Что такое экзистенциализм и как он может вам помочь
10 марта Ликбез Жизнь
Философы объяснят, как принимать себя и не только.
Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое экзистенциализм
Это философское направление, в основе которого лежит идея о том, что люди живут в непостижимой вселенной, обречены постоянно делать выбор и нести за него ответственность. Причём они не знают, что правильно, а что нет.
Одним из первых экзистенциалистов был датский философ Сёрен Кьеркегор ещё в XIX веке. Однако по‑настоящему направление сформировалось в первой половине XX столетия. Две мировые войны, кризис традиций, неспособность существующих теорий объяснить происходящее и утрата веры в прогресс сделали критические идеи Николая Бердяева, Карла Ясперса, Симоны де Бовуар, Альбера Камю и Жана‑Поля Сартра популярными. Два последних экзистенциалиста даже удостоились Нобелевской премии по литературе. Оба получили признание за свои художественные произведения, которые были неразрывно связаны с философией экзистенциализма.
Экзистенциализм стал значимым явлением в западной культуре. Эта философия сильно повлияла на творчество художников Альберто Джакометти и Джексона Поллока, а также кинорежиссёров Жан‑Люка Годара и Ингмара Бергмана. Знаковую роль в интеллектуальном мире эта концепция играет и сегодня.
Чему экзистенциализм может научить современного человека
Хотя направление существует уже многие годы, некоторые идеи актуальны и сейчас.
1. Продолжать искать смысл жизни, хоть мир и абсурден
Экзистенциалисты пришли к выводу, что огромная Вселенная не имеет цели, логики и смысла. Человеку приходится самостоятельно создавать себя в безразличном к нему мире, где никто никому ничего не должен. Поэтому люди одиноки, и даже общение не может избавить от этого чувства. Для экзистенциалистов бытие стало абсурдом.
Так, Альбер Камю сравнивал существование с трудом мифического царя Сизифа. Боги наказали правителя и обрекли его вечно тащить огромный камень на гору, с которой тот всё время падает, почти достигнув вершины.
«Сизиф», картина Тициана, 1548–1549 годы. Изображение: Museo Nacional del Prado / Wikimedia CommonsЛюди, подобно Сизифу, обречены искать смысл жизни и не находить его. Поэтому они могут ощущать чувство тревоги, заброшенности и бесцельности своего пребывания — переживать так называемый экзистенциальный кризис.
Однако абсурдность мира не означает, что надо перестать искать смысл жизни. Потому как без этого поиска, согласно экзистенциалистам, невозможно полноценно жить. Если человек перестанет спрашивать себя, для чего существует, бытие начнёт всё сильнее тяготить его, а сам он погрузится в экзистенциальный кризис.
2. Нести ответственность за свой выбор
Экзистенциалисты предполагают, что существование никак не предопределено, а универсального пути не бывает. Каждый индивид сам выбирает свою дорогу, каждый день создаёт, или придумывает, себя. В этом смысле мы уникальны и не похожи ни на животных, ни на неживые объекты.
Но свобода в экзистенциализме — это не дар, а тяжёлое бремя. Она постоянно требует делать выбор. Согласно Сартру, человек «обречён на свободу», так как он должен либо быть самим собой, либо постоянно подстраиваться под окружение.
И за любой выбор надо нести ответственность.
3. Быть самим собой
Сартр утверждал, что личностью можно считать только «того, кто заставляет ценности существовать, чтобы они определяли его действия». Поэтому для экзистенциалистов следовать долгу и поступать согласно своим реальным представлениям и идеалам — не одно и то же.
Например, подлинно свободный человек будет вставать по будильнику не из‑за работы, а потому что сам решил просыпаться в шесть утра, быть ответственным и ходить каждый день в офис.
Моральные нормы экзистенциалисты считают искусственными, условными, а порой и вовсе ложными. Конечно, это не значит, что можно делать всё, что хочешь, например воровать или убивать. Главное — трезво оценивать собственные идеалы и навязанные обществом и миром правила. Так можно понять, к чему вы стремитесь на самом деле и что для вас по‑настоящему важно. Это поможет перестать беспокоиться и избавиться от синдрома упущенной выгоды.
4. Помнить, что не только пол и внешность характеризуют человека
Согласно экзистенциалистам, мы можем и должны обращать больше внимания на духовное, нежели на материальное. Ведь национальность, пол, цвет кожи и класс не определяют человека. Это лишь интерпретация его образа. Поэтому экзистенциалисты рекомендуют абстрагироваться от своего «Я» и от окружающего мира, чтобы взглянуть на себя и на других глазами беспристрастного наблюдателя. Только так можно увидеть людей настоящими.
5. Мыслить критически
Экзистенциалисты сомневались практически во всём: в морали, познаваемости мира и человека, существовании высших сил. Конечно, не обязательно повторять за философами, но умение мыслить критически в эпоху, когда очень сложно отличить правду от лжи, крайне ценно.
Читайте также 🤔💡📚
- 8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение
- «Всё предопределено». Может ли детерминизм облегчить жизнь
- 8 философских идей в пацанских цитатах
- 5 знаменитых философских парадоксов и их значение для каждого из нас
- Как философия помогает в повседневной жизни
что нам дает знание о конечности нашего существования? — Моноклер
Рубрики : Последние статьи, Философия
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Альбер Камю писал, что человек начинается с предела. Классики экзистенциальной философии полагали, что человек раскрывает и познает себя в пограничной ситуации, на пределе своего бытия. Но в чем заключается этот предел и есть ли он вообще у человека? Разбираемся, что такое экзистенциальное сознание, как конечность нашего существования влияет на наше самоощущение и почему именно антропологический предел становится условием человеческого бытия и самопонимания.
Представьте пароходное колесо. С помощью этого устройства пароход движется по воде. Мы можем видеть только половину работающего колеса. Другая половина скрыта под водой, но она также участвует в работе. При этом колесо вращается, и каждая его часть попеременно уходит под воду и снова появляется в поле видимости. Для того чтобы пароход плыл и преодолевал течение, колесо должно постоянно вращаться. Образ этого колеса можно сравнить с человеческим бытием: человек существует таким способом, который воспроизводит его бытие.
Концепт экзистенциального сознания не является обозначением какого-то особого типа сознания наряду с другими его разновидностями. Например, научное, политическое, художественное, религиозное или мифологическое сознание. Сознание в целом – это не только сознание или познание чего-то (психологическая структура), но и указание на онтологическую характеристику человека (экзистенциальная структура). Иными словами, экзистенциальное сознание человека – это не «сознание о», но «сознание как». В отличие от эмпирического опыта восприятия, экзистенциальный опыт – это опыт самобытия. В признании этого положения сходились все мыслители экзистенциальной ориентации, в рамках которой экзистенция определяется как уникальный способ человеческого бытия в мире.
Она всегда ускользает от понимания посредством абстракций. Экзистенцию невозможно познать с помощью понятийного анализа, но ее можно только испытывать. Внимание концентрируется на том, что значит быть.Для человека главной проблемой становится конечность его существования и вопрос о перспективах его жизни. Идея конечности вносит в экзистенциальную ситуацию особое переживание пограничности существования, которую человек должен «претерпевать». Немецкий философ К. Ясперс назвал эту особенность человеческой экзистенции «пограничной ситуацией», а его французский коллега Г. Марсель обозначил воплощенным «бытием в ситуации», которой принадлежит человеческая экзистенция. Таким образом, пограничность существования указывает на конечность, которая означает, что человек помимо своей смертности может соотноситься с чем-то иным за пределами своего повседневного опыта. А это значит, что человек не может замкнуться в своем самодостаточном существовании, как животные или неодушевленные вещи, но заполняет недостаточность своего бытия.
Условием человеческого сознания является внутренний разрыв в самом сознании. Сознание оказывается отвязанным от ситуации «здесь и сейчас». Этот разрыв экзистенциалисты называли «ничто», которое изолирует человека от того, чем он не является. Благодаря «ничто» у человека появляется свобода. Следствием свободы оказывается недостаток или нехватка бытия в самом бытии человека. Как писал Ж.-П. Сартр в работе «Бытие и ничто», человек «…делает себя существующим в качестве проекта самого себя за пределы настоящего к тому, чем оно еще не является».
Сартр отмечал, что человеческая реальность не совпадает окончательно со своими проекциями. Поэтому цель экзистенциального проекта не может быть достигнута не только потому, что человек конечен, но и потому, что ее реализация сопряжена с объективациями, которые ввергают его в несобственный способ бытия и отдаляют от себя. Человек, создавая порядок своего мира, одновременно и преодолевает его в своей ориентации к иному. Человек не может быть ни самодостаточным, так как постоянный недостаток лишает его целостности, ни стать целостным вне себя, так как это лишает его свободы. Свобода – возможность «не совпадать с собой, а быть всегда на расстоянии от себя» (Сартр).
Полагаю, что есть выход из тупиков человеческой свободы, которые обозначил Сартр. Онтологический смысл свободы для человека – преодолевать все принуждающие его силы, кроме одной силы – власти над самим собой, которая становится предметом его заботы. Это свобода не от принуждения и контроля, а для того, чтобы мыслить возможное за пределами всех ограничений. Не следовать выбору, а менять условия выбора.
Распространено представление, что свобода заключается в возможности быть самим собой. Согласно этой мысли, быть свободным — значит соответствовать некоему оригиналу, за которым устремляется его копия. Таким подлинником оказываются готовые нормы и установки человеческой деятельности. Их устанавливает общество, вернее, они складываются стихийно в процессе исторической жизни общества. Однако человеческая аутентичность указывает не на подлинность чему-то, а на собственный способ бытия в соответствии со своими бытийными возможностями. Быть самим собой – это не значит стать кем-то или соответствовать чему-то. Это означает перестать пытаться быть чем-то, чем человек не является, то есть перестать быть безликим Другим. Последнее не свидетельствует о том, что человек замыкается в себе, но лишь то, что человек не исчезает в других как своих возможностях.
Пределы экзистенциального сознанияПрежде чем быть каким-то (желающим, познающим, действующим), человек уже всегда есть. По способу своего бытия человек является проектом самого себя. Помните пароходное колесо со скрытой частью под водой? Человек – это проективный круг бытия и понимания. Существуя, человек себя понимает. Понимая себя, человек существует. Самопонимание есть одновременно и самосозидание человека: они являются частями круга. Бытие и понимание человека взаимно друг друга обуславливают. Поэтому человек есть то, как он себя понимает.
Однако не все части этого круга находятся одновременно над поверхностью. Психоанализ разделил человеческую психику на две части — бессознательное и сознательное. Когнитивная психология также выделяет бессознательные процессы в психике человека, которые обеспечивают принятие решений. Экзистенциальная философия пытается найти в онтологической структуре человека такие основания, которые участвуют в человеческом самопонимании. В частности, М. Хайдеггер назвал структуру, которая надежно связывает человека с миром и обеспечивает человеческое понимание, бытием-в-мире.
Условно можно выделить рефлексивный и дорефлексивный уровни проективного круга человека. Человек понимает себя еще на дорефлексивном этаже сознания, но начинает осознанно относиться к своей жизни только на рефлексивном этаже. Следовательно, у человека есть бессознательный проект и сознательный проект своего существования.
Первый является как бы инфраструктурой для структуры второго. Дорефлексивный уровень создает основу человеческой активности, рефлексивный — создает возможность для проектной деятельности. Вместе они завершают композицию нашего круга. Дорефлексивный уровень сознания формирует идентичность, которая на уровне рефлексивной практики становится предметом сохранения или трансформации. В итоге существование человека наполняется новым качественным содержанием.Итак, проект становится условием человеческого самопонимания. Человек познает не самого себя, а свой предварительный проект в качестве себя. Здесь заканчиваются поиски «сущности» человека и появляется новое понимание человека как процесса. Из точки тождества с самим собой человек не может понять свое существование, поскольку в тождестве нет динамики процесса. Иными словами, только изменяясь, можно понимать самого себя.
Таким образом, изменяясь процессуально, человек не задан раз и навсегда какой-либо программой. Человек понимает и трансформирует себя в проекте (Как мы уже знаем, на двух уровнях проекта).
В первом случае человек находит форму устойчивого существования во времени (самоидентификация). Назовем это постоянством формы. Во втором случае человек открывает себя навстречу возможным жизненным изменениям. Назовем это постоянством формообразования. Поэтому антропологический предел по своей форме включает как универсальную постоянную, так и универсальную переменную в человеческом бытии. Границы возможного опыта включают условие для их преодоления (часто кризисного), не отменяя постоянство самого предела. Человеческое самоопределение действует в перспективе тождества. С другой стороны, самопреодоление человека развертывается в перспективе «инаковости». И то, и другое участвуют в том, чтобы человеческая жизнь сохраняла постоянство в потоке перемен.
Применительно к человеческому существованию такое понимание предела раскрывает две важные социальные категории — субъекта и личности. Субъект является характеристикой тождества и стабильности человеческой жизни. Субъект — это тот, кто способен действовать и взаимодействовать с другими от своего лица. Эта характеристика поддерживает социальные отношения. Напротив, личность становится характеристикой инаковости. Личность реализуется в той мере, в какой человек готов к изменениям, то есть готов выходить из автоматизма повседневного опыта.
Таким образом, субъектом становится тот, кто способен быть самим собой, сохранять идентичность своей жизни. Тогда как личность — это возможность быть иным и преодолевать свои случайные ограничения. Чтобы установить и поддерживать с человеком отношения, нужен субъект. Чтобы человек мог решать жизненные проблемы в непредсказуемых ситуациях, необходима личность.
Вернемся к нашему вопросу, есть ли пределы человеческого существования. По способу своего бытия человек устанавливает пределы, чтобы их преодолевать в процессе жизни как отдельной личности, так и исторического сообщества. Устанавливая границы, человек их меняет и тем самым изменяет смыслы своего существования. Предел становится условием человеческого бытия и понимания.
Подборка по теме
— Волк или овца? Неповторимая человеческая ситуация по Эриху Фромму
— Экзистенциальная тревога и становление идентичности
— Есть ли у человечества «высшее предназначение»?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
сознаниефилософияэкзистенциализм
Похожие статьи
Экзистенциальное определение и значение — Merriam-Webster
экс·является·условным· ˌeg-(ˌ)zi-ˈsten(t)-shəl
ˌek-(ˌ)si-
1
: существования, относящегося к нему или подтверждающего его
экзистенциальные пропозиции
2
а
: основанный на существовании или опыте существования : эмпирический
б
: существующий во времени и пространстве
3
: экзистенциалистский
экзистенциальный наречие
Синонимы
- эмпирический
- эмпирический
- эмпирический
- экспериментальный
- цель
- наблюдательный
Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
детский психолог Бруно Беттельхейм считал, что сказки помогают детям справиться со своими экзистенциальными тревогами и дилеммами
Недавние примеры в Интернете Рассказчик этого темного, экзистенциальный роман — поразительный литературный документ городского отчуждения — рассказывает об уйгурском мужчине, бродящем по Урумчи в поисках комнаты, которую можно снять. The New Yorker , 28 ноября 2022 г. В музыкальном плане доминирующим чувством является глубокая экзистенциальная меланхолия, где каждая мысль пропитана грустью, а некоторые тексты затрагивают более приземленные заботы. Марк Ричардсон, 9 лет0059 WSJ , 28 ноября 2022 г. Первая леди Украины Елена Зеленская написала в социальных сетях на выходных, что такие текущие проблемы, как насилие в семье, все еще нуждаются в решении, даже несмотря на то, что внимание страны приковано к экзистенциальной борьбе . Los Angeles Times , 27 ноября 2022 г. Также есть ощущение, что на карту поставлено слишком много экзистенциальной национальной гордости украинцев, чтобы рисковать скомпрометировать свои усилия по изгнанию русских, перекачивая оружие на черный рынок. Карун Демирджян, 9 лет0059 Washington Post , 27 ноября 2022 г. А когда грянула пандемия, Мишель стал особенно экзистенциальным . Рэйчел Ташджян, Harper’s BAZAAR , 23 ноября 2022 г. Вот как дискуссия о Великом фильтре вписывается в общий разговор о экзистенциальных рисках, которые являются потенциальными событиями, которые могут поставить под угрозу существование человечества или самой Земли. Кэролайн Делберт, 9 лет0059 Популярная механика , 22 ноября 2022 г. В то время как Стрельцы в основном известны своим прямолинейным характером и экзистенциальной потребностью в путешествиях, этот огненный знак также жаждет творчества, как и Близнецы. Дженнифер Хусейн, Allure , 22 ноября 2022 г. К счастью, есть еще одна вещь, способная утешить страдающих и стереть наш коллективный коллективный разум.0059 экзистенциальный пафос, и это дело мемы. Эмма Спектер, Vogue , 22 ноября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «экзистенциальный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
заимствовано из позднелатинского экзистенциалис, экзистенциалис, из экзистенциа, экзистенциа существование + латиница -alis -al запись 1; в 19-м и 20-м веках частично как перевод датского Existentiel (позже eksistentiel ) и немецкого Existentiell
Примечание: Сравните «Existentielt Indlæg» («экзистенциальный вклад») в подзаголовке книги Сёрена Кьеркегора «9». 0059 Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift til de philosophiske Smuler (1846; Заключительный ненаучный постскриптум к философским фрагментам ), используемый также в других местах работы.
Первое известное использование
1656, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование экзистенциального было в 1656 г.
Посмотреть другие слова того же года существующий
экзистенциальный
экзистенциализм
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Экзистенциальный».
Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/existential. По состоянию на 2 декабря 2022 г. Последнее обновление: — Обновлены примеры предложенийПодпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster полное определение
в кембриджском словаре английского языка
Переводов экзистенциальный
на китайском (традиционный)
存在主義的…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
存在主义的…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится экзистенциальный ?
Обзор
существует
существовал
существование
существующий
экзистенциальный
экзистенциализм
экзистенциалист
существующий
выход
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.