Эмоциональная память в психологии – Эмоциональная память. Развитие эмоциональной памяти. — Блог

Содержание

Эмоциональная память. Развитие эмоциональной памяти. — Блог

Память, с точки зрения психологии,– это ряд процессов, протекающих в мозге человека, в результате которых осуществляется пополнение, хранение и воспроизведение информации.

Эмоциональная память –это хранение и воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.

Эмоциональная память приобретается благодаря позитивным и негативным событиям, имеющим  место в жизни человека. Она вызывает переживания и является своеобразным наложением полученных ранее ощущений и чувств на события, происходящие в данный момент.

Особенности эмоциональной памяти

Эмоциональный вид памяти  является своего рода индикатором  внутренного состояния человека. Наши эмоции характеризуют то, насколько успешно складываются  наши взаимоотношения в личной жизни и обществе.

По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, испытываемые человеком во время конкретного события, ярче, чем те, которые он переживает, извлекая из памяти по прошествии времени. Постепенно они ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и рассуждениями. Но стоит человеку попасть в аналогичную ситуацию – и ярко выраженная эмоция моментально извлекается из памяти и может нас подтолкнуть к совершению определенных действий или, наоборот, удержать от них. Особенностью эмоциональной памяти является то, что человек особенно ярко и отчетливо запоминает три чувства: страх, страдание и удивление. При этом существует определенная разница в восприятии этих чувств. Так, удивление запоминается как фактор, который удивил, и само чувство во время припоминания повторно не переживается. Страдание и страх запоминаются в виде чувства.

Какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные? Практика показывает, что лучше запоминается негатив, ведь даже у животных отрицательные эмоции присутствуют в сознании долгие годы, что, кстати, позволяет им сохранять свою популяцию. Кроме того, человеку присуща способность “переносить” полученные эмоции с одного раздражителя на аналогичные. Если, например, человек в детстве сильно отравился грибами, то, повзрослев, он наверняка подсознательно будет бояться употреблять их в пищу. Другой пример: если ребенок в детстве неоднократно  переживал сильный страх, то в дальнейшем это может привести к недоверчивости и боязливости. То же самое наблюдается и у животных. Так, например, если собака, которую сбила машина, осталась жива, то всю оставшуюся жизнь она наверняка будет бояться машин.

Развитие эмоциональной памяти у ребенка

Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. В детском возрасте можно сформировать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Вот несколько простых упражнений, которые помогут развить эмоциональную память у ребенка:

1. Для прогулки выберите место, где ребенок еще не был. Во время прогулки обращайте его внимание на окружающее вас пространство (звуки, птиц, насекомых, деревья), при этом комментируя происходящее в позитивном контексте и сопровождая свой рассказ лаской, объятиями, всевозможными приятными сюрпризами. Эти воспоминания помогут в дальнейшем ребенку легче перенести неприятные события в жизни.

2. Упражнение  “Волшебный мешок”. Суть его заключается в том, что  ребенку предлагают вспомнить события, которые вызвали у него неприятные ощущения, страхи, боль. Затем эти эмоции мысленно трансформируют в какой-либо предмет или предметы, складывают их в мешок и плотно завязывают. При этом ребенок образно избавляется от негатива, который у него забрали и положили в мешок.

3. Упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.

Развитие эмоциональной памяти у взрослых

Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:

1. Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.

2. Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.

3. Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.

4. Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании. Сконцентрируйте  внимание на различных, даже незначительных событиях,   и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить  чувства и эмоции.

5. Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.

Успехов Вам в познании себя и саморазвитии. Мы стремимся, чтобы онлайн тренажеры Битрейники  способствовали развитию Вашей памяти.

 

Фото: hydra arts

b-trainika.com

Эмоциональная память и методы ее развития

Память в психологии это скопление определенных процессов, непосредственно отвечающих за хранение, накопление, и при необходимости воспроизведение разных типов информационных структур. Эмоциональная память — это накопление и воспроизведение пережитого эмоционального опыта, который плотно «спаян» в психике с вызвавшим эмоцию конкретным событием.

Как управлять этим видом памяти, развивать и усиливать эту способность? Каковы функции памяти на чувства и эмоции. Без способности запоминать травмирующий опыт человек не смог бы полноценно развиваться.

Виды памяти: эмоциональная память

Знаменитый психолог П. П. Блонский выделил 4 основных типа памяти. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является то, какая психическая активность ярче выражена в процессе запоминания. Итак, память бывает:

  1. Двигательная — запоминание движений. Езда на велосипеде, катание на коньках, вязание — все это возможно благодаря работе двигательной, или иначе, моторной памяти.
  2. Эмоциональная — способность запоминать чувства и эмоции, связанные с предметом, событием или явлением.
  3. Образная — память на образы природы, слуховые или вкусовые образы, или понятийные константы, сформированные в виде абстрактного образа.
  4. Словесно-логическая. Запоминание мыслеобразов, понятий, заложенных в словах и связей между понятиями. Развивается, когда ребенок уже может воспринимать абстрактные категории.

Память словесно-логического типа наиболее сложная и развивается позже, чем остальные виды, благодаря волевым усилиям. Если логическая память хорошо развита, то у взрослого человека она становится ведущей во всей психической деятельности. Тогда человек может направлять и контролировать все процессы запоминания и воспроизведения.

Что касается эмоциональной памяти, то именно этот процесс играет ключевую роль в становлении социализированной личности. Невозможно принимать решения о своей дальнейшей деятельности, не опираясь на свои внутренние состояния. Без запоминания эмоционального состояния человек бы не смог учиться на своих ошибках.

Как работает эмоциональная память

Работа основана на взаимодействии нескольких структурных элементов: собственно эмоции, положительные или отрицательные, чувства, мысли и информация, которая побуждает мысли и чувства личности. Они тесно взаимосвязаны и в потоке сознания отделить компоненты невозможно. Как происходит запоминание эмоций?

Пережитая ситуация или явление оставляет в психике след, называемый энграммой. Эмоции позволяют определить, насколько успешно складываются наши взаимосвязи с обществом и успешны ли личные отношения. Чем сильнее была эмоция, тем ярче и четче энграмма. Затем внезапное напоминание может пробудить этот след в памяти и «вытащить наружу» все эмоции. Однако сила и качество воспроизводимых вновь эмоций отличаются от первичной реакции. Например, по прошествии нескольких лет, то событие, которое огорчало, может восприниматься уже как забавный случай. Это связано с тем, что мысленная оценка события уже иная.

В процессе запоминания часто происходит генерализация переживаний. Это значит, что стимул, вызвавший переживания, со временем объединяется и другими стимулами. От этого человек иногда не может четко вспомнить настоящую причину его страха.

Эмоциональный и образный виды памяти

Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.

Образы могут быть зрительными, обонятельными и даже вкусовыми. Эмоциональные образы лучше всего запоминаются актерами и поэтами. Именно для этих людей эмоциональная память является всегда ведущей. И так же, как в любой другой профессии, образами нужно уметь управлять.

Как образуются произведения искусства? Роль эмоциональной памяти

Люди творческих профессий хорошо оперируют образами. Им необходимо уметьи анализировать и синтезировать образы, приводить анналогии и продуцировать новые идеи. Без постоянного внимания к этим умсвенным процессам; к накопленному эмоциональному опыту образы будут расплывчатыми. Соответственно, актер не сможет достаточно ярко воспроизвести их на сцене.

Важное значение имеет способность к каждому образу подбирать цепь похожих образов. Все великие гении умели держать в память множество таких цепей эмоциональных образов, которые затем воплощали в музыку или рисунок. Этому можно научиться. Еще одна важная характеристика эмоциональной памяти творческого человека — низкий порог чувствительности. Чем ниже порог эмоциональной чувствительности, тем больше информации о мире и других людях творческая личность может воспринимать и воплощать.

Физиологическая основа памяти

Существование эмоций было подтверждено наукой, когда в глуби височной доли мозга открыли область под названием миндалина. За возникновение эмоций отвечает именно эта часть лимбической системы. Но вегетативные изменения в организме под действием страха, к примеру, — это работа гипоталамуса. Процессы, происходящие в лимбической системе, имеют и электрическую и биохимическую природу; они воздействуют на состояние всех органов и систем.

Эмоции поэтому всегда сопровождаются активацией нервной системы и изменением артериального давления.

Благодаря работе лимбической системы живой организм развивается, используя мотивацию. Поведение бессознательно или направляется туда, где личность получает подкрепление в виде позитивных эмоций, или блокируется, сталкиваясь со страхом или болью.

Все сильные эмоции закрепляются в памяти благодаря образованию синаптических связей. В формировании отпечатка памяти принимают участие различные отделы головного мозга:

  • кора мозга: теменная часть, височная и фронтальная;
  • мозжечок отвечает за запоминание движений тела;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Связи между нейронами устанавливаются не сразу. Здесь важна работа химических веществ, таких как эндорфины, кальций и энкефалины. Эти вещества — нейротрансмиттеры — гормоны, которые передают импульсы между нейронами.

На процесс запоминания затрачивается энергия и белки. Поэтому для хорошей памяти необходимо хорошо питаться.

Развитие эмоциональной памяти у детей и взрослых

Чтобы такой вид памяти лучше развился у ребенка, нужно помогать ему «включать» почаще образное мышление, возить в интересные места и с самого детства приучать к миру литературы и театра.

У взрослых людей уже какой-то один вид памяти доминирует, и психика направлена на определенный вид деятельности. Поменять восприятие и начать мыслить иначе взрослой сформировавшейся личности очень сложно. Тем не менее, эмоциональная память есть у каждого, и ее можно попробовать развить лучше и вывести на сознательный уровень.

Какие задания нужно выполнять для развития такого вида памяти? Эмоциональная память тренируется если каждый день, читая книгу, выписывать на бумаге эмоции, которые возникают от поступка того или иного героя любимой книги. Затем попытаться проанализировать внутренний мир героя, конфликтные ситуации между ним и обществом. Можно для такого анализа подобрать и фильм.

Функции эмоциональной памяти

Для чего же нужна такая память тому, кто не занимается творчеством? Развитие эмоциональной памяти необходимо каждому, потому как личность без эмоционального опыта неинтересна в общении. Кроме того, такие люди не в состоянии сопереживать, делиться наболевшим и в сущности очень одиноки в своей жизни. Итак, можно выделить несколько функций:

  • способствует развитию личности;
  • формирует эмоциональный интеллект;
  • помогает лучше ориентироваться в социуме, поэтому нужна учителям и директорам фирм;
  • влияет на развитие творчества.

Эмоциональный интеллект: формирование

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции и контролировать их. Без развития эмоционального интеллекта руководить успешно коллективом нельзя. Это важное качество настоящих руководителей.

Человека с развитым эмоциональным интеллектом легко узнать. Он хорошо ладит с окружающими людьми, так как понимает и свои и чужие эмоции. Он всегда приветлив и жизнерадостен.

Вывод

Все поведение на протяжении жизни выстраивается исходя из эмоционального опыта индивида. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную является та психическая активность, которая чаще используется личностью.

За сохранение и развитие эмоционального состояния отвечает вся лимбическая система. К ней относятся: миндалевидное тело (миндалина), гипоталамус, сосцевидное тело, гиппокамп, обонятельный треугольник, другие структуры. Формируется память благодаря синтезу долговременных связей между нейронами мозга.

Способность к творчеству это, прежде всего, развитая образно-эмоциональная память. Развитие образной памяти необходимо для тех, кто решил посвятить себя литературной, музыкальной или актерской творческой деятельности.

fb.ru

Эмоциональная память | Блог 4brain

Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
 мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
 первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.

К. С. Станиславский

Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.

Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.

Определение

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.

В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.

Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.

Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».

Эмоциональная память в актерском искусстве

Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.

К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.

Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.

Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?

В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.

Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.

Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».                  

Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.

4brain.ru

Эмоциональная память

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ (англ. emotional memory) память на эмоционально окрашенные события. Эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат. переживания. П. э. м. б. прочнее др. видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.

Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм П. э., который производит запись всего, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали «яркой памятью». Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина (см. Катехоламины), тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. Т. о., эмоционально окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения нейтральных воспоминаний.

Иногда на основе эмоциональной памяти могут развиваться т. н. безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями; они могут возникать в экстремальных условиях, при напряженной работе, умственном утомлении и пр. (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Яркие воспоминания о событиях, которые вызвали эмоциональное потрясение, и событиях, которые только «сопутствовали» эмоциогенным событиям, дали основание для образного выражения — мнемическая фотовспышка (англ. flashbulb memory). Подобные эффекты легче объяснить влиянием эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения; значительно труднее доказать существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации (это еще не удалось сделать). (Б. М.)

 

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — сохранение в сознании переживаний и чувств. Впечатлительность и отзывчивость — предпосылка для становления коммуникативных черт характера. Память эмоциональная — непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. Она — основа мастерства в ряде профессий, в том числе — учителя и артиста. Ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной.

< Предыдущая   Следующая >

Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:



psychologiya.com.ua

Эмоциональная память и её развитие у ребенка и взрослого

Память в психологии – это способность человеческого мозга запоминать, хранить, воссоздавать собственный опыт. Благодаря процессу запоминания человек может говорить, учиться, читать, совершать поступки: он живет. Отсутствие памяти превратило бы человека в растение.

Память конструирует человеческую психику. Она укореняет в пространстве и времени, выстраивает индивидуальную историю: мы можем посмотреть в прошлое и перекинуть мост в будущее.

Процесс запоминания постоянно меняется. С возрастом способность запоминать ухудшается, ее важно поддерживать.

Жизнь, память и эмоции

Любое воспоминание эмоционально окрашено: радостью, грустью, гордостью или презрением. Эмоционально нейтральные события не фиксируются, не влияют на формирование личности. Эмоции «надзирают» за глубинной сущностью человека.

Это лупа, с помощью которой мы рассматриваем мельчайшие детали событий и запоминаем их.

Каждая женщина помнит, как рождался ее первый ребенок, какого цвета были его первые ползунки и ботиночки. Каждый человек помнит, как он получал свой первый школьный диплом, учителей, директора школы, одноклассников.

Такие события сохраняются в сердце, потому что они часть нашего повседневного существования. Разум опирается на эти картинки, чтобы создать наш образ, видение самого себя. Позитивно окрашенные события остаются в нас навсегда. Это помогает сделать правильный жизненный выбор, способствует личностному росту.

Эмоциональная (аффективная) память

Эмоциональная память — осознанные или бессознательные воспоминания, связанные с сильными переживаниями. Они несут на себе сильнейшую эмоциональную окраску: радость, печаль, гнев, восторг. Этот тип памяти возвращает события из прошлого в настоящее, оживляет их. Накапливается личный жизненный опыт.

Поэтому отрицательный опыт прошлого пагубно влияет на настоящее. Особенность эмоционально окрашенной памяти состоит в том, что чувства вспоминаются легче, быстрее, чем связанные с ним события.

Жизнь отмечена сильными переживаниями, грустными, даже трагическими происшествиями, но и лучами счастья тоже. Все, что человек проживает и запоминает, формирует его личность.

Эмоциональная (или аффективная) память связывает настоящее с прошлым и будущим, выстраивает представление человека о себе и окружающем мире. Этот аспект человеческого подсознания — ключ к становлению социализированной личности. Человек принимает важные жизненные решения, опираясь на свое внутреннее состояние.

Без запоминания эмоций и чувств человек не может учиться на собственных ошибках.

В течение долгого времени эмоции рассматривались как нечто отрицательное, нечто личное, нечто, что следовало прятать от посторонних. В 90-е годы эмоции стали изучать. Более того, эмоциональный интеллект рассматривается как стержень личностного развития, основа благополучного вхождения в общество.

В чем заключается развитие эмоциональной памяти и интеллекта у взрослых?

Взрослые должны учиться:

  1. Осознаванию собственных эмоций, умению назвать их.

    Четыре основных типа эмоций:

    • радость;
    • печаль;
    • страх;
    • гнев.

    Проявляются они по-своему у разных людей, их реальная палитра шире.

  2. Учиться контролировать свое поведение, наблюдать за собой, слушать себя, понять свою реакцию на сложную ситуацию, трудного человека.
  3. Учиться эмпатии – пониманию психологического состояния другого человека: члена семьи, друга, коллеги. Учитесь видеть, как они реагируют на ваши слова, поведение.
  4. Научиться выражать эмоции.

Иногда трудно признаться себе в собственных чувствах. Однако факт озвучивания проблемы помогает контролировать ее, а не просто страдать. Ваш пример побудит другого человека сделать также. Так выстраиваются спокойные, доверительные межличностные отношения.

Аффективная память, эмоциональный интеллект – это источники творческой энергии, открывающие нам мир музыки, живописи, театра.

Роль аффективной памяти в актерском искусстве

Константин Сергеевич Станиславский создал систему обучения актерской игре, опираясь на новейшие открытия в области подсознания и аффективной памяти. Метода Станиславского учит пониманию глубокой органической сущности персонажа.

Чем богаче и глубже эмоциональная память артиста, тем глубже и разнообразнее источник его творческого вдохновения. Творчество актера зависит от мощи, остроты, точности его эмоциональной памяти.

Развитие эмоциональной памяти у детей

Аффективная память существенно влияет на формирование характера. Травмирующее наказание, равнодушие взрослых делают ребенка боязливым, неуверенным в себе. В детстве должны закладываться позитивные воспоминания, ребенку важно учиться доверять себе и миру.

Родник аффективной памяти питается:

  • родительской любовью;
  • спокойными, доверительными отношениями в семье;
  • новыми впечатлениями;
  • путешествиями;
  • комфортным обучением;
  • изучением языков.

Жестом, словом, улыбкой взрослый выражает свое участие, понимание и готовность помочь при необходимости. Так созидается фундамент психического здоровья ребенка.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

pamyatplus.ru

Эмоциональная память и методики развития

Человеческая память — одно из самых загадочных проявлений психики. О многогранности этого явления подозревали еще издревле, однако изучением памяти занялись только в ХХ веке, в период становления психологии.

В начале прошлого столетия П.П. Блонским впервые была предложена классификация видов памяти:

  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • образная;
  • словесно-логическая.

Эмоциональный вид человеческой памяти — что так называется? Существует мнение о том, что такая память — индикатор удовлетворения наших потребностей и отношений с миром.

Эмоциональная память – это память на пережитые ранее эмоции и чувства. Переживания могут спровоцировать нас на действия или активность, а могут удержать от них.

Механизмы действия

По мнению Блонского, первоначально испытанная эмоция ярче, чем когда она всплывает из памяти. Спустя время эмоция притупляется, смешивается с интеллектуальными размышлениями, другими эмоциями. В то же время при столкновении с аналогичными стимулами или ассоциациями у человека оживают эмоции, чувства, которые при ярком эмоциональном переживании становятся, что называется, болезненной точкой восприятия человека. В некоторых случаях такой вид переживания сохраняется на всю жизнь.

Наиболее ярко запоминаются три чувства — страдание, удивление и страх.

Однако здесь есть разница. Удивление запоминается как впечатление, которое удивило, а само такое чувство не переживается повторно. Болезненные переживания и страдания запоминаются в виде чувства страха.

Между учеными долгое время были разногласия о том, какой вид эмоций запоминается лучше — позитив или негатив? Западные психологи доказывали, что положительные оставляют более глубокий след. Блонский рассуждал с противоположной точки зрения. Он утверждал, что удержание в сознании на долгое время негативного чувства даже в животном мире помогает сохранить вид популяции, что доказывает его большую значимость.

Также Блонский говорил о феномене «переноса» пережитых эмоций с одного раздражителя на аналогичные. Например, если ребенка в детстве укусила собака, то, став взрослым, такой человек боится собак в принципе. По мнению Блонского, эмоциональная память оказывает существенное влияние на формирование характера. Если ребенок пережил какой-либо вид травмирующего наказания или сильный страх, это может привести к формированию боязливой и недоверчивой личности.

В 1977 г. американскими психологами Р. Брауном и Дж. Куликом были описаны яркие воспоминания о неких событиях или ситуациях, которые спровоцировали возникновение эмоционального потрясения, сильного чувства, а также о событиях, сопровождающих эти потрясения. Это явление в психологии называется «мнемическая фотовспышка», что переводится как: «память-озарение», «вспышка-памяти», «яркие воспоминания».

Связь с актерским мастерством

Наиболее востребована эмоциональная память в искусстве театра и кино. На сцене актер умышленно воссоздает в сознании воспоминания эмоций, чтобы произвести впечатления на публику. К.С. Станиславский говорил ученикам о необходимости полного погружения в прошлые эмоции и чувства, стараясь пережить их вновь, при этом понять суть этой эмоции, разобраться, почему она возникла, и каким образом способна трансформироваться. К.С. Станиславский учил вызывать нужные эмоции и чувства по желанию, чтобы они не были привязаны к конкретным событиям жизни ученика. В актерской среде существуют упражнения, суть которых в воспоминании ярко окрашенного эмоционально события в жизни и раскрытии его с точки зрения мотивов действий.

Упражнения для детского возраста

Такой вид памяти, как эмоциональная, необходимо развивать с детского возраста, для чего существуют специальные упражнения. В детстве есть возможность заложить максимум позитивных воспоминаний, доверие к людям и миру, интеллектуальный потенциал. Упражнения, которые можно выполнять вместе с детьми:

  1. Пример простейшего метода: когда вы находитесь вместе с ребенком в местах, где он раньше не был, акцентируйте его внимание на окружающем мире: деревья, виды, запахи и тп., сопровождая это лаской, вниманием, объятиями, чтобы эти воспоминания впоследствии давали ребенку силы пережить негативные события своей жизни.

  1. Упражнение «я счастлив(а), когда..». Это упражнение называется групповым, методика используется в детских садах, школах. Ребенку бросается мяч с просьбой рассказать о событиях, когда он счастлив. После этого, его задача совершить те же действия по отношению к другому.
  2. Упражнение с негативными переживаниями называется «волшебный мешок». Эта методика обычно используется психологами, когда у ребенка уже есть травмирующие воспоминания. С ребенком выясняют его болезненные переживания, обиды, страхи, затем эти эмоции оформляются в нечто осязаемое, пример — листки бумаги, какие-либо предметы, и складываются в мешок, который крепко завязывают. Параллельно с мешочком  негативных эмоций можно сделать такой же с позитивными, взяв в игровой форме эмоции, приносящие радость.

Эти упражнения помогут малышу увеличить количество позитивных переживаний и справиться с негативом.

Стремитесь проводить как можно больше времени с ребенком, обращайте внимание на вид его эмоционального состояния, скрывайте свои негативные эмоции, ведь дети переживают страдания родителей более болезненно, чем сами взрослые. Чаще гуляйте в новых местах, катайте на аттракционах, знакомьте с животными. Эти упражнения со временем дадут нужный эффект в формировании эмоционального фона ребенка.

Родителям стоит помнить о том, что за большую часть переживаний своих детей они несут ответственность.

Упражнения для взрослых

Взрослым так же рекомендуют развивать эмоциональную сферу своей личности. Она востребована как в профессии, будь вы, как пример, актером, менеджером или бизнес-тренером, так и в личной жизни. Есть упражнения для взрослых, посредством которых развивается эмоциональная память.

  1. Медитация. Во время выполнения упражнения специалисты рекомендует «переноситься» в те места, где были пережиты сильные эмоции, и стремиться заново их прочувствовать. Пример: мысленный возврат в дом детства, почувствовать запахи, услышать звуки.

  1. Анализ собственных чувств. Для этого обращайте внимание и концентрируйтесь на разных событиях вашей жизни, пусть и незначительных и пытайтесь понять, что вы чувствуете и почему. Пример: за окном идет дождь. Вы начинаете грустить. Почему? Возможно, это связано с какими-то воспоминаниями или ассоциациями. В процессе упражнения стремитесь выделять и разделять чувства и эмоции.
  2. Методика называется «погружения в ощущения». Займите удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза. Пример: представьте, что вы лакомитесь персиком. Он мягкий, сочный, сладкий, его вид очень аппетитный. Кожица нагрета солнцем и слегка шероховата. Во время упражнения старайтесь прочувствовать вкус, запах, ощущения от капли сока, попавшей на кожу.
  3. Дневник. Ведение дневника — распространенный вид развития эмоциональной памяти. Записывая собственные чувства и эмоции, а затем, спустя время, перечитывая их, вы можете вновь испытать нечто подобное, а так же проанализировать свои мотивы и последствия действий. Упражнения на сохранение записей собственных переживаний считается одним из самых эффективных способов запоминания и анализа эмоций.
  4. Библиотерапия. Самый простой и действенный вид развития эмоциональной сферы человека. Перечитывая книгу, вы переживаете эмоции героев, погружаясь в описанные события. Часто книги, прочитанные в детстве, вызывают эмоции, которые привязываются к стимулам. Яркий пример: вы читали книгу и поднялся ветер, зашелестели листья. Спустя годы при ветре и шелесте листьев вы можете вспоминать те эмоции и ту книгу, что когда-то читали.

Значимость феномена

Память на эмоциональные переживания — одно из наиболее значимых свойств памяти.

Эмоции, пережитые в детстве, оказывают существенное влияние на формирование характера человека и, как следствие, его судьбу.

Развитием эмоциональной памяти необходимо начинать заниматься с младенческого возраста, а в некоторых случаях (пример: актеры театра и кино, ораторы, люди, работающие с аудиторией) — всю жизнь.

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 109

4 109

Читайте также

mozgius.ru

развитие, виды, функции и как работает


Одно из наиболее необычных проявлений функционирования головного мозга считается память, которая бывает кратковременной, эпизодической и эмоциональной.

Последняя представляет собой сохранение в подсознании эмоций и чувств.

Впечатлительность станет предпосылкой для формирования коммуникативности характера.

Это является обязательным фактором становления способности сочувствовать и сострадать.

Она считается основополагающим элементом мастерства в определенных профессиях, включая педагога и актера.

Общие сведения

Эмоциональная память представляет собой память на яркие запоминающиеся события. Она играет важную роль в жизнедеятельности всех людей. Прошлые и сохранившиеся эмоции и воспоминания становятся сигналами, побуждающими к решительным действиям или удерживающими от тех, которые вызвали ранее негативные переживания. Эмоциональная память значительно прочнее остальных ее разновидностей. В некоторых случаях давно произошедшие события оставляют в памяти лишь ощущение, эмоции, впечатления.

Под эмоциональной памятью подразумеваются воспоминания о пережитых когда-то эмоциях и чувствах. Специалисты по сей день не имеют единого мнения, что откладывается в подсознании лучше, позитивные либо негативные впечатления. Западные ученые утверждают, что положительные запоминаются сильнее, а русские считают, что отрицательные эмоции (страдание, тревога) намного важнее для выживания.

Нельзя говорить, что если отсутствует эмоциональная память, то это существенный минус, однако во многих профессиях, к примеру, педагогам и работникам искусства, она необходима. Способность сочувствовать также станет недостаточно развитой.

При отсутствии подобной разновидности памяти не следует отчаиваться, поскольку это только навык, совершенствуемый посредством постоянных тренингов.

Физиологическая основа

В качестве физиологической основы станут следы пережитых в прошлом нервных потрясений, сохранившихся в коре головного мозга ввиду пластичности ЦНС: какой-либо спровоцированный внешним фактором процесс, не может пройти для нервных тканей без следа, однако оставляет внутри нее «отпечаток» в качестве определенных функциональных перемен. Они делают легче протекание сопутствующих процессов в ЦНС при их повторении.

Физиологические процессы в головном мозге, наблюдаемые в процессе воспоминания, по содержанию такие же, что и при восприятии: память нуждается в функционировании таких же аппаратов ЦНС, что и само восприятие. Оно вызвано влиянием внешних факторов.

То, что эмоции существуют, было доказано учеными, когда в височной части мозга была открыта миндалина. За формирование эмоций несет ответственность непосредственно этот участок лимбической системы. Однако вегетативные перемены внутри организма под влиянием тревоги, например, — это функция гипоталамуса. Процессы, которые происходят в лимбической системе, характеризуются электрическим и биохимическим происхождением. Они влияют на самочувствие внутренних органов.

Разница состоит только в том, что во время восприятия центральные процессы постоянно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они являются лишь «отпечатками» произошедших нервных процессов.

Все эмоции остаются в памяти ввиду развития синаптической связи. В формировании следа участвуют разные участки мозга:

  • кора: темя, височная и фронтальная области;
  • мозжечок;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Взаимосвязь между нейронами установится со временем. Тут важно функционирование химических составляющих (эндорфин, кальций и энкефалин). Данные компоненты являются гормонами, передающими импульс.

Функции ЭП

Развитие данной разновидности памяти требуется всем, поскольку человек без эмоций не будет интересным во время беседы. Помимо этого, у таких людей отсутствует сопереживание, сострадание. Исходя из этого, возможно выделить следующие функции:

  • формирование разносторонней личности;
  • образование эмоционального интеллекта;
  • улучшение ориентирования в обществе;
  • стимулирование творческого начала.

Эмоциональная память позволяет человеку чувствовать себя более уверенно и поднять самооценку в глазах других.

Виды

Критерием деления станет то, какая активность психических процессов выражается во время запоминания. Выделяются 4 главных разновидности памяти:

  • Двигательная. Запоминаются движения. Передвижение, какие-либо двигательные функции — откладываются при непосредственном участии моторной памяти.
  • Эмоциональная. Возможность запомнить ощущения, взаимосвязанные с вещами, событиями либо явлениями.
  • Образная. Запоминание различных силуэтов, очертаний, понятий, которые сформированы в качестве абстрактного образа.
  • Словесно-логическая. Запоминание мысленных образов, понятий, которые закладываются в слова и умозаключения. Формируется в детском возрасте.

Последняя считается самой сложной и появляется позднее других, ввиду усилий воли.

Как работает ЭМ

Функционирование основывается на взаимосвязи нескольких структур: эмоций (позитивных либо негативных), ощущений, мыслей и информации, побуждающей к мышлению человека. Они тесным образом связаны и неотделимы в подсознании.

К примеру, после прочтения рассказа человек не способен спустя 4-5 дней вспомнить писателя или название. А аромат страниц, обложку и эйфорию от прочтенной книги может вспоминать на протяжении долгих лет. В соответствии с последними исследованиями, в хранении различных событий активно участвуют гормоны надпочечных желез, а при обычных воспоминаниях они не задействованы. Возможно, специфический механизм памяти формирует подобную яркость впечатлений прошлых событий у человека.

В психологической науке данную разновидность памяти исследуют из-за ее способности формировать безотчетные эмоции, охватывающие при появлении неосознаваемых раздражительных факторов. К примеру, в детском возрасте человек пошел покупать свежий хлеб, по пути домой он почувствовал приятный запах, отломал кусок, но внезапно выбежала собака и напугала его. По прошествии времени, забыв об этом инциденте, человек пройдет возле этого места и ощутит тот запах и чувство страха и тревоги.

Не у каждого такой вид памяти развит в одинаковой степени. Это несложно уяснить, опросив 2 детей, которые прокатились на карусели, об их эмоциях. Первый с оживлением расскажет в деталях о каждом эпизоде и обо всем, что привлекло его внимание. Другой скажет, что ему понравилось, не вдаваясь в подробности. Спустя год 1 вспомнит все в деталях, а 2 лишь укажет, сам факт времяпровождения на карусели.

Развитие ЭМ

Эмоциональный интеллект является способностью воспринимать эмоциональную составляющую и осуществлять ее контроль. Без его формирования управлять коллективом невозможно. Это необходимая черта истинного лидера. Индивид, который обладает высоким эмоциональным интеллектом, легко узнаваем. Он быстро находит общий язык с окружением, поскольку может понять собственные и чужие эмоции. Он отличается приветливостью и жизнерадостностью.

Крайне важен развитый эмоциональный интеллект для работников искусства. Однако и людям с другой профессией, желающим задействовать все ресурсы, он станет серьезным подспорьем в запоминании.

Чтобы данная разновидность памяти лучше развивалась у детей, необходимо помочь ему «подключать» чаще мышление с использованием образов, ходить с ним в новые места и с ранних лет приучать к чтению и искусству.

Во взрослом возрасте преимущественно преобладает конкретная разновидность памяти, и психика нацелена на определенный тип деятельности. Изменить мышление взрослому сформировавшемуся индивиду достаточно трудно. Однако, эмоциональная память присутствует у всех, и ее возможно развивать и поднимать на уровень сознания.

Для развития детей можно попробовать следующие упражнения:

  • «Мяч счастья». Играют несколько детей и взрослый человек. Ребенок ловит брошенный мяч и вспоминает событие, во время которого он ощущал себя счастливым. Затем, он кидает мяч другому.
  • «Волшебный мешок». Нужно вспомнить и написать на бумаге все свои тревоги, опасения. Складываются вглубь мешка, крепко завязывается и выбрасывается.

Во взрослом возрасте возможно провести следующий тренинг:

  • Дневник. Необходимо записать собственные ощущения и переживания, а после, по прошествии времени, перечитав их, можно снова восстановить их. Таким образом тренируется мышца эмоциональной памяти.
  • Библиотерапия. Перечитав книгу, человек переживает эмоции литературных героев. Зачастую книги, которые прочитаны в детском возрасте, могут вызвать переживания, способные привязываться к стимулам. Например: во время чтения усилился ветер, начали шелестеть листья. С течением времени при ветре и шелесте листвы могут вспомниться в памяти те переживания и прочитанная книга.

Поведение человека в течении жизни выстраивается отталкиваясь от эмоциональных воспоминаний. Критерием деления памяти считается психическая активность, зачастую используемая индивидом. За формирование соответствующего эмоционального состояния несет ответственность лимбическая система. Формируется запоминание посредством синтеза продолжительных взаимосвязей между мозговыми нейронами. Предрасположенность к творческому началу, изначально предполагает разнообразие запоминания с использованием мыслительных образов и эмоции. Формирование эмоциональной памяти является важным аспектом для тех, кто принял решение найти себя на литературном, музыкальном либо актерском поприще.

neurodoc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о