Элементы фундаментальная наука – физика, биология, химия, математика, лингвистика

«Элементы большой науки»: о проекте

Некоммерческий научно-популярный проект «Элементы большой науки» стартовал в 2005 году и в течение 11 лет развивался при поддержке фонда Дмитрия Зимина «Династия», приоритетами которого всегда были помощь российской фундаментальной науке и ее популяризация в обществе. С 2015 года, когда фонд «Династия» был признан «иностранным агентом» и фактически уничтожен, по начало 2017 года поддержку «Элементов» взяла на себя некоммерческая организация Zimin Foundation, созданная семьей Зиминых для реализации проектов в области образования и науки.

С февраля 2017 года поддержку «Элементов» осуществляет фонд развития теоретической физики и математики «Базис».

Для чего нужны «Элементы»

«Элементы» видят свою задачу в том, чтобы рассказывать о фундаментальной науке всем, кому интересно устройство нашего мира и пути его познания. Мы стараемся говорить не только о том, что удалось выяснить ученым, но и о том, как эти результаты были получены, насколько они достоверны, что было известно раньше и что еще только предстоит узнать.

Мы считаем, что в нынешнем зыбком, изменчивом мире наука, хотя сама она и находится в постоянном поиске, дает уникально надежные ориентиры, которые ничем другим не заменить.

Мы стараемся также информировать наших читателей обо всём интересном, что есть вокруг нас научно-популярного — о книгах, журналах, лекциях, сайтах.

Как стать нашим автором

Мы всегда рады новым авторам (хотя и не обещаем отвечать на все письма с предложениями своих услуг или материалов к публикации). Если вы хотите писать для нас, например, научные картинки дня или новости науки, или отвечать на детские вопросы, расскажите о себе и пришлите образцы своих текстов.

Сотрудничество и реклама

Мы открыты для сотрудничества, и с удовольствием поместим информацию о ваших лекциях и других научно-популярных событиях в Календаре, о вашем научном или научно-популярном сайте в каталоге Наука в Рунете, об издаваемых вами научно-популярных книгах — в 

Книжном клубе.

Мы готовы стать информационными спонсорами просветительских мероприятий — но это обычно требует особых условий сотрудничества, поскольку мы не публикуем пресс-релизы (у нас просто нет такого раздела на сайте).

Мы не размещаем коммерческую рекламу, и обычно не отвечаем на письма с предложениями ее разместить.

Мы не обмениваемся ссылками, но если ваш сайт есть в нашем каталоге, мы можем сделать ссылку на него прямой.

Использование наших материалов

Перепечатка материалов «Элементов» возможна с письменного разрешения редакции. Напишите нам, и мы, вероятно, договоримся.

Подготовка ваших собственных материалов на основе наших новостей и т. п. разрешения не требует, но мы будем признательны, если вы поставите прямую гиперссылку на страницу оригинала.

Права на главы из книг, публикуемые в Книжном клубе, на многие статьи в Библиотеке и видео в Видеотеке «Элементов» принадлежат не нам, а нашим партнерам.

Контакты

Связаться с нами по любым вопросам можно по электронной почте: [email protected].

elementy.ru

Научно-популярный сайт о фундаментальной науке «Элементы»

Созданный при активной поддержке фонда «Династия» научно-популярный сайт о фундаментальной науке «Элементы» был назван журналом «Эксперт» интернет-открытием 2005 года, а на ежегодном конкурсе «Российский онлайн TOP++ 2005» (РОТОР++ 2005), проводимом Международным союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ», — признан научно-образовательным сайтом года. В том же 2005 году сайт стал лауреатом Всероссийского фестиваля интернет-проектов «Новая реальность».

В 2007 и 2010 году сайт получил «премию Рунета» — национальную премию за вклад в развитие российского сегмента интернета — в номинации «Наука и образование», а в 2008-м был признан лучшим научно-образовательным сайтом года в сетевом конкурсе Российский Онлайн ТОР «РОТОР» и получил гран-при конкурса «Золотой сайт».

Цели проекта:

  • формирование образа науки как одной из наиболее привлекательных форм человеческой деятельности;
  • популяризация научного подхода к окружающей действительности;
  • распространение научных знаний в современной и доступной форме;
  • проявление «человеческого лица» научного мира: знакомство как с выдающимися учеными прошлого, так и с людьми, играющими определяющую роль в современной науке.

На сайте elementy.ru — «Элементы большой науки» — размещены и библиотека научно-популярных статей, и тексты публичных лекций выдающих ученых, и информация о предстоящих конференциях и объявленных конкурсах грантов. Здесь же — блоги ученых.

Впервые на русском языке на сайте опубликована уникальная энциклопедия Джеймса Трефила «Природа науки. 200 законов мироздания», вышедшая затем отдельной книгой.

Авторские новости науки — вероятно, самый важный раздел сайта. Здесь можно узнать не только о том,

что открыто, но и о том, как ученые получили те или иные результаты. Появление «Элементов» уже внесло существенный вклад в возрождение популяризации науки в России: имея такой ориентир, становится просто неприлично писать научные новости плохо.

В разделе «E-mail науки» ученые всерьез, но доступно отвечают на те «научные» вопросы, которые задают дети. На сайте был организован конкурс ответов на «детские» вопросы, которых собралось более тысячи.

В 2006 г. в рамках проекта «Элементы» создан неофициальный сайт Журнала общей биологии под редакцией доктора биологических наук Александра Маркова, в котором статьи серьезного научного журнала, имеющего один из самых высоких в России индексов цитирования (но крайне ограниченный тираж), представлены популярными синопсисами, доступными всем, кто интересуется современной наукой.

Популярность сайта стремительно растет: если в конце 2005 г. его ежедневно посещали 700 человек, то в 2010 г. – уже более 12 тысяч.

www.dynastyfdn.com

Фундаментальная наука Википедия

Запрос «Фундаментальные исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные. С точки зрения гносеологии (теории познания) фундаментальная наука доказывает познаваемость мира, обосновывает практическую целесообразность во взаимодействии наук, различных научных методов исследования естественых и гуманитарных наук.

В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистомологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению[1], а в случае противоречия с конвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, — нуждающихся в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования.

Статус фундаментальных ЮНЕСКО присваивает исследованиям, которые способствуют открытию законов природы, пониманию взаимодействий между явлениями и объектами реальной действительности.

К основным функциям фундаментальных исследований относится — познавательная; непосредственной задачей является получение конкретных представлений о законах природы, которые обладают характерной общностью и стабильностью. К основным признакам фундаментальности относят:

а) концептуальную универсальность,

б) пространственно-временную общность.

Тем не менее, это не позволяет сделать вывод, что отличительной особенностью фундаментальности является отсутствие практической применимости, поскольку в процессе решения фундаментальных проблем закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач[2].

Государство, обладающее достаточным научным потенциалом, и стремящееся к его развитию, непременно способствует поддержке и развитию фундаментальных исследований, несмотря на то, что они зачастую не являются рентабельными.

Так вторая статья федерального закона России от 23 августа 1996 года за № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даёт такое определение фундаментальным исследованиям:

Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

ruwikiorg.ru

Фундаментальная наука — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Фундаментальная наука

Cтраница 1

Фундаментальные науки познают мир безотносительно к возможностям практического применения знаний, а прикладные ориентированы на применение знаний, полученных в фундаментальных науках, на пользу обществу.  [1]

Фундаментальные науки образуют теоретическую основу других наук. Они являются как бы фундаментом знаний. В естественно-технических областях ими прежде всего являются математика, физика, химия, биология, в экономических дисциплинах — политическая экономия, для более широкого круга дисциплин — философия.  [2]

Фундаментальные науки создают плацдарм для качественно новых, этапных сдвигов в понимании очень крупных проблем. Они служат основанием взглядов по жизненно важным принципиальным вопросам. Эти исследования на первый взгляд, особенно неискушенным людям, кажутся далекими от запросов жизни, лежат где-то в стороне от практики. Такой взгляд не случаен.  [3]

Фундаментальная наука является существенным элементом экономической и политической стабильности общества, а не только неотъемлемой частью культуры и образования. Будущее наших детей в значительной степени определяется тем, будем ли мы ныне развивать фундаментальные исследования. Нам нужно, с одной стороны, вкладывать в науку средства, соответствующие ее возрастающему значению, а с другой — делать ее достижения достоянием все большего числа наших граждан, что не только будет способствовать выработке у них правильного мировоззрения, но и поможет им успешно трудиться в эру высоких технологий и всеобщей информатизации.  [4]

Фундаментальная наука — необходимое ( хотя, к сожалению, далеко не достаточное) условие интеллектуального здоровья общества. И если в стране не ведутся фундаментальные исследования, то это признак интеллектуальной нищеты.  [5]

Фундаментальная наука увлекает людей по разным причинам. Это и непосредственное наслаждение, которое доставляет занятие наукой, и осознание своего вклада в общечеловеческую культуру, и священное чувство приобщения к великому наследию многих поколений ученых; на этом поприще может удовлетворить свои честолюбивые стремления тот, кто хочет обнаружить нечто, ранее неведомое. Но если расходы на оплату такой деятельности высоки, то справедливо задать вопрос: А почему общество должно эту деятельность поддерживать.  [6]

Фундаментальная наука является существенным элементом экономической и политической стабильности общества, а не только неотъемлемой частью культуры и образования. Будущее наших детей в значительной степени определяется тем, будем ли мы ныне развивать фундаментальные исследования. Нам нужно, с одной стороны, вкладывать в науку средства, соответствующие ее возрастающему значению, а с другой — делать ее достижения достоянием все большего числа наших граждан, что не только будет способствовать выработке у них правильного мировоззрения, но и поможет им успешно трудиться в эру высоких технологий и всеобщей информатизации.  [7]

Фундаментальная наука — наука, изучающая объективные законы природы и общества, осуществляющая теоретическую систематизацию знаний о действительности.  [8]

Фундаментальные науки изучают объективные законы природы и общества, осуществляют теоретическую систематизацию знаний о действительности.  [9]

Фундаментальные науки включают общий поиск закономерностей развития природы и общества и целевые исследования, напр.  [10]

Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.  [11]

Фундаментальная наука все в большей степени становится основой многих технологических прорывов. Сегодня известны многие стремительно развивающиеся новые отрасли, которые возникли при непосредственном использовании научного знания.  [12]

Слова фундаментальные науки подчас воспринимаются как антоним словосочетания прикладные науки, иначе говоря, с этой точки зрения фундаментальная наука есть всякая наука, не приносящая непосредственной практической пользы. Для оценки места той или иной науки в общей системе знаний, а именно с таких позиций мы хотим в этом разделе рассмотреть органическую химию, подобный подход, разумеется, непригоден.  [13]

Слова фундаментальные науки подчас воспринимаются как антоним словосочетания прикладные науки, иначе говоря, фундаментальная наука с этой точки зрения есть всякая наука, не приносящая непосредственной практической пользы. Для оценки моста той или иной пауки в общей системе знаний, а именно с таких позиций мы хотим в этом разделе рассмотреть органическую химию, такой подход, разумеется, непригоден. Истинный смысл определения фундаментальный применительно к науке состоит в том, что такая наука изучает наиболее общие, глубинные свойства материи и ее движения, опираясь на знание которых можно понять и обтэясиить более сложные формы движения материи. Вряд ли нужно еще раз доказывать, что такие науки самоценны независимо от наличия или отсутствия их непосредственных практических приложений бз.  [14]

Как фундаментальная наука теоретическая механика была И остается не только одной из дисциплин, дающей углубленные знания о природе. Она также служит средством воспитания у будущих специалистов необходимых творческих навыков к построению математических моделей происходящих в природе и технике процессов, к выработке способностей к научным обобщениям и выводам.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Наука и информация: Какую науку считать фундаментальной

Если рассматривать фундаментальную науку с точки зрения классического разделения науки на фундаментальную и прикладную, то в этом смысле все ясно: фундаментальная наука строит общие теории, делает экспериментальные открытия чего-то принципиально нового и предсказывает  события, которым можно потом найти применение в самых разных областях.

Вопрос, что сегодня (или в любой другой момент времени) принято считать (или считалось) фундаментальной наукой, относительно субъективный, поскольку каждый человек вправе отнести к новым знаниям, научные знания в некотором смысле новые именно для себя. А поскольку уровень освещенности знаний напрямую связан с существующей системой информационных коммуникаций между людьми и разнообразием ее видов, то и новизна знаний, необходимая для признания их фундаментальности, будет признаком весьма относительным.

Я претендую на то, чтобы каждый вообще открыто называл то, что он считает таковым, как ему это кажется, и как-то это фиксировал. Тогда наиболее правильное определение и наиболее четко выраженные мысли будут подхвачены большинством и станут стандартом де-факто. А лживые спекуляции не пройдут проверку временем и рано или поздно затухнут без подпитки всеобщим вниманием. Именно так обычно и происходит. Так и в случае с наукой, я могу предложить называть конкретные проекты, существовавшие, действующие или планируемые, просто фундаментальными и пояснять, почему я их согласен отнести к таковым. Для этого, мне  достаточно определиться с типом объектов, по признаком которых можно будет взвешенно судить об их отношении к фундаментальной науке. После чего, останется применять лишь интуицию, которая подскажет какие признаки говорят непосредственно о фундаментальности.

В соответствии с принципом перечисляемости любых аспектов существующих научной картины мира, можно создать некоторую универсальную базу данных, на схеме которой будет отчетливо видно сложившееся годами, устоявшееся отношение тех или иных научных аспектов. Подобно созданию любой другой классической схемы устоявшихся отношений (такой как торговой системы или схемы производственно-трудовых отношений), создать такую схему для научных аспектов можно начиная с любого ее участка, но выведя в единую плоскость все основные аспекты, которых только касается наука, мы получим в конце-концов их единственное реляционное представление, которое выглядит примерно следующим образом:

Исходя из того, что на схеме представлены все ключевые аспекты, которые только существуют, (поскольку она являет собой костяк всех возможных отношений в среде существующих знаний) я склоняюсь к тому, чтобы выбрать в качестве нужного нам типа для объектов науки аспект «проекты». Дело в том, что именно проекты являются тем самым аспектом (или в данном контексте типом), который имеет по смыслу как временные очертания (длительность) так и определенных исполнителей, которые непосредственно проводят эксперимент или создают теорию. Обратившись к ним всегда можно четко установить фактический набор событий. по признакам которых можно судить о фундаментальности, поскольку они будут всегда определены что называется во времени и в пространстве, а также будут иметь пофамильную привязку к тем ученым, чьи именно мысли будут выражать результаты проекта.

Теперь, когда собравшись с мыслями, я готов делить весь мир на фундаментальную науку и все остальное, выделив в нем то, что называется проектами, я готов назвать в качестве примера первый проект, который сегодня ведется в России и который следует считать фундаментальным. Это есть фундаментальная наука сегодня:

Проект «Радиоастрон» — это проект космической обсерватории «Спектр-Р», запущенной на орбиту 18 июля 2011 г. (23 июля, когда было объявлено об успешном раскрытии зеркал на орбите, по-видимому следует считать его началом)

Орбитальная астрофизическая обсерватория «Радиоастрон» является Международной, создана по заказу Роскосмоса. Радиотелескоп работает совместно с наземной сетью радиотелескопов, образуя наземно-космический интерферометр высокого углового разрешения. «Радиоастрон» предназначен для изучения процессов внутри активных галактических ядер и около сверхмассивных черных дыр, темной материи, строения и динамики областей звездообразования в Галактике «Млечный Путь», а также для создания высокоточной астрономической координатной системы и высокоточной модели гравитационного поля Земли. Разработка проекта «Радиоастрон» была начата в 1999 г. Генеральный конструктор НПО имени Лавочкина — Виктор Хартов — отвечает за проектирование радиотелескопа. За ключевую часть подготовительной части проекта — запуск радиотелескопа на орбиту — по идее отвечает Роскосмос, но фактически не хотел отвечать видимо никто, поэтому фамилий даже не было объявлено в СМИ. И тем не менее, интуиция подсказывает, что данный проект следует всеже отнести к фундаментальным исследованиям, которым еще предстоит случиться в течение многих лет.

www.fundamentalscience.ru

принципы фундаментальной теории и методологические установки

«Проблемная ситуация в современной археологии» | К следующей главе

Еще П.В.Копнин, определяя элементы логической структуры научного знания, ставил на первое место «входящие в ее систему” основания науки, под которыми понимал «прежде всего те ее теоретические положения, которые выражают общие закономерности предмета данной науки, рассматриваемые в какой-то мере с определенной стороны во всех ее теориях. Эти положения принимаются за основу при логическом построении каждой конкретнонаучной системы и связывают ее с материальной действительностью, причем либо непосредственно, либо через положения, входящие в систему не этой, а другой науки” (Копнищ, 1965).

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в целом ряде исследований философов. П.С.Дышлевый и В.М.Найдыш рассматривают основания науки прежде всего в свете развития научного знания. ”В качестве основания, — считают данные авторы, — выступает такой элемент, который выполняет в данной науке функцию организации развития знания, направляет, регулирует, контролирует и корректирует процесс получения нового знания”. Этим требованиям, по мнению авторов, отвечают ”две внутренне связанные логические структуры — система методологических установок познавательной деятельности и принципы фундаментальной теории” (Дышлевый, Найдыш, 1981, с. 138,140). Методологические установки познавательной деятельности выполняют регулятивные функции и с содержательной стороны являются системой «представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким (по форме) должен быть результат исследования” (там же, с. 135).

Принципы фундаментальной теории в основании науки вытекают из основной концептуальной конструкции, организующей в единое целое научные теории и знание каждой частной науки.

Фундаментальные принципы научной теории имеют свои определенные параметры, как и вся теория в целом, в которой определяющими являются основания научной теории. В каждой теории основания включают некоторое число утверждений об идеализированных объектах своей предметной области, выраженных в фундаментальных понятиях, а также общефилософские и специально-научные утверждения. Последние утверждения специально не доказываются в данной теории, а берутся как интуитивно ясные, истинность и обоснование их производится в других науках.

Теоретические конструкты теории должны обрисовать ее фундаментальные принципы и фундаментальные факты, входящие в теорию из эмпирического базиса или других наук.

Фундаментальные принципы в научной теории — свидетельство того, что найден конкретный способ отражения общего и всеобщего в совокупностях тех или иных фактов, а следовательно, и способ отражения этого общего в объективной действительности. Принципы рождаются на базе обобщения научных фактов, как результат творческого мышления, в котором происходит качественный скачок — от конечного числа фактов к их бесконечному числу и тем самым — к сущности, к закону.

В основания теории включаются и некоторые группы правил, позволяющих фиксировать факты, явления данной системы научного знания, а также правила способов оперирования и преобразования научных фактов в процессе исследования.

Для археологии в целом, ее наиболее общей теории, организующей ее знание в единое целое, в качестве идеализированных объектов выступают развитие социальной жизнедеятельности отдельных обществ прошлого, на базе чего и формируются ее фундаментальные понятия.
Принципы, лежащие в основе образования этих понятий, состоят в том, что материальные остатки жизнедеятельности обществ, находимые в различных археологических памятниках, отображают разнообразие самой прошлой исторической действительности, поэтому исследование этих остатков позволяет реконструировать историю прошлых обществ.
Фундаментальными фактами, кроме социологических понятий, выступают такие, как археологические памятники, археологическая культура, артефакты и т.п.

Далее, в археологии как науке исторического профиля фундаментальным является принцип историзма, рассматривающий любые факты на шкале времени. Среди основных правил теории, позволяющих фиксировать ее факты, отметим правило установления социальной функции любых археологических остатков, т.е. определение их качественной связи с прошлой исторической действительностью, а также правило оперирования фактами на основе типологии, исходными посылками построения которой служат сферы социальной деятельности. К этой же группе относятся правила хронологизации материальных остатков и др. Конечно, изложенный аспект фундаментальной археологической теории и ее принципов дан здесь в самом общем виде, определяющем археологию в целом как науку для всех ее периодов. Развивается и конкретизируется данная теория в прямой зависимости от философско-мировоззрёнческих установок, которых придерживается каждый ученый-археолог.

Основания науки — это тот фактор, который формирует научное знание как целостную систему определенной предметной области, отражающую наше знание какой-то части объективной реальности. Поэтому если научное знание рассматривать с позиций его объективного развития, то определяющим моментом должно быть развитие оснований науки, ибо только формирование качественно новой (или иной) концепции принципов фундаментальной теории в основании науки может привести к появлению (открытию) в научном исследовании качественно нового научного знания. Но поскольку это знание все же одной предметной области, в которой ”не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены. лишь условными гранями, то и сущности вещей также” (Ленин, т. 29, с. 227), то развитие знания об объекте и связано с переходом ”от менее глубокой к более глубокой сущности” (там же, с. 203), которые в конечном итоге и определяются основаниями науки. Переход от одного качественного этапа развития научного знания к другому и есть научная революция, в которой кульминацией является формирование основания качественно нового уровня системы научного знания.

Основная функция методологических принципов заключается в том, чтобы представить в наиболее обобщенном виде специфику исследовательской деятельности данной частно-научной системы, следовательно, показать науку в общем и специфическом, как систему положительного знания, опирающегося на определенный опыт исторического развития процесса познания.

Для того чтобы методологические принципы выполняли регулятивные функции, функции организации и направления научного знания, т.е. определяли познавательную деятельность ученого (Ивлев, 1982, с. 26), они должны содержать познавательные установки, касающиеся составных элементов исследования и результатов познания „(Дышлевый, Найдыш, 1981, с. 135).

Методологические установки познавательной деятельности формируются прежде всего как синтез накопленного наукой знания об объекте науки, поэтому на каждом этапе его развития оно выступает уже в представлениях ученых об общих свойствах, в которых отражается уровень его познания, т.е. наука исследует объект, нарушая не с абсолютного незнания его свойств, а опираясь на накопленные знания. Накопленные предшествующим развитием знания выступают в качестве исходного элемента получения нового знания. В археологии положение осложнялось тем, что она являлась одной из молодых наук XIX в. Можно привести много примеров того, как утверждалось научное знание в археологии, преодолевая неверные, часто курьёзные, представления. Сколько усилий стоило пионерам-археологам доказать, что кремневые наконечники — это не «громовые стрелы” или что прекрасная полихромная живопись Альтамиры создана палеолитическими охотниками! Сегодня мы уже не подвергаем никакому сомнению периодизацию трех веков в европейской археологии или связь палеолитических находок с ранними этапами формирования человека, хотя они отстоят от нашего времени на десятки и сотни тысяч лет! Нет надобности доказывать ныне необходимость стратиграфических и планиграфических наблюдений и фиксации остатков при раскопках поселений. Не вызывают и скептического отношения возможности реконструкции состава стада домашних животных по остаткам костей, собираемых на поселениях. Наконец, археология доказала возможности широких реконструкций разнообразных бытовых особенностей жизни древних людей, а также технологических процессов и т.д. Все это составляет опыт, выработанный археологией в накоплении знаний об историческом прошлом, и именно на основе этого опыта формируется современная система представлений о свойствах объекта познания, причем в соответствии со спецификой археологии как исторической науки речь идет фактически о двух системах — системе источников как остатков доступных непосредственному и чувственно-воспринимаемому исследованию (знание об археологических памятниках) и системе знания об истории древних обществ, которые познаются по этим источникам. Естественно, что с развитием науки возрастает и глубина познания как в области исследования источников, так и истории отдельных обществ прошлого.

Второй элемент системы методологических установок формирует представления о сфере непосредственной исследовательской деятельности, определяет постановку конкретно-научных задач и, главное, указывает конкретные методы их решения. И здесь в каждой частной науке вырабатываются свои специфические методы и свои закономерности развития исследования, вырастающие из знания объекта познания, в которых опыт исследовательской деятельности науки в целом и каждого исследователя в частности играют решающую роль. Приведем лишь один пример. В археологии все современное знание об археологических памятниках есть результат непрерывного совершенствования методов полевых исследований — от простого сбора вещей при перекапывании культурного слоя на памятниках до детальной фиксации всех конструктивных особенностей остатков сооружений и расположения в них вещей — вот тот путь, который прошла практика археологических раскопок за почти два века своего развития. Но аналогичная картина способов фиксации и интерпретации характерна и для всех других областей археологического знания. Весь современный арсенал исследовательских процедур, используемых в археологии, представляет собой совокупный опыт, накопленный наукой, и этим определяет дальнейшие возможности и пути совершенствования методов исследования.

Наконец, в научном исследовании главный элемент — это результат научно-исследовательского поиска. В качестве методологической установки этот принцип должен обрисовать, каким конкретно по форме должен быть результат, т.е. что именно, какое свойство в объекте познания должно быть познано и в какой конкретной форме должен быть изложен результат этого исследования. Причем здесь, пожалуй, главным является указание на то, какова глубина познания свойств и закономерностей развития объекта. Данная целевая установка играет чрезвычайно важную роль в развитии археологического знания. Ставится ли только задача раскопок и описания археологического памятника или необходимо также реконструировать по результатам раскопок изученные объекты, довести реконструкцию до уровня образа жизни, представив себе систему жизнедеятельности древних людей в ее обыденности, или описать остатки, собранные при раскопках как определенные культурные объекты, представить их в сравнении с другими. Или, наконец, будет поставлена задача выяснения закономерности социально-исторического развития населения, оставившего данные памятники в системе того общества, к которому оно принадлежало. Все это результаты различного подхода к постановке познавательных задач исследования, и тем самым — получение конкретных результатов.

Естественно, что в археологии, как и в других науках, а пожалуй, и гораздо больше, имеет значение то, выполняется ли оптимальные (по глубине раскрытия социально-исторической сущности) для данного периода исследования в единичных работах или в массе, что и будет определять предельный уровень развития научного знания в целом. Все это в конечном итоге и выступает в качестве «критерия научности” для каждого периода развития научного знания в археологии.

Методологические установки сами по себе, как любые методологические концепции, могут формулироваться лишь в свете определенных познавательных задач, выдвигаемых наукой в различные периоды своего развития. Естественно, что это должны быть задачи наиболее общего характера, которые бы объединяли и формировали всю данную научную систему, придавая ей специфический, качественно отличный облик в развитии познания своей предметной области. Такие задачи могут быть выдвинуты лишь на базе принципов фундаментальной теоретической концепции, охватывающей все многообразие непосредственных объектов исследования и все богатство конкретно-научного знания о них в единую систему как определённую целостность объективного мира. Подобная роль принципов фундаментальной теории вытекает из положения о примате теоретического знания в формировании научного знания в целом: осмысление эмпирического материала может быть осуществлено лишь на базе теоретического знания.

Проблема фундаментальной теории, как фактора, формирующего археологическое знание, до сих пор в археологии явно не ставилась — как в целом, так и в плане генезиса археологического знания. Не раскрывая пока эту проблему, поскольку ей будет посвящен обстоятельный анализ в дальнейшем, отметим лишь, что, по-видимому, наиболее общий принцип фундаментальной теории археологии состоит в соотнесении ее со знанием исторического типа. Принципы фундаментальной теории находят свое выражение в конечных результатах научного исследования. Поэтому чтобы обрисовать принципы, на которых базировалось познание, необходимо анализировать само научное знание данной науки. Причем в этом знании находят также свое отображение все методологические установки, которые формировались на базе данных принципов фундаментальной теории. Такой анализ в конечном итоге и позволяет выявить качественные этапы в развитии знания одной предметной области науки.

Но главное значение такого анализа, пожалуй, не только в том, что появляется возможность выделить определенные периоды развития научного знания. Эвристическая ценность его больше в том, что он позволяет проследить и четче обрисовать перспективу развития данной частно-научной системы, сформулировать конкретные задачи эффективного совершенствования познавательной деятельности в достижении основной цели — получении нового знания. Поэтому если ставится проблема исследования генезиса научного знания, следовательно, определения специфических особенностей его развития в различные периоды, то необходимо обратиться прежде всего к анализу оснований науки, ибо именно они и определяют как специфику частно-научного знания на каждом историческом этапе его развития, так и те революционные преобразования, которые происходят на рубеже этих этапов. Однако такой анализ и выделение периодов формирования качественно новых уровней специально-научного знания — отнюдь не стихийный процесс для каждой науки. Постановка его обусловлена общим ходом развития всей науки как единой специфической системы деятельности, в которой и вырабатываются на каждом историческом этапе особые представления о форме познания (предметоцентризм, системность, метасистемность), системность ступеней познания (строения, поведения, структуры), научной рефлексии (онтологизма, гносеологизма и методологизма) и т.д., о которых подробно речь шла в первом разделе данной работы. И вполне естественно, это общее состояние научной мысли каждой эпохи нашло свое отражение и в археологической науке, что мы попытаемся показать при периодизации развития археологии.

«Проблемная ситуация в современной археологии» | К следующей главе

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1930 Родилась Мария Владимировна Седова — доктор исторических наук, археолог, исследовательница Древней Руси.
  • 1954 Родилась Ирина Анатольевна Сорокина – российский археолог, специалист по эпохе поздней бронзы Предкавказья.
Свежие записи

arheologija.ru

Классификация наук

Критерии классификации наук

Классификация — это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений. Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает. Еще мыслители Древней Греции поставили вопрос о типах и видах наук, целью которых является знание. В дальнейшем этот вопрос развивался, и решение его является актуальным и сегодня. Классификация наук представляет информацию о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в развитии научного познания. Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет наук, метод исследования и результат исследования.

Классификация наук по предмету исследования

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). В своей книге «Мировые загадки» (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. «Загадки Э. Геккеля» можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Естествознание — это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.

Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.

Гуманитарные науки — это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе. Технические науки — это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой «второй природы», мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, юрист может посвятить всю свою жизнь исследованию проблем развития уголовного права. Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов. Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902—1984), — это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724—1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов. В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических наука

Первые могут представлять свои знания о законах исследуемых объектов во многих других науках, но как дополнительную информацию. Вторые разрабатывают общие методы научного познавания, их называют общеметодологическими науками. Вопрос о междисциплинарных и общеметодологических науках является дискуссионным, открытым, философским.

Теоретические и эмпирические науки

По методам, используемым в науках, принято делить науки на теоретические и эмпирические.

Слово «теория» заимствовано из древнегреческого языка и означает «мыслимое рассмотрение вещей». Теоретические науки создают разнообразные модели реально существующих явлений, процессов и объектов исследований. В них широко используются абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов. Например, для того чтобы понять закономерности теплового излучения, классическая термодинамика использовала понятие абсолютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение. В развитии теоретических наук большую роль играет принцип выдвижения постулатов.

Например, А. Эйнштейн принял в теории относительности постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения. Этот постулат не объясняет, почему скорость света является постоянной, а представляет собой исходное положение (постулат) данной теории. Эмпирические науки. Слово «эмпирический» произведено от имени-фамилии древнеримского медика, философа Секста Эмпирика (III в. н. э.). Он утверждал, что только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний. Отсюда эмпирический означает опытный. В настоящее время это понятие включает в себя как понятие эксперимента, так и традиционные методы наблюдения: описание и систематизация фактов, полученных без использования методов проведения эксперимента. Слово «эксперимент» заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе проба и опыт. Строго говоря, эксперимент «задает вопросы» природе, т. е. создаются специальные условия, которые позволяют выявить действие объекта в этих условиях. Между теоретическими и эмпирическими науками существует тесная взаимосвязь: теоретические науки используют данные эмпирических наук, эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Нет ничего более эффективного, чем хорошая теория в научных исследованиях, и развитие теории невозможно без оригинального, творчески продуманного эксперимента. В настоящее время термин «эмпирические и теоретические» науки заменен более адекватными терминами «теоретические исследования» и «экспериментальные исследования». Введением этих терминов подчеркивается тесная связь между теорией и практикой в современной науке.

Фундаментальные и прикладные науки

С учетом результата вклада отдельных наук в развитие научного познания все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные науки. Первые сильно влияют на наш образ мыслей, вторые — на наш образ жизни.

Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. В XIX в. было принято называть подобные науки «чисто научными исследованиями», подчеркивая их направленность исключительно на познание мира, изменение нашего образа мыслей. Речь шла о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки. Некоторые ученые XIX в. утверждали, что «физика — это соль, а все остальное — ноль». Сегодня такое убеждение является заблуждением: нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические — опосредованными, зависящими от уровня развития первых. Поэтому термин «фундаментальные науки» целесообразно заменить термином «фундаментальные научные исследования», которые развиваются во всех науках. Например, в области права к фундаментальным исследованиям относится теория государства и права, в которой разрабатываются основные понятия права.

Прикладные науки, или прикладные научные исследования, ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни. Например, прикладная математика разрабатывает математические методы для решения задач в проектировании, конструировании конкретных технических объектов. Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. С учетом этого основания говорят о поисковых научных исследованиях для решения определенной проблемы и задачи. Поисковые научные исследования осуществляют связь между фундаментальными и прикладными исследованиями при решении определенной задачи и проблемы. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом.

Одной из первых классификаций естественных наук является классификация, разработанная французским ученым А. М. Ампером (1775—1836). Немецкий химик Ф. Кекуле (1829—1896) также разработал классификацию естественных наук, которая обсуждалась в XIX в. В его классификации основной, базовой наукой выступала механика, т. е. наука о самом простейшем из видов движения — механическом.



biofile.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *