Экзистенциальная психология — Психологос
Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого поведения и к влиянию на него.
Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.
Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации.
В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами.
Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (Субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.
С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.
Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка — научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие — в идеале — должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие — более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий.
Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:
- себя как людей, которые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный социальный и биологический опыт;
- общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.
Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью.
Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так.
Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.
Экзистенциальная психология: предметное поле
Первые определения экзистенциальной психологии, появившиеся в академических учебниках в начальный период ее становления, отличались сдержанностью и скорее формальным характером. Например, Г. Холл и Г. Линдсей указывают: «Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа» [Холл, Линдсей, 1997, с. 310].
Экзистенциально ориентированные авторы дают более развернутые определения. Так, Якобсен отмечает, что, «используя философию как основание, экзистенциальная психология представляет собой совокупность концептов, теорий и эмпирического знания, описывающих, как человеческие существа взаимодействуют с большими вопросами жизни и как базовые условия управляют нашей жизнью и проявляются в наших повседневных жизненных ситуациях». Он предлагает следующее определение экзистенциальной психологии: «Экзистенциальная психология — область психологии, которая рассматривает отношение человеческого существа к наиболее сущностным человеческим дилеммам, так называемым большим вопросам жизни.
Экзистенциальная психология скорее стремится к тому, чтобы уловить дух и чувство жизни, чем описывать жизнь в рамках системы логических и систематических категорий. Экзистенциальная психология также стремится включить в психологическое понимание базисные философские размышления, в то же время образуя основания для экзистенциальной терапии, консультирования и коучинга» [Jacobsen, 2007, p. 1].Одна из первых попыток определения предметной области экзистенциальной психологии в отечественной литературе принадлежит Д. А. Леонтьеву. Анализируя ее философские, феномен оло-гические, онтологические основания, он считает, что экзистенциальная психология — это «психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое. Она исходит из признания наличия и принципиальной важности общих законов бытия человека в мире, познание которых необходимо для решения любых конкретных проблем» [Леонтьев, 2001, с. 5].
В. Н. Дружинин, автор одной из первых в отечественной литературе работ по экзистенциальной психологии, приводит несколько ее определений, позволяющих обозначить проблемное поле экзистенциальной психологии:
«Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Она призвана объяснить, почему жизнь человека складывается определенным образом, а не иначе».
«Экзистенциальная психология — наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно уникальны их жизненные пути».
«Экзистенциальная психология — наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути» [Дружинин, 2000, с. 5-6].
Довольно часто экзистенциальная психология описывается через фундаментальные проблемы человеческого существования. Так, В. В. Знаков очерчивает предметное поле экзистенциальной психологии через формулировку глобальных проблем человеческого бытия: «жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования» [Знаков, 2001, с. 14]. Иногда выделяется какая-то, по мнению специалистов, центральная проблема. Например, Ю. В. Тихонравов определяет главный предмет экзистенциальной психологии как «смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты» [Ти-хонравов,1998, с. 6].
Таким образом, несмотря на различия в приведенных определениях, проблемное поле экзистенциальной психологии очерчивается довольно определенно.
Новизна и принципиальное отличие экзистенциальной психологии от других, в том числе и современных подходов психологии — в том, что предметом ее внимания становится существование человека, его жизнь в мире с ее вечными вопросами о смысле жизни, свободе и ответственности, о смерти и одиночестве, надежде и отчаянии. Как подчеркивает Р. Мэй, для экзистенциалистов «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего, который осуществляет свой опыт, то есть они используют психологическую терминологию в онтологическом смысле» [Мэй, 2004, с. 56].
Особенности экзистенциального направления в психологии становятся более очевидными при его сравнении с другими подходами. Наиболее часто это сравнение проводится с гуманистической психологией, в рамках которой (в том числе) зарождается новое направление.
Действительно, А. Маслоу, признанный лидер гуманистического движения, уже в работах 60-х годов начинает формулировать идеи, относящиеся к психологии бытия. В свою последнюю книгу, вышедшую в русском переводе под названием «Дальние пределы человеческой психики», он включает раздел «Заметки по психологии Бытия» (отмечая, однако, их незавершенный характер). В этом разделе он размещает наброски относительно «предмета, проблем, полномочий» психологии бытия. В его представлении эта область направлена на изучение целевых состояний человека, «окончательных состояний», «окончательных переживаний», ценностей совершенства, метамотивации человека. Маслоу формулирует задачи исследования постижения бытия, а также описания его характеристик. В пространство интересов психологии бытия включаются и «негативные» состояния, если они «могут способствовать постижению истины и реальности» [Маслоу, 1999, с. 139-143].
Для понимания сущности экзистенциального подхода несомненный интерес представляет и работа А. Маслоу под примечательным названием «Чему психология может научиться у экзистенциалистов» (глава в книге «По направлению к психологии бытия»; также публикована отдельной статьей в сборнике «Экзистенциальная психология»).
А. Маслоу подчеркивает два основных момента экзистенциального подхода, представляющих, по его мнению, особый интерес. Первый из них связан с понятием идентичности как сущностной характеристики человеческой природы, которое, как считает Маслоу, возможно, более других экзистенциальных понятий доступно эмпирической работе с ним. Второй акцент он делает на том, что данный подход «в большей мере идет от опытного знания, чем от системы понятий или абстрактных категорий. Экзистенциализм основывается на феноменологии, то есть использует личный, субъективный опыт как основу, на которой строятся абстрактные знания» [Маслоу, 2002, с. 22].
Далее в своих рассуждениях Маслоу останавливается на насущных проблемах психологической науки и практики в понимании человека. Природа человека двойственна — он одновременно актуален и потенциален, наделен «низшим» и «высшим» началом, но «ничто не может быть отброшено, только интегрировано». Мас-лоу пишет о «самости» человека, его ответственности, одиночестве и других экзистенциальных темах. Стоит процитировать еще одно его высказывание, касающееся принципиального момента экзистенциального подхода: «Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могут связать психологию с глубинной философией, которой сейчас недостает. Логический позитивизм был ошибкой, особенно для клинических психологов и персонологов. В любом случае основные философские проблемы должны быть снова открыты для обсуждения» [Там же, с. 23].
Как уже отмечалось, постепенное развитие идей гуманистической психологии приводит к серьезным расхождениям во взглядах ее представителей. В конце 80-х годов возникает дискуссия, начатая статьей Дж. Роуэна под знаковым названием «Две гуманистические психологии или одна?». В результате полемики о базовых идеях и методологических принципах изучения человека в рамках гуманистического подхода начинает выделяться экзистенциальное направление, которое, разделяя ряд общих представлений, предлагает другой взгляд на развитие и основные проблемы человека.
Д. А. Леонтьев в своей статье «Что такое экзистенциальная психология?» (одной из первых по данной проблематике, появившихся в России) указывает на следующие различия в подходах гуманистической и экзистенциальной психологии.
Основная идея гуманистической психологии, выраженная в работах ее основателей А. Маслоу и К. Роджерса, сводится к тому, что человеку присуща тенденция к самоактуализации как некая внутренняя сила, направляющая его в сторону развития, разворачивания его потенций и возможностей. Экзистенциальные психологи, например Р. Мэй, считают, что такой силы нет, а направление развития определяется выборами, которые делает человек. «Представители экзистенциального направления утверждают, что неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор — это предпосылки “нездорового” развития, т. е. какой-то однозначно заданной направленности или сущности у человека нет» [Леонтьев, 1997а, с. 41]. Это различие, по мнению специалистов, является принципиальным: речь идет о наличии или отсутствии у человека заданной природы, предза-данности в его развитии. Аналогичную позицию можно найти и у философов: «Никакой предзаданной “человеческой природы” нет. Каждый из нас есть то, чем он может стать в процессе активного и осмысленного проживания своей жизни» [Гуревич, 2009, с. 4].
Позиция экзистенциалистов отражает фундаментальные для них идеи свободы и «самотворения» человека. Одно из самых известных экзистенциальных высказываний — «Существование предшествует сущности» (Сартр) — отражает именно эту позицию: человек своими выборами определяет свое существование и тем самым, через свое существование, определяет самого себя. Наше существование определяет нашу сущность. (Соотношение существования и сущности — экзистенции и эссенции — имеет и другие интерпретации в философии [см., напр.: Шумский, 2010].)
Таким образом, психологи экзистенциального направления считают, что развитие человека определяется его выбором (а не разворачиванием уже заложенного в человеке потенциала), человек творит самого себя, и важнейшим условием его развития является диалог с миром (поэтому человек должен изучаться в контексте, во взаимодействии с окружающим миром).
Отсюда логично вытекает и следующее расхождение в подходах гуманистических и экзистенциально ориентированных психологов, которое Леонтьев демонстрирует через обращение к понятиям «онтология изолированного индивида» и «онтология жизненного мира» (категории, введенные в отечественную психологию Ф. Е. Василюком). Личностно-центрированный подход Маслоу и Роджерса фактически имеет дело с «изолированным индивидом». Человек наделен определенным набором качеств, которые, как уже отмечалось, реализуются и раскрываются в процессе развития. Эта позиция не разделяется теми психологами, которые основываются на том, что человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром, в частности экзистенциальными психологами (но не только ими, например, идея «жизненного пространства», объединяющего личность и окружающий мир, впервые высказана К. Левином). Альтернативной единицей анализа и понимания человека в этом мире становится «онтология жизненного мира».
В качестве еще одного значимого расхождения личностно-центрированного и экзистенциального подходов Леонтьев отмечает существующие между ними различия в понимании добра и зла, при этом он ссылается на дискуссию между такими корифеями психологической науки, как Р. Мэй и К. Роджерс. Последний, как уже отмечалось, считал, что природа человека изначально позитивна, а его деструктивные или негативные проявления обусловлены искажением его позитивной природы. С точки зрения экзистенциального подхода, который отстаивал Мэй, не существует никакой априорной предрасположенности человека к добру или злу. Все, в том числе и добро, и зло, определяется выборами, которые делает человек [Леонтьев, 1997а].
Якобсен следующим образом обозначает различия и сходства гуманистической и экзистенциальной психологии: «Гуманистическая психология:
- фокусируется на человеческих потенциях и возможностях,
- подчеркивает позитивные измерения жизни,
- применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри).
Экзистенциальная психология:
- фокусируется на сущностных жизненных дилеммах и больших вопросах жизни,
- подчеркивает как позитивные, так и негативные измерения жизни,
- применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри)» [Jacobsen, 2007, р. 21].
Главные различия, по мнению Якобсена, таким образом, связаны с фокусом внимания к тому, что является предметом данной научной дисциплины.
Экзистенциальная психология — История движения — Известные психологи, экзистенциализм и мир
Система в психологии, основанная на вере в то, что сущностью людей является их существование.
Экзистенциальная психология — это подход к психологии и психотерапии , основанный на нескольких предпосылках, включая: понимание того, что «целостный» человек больше, чем сумма его или ее частей; понимание людей путем изучения их межличностных отношений, понимание того, что у людей есть много уровней самосознания, которые нельзя ни игнорировать, ни помещать в абстрактный контекст, понимание того, что люди обладают свободой воли и являются участниками, а не наблюдателями своей собственной жизни, и понимание того, что жизни людей имеют цель, ценности и смысл. Терапевты, практикующие экзистенциальную психологию, лечат своих клиентов, погружаясь в мир клиента. Для терапевта терапия — это процесс, в котором он тоже участвует. Это процесс, который ищет смысл во всем существовании человека, включая личную историю клиента.
Существует важное различие между концепциями экзистенциализма и экзистенциальной феноменологии, даже если они часто связаны друг с другом. По словам ведущего экзистенциального психолога, швейцарского психиатра Людвига Бинсвангера, «… в то время как экзистенциальный терапевт проникает в феномены, присутствующие до него или с ней, экзистенциализм не ограничивается состояниями сопричастности. Он включает в себя существование всего существа». Другими словами, экзистенциальные терапевты интересуются своими клиентами в целом, как они могут с ними переживать, тогда как экзистенциальная феноменология изучает все существо — то, что можно испытать, и то, что нельзя. Бинсвангер сформулировал свою веру вокруг трех различных аспектов человеческого существования. К ним относятся Umwelt, или «окружающий мир», что означает биологическое стремление, естественное для человека; Mitselt, или «с миром», социальные и межличностные отношения человека; и Eigenwelt, или «собственный мир», субъективный, феноменологический мир самости.
История движения
Датского философа Сёрена Кьеркегора (1813–1855 гг.) обычно называют «отцом экзистенциализма». Кикегор утверждал: «Я существую, следовательно, я мыслю», в отличие от философа 9.0007 Знаменитые слова Рене Декарта : «Я мыслю, следовательно, существую». Это простое утверждение повлияло на целую группу европейских философов и психологов, изменив их подход к лечению. Философия Кикегора не была так легко принята в Соединенных Штатах. Ролло Мэй (1909–1994), американский психолог, ставший впоследствии одним из крупнейших сторонников экзистенциального движения, приписывал появление экзистенциалистской идеи в Соединенных Штатах знаменитому психологу и философу 9.0007 Уильям Джеймс . Джеймс был сторонником принципа свободы воли, ключевого компонента экзистенциальной мысли. На протяжении 1920-х и 1930-х годов экзистенциализм незаметно внедрялся, прежде всего в университетских аудиториях. Сам Мэй познакомился с этой идеей через Пола Тиллиха в Союзной теологической семинарии в Нью-Йорке, где он учился на священника-конгрегационалиста. Известные профессионалы, такие как Виктор Франкл (1905–1997), начали знакомить мир с экзистенциализмом в своих трудах и лекциях. Франкл пережил интернирование в нацистском лагере смерти Терезиенштадт и лично писал о событиях, сформировавших его убеждения. Только Мэй и коллеги-психологи Авраам Маслоу и Герман Фейфель участвовали в симпозиуме Американской психологической ассоциации (APA) по экзистенциальной психологии и психотерапии 5 сентября 1959 года, когда идея экзистенциальной психологии и ее термины начали выходить на передний план психологической мысли и практики.
После симпозиума термин «экзистенциализм» стал одним из самых модных в психологии 1960-х годов. Мэй описал экзистенциальный подход к психотерапии, заявив, что задача терапии состоит в том, чтобы полностью понять пациента, поскольку этот пациент действительно существует. Такая терапия потребовала бы приверженности со стороны пациентов к полному пониманию жизни, которой они жили, или жизни, в которой они жили. 0011 существующий.
В дополнение к своему значению как основной системы психологической практики, экзистенциализм представляет собой осознание, которое возникло после Второй мировой войны, особенно среди поколения бэби-бумеров. Такие философские концепции, как экзистенциализм, больше не оставлялись в частных кабинетах университетов. Например, книга Мэя «Любовь и воля » оставалась в списках бестселлеров США более четырех месяцев, что указывает на то, что люди нового поколения с разным уровнем образования были готовы заглянуть в себя, как это сделали лишь немногие в предыдущие десятилетия. Книги по самопомощи также стояли на полках книжных магазинов, что свидетельствует о готовности людей глубоко исследовать свое собственное существование.
Дополнительная литература
Беннер, Дэвид Г. и Хилл, Питер С., ред. Энциклопедия психологии и консультирования Бейкера Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер Букс, 1999.
Франкл, Виктор. Человек в поисках смысла. (Исходная дата публикации: 1963 г.) Harcover: Beacon Press, май 2000 г. Мягкая обложка для массового рынка, 1990 г.
Май, Ролло. Любовь и воля. Нью-Йорк: В.В. Norton & Co., 1969.
Мэй, Ролло. Открытие бытия: труды по экзистенциальной психологии. (Перепечатка) Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1994.
Дополнительная информация
Центр гуманитарных исследований им. Ролло Мэя, Высшая школа и исследовательский центр Сэйбрука. 450 Pacific, 3-й этаж, Сан-Франциско, Калифорния, США. 94133, 800-825-4480.
Институт Виктора Франкла. Langwiesgasse 6, A-1140, Вена, Австрия. (+43-1) 914-2683.
Что такое экзистенциальная психология?
Большинство областей психологии пытаются понять, как люди «учатся быть» в мире, пытаясь с помощью психотерапии исправить дисфункциональный или вредный образ жизни, который выработался у людей. Но при отсутствии дисфункции основные вопросы «бытия» или «что именно означает быть человеком» часто находят свое академическое место в области философии.
Тем не менее, область экзистенциальной психологии сочетает в себе большие вопросы философии с принципами психологии. В этой области рассматривается, как эти философские вопросы влияют на психику и поведение, как люди проживают свою повседневную жизнь в контексте этих вопросов, вопросов, на которые ученым или философам нелегко ответить.
Экзистенциальные психологи считают, что важно не только выявлять и уменьшать симптоматику психических заболеваний, зависимостей, проблем в отношениях и других психологических проблем, но и выходить за рамки симптомов, обращаясь к тому, как человек правильно определяет смысл, цель и жизнь. жил.
Экзистенциалисты верят, что симптомы можно уменьшить, в то время как несчастье и неудовлетворенность остаются, что часто вызывает повторное появление симптомов, их обострение, и с ними становится труднее справиться в будущем.
Экзистенциальные психологи интересуются не только «бытием», но и «становлением». Они желают помочь клиентам найти собственный жизненный путь, путь, по которому они хотят идти, путь, который приносит самореализацию. Социальные условности, приверженность культурным нормам и идеологиям или жесткие убеждения и взгляды, передаваемые из поколения в поколение, часто приводят к недовольству и болезни, ощущению отсутствия контроля над своей жизнью или решениями, потере «чувства себя».
Но это не значит, что экзистенциальная психология отрицает борьбу и боль, с которыми приходится сталкиваться людям. По определению термин «экзистенциальный» часто описывается как «боль» существования.
Эти боли принимают форму не только конфликтов и суровых реалий, но и осознания того, что человек изначально изолирован в своем опыте, что жизнь не имеет внутренней смысловой структуры, что человек несет ответственность за авторство своей истории жизни, а тот умирает – вообще перестает существовать. Если честно столкнуться с этим, это осознание помогает человеку жить более полной жизнью, но если его не решить, оно может привести к ряду «жизненных» или «бытийных» вопросов и проблем.
Как философия экзистенциализм зародился в 19 веке с работ Сёрена Кьеркегора и Фридриха Ницше. Оба философа подчеркивали свободу выбора и личную ответственность, право мужчин и женщин углубляться в свои собственные идеи и концепции того, что придает смысл и страсть их жизни, и формирование «я» на основе этих личных убеждений. Ответственность означала владение решениями, принятыми в соответствии с этими убеждениями, и их соблюдение.
Экзистенциализм, изученный и развитый рядом других философов, в конечном итоге стал движением начала 20-го века, оказавшим большое влияние на одного из основателей экзистенциальной психологии Ролло Мэя. Проведя три года в санатории от туберкулеза, Мэй много читал, особенно произведения Кьеркегора. Ссылаясь на Мэй, Трент Клейпул, студент психологического факультета Университета Скалистых гор в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, сказал, что цель психотерапии с экзистенциальной точки зрения — освободить людей.
Одна из популярных цитат Мэя резюмирует эту мысль о личной свободе и ответственности: «Если вы не выражаете свои оригинальные идеи, если вы не слушаете себя, вы предаете себя». Говоря о свободе, люди часто думают о демократических принципах политической или религиозной свободы, но Мэй имел в виду другой тип свободы.
Речь идет о свободе воли, ответственности и хорошей жизни, сказал Клейпул, который получит докторскую степень в августе 2010 года и планирует карьеру в области клинической психологии, работая экзистенциальным психотерапевтом. Сегодня, как объяснил Клейпул, экзистенциальная психология подпадает под более широкую психологическую структуру гуманистической психологии и входит в категорию или всеобъемлющую тему, называемую глубинной психологией. Глубинная психология включает в себя ряд психологических подходов, которые имеют сходство в том, как они исследуют сознательные и бессознательные аспекты убеждений и поведения.
Клейпул сказал, что его привлекла экзистенциальная психология и психотерапия, когда он обнаружил, что в этой области решаются те же вопросы, которые он часто задавал себе. Например, он задавал себе такие вопросы, как «Какова цель того, что я делаю прямо сейчас?» Это были вопросы, на которые часто не было однозначного ответа.
«Я прекрасно осознавал данность существования, экзистенциальный тип вещей: наша жизнь здесь ограничена, и хотя это может быть пугающе, это также открывает возможность жить по-другому», — сказал Клейпул. Когда он обнаружил, что существует вид психотерапии, который задает клиентам те же вопросы, которые он задавал себе, исследуя их мысли о смысле и цели их существования, он понял, что нашел идеальное решение.
Как экзистенциальный психотерапевт, Клейпул сказал, что он будет определять общие цели терапии с экзистенциальной точки зрения. Но также важно знать методы когнитивно-поведенческой терапии, межличностной терапии, поведенческих и семейных систем и применять соответствующие методы, исходя из индивидуальных потребностей каждого клиента.
Сегодня любая форма эффективной клинической психотерапии является интегративной, сказал Клейпул, что означает, что терапия не придерживается жестко только одного подхода. Экзистенциальным психологам представляется, что конформизм в психологическом подходе столь же вреден, как и конформизм в повседневной жизни.