Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии //Психологическая газета
…Мы — живущие существа, и потому в определенной степ ени все мы — экзистенциалисты.
(J. Bugental, R. Kleiner)
Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим. Немного истории.
Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенц иальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и пси хиатрии. В результате в психологии появилось новое течение экзистенц иальное, представленное такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГ ЕР, Медард БОСС, Виктор ФРАНКЛ и др.
Видимо, поэтому некоторые из них в частности,Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочи тают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как предста вляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Эк зистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественн ость, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в призн ании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.
Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии созд ана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы ска зать — официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реаль но работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Междуна родной конференции по гуманистической психологии произошла наша встре ча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др.
Итак, важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежа т более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные пробле мы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаи мосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных про блем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и пр изывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии клиент и терапе вт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть неко торые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутент ичной и более полноценной.
3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъектив ность человека та, как говорит Дж. Бюджентал, внутрення я автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а глав ное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собствен ная субъективность главное средство помощи клиенту.
4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отво дит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно жив ет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Име нно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий про шлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзисте нциальные проблемы.
В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии в ходит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства тео ретического и методического арсенала ЭГП. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позици ю в психологии и в жизни.
С.Л. БРАТЧЕНКО,
доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук
Длительная программа по Экзистенциально-гуманистической психотерапии.
Skip to contentАвторская программа по «Экзистенциально-гуманистической психотерапии» (базовый – и профессиональный уровень)
АНКЕТА на группу по ЭГП
УЧАСТИЕ В ГРУППЕ, ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ:
- заложить/укрепить свой терапевтический фундамент;
- увидеть сессии от специалистов и поработать самим под живой супервизией с реальными клиентами;
- увеличить свою терапевтическую практику;
- начать работать с реальными клиентами уже к лету следующего года;
- получить очень много практического опыта, и уже пробовать работать, получать много разной супервизии и тренировать свой навык ведения глубинных сессий;
- укреплять теоретические основания психотерапии в целом и экзистенциальной терапии в частности.
Ведущие групп:
Базовый уровень, включает в себя 20 учебных циклов + 2 цикла сертификации. Расписание можно посмотреть ниже.
Группа Разумовой Елены и Рымаренко Элеоноры. Отборочный цикл 2 апреля 2023 года. Старт в июле 2023 г. Стоимость за один цикл: 15 000 р. Группа набрана.
Разумова Елена, клинический психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный специалист в области телесно-ориентированной терапии.
Рымаренко Элеонора, практикующий психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии сертифицированный специалист в области экзистенциально-гуманистической терапии, семейной терапии, групповой терапии и работе с травмой.
Группа Козловой Анны и Кудрявцевой Марины. Стоимость за цикл: 12 000 р.
Козлова Анна — практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт
Кудрявцева Марина — экзистенциально-гуманистический психотерапевт (немедицинская психотерапия), психолог-консультант
Группа Ольховой Елены и Елисеевой Александры — Стоимость за цикл: 12 000 р.
Ольховая Елена — практикующий психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов. Супервизор
Елисеева Александра — перинатальный психолог, клинический психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.
Группа Гостевой Марии и Караваевой Александры. Стоимость за цикл: 12 000 р.
Гостева Мария, клинический психолог, индивидуальная экзистенциально-гуманистическая психотерапевтическая практика, ориентированная на взрослых и подростков.
Караваева Александра, практикующий психолог, сертифицированный экзистенциально-гуманистический психотерапевт .
Группа Тер-Сааковой Марики и Ольховской Марии. Стоимость за цикл: 12 000 р.
Тер-Саакова Марика Владимировна
Практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт, детский психолог, член Восточно- Европейской ассоциации экзистенциальных психотерапевтов
Ольховская Мария Андреевна
Экзистенциально-гуманистический психотерапевт, кандидат медицинских наук, перинатальный психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.
Цель программы:
ознакомить психологов с основными понятиями и представлениями экзистенциально-гуманистической психотерапии, с философскими корнями и теоретическими основами экзистенциального подхода; сформировать навыки работы с клиентом в глубинном жизнеизменяющем подходе.
Программа предназначена
для психологов различной ориентации, склонных к глубинной жизнеизменяющей работе, и готовых расширять репертуар своих взглядов и стилей, студентов психологических факультетов.
Базовый уровень – обязательный, профессиональный уровень – для желающих продолжать обучение и повышать квалификацию.
Основные техники, используемые при проведении программы:
индивидуальная работа, работа в групповом процессе, супервизорская практика; дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; демонстрация работы ведущих и участников программы с разбором; запись на видео камеру сессий с анализом, работа с реальными клиентами, работы и др.
В результате участия в программе вы:
- получите знания об основных понятиях и феноменах экзистенциально-гуманистической психотерапии
- ознакомитесь с философскими корнями и теоретическими основами экзистенциального подхода; вкладом Л. Бинсвангера, Хайдеггера, С.Кьеркегора, М.Босса, К.Роджерса, Р.Мэя, Дж.Бьюдженталя, И.Ялома в становление и развитие экзистенциально-гуманистической психотерапии
- сформируете умение видеть и опираться на феноменологию клиента, умение подбирать правильные интервенции в процессе терапии
- познакомитесь с понятием субъективного, как психологической основы бытия человека
- сможете развить свою чувствительность и умение помогать клиентам продвигаться от обычных разговоров к более глубокому исследованию субъективного опыта
- приобретете умения и навыки отслеживания процессов, происходящих в глубинной работе с клиентом
- приобретете навыки ведения глубоко работающего клиента, работы с сопротивлением и переносом в процессе длительной терапии
- получите возможность для личностного роста и проработке собственных проблем
Обучение на базовом уровне проходит раз в месяц. Один цикл — это 2 дня: суббота и воскресенье.
Экзистенциально–гуманистическая психотерапия – это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более осознанной.
Цель жизнеизменяющей психотерапии – помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность.
Психотерапевт и клиент являются попутчиками в экзистенциальном подходе и терапия строится не на теории, а на взаимоотношениях. Отличительным признаком подлинной жизнеизменяющей психотерапии является постановка во главу угла работы с сопротивлением и неизбежность феноменов переноса и контрпереноса и многое другое.
Первый модуль. Срок обучения – 560 часов.
(базовый уровень).
1 цикл – ВВЕДЕНИЕ В ЭГП
«Единица изучения в психотерапии – не «проблема» пациента, а скорее существование двух личностей в мире»
Ролло Мэй
Теория:
- Введение в экзистенциально-гуманистическую психотерапию. Обзор истории и философской базы ЭГП
- Основные постулаты экзистенциально-гуманистической психотерапии
- Базовое искусство ведения беседы. Присутствие как стержневая техника в экзистенциально-гуманистическом подходе. Уровни присутствия
- Специфика взаимоотношений между терапевтом и клиентом в ЭГП: терапевт и клиент как «попутчики»
- Концепция заботы в ЭГП. Забота клиента
- Специфика первой встречи с клиентом в ЭГП. Заключение психотерапевтического контракта
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Отработка навыков ведения беседы в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
«Главное, что мы можем сказать о человеке, — это признать три фундаментальных факта: человек живет, его жизнь зависит от его собственных уси¬лий и он способен осознавать и менять свою жизнь»
Джемс Бьюдженталь
2,3 цикл – ТЕЛЕСНОСТЬ
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Осип Мандельштам.
Теория:
- Телесность как экзистенциальная данность (М.Босс, К.Дюркгейм, Дж.Бьюдженталь)
- «Искусство быть живым» (Дж.Бьюдженталь). Наше тело как самый мудрый учитель
- Феноменология Эдмонда Гуссерля и ее значение для экзистенциальной психотерапии
- Забота – источник силы и направляющий фактор в ЭГП. Забота психотерапевта. Обязательства психотерапевта
- Психотерапия как модель жизни. «Здесь и сейчас» как один из основных принципов работы в ЭГП
- «Явное и скрытое» в психотерапии
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Упражнения в парах на проживание телесности как данности
- Работа в тройках с акцентом на «здесь и сейчас»: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
«Анатомия – наша судьба»
Зигмунд Фрейд
4,5 цикл – ТЕЛЕСНОСТЬ
- Осознавание своей телесности как путь к пониманию процесса изменений
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Упражнения в парах на проживание телесности как данности
- Работа в тройках с акцентом на «здесь и сейчас»: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозаписи терапевтической работы участников с последующим обсуждением
6,7 цикл — СВОБОДА
«Осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего Я, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а так же своих страданий, если они имеют место»
Ирвин Ялом.
Теория:
- Свобода, выбор, ответственность
- Dasein как способ существования в мире (М. Хайдеггер)
- Неразрывная связь свободы с ответственностью. Ответственность как авторство (Ж.-П. Сартр)
- Внутренняя свобода в своей воле, выборе, поступках, жизни
- Отрицание, избегание, перенос ответственности
- Ответственность, воля, действие. Три стадии развитии воли (Отто Ранк)
- Субъективность – ключевая концепция экзистенциально-гуманистической психотерапии
- Понятие о субъективности как внутренней, автономной и интимной реальности человека (Дж. Бьюдженталь)
- Поиск – центральный процесс в экзистенциальной психотерапии. Этапы поиска
- Межличностное давление
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Групповые и индивидуальные упражнения на «проживание» СВОБОДЫ как данности
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
8,9 цикл – СВОБОДА
Теория:
- Конфронтация с базовой данностью существования свободой
- Реальная вина как ответственность. Вина как защита от страха. Экзистенциальная вина (И.Ялом, Дж.Холлис)
- Интенциональность как центральное свойство человеческого сознания быть направленным на некий объект (предмет)
- «Дерево» интенциональности – как движение и трансформация внутренних импульсов во внешние проявления
- Значение тревоги в ЭГП
- Конструкты «Я-и-Мир»
- Параллелирование – как способ идти параллельно с клиентом в ЭГП. Параллелирование: темы, рамок, локуса, чувств
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
10,11 цикл – ОДИНОЧЕСТВО
«Слияние с другим устраняет изоляцию радикальным образом – устраняя самосознание»
Ирвин Ялом
Теория:
- Изоляция как базовая конечная данность
- Страх одиночества как основа для всех видов патологии отношений (И. Ялом, К.Ясперс)
- Способы избегания/защиты от одиночества
- Стремление к слиянию как способ ухода от собственного одиночества
- Базовый подход к сопротивлению в экзистенциально-гуманистической психотерапии как естественной защите человеком основ своего бытия (Р.Мэй, Дж.Бьюдженталь)
- Определения, параметры, типичные паттерны, функции сопротивления. Работа с сопротивлением в экзистенциальном подходе
- Интервенции, направленные на сопротивление. Понимание глубинной цели сопротивления
- Экзистенциальный анализ сновидений. Значение первого сна и снов, затрагивающих терапевта. Сны: самый легкий путь к «Здесь-и-Сейчас»
- Понимание о жизни клиента из его снов
Практика:
- Работа с реальными приглашенными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах на проживание ИЗОЛЯЦИИ
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Поскольку любое серьезное обучение психолога в любом из направлений подразумевает не только прослушивание теории, но и обязательную личную проработку,
- предполагается, что параллельно с участием в данной программе участники будут проходить личную психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе
12,13 цикл – ОДИНОЧЕСТВО
«Многоликое чувство, называемое любовью, наводит мосты от одного одиночества к другому»
Карен Хорни.
Теория:
- «Я-Ты», «Я-Они» отношения по М.Буберу
- Различия между зависимыми и взаимозависимыми отношениями
- Черты зрелых, свободных от нужды отношений (Э.Фромм)
- Перенос и контрперенос в представлениях экзистенциально-гуманистического подхода
- Значение эмоций в психотерапии. Взаимодействие чувств и мыслей
- Работа с эмоциями: СТЫД, ГНЕВ, ВИНА и др
- Работа с травматичным опытом клиента в терапии
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсужден
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
14,15 цикл – ИНТЕНСИВНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ В ЭГП
«Незрелая любовь говорит:
Я люблю тебя, потому что нуждаюсь в тебе;
Зрелая любовь говорит: Я нуждаюсь в тебе,
потому что я люблю тебя» Эрих Фромм.
- Исследование внутригрупповых динамических процессов
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
16 цикл – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ
«В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно… У жизни есть лишь один смысл – сама жизнь»
Эрих Фромм.
Теория:
- Экзистенциальная данность – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ. «Продолжать ли жить, когда бессмысленность жизни полностью постигнута?» (А.Камю)
- «Смысл» и «цель». Три основные категории смысла жизни (В.Франкл)
- Потеря смысла: значение в терапии
- Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз как клинические проявления потери смысла. Поиск смысла жизни
- Работа с трудными клиентами. Клиенты, затрагивающие наши уязвимые места
- Специфика работы с различными типами клиентов (Ненси Мак-Вильямс)
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
17 цикл – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ.
«Смысл жизни, точно так же как и смысл смерти, у каждого свой, глубоко личный»
Виктор Франкл.
Теория:
- Способы избегания осознавания бессмысленности
- Работа с бессмысленностью в терапии. Поиски собственных смыслов
- Вовлеченность – главный терапевтический ответ на бессмысленность
- Смысл страдания. Смысл работы. Смысл любви
- Стадии развития личности терапевта (PouSto-терапевта)
- Индивидуальный стиль работы терапевта
- Психотерапия и сексуальность
- Роль денег и времени в психотерапии
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
18 цикл – СМЕРТЬ
«Чувство упущенной жизни превращает смерть во врага, а умирание – в муку»
Альфред Лэнгле.
Теория:
- Жизнь, СМЕРТЬ и Тревога. Взаимозависимость жизни и смерти
- Смерть как невозможность дальнейшей возможности
- Связь смерти с другими базовыми данностями существования
- «Как я живу, отдавая себе отчет в том, что умру обязательно. Что я делаю со своей жизнью? Чью жизнь я живу?»
- Стадии профессиональной идентичности психотерапевта
- Супервизия в экзистенциальной терапии: цель, специфика, обоснование необходимости.
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
19 цикл – СМЕРТЬ
«Смерть есть условие, дающее возможность жить подлинной жизнью… Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его»
Ирвин Ялом.
Теория:
- Осознавание смерти в повседневной психотерапии
- Пробуждающие переживания (И. Ялом)
- Способы преодоления страха смерти
- Работа со страхом смерти в экзистенциально-гуманистическом подходе
- Роль отношений в преодолении страха смерти
- Анализ и разбор клиентских случаев
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
20 цикл –ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОГРАММЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Ивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
21,22 цикл – СЕРТИФИКАЦИЯ
- Экзаменационная работа с реальными клиентами под внешней супервизией
- Защита клиентских случаев
Второй модуль – 240 часов.
(профессиональный уровень).
10 циклов по 2 дня каждый. 11 цикл – сертификационный.
Ведущие:
Разумова Елена, клинический психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный специалист в области телесно-ориентированной терапии.
Рымаренко Элеонора, практикующий психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии сертифицированный специалист в области экзистенциально-гуманистической терапии, семейной терапии, групповой терапии и работе с травмой.
Приглашенные СУПЕРВИЗОРЫ из различных экзистенциальных школ:
- Павлова Мария
- Юдина Марина
- Летуновский Вячеслав
- Сикорская Тамара
- Немировский Константин
- Мунасипова Анжелика
- Млодик Ирина и др.
Профессиональный уровень рассчитан на слушателей, прошедших основной уровень и включает в себя:
- глубокое изучение, обсуждение и проживание экзистенциальной философии
- обсуждение художественной литературы (А. Камю, Г.Гессе, Дж.Фаулз, Ж.-П.Сартр, Ф.И.Достоевский, А.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.)
- обсуждение экзистенциальных художественных фильмов
- интенсивную работу с реальными приглашенными клиентами с профессиональной обратной связью от внешних супервизоров
- демонстрации работы специалистов из различных экзистенциальных направлений
- обсуждение различных экзистенциальных тем:
- Психология религии
- Библиотерапия
- Введение в теорию супервизий
- Групповая экзистенциальная терапия
- Работа с терминальными больными
- Работа с психопатологией в экзистенциальной терапии
- Работа с детьми и подростками в ЭГП
- Работа с физическим и сексуальным насилием в экзистенциальном подходе; и др.
ДАТЫ ГРУППЫ Козловой Анны и Кудрявцевой Марины (Старт в марте 2023 года)
Отборочный цикл | 4 февраля 2023 г |
1 цикл | 4, 5 марта 2023 г |
2 цикл | 1, 2 апреля 2023 г |
3 цикл | 13, 14 мая 2023 г |
4 цикл | 24, 25 июня 2023 г |
5 цикл | 22, 23 июля 2023 г |
6 цикл | 19,20 августа 2023 г |
7 цикл | 16, 17 сентября 2023 г |
8 цикл | 25, 26 ноября 2023 г |
9 цикл | 23, 24 декабря 2023 г |
10 цикл | 21, 22 января 2024 г |
11 цикл | 17, 18 февраля 2024 г |
12 цикл | 16, 17 марта 2024 г |
13 цикл | 13, 14 апреля 2024 г |
14 цикл | 18, 19 мая 2024 г |
15 цикл | 15, 16 июня 2024 г |
16 цикл | 10, 11 августа 2024 г |
17 цикл | 7, 8 сентября 2024 г |
18 цикл | 12, 13 октября 2024 г |
19 цикл | 9, 10 ноября 2024 г |
20 цикл | 14, 15 декабря 2024 г |
21 цикл | 18, 19 января 2025 г |
22 цикл | 15, 16 февраля 2025 г |
ДАТЫ ГРУППЫ Разумовой Елены и Рымаренко Элеоноры (Старт в июле 2023 года)
Отборочный цикл | 2 апреля 2023 г |
1 цикл | 1, 2 июля 2023 г |
2 цикл | 5, 6 августа 2023 г |
3 цикл | 16, 17 сентября 2023 г |
4 цикл | 14, 15 октября 2023 г |
5 цикл | 18, 19 ноября 2023 г |
6 цикл | 23, 24 декабря 2023 г |
7 цикл | 27, 28 января 2024 г |
8 цикл | 17, 18 февраля 2024 г |
9 цикл | 23, 24 марта 2024 г |
10 цикл | 20, 21 апреля 2024 г |
11 цикл | 18, 19 мая 2024 г |
12 цикл | 22, 23 июня 2024 г |
13 цикл | 20, 21 июля 2024 г |
14 цикл | 24, 25 августа 2024 г |
15 цикл | 5, 6 октября 2024 г |
16 цикл | 2, 3 ноября 2024 г |
17 цикл | 30. 11 – 1 декабря 2024 г |
18 цикл | 21, 22 декабря 2024 г |
19 цикл | 25, 26 января 2025 г |
20 цикл | 22, 23 февраля 2025 г |
21 цикл | 15, 16 марта 2025 г |
22 цикл | 22, 23 марта 2025 г |
Чтобы записаться, нужно отправить заполненную АНКЕТУ на почту: [email protected]
АНКЕТА на группу по ЭГП
Go to Top
Использование экзистенциально-гуманистической психотерапии в лечении выживших после COVID-19
Сказать, что 2020 год был необычным, было бы преуменьшением. Как коллективное человеческое общество, мы все испытали значительные изменения в нашей когда-то нормальной жизни. Один фактор, COVID-19, сыграл преобладающую роль в этом процессе, и некоторые люди пострадали больше, чем другие.
Мой личный опыт с COVID-19 побудил меня написать эту статью, чтобы у моих коллег-консультантов были рекомендации по оказанию помощи другим людям с COVID-19. выжившие. Важно отметить, что в настоящее время нет доступных методов лечения, основанных на доказательствах, поскольку пандемия продолжает развиваться. До этого мы не сталкивались с мировой пандемией за 100 лет.
Что такое экзистенциально-гуманистическая психотерапия?
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия помогает клиентам раскрыть свою уникальность через более глубокое осознание себя и окружающего мира. Терапевт помогает клиентам, обучая их видеть свое сопротивление, чтобы они могли иметь более осмысленное существование. Клиенты могут свободно исследовать, какие аспекты их жизни поддерживают их путешествие, а от каких можно отказаться, чтобы жить более полной жизнью. Этот подход позволяет избежать навешивания ярлыков и диагностики, поэтому основное внимание может быть сосредоточено на самопознании и понимании.
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия преследует пять основных целей.
- Развитие способности к самосознанию и пониманию последствий свободы выбора
- Создайте личную идентичность и будьте готовы к качественным отношениям
- Поиск смысла, цели, ценностей и убеждений жизни
- Принять нормальное беспокойство как естественное условие жизни
- Осознать смерть и небытие
С чего начать
Симптоматика и опыт COVID-19 уникальны для каждого человека, поэтому для экзистенциально-гуманистических психотерапевтов важно учитывать ряд черт.
Терапевтический альянс должен быть установлен во время первого визита. Во-первых, устанавливая отношения Я-Ты с клиентом, вы устанавливаете отношения, в которых клиент является авторитетом в отношении своего личного опыта болезни и жизни. Во-вторых, безоговорочно положительное отношение, ваше принятие и поддержка дадут клиенту важную возможность поделиться своим субъективным опытом и поразмышлять над ним. В-третьих, используя эмпатию, вы позволите своему клиенту свободно делиться с вами более полным спектром чувств и эмоций, тем самым создавая пространство для углубления их подлинности.
Этапы исследования COVID-19
Этап первый: жизнь до COVID-19. Это отличная отправная точка для начала терапевтических отношений Я-Ты. Клиент начнет понимать ваш экзистенциально-гуманистический стиль.
В то же время у вас есть важная возможность изучить стиль общения вашего клиента и уровень экспрессивности. Вы получите представление о типичном образе жизни вашего клиента, уровне функционирования, а также о том, какие ценности и убеждения существовали для него до COVID-19. пандемия. Кроме того, вы можете установить цели клиента и то, чего он хочет достичь во время терапии.
Полезные вопросы могут включать:
- С кем вы жили?
- Каким был твой обычный день?
- Вы активно работали? Насколько важной была для вас ваша работа?
- Как вы проводили свободное время?
- Как ваше общее самочувствие?
- Вы нашли время для себя?
- Каким было ваше «нормальное»?
- Что вы больше всего ценили в то время?
Моя нормальная жизнь была с мужем и сыном. Год назад мой муж перенес шесть месяцев лечения рака в другой стране, и мы, наконец, снова смогли жить вместе. Я работал в качестве консультанта. Свободное время мы обычно проводили с семьей и друзьями, путешествуя и наслаждаясь своими личными увлечениями.
Этап второй: Понимание ранней болезни клиента. На этом этапе каждый клиент вспоминает и делится своими уникальными симптомами и опытом. В этот момент ваш клиент может чувствовать себя более комфортно в терапевтических отношениях в результате того, что вы активно слушаете и используете эмпатические техники. Вы учите клиента исследовать свою проблему, чтобы развить понимание, делясь физиологическими и психологическими чувствами, связанными с его ранним заболеванием.
Полезные вопросы могут включать:
- Как проявлялась болезнь?
- Каковы были ваши первые симптомы?
- Как вы думаете, где вы заразились?
- Когда вы поняли, что серьезно больны?
- Какие действия вы предприняли для лечения вашей болезни?
- Что вы думали и чувствовали по поводу своих симптомов?
- Что вас беспокоило в то время?
Мои симптомы — головокружение, кашель, обострение обоняния, боли в почках и сильная усталость — начались в конце марта. Мой врач прописал антибиотик и посоветовал мне избегать отделения неотложной помощи, потому что считалось, что у всех пациентов, находящихся в больнице, положительный результат на COVID-19. в то время, и если бы у меня не было COVID-19, я обязательно заразился бы им, когда приехал. (Только несколько дней спустя я понял ее логику).
Итак, я провел несколько дней в постели, большую часть времени спал. Я изо всех сил старался избегать кухни, потому что запахи готовки были для меня подавляющими. У меня было желание предаться очень горячим ваннам, но каждая из них, казалось, делала меня слабее, чем предыдущая. В этот момент я чувствовал себя неуверенно из-за неудобства отсутствия работы. У меня также было чувство страха, что ситуация ухудшится.
Третий этап: определение степени болезни клиента. Этот этап включает в себя осознание более серьезного заболевания, ухудшение симптомов и, в конечном итоге, потребность в уходе более высокого уровня. В идеале ваш клиент сможет выражать все более широкий спектр чувств и мыслей по мере того, как он показывает, как он смирился со своим уровнем болезни. Как терапевт, вы можете начать внедрять понятие свободы выбора в свои решения.
Полезные вопросы могут включать:
- Как долго вы болели к этому моменту?
- Какие симптомы ухудшались в это время?
- Что заставило вас обратиться за дополнительной помощью?
- Как вы узнали, что у вас действительно есть COVID-19?
- Как долго вы были в больнице?
- Что вы думали и чувствовали, когда поняли, что происходит?
- Что вас беспокоило в то время?
В течение четырех дней обострения симптомов я перестал есть и пить. Я не мог ничего есть, в основном из-за обострения обонятельных симптомов. В то же время у меня началось постепенное снижение способности насыщать легкие кислородом, поэтому я, наконец, заставила своего мужа отвезти меня на неизбежную поездку в отделение неотложной помощи.
Возле больницы нас встретил медицинский работник первой линии в полном комплекте средств индивидуальной защиты. Моему мужу пришлось уйти, прежде чем мне разрешили войти в отделение неотложной помощи. В эти первые дни пандемии, когда в средствах массовой информации обсуждалось лишь ограниченное количество случаев, серьезность болезни еще не была широко известна, но существовала вероятность того, что я больше никогда не увижу своего мужа. Хотя мы оба испытали страх и грусть из-за того, что мой муж уехал на обследование на рак и окончательный диагноз в прошлом году, я полагаю, что мы оба изначально знали, что мой отъезд не похож ни на что, с чем мы сталкивались раньше.
Четвертый этап: Что пережил клиент во время лечения? Хотя на этом этапе рассматривается то, что происходило с клиентом физиологически, он также рождает несколько ключевых экзистенциальных концепций для раннего исследования. По мере того, как пациенты с COVID-19 проводят время в обязательном изолированном отделении интенсивной терапии, тревога растет, и универсальные темы, такие как свобода выбора, изоляция, бессмысленность и смерть, навязываются им, становясь неизбежными.
Во-первых, это исследование смысла самой болезни, в то время как ему приходится бороться с отказом от контроля. Во-вторых, найти смысл в одиночестве, которое они испытывают. Некоторые клиенты могут обнаружить, что впервые в жизни они остались одни или получили возможность сосредоточиться исключительно на себе. Третье — найти смысл в пустоте своего окружения. Четвертая проблема связана с поиском смысла в самой жизни и примирением с потенциальной смертью.
На этом этапе вы (как терапевт) можете открыто обсуждать реальность смерти. Активное слушание и безусловное положительное отношение имеют первостепенное значение на этом этапе, потому что именно здесь в конечном итоге начинается трансформация. Клиент заслуживает полной свободы поделиться всеми своими мыслями, воспоминаниями и чувствами, какими бы иррациональными они вам ни казались.
Вопросы, которые могут быть полезными, могут включать:
- Вы понимаете, что происходит с медицинской точки зрения?
- Какие у вас были эмоции во время раннего ухода?
- Это был ваш первый опыт оказания неотложной помощи?
- Что вы почувствовали, когда поняли, что должны передать полный контроль медицинскому персоналу?
- Какое лечение вы получали?
- Вы нуждались в использовании аппарата ИВЛ?
- Какова была продолжительность вашего пребывания?
- Какие эмоции и чувства вступили в игру? Вы испугались? Скучающий?
- Как вы себя чувствовали в полном одиночестве?
- Что вы думали и чувствовали, когда поняли, что происходит?
- Что вас беспокоило в то время?
- Ты думал, что умрешь?
- Как вы справились с этой мыслью?
- Вы сделали какие-то выводы?
Во время моей первой карьеры я много лет проработал медицинским работником на переднем крае. Поэтому в больничной обстановке я возвращался к своим корням и полностью осознавал происходящее. С учетом сказанного, слишком много знаний также может оказаться пугающим. Мне быстро сообщили о серьезности ситуации, и я прекрасно понимал, что лучший выход — немедленно отказаться от контроля, чтобы персонал мог сделать все возможное, чтобы спасти мою жизнь.
Следующие две недели я провел в отделении интенсивной терапии, постоянно получая 15 различных лекарств, в основном внутривенно, и круглосуточную оксигенотерапию, а также пройдя множество анализов венозной крови и несколько анализов артериального газа и портативный рентген грудной клетки. Мой уровень кислорода был очень низким и не отвечал на лечение.
Ко мне давно пришло осознание того, что у меня не будет посетителей и что возможна смерть. Все мое внимание было сосредоточено на одном: продолжать многократно вдыхать и выдыхать, даже несмотря на COVID-19.шутили, чтобы убедить меня перестать дышать. Рассматривался вопрос об ИВЛ, но я знал, что с вероятностью 85% никогда больше не буду дышать самостоятельно. Каждый затрудненный вздох представлял собой множество вещей — отказ от аппарата ИВЛ, возвращение в присутствие моего мужа и сына, лежание в собственной удобной постели, а не смерть в одиночестве.
Несмотря на мое желание вернуться домой, я провел много часов в отделении интенсивной терапии, размышляя о прожитой жизни и возможности смерти. Я примирил свою жизнь с Богом и пребывал в состоянии полного покоя. Я смирился со всеми отношениями в своей жизни, чувствуя жалость к тем людям, которые не способны установить настоящую связь. Я был полон огромной благодарности за то, что мне давали на протяжении всей моей жизни, включая семью, особые дружеские отношения и способность общаться с другими.
Пятый этап: Постбольничное исцеление и смысл. Выписка из больницы оставила у меня огромную надежду. Я добился того, что намеревался сделать там. В этот момент я все еще был на кислороде 24 часа в сутки и мог пройти около 24 футов, прежде чем это наступило из-за истощения. Поскольку информации было мало, врачи потребовали, чтобы я изолировался в одиночестве еще на неделю, потом еще на одну. Я пришел к выводу, что все, что можно сделать для больного или неизлечимо больного, — это обеспечить пропитание и дать человеку понять, что его любят.
Две недели в одиночестве в моей спальне, и моя перспектива снова изменилась. Моя чудесная кровать стала моей новой тюрьмой. Но, наконец, я освободилась от изоляции и снова смогла испытать улыбки, смех, человеческое прикосновение, объятия и единение.
Этап шестой: Куда нам двигаться дальше? Некоторым клиентам на этом этапе будет полезна когнитивно-поведенческая терапия, чтобы исследовать любые искажения, которые могут существовать, и они будут довольны своим прогрессом, таким образом заканчивая свою терапию на этом этапе.
Другие, получив возможность начать свое личное путешествие с COVID-19, начнут открывать возможности для будущего. Во-первых, вы можете исследовать беспокойство с клиентом. Вы можете предоставить психообразование, чтобы помочь клиенту понять цель тревоги и провести различие между экзистенциальной, нормальной и невротической тревогой. Затем вы можете изучить, как свобода выбора используется при принятии решений и связана с будущим, и более подробно обсудить реальность смерти. Введение иерархии Маслоу и самоактуализации может дать клиенту психообразование, чтобы повысить его самосознание в настоящем и дать ему дорожную карту на будущее.
Вопросы для возможного изучения могут включать следующее:
- Изменилось ли ваше отношение к себе после болезни?
- Что вы узнали о себе?
- Чувствуете ли вы себя более уверенно в это время?
- Изменились ли как-нибудь ваши ценности или убеждения?
- Изменились ли ваши мысли или страхи в связи со смертью?
- Есть ли какие-то изменения, которые вы хотели бы внести в свою жизнь?
- Как бы вы хотели проводить время в будущем?
- Будете ли вы по-другому справляться с ситуациями?
Затянувшиеся симптомы COVID-19, в том числе приступы упадка сил, периодическое понижение уровня кислорода и досадная потеря большого количества волос, до сих пор преследуют меня. Однако они незначительны по сравнению с моим желанием помочь выздоравливающим выжившим от COVID-19 и работникам на передовой найти смысл в своем личном опыте.
*****
Я хотел бы поблагодарить Аялу Винер и Арлин Гордон за их мягкое руководство, которое побудило меня поделиться своей историей.
****
Одри Карабиик — выпускница Юго-восточного университета Нова и в настоящее время является зарегистрированным стажером-консультантом по психическому здоровью во Флориде. Она создает несколько групп по борьбе с COVID-19, ориентированных на выживших, передовых работников и других лиц, желающих справиться с «новой нормой». Она связана с Консультационным центром системных решений в Плантейшн, Флорида. Свяжитесь с ней по адресу [email protected].
****
Не следует считать, что мнения и утверждения, сделанные в статьях, опубликованных на CT Online, отражают мнение редакторов или политику Американской ассоциации консультирования.
Экзистенциальные и гуманистические теории – определения, сходства и различия.
экзистенциальные теории и гуманистическую психологию часто путают, поэтому важно знать сходства и различия между двумя теориями и родственными методами лечения.
Экзистенциальные и гуманистические теории столь же разнообразны, как и связанные с ними родители, их также разделяют философские разногласия и культурные различия. Однако все они разделяют некоторые фундаментальные предположения о человеке, природе и человеческом состоянии, которые отличают их от других теорий личности .
Общее предположение состоит в том, что люди обладают свободой и мужеством, чтобы превзойти экзистенциальные данные и биологические / экологические влияния, чтобы создать свое собственное будущее. Во-вторых, они подчеркивают феноменологическую реальность переживающего человека и, в-третьих, холистичны в своей направленности на пережитый опыт и будущие устремления целого. 0257 человек в действии и в контексте. Наконец, они пытаются уловить высокую драму человеческого существования, борьбу за выживание и реализацию, несмотря на то, что человек уязвим для страха и отчаяния.
Index
ToggleОпределения экзистенциальных и гуманистических теорий
Гуманистическая психология восходит к Абрахаму Маслоу как отцу-основателю, но со временем она была тесно связана с личностно-центрированной терапией Карла Роджера (или клиент-центрированной терапией). ). Однако современная гуманистическая психология гораздо шире и сложнее фундаментального подхода.
Гуманистический термин в психологии, относящийся к подходу, который изучает человека в целом и уникальность каждого человека. По сути, эти термины относятся к одному и тому же подходу в психологии. Это психологическая перспектива, которая делает упор на изучение человека в целом, психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, который ведет себя.
С другой стороны, экзистенциальная теория — это подход к психологии и психотерапии , основанный на нескольких предпосылках, в том числе: понимание того, что «цельный» человек больше, чем сумма его частей, понимание людей путем изучения их межличностных отношений, понимание что у людей есть много уровней самосознания, которые нельзя игнорировать или помещать в абстрактный контекст, понимание того, что они обладают свободой воли и являются участниками, а не наблюдателями в своей собственной жизни, и понимание того, что жизнь людей имеет цель, ценности и значение.
Терапевты, практикующие экзистенциальную психологию, лечат своих клиентов, погружаясь в их мир. Для терапевта терапия — это процесс, в котором он тоже участвует. Это процесс, который ищет смысл во всей совокупности существования человека, включая личную историю клиента.
Есть много причин для такого ассимилированного взгляда на эти теории. С одной стороны, с момента своего появления эти два подхода находились в тесном диалоге, во-вторых, предпринималось множество попыток их совмещения, так как в конечном итоге оба подхода имеют много общих ценностей.
Исторические корни экзистенциальных и гуманистических теорий
В нем представлены эмпирические данные и обсуждаются практические последствия смыслоцентрированного подхода
.
Причины переформулировки экзистенциально-гуманистической теории включают:
- Обеспечение более сбалансированного и реалистичного взгляда на состояние человека путем признания
продолжающихся конфликтов между позитивными и негативными экзистенциальными данными - Вам нужна общая экзистенциальная гуманистическая теория, способная объяснить как лучшие
и худшее из человеческих поступков - Необходимость прояснить и применить на практике важные экзистенциальные и гуманистические концепции
- Переформулируйте важнейшие вопросы экзистенциальной и гуманистической психологии с точки зрения
человеческой борьбы за выживание и реализацию в хаотичном и сложном мире.
Сходства экзистенциальной и гуманистической теорий
Гуманистическая психология утверждает, что люди стремятся быть лучшими версиями самих себя, а экзистенциальная психология утверждает, что люди ищут смысл жизни. Однако они очень похожи в том, как люди достигают этих целей посредством личной ответственности и свободы воли. По сути, и экзистенциальные психологи, и гуманисты ценят способность людей принимать собственные решения и вести собственную жизнь.
Оба подхода являются феноменологическими, хотя этот термин является сложным, с которым не согласны многие психологи и философы, суть того, что он означает для этих подходов, заключается в том, что они ценят личный опыт и субъективность. Психология в своем стремлении стать наукой отдает предпочтение объективному, хотя феноменологические подходы не сбрасывают со счетов важность объективных подходов, они сосредоточатся на ограничениях объективности. Отчасти это означает, что объективное знание — лишь часть общей картины.
«Здесь и сейчас» или терапевтический момент – общая ценность этих подходов, важно прошлое, важно также не забывать настоящее. В «здесь и сейчас» входит обязательство понимать, обрабатывать и ценить терапевтические отношения. Эти отношения считаются реальными отношениями с уникальными ограничениями, ограничениями и контекстами. Другими словами, многие психоаналитические подходы рассматривают терапевтические отношения в первую очередь как продукт переноса, гуманистические и экзистенциальные подходы сосредотачиваются на реальном в отношениях в дополнение к паттернам переноса/контрпереноса.
Оба подхода ценят самосознание, в самом общем смысле это свойственно всем глубинным психотерапиям. Однако есть еще один уникальный аспект самосознания в гуманистическом и экзистенциальном мышлении. Самосознание в самом общем смысле относится к пониманию себя, которое рассматривается прежде всего как накопленный жизненный опыт и бессознательное знание. В гуманистическом и экзистенциальном мышлении самосознание также глубоко связано с состоянием человека и тем, как оно влияет на индивидуальное существо.
Гуманистический и экзистенциальный подходы ценят основное добро в людях и человеческий потенциал, часть терапевтического процесса понимается как освобождение человека, позволяющее принять его основное добро и потенциал. Сделав это, считается, что они станут более счастливыми и довольными жизнью.
Еще одно сходство между экзистенциальной и гуманистической теориями заключается в том, что обе они подчеркивают положительные стороны человеческой природы. Многие теории психологии сосредотачиваются на том, чего не хватает человеку: у этого человека химический дисбаланс, а это значит, что в его мозгу отсутствует какой-то элемент; что человек руководствуется нерешенными проблемами в своем подсознании.
Различия между экзистенциальной и гуманистической психологией
Однако, несмотря на сходство, в экзистенциальной и гуманистической психологии есть некоторые ключевые различия. Самая большая разница заключается в основополагающем взгляде на человеческую природу.
В то время как оба подхода верят в человеческий потенциал и добро, экзистенциализм больше сосредоточился на потенциале зла и человеческих ограничениях, это больше процессное различие, чем базовые ценности. Другими словами, гуманистическая психология обычно занимает позицию, аналогичную экзистенциализму, но гуманистические терапевты не проводили столько времени, живя в тени или демоническом.
Это различие не следует преуменьшать, несмотря на общую основу ваших убеждений. Со временем гуманистическую психологию несправедливо охарактеризовали как слишком «теплую и нечеткую». Многие люди отвернулись от этого теоретического подхода из-за ощущения, что он не учитывает реальность человеческого существования, напротив, экзистенциалистов часто обвиняют в том, что они проводят слишком много времени в темных местах и в том, что они довольно болезненны. Ни одна из характеристик не является точной, однако они повлияли на то, кого привлекали различные теоретические позиции и на то, как они развивались с течением времени.
Важная дискуссия между Карлом Роджерсом и Ролло Мэем подчеркивает и усиливает эти различия. Обсуждение началось со статьи, опубликованной Карлом Роджерсом в Ассоциации перспектив гуманистической психологии, за ней последовала более поздняя статья, опубликованная в 1982 году вместе с ответом Роджерса. Для него человеческое зло отличается от человеческой природы.
Для Мэя люди врожденно обладают потенциалом добра и зла, для Роджерса и многих психологов-гуманистов зло — это внешняя реальность, которая воздействует на людей через культуру и социализацию, оно может частично выражать озабоченность по этому поводу, потому что он не думаю, что это адекватно отражает наш собственный потенциал зла.
В этом же диалоге Мэй (1982) указывает на еще одно важное различие, которое иногда возникает между гуманистическими и экзистенциальными терапевтами. Он может выразить некоторую обеспокоенность тем, что при чрезмерном фокусировании на клиенте и эмпатическом ответе в фокусированной терапии приходится платить за компромисс. более глубокое подлинное понимание, которое требует от терапевта сосредоточения внимания на собственном субъективном опыте. Другими словами, гуманистические психологи могут сосредоточиться на клиенте, иногда ценой признания собственного опыта, тем самым клиент лишается возможности более глубокого взаимодействия с терапевтом как с субъективным «я».
Эти две теории имеют разные философские корни, гуманистическое мышление не так тесно связано с гуманистической философией, как экзистенциальная психология. На самом деле смешение гуманистической психологии и гуманизма в историческом смысле весьма существенно. Вообще говоря, феноменологическая, континентальная и экзистенциальная философии оказали большее влияние на гуманистическую и экзистенциальную психологию, чем на гуманистическую философию и гуманизм, при этом следует признать, что существует множество широких подходов к гуманистической психологии.
Гуманистическая психология, как правило, больше сосредотачивается на искусстве терапии, субъективности и интенциональности, пренебрегая наукой о терапии, целью и человеческими ограничениями, многие гуманистические мыслители правильно оспаривали бы это утверждение, по сравнению с экзистенциальным мышлением, есть веские основания для это утверждение. Экзистенциализм стремится к большей сбалансированности, его ценности согласуются с подходом гуманистической психологии, но он оставляет больше места для науки, объективности и ограниченности человека.