свобода – это и есть сама экзистенция, в пограничной ситуации, при переживании кризиса – человек касается своей экзистенции: осознает себя и свою ответственность за исход данной ситуации. Смерть, как момент прекращения жизнедеятельности, сложно назвать пограничной ситуацией, ибо человек знает, что он умрет, но это знание является ожиданием, неопределенным во времени; пока смерть не является для человека ничем кроме как заботой об избежании последней – это не пограничная ситуация. Пограничной ситуацией она становится только в момент экзистирования, в момент осознания существования как явления во времени. Духовная боль в ожидании конца есть доказательство экзистенции. Не стремление к смерти и не боязнь ее, но только прекращение жизни как явления в присутствии экзистенции способно стать истиной. Человек способен потерять экзистенцию в принятии существования как бытия в-себе, теряясь в нем; при этом он сам становится только воплощением своего существования в перемежении страха с забывчивостью. Субъект есть как экзистенция, если он, являясь существующим, ощущает себя чем-то большим, чем просто явлением. Пусть он и не в состоянии устранить страдания от физического конца существования, но он может взять верх над ним “в достоверности своей экзистенции” [8, с.224]. Смерть как процесс познается нами только как смерть другого. Наша смерть для нас непереживаема; умирая, мы претерпеваем ее, однако никогда не переживаем опытом.

Пред лицом смерти как пограничной ситуации возникает возможность двойственной трактовки опыта существования: “что остается существенным пред лицом смерти, то мы сделали, экзистируя; что же слабеет пред лицом ее – не более чем существование” [8, с.226]. Так, человек теряет себя, держась за длительность жизни как таковую; напротив, совершая действия, существенные как явления экзистенции, он побеждает себя как существо физическое и находит путь к себе самому.

Становление Нового времени охарактеризовалось тем, что люди начали сознавать бытие в целом, свою ограниченность в сфере познания и самих себя. Перед их глазами встал ужас мира; они ощутили свою беспомощность в невозможности изменить ситуацию к лучшему. Наталкиваясь на проблему познаваемости сущего, человек поставил перед собой новые цели: познать абсолютность в недрах самосознания и ясности трансцендентного мира [7, с.33].

В Работах Карла Ясперса особо подчеркивается изменение мировоззрения людей от Античности до Нового времени. Сегодня люди находятся под гнетом аппарата, обеспечивающего уклад жизни. Нет больше индивида – есть “человек толпы”. Всем навязываются одинаковые идеалы и ценности. Всеобщее нивелирование приводит к “штамповке” новых рабочих взаимозаменямых кадров, но никак не к развитию свободных и развитых личностей. Стирается грань между человеком и его существованием.

Однако даже в этих условиях, находясь под гнетом приближающегося конца, человек не перестает искать себя и смысл своего существования. Вот уже человечество живет в веке современных технологий; никогда в истории не было так просто обеспечить человека комфортом и удобством. Но вопреки этому он не чувствует себя свободным. Полагая, что свобода заключается в исполнении собственных желаний, человек становится все более порабощенным своим существованием. Обретение же подлинной свободы, по Ясперсу, заключается в акте выбора необходимого, вместо выбора желаемого.

Так, герой древнегреческой мифологии, Сизиф, обреченный на страдание, не смотря ни на что, обрел счастье в “борьбе за вершину”; он сам был творцом своей судьбы; он достиг подлинной экзистенциальной свободы в единственном данном ему выборе [1].

В Новое время проблема смерти стоит по-прежнему остро: несмотря на огромный скачок науки и медицины, этот вопрос все еще не решен. Человек, осознавая свою ничтожность пред лицом смерти, ощущает страх. Ясперс же утверждает, что, растворяясь в собственном существовании, человек теряет себя. И только ощущение себя не только как явления делает человека существом экзистенциальным; в своей экзистенции человек способен взять верх над смертью.

Таким образом, человек получает подлинную свободу в выборе необходимом, возникающем в пограничной ситуации. Смерть, является лишь фиксированной точкой. Размышления об этой фиксированной точке полностью меняют смысл всей жизни. Фиксированная точка – точка интенсивности [3, c. 43]. Точка, которая на первый взгляд бессмысленна, но наполняет смыслом всю жизнь. «Впершись глазами в смерть, мы что-то понимаем в жизни» [3, c 49]. Точка смерти в жизни человека, по сути своей – бессмысленна и случайна, но она существует как ритуал, наполняющий смыслом все предыдущее этой точке. Сомнение в сущем, «подвес и глядение оттуда» (с этой точки интенсивности) – и есть акт свободы, нахождение в этом зазоре – меж сущим и точкой смерти – есть вопрошание о взаимосвязи причинных связей, возможностью свободы и природного закона конечности [3, c 52]. Жизнь, сущее человека – есть прямая линия, которая обязательно должна иметь наполняющую всю ее смыслом точку и эта прямая линия держится на беспрерывно возобновляющемся усилии быть. Усилие это было бы невозможно, если бы человек, двигающийся по этой прямой линии, не был свободен. Ибо фундамент, основание этой линии – есть воля и свобода выбора, а смысл этой линии – ее окончание. Сомнение и страх, которая внушает конечная точка этой линии – есть нахождение воли, а воля – есть свобода. Моя свобода, моя воля наполняет смыслом все сущее вокруг меня, без меня ничего нет. Без моей смерти – ничего нет. Эта линия, линия жизни подвешивает меня, мое бытие и это есть акт присутствия в мире. Продление этого акта подвешивает весь мир на крюк недосказанности, недоделанности, незавершенности, но именно в этом акте делания, реализуется моя свобода делать и завершение этого акта – есть конец бытия. В этом и заключается экзистенциальный парадокс – свобода наполняет сущее возможностью быть и присутствовать в мире, творить это сущее, а конечность наполняет смыслом и дает возможность быть этой свободе. Иначе говоря, я свободен, потому что выбираю, а выбираю, поскольку конечен.

Список литературы

  1. Камю А. Миф о Сизифе. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/kamyu_alber/mif_o_sizife/read (дата обращения: 09.08.2016)
  2. Кожев А.В. Введение в чтение Гегеля: пер. с франц. А.Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2003. – 792 с.
  3. Мамардашвили М.К. – Картезианские размышления. – М.: «Культура», 1993. — 352 с.
  4. Сартр Ж.П. Тошнота. – М.: «Кристалл», 2001. – 224 с.
  5. Ясперс К. Просветление экзистенции. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 448 с.
  6. Ясперс К. Разум и экзистенция – М.: «Канон», 2013. – 336 с.
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.
  8. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. – М.: «Канон», 2012. – 448 с.
  9. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы . — М.: Алгоритм, 2007. – 272 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

na-journal.ru

Экзистенциальный кризис: как справиться с проблемой

Войти

Поиск Найти

  • Главная
  • Здоровье
    • Ангиология
    • Гастроэнтерология
    • Гематология
    • Гинекология
    • Дерматология
    • Инфекционные болезни
    • Кардиология
    • Лечебные диеты
    • Неврология
    • Нетрадиционная медицина
    • Онкология
    • Отоларингология
    • Офтальмология
    • Педиатрия
    • Проктология
    • Пульмонология
    • Ревматология
    • Стоматология
    • Токсикология и Наркология
    • Травматология
    • Урология
    • Фармакология
    • Эндокринология
  • Кулинария
    • Бульоны и супы
    • Горячие блюда
    • Десерты
    • Закуски
    • Консервация
    • Напитки
    • Продукты питания
    • Салаты
  • Красота
    • Женские прически
    • Косметическая продукция
    • Косметология
    • Макияж
    • Массаж и СПА
    • Похудение
    • Спорт и фитнес
    • Уход за волосами
    • Уход за кожей
    • Уход за лицом
    • Уход за ногтями
    • Уход за телом
  • Дом и Быт
    • Бытовая техника
    • Дом и уют
    • Домашние животные
    • Сад и огород
    • Товары для дома
    • Цветоводство
  • Мода и стиль
    • Аксессуары
    • Женская одежда

sovets.net

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные — T&P

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

theoryandpractice.ru

Экзистенциальный кризис личности — что это такое, как преодолеть

Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Данное понятие общераспространено в странах, где базисные потребности удовлетворены. Экзистенциальный кризис человека может зародиться в юности либо зрелости (в момент оценивания прожитых лет), при созревании личности. Такое переживание может быть довольно мучительным, поскольку возможность отыскать нужные ответы отсутствует. Справиться с экзистенциальным кризисом возможно несколькими путями. Часть индивидов решает прекратить задаваться этими вопросами, поскольку множество различных проблем требуют участия и решения. Другие – отыскивают выход в осознании того, что лишь настоящее имеет смысл, поэтому необходимо прожить полноценно его, дабы потом, не сожалеть об прозеванных мгновениях.

Что такое экзистенциальный кризис

Рассматриваемый феномен является типичной проблемой разумного существа, избавленного от необходимости решать злободневные вопросы, касающиеся выживания. У таких индивидов излишек времени, поэтому они начинают задумываться о смысле собственного существования жизни. Чаще подобные размышления приводят к безрадостным выводам.

Иррационалистическое направление современного философского ученья, воздвигающее в центр исследования бытие людских субъектов и утверждающее чутье человека в качестве базисного метода постижения реальности, именуется экзистенциализмом. Он оказал колоссальное влияние на развитие культуры прошлого столетия. При этом экзистенциализм никогда в чистой вариации в виде отдельного направления философии не существовал.

Человеческий субъект стремится уверовать в то, что существование имеет смысл, однако одновременно с этим, взирая на собственное бытие, словно со стороны, он внезапно осознает, что же существование людей не характеризуется ни объективным смыслом, ни заданным предназначением.

Экзистенциальный кризис человека может быть ложно диагностирован, являть собой следствие или сопровождать нижеприведенные явления:

– депрессивное расстройство;

– продолжительную изоляцию;

– острый дефицит сна;

– неудовлетворенность собственным существованием;

– серьезную психологическую травму;

– ощущение одиночества и изолированности в мире;

– приобретенное понимание собственной смертности, чаще наступающее по причине диагностирования неизлечимого недуга;

– убежденность в отсутствии смысла существования и цели бытия;

– поиск жизненного смысла;

– потеря понимания функционирования реальности;

– предельная степень переживания, блаженства либо боли, вызывающая стремление отыскать смысл;

– осознание сложности устройства Вселенной.

Экзистенциальные проблемы человека

Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти. Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание. Отчасти подобное воззрение верно, так как чаще экзистенциальные размышления посещают субъектов творческих профессий, индивиды, занимающиеся физической деятельностью, менее предрасположены к копаниям в «кулуарах» собственной личности, однако и они полностью от этого не защищены.

Можно выделить нижеприведенные предпосылки к возникновению экзистенциального переживания:

– утрата родного человека;

– применение психоделиков;

– угроза собственному существованию;

– продолжительная изолированность;

– разлука с детьми, любимым.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

Экзистенциальное одиночество

Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.

Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.

Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем. Это обусловлено индивидуальным выбором. При этом избежать состояния одиночества невозможно. И лишь во власти самого индивида трансформировать его в независимость и вынудить работать на него. Ответственность за персональное существование и независимость также приумножают переживание описываемого состояния, поскольку в действительности невозможно никому делегировать ответственность за собственное бытие. Эта ноша индивидуальна.

Экзистенциальное одиночество, прежде всего, обусловлено, соотнесением собственной личности с природой, восприятием себя в качестве целостной реальности. Если данная потребность не удовлетворена, то зарождается чувство одиночества, выражаемое тоской по Отчизне, взаимодействию с природой. Описываемая разновидность одиночества, в общении с себе подобными не исчезнет, а лишь временно приглушится, поскольку причины его возникновения обитают вне круга человеческих коммуникаций. Такое переживание наблюдается далеко не у всех, чаще оно зарождается у индивидов определенных профессий, деятельность которых имеет связь, например, с природой.

У отдельных личностей сильно сформирована потребность в приобщенности к мистическому, Богу. В отсутствии ее удовлетворения зарождается характерное переживание одиночества. Данный фактор является основополагающим в формировании различных сект, в возникновении религиозного фанатизма.

У некоторых субъектов часто остается неудовлетворенной необходимость ощущать и осознавать собственную уникальность. Индивид, переживающий самоизоляцию, понимает, что односторонне развитие собственного «Я» нивелирует формирование остальных сторон, вследствие чего ощущает неуютность. Данная вариация одиночества выражается в виде направленности к «Я истинному».

Культурное одиночество выражается в переживании отстранения от культурного достояния, которое ранее являлось значимой частью существования. Чаще проявляется разрывом с прежними ценностными ориентирами, что является немаловажным элементом в подростковом бытие.

Социальное одиночество можно повстречать гораздо чаще. Оно связано с взаимодействием личности и коллектива. Социальное одиночество возникает в изгнании, неприятии коллективом, отвержении группой.

Индивид ощущает собственное неприятие, что его исключили, отвергли, не оценили. Ощущение неприятия социумом, собственной ненужности чаще зарождается у субъектов, которые занять определенное место в социуме не смогли. Таким индивидам присуща тревога о собственном социальном статусе, беспокойство о социальной идентичности.

Мучаются данной разновидностью одиночества чаще субъекты, нуждающиеся в общественно значимой вовлеченности. Это старики, подростки, малообеспеченные особы, эксцентричные люди, женщины. Именно вследствие опасения социального одиночества люди активно входят в коллектив, включаются в общественную деятельность.

Еще одна вариация социального одиночества зарождается, когда человеческого субъекта воспринимают лишь в качестве роли. С описанным выше видом одиночества рядом обычно идет межличностное. Однако обусловлено оно отвержением или неприятием именно конкретным человеком.

Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством – аномией. Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу. Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном (пустом) пространстве. От подобного существования люди устают. Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны.

Экзистенциальный страх

Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком. По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются. Эти страхи можно лишь минимизировать.

Описываемые страхи подразделяются на:

– боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего;

– пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины;

– непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной;

– боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия.

Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера – опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка. Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку (чаще такие индивиды находят себя в творчестве). Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу.

Экзистенциальная вина

Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.

Вина – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.

Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая – является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая – основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям. Третья – это «вина разделения», объектом данной вариации провинности является природа в качестве единого целого.

Экзистенциальная провинность универсальна. Она гнездится в самосознании и не представляет собой результат неисполнения родительских «директив», однако вытекает из воззрения, что человеческий субъект может воспринимать себя в качестве индивида, который может совершать выбор и не может. Отсюда, рассматриваемое понятие неразрывно связано с личной ответственностью. Вину экзистенциального характера не следует априори считать невротической виной, однако она обладает ресурсом, необходимым для трансформации в невротическую провинность. При этом если правильно подойти к рассматриваемой вариации вины, то она способна принести пользу человеческому субъекту. Она нередко способствует формированию у индивидов способности примиряться с миром и сочувствовать окружающим субъектам, а также вырабатыванию творческого ресурса.

Экзистенциальная провинность перед собственной персоной является платежом, который уплачивает индивид за невоплощение собственной судьбы, за отрешение от собственных чувств, отчуждение собственной персоны от своих дум и желаний. Проще говоря, описываемое понятие можно выразить так: «Если индивид признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно. Следовательно, он виноват в потраченных впустую годах, в собственных потерях и недостижениях». Поэтому чем взрослее индивид, чем больше его определенная проблема либо общее недовольство бытием, тем глубже будет его провинность экзистенциального характера перед собой.

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Рассматриваемое явление возникает, когда понятие смысла существования и его цели перестает удовлетворять, перестает направлять, лишает внутреннего покоя. Когда индивид осознает быстротечность собственного бытия, не понимает, чем наполнить собственное существование. Это тревожит его разум, вышибает из-под ног почву. Однако стоит лишь наметить определенную незначительную цель и запастись решимостью, как вновь возвращается душевное равновесие.

Существует несколько способов, как выйти из экзистенциального кризиса, один из которых характеризуется 4 шагами.

Первый – заключается в избавлении от мрачных дум, отрицательных чувств. Это своеобразная изоляция себя от негатива.

Следующий шаг – это фиксация. Он состоит в борьбе с отчуждением, путем «привязки» себя к устойчивой системе ценностных ориентиров и идеалов (Бог, государство, церковь, судьба, люди).

Третий шаг – это отвлечение, которое заключается в запрете собственным думам перетекать в негативное русло. Необходимо заполнить бытие новыми занятиями, хобби, целями, проектами, которые способствуют отвлечению. Именно на новых свершениях следует сконцентрировать всю энергию.

Последний шаг состоит в сублимации. Здесь надобно устремить собственные силы в позитивном направлении: можно музицировать, заняться рисованием, чтением стихов – всем, что способствует личностному самовыражению.

Ниже приведены иные способы, как выйти из экзистенциального кризиса. Прежде всего, рекомендуется постараться осознать, что источником проблемы является сам индивид. Однако дело тут не в самих размышлениях, а в виновнике их породившем. Мысли возникают вследствие воздействия внутреннего состояния, окружающего социума и реагирования на полученный опыт.

Также следует воспринимать среду исключительно такой, какой она является. Ставя под сомнения все, человек учится распознавать вранье и отделять его от правды. Рассматриваемый феномен является довольно распространенной проблемой. Практически каждому человеческому субъекту иногда кажется, что он увяз в игре, сотворенной и управляемой кем-то извне, не желающим человеческому роду добра. Когда человек ощущает кризис, ему начинает видеться, что другие субъекты добились высот благодаря умению обманывать его, внушать страх, всецело игнорировать. Дабы избавиться от подобных дум, рекомендуется заняться изучением истории цивилизации, необходимо уяснить, каким образом происходит смена поколений на Земле, существующей вечность. После чего необходимо сформировать собственное понимание о направленности движения мира.

Человеческое существование кажется довольно размеренным и организованным, поэтому в нем хотя бы минимум смысла есть. Дабы избежать экзистенциального криза следует прекратить сравнивать собственную личность с социальным окружением и отдельными индивидами. Это позволит значительно вырасти умению получать от бытия удовольствие.

psihomed.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *