Урок самопознания найти себя 11 класс – Урок по самопознанию на тему «Найти себя» (11 класс)

Урок по самопознанию на тему «Найти себя» (11 класс)

План урока самопознания

Дата________

Тема: Найти себя

Ценность: терпение        Качества : совесть, искренность, достойное поведение

Педагог: Духовская Г. К.

Класс 11  Кол-во уч-ся_______

Цель урока:

Ресурсы: (материалы, источники) музыка для позитивного настроя, песня, учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

Свет

2.Проверка домашнего задания.

3.Позитивное высказывание (цитата).

«Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим — величайшее достижение»

                                                                 Ральф Уолдо Эмерсон

4.Рассказывание истории (беседа).

Притча – «Ты – лев»

Вопросы:

Почему лев олицетворял себя с овцами?

Сможет ли он стать самим собой?

Трубно ли быть самим собой? Поясните свой ответ.

Понять истинный смысл лицемерия возможно при знакомстве с учебной информацией:

Лицемерие — несоответствие слов, поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям. С лицемерием связаны притворство, лукавство. Иногда человек действует так в силу обстоятельств, чтобы не противоречить устоявшимся стереотипам поведения. Но именно это способствует утрате верных жизненных ориентиров, расшатыванию нравственных основ личности.

5.Творческая деятельность.

Рассмотрите ситуации. В какой из этих ситуаций проявляется лицемерие? Почему?

1. Учитель ведет урок, строго следит за дисциплиной, и учащиеся внимательно слушают его. Как только он вышел, все тут же начинают заниматься всем, чем угодно, только не учиться.

В учреждении ожидается приезд высокого началъ ства. Перед этим в помещении, в документах наводят порядок, «чтобы пустить пыль в глаза». После визита все возвращается в прежнее русло.

Продавщица, обсчитывая покупателей, оправдывает ся, что сделала это по невнимательности, когда вы выра зили неудовольствие по поводу того, что она неправильно дала сдачу. Она извиняется, возвращает вам деньги, но продолжает это делать со следующими покупателями.

Подросток дома вежлив и послушен. В компании друзей он ведет себя развязно, употребляет слова, которые дома родители от него никогда не слышали.

6. Круг «От сердца к сердцу»

7.Домашнее задание.

8.Заключительная минута тишины.

infourok.ru

Поурочный план 11 класс на тему: «Найти себя»

Школа: СКО, Петровская средняя школа Дата________Тема: Найти себя Ценность: Праведное поведение Качества: Искренность, бескорыстность, ответственность Педагог: Пеньковская А.В.Кол-во уч-ся___

Цель: Расширить представления у учащихся ценность Праведное поведение, через осмысление своего призвания.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 11 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.

«Годы юности — самые трудные годы. Ибо это — годы выбора» (И. Кант.)

«Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н.Н. Миклухо-Маклай.)

С.Садвакасов

Как вы думаете, может, ценность жизни есть в том, чтобы делиться с людьми тем, что любишь. И эта очень простая истина определяет смысл нашей жизни? Помните, как старый безвестный музыкант из повести Л.Толстого «Люцерн» каждый день приходил на площадь и играл. Он не мечтал о наградах, об аплодисментах, он просто делился с людьми тем, что любил -музыкой. И его искренность совершала чудо: люди думали о том хорошем, что они могли бы сделать и не сделали, в их душах рождалось сомнение, их тревожила печаль о несбывшемся в себе. Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что моя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни?

Подумайте. Ведь и поэты, и философы, и музыканты, и изобретатели, и художники, и учителя, врачи и инженеры делятся с людьми тем, что умеют.

А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. И люди называют это подвигом. Что же движет человеком?.. Необычайная сила духа, духовность личности?

А что движет человеком, способным забрать жизнь другого человека, других людей?.. Люди дали и этому явлению свое название — преступление. Кто способен преступить запрет, закон, заповедь?

Бездуховный человек — это человек без души. Вот и получается, что смысл жизни определяется нравственным, духовным выбором человека. А в процессе жизни малые поступки перерастают в большие дела, становясь благом для самого человека и других людей или злом для всех, подвигом или преступлением.

Анализ: О каких ценностях жизни размышляет журналист? В чем, по вашему мнению, заключается смысл жизни человека? Что значит «бездуховный человек»?

  1. Творческая деятельность, индивидуальная работа.

Выполните задание 3 в тетради, на стр. 20. Заполните таблицу «Мои способности правильной оценки себя»

  1. Групповое пение. «В каждом маленьком ребенке» (папка «11 класс»)

  2. Опережающее домашнее задание. Выполните задание 2 в тетради, на стр. 20. Подберите синонимы к словосочетанию «жизненное предназначение»

  3. Заключительная минута тишины.

Давайте закроем глаза и положим руку на сердце и попытаемся открыть свое сердце и наполнить ею свою жизнь, мечты, все вокруг. Мысленно начнем посылать всю свою любовь своим близким, друзьям, просто людям, всем! животным и растениям, всей планете! посылаем свою любовь тем кого не взлюбили и кто не взлюбил нас и тогда вы просто станете бесконечным потоком любви! И почувствуюте как Мир улыбается вам!

infourok.ru

открытый урок «Найти себя» 11 класс

музыкальное сопровождение:музыка-Евгений Крылатов,слова-Леонид Дербенев
  • Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.

  • Учитель: Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому – нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые нас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу.А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.Анализ состояния:Что интересного и необычного увидели?
  • Проверка домашнего задания.

  • Учебник стр. 44, текст С.Садвакасова.Вопросы:А) О каких ценностях жизни размышляет журналист?Б) В чем, по вашему мнению, заключается смысл жизни человека?Е) Были ли в вашей жизни случаи, когда вы, несмотря ни на что, были честны с собой и окружающими? Что вы при этом чувствовали?
    Примечания
  • Позитивное высказывание (цитата).

  • Правдивое сердце — главное оружие истины.
  • Какая ценность является основой высказывания?

  • Рассказывание истории (беседа).

  • «Жила на свете женщина-Мастер по имени Видия (это имя в переводе с санскрита означает «Знание»). Был у неё воспитанник по имени Амрит («бессмертный»). Когда воспитанник вырос, Мастер Видия сказала ему: «Ты уже возмужал, умеешь контролировать свои мысли, умеешь сдерживать свой гнев и управлять эмоциями. Иди в мир. Ты готов к тому, чтобы найти и познать единое зерно Истины». Амрит спросил: «Мастер Видия, я благодарен вам за ваши мудрые слова, добрые дела. Они меня научили многому. Но дайте хотя бы намёк, где искать единое зерно Истины?» Мастер Видия лишь улыбнулась и ответила: «Слушай свою душу, она подскажет верное направление».Преисполненный гордости за свершенные деяния, Амрит вернулся в дом Мудрости. Мастер Видия в это время пребывала в саду. Обрадовавшись встрече, он стал рассказывать о своих странствиях. «Когда я вышел из дома Мудрости, случилось неожиданное. В тот день император страны устраивал великое собрание мудрецов. Я пошел туда, в надежде получить ответ на свой вопрос. На собрании велись споры и дискуссии о смысле жизни. Я высказал мнение. И мне вдруг вручили императорский приз. В один день я приобрёл богатство и славу. Я решил потратить все деньги на учёбу у Знаменитого Учителя, чтобы познать зерно Истины. Теперь я приобрёл много знаний в разных науках и могу поведать о многих зернах Истины в каждой из этих наук…» И Амрит стал рассказывать то, что он познал. Однако Мастер Видия, выслушав его рассказ о достижениях и приобретенных знаниях, лишь улыбнулась, а потом сказала:Мастер Видия подняла с земли плод ближайшего дерева и показала Амриту. «Ты изучил то, из чего соткан видимый мир, но ты упустил то, из чего он состоит и ради чего всё это существует». Мастер Видия разделила плод пополам. Вынув оттуда семя, она также разделила и его, показав Амриту мякоть внутри семени.«С помощью ума ты познал видимую сердцевину семени, из которого вырастает большое дерево. Но только с помощью чувственности ты сможешь познать невидимое, ту животворящую пустоту, благодаря которой вырастает большое дерево. Семя лишь вместилище созидающей пустоты. Животворящая пустота соткана из единого зерна Истины, из которого всё было рождено и когда-то всё вновь растворится в нём.Когда ты начал Путь, это знание было в тебе. Благодаря ему ты приобрёл богатство и славу. Но ты использовал богатство ради ума. Богатство же дается для постижения ответственности. Богатства мира принадлежат этому миру, в котором все преходящее и подлежит смерти. Если бы ты употребил богатство на благо людям, ты бы нашёл и познал единое зерно Истины, частичка которого есть и в тебе».Амрит удивился: «Как я покажу людям то, о чём не ведаю сам?»Амрит спросил: «Но как мне это сделать?»Вопросы:
  • Как объяснил смысл жизни Амрит на собрании мудрецов?

  • Как вы понимаете совет Мастера Видии Амриту?

  • После знакомства с притчей изменилось ли ваше понятие об истине, смысле жизни?

  • Какие качества помогут человеку в постижении истины?

  • Как бы вы объяснили человеку, что мир вокруг него зависит в первую очередь от его мыслей, слов и поступков?

  • Расскажите о каком-либо случае из своей жизни, когда вера в себя помогла вам получить ответ на вопрос о смысле жизни.

  • Творческая деятельность, групповая работа.

  • Написание стихотворения о смысле жизни (класс делим на 4 группы)
  • Групповое пение. «Да только истина одна» (из к/ф «Не покидай»)

  • музыка-Евгений Крылатов,слова-Леонид Дербенев
  • Сыграть мы пьесу были рады, И все старались искренне, И все что видели вы, — правда, И все что слышали вы, — правда,Правда, да не истина. Припев:Есть правда скромная, есть правда гордая, Такая разная всегда она, Бывает сладкая, бывает горькая, И только истина всегда одна. Есть правда светлая, есть правда темная, Есть на мгновенье и на времена, Бывает добрая, бывает твердая, И только истина всегда одна. 2. Порой восстанет брат на брата, Безжалостно, неистово, И все, что первый крикнет, — правда, И что второй ответит, — правда, Правда, да не истина.

  • Припев.
  • Домашнее задание.

  • Учебник. Стр. 48, отрывок из письма Анны Степановны Тарасовой.Тетрадь ученика. Стр.19, задание 1.
  • Заключительная минута тишины.

  • Вспомните и повторите цитату урока.

  • Спасибо вам за работу.

    ust.kz

    Внеклассное мероприятие по самопознанию «Найти себя в мире профессий»

    8. Творческая деятельность, групповая работа

    Групповая работа по теме: «Самые нужные профессии»:

    Ответьте мне на вопрос: что будет, если обувные фабрики начнут выпускать тапки, все магазины будут забиты этим товаром? (этот товар очень трудно будет продать, а значит пропадет чей-то труд, деньги, прибыль)

    Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что человек продает на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделите на группы:

    — «Модные профессии»

    — «Профессии, которые всегда нужны»

    — «Отважные профессии»

    Примерные списки профессий:

    Модные профессии: юрист, журналист, топ-модель, нефтяник, эколог, менеджер, программист ит.д.

    Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, слесарь-водопроводчик и т.д.

    Отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик, космонавт, шахтер, военный, сапер, спасатель и т.д.

    Здесь конечно не все профессии. Профессий в мире более 50 000. Выбирая профессию, мы будем ориентироваться не на весь мир, а на тот мир, который нас окружает.

    9. ТЕСТ «Насколько вы справляетесь с выбором профессии?»

    Если вы согласны с утверждением — обведите ответ «да», если нет — ответ «нет». В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

    На заранее подготовленных тестах вопросы:

    1.Профессия выбирается раз и навсегда (да) (нет).

    2.Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да) (нет).

    3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да) (нет).

    4.Профессия предназначена человеку от рождения (да) (нет).

    5.Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами»(да) (нет).

    6.Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей (да) (нет).

    7.Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да) (нет).

    8.Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да) (нет).

    На самом деле, все эти утверждения относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

    Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.

    0–2 — вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, высок.

    3–5 — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью — к психологу, к социальному педагогу, к воспитателям.

    6 и более — вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

    10. Тест «Какая профессия мне подходит».

    Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.        (музыка)

     — Теперь подсчитаем количество треугольников.        (дети выполняют задание)

    — А теперь слушайте ключ к тесту.

    Первый тип: 6-8 треугольников- тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

    Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди.хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

    Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

    Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

    Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

     Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

    — Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути

    multiurok.ru

    Урок по самопознанию «Найти себя в мире профессий»

    Швец Анастасия Геннадьевна
    учитель самопознания и старшая вожатая
    г. Петропавловск КГУ «Средняя общеобразовательная
    инновационная школа № 1 имени М. Айтхожина»

     

    11 класс

     

    Цель: Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

    Задачи:

    Образовательная: Познакомить с особенностями некоторых профессий.

    Образовательная: Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

    Развивающая: Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.

    Формирующая: Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы: беседа, диалог, работа в группах, игра, словесно-иллюстративный, работа с учебником.

    Оборудование:

    1. ручки,
    2. листочки,
    3. слайды с заданиями,
    4. презентация «В мире профессий»,
    5. наглядный материал для групп,
    6. учебник.

    План урока

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Повторение.
    3. Чтение.
    4. Диалог.
    5. Характеристика выбранной профессии.
    6. Игра.
    7. Заключительная часть.

    Ход урока

    Оргмомент

    Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.

    Основная часть

    Эпиграф: «Мало найти себе надежный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто…» (Б. Кригер)

    Учитель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Каждый ли из вас может ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?». А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

    Учитель: В прошлом году мы с вами делали дифференциально-диагностический опросник профессора Е. А. Климова. Сейчас я напомню вам об основных типах профессиональной деятельности человека.

    1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа. К такому типу профессий относятся егерь, животновод, зоотехник, лаборант, лесник, агроном, ветеринарный врач, геолог, инженер (геофизик, лесного хозяйства и др.), провизор, фармацевт, физик, химик, эколог, садовник, фермер.

    2. Человек-техника. Это люди, использующие технические устройства. К такому типу профессий относятся водитель автомобиля, кондитер, маляр, машинист, механик, монтажник, наладчик, оператор, слесарь, столяр, швея, электромонтер, инженер (механик, стро.итель, технолог и др.), пилот.

    3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся агент (страховой, коммерческий, рекламный, по недвижимости), бармен, бортпроводник, воспитатель, медсестра, милиционер, официант, продавец, санитар, социальный работник, фельдшер, адвокат, врач, коммерсант, логопед, менеджер, психолог, преподаватель, секретарь-референт, следователь, тренер, консультант.

    4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. К такому типу профессий относятся кассир, машинистка, наборщик, налоговый инспектор, операционист, телефонист, аудитор, библиотекарь, бухгалтер, диспетчер, инженер (геодезист, конструктор и др.), маркетолог, нотариус, переводчик, программист, редактор, экономист.

    5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. К такому типу профессий относятся актер, архитектор, дизайнер, музыкант, хореограф, художник.

    Учитель: Давайте вспомним, к какому типу деятельности относитесь вы. (Ответы учеников)

    Вот приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых — за 50 часов.

    Учитель: Но кроме способностей, что, же ещё необходимо учитывать? (Ответы детей)

    • свои интересы;
    • призвание;
    • здоровье;
    • талант;
    • престижность.

    Учитель: А ведь, сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня мы попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

    При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

    Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а исполнительность — плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

    Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 49. Давайте ознакомимся с учебной информацией о том, кто помогает и мешает выбрать профессию. Затем ответим на вопросы и обсудим прочитанное.

    Учитель

    : — Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии? С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя? (высказывания учащихся)

    — Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?

    (— думаю, играет огромную роль, ведь от твоего морального удовлетворения своей работой зависит многое: здоровье, эмоциональное состояние, твое материальное состояние;

    (— моя мама в молодости выучилась на медсестру по совету родителей, но так и не смогла работать по специальности, т. к. не было, ни желания, ни достаточных знаний. Впоследствии переучилась и стала отличным педагогом. Теперь работает в школе. Я сама решу, кем мне стать;

    (— кто-то выучится на экономиста или юриста и так и не найдет работы по специальности и пойдет работать на рынке, а кто-то выучится на штукатура-маляра и будет отлично зарабатывать).

    — Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи? (Высказывания учащихся)

    — Нужен ли в школьной программе курс профориентации? (Высказывания учащихся)

    — Ребята, поделитесь своими личными и профессиональными планами на будущее. (Ответы детей)

    — Как вы думаете, какие школьные предметы помогают нам определиться с будущей профессией? (Ответы детей)

    — Какие факторы влияют на выбор профессии? (Ответы детей)

    — В каких учебных заведениях можно получить выбранную вами специальность? (Ответы детей)

    — Назовите необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии? (Ответы детей)

    — Имеются ли медицинские противопоказания в выбранной вами профессии? (Ответы детей)

    Учитель: Давайте сейчас проанализируем профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

    1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

    2. Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

    3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

    4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

    5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

    6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

    7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

    8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

    9. Где можно её получить?

    (После того как учащиеся ответили на вопросы, некоторые зачитывают получившиеся результаты и высказывают свою точку зрения).

    Учитель: Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

    Игра «Самая-самая»

    Участники делятся на 3 команды.

    Участникам предлагаются следующие характеристики:

    1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
    2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
    3. самая волосатая (парикмахер)
    4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
    5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
    6. самая смешная (клоун)
    7. самая умная (учёный, профессор)
    8. самая белая (врач)
    9. самая зубастая (стоматолог)
    10. самая начитанная (библиотекарь)
    11. самая высокая (монтажник-высотник)
    12. самая быстрая (гонщик)
    13. самая техническая (инженер-конструктор)
    14. самая свободная (художник)
    15. самая смелая (милиционер)
    16. самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
    17. самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

    Каждая команда дает свои варианты ответов.

    Игра «Профессия на букву»

    Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

    М: менеджер, массажист, мультипликатор, машинист, маркетолог, мерчендайзер, медсестра, маляр, маникюрша, метеоролог, механик, микробиолог, милиционер, модельер, монтажник, музыкант, музеолог.

    О: оператор, оптик, облицовщик, официант, офицер, охранник, оценщик, офтальмолог, обозреватель, овощевод, озеленитель, океанолог, организатор, оформитель, офис-менеджер.

    Р: рабочий, радиоведущий, радиомонтажник, радиотехник, регистратор, редактор, режиссер, рекламный агент, репортер, реставратор.

    Ч: чабан, часовщик, чаевод, чертёжник, чеканщик, чистильщик.

    Ц: цветовод, церковнослужитель, цитолог.

    Я: ядерщик, языковед, ямщик.

    Заключительная часть

    Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.

    Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:

    Желаю вам такой профессии,
    Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
    Чтоб быстро по служебной лестнице
    Могли вы смело подниматься,
    Желаю вам коллег порядочных,
    Начальства умного и справедливого,
    Чтоб на работу вы бежали с радостью,
    А своим творчеством делились искренне.

    Литература

    • Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
    • Климов Е.А. «Типы профессий и их классификация»
    • Пряжников Н. С. Игровыеx профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
    • Пряжников xН. С. Ценностноx-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
    • Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
    • Шевандрин xН. И. Психодиагностикаx, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.
    • Самопознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ. Л. А. Саинова, Е. М. Лосева, А. Б. Сапарбаева, Н. И. Харькова, Г. И. Калиева./ Алматы. ННПООЦ «Ббек», 2010.

    www.azbyka.kz

    Урок по самопознанию «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ» 11 класс

    Ценности:праведное поведение Качества:ответственность,честь,достоинство

    Цель урока: формирование позитивного образа «Я», чувства уникальности и неповторимости не только себя, но и дру­гих людей через ценность «внутренний покой»

    Задачи: обобщить понятия «личностный рост», «эмоцио­нальная культура», «тактичность», «речевой этикет», «саморегуляция», «самоконтроль»,

    развивать способности ответственность,честь,достоинство.

    воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки,честь,достоинство.

    Ресурсы (материалы, источники)

    музыка

    Ход урока:

    1.Организационный момент. Минута тишины

    Концентрация на Свет. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

    Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

    Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

    Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

    Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

    Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

    2.Проверка домашнего задания

    Саморазвитие и личностный рост стр 16-18 чит

    По каким причинам человек вступает на путь саморазвития и личностного роста?

    Какие этапы саморазвития (личностного роста человека)выделяет автор?

    В чем заключается наука самовоспитания?

    Примчание

    3.Позитивное высказывание (цитата)

    Мы не несем ответственности за свои эмоции, но несем ответственность за то, что делаем, испытывая эмоции.

    Хорхе Букай

    4.Рассказывание истории (беседа) Притча создай все сам! Один мужчина мечтал о лучшей жизни. Ему не нравился тот дом, в котором он живёт, та одежда, которую он носит, словом, всё, что его окружало. Он задавался вопросом, почему у кого-то есть всё, о чем только можно мечтать, а у него нет ничего. «Вот если бы у меня был хороший дом, красивая жена, много денег, тогда я был бы счастлив», — думал мужчина, целыми днями. И вот однажды, он повстречал Волшебника. — Я слышал твои мысли, — сказал Волшебник, — и я готов помочь тебе. Скажи, чего ты хочешь, и я всё исполню. Мужчина очень обрадовался. Сначала он не поверил своему счастью. — Неужели так бывает? Просто попроси, и всё исполнится! Наверное, ты что-то хочешь взамен? Но Волшебник ответил, что ему ничего не нужно. — Ты так давно просишь, что я подумал, наверное, ты точно знаешь, что тебе нужно. Просто попроси, и всё будет! — Отлично! – обрадовался мужчина. – Мне нужен большой красивый дом! Красавица-жена, но чтобы умела хорошо готовить. Ещё мне нужно, чтобы у меня всегда было много-много денег! — Хорошо, — ответил Волшебник. – Ты уснёшь, а завтра утром проснёшься, и у тебя всё это будет. И действительно, на следующее утро мужчина проснулся в большом роскошном доме, его встречала улыбчивая красавица, которая была его женой. Завтрак уже был приготовлен. Всё было великолепно. В банке был открыт счёт на его имя, и сколько бы он не тратил, счёт все время пополнялся. Сначала мужчина не верил своему счастью. Он был просто в восторге! Но вот день летел за днём, месяц за месяцем, а в его жизни ничего не менялось. Он сам себе задавал вопрос: чего ещё можно хотеть, ведь у меня и так всё есть? Но между тем, он чувствовал, что желанного счастья так и не обрёл. И он снова начал звать Волшебника. — Почему я несчастлив, ведь у меня всё есть? – спросил мужчина Волшебника, когда тот снова пришёл к нему. — Я исполнил всё, что ты хотел. Так что наслаждайся своим счастьем! — Не могу. В моём огромном доме мне одиноко, красавица жена не радует меня. И деньги, которых я так хотел, не приносят мне удовлетворения. Почему, ответь мне Волшебник! — Ты попросил у меня дом, но не попросил тепла и уюта в нём! Ты попросил у меня жену, но не попросил любви и понимания! Ты попросил у меня денег, но не попросил свободы, силы и радости, которые они могут дать! – ответил Волшебник. Мужчина очень обрадовался. — Спасибо! Я всё понял, — сказал он. – Я хочу всего этого! Дай мне это! — Ну, раз ты всё понял, тогда иди и СОЗДАЙ ВСЁ САМ! – сказал Волшебник и исчез. А мужчина очнулся в своём прежнем доме, один без жены и денег. Но зато теперь с ним была уверенность и знание того, что же он хочет на самом деле.
    В чем смысл притчи?

    5.Творческая деятельность,групповая работа

    Задание 1 по тетради с 8-10 Тест

    Зад 2 Подберите образы к разным эмоциям

    Эмоции влияют на поведение человека

    • Ситуация 5. Мария идет по темной улице, расположенной в незнакомой части города и пользующейся дурной славой. Ее глаза мечутся по сторонам, ей мерещатся тени, и она знает, что где-то рядом притаилась опасность. Она чувствует, что у нее потеют ладони, она ускоряет шаг и затем со всех ног бежит прочь.

    • Ситуация 6. Марина и Дима едут в машине, с удовольствием предвкушая отдых в горах. Марина смеется, потому что Дима с юмором рассказывает ей о том, как прошла его последняя учебная неделя. Они оба счастливы от того, что прекрасно проведут время, и до позднего вечера мечтают о том, как проведут свои кани­кулы.

    *Ситуация 7. Молодой человек подходит к незна­комой девушке в баре. Он хочет мило поболтать с ней, добиться, чтобы она пошла вместе с ним к нему домой, чтобы он мог «приятно провести с ней время», а затем показать ей на дверь. Он говорит ей, что никогда не встречал девушки прекрасней, чем она, и что она особенная и не похожа на других. Он соблазняет её и затем говорит, что «позвонит завтра». Он никогда не позвонит ей.

    • Ситуация 8. Выпускник инженерного колледжа толь­ко что успешно сдал экзамены. Он чувствует облегчение от того, что завершились все испытания, и с оптимизмом смотрит в будущее, зная, что оно таит множество подар­ков судьбы. Он уверен в себе, ничего не боится и сгорает от желания начать применять на практике полученные знания.

    Пирамида Маслоу

    • У молодого человека хорошая работа, он много зарабатывает и тратит свои деньги на приобретение новых машин, дорогой одежды, модных аксессуаров.

    Женщина занимается деятельностью, имеющей важнейшее значение в обществе, она помогает молодым людям преодолеть зависимость от наркотиков. Ее социальные программы используются во многих регионах страны, она часто участвует в международных фору­мах, ее фото печатают во многих журналах.

    Мужчина стремится поскорее добраться до дома. Там его ждут жена и дети. Он улыбается от мысли, что весь вечер они проведут вместе. Они будут рассказывать друг другу, как провели этот день.

    6.Групповое пение. «Когда уйдем со школьного двора» Композитор: Флярковский А.
    Автор слов: Дидуров А. А.

    Когда уйдем со школьного двора

    Под звуки нестареющего вальса,

    Учитель нас проводит до угла,

    И вновь назад, и вновь ему с утра,

    Встречай, учи и снова расставайся,

    Когда уйдем со школьного двора.

    Для нас всегда открыта в школе дверь,

    Прощаться с ней, не надо торопиться,

    Ну как забыть звончей звонка капель

    И девочку, которой нес портфель.

    Пускай потом ничто не повторится,

    Для нас всегда открыта в школе дверь.

    Пройди по тихим школьным этажам,

    Здесь прожито и понято немало,

    Был голос робок, мел в руке дрожал,

    Но ты домой с победою бежал.

    И если вдруг удача запропала,

    Пройди по тихим школьным этажам.

    Спасибо, что конца урокам нет,

    Хотя и ждешь с надеждой перемены,

    Но жизнь она особенный предмет,

    Задаст вопросы новые в ответ,

    Но ты найди решенье непременно,

    Спасибо, что конца урокам нет.

    7.Домашнее задание Эмоции стр 20-21 чит

    8.Заключительная минута тишины

    Пожалуйста, сядьте удобно. Закройте глаза. Вы снова слышите музыку, закройте гл. И вспомните,о чем мы сегодня говорили.Что мы возьмем из этого урока? Спасибо за урок.

    multiurok.ru

    Урок по самопознанию «НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ» 11 класс

    4.Рассказывание истории (беседа) Притча У каждого своя дорога

    Пять мудрецов заблудились в лесу.

    Первый сказал:
    — Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

    Второй сказал:
    — Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

    Третий сказал:
    — Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

    Четвертый сказал:
    — Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

    Пятый сказал:
    — Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

    Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

    Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

    Все поступили правильно.

    Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

    Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

    Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

    Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

    Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

    Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

    Вывод. У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

    Главное для нас — найти свой верный путь, свою цель.

    multiurok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *