Эмоции функции – понятие и характеристика, психология эмоциональных явлений и управление ими

Эмоции, их функции и виды. Теории эмоций. Роль эмоций в организации поведения

Одним из проявлений ВНД являются эмоции. Они представляют собой реакции организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.

Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.

Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на усиление или прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для достижения цели, что ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. С другой стороны, неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к целенаправленной деятельности представлением о будущей положительной эмоции. Этот второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного.

Виды эмоций

Эмоции делят на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями животного и человека, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение неблагоприятного состояния организма, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора. Положительные и отрицательные эмоции играют существенную роль в приспособительном поведении.

Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие эмоции более элементарны, связаны с органическими потребностями животных и человека и подразделяются на два вида:

  • гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;
  • инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность и астенические — снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Эмоции

Теории эмоций

Биологическая теория эмоций (П,К,Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, то есть входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.

Суть этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и к формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.

Потребностно-информационная теория эмоций (П,В,Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу Э = П(Ин-Ис), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак, П – сила и качество потребности, Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен – возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Возникновение эмоций в мозге

Представление, выдвинутое Г.И.Косицким о том, что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн)  и время (Вн): если, существующие у организма, информация (Ис), энергия  (Эс) и время   (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (Сн), которое  можно выразить эмпирической формулой: СН = fС(Ин * Эн * Вн – Ис * Эс * Вс), где Ц – цель, fС – функция цели.

В соответствии с теорией И. Пейпеца

возникновение эмоций обусловливается лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы идут в маммилярные тела, затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов создается распространением этих импульсов на другие области коры. Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в “круг” через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. Лимбическую систему рассматривают как “висцеральный мозг”. Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций.

Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, а также между различными областями самой новой коры, несомненно, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния являются важной формой адаптационных реакций организма, и играют огромную роль в создании условий для более широкого и более совершенного приспособления животных и человека к окружающим условиям.

Нейроанатомические основы эмоций.

Эти сведения появились благодаря деятельности американского невропатолога Джеймса Пепеца, который изучая больных с поражениями гипокампа и поясной извилины, выдвинул гипотезу существования целой системы, обеспечивающей эмоции, которая была названа «лимбической системой». Она включает в себя:

  • поясную извилину
  • гипокамп
  • гипоталамус
  • таламус
  • прозрачную перегородку (между полушариями)

Вместе они образуют замкнутую систему или лимбический круг, благодаря взаимосвязям между собой. сточником возбуждения этой системы является гипоталамус, сигналы от которого следуют в нижележащие отделы, активизируя вегетативные и моторные компоненты эмоциональной реакции. От него возбуждение передается на поясную извилину через таламус.

Поясная извилина является субстратом эмоциональных переживаний, имеет специальные входы для эмоциональных стимулов, похожие на то, что имеет сенсорная кора. Сигнал от поясной извилины через гипокамп направляется в сосцевидные тела гипоталамуса, оттуда на прозрачную перегородку, а затем опять на поясную извилину. Таким образом, существует некая замкнутая система взаимосвязей.

Помимо этих структур, эмоциогенные свойства обнаруживают височная кора и миндалина. Так удаление миндалины приводит к изменению эмоционального состояния. В экспериментах, проведенных Прибрамом на макаках-резус, при удалении миндалины у самца-вожака, наблюдалась полная утрата агрессивности, в результате чего этот самец полностью потерял свое место в зоосоциальной иерархии и превратился в запуганное, покорное животное.

Электрическое раздражение миндалины вызывает эмоции страха, гнева, ярости, редко удовольствия. По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно более поздних этапах осуществления поведенческого акта. После того, как актуализировались потребности и уже трансформировались в определенное эмоциональное состояние. В этом случае миндалина способна выбрать из конкурирующих эмоций ту, которая значима, если таковые есть.

Серьезные эмоциональные нарушения возникают в связи с повреждением лобных отделов коры головного мозга, в частности развивается эмоциональная тупость, растормаживание низших эмоций и влечений. Удаление (двухстороннее) височных полюсов у обезьян приводи к развитию чувства страха.

Лимбическая кора контролирует эмоциональную выразительность, интонацию речи. Важную роль в обеспечении эмоций играет полушарная асимметрия. Так, например, временное отключение левого полушария электросудорожным ударом, вызывает в эмоциональной сфере правополушарного человека сдвиг в сторону отрицательных эмоций.

Брагина и Доброхотова установили, что больные с поражением левого полушария более тревожны и озабочены, а правого полушария – более легкомысленны и беспечны.

Физиологическое выражение эмоций. Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях, но и на уровне тонического напряжения мышц. Лица, страдающие от различных конфликтов и, особенно с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностью движений, чем другие. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы: изменение сопротивления кожи, гормональный  и химический состав крови.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменение биотоков головного мозга. Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ в изменении соотношения ритмов: ά, β, θ и δ. Изменение ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

www.braintools.ru

Функции эмоций — Психологос

Эмоции – это пакет из трех элементов: выразительных движений лица и голоса, изменений телесного, функционального состояния организма и внутренних, душевных переживаний. Каждый из этих элементов несет свою функцию. Какую?

  • Мгновенная перестройка организма под возникшие задачи

Самая древняя часть эмоций – изменение функционального состояния организма. Чтобы драться, нужен адреналин, чтобы думать, нужен покой. Почти мгновенная смена функционального состояния организма под те обстоятельства, которые нас окружили, помогает нам действовать эффективнее, а когда-то и спасает нам жизнь. См.→

  • Сигналы древней мудрости

Эмоциональные рефлексы не просто перенастраивают организм, умных людей они еще заставляют думать. Проскочила эмоций – обрати внимание, это реакция на что? О чем она сигнализирует? Да, эмоции не всегда сильно мудры, как и старые люди не всегда источники древней мудрости, но иногда их сигналы оказываются полезны. В ряде простых ситуаций эмоции упрощенно, но быстро и автоматически сигнализируют о том, что происходит в нас или вокруг нас. См.→

  • Эвристическая функция эмоций

Часто говорят об эвристической функции эмоций — то, что эмоции подсказывают нам то или иное, иногда очень удачное и неочевидное, решение в затруднительной ситуации. Так ли это? Похоже, что нет, и налицо путаница в понятиях. См.→

  • Функциональная гимнастика организма

Быстрое и частое изменение функционального состояния организма у современного человека выполняет не столько регуляторную, сколько функцию гимнастики организма и поддержания его тонуса. С точки зрения врача, и радостный смех, и горький плач – полезные оздоравливающие процедуры. См.→

  • Универсальный язык общения

Важнейшей функцией эмоций является их коммуникативная функция. В повседневном общении не функциональные состояния организма, а выразительные движения лица и изменившийся голос, когда мы без слов понимаем все, что человек хочет нам сказать – вот что такое эмоция. См.→

  • Эффективные средства влияния и манипуляций

Эмоции – язык общения, но язык необычный, не столько информационный, сколько осуществляющий непосредственное влияние, язык зовущий, мотивирующий и требующий. Крик ребенка – не просто текущая информация для штатного рассмотрения, это команда для немедленного реагирования. Эмоции не просто передают сообщения, эмоции заражают и заряжают, требуют и воодушевляют, привлекают и отталкивают. См.→

  • Психологическая защита

Эмоциями можно нагрузить, эмоциями можно защититься. Многие люди талантливо используют коммуникативную функцию эмоций, чтобы защищаться от нагрузок, требований и обвинений со стороны близких людей. Я расстроился, мне уже плохо – значит, меня обвинять уже нельзя. Я устал – значит, больше меня не нагружайте. Я разозлился – значит, мне уже многое прощается. Я боюсь – значит, могу нужное уже не делать. См.→

  • Эмоциональное отреагирование, освобождение от внутреннего напряжения

Люди часто выражают свои чувства, поскольку те их переполняют и создают напряжение. В процессе эмоционального отреагирования, выражая чувства, достигается внутреннее облегчение. Задача здесь — эмоциональное отреагирование.

  • Мотивация и ощущение жизни

Эмоции-переживания, как внутренний моторчик, заставляют нас двигаться – и пусть их энергия не всегда конструктивна, но именно они дают ощущение жизни. См.→

  • Эмоции — наш рулевой?

В ряде ситуаций эмоции, как врожденные или привычные реакции организма, управляют нашим поведением: нас останавливают или подталкивают, поворачивают к одному и отворачивают от другого. Иногда это оказывается адекватно. См.→

Скорее всего, это перечисление того, что эмоции делают для нас — или как люди используют эмоции, — не полон. Важно помнить только то, что перечисление того, где и как эмоции нам оказываются полезны, никаким образом не зачеркивает то, что в ряде случаев эмоции оказываются для нас вредны. Чтобы это происходило реже, эмоциями нужно научиться управлять и делать их адекватными жизненной ситуации. См.→

Польза и вред эмоций

Какая польза в положительных эмоций — конкретно? Есть ли польза, и какая — в отрицательных эмоциях?

  • О пользе положительных эмоций см.→
  • О пользе отрицательных эмоций см.→

www.psychologos.ru

Эмоции: их виды и функции

Эмоции: их виды и функции

Введение

В этой работе я постараюсь рассмотреть историю возникновения понятия эмоция, что оно означает в наши дни. Также рассмотрю, какие вообще есть эмоции, их классификация, теории возникновения эмоций. Именно эта связь поможет нам понять, как человек может управлять своими эмоциями. Изначально под понятием «эмоция» подразумевалось движение, как физическое явление. К примеру, Джон Локк (британский философ и психолог) еще в далеком 1692 году писал о том, что физическое упражнение ускоряет «эмоцию» человеческой крови или пульса (см. «The Oxford English Dictionary»). В ходе истории мы можем видеть трансформацию значения слова от «внешнего движения» к «движению внутреннему». Очень ярко это видно в проявлениях любви в 17-18 веков. В то время, влюбленные, выражая силу своих эмоций, обменивались жидкостями тела. Это означает следующее: приведу пример — молодые люди демонстрировали свою любовь, мочась на платье возлюбленной. Если рассматривать поцелуи того времени, то они скорее напоминают укусы нежели привычное для нас выражение чувств. В то время считалось нормальным целовать с такой силой, чтобы выступила кровь, а лучше — осталась отметина навсегда. Но уже в 1924 году. Роберт Вудвортс в своем учебнике психологии «A Study of Mental Life» описывает эмоцию как «возбужденное состояние индивидуума» (стр.118).В настоящее время под словом «эмоция» мы понимаем, что это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Как мы знаем — природа наших эмоций, нашей лимбической системы — она является системой открытой. Например, кровеносная система — она закрытая и именно поэтому, то, что происходит внутри кровеносной системы другого человека, никак не влияет на нашу кровеносную систему. Состояние же открытой лимбической системы, напротив, очень зависит от внешних источников. И именно поэтому, то насколько мы эмоционально стабильны в большой мере зависит от окружающих нас людей. Нельзя оспорить тот факт, что лимбическая система появилась в результате эволюции, потому что именно такое ее строение дает нам возможность найти эмоциональную опору в окружающих близких нам людях, например, как малыш ищет утешения у матери. Эту открытость системы ученые определяют как «межличностную лимбическую регуляцию», с помощью которой человек передает сигналы, которые в состоянии изменить уровень гормонов, ритм сна, функции сердечно — сосудистой системы и даже характер иммунной защиты в организме другого человека. Именно при помощи этого механизма влюбленные вызывают друг у друга выбросы окситоцина, за счет которого и происходит то приятное чувство нежности и бережности. К слову сказать, наложение наших физиологий друг на друга происходит не только в любовных отношениях, но и во всех аспектах социализации, при этом наши эмоции соотносятся с эмоции человека находящегося рядом с нами в этот момент. Действие лимбической системы как открытой говорит нам о том, что другие люди, находящиеся рядом с нами, могут изменять нашу физиологию — а это значит и наши эмоции. В любом случае, не смотря на то, что эта система настолько открыта, мы часто даже не замечаем, как протекает сам процесс. В начале разговора, организмы собеседников работают независимо друг от друга, но всего через 15 минут их физиологические характеристики сближаются. Это проявление получило название «зеркального отражения». Это взаимопроникновение сильно заметно во время усугубления конфликта, именно тогда обида и гнев взаимно отзеркаливаются и накапливаются. Как ни странно, во время приятных взаимодействий эффект менее заметен. Что интересно, эмоции распространяются даже на невербальном уровне общения, правда, при условии, что люди находятся близко друг к другу. Как пример: Спокойная мама — спокойный малыш. Т.е. чем меньше расстраивается и паникует мама, тем более спокойный ребеночек у нее.

Эмоции

Функции

Древние философы и самые первые психологи считали, что есть базовый ряд эмоций, такие как: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, печаль и страх. Эмоции есть врожденные, и есть приобретенные. Врожденные эмоции мы можем наблюдать у младенца — это удовольствие и недовольство, его ребенок нам показывает своей улыбкой или плачем. Приобретенные эмоции — это, прежде всего наши чувства и отчасти настроения. Важность самих эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии принять выделять перечень функций.

Отражательно — оценочная функция. Это та функция, которая дает нам возможность дать оценку предметам и событиям, которые мы используем для достижения цели и удовлетворения своих потребностей.

Побудительная функция. Из оценки происходящего следует толчок к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна, «Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

Активирующая функция прямым образом связана с побудительной. Наши эмоции обеспечивают нам наилучший уровень работы центральной нервной системы и ее отдельных структур. Наши эмоциональные состояния по-разному сказываются на динамике нашей активности, на ее темпе и ритме. Эмоции радости, уверенности в победе, придают нам дополнительные силы, подталкивают к более серьезной и напряженной работе. Д.Хебб научным путем доказал зависимость между уровнем эмоционального возбуждения и эффективностью его деятельности. Из этого следует, что для получения самого высокого результата активности нежелательны не слишком сильные и не совсем уж слабые эмоциональные возбуждения. Совсем слабая эмоция не дает нам должной мотивации к деятельности, а слишком сильная действует на нее разрушающе, она не позволяет организоваться и не позволяет нам управлять собой. Для каждого из нас есть свой уникальный вид эмоциональной возбудимости, который позволяет показать максимум эффекта в работе. Это зависит от многих факторов: от условий работы, в которых она протекает, от самой работы и от самой индивидуальности человека, который там находится и много другого.

Регулирующая функция. Эта функция выражается через оценивание текущих событий и через их эмоциональное отражение, а так же через актуализацию нашего прошлого опыта. Именно из оценки, которая складывается у нас в результате наблюдений, которая нам позволяет определить степень полезности или вредности, у нас возникает желание к действию или бездействию. Это значит, что на одно событие, разные люди отреагируют совершенно по-разному.

Синтезирующая функция. Эта функция проявляется в полноте образов, связанных с ситуацией, в которой человек испытал очень сильные переживания. Любой человек может возбудить в себе эту эмоцию, та к вещи дорогого нам человека вызывают в нас чувство нежности, грусти, в случае смерти — печали.

Защитная функция. Такое сильная эмоция, как страх, предупреждает нас об опасности реальной или кажущейся нам. Она заставляет нас лучше продумать сложившуюся ситуацию, помогает нам определить возможность успеха или неудачи. Таким образом, страх защищает нас от каких-то неприятных последствий или даже смерти.

Экспрессивная функция. Эта функция отвечает за воздействие эмоциональной сферы на коммуникацию человека. С помощью нее мы устанавливаем контакт с другими людьми, общаемся с ними, воздействуем на них.

В связи с тем, что проявление эмоций в жизни человека настолько многообразно, психологам пришлось их разделить более четкой границей. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции и астенические. Стенические эмоции — это такие переживания, которые повышают в нас активность, а астенические напротив, снижают ее.

Классификация эмоций

эмоция врожденный экспрессивный синтезирующий

Так как формы проявления тоже очень разнообразны, их классификацию можно рассмотреть в следующем порядке.

Настроение. Такое наше эмоциональное состояние, которое временно дает окраску нашей деятельности той или иной эмоцией и является достаточно продолжительным по времени и также устойчивым. Причиной изменения нашего настроения может послужить радость от того что у нас что-то получилось лучше чем планировалось или напротив, страх неудачи, новости приятные нам и ли наоборот — неприятные. Хорошее настроение способствует бурной деятельности, дает нам возможность мобилизироваться. Плохое же настроение, напротив, сводит все наши порывы на нет.

Фрустрация. Это такое негативное состояние, которое обуславливается невозможностью удовлетворить те или иные потребности. Часто причиной этому состоянию может послужить конфликт с коллективом. Это же в свою очередь может повлечь за собой депрессивное состояние, агрессивность или деятельность по инерции, все эти состояния являются видами фрустрации. Предотвратить эту реакцию может развитие процесса торможения и хорошее воспитание. Чаще всего таким этому состоянию подвержены люди сильно возбудимые, распущенные, чаще всего дети.

Страсть. Это напротив, сильное, глубокое и превалирующее эмоциональное переживание. Оно заставляет нас зациклиться одной единой цели и очень сильно влияет на наши потребности и устремления. Она может быть как положительной, так и отрицательной и может проявляться в любом виде деятельности, как в работе, так и в личной жизни. Понятно, что положительные страсти помогают нам в достижении каких-то целей, которые мы сами себе ставим. И в тоже время пагубные страсти могут привести губительным последствиям, как самой личности, так и его организма.

Аффекты. Сравнительно недолгая, но сильная и бурная реакция на внешний стимул, сильная настолько, что человек не может управлять своими действиями. Она полностью захватывает психику человека, он попросту теряет самообладание, потому как все тормозные процессы в нервной системе становятся замедленными и его действия уже контролирует только эндокринная система. В состоянии алкогольного опьянения аффект охватывает человека с наибольшей силой, как раз, потому что психические процессы заторможены алкоголем. Правда следует заметить, что та сила, с которой аффект будет влиять на человека, зависит еще и от его темперамента и от других характеристик личности. Частые аффекты плохо влияют на психику человека, они истощают ее, поэтому надо вырабатывать в себе стойкость к таким сильным эмоциям и умение контролировать себя даже в самых сложных и непредсказуемых ситуациях.

Стресс. Он по своему воздействию похож на аффект, так же возникает при сложных напряженных ситуациях, мешает человеку нормально работать, мыслить, действовать. Также при стрессе можно наблюдать нарушения памяти, внимания, речи. А вот устойчивость к стрессу мы можем назвать дисциплинированностью и самоконтролем. У стресса существует три фазы развития: первая — реакция тревоги, которая проявляется в быстрой мобилизации возможность организму справиться внешними воздействиями, которые вызвали стресс. И третья фаза — это фаза истощения, при которой сильно затянувшаяся борьба приводит к тому, что у организма ослабевают возможности адаптации.

Теории эмоций

За последнее время накоплено огромное количество фактов .собрано множество наблюдений и данных , и уже накоплен какой-то опыт экспериментального исследования эмоций. До недавнего времени область эмоций описывали психологи, философы, психиатры в разных терминах, это были и эмоции и чувства и мотивации и так далее. К слову сказать эти термины не рассматривались как синонимы. В каждом частном случае их употребление могло означать особую концептуальную точку зрения автора. Рассмотрим основные теории эмоций, которые существуют в мировой психологии. Теория Джеймса — Ланге. Эта теория сравнивает эмоции с телесными изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Таким образом, эта теория говорит нам о том что эмоция это и есть наше восприятие этих телесных изменений. Мы смеемся, потому что нам весело и нам весело, потому что мы смеемся.

Теория Кеннона- Барда. Физиолог У.Кеннон не был удовлетворен теорией Джеймся — Ланге и предложил свою, так сказать, «нейтральную», теорию эмоций. Он считал что эмоции это переработанные сигналы поступившие из внешнего и внутреннего мира. Эти сигналы идут по нервным путям к коре головного мозга и ко внутренним органам, таким образом вызывая у нас эмоции.

Теория Дарвина. В основе эволюционной теории Ч.Дарвина лежит то что он сумел доказать и показать эволюционный путь развития эмоций, а так же показал их физиологические проявления. Все это он описывает в книге «Выражение эмоций у человека и животных»,которая была выпущена в 1872 году. Тем самым, суть его представлений состоит в том что эмоции или полезны или представляют собой всего лишь остатки наших реакций, которые у нас выработались в течении эволюции в борьбе за существование. К примеру, если человек разгневан- он краснеет, его дыхание тяжелое, он сжимает кулаки потому что в первобытной жизни всякий гнев приводил к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений, более частой работы сердца, следовательно и дыхание и кровообращение было усиленным.

.

Психоаналитическая теория. Маклаков А. Общая психология

Эмоция и тело

В этой главе я хочу рассмотреть, как наше тело реагирует на эмоции, как они внешне проявляются, и как с помощью тела и мимики мы можем управлять своими эмоциями. Начну с того, что при эмоциях у нас изменяется частота дыхания и повышается голос.

Дыхание Дыхательные движения при эмоциях переносят изменения скорости и амплитуды нашего дыхания. При удовольствии мы дышим чаще и более глубоко, при неудовольствии все наоборот, дыхание становится мелким и редким. Когда мы удивлены, наше дыхание мгновенно меняется , оно становится частым , но сохраняет нормальную амплитуду и так далее.

Изменение кровообращения. Эти обращения характеризируются частотой и силой пульса, увеличение кровяного давления и расширением или сужением кровеносных сосудов. В результате всего этого наша кровь течет или быстрее или медленнее и соответственно мы можем наблюдать отток крови от одних органов и прилив к другим. Точно такие же изменения происходят и с величиной кровяного давления. При испуге кровяное давление становится выше, так же этот скачок давления происходит при мысли о возможной боли. Эти изменения связаны с нуждами организма для лучшего исполнения соответствующей деятельности. Так при испуге наши мышцы быстрее наливаются кровью для того чтобы быть готовыми действовать, а при ожидании экзамена кровь приливает к мозгу.

Мимические выразительные движения. Мускулатура лица человека является сложной, и именно она в большей части выполняет функцию мимических движений в соответствии с теми эмоциями, которые человек испытывает. С помощью мимики ,т.е. связанных движений глаз, бровей, губ и других, человек выражает самые сложные различные эмоциональные состояния. Печаль нам понятна из слегка открытого рта и опускания его улов, брови, поднятые кверху, дают нам понимание, что человек удивлен. Если видим приподнятую верхнюю губу с характерно раздутыми ноздрями, то четко читаем отвращение, а полузакрытые глаза говорят нам о безразличии.

Чаще всего, наша деятельность. которая зачастую, связана с людьми. является эмоционально затратной. Это справедливо даже в том случае, если работа любимая. Случается так что люди не позволяют себе проявлять эмоции, считая что они должны быть спокойными и беспристрастными. Поскольку в организме нет кнопки или функции, которая позволила бы нам отключать наши эмоции, а мы являемся людьми социально активными, нам приходится соблюдать нормы приличия и сдерживать свои эмоции или подавлять их. А подавление эмоций не ведет ни к чему хорошему. Подавление эмоций в течении долгого времени может привести к болезням. Американский психолог Р .Холт доказал — невозможность выразить гнев, если его постоянно сдерживать в мимике, в жестах или в словах может послужить развитию таких болезней как гипертония, язва желудка или мигрень. Поэтому стоит выражать гнев, но делать это конструктивно. По мнению доктора Холла, человек, который хочет выразить гнев, просто хочет установить, восстановить или поддержать положительные отношения с другими окружающими его людьми. Человеку, находящемуся в гневе стоит действовать и говорить таким образом, чтобы чувства его были выражены прямо и искренне, ему стоит сохранять достаточный самоконтроль над интенсивностью эмоций, которая должна быть не больше чем ему нужно для убеждения окружающих в истинности своих переживаний. Вообще считается, что если у нас что-то болит — это вина ищет наказания. Опухоль означает обиды, которые копятся в нас годами.

Рак это обида и разочарование в жизни. Именно поэтому, чтобы не болеть, важно эмоцию или перенаправить или не дать ей развиться. Так мама. видя что ребенок расплачется, отвлекает его внимание на птичку/букашку/солнышко и ребенок не прилагая усилий и не загоняя эту плохую эмоцию вглубь, отпускает ее погнавшись за смехом, радостью от созерцания той самой пресловутой птички. Самые простые способы управлением эмоций для нас являются: Осознание эмоции.

Это как раз то чему родители должны научить детей, именно поэтому разговаривая с ребенком родители проговаривают то что ребенок чувствует, для того чтобы он научился понимать свои ощущения, свое тело, свою эмоцию. Проговаривая эмоциональные ощущения мы учимся замечать эмоции, это важно для нас самих, для того чтобы мы могли как раз таки управлять эмоциональным своим состоянием. Также надо понимать какие эмоции, где уместны.

Ведь в ситуации, когда вас несправедливо обвиняют, логичнее будет чувствовать возмущение или гнев чем смущение или радость. Для того чтобы управлять эмоциями, нам желательно так же научиться управлять интенсивностью эмоций, потому как они есть разные по интенсивности. Слабые эмоции- они легко подавляются другими чувствами. Средние по интенсивности эмоции управляются сознанием. но они могут влиять на другие чувства. И сильные эмоции, такие как аффект, с трудом поддаются управлению сознанием.

Эмоцию, в любом случае, надо проживать. давать ей выход. Эмоция несет в себе заряд, энергию. А этой энергии требуется выражение в голосе, в движении или позе. Таким образом, мы можем сказать, если у нас плохое настроение — надо улыбнуться, это называется улыбкотерапией. Через некоторое время мы заметим, что наше подавленное, угнетенное состояние прошло. Поэтому, стараемся не болеть, чувствовать себя хорошо и нести положительный заряд не только самым близким, но и другим окружающим нас людям.

И закончить свою работу могу словами одной чудесной песни, она известна всем

«Don’t worry be happy every life we have some trouble you worry you make it double

Don’t worry, be happy»…

Bobby McFerrin

Список используемой литературы

1.Ламберт Джекерс «Мотивация»

.Даниэл Гоулман «Эмоциональное лидерство»

. А.Маклаков «Общая психология»

.Девид Майорс «Психология»

. http://psyznaiyka.net/


diplomba.ru

функции, классификация эмоций. Основные теории эмоций.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40

Рубинштейн. Эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру. Мир: 1) объекты, отношения, ситуации (восприятие связано с эмоциями) 2) внутренний мир, состояние тела человека, физиологические нужды, воображение. 3) это наши действия и поведение — человек эмоционально к ним относится. Т.о. эмоции сопровождают все, что человек совершает и испытывает.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. На основе возникшей потребности и интуитивного представления 0 возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработк условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.

Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Классификация эмоций. По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении.

Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором бъекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают, — разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких-либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних Факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами.

Теории эмоций. Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Критика. Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами. Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Критика. Данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).

Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов.

Критика. Один из первых предпринял попытку экспериментальной проверки теории Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел спинного мозга и блуждающие нервы. В результате этого показал, что отделение висцеральной нервной системы от центральной нервной системы не изменяет общего поведения животного в ответ на эмоциогенное воздействие. В дальнейшем окончательно была опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.

Биологическая теория эмоцийразработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно–информационная теорияпредложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f, где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.

Теория активации эмоций происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение , которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.

Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

 

 

 

 

 

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *