Экзистенциальный кризис что: определение в психологии, признаки, как преодолеть

Содержание

Нет смысла жить. Рассказываем про экзистенциальный кризис в творчестве

38 минут Чингиз Имамутдинов

  • Ссылка скопирована

ПОДЕЛИСЬ

В нынешнее время из-за нескончаемого стресса люди сталкиваются с различными эмоциональными проблемами, нередки депрессивные периоды, приводящие к экзистенциальным кризисам. В материале разбираем как смысл жизни разбирался в творчестве и философии.

Как считал немецкий философ, психиатр Карл Ясперс, человек перед лицом смерти, стресса, страха, вины может осознать свою «экзистенцию» — данную ситуацию он описывал, как «пограничную». 

В наше время можно связать данную концепцию с эпидемией коронавируса или военными событиями, когда практически каждый сталкивается с негативными эмоциями.

Если в результате рассуждений о смысле своей жизни, реальности происходящего человек не приходит к чему-либо, то он сталкивается с экзистенциальным кризисом, когда мы не можем разобраться с диссонансом:вроде бы, я имею значение, а с другой стороны все бессмысленно.

Разберемся в том, как творчество может отражать в себе экзистенциальные вопросы и почему «отсутствие смысла» — это не конечная остановка.


Экзистенциализм — направление в философии, основными объектами которого являются существование, «экзистенция» человека. Американский психолог, психотерапевт Ролло Мэй определяет экзистенциализм «как стремление понять человека».

В итоге экзистенциализм может восприниматься не только как «философское течение», но и как часть творческой деятельности человека, учитывая, что философия — это форма мыслительной деятельности человека, направленная  на осмысление мира и существования человека в нем. 

Принято считать, что абсурдизм происходит из экзистенциализма и его основная идея заключается в том, что жизнь, существование человека не имеет смысла. Полностью концепция была сформирована благодаря французскому философу Альберу Камю в его работе «Миф о Сизифе», где Камю ставит себе задачу ответить на единственный, по его мнению, важный вопрос: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?».

Экзистенциальный кризис

На протяжении своей жизни человек сталкивается с различными трудностями: материальными, карьерными, учебными, личностными, при этом недаром существует понятие «кризиса среднего возраста», когда человек приходит к переоценке своих достижений и личности. В процессе решения проблемных вопросов человек может столкнуться с экзистенциальным кризисом.

Как отмечают доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития личности Жигинас Н.В. и старший преподаватель Томского государственного педагогического университета Сухачёва Н.И., кризисы могут произойти в любой период жизни человека: «В отличие от нормативных возрастных кризисов, которые подготавливаются постепенно, ценностно-смысловые кризисы «могут возникать и внезапно в случае проявления резких изменений в социальной ситуации развития».

В вопросах преодоления экзистенциального кризиса, по словам магистра психологии, старшего преподавателя ЗКИТУ г. Уральск Кадыржановой Ж.Е., все исследователи приходят к выводу, что преодолеть кризис бытия можно только признав, что смысл жизни состоит в проживании настоящего момента.

Люди в результате попыток обозначить свою роль и место в мире, придать своей жизни значения могут прийти, например, к различным конфессиям, учитывая, что религии в большинстве своем также предлагают проживать жизнь в настоящем моменте, в любви к ближнему и «состоянии осознанности».

Методы разнообразны и каждый имеет естественное право ответить на вопрос своего существования самостоятельно: как раз, так и можно толковать философию Альбера Камю. 

Абсурд и его истоки. Люди как герои абсурда

Дисклеймер: По тексту могут встречаться незначительные спойлеры к произведениям.

«And countless odd religions too, it doesn’t matter which you choose» («И бесчисленные странные религии, не имеет значения, какую ты выберешь»), — пел Джулиан Касабланкас, фронтмен The Strokes, в песне «You only live once», герой которой будто бы принял разнообразие и абсурдность происходящего в мире. А припев «Last Nite» этой же группы так зациклен на том, что никто, абсолютно никто не поймет, почему лирический герой чувствует себя паршиво, даже он сам смиряется с тем, что в итоге не найдет ответов.

В своей дебютной работе «Посторонний» Альбер Камю показывает персонажа, который адаптируется к ситуациям, на которые он не имеет никакого влияния, даже то, что он застрелил человека, главный герой объясняет влиянием «жары, солнца». До убийства на похоронах матери персонаж не плакал, что прокурор объяснил «отсутствием морали», «отсутствием души и человеческих чувств».

Важно отметить то, как Камю описывал себя после смерти своей матери: «Человек, который искал жизни там, где ее обычно ищут (женитьба, положение в обществе), и который вдруг обнаружил, читая каталог мод, насколько он был посторонним к этой жизни (той жизни, которая была эталоном в каталоге мод)». 

«Посторонний», реж. Лукино Висконти, eksmo.ru

По своему наполнению «Посторонний» можно соотнести с романом «Тошнота» французского философа Жан-Поля Сартра, в котором главный герой Антуан Рокантен столкнулся с ощущением «тошноты» от окружающих вещей, людей, мира, себя, тем самым на протяжении всего романа пребывая в экзистенциальном кризисе, ища источник этой «тошноты».

В итоге персонаж приходит к тому, что «тошнит» его от очевидности, что в жизни смысла нет, но к финалу находит свои личные ориентиры, смыслы, цели, которые помогают ему справиться с данным осознанием.

Пирамида Маслоу и антиутопии

Если судьба персонажа Камю трагична, но при этом не лишена философской радости «свободы», то Сартр приводит Антуана Рокантена к тому, что еще Абрахам Маслоу называл «самоактуализацией»: «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».

пирамида Маслоу

Пирамиду Маслоу можно анализировать, истолковывая произведения-антиутопии. Возьмем два классических примера антиутопии:

  • В обществе прославляется беззаботность, потребление, сексуальная свобода и употребление наркотиков — «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли;
  • Вся деятельность людей жестко контролируется государством, процветает цензура, внедряются идеи двоемыслия, когда война — это мир, свобода — это рабство, имена людей заменяются на цифры — «1984» Джорджа Оруэлла и «Мы» Евгения Замятина.

Можно утверждать, что вышеописанные произведения гиперболизируют не только политические, социальные формы, но и низводят человека до такого состояния, когда смыслов «настолько много», что даже думать запрещено под страхом расстрела, либо «смысла никакого нет», но можно посвятить жизнь коллективизму и бесконечному удовлетворению своих базовых потребностей, без возможности на самоактуализацию.

Например, в данной тематике белорусская группа «Петля пристрастия» часто сталкивает в своих песнях человека с государством, социальными установками, взять в пример лишь песню «Норма», где «повсюду камеры висят», «нельзя, нельзя, нельзя» и «выплюнь дурь, надень их форму и иди по их пути, это — норма», а конформизм, всеобщая апатия, бессилие и отсутствие эмоций отражаются в песне «Автоматизм», как элементы громоздкой победы абсурда над судьбой человека.

Миф о Сизифе

Боб Дилан в песне «Like a Rolling Stone» поет о человеке, что остался без дома, без ничего перед лицом неизвестности – это также может соприкасаться с идеями Камю, которые он выразил в своем памятнике абсурдизму «Мифе о Сизифе».

Сизиф — персонаж древнегреческой мифологии, которого боги за его проступки при жизни приговорили к вечному вознесению тяжелого камня на гору. И вот вроде бы достигая вершины горы, Сизиф всегда скатывается вниз и начинает восхождение заново.

По мнению Камю, Сизифу так или иначе принадлежит его судьба, он прекрасно осознает свою участь и абсурдность своего существования, но это не мешает быть ему поистине счастливым.

На основе мифа Камю сталкивает людей с лицом безвестности и безмолвным бытием, которое человеческое восприятие, мышление не способно познать полностью, раз за разом утыкаясь в бессмысленность существования, что так или иначе не стоит воспринимать с отчаянием или пессимизмом.

«Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть. Одной лишь игрой сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство. Конечно, я понимаю, каким будет глухой отзвук этого решения на протяжении всех последующих дней моей жизни. Но мне остается сказать лишь одно: это неизбежно», — отмечает Камю в «Мифе о Сизифе».

Абсурд, апокалипсис и бессилие в музыке и литературе

В «Уловке 22» Джозеф Хеллер описывает сюрреалистичную, абсурдную жизнь бомбардировочного полка ВВС США. Главный герой — капитан Йоссариан, наводчик, всячески пытающийся не участвовать в военных действиях после того, как один человек из его экипажа погиб.

Однажды сославшись на свое сумасшествие, желая отправиться домой, главный герой погружается в бюрократический ад: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим», — так гласит одно правительственное постановление.

В мире, описанном Джозефом Хеллером, есть место человеку со званием майора, которого зовут Майор Майор — он же, получив свое звание случайно буквально в первые дни призыва, вводит правило, что к нему на прием нельзя заходить, пока он находится в своей палатке.

Высшее руководство Йоссариана, стремясь к званиям, достижениям, отправляет каждый раз солдат на заведомо опасные задания. На первых порах вроде бы комедийное, сатиристическое произведение погружает читателя в бессмысленное безумие, которое находит свое отражение в войнах, что происходили или происходят в нашем, реальном мире.

Catch-22 series, источник New York Times

Франц Кафка практически во всем своем творчестве, используя фантастические образы, ситуации, показывает читателю потерянных персонажей, бессильных перед лицом внешних факторов. Взять только одно из известных произведений Кафки «Превращение», в котором основной персонаж Грегор Замза проснувшись утром обнаруживает, что превратился в насекомое.

Семья буквально отказывается от Грегора, относится к нему с пренебрежением. Сам главный герой газлайтит себя и считает виноватым в том, что не может больше обеспечивать родных. Трагичный финал не ставит точку, но растягивает ощущение абсурдности происходящего в повести.

Музыканты в своем творчестве, если затрагивают вопросы экзистенции, не чураются более искренних и реалистичных форм самовыражения, порою буквально пересказывая события из своей жизни.

Вышедший в этом году обласканный критиками и слушателями альбом «Ants from Up There» группы Black Country, New Road как раз концентрируется на возможных ментальных проблемах участника группы Айзека Вудса, который оставил свою карьеру за пару дней до релиза самого альбома.

Сам Айзек отвечал за игру на гитаре, вокал и основную лирическую составляющую композиций в группе. «Ants from Up There» — это закольцованное произведение, которое, как и любое творчество можно интерпретировать по-разному, но судя по текстам оно является эдакой саморефлексией Айзека Вудса, который разбирает успех группы, созависимые отношения, сексуальные перверсии, смерть, отчуждение от общества, депрессию: «you are scared of a world where you’re needed, so you never made nice with the locals» (ты боишься мира, где ты нужен, поэтому ты никогда не ладил с местными жителями).

Элементы абсурдизма также можно проследить в предыдущем альбоме группы «For the first time», где в песне «Sunglasses» рассматриваются солнцезащитные очки в качестве защитного механизма от социального давления, очки позволяют лирическому герою чувствовать себя «сильнее, лучше», но в то же время они пробуждают в герое «нарциссизм, лживые и невежественные способы существования», как отмечают сами артисты.

Black Country, New Road
источник Bandcamp Daily

Fontaines D.C. в номинированном на Грэмми в 2021 году альбоме «A Hero’s Death», а именно в заключительной песне «No» приводят следующие строчки: «give us all you got, you’re in love and then you’re not, you can lock yourself away, just appreciate the grey»(отдай нам все, что у тебя есть, ты влюблен, а потом нет, ты можешь запереться, просто цени серость).

Такая позиция соприкасается с тем, что при борьбе с абсурдностью, экзистенциальным кризисом, возможно, необходимо придерживаться «серой позиции», любить себя и свою жизнь такой, какая она есть в условиях постоянно изменяющегося мира, в котором правду могут подменить, факты стираются, чувства обесцениваются и «ничего не ясно». «Even when you don’t know, you feel» (даже когда ты не знаешь, ты чувствуешь), — протягивает Гриэн Чаттен на протяжении двух последних минут песни, не обнадеживая, но успокаивая.

Fontaines D.C., источник

Человек тесно сталкивается с бессмысленностью всего окружающего, когда в одночасье жизнь может смениться смертью. В мире, который описывает Дэвид Марксон в «Любовнице Витгенштейна» с глаз главной героини, исчезли все люди, остались только вещи — единственное, что свидетельствует о былой цивилизации.

Нам не дают информации, что произошло. Возможно, прошла война, государства закидали друг друга водородными бомбами, либо это произведение доводит читателя до радикального, солипсического  субъективного взгляда персонажа на объективную реальность. В целом, произведение больше затрагивает вопросы взаимосвязи человека с культурой: главная героиня на протяжении всей книги рассуждает об ее различных деятелях.

Но истолковывать произведение можно и в контексте того, как человечество, предметы теряют свою значимость, смыслы для субъекта, но героиня все еще продолжает жить. Как в песне «It’s the end of the world as we know it (and I feel fine)» группы R.E.M. человек столкнувшись с концом света не сопротивляется неконтролируемым событиям, а наоборот принимает их и при этом чувствует себя «хорошо».

Шоу Эрика Андре.

Как абсурд может критиковать истеблишмент, жизнь селебрити

Шоу Эрика Андре — телесериал, выполненный в форме классического ток-шоу с приглашенными звездами. По крайней мере, программа изначально представляет себя так. Незаменимыми ведущими являются американский комик Эрик Андре и Хэннибал Бёресс.

На протяжении пяти сезонов Эрик творит буквальный хаос, провоцируя гостей и прохожих на улице, тем самым будто бы делая высказывание о бессмысленности статусов и социальных ролей.

В одном из эпизодов Эрик практически отказывается вести шоу и в бессильном исступлении просит о помощи, как если позволить уставшему, выгоревшему человеку карт-бланш на любые действия, при этом человек понимает, что сосуществует с другими людьми в правовом поле, а значит около позволительным остается лишь ломание предметов, крики и скабрезные шутки, выходки.

Деконструкция самого формата «ток-шоу» достигает своего пика, когда при приглашении так называемых звезд: вместо них выходят другие люди, то есть подражатели, взаимодействие Эрика с которыми также не лишено абсурда.

The Eric Andre Show, источник Mubi

Бо Бёрнем и экзистенциальный кризис во время изоляции

В 2021 году на платформе Netflix вышел спешл «Бо Бёрнем: Дома», в котором англоязычный стендапер Бо Бёрнем находясь в однокомнатном помещении без аудитории и профессиональной съемочной группы, рефлексирует на темы популярности, социальных сетей, деперсонализации, секстинга, стриминга, культуры отмены, капитализма, романтизации ментальных проблем.

Шоу выполнено в форме высказываний, сценок и песен, а сам Бо умудряется в одиночку выполнить всю техническую составляющую на высоком уровне: спецэффекты, эксперименты с операторской работой, необычные визуальные решения.

Основа произведения — панические атаки и кризис, который Бо переживал с 2016 года и которые, по всей видимости, ухудшились во время эпидемии коронавируса. Комик не делает каких-либо конкретных высказываний касательно вышеупомянутых тем, но и не выражает своей явной позиции, попросту позволяя себе рассуждать о происходящем в мире и своей карьере в абсурдистской манере, не обесценивая, но и не находя сил на ответы.

Bo Burnham: Inside, источник Den Of Geek

«Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса. Рациональность разбивается о необратимость судьбы

Греческий режиссер Йоргос Лантимос еще в своем фильме «Клык» ставил своих персонажей в достаточно гротескную ситуацию, препарируя влияние семьи, родственников друг на друга за счет сюжета, где родители лишили своих трех детей связи со внешним миром.

В «Лобстере» Лантимос выкручивает абсурд на максимум, показывая зрителю дистопический мир, где у одиноких людей есть 45 дней на то, чтобы найти партнера, в ином случае они будут превращены в животных.

В «Убийстве священного оленя» персонаж Колина Фаррелла, кардиохирург Стивен Мёрфи, знакомится с сыном своего умершего пациента. Злополучное знакомство приводит к необъяснимому — паренек заявляет врачу, что ему необходимо сделать выбор: кого убить из своих родственников, чтобы остальные могли жить.

Постепенно родственники Стивена начинают заболевать друг за другом, постепенно теряя возможности спокойно жить. Отец в силу своего образования и навыков сначала пытается разобраться в ситуации с точки зрения науки, водит семью на обследования, обсуждает проблему со своими коллегами, но в конечном счете отчаивается и понимает, что разум, рационализм тут не помогут.

The Killing of a Sacred Deer, источник Kinoteatr

«Улыбающиеся/задорные друзья»: улыбайся, а мир как-нибудь справится 

Аниматоры Зак Хейдел и Майкл Кьюсак начали свои карьеры с флеш-роликов на Youtube, Newgrounds, затем в 2020 году телеканал Adult Swim показал пилотный выпуск шоу «Улыбающиеся друзья» — совместной работы аниматоров, и в 2022 году телеканал продлил сериал на второй сезон ввиду массового ажиотажа среди англоязычного сегмента.

Успех можно объяснить и коротким форматом (каждая серия длится 11 минут), отчего сериал смотрится легко и бодро; и гиперактивностью всего происходящего на экране; и абсурдным юмором; и горькой, грустной сатирой, что скрывается за всем вышеперечисленным.

В конечном счете, сериал может предоставить вам, возможно, оригинальный творческий взгляд создателей на примитивную анимацию, неоригинальную, но уместную озабоченность политическими, социальными вопросами, в сериале высмеивается даже нигилизм, а существование «высших сил» наоборот выставляется как нечто более «вероятное», чем то, что мы оставлены на этой планете блуждать в одиночестве и категоричной бесцельности.

Возможно, нам всем, как минимум, нужно стараться быть добрее и отзывчивее друг к другу, а «вечные» вопросы ответят сами на себя.

Smiling Friends, HBO MAX

«Голова Ластик» и бытовой ужас

Дебютный фильм Дэвида Линча по сей день пытаются «разгадать»: сюрреализм и акцент на сны — это всегда почва для разнообразных интерпретаций, при этом сам режиссер практически никогда не раскрывал всех секретов своих фильмов.

Трудно пересказывать сюжет «Головы Ластик», а саму «канву» можно уложить в пару слов: самые обычные дни обычного человека, на которого однажды сваливается груда ответственности за ребенка, непохожего на человека, о существовании которого он узнал лишь спустя шесть месяцев после расставания с его матерью.

Серость будничных дней в исхудавшей каморке, сексуальная фрустрация, непрекращающиеся вопли и визг младенца выводят Генри, главного героя, из себя, отчего тот грезит о рае, о котором ему поет человек из батареи отопления.

Бытовой ужас, с которым столкнулся главный герой, несмотря на нереалистичность самой картины, по своим ощущениям может дотошно соотноситься с тем, что, вероятно, испытывает каждый человек хоть раз в своей жизни. И ничего не говорит о нашем существовании лучше, чем то, как мы проживаем каждый наш день.

Eraserhead, TCM

Двойники, мультивселенные и депрессия в «Рик и Морти»

Наверное, весь фантастический сериал можно назвать пособием по тому, как надо жить с осознанием того, что «ничего не имеет смысла, но все возможно». Еще в первом сезоне были мультивселенные, открывшие двери для всевозможных вариаций главных персонажей.

Сериал нельзя назвать стройным, линейным произведением, тем самым он больше роднится с форматом ситкомов, нежели с каким-нибудь «Конем БоДжеком», где действия персонажей отражались на сериях и самих персонажах.

Остается в сухом остатке лишь гадать: к какому конкретно финалу могут привести создатели «Рика и Морти» зрителя, учитывая, что они полностью не закрывают глаза на развитие  персонажей, лишь изредка давая по крупице «прошлой жизни» Рика Санчеса, депрессивного алкоголика-ученого, самого «умного существа» во всей Вселенной, иногда раскрывая характеры и его родственников.

Существование двойников, мультивселенных в шоу не проходит мимо персонажей: Рик будто бы смирился с этим, когда как Морти, его родители и сестра с ужасом встречают любую информацию, которая выбрасывает их в пучину экзистенциальных вопросов.

Но сами создатели сериала, кажется, не призывают унывать зрителя, смешивая трагедию идентичности и своего места в мире с порою похабными шутками, высмеиванием философских, научно-фантастических клише и так или иначе «оптимистичным нигилизмом» Рика.

Rick and Morty, источник Entertainment

«Полночные откровения» от создателя «Времени приключений» и бесстрашная воля к жизни  и осознанности

Своей структурой и наполнением «Полночные откровения» напоминают фильм «Пробуждение жизни» Ричарда Линклейтера, но если последний еще был более или менее сдержан в визуальных и речевых экспрессиях, то Пендлтон Уорд берет безумие «Времени приключений», буддистские постулаты, шаманские свистопляски, мультивселенные, медитацию, философские изречения и вкладывает это все в оболочку «радиошоу», которое ведет Клэнси, путешествуя по Вселенной и беря интервью у различных существ.

Эпизод за эпизодом на зрителя сваливается шквал непрекращающихся бесед, в которых собеседники обсуждают смысл жизни, дух, смерть, перерождение, практики осознанности. «Полночные откровения» можно, конечно, просто слушать, но анимация не является лишней, а наоборот помогает зрителю войти в гипнотический транс.

В совокупности, данный мультсериал навряд ли предоставит вам советы и рекомендации по тому, как справляться с экзистенциальным кризисом, но в его задачи это и не входит, наоборот, возможно, сериал подтолкнет вас к дополнительным размышлениям о том, как можно прийти к своему собственному счастью в потоке бесконечной галиматьи — а это то, к чему, вероятно, стремился Камю в своей философии.

The Midnight Gospel, источник Eye On Design

Логотерапия, как одна из попыток решить экзистенциальный ужас

Среди направлений в психотерапии существует экзистенциальная психотерапия, концентрирующаяся на том, чтобы помочь пациенту прийти к осмыслению своей жизни. Большой вклад в данную науку сделал Виктор Франкл, разработав «логотерапию».

Психиатр представил трехмерную модель личности человека: соматическое (здоровье), психическое (удовольствие), поэтическое (смысл). Франкл утверждает, что «быть человеком — значит выходить за рамки себя», самодистанцироваться от психического и соматического для самоанализа.

Три главных пути к обретению смысла заключаются, по мнению психолога, в творчестве, переживании жизненных ценностей и осознанном принятии определенного отношения к неконтролируемым нами обстоятельствам.

Виктор Франкл, источник НОЖ

Бунт, свобода, страсть Камю

Альбер Камю в «Мифе о Сизифе» выводит три основных вещи, которые применимы в сопротивлении абсурду: бунт, свободу, страсть. Постоянная борьба против всех обстоятельств в нашей жизни; гибко пользоваться разумом, придерживаться критического мышления; бесконечно и отчаянно любить жизнь, стараться жить так много, как это возможно.

«Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо.

Эта вселенная отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека.

Сизифа следует представлять себе счастливым», — так заканчивает свое эссе Альбер Камю, знаменуя, возможно, не нашу беспомощность, когда мы осознаем вероятный абсурд во всей нашей жизни, а наоборот огромную силу и источник счастья, так как окончательно освободившись от «экзистенциального вакуума», изначально осознав его, мы достигаем действительную свободу и непоколебимую волю к жизни.

Возрастные кризисы — Центр «Беркана»


Современная психологическая наука часто оперирует понятием возрастного кризиса – тем инициатическим опытом, когда относительно стабильное течение жизни вдруг перестает удовлетворять нас. В это время клиенты обращаются с запросом – вроде бы все хорошо, есть семья, дети, налаженный быт, построена карьера, но появляется внутреннее ощущение, что что-то идет не так. Для меня эти слова – первый маркер назревающего возрастного кризиса.

Где мои семнадцать лет?

Ирвин Ялом, один из лучших психотерапевтов ХХ века, работающий и поныне, блестящий популяризатор психологии и автор по-настоящему трогающих за душу книг, в одной из своих работ «Экзистенциальная психотерапия» вывел четыре кризиса человеческой жизни: изоляции, бессмысленности, свободы и смерти. Существует интересная точка зрения о зависимости между возрастными и экзистенциальными кризисами.

Кризис изоляции или одиночества характерен для первого возрастного кризиса взрослой жизни, 17-ти лет. В это время основная задача – отсепарироваться от родительской семьи и выбрать себе пару или остаться в одиночестве. Основной конфликт – интимность vs изоляция, сепарация vs зависимость. Главные вопрос – кто я? с кем я? Лучшая образ кризиса – веник, состоящий из отдельных прутиков и яблоня, с которой падают созревшие плоды.

В это время обычно происходит подмена понятий – вместо того, чтобы решать возрастные проблемы, молодые люди должны выбрать себе направление деятельности на всю оставшуюся жизнь. Или за них его выбирают родители. Именно поэтому, мне кажется, многие клиенты в кризис 30-ти лет получают дополнительное образование и кардинально меняют профессию.

Кризис 17-ти лет характеризуется повышенной тревожностью и страхами – страхом не реализовать свой потенциал, боязни сдачи экзаменов, выбрать не ту профессию, страхами перед сложностями мира. В книге Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», главный герой Холден Колфилд, выгнанный из частной школы, на несколько дней сбегает из дома и возвращается из-за младшей сестренки Фиби, которую очень любит. С художественной точки зрения сюжет очень трогателен, но если интерпретировать психологически, то Холден не проходит инициацию кризисом, а вместо этого уходит в тяжелую болезнь (свои записки он ведет в туберкулезном санатории). Конечно, же это не значит, что юношам и девушкам стоит сбегать из дома, более того, есть другой полис этого явления — синдром бродяжничества, одна из тяжелых форм расстройства поведения.

Поэтому хорошим выходом из кризиса, на мой взгляд, можно считать отъезд на учебу в другой город или попытки начать самостоятельно зарабатывать деньги. Осознание ответственности за собственную жизнь и одиночества как результата сепарации от папы и мамы становятся основным вызовом судьбы перед молодыми людьми в этом возрасте.

Кризис тридцати лет – абсолютная бессмысленность бытия

Следующий возрастной кризис приходится на возраст 30-ти лет. Если продолжить рассматривать соотношение возрастных и экзистенциальных кризисов, то он приходится на кризис бессмысленности. Это один из самых тяжелых периодов в жизни, его прохождение сопровождается сильнейшими переживаниями. Депрессия как один из этапов кризиса – хорошо узнаваемый эпизод многих клиентских историй. Все, что раньше приносило радость и имело смысл, автоматически обесценивается и становится источником раздражения – семья, работа, отношения.

Еще это кризис называют кризисом родительского сценария. В это время интроекты пап и мама (правила, принятые априори) перестают властвовать над нами. Появляется последний шанс отсепарироваться от родительской семьи, если человек этого еще не сделал, и изменить судьбу, если она его почему-то не устраивает.

Основная задача кризиса – понять, подходит ли нам тот путь, который мы выбрали в юности. Основной конфликт кризиса – смысл vs бессмысленность, порядок разума vs хаос бессознательного. Магистральная идея кризиса — неважно, какой дорогой мы идем к смерти: богач и бедняк, человек, всю свою жизнь посвятивший работе и бездельник, здоровый и больной — все равны перед вечностью. Так не все ли равно чем мы занимаемся в течение жизни? Лучший образ кризиса – сизифов камень. Древнегреческий герой Сизиф, наказанный богами, вынужден на протяжении веков закатывать на гору камень. И как только он достигает высшей точки, камень тут же скатывается вниз. Но выход там же, где и вход. Через какое-то время приходит осознание: единственный смысл жизни — в получении опыта. И самое главное, в проживании собственной жизни, а не той, которую прочат нам близкие, пусть даже из большой любви к нам.

Земную жизнь пройдя до половины

Данте Алигьери начал писать свою «Божественную комедию» в возрасте 33 лет, сакрального возраста как в культурологии, так и в религии. Автобиографический герой ощущает себя в очутившимся в сумрачном лесу в середине жизни, то есть в кризисе среднего возраста. Из-за увеличившейся продолжительности жизни этот кризис приходится примерно на сорокалетний рубеж в отличие от героя «Божественной комедии».

Как иногда шутят на супервизиях (рабочих встречах) у психологов – «тяжелее кризиса тридцати лет может быть только кризис сорока». В каждой шутке есть доля шутки и действительно, кризис середины жизни мощнейший по своей продолжительности и силе. Его энергия разрушительна для того, кто хочет его избежать и трансформациона для того, кто готов встретить его с открытым забралом.

Если рассматривать его с точки зрения экзистенциального кризиса, то это кризис осознания свободы. Основная задача – подведение промежуточных итогов жизни и возвращение к себе, подлинному. Время задуматься о себе и своей духовной жизни. Не очень люблю слово духовность, потому что для меня оно сопряжено с религиозностью, но тем, кто верит, пережить его легче. Основной конфликт кризиса – свобода vs адаптация. Магистральная идея кризиса – безграничная свобода духа. Лучший образ: Дурак или Шут, изображенный на одном из старших арканов карт Таро, который занес ногу над бездной. У этой карты нет номера, это нулевая карта, с нее иногда начинаются старшие арканы, а иногда заканчиваются. В руке у Шута роза, означающая чистоту помыслов, за спиной болтается узелок с нехитрыми пожитками, того минимума, который стоит взять с собой из предыдущей жизни. Позади предзакатное солнце как символ середины жизни, внизу море. Это карта чистого листа, символизирующая возможность начать все с нуля. Именно так завершается кризис сорока лет – только потеряв все, можно по-настоящему оценить жизнь.

Время собирать камни

Кризис 60-70 лет подводит черту под прожитой жизнью и неминуемо приводит к осознанию — человек смертен. Если всю предыдущую жизнь можно было прятаться от самой мысли о конечности жизни, то в постпенсионное время, смерть, что называется, смотрит в глаза.

Основная задача этого периода в соотношении с экзистенциальным кризисом – принятие смерти. Основной конфликт – смерть тела vs бессмертие души. Верующим людям легче – им после смерти уготовано Царствие небесное и вечная жизнь. Тяжелее всего – материалистам, есть прекрасная иллюстрация — диалог Воланда с головой писателя Берлиоза на бале Сатаны в «Мастере и Маргарите»: со смертью тела в небытие уходит душа. Этот кризис, пожалуй, один из самых сложных для осознания, если в любой другой ситуации мы можем попросить о помощи другого человека, то здесь она бессмысленна, ведь никто из живых еще там не побывал.

Магистральная идея кризиса проста: мы все умрем. Страх смерти традиционно не осознается и прорывается в повседневную жизнь фобиями, ночными кошмарами и чувством тревоги. Смерть либо отрицается либо манит, но одним лишь Танатосом (инстинктом стремления к смерти, открытым в свое время Фрейдом) ее не объяснить. Культурологически всё, что связано со смертью, также вызывает страх – ритуалы, принадлежности, само тело усопшего. Это не случайно, ведь то, что не понятно, всегда пугает.

Мне ближе идея смерти как нового рождения. Ставшие доступными в последнее время книги про клиническую смерть говорят о ярком свете, ощущение гармонии, нежелании возвращаться в физическое тело, если дела на земле еще не завершены. Есть «Тибетская книга мертвых», которая рассказывает о смерти как об очередной инициации, которая завершает жизненный цикл до следующей реинкарнации.

Что делать?

В заключение хочется сказать, что возрастные и экзистенциальные кризисы у разных людей начинаются в разное время, строгой привязки к дате рождения нет. Клиенты часто спрашивают, а можно ли избежать возрастного или экзистенциального кризиса? К счастью, нет, потому что для меня наличие возрастного или экзистенциального кризиса и есть показатель развития души человека, та самая точка отсчета, которая говорит, что пришло время перейти на другую ступеньку развития.

Экзистенциальный кризис: симптомы и возможные причины

Автор Джулиан Селемин

В этой статье

  • Когда большинство людей переживают экзистенциальный кризис?
  • Причины экзистенциального кризиса
  • Как узнать, есть ли у вас экзистенциальный кризис
  • Как справляться с экзистенциальным кризисом

Экзистенциальный кризис — это повторяющаяся модель мыслей о вашей личности, цели в жизни и наследии, среди прочего. Экзистенциальные вопросы могут возникнуть в любой момент вашей жизни и повлиять на ваше настроение и общее качество жизни.

Экзистенциальный кризис — это общий термин, охватывающий любые непростые чувства, связанные со смыслом жизни. Эти мысли обычно сводятся к двум основополагающим вопросам: кто я и какова моя цель в жизни? Экзистенциальный кризис может также вращаться вокруг вопросов о вашем наследии и других аспектах вашей жизни, особенно когда вы становитесь старше.

Экзистенциальные кризисы могут возникать во многих моментах жизни человека. Некоторые люди могут никогда не сталкиваться с одним из этих кризисов, но есть большая вероятность, что любой из этих вопросов может возникнуть в какой-то момент вашей жизни:

  • Кто я?
  • Какова моя цель в жизни?
  • На что я трачу оставшееся время?
  • Подлинный ли я по отношению к тому, кто я есть на самом деле?
  • Сделал ли я правильный выбор в жизни?

Экзистенциальный кризис чаще всего возникает в подростковом возрасте и в конце двадцатых годов. Однако эти мысли могут возникать и в другое время, особенно в более позднем возрасте, когда человек может начать сомневаться в своей смертности и прошлых достижениях.

Депрессия и тревога — это то же самое, что и экзистенциальный кризис? Экзистенциальный кризис отличается от депрессии и тревоги. Это относится к шаблону мыслей, который не признается медицинским состоянием. В отличие от тревоги и депрессии, экзистенциальный кризис обычно возникает в результате чего-то, что вас провоцирует.

Являются ли экзистенциальные кризисы поворотными моментами в жизни? Экзистенциальный кризис может привести к значительным изменениям в жизни человека в отношении его личности, достижений, мировоззрения и других существенных аспектов.

Экзистенциальный кризис может возникнуть в любой момент вашей жизни. Они обычно сопровождаются значительными событиями, которые заставляют вас усомниться в конкретных аспектах вашего существования. Хотя они будут разными для всех, вот наиболее распространенные события, которые вызывают экзистенциальные кризисы:

  • Тяжелые, возможно опасные для жизни состояния, такие как рак
  • Потеря работы или столкновение с неблагоприятными экономическими изменениями
  • Смерть любимого человека, член семьи или близкий друг
  • Общие признаки старения, например, уход ребенка из дома
  • Сильно травмирующие события, такие как околосмертный опыт

Многие люди связывают эти события с негативными аспектами жизни. Однако экзистенциальные кризисы могут возникать и в «счастливые времена», например, при рождении нового ребенка или вступлении в брак. Экзистенциальные вопросы также могут возникать во время сомнений, например, если вы думаете об изменении своих религиозных убеждений.

Хотя экзистенциальные кризисы могут затронуть каждого, некоторые особые условия могут увеличить риск возникновения экзистенциальных вопросов. Например, люди с депрессивными, биполярными и обсессивно-компульсивными расстройствами обычно более склонны к экзистенциальным кризисам.

Однако, как и большинство психологических событий, экзистенциальные кризисы не всегда нуждаются в спусковом крючке. Экзистенциальный вопрос также может появляться постепенно, наряду с определенными психологическими или физическими симптомами.

Симптомы экзистенциального кризиса можно разделить на две отдельные категории. Есть чисто психологические симптомы, которые проявляются в ваших мыслях. К таким моделям мышления относятся:

  • Постоянно думать и осознавать, что рано или поздно вы неизбежно умрете
  • Замечание отсутствия смысла в повседневной жизни
  • Постоянное чувство одиночества
  • Внезапная потеря личности
  • Чувство неспособности изменить свою жизнь

Наряду с психологическими симптомами вы можете ощущать некоторые физические побочные эффекты. Имейте в виду, однако, что они в основном связаны с тревогой, депрессией и другими психическими состояниями, которые иногда сопровождают экзистенциальный кризис. К ним могут относиться:

  • Недостаток энергии
  • Снижение аппетита
  • Бессонница и другие нарушения сна
  • Неспособность получать удовольствие от повседневных дел

Помните, что экзистенциальный кризис у всех проявляется по-разному. Если вы сомневаетесь, переживаете ли вы экзистенциальный кризис, обязательно проконсультируйтесь с врачом или лицензированным психотерапевтом. Они смогут поставить вам диагноз на основе ваших симптомов и моделей мышления.

Из-за интимного характера экзистенциальных кризисов каждый человек справляется с ним по-своему. Тем не менее, есть несколько общих рекомендаций, если вы переживаете экзистенциальный кризис. Вот некоторые распространенные варианты лечения экзистенциального кризиса: 

Говорите с людьми. Экзистенциальные кризисы часто заставляют вас изолировать себя от людей. Такое поведение может еще больше усилить ваши экзистенциальные мысли, поэтому важно общаться с людьми. Попробуйте поговорить с любимым человеком или человеком в вашей жизни, которому вы чувствуете себя комфортно, доверившись ему. Если вы сообщите ему о своей ситуации, вам будет легче обратиться за профессиональной помощью в случае необходимости.

Измени свою перспективу. Хотя это легче сказать, чем сделать, постарайтесь скорректировать свою точку зрения на текущий и прошлый жизненный опыт на что-то более позитивное. Если вы обнаружите, что не можете изменить свою точку зрения, попробуйте поговорить с лицензированным психотерапевтом. Квалифицированный специалист может помочь вам изменить то, как вы воспринимаете свою жизнь.

Медитировать. Практика медитации и внимательности поможет вам оставаться в реальности и осознавать любые негативные модели мышления. Регулярная практика осознанности побудит вас сосредоточиться на удовольствии, которое повседневная деятельность приносит в вашу жизнь.

Ведите дневник. Эксперты часто рекомендуют вести дневник, когда вы переживаете периоды экзистенциальных вопросов. Дневник — это фантастический способ следить за своими мыслями, а также освобождать свой разум. Попробуйте также записать любые возможные решения негативных мыслей, которые вы испытываете.

Если вы изо всех сил пытаетесь вырваться из своего экзистенциального кризиса, вы можете записаться на прием к лицензированному терапевту. Помощь квалифицированного специалиста может оказаться неоценимой. Не каждый экзистенциальный кризис легко преодолеть в одиночку.

Top Picks

Что такое экзистенциальный кризис?

Смысл жизни — одна из величайших загадок мира, а также уникальный и сокровенный опыт для каждого из нас.

Вполне естественно сомневаться в этом и хотеть копнуть глубже.

На самом деле, экзистенциальные мысли и вопросы — это то, с чем хоть раз сталкивался почти каждый: Я — моя душа или мое тело? В чем истинный смысл жизни? Какова моя жизненная цель?

Но когда эти мысли становятся навязчивыми и вас заваливают вопросами без ответов, отчаяние и страх могут овладеть вами. Это то, что некоторые люди называют экзистенциальным кризисом.

Экзистенциальный кризис или экзистенциальный страх можно описать как постоянные негативные чувства и эмоции, связанные с размышлениями о неотъемлемом смысле жизни.

Фраза происходит из школы философии, известной как экзистенциализм. Он фокусируется на изучении смысла человеческого существования и создании собственной цели в мире, который часто кажется бесцельным.

С другой стороны, кризис считается эмоциональной и психологической реакцией на воспринимаемое или реальное событие жизни. Эта реакция может затруднить совладание и повседневное функционирование.

Экзистенциальный кризис может возникнуть в результате сильного чувства отчаяния, когда вы обдумываете такие вопросы, как «В чем смысл?» или «Почему все это имеет значение?»

Эти сильные эмоции могут усиливаться, когда ваши вопросы остаются без ответа. Это может вызвать у вас гнев, беспомощность, тревогу или депрессию.

Несмотря на то, что у вас могут возникнуть симптомы депрессии, экзистенциальный кризис — это не то же самое, что экзистенциальная депрессия.

Экзистенциальный страх не считается формальным диагнозом, но это не значит, что то, что вы чувствуете, нереально или его следует игнорировать.

Хотя экзистенциальный кризис еще не включен в руководство по диагностике, он является общепризнанным психическим состоянием, которое исследуется и изучается в клинических условиях.

Иногда экзистенциальные кризисы могут иметь положительный эффект. Вы можете обнаружить, что вопросы жизни ведут вас по новым путям или мотивируют на важные изменения в жизни.

Экзистенциальный страх иногда может накладываться на симптомы определенных психических расстройств, но это не формальный диагноз. Некоторые из этих условий включают:

  • обсессивно-компульсивное расстройство
  • пограничное расстройство личности
  • депрессия
  • тревога

Экзистенциальный кризис может случиться у каждого человека в течение жизни. Это не обязательно означает, что вы живете с психическим заболеванием или в какой-то момент будете.

Вопросы о жизни и существовании могут возникнуть в любое время без видимой причины. Но во многих случаях эти мысли связаны с важными жизненными событиями, такими как потеря любимого человека или безработица.

Возраст может влиять на тип экзистенциального страха, который вы испытываете.

Например, когда вы подросток, вы можете постоянно беспокоиться о своем жизненном пути и выборе профессии. Этот тип экзистенциального вопрошания часто называют кризисом второкурсника. Это своего рода экзистенциальный кризис.

Экзистенциальный кризис взрослого человека, который может возникнуть, когда вам 20, 30 или 40 лет, может быть больше сосредоточен на том, какой выбор вы делаете в настоящее время, или на возможностях, которые вы, возможно, упустили.

Если вам больше 50 лет, позже вы можете испытывать экзистенциальный страх, и ваше внимание может быть сосредоточено на вещах, которых вы не совершали, возможности смерти, духовных путях или хронических заболеваниях.

Вопросы о смысле жизни, вашей жизненной цели и Вселенной не означают, что у вас экзистенциальный кризис.

Когда чувства, связанные с этими вопросами, начинают доминировать или влиять на вашу повседневную жизнь, вы, возможно, сместились в сторону экзистенциального страха.

В сочетании с навязчивыми мыслями о безответных жизненных вопросах признаки экзистенциального кризиса могут включать:

  • повышение уровня тревожности, включая неожиданные приступы паники
  • постоянная раздражительность и скептицизм
  • симптомы клинической депрессии
  • необъяснимый страх
  • чувство одиночества и опустошенности
  • отсутствие мотивации к работе или занятию уход за собой
  • а чувство отрицательной самооценки
  • постоянные конфликты в отношениях или сомнения в отношениях
  • симптомы горя
  • внезапные суицидальные мысли

Большинство мыслей, связанных с экзистенциальным кризисом, попадают в одну из семи категорий:

  • тревога о смерти
  • скорбь о переменах или потерях
  • озабоченность свободой выбора
  • чувство собственного достоинства
  • одиночество
  • качество и глубина отношений
  • смысл существования
  • тайны вселенной

страх смерти

Экзистенциальный кризис, связанный со смертью, часто означает, что вы сосредоточены на возможности умереть и на том, что произойдет после.

Для некоторых людей эта экзистенциальная тревога может сопровождать или быть результатом болезни или старения. Например, диагноз хронического или неизлечимого заболевания может вызвать у кого-то тревогу по поводу того, как ощущается смерть или что ждет после этого.

Потеря или изменение горя

Иногда личная потеря или внезапные изменения в жизни могут привести к экзистенциальному кризису.

Например, если вы стали инвалидом, у вас могут возникнуть вопросы о самооценке и цели. Скорбь о потере повседневной функции может подтолкнуть вас к размышлениям о том, какой может быть ваша жизнь с этого момента.

Потеря любимого человека также может вызвать мысли о неизбежности смерти или о смысле жизни без этого человека.

Свобода выбора

Возможность выбирать свой жизненный путь может быть очень мотивирующей.

Но вы можете испытать экзистенциальный страх, когда почувствуете, что ваш выбор в жизни может быть отнят. Вы также можете испытать кризис, если зададитесь вопросом о судьбе и судьбе, а не о свободе воли.

Самоуважение

Жизненные события, которые затрагивают ваше чувство достоинства и самооценки, могут вызвать экзистенциальные кризисы.

Например, вы можете потерять все, что у вас есть. Это, в сочетании с культурным и социальным давлением, может заставить вас поверить, что вы потеряли свое достоинство. Это может заставить вас задуматься о том, кто вы без вашего имущества, и может привести к экзистенциальному кризису.

Одиночество

Человеческие отношения являются важным аспектом человеческого опыта.

Чувство изоляции или одиночества, вызванное ухудшением личных отношений, может привести к тому, что вы испытаете экзистенциальный страх.

Качество отношений

Как важны личные отношения, так и качество этих отношений.

Повторяющиеся или длительные проблемы в отношениях могут заставить вас, например, задуматься о своей жизненной цели.

Смысл жизни

Вопрос о том, есть ли смысл в человеческой жизни, является одним из самых распространенных интроспективных вопросов. Вы можете задаться вопросом, почему человечество существует и какова ваша роль на этой временной шкале. Эти мысли могут стать подавляющими для некоторых людей.

Тайна вселенной

Выходя за рамки смысла жизни на земле, вопросы о вселенной и тайне бесконечного космоса. Это может заставить вас чувствовать себя маленьким или незначительным, перегруженным мыслями о незнании.

Если мысли о вашем существовании и самой жизни вызывают у вас тревогу или депрессию или иным образом негативно влияют на вас, возможно, пришло время обратиться к специалисту по психическому здоровью.

Когнитивно-поведенческая терапия и, в некоторых случаях, медикаментозное лечение могут облегчить симптомы, связанные с экзистенциальным страхом.

Помимо профессиональной поддержки, есть несколько вещей, на которых вы могли бы сосредоточиться, чтобы избавиться от чувства страха.

Эти варианты включают:

  • действовать шаг за шагом и начинать с малого
  • сохранять перспективу и сосредотачиваться на вещах, за которые вы благодарны 008
  • смотреть в будущее, а не в прошлое
  • пробовать дополнительные методы лечения

Начнем с малого

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на общих вопросах, на которые нет ответов, рассмотрите возможность разделения этих тем на более мелкие сегменты.

Поиск ответов на небольшие вопросы может вызвать чувство удовлетворения. Это может помочь вам увидеть, как ваша жизнь ежедневно влияет на мир вокруг вас и почему вы действительно имеете значение как личность.

Например, вместо того, чтобы задаваться вопросом, какова ваша жизненная цель, сосредоточьтесь на том, что вы сделали и достигли сегодня, и на том, как вы себя чувствуете. Вы хотите продолжать это делать? А потом иди оттуда.

Практика благодарности

Частью жизни с экзистенциальным страхом является ощущение, что ни в чем нет смысла.

Отслеживание важных вещей, за которые вы благодарны, может стать отличным напоминанием о том, как маленькие вещи в жизни могут иметь положительное влияние.

Вы можете не понимать или не иметь ответов на важные вопросы жизни, но вы знаете, за что вы чувствуете благодарность.

Развитие отношений

Когда вы чувствуете себя одиноким, изолированным или будто всем вокруг все равно, легче впасть в экзистенциальный страх.

Сосредоточенность на построении и поддержании здоровых отношений может породить желание и цель делать что-то для тех, кто вам небезразличен.

Сосредоточение на себе

Сосредоточение на вещах, которые приносят вам радость и удовлетворение, может помочь предотвратить экзистенциальный кризис.

Хобби и целеустремленная деятельность могут создать чувство выполненного долга и гордости за свои способности как личность. Обучение и развитие новых навыков также может открыть новые возможности, чтобы почувствовать, что у вас есть больше, ради чего стоит жить.

Присоединение к группам поддержки

Вы не единственный, у кого есть экзистенциальные мысли. Разговор с людьми, которые разделяют ваши опасения, может помочь вам разобраться со своими чувствами и даже найти альтернативные ответы на ваши вопросы.

Вы также можете обнаружить, что у кого-то есть точка зрения, которая поможет вам понять некоторые темы, которые вас интересуют.

С нетерпением жду

Прошлые события и жизненные обстоятельства иногда могут быть тяжелым бременем.

Помня о том, что прошлое нельзя изменить, но будущее полно возможностей, вы можете мотивировать себя на достижение положительных результатов.

Снова сосредоточьтесь на сегодняшнем дне, завтрашнем утре и послезавтра. Идите шаг за шагом.

Дополнительные методы лечения

Поддержание здоровья ума и тела может стать мощным инструментом в борьбе с негативными мыслями.

Дополнительные методы лечения могут оказаться полезными при управлении мыслями об экзистенциальном кризисе. Медитация, осознанность, рейки, массаж и дыхательные упражнения могут способствовать расслаблению и ясности мысли.

Задаваться вопросом о жизни и о том, есть ли у вас более высокая цель в этом мире, естественно. Эти экзистенциальные мысли возникают у многих людей в какой-то момент их жизни.

Эти мысли могут быть результатом важных жизненных событий или продолжительных негативных состояний ума. Иногда нет причин, по которым эти мысли приходят вам в голову.

Размышление об этих вещах не всегда приводит к экзистенциальному кризису.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *