Эмоции это в психологии: Что такое эмоции (простыми словами) и Как научиться понимать свои чувства

Эмоции, классификация эмоций

Лукашевич Нина Вячеславовна, врач-псиатр-нарколог, заведующий  отделением учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии психотерапии»

Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляется в эмоциях.

В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний.

Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции, сами по себе, могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем виде, непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, их основная функция – оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту.

Вторая функция эмоций – побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как повышенная обидчивость, сенситивность, ранимость, либо особой значимостью произошедшего, может заставить пойти на конфликт с обидчиком, даже вопреки более значимым перспективным целям. Повторяющееся проявление эмоции ревности может разрушить семью, даже вопреки сильной потребности в сохранении семейных взаимоотношений.

Переживание обиды способно, иногда, разрушить самые прочные дружеские взаимоотношения.

Третья важная функция эмоций – организация. В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежания. С другой стороны, нарастание интенсивности эмоционального переживания может нарушить процессы всестороннего гибкого познания действительности, ограничивать или искажать их. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций – их способность нарушать целенаправленную деятельность.

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся, также, на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (например, гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Психологически, эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. 

Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами, они кратковременны и адекватны ситуации, например, реакция испуга на крик (аффект – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию (сужение объема сознания)). При эмоциональных состояниях, более длительных, более устойчивых, может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, для них характерно изменение нервно-психического тонуса в соответствии с содержанием эмоции.

К эмоциональным состояниям относятся настроение  (слабо выраженное состояние, захватывающее в течении некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека) и страсть (сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, определяющая направление мыслей и поступков; по интенсивности приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение).

Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека, например, такие как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная ригидность, эмоциональная реактивность.

Эмоциональная возбудимость – быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность.

Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими, в зависимости от меняющейся ситуации

Свойство, противоположное лабильности, — эмоциональная ригидность, вязкость, патологическая стойкость эмоций

Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа».

Эмоции, как сложный процесс, физиологически осуществляются деятельностью корково-подкорковых структур головного мозга. В процессе интеграции эмоций первостепенная роль принадлежит гипоталамусу – своеобразному диспетчерскому пункту. Возбудимостью гипоталамуса и содержащихся в нем центров симпатической и парасимпатической нервной системы объясняются и сам факт появления эмоций, и их качественные особенности.

Внешними признаками эмоций, также, являются их телесные (моторные) проявления – мимика, поза и выразительные движения (пантомимика).

Таким образом, эмоции – многоуровневый процесс, включающий психический, физиологический (сомато-вегетативный) и моторный (поведенческий) компоненты. Причем, при разных вариантах эмоциональных проявлений данные уровни могут по-разному сочетаться и доминировать.

Психология эмоций | Диплом по психологии

Понятие эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта.

Формула эмоций

По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения.

Симонов разработал следующую формулу эмоций:

Э = f [П,(Ин – Ис),…],

где:

  • Э – эмоция, ее степень, качество и риск,
  • П – сила и качество актуальной потребности,
  • Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
  • Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент,
  • (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Функции эмоций

  1. Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания.
  2. Сигнальная – состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
  3. Защитная состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.
  4. Управляющая – эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций
  5. Мобилизующая – эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Виды эмоций

Эмоции удовольствия, отражающие высокую вероятность удовлетворения потребности, называются положительными эмоциями; эмоции неудовольствия, отражающие низкую вероятность удовлетворения потребности, – отрицательными эмоциями.

Эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции).

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
  2. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта.
  3. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния,   возникающие в конкретной  обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.
  4. Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
  5. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля над действиями. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на протекание психических процессов, поведение и деятельность человека.
  6. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость.

См.также:

  • Эмоциональная сфера личности
  • Фрустрация
  • Эмоциональный стресс

Вторичные эмоции: ключ к сочувственным разговорам

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Согласно HUMAINE, базе данных, которая каталогизирует и анализирует человеческие эмоции, в английском языке насчитывается 48 распознаваемых эмоций, чтобы мы могли лучше узнать о них. Сегодняшний пост призван помочь вам понять их все, углубившись в концепцию первичных и вторичных эмоций. Для родителей эта концепция может радикально изменить то, как вы относитесь к своему ребенку. Вот как:

Что такое первичные и вторичные эмоции

Первичные эмоции — это ваша первоначальная реакция на событие или инцидент. Когда происходит что-то значимое — хорошее или плохое — это неизбежно запускает сложный каскад эмоций. Та первая эмоция, которую вы испытываете во время события, та, которая представляет собой чистое чувство без каких-либо связанных с ним мыслей, является первичной эмоцией. Эмоцию удивления проще всего использовать в качестве примера бездумности первичных эмоций: удивление происходит потому, что ваш мозг не успел собрать кусочки воедино! Обычный набор первичных эмоций — это набор из шести: печаль, счастье, страх, гнев, удивление и отвращение.

Затем включается наш старый добрый рациональный (и иррациональный) мозг, пытаясь осмыслить наши эмоциональные переживания. Это порождает вторичные эмоции. Вторичные эмоции создаются мыслями о наших первичных эмоциях. Часто это чувства, которые зарождаются, когда мы пытаемся понять, почему мы испытали первоначальное, первичное чувство. Вы можете ощутить прилив стыда, когда будете думать о том, почему вы «не должны» злиться. Или у вас может развиться тревога, когда вы пытаетесь разобраться в своем страхе. Вторичные эмоции очень хорошо управляют нашими реакциями.

Почему это понимание имеет значение?

Умение замечать разницу между первичными и вторичными эмоциями помогает углубить наше понимание самих себя, но остальная часть этого поста посвящена тому, как вы можете использовать это как инструмент для улучшения вашего общения с ребенком.

Зная разницу между первичными и вторичными эмоциями, вы сможете определить, когда спросить: «Откуда эта реакция?» Этот вопрос, если его задать в нужное время, просто ошеломляет — он может открыть вам, с чем сталкивается ваш ребенок глубоко внутри, под бурлящими волнами реактивности.

У моего ребенка эмоциональная реакция, что мне делать?

Вот как это может помочь вам относиться к своему ребенку в следующий раз, когда он придет домой из школы в раздражении, скажет что-нибудь ехидное или наполнит дом плохим отношением. Вместо того, чтобы с самого начала ругать ребенка, выполните следующие действия:

  1. Пауза. Помните, что у вас тоже есть собственная вторичная эмоциональная реакция. Обида, которую вы чувствуете из-за двусмысленного комментария, гнев из-за оставленного беспорядка или страх за благополучие вашего ребенка, могут быстро превратиться во вторичные эмоции, подпитываемые мыслями, такие как разочарование или тревога. Найдите минутку, чтобы дышать.

  2. Разрешить. Пусть вторичная эмоция вашего ребенка окажется в центре внимания на несколько минут! Как правило, люди хотят, чтобы их эмоции были подтверждены, прежде чем анализироваться. Позвольте вашему ребенку выговориться, вздохнуть или немного понервничать. После того, как они почувствуют, что их видят из-за эмоций, которые они демонстрируют, им будет легче перейти к разговору об этих эмоциях.

  3. Идентифицировать. Затем помогите ребенку назвать вторичную эмоцию — ту, которую он испытывает прямо сейчас. Существуют замечательные инструменты, которые помогают людям, молодым и пожилым, развивать эмоциональный словарный запас, учась разделять свои эмоции на первичные и вторичные.

  4. След. Проследите эмоцию до того момента, когда она началась. Спросите: «Что происходило непосредственно перед тем, как вы почувствовали себя так?» Найдите провоцирующий инцидент, событие, вызвавшее эмоции.

  5. Откройте для себя. Теперь вы можете локализовать чувство, возникшее сразу после провоцирующего инцидента. Наверное, кажется, что это произошло одновременно. Спросите: «Что вы чувствовали до того, как начались разговоры в вашей голове?» Назовите шесть основных эмоций и спросите, какие из них резонируют.

Продолжайте тренироваться.

Подобные практики могут помочь вашему ребенку развить более глубокий эмоциональный интеллект — навык, который пригодится ему на протяжении всей жизни. Другой способ сравнить первичные и вторичные эмоции — рассматривать первые как сердце, а вторые — как мозг. Эта практика может помочь вам общаться на уровне сердца к сердцу. Сострадание — это мышца; подобные практики являются упражнениями. Как всегда, внешняя помощь доступна и может быть очень плодотворной, поскольку вы и ваша семья исследуете различные способы говорить о эмоциях и противостоять им. Если вы хотите воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, нажмите здесь.

Об авторе: GP Team

Область ползунка переключения

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

Глава 7.2: Эмоции — AllPsych

Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1. 3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3 : Введение в теории развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Эриксоновские стадии психосоциального развития — 3.3: Фрейдовские стадии психосексуального развития — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Механизмы защиты Эго Фрейда — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, Интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7. 2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психические расстройства — 9.
3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки


  • Глава 7.1: Мотивация
  • Глава 7.2: Эмоции

Что такое эмоции? Чувство? Тогда что такое чувство? Эти термины трудно определить и еще труднее понять полностью. Люди пытались понять это явление тысячи лет и, скорее всего, будут спорить еще тысячу лет. В этом разделе будут представлены различные теории, связанные с приобретением эмоций.

Общепринятое определение эмоции относится к чувственному состоянию, включающему мысли, физиологические изменения и внешнее выражение или поведение. Но что на первом месте? Мысль? Физиологическое возбуждение? Поведение? Или эмоции существуют в вакууме, независимо от того, присутствуют ли эти другие компоненты? Существует пять теорий, пытающихся понять, почему мы испытываем эмоции.

Теория Джеймса-Ланге

Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что событие сначала вызывает физиологическое возбуждение, а затем мы интерпретируем это возбуждение. Только после нашей интерпретации возбуждения мы можем испытывать эмоции. Если возбуждение не замечается или о нем не думают, то мы не будем испытывать никаких эмоций, основанных на этом событии.

ПРИМЕР: Вы идете по темному переулку поздно ночью. Вы слышите шаги позади себя и начинаете дрожать, ваше сердце бьется быстрее, а дыхание становится глубже. Вы замечаете эти физиологические изменения и интерпретируете их как подготовку вашего тела к пугающей ситуации. Затем вы испытываете страх.

Теория Кэннона-Барда

Теория Кэннона-Барда утверждает, что мы одновременно испытываем физиологическое возбуждение и эмоции, но не уделяем внимания роли мыслей или внешнего поведения.

ПРИМЕР. Вы идете по темному переулку поздно ночью. Вы слышите шаги позади себя и начинаете дрожать, ваше сердце бьется быстрее, а дыхание становится глубже. Одновременно с этими физиологическими изменениями вы также испытываете эмоцию страха.

Теория Шахтера-Зингера

Согласно этой теории, событие сначала вызывает физиологическое возбуждение. Затем вы должны определить причину этого возбуждения, а затем вы сможете испытать и обозначить эмоцию.

ПРИМЕР. Вы идете по темному переулку поздно ночью. Вы слышите шаги позади себя и начинаете дрожать, ваше сердце бьется быстрее, а дыхание становится глубже. Заметив это возбуждение, вы понимаете, что оно происходит от того факта, что вы идете по темному переулку в одиночестве. Такое поведение опасно, и поэтому вы испытываете эмоцию страха.

Теория Лазаря

Теория Лазаря утверждает, что мысль должна предшествовать любой эмоции или физиологическому возбуждению. Другими словами, вы должны сначала подумать о своей ситуации, прежде чем вы сможете испытать эмоцию.

ПРИМЕР. Вы идете по темному переулку поздно ночью. Вы слышите шаги позади себя и думаете, что это может быть грабитель, поэтому вы начинаете дрожать, ваше сердце бьется быстрее, а ваше дыхание становится глубже и в то же время вы испытываете страх.

Теория мимической обратной связи

Согласно теории мимической обратной связи, эмоции — это переживание изменений в наших лицевых мышцах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *