Понятие восприятия и виды восприятия – , —

9. Восприятие, его виды и свойства.

Восприятие — процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горя­чее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведе­но к их сумме. Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета – яблока.

В зависимости от целенаправлен­ности, участия воли восприятие разделяют на непроизвольно и произвольное.

В зависимости от преобладающей роли того или иного органов чувств (анализаторов) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Различают также сложные виды восприятия: восприятие времени и пространства.

Образ восприятия от набора ощущений отличает ряд характерных для него свойств:

1. Целостность – подчеркивает тот факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию.

2. Предметность восприятия

означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. (Пр.: Образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т.д.).

3. Константность восприятия характеризует относительное постоянство формы, величины, цвета, положения предметов при изменяющихся условиях восприятия. Константность восприятия — не врож­денное свойство, а приобретенное. Благодаря константности и всем другим перечисленным свойствам человек живет в мире относительно постоянных предметов, а не бесконечно переменчивых физических явлений.

4. Структур­ность позволяет получить абстрагированный, обобщенный образ из кратковремен­ных и меняющихся ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее ис­полняет оркестр, или человеческий го­лос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность и обобщенность восприятия — восприятие тесно свя­зано с мышлением, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, обозначением его словом. Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание.

5. Избирательность восприятия — проявляется в пре­имущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, исходя их своих потребностей и интересов.

Апперцепция — зависимость восприятия от особенностей личности человека, его прошлого опыта, знаний, профессии, интересов, установок и т.п. Иллюзии восприятия — неадекватное отражение воспри­нимаемого объекта и его свойств.

studfiles.net

Понятие о восприятии, свойства и виды восприятия

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая степень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером познания человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные свойства восприятия.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать именно те предметы, которые вызывают у него наибольший интерес. Она зависит от потребностей, интересов и установок личности.

Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных её предметов, относящихся к определённому классу явлений. Предметность обозначает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определённый жизненный смысл. Они могут быть вредными ли полезными, желанными или нежеланными и т.д., благодаря осмысливанию сущности и назначение предметов.

Константность восприятия – это постоянство восприятия, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса освещённости.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Виды восприятия.

В зависимости от цели восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями.

В зависимости от степени организации:

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

В зависимости от форм существования материи:

Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направленности, в котором они находятся.

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального самостоятельного анализатора времени нет.

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Понятие о внимание. Виды и свойства внимания.

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствует его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.

Внимание – психический познавательный процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

По своему происхождению и способам осуществления выделяются следующие виды внимании: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное — внимание, возникающее независимо от сознания человека и вызываемое внешними причинами – интенсивностью, новизной, необычностью, динамичностью объекта. Непроизвольное внимание наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в таких случаях сама по себе, в силу своей увлекательностью или неожиданности.

Произвольное – внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека и характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Произвольное внимание управляется сознательной целью Оно тесно связано с волей человека и вырабатывалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным.

Послепроизвольное – внимание, которое характеризуется непроизвольным сосредоточением на предмете, который раньше был объектом произвольного внимания и представлял большой интерес для субъекта. Оно характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

Устойчивость – свойство внимания, показывающее длительность сосредоточения на объекте.

Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.

Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Переключение внимания – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Концентрация – свойство внимания, отражающее степень сосредоточения на объекте.

www.i-po.ru

10. Понятие о восприятии и его основные свойства

10. Понятие о восприятии и его основные свойства.

ВОСПРИЯТИЕ – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в коре головного мозга человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.

1. Предметность. Связана с актом объективации (знания получаемые нами из окружающего мира мы относим к этому миру). Без такого смысла восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

Предметность не есть врожденное свойство. Существует определенная система действий, которая обеспечивает человеку предметную действительность мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение (Сеченов). Предметность формируется на основе процессов, обеспечивающих контакт с самими этими предметами. Без участия осязания и движений (действий) наше восприятие было бы беспредметным (зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметности).

Предметность, как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения (кирпич и взрывчатка: форма одинаковая, свойства разные).

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующие в данный момент на органы чувств, восприятие есть целостный образ, складывающийся на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых и в виде отдельных ощущений.

Целостный образ появляется на основе анализа и синтеза отдельных свойств.

Целостность – центральное свойство восприятия.

3. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную структуру предмета или явления, которая формируется в течение некоторого времени.

4. Константность (неизменность). В виду множества степеней свободы положения окружающих нас объектов и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик. Однако, благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем предметы окружающего мира неизменными по форме, величине, цвету. (Например: известно, что изображение предмета, в том числе и изображение на сетчатке глаза, увеличивается когда расстояние до предмета сокращается). Константность не врожденное свойство, а приобретенное на основе взаимодействия с окружающим миром.

Свойство константности обеспечивается корой головного мозга.

Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, формирующееся в процессе чувственной деятельности.

Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая и единство предметов и условия его существования.

5. Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии предметного мира на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его — отнести воспринимаемый предмет к определенной группе предметов и обобщить их в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами (двусмысленные рисунки).

6. Активность. Восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит много различных перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Свойство активности состоит в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.

7. Апперцепция. Восприятие зависит не только от специфики действующего на нас раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а сам человек). Поэтому в восприятии сказывают особенности личности воспринимающего по отношению к воспринимаемому. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта называется апперцепцией. При восприятии предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми.

Восприятие зависит и определяется поставленной перед человеком задачей и мотивом его деятельности. Существенным фактором восприятия является установка.

8. Историчность (социальная обусловленность). Как сознательный процесс восприятие включено в процесс исторического развития. Восприятие у человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физической природой рецепторов. Восприятие есть только относительно непосредственный акт познания. Восприятие действительности на ранней ступени развития человечества появляется на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой.

9. Обобщенность. Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене ряда моментов или ступеней, при чем каждая последующая ступень представляет психическое состояние менее конкретно, более обобщенно, но более четко и дифференцированно. На основе выделенных ранее признаков мы воспринимаем обобщенное представление предмета.

Свойство обобщенности и свойство осмысленности тесно связаны.

10. Избирательность (селективность). Это свойство определяется потребностной сферой человека и теми доминирующими в момент акта восприятия потребностями.

11. Изменчивость. Характеризует вариативность восприятия, в зависимости от изменений условий окружающей среды, образа жизни, содержания психического мира человека.

studfiles.net

предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего мира. Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне. Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

б) целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Образ восприятия не механическая сумма частей или элемен­тов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы — вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие ее аккорды и музыкальные тоны.

Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность развилась еще у животных в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и обособленности. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: чтобы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности; таким образом развилась и усовершенствовалась способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.

Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия существенного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, чтобы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, чтобы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношение составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное расхождение в транскрипции. Необходимо лишь, чтобы при всех этих расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы А это будут две соединенные под углом наклонные линии с перекрестом посередине (рис.1).

Целостность образа всегда обусловлена тем, что мы непосредственно воспринимаем в предмете обусловливающие эту целостность особенности, хотя не всегда можем определить, в чем они состоят. Так, мы сразу же и легко различаем на фотографии женское лицо от мужского и в то же время с трудом можем сказать, чем мы при этом руководствуемся .

Благодаря целостному характеру восприятия мы всегда восполняем в своем восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета (рис.2).

в) подвижность, отсутствие длительной фиксации определенных частей, невозможность на сколько-нибудь длительное время сохранить постоянство образа, который все время находится в движении, изменении. Поскольку процесс восприятия всегда совершается во времени, образ воспринимаемого предмета отличается подвижностью, изменчивостью; это не застывшее, статическое изображение, но всегда меняющееся в своих характерных чертах. Например, при восприятии дерева в сознании человека в каждый данный момент отражается преимущественно то та, то другая часть предмета: сейчас в восприятии дерева наиболее отчетливо выступает его своеобразный ствол; через секунду в том же образе дерева более ярко отразится его крона;

г) константность. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенным постоянством (константностью), несмотря на значительную вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, лист писчей бумаги мы воспринимаем всегда как белый, хотя его окраска может принимать различные оттенки в связи с изменением условий освещения. Стол воспринимается нами обязательно как имеющий квадратную или прямоугольную верхнюю часть, хотя в данный момент мы можем видеть его под таким углом зрения, когда его верхняя поверхность от нас скрыта и т.д.;

д) осмысленность. Образы восприятия всегда имеют четко выраженное определенное смысловое значение («я вижу дерево, море, человека» и т. д.). Мы всегда относим наблюдаемый предмет или явление к определенной группе или классу предметов, а не отображаем их в своем восприятии как нечто изолированное, не имеющее отношения к другим явлениям. Осмысленность восприятия достигается прежде всего тем, что конкретный образ воспринимаемого явления мы тотчас же обозначаем словами (чаще всего с помощью внутренней речи). Благодаря этому (поскольку слово всегда обобщает) мы видим в воспринимаемом предмете не изолированный объект, а всегда представителя определенного вида или класса явлений.

Процесс восприятия отличается большой сложностью. В него входят:

1. Различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс. Без ощущений не может быть вос­приятия. Однако восприятие нельзя рассматривать как простую сумму ощущений. Последние участвуют в процессе восприятия в связанном или взаимообусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связаны и обусловлены.

2. Представления, сохранившиеся от прежнего опыта. Мы видели много предметов, подобных тому, который сейчас воспринимаем, видели их в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии — соответствующие представления, всплывая в памяти, включаются в процесс непосредственного восприятия данного предмета. В связи с этим образ воспринимаемого предмета становится гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на органы чувств. Зрительно мы ви­дим только белизну снега, устилающего поле. Но к этому зрительному восприятию присоединяются всплывшие в памяти представления о его температуре, плотности и пластичности, т. е. представления о тех особенностях снега, которые в данный момент не ощущаются, но которые ощущались раньше, когда мы брали снег в руки, сжимали его в комок и т. д.

3. Узнавание предметов и явлений. Характерной особенностью узнавания является отнесение воспринимаемого предмета к уже известному классу явлений. При взгляде на стадион мы отмечаем не только специфические особенности данного стадиона, но узнаем это сооружение именно как стадион, а не как театр, отмечая в своем восприятии те общие признаки, которые присущи всем стадионам.

Узнавание основывается на образовавшихся и закрепленных в процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. В зависимости от характера и степени закрепленности этих связей различают общее и специфическое узнавание.

Общее узнавание основывается на очень отвлеченных и обобщенных связях: большей частью они имеют характер подведения воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто общее узнавание характеризуется неясностью и неопределенностью, принимая форму чувства знакомости.

Специфическое узнавание характеризуется более высокой степенью определенности, оно основано на очень прочных и обширных ассоциациях. Мы, например, не только отнесли в своем восприятии этого спортсмена к числу лыжников, но и узнали его как определенную личность, со всеми его индивидуальными особенностями.

4. Мышление. Восприятие всегда является процессом осмысленного отражения предметов внешнего мира.

В процессе восприятия участвуют следующие мыслительные операции:

а) анализ и синтез. В восприятии происходит всегда расчленение предмета на составные части, например при восприятии дерева выделяются ветви, листья, стволи т. д. Этот анализ осуществляется одновременно с синтезом: выделенные частиобъединяются в целостный образ дерева. Процесс восприятия, таким образом, связан с пониманием сущности предмета и взаимосвязи его частей;

б) обобщение. Восприятие опирается на накопленные в прошлом опыте отражения связей и отношений между предметами, на уже сложившееся у данного человека общее понимание устройства мира и составляющих его вещей и явлений. Поэтому образы восприятия, оставаясь целиком конкретными, предметными, в то же время всегда являются в известной степени обобщенными отображениями действительности. Это особенно ярко обнаруживается, когда мы воспринимаем какие-либо предметы, не имея специального задания подметить в них присущие им индивидуальные особенности. Идя по улице, мы, конечно, воспринимаем дома, людей, автомашины и т. д., но в самой общей форме. Поэтому мы можем сказать, что мимо нас только что прошел человек, но часто не ответим на вопрос, был ли он молод или стар. Мы знаем, что только что проехала машина, и именно легковая, но затрудняемся ответить, какой у нее был кузов. Обобщенный характер восприятий объясняется тем, что действующие в данный момент раздражители вызывают в памяти сложившиеся в процессе предыдущего опыта обобщенные представления предметов. Только при специальной направленности внимания в этом обобщенном образе предмета можно выделить те или другие специфические его особенности.

5. Речь. Так как первая сигнальная система у человека органически связана со второй сигнальной системой, каждое воспринимаемое явление всегда обозначается словами, хотя бы и с помощью внутренней речи. Участие речи помогает отражать в восприятии предметы как часть общей системы мира, подводить воспринимаемое явление под общее, родовое понятие («это — дерево», «это — лыжник» и т. д.).

6. Чувства. Процесс восприятия всегда сопровождается различными эмоциями, проявляющимися с той или иной силой. Например, восприятие произведений живописи вызывает эстетические чувства. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе восприятия, являются более сложными, чем эмоции, вызываемые ощущениями, поскольку они выражают отношение к целому сложному предмету или явлению, а не к отдельным его свойствам. Например, мы испытываем чувство физической бодрости, воспринимая хорошо координированные и энергичные движения гимнаста при выполнении физических упражнений; восприятие трудного упражнения на гимнастических кольцах вызывает чувство опасения за спортсмена и т. д.

Восприятие человека — необходимая предпо-сылка и условие его жизни и практической дея-тельности. На основе восприятия возможна дея-тельность других психических функций — памя-ти, мышления, воображения. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром. Восприятие есть психический познавательный процесс отражения предметов и явлений в сово-купности их свойств и частей при их непосредст-венном воздействии на органы чувств. Результа-том этого процесса является так называемый пер-цептивный образ. Сложность возникающего об-раза всегда сочетается с его более выраженным индивидуальным своеобразием, т.е. перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Восприятие — это сложная познавательная дея-тельность, включающая целую систему перцеп-тивных действий, т.е. действий, которые позво-ляют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Физиологической основой восприятия являются два вида нервных связей, образующихся в коре головного мозга: • нервные связи, образующиеся в рамках одно-го анализа тора (или внутрианализаторные) — зрительное, слуховое и т.п. восприятие; • нервные связи, образующиеся в рамках двух и более ана лизаторов (или межанализаторные) — зрительно-слуховое, зрительно-кинестетическое и т.п. восприятие.

studfiles.net

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ.  КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ.  ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Понятие восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и явлений объективного мира, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Восприятие является очень сложным процессом.

В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным.

Так, например, человек слышит шум за окном. В основе образа восприятия будут лежать звуковые ощущения, но человек слышит не просто набор звуков определенной частоты, он может назвать характер шума, исходя из своего личного опыта, что это за шум: шум дождя или шум листвы, шум проехавшей машины или разбитого стекла.

Восприятие (или перцепция) – это совокупность процессов, с помощью которых у человека формируется его собственная модель объективно существующего внешнего мира.

Знание об окружающем предмете человек начинает получать при первом контакте с ним, при этом сначала формируются образы ощущений, а на их базе – образы восприятия.

Ощущение и восприятие – это два звена в целой цепочке познания мира, другими звеньями является память, мышление и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны, но каждый имеет свои особенности.

Если результатом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), то в результате восприятия складывается целый образ предмета или явления.

Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и другие ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д.

Восприятие тесно связано с той деятельностью, которую выполняет человек, поэтому важной составной частью воображения являются двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание и проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д.).

Действия по опознанию предметов или явлений называют перцептивными действиями. Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Различают четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

С обнаружения начинается развитие любого сенсорного процесса. Это реакция на стимул. В результате следующей операции – различения – формируется прецептивный образ эталона. Параллельно с формированием перцептивного образа начинается осуществление опознания. Для этого с помощью идентификации  происходит сравнение непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание предполагает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

При восприятии из всего набора свойств, которыми обладает объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом.

Восприятие представляет собой целую систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и развития.

Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

— поиск объекта;

— выделение наиболее характерных признаков объекта;

— опознание объекта, т.е. отнесение его к какому-либо классу (предмет мебели, явление природы и т.д.).

В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее воспринимаемый объект, при этом перцептивные образы одних и тех же явлений у разных людей могут существенно отличаться. Это зависит как от индивидуальных особенностей людей, их опыта, так и от закономерностей самого процесса восприятия, обстановки, в которой оно происходит.

Виды восприятия

Восприятия, как и ощущения можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, по преобладающей роли той или иной модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяются: восприятие времени, пространства, движения, которые считаются особо сложными формами восприятия.

Классификация основных видов восприятия представлена на рис.1.

Рис.1. Классификация основных видов восприятия

Кроме этого, в зависимости от особенностей объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (этот вид восприятия имеет название «социальная перцепция»).

students-library.com

7. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Психология

7. Понятие о восприятии. Виды восприятия

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.

Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.

Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.

Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).

Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Восприятие, Понятие о восприятии Физиологические основы восприятия, Классификация и виды восприятия Иллюзии восприятия

Понятие о восприятии Физиологические основы восприятия

В окружающем мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, которые воспроизводят звук; не свет, а предметы, которые светятся: не запахи, а объекты пахнущие. Поэтому на основе ощущений должен строиться процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом в совокупности их свойств, иначе познания мира будет невозможным. Таким познавательным процессом является восприятиеня.

. Восприятие — это психический процесс отражения в мозге предметов и явлений в целом, в совокупности всех их свойств и качеств при непосредственном воздействии на органы чувств человека

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму зеленого цвета, твердости, прямоугольности. Воспринимая, мы не только в выделяем группу ощущений, а объединяем их в целостный образ, понимаем его, применяя для этого свой предыдущий к своемуід.

Восприятие протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), язык (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом ставим. Мося к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия.

Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно и зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь человека, который воспринимает

. Важную функцию в процессе восприятия выполняет вторая сигнальная система определяющей содержание человеческого восприятия. Благодаря языку и мышлению восприятия человека отличается от восприятия животных

Следует отметить, что специальных органов восприятия нет материала для него есть информация, которая поступает от анализаторов, причем в их комплексном воздействии. Первичный анализ, который происходит в рецепторах х, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализатореів.

. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутренне анализаторных и между-анализаторных комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность явлений, отображаемых

Классификация и виды восприятия Иллюзии восприятия

. Рис 221. Классификация и виды восприятия

В непреднамеренном восприятии

не существует заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевое усилие

. Непреднамеренное восприятия вызывается особенностями окружающих предметов: их яркостью, расположением, необычностью, интересом к ним человека. Идя по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим яркие витрины, воспринимайте мо разнообразные запахи тощо.

. Таким восприятием является, например, слушания доклада или просмотр тематической выставки книг

. Умышленное восприятия имеет другую характеристику. При его осуществлении человек ставит перед собой цель, прилагает определенных волевых усилий, чтобы лучше реализовать свое намерение, произвольно выбирает объекты восприятия

По форме существования материи существует восприятие пространства, движения и времени

. Восприятие пространства — отражение в психике человека расположения, величины, формы, объемности, удаленности друг от друга предметов и явлений на земле и на небе

. Восприятие движения — отражение изменения положения объектов в пространстве, что позволяет ориентироваться в относительных изменениях, во взаимном расположении и взаимоотношении предметов окружающей действительности

. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности, благодаря чему отражаются изменения, происходящие в окружающем мире

Иногда восприятие предметов бывает неправильным, искаженным, ложным

. Иллюзии восприятия — неадекватные восприятия, неправильно, искаженно, ошибочно отражают объекты, действующие на анализаторы

Иллюзии обусловлены разными причинами: произведенными жизненной практикой приемами зрительного восприятия, особенностями зрительного анализатора, изменением условий восприятия, дефектами зрения и т.д.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов распространенными являются зрительные иллюзии. Так, человек в белой одежде кажется полнее, чем в темном. То же касается тканей в горизонтальные или вертикальные и полосы. Зеркальная стенка расширяет помещение, создает иллюзию простортору.

Зрительные иллюзии были замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц

На. Рис 222 и 223 представлены примеры иллюзий восприятия (изображения кажутся подвижными):

. Рис 222. Иллюзия восприятия

. Рис 223. Иллюзия восприятия

зависимости от того, что человек в изображении считает основным, а что — фоном, изменяется содержание того, что он видит (Рис 224, 225, 226, 227):

. Рис 224. Всадники

. Рис 225. Вазы и лица

. Рис 226. Лицо и дерево

. Рис 227. Старая и молодая женщины

Восприятие зависит от опыта человека, о чем свидетельствуют иллюзии восприятия. Образ, который видит человек, может совсем не соответствовать действительности (Рис 228, 229, 2210, 2211). Линии на всех 4-х рисунках параллель ьни, а кажутся искривленнымикривленими.

. Рис 228

. Рис 229

. Рис 2210. Рис 2211

Иллюзии могут возникать также и при восприятии движения. Например, неподвижный предмет, относительно которого воспринимается движение другого предмета, кажется движимым. Если в поле зрения нет движущегося предмета, в отношении как кого воспринимался бы движущийся предмет, то движение воспринимается в 15-20 раз медленнее (например, движение самолета на фоне безоблачного небаа).

В ходе восприятия времени проявляется склонность преувеличивать небольшие и уменьшать большие промежутки времени. Восприятие продолжительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, насыщенный интересными, значимыми делами, течет быстрее. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно. На оценке времени отмечается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстротечного времени и наоборот. Оценка времени в значительной степени зависит и от возраста человека: детям кажется, что время идет медленно, взрослые удивляются, как быстро летит время

Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия

uchebnikirus.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о