Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии(Братченко С.Л.)
…Мы — живущие существа, и потому в определенной степени все мы — экзистенциалисты.
(J. Bugental, R. Kleiner)
Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.
Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.
Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи.
Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.
Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать — официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 — 1995 гг.
Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.
- За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
- Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
- В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
- Не отрицая большого значения прошлого и будущего,
экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит
работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет
в субъективности человека, что актуально здесь и теперь.
Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. - Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.
В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала экзистенциально-гуманистического подхода. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.
Братченко С.Л.,
С.Л. БРАТЧЕНКО, доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук. Оригинал статьи опубликован в «Психологической газете» N 01 (16) 1997 г.
Экзистенционально-гуманистический подход в психологии и психотерапии
Автор — С. Л. Братченко, доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук. Оригинал статьи опубликован в «Психологической газете» N 01(16) 1997 г.
…Мы — живущие существа, и потому в определенной степени все мы — экзистенциалисты.
J. Bugental, R. Kleiner
Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.
Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.
Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.
Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.
Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать — официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала. Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 — 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, — но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL — его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам — БЮДЖЕНТАЛ.)
Итак, важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.
- За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
- Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
- В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
- Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
- Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.
В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала экзистенциально-гуманистического подхода. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.
Экзистенциальная терапия — Экзистенциально-гуманистический институт
Об экзистенциально-гуманистической (Э-Г) терапии
Ирвин Ялом считает, что экзистенциальная психотерапия определяется не конкретными методами, а своим отношением. Экзистенциальный терапевт, по словам Джеймса Бьюгенталя, «присутствует, когда клиент исследует свои глубочайшие жизненные трудности». К ним относятся:
- Я и общество
- Любовь и сверхразум
- Свобода и ответственность
- Смысл и абсурд
- Страх и превосходство
- Вера и вера
Кирк Шнайдер и Ролло Мэй Психология существования: комплексная клиническая перспектива выступают за терапию, которая фокусируется на эмпирическом «освобождении». Сосредоточив внимание на сужении и расширении «эмпирического бытия», Шнайдер и Мэй постулируют стратегии мягкого призыва клиента к «более глубоким сферам освобождения». Ключевым элементом освобождения является способность глубоко присутствовать в нашей жизни. Как утверждает Бьюдженталь, «присутствие — это качество пребывания в ситуации или отношениях, в которых человек намерен на глубоком уровне участвовать настолько полно, насколько [один] способен».
Корни экзистенциальной ориентации в Соединенных Штатах можно проследить до 1958 года, когда была опубликована книга May, Angel и Ellenberger Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology . Корни гуманистической ориентации восходят к 1951 году, когда была опубликована книга Карла Роджерса «Терапия, ориентированная на клиента». В основе обеих ориентаций лежит упор на феноменологию. В результате экзистенциально-гуманистическая точка зрения чтит субъективность сознательного существования. Как часть нашей субъективной природы каждый человек борется с самосознанием, базовой свободой, социальной и внутриличностной идентичностью, смыслом нашей жизни и смерти и тревогой, связанной с сознанием. У Джеймса Бюгенталя, Ролло Мэя, Кирка Шнайдера и Ирвина Ялома есть современные публикации, отражающие обе ориентации.
Многие активные члены EHI прошли обучение у Джеймса Ф. Т. Бугенталя, доктора философии, Ролло Мэя, доктора философии, и/или Ирвина Ялома, доктора медицины. группа психотерапевтов из Санкт-Петербурга и Москвы. Первоначально созданная как программа Тихоокеанского института в 1997 году, EHI теперь расширилась до Калифорнийской благотворительной корпорации и продолжает предоставлять экзистенциально-гуманистическое обучение, профессиональное обогащение и общественные программы, направленные на углубление понимания экзистенциальных и гуманистических интегрированных ориентаций. Текущая миссия EHI состоит в том, чтобы обеспечить перспективу, которая подчеркивает гуманизирующую психотерапию и терапевтические встречи.
Мы ценим ваше участие, поддержку, отзывы и интерес.
Связанные публикации
Эти учебники рекомендуются врачам, стремящимся расширить свою практику E-H.
Экзистенциальная гуманистическая терапия
Kirk J Schneider, Orah Krug
APA Books, 2017
Экзистенциальная человеческая терапия [2nd Edition, 2017] обеспечивает внедренное обследование Contremanister-Humanist-hum. ) теория, практика и исследования. В частности, эта уникальная американская версия экзистенциальной терапии, которая в настоящее время переживает ренессанс, освещает историческое развитие ЭГ-терапии, ее теоретические основы и практическое применение наряду с самыми последними исследованиями процесса и результатов. Новым в этом исправленном издании является повышенное внимание к более интегративной перспективе, что делает экзистенциально-гуманистическую терапию применимой к более широкому кругу условий и диагностических групп. Эта гибкость также делает его более адаптируемым к другим терапевтическим подходам и расширяет его влияние на клиническую психологию в целом.
Этот учебник используется в качестве ресурса в рамках нашей программы Foundations Certificate.
Экзистенциально-интегративная психотерапия
Кирк Дж. Шнайдер
APA Books, 2015
Экзистенциально-интегративная психотерапия обещает стать ориентиром в психотерапевтической теории и практике. Всесторонний пересмотр своего предшественника, Психология существования , под редакцией Кирка Шнайдера и Ролло Мэя, Экзистенциально-интегративная психотерапия сочетает в себе четкие и обновленные практические рекомендации с яркими и своевременными примерами из практики. В этих виньетках представлены самые последние достижения как основного, так и экзистенциального терапевтического интегративного применения, разработанные ведущими новаторами в этой области. В книге выделяются несколько примечательных аспектов: новая и всеобъемлющая теория интегративной экзистенциальной практики; премия за основные интеграции экзистенциальной теории, а также за экзистенциально-гуманистические интеграции основной теории; ориентация на интегративный мейнстрим, а также на экзистенциально-гуманистических практиков, студентов и теоретиков; обсуждение краткосрочных и когнитивно-поведенческих экзистенциально-интегративных стратегий; акцент на этническом и диагностическом разнообразии, от тематических исследований мультикультурного населения до виньеток о гендере, сексуальности и власти, а также от вклада в лечение алкоголизма до разъяснения религиозности, психозов и интерсубъективности.
Этот учебник используется в качестве ресурса в рамках нашей программы сертификатов Foundations.
The Handbook of Humanistic Psychology, 2nd Ed
Под редакцией Kirk J Schneider, J Fraser Pierson и James F. T. Bugental «Психология » Кирка Дж. Шнайдера, Дж. Фрейзера Пирсона и Джеймса Ф. Т. Бьюгенталя представляет собой новейшее исследование в области гуманистической психологии и психотерапии. В противовес тенденциям, склонным к психологической стандартизации и медикализации, справочник предлагает богатую картину размышлений ведущих личностно-ориентированных ученых нашего времени. Диапазон их тем очень широк — от исторических, теоретических и методологических до духовных, психотерапевтических и мультикультурных.
Является ли это экзистенциальной тревогой или тревожным расстройством
Перейти к содержимому
Наш онлайн-курс «Экзистенциальная психотерапия»:
https://www. zurinstitute.com/existentialpsychotherapycourse.html
родители заменили свою веру в Бога верой в человечество. Ужины в моей семье были посвящены не «супу дня», а «идее дня». Ролло Мэя, Бубера и Сартера часто называли «экзистенциалистом того времени». В то время экзистенциализм был религией домашнего хозяйства. В результате я научился определять свою экзистенциальную тревогу и постоянно пытаться примириться со своим чувством одиночества и смертности. Как клиницист, я стараюсь различать депрессию и тревогу и, когда это уместно, рассматривать человеческие страдания с точки зрения экзистенциального, а не с точки зрения DSM.
Было очень волнительно, когда доктор Кирк Шнайдер, плодовитый автор и редактор журнала Humanistic Psychology, согласился разработать новый онлайн-курс по экзистенциальной психотерапии.
Вот краткое напоминание о том, что такое экзистенциальная психотерапия:
- На сегодняшнем быстродействующем, ориентированном на «эффективность» рынке психического здоровья, где упор делается на скорость, мгновенные результаты и внешний вид, экзистенциальная психология напоминает нам, что вся эта скорость и все покупки в мире не дали бы нам ни смысла, ни даже свободы.
- Целью экзистенциальной терапии является не «лечение людей», а, как выразился Ролло Мэй, «освобождение людей».
- Свобода в современной экзистенциальной терапии понимается как культивирование выбора в пределах естественных и добровольных ограничений жизни.
- Экзистенциальный гуманизм включает в себя следующие ценности и принципы:
- Свобода: Возможность выбора и связанные с этим бремена.
- Эмпирическое отражение: Способность к телесному осознанию здесь и сейчас и способность создавать значение.
- Ответственность: Способность реагировать, брать на себя ответственность за свои действия и действовать в соответствии с тем, о чем становится известно.
- Смирись с нашей смертностью.
- Примиритесь с нашим чувством одиночества, даже посреди сообщества.
- Свобода делать обычно связана с внешними, физическими решениями, тогда как свобода быть связана с внутренними, когнитивными и эмоциональными позициями.
- В рамках этих ценностей у нас есть большая способность создавать смысл в нашей жизни – концептуализировать, воображать, изобретать, общаться и физически и психологически расширять наш мир.
- У нас также есть способность отделяться от других, превзойти наше прошлое и стать отличными, уникальными и героическими. И наоборот, мы можем сдерживать себя, становиться пассивными и подчиняться другим.
- Экзистенциально-интегративная терапия — это один из способов понять и скоординировать различные методы вмешательства, такие как фармакологические, поведенческие, когнитивные и аналитические, в всеобъемлющем онтологическом или эмпирическом контексте. Эмпирическое в этом контексте делает акцент на четырех измерениях — непосредственном, аффективном, кинестетическом и глубоком или космическом.
- Таким образом, экзистенциальная терапия — это не просто временная техника, позволяющая избавить ум от борьбы, а строгий, интенсивный форум для полноценной жизни.
- Этот курс посвящен двум современным направлениям экзистенциальной терапии: экзистенциально-гуманистической терапии и экзистенциально-интегративной терапии.
- Экзистенциально-гуманистическая терапия происходит как от европейского акцента на трагических (хотя и острых) ограничениях жизни, так и от американского акцента на способности людей (частично) превзойти эти ограничения и достичь сосредоточенной, цельной жизненной силы.
- Экзистенциально-интегративная терапия — это попытка расширить традиционный акцент на эмпирических (т. е. телесных) изменениях в экзистенциально-гуманистической терапии, чтобы включить разнообразие способов (например, физиологических, когнитивно-поведенческих, психосексуальных), с помощью которых можно облегчить изменение .
- Таким образом, экзистенциально-интегративная терапия является практическим междисциплинарным подходом, который может применяться к практикующим врачам и клиентам самых разных ориентаций.
Подпишитесь на актуальные обновления и приглашения на участие в программе Dr.