Эмоциональная лабильность человека это: Эмоциональная лабильность в психологии: симптомы и причины

Содержание

Психоэмоциональные нарушения — Школа здоровья — ГБУЗ Городская поликлиника 25 г. Краснодара МЗ КК

Учитывая тот факт, что психоэмоциональные нарушения   большинство   исследователей   считают  доказанными  факторами  риска  ССЗ,  психопрофилактике   и   психотерапии   необходимо уделять  достаточное  внимание.  К  сожалению, сейчас     психодиагностическим,     психопрофилактическим  и  психотерапевтическим  методам в кардиологии не отводится должного места. Это, возможно, связано с недостаточной осведомленностью кардиологов о современных методах психодиагностики,  психокоррекции  и  существующим мнением о нецелесообразности психотерапевтического вмешательства. Стратегии первичной профилактики направлены  на  выявление  и  поддержку  людей,  входящих в группу высокого риска.  Коррекция   психоэмоциональных   факторов предусматривает  формирование  здорового  образа жизни, обучение поведенческим методикам избежания стрессовых ситуаций, саморегуляции, мышечной  и  психической  релаксации.   Следует  использовать  также  психостабилизирующий эффект   физических   упражнений,   санаторнокурортное   лечение,   психофизические   методы и  психофармакотерапию.  При  лечении  депрессивных  состояний  у  пациентов  с  ССЗ  необходимо  отдавать  предпочтение  антидепрессантам нового  поколения,   имеющим   благоприятный кардиологический профиль.

О патологии эмоциональной сферы следует говорить тогда, когда эмоциональные проявления деформиру­ют поведение больного в целом, вызывают серьезную дезадап­тацию.

Гипотимия — стойкое болезненное понижение настроения. Понятию гипотимии соответствуют печаль, тоска, подавлен­ность. В отличие от естественного чувства печали, обуслов­ленного неблагоприятной ситуацией, гипотимия при психичес­ких заболеваниях отличается удивительной стойкостью. Неза­висимо от сиюминутной ситуации больные крайне пессимис­тически оценивают свое нынешнее состояние и имеющиеся перспективы. Важно отметить, что это не только сильное чув­ство тоски, но и неспособность испытывать радость. Поэтому человека в подобном состоянии не может развеселить ни ост­роумный анекдот, ни приятное известие. В зависимости от тяжести заболевания гипотимия может принимать форму от легкой грусти, пессимизма до глубокого физического (виталь­ного) чувства, переживаемого как «душевная боль», «стесне­ние в груди», «камень на сердце». Такое чувство называют витальной (предсердечной) тоской, оно сопровождается ощуще­нием катастрофы, безнадежности, краха.

Гипотимию как проявление сильных эмоций относят к про­дуктивным психопатологическим расстройствам. Данный сим­птом не является специфичным и может наблюдаться при обо­стрении любого психического заболевания, нередко встречается он и при тяжелой соматической патологии (например, при злокачественных опухолях), а также входит в структуру обсес- сивно-фобического, ипохондрического и дисморфоманическо- го синдромов. Однако в первую очередь данный симптом свя­зывают с понятием депрессивного синдрома, для которого ги- оотимия является основным синдромообразующим расстрой­ством.

• Гипертимия — стойкое болезненное повышение настроения. С этим термином связывают яркие положительные эмоции — радость, веселье, восторг. В отличие от ситуационно обус­ловленной радости гипертимия характеризуется стойкостью. На протяжении недель и месяцев больные постоянно сохраняют удивительный оптимизм, ощущение счастья. Они полны энер­гии, во всем проявляют инициативу, заинтересованность. Ни печальные известия, ни преграды на пути реализации замыс­лов не нарушают их общего радостного настроя. Гипертимия — характерное проявление маниакального синдрома. Наиболее ос­трые психозы выражаются особенно сильными экзальтирован­ными чувствами, достигающими степени экстаза. Такое со­стояние может указывать на формирование онейроидного по­мрачения сознания (см. раздел 10.2.3).

Особым вариантом гипертимии является состояние эйфории, которую следует рассматривать не столько как выражение ра­дости и счастья, сколько как благодушно-беспечный аффект. Больные не проявляют инициативы, бездеятельны, склонны к пустым разговорам. Эйфория бывает признаком самых раз­личных экзогенных и соматогенных поражений мозга (инток­сикация, гипоксия, опухоли мозга и обширные распадающи­еся внемозговые новообразования, тяжелые поражения пече­ночной и почечной функции, инфаркт миокарда и др.) и может сопровождаться бредовыми идеями величия (при пара- френном синдроме, у больных с прогрессивным параличом).

Термином мория обозначают дурашливое беспечное лепетание, смех, непродуктивное возбуждение у глубоко слабоумных боль­ных.

Дисфорией называют внезапно возникающие приступы гне­ва, злобы, раздражения, недовольства окружающими и собой. В этом состоянии больные способны на жестокие, агрессив­ные действия, циничные оскорбления, грубый сарказм и из­девательства. Пароксизмальное течение данного расстройства указывает на эпилептиформный характер симптоматики. При эпилепсии дисфория наблюдается либо в качестве самостоя­тельного типа припадков, либо входит в структуру ауры и су­меречного помрачения сознания. Дисфория — одно из прояв­лений психоорганического синдрома (см. раздел 13.3.2). Дис- форические эпизоды нередко также наблюдаются при экспло­зивной (возбудимой) психопатии и у больных алкоголизмом и наркоманиями в период абстиненции.

Тревога — важнейшая эмоция человека, тесно связанная с потребностью в безопасности, выражающаяся чувством надви­гающейся неопределенной угрозы, внутренним волнением. Тревога — стеническая эмоция: сопровождается метанием, не­усидчивостью, беспокойством, напряжением мышц. Как важ­ный сигнал неблагополучия может возникать в инициальном периоде любого психического заболевания. При неврозе навяз­чивых состояний и психастении тревога служит одним из ос­новных проявлений заболевания. В последние годы в качестве самостоятельного расстройства выделяют внезапно возникаю­щие (часто на фоне психотравмирующей ситуации) паничес­кие атаки, проявляющиеся острыми приступами тревоги. Мощное, лишенное всяческих оснований чувство тревоги — один из ранних симптомов начинающегося острого бредового психоза.

При острых бредовых психозах (синдроме острого чувствен­ного бреда) тревога выражена чрезвычайно и нередко дости­гает степени растерянности, при которой сочетается с неуве­ренностью, непониманием ситуации, нарушением восприятия окружающего мира (дереализация и деперсонализация). Боль­ные ищут поддержки и объяснений, взгляд их выражает удив­ление (аффект недоумения). Как и состояние экстаза, подоб­ное расстройство указывает на формирование онейроида.

Амбивалентность — одновременное сосуществование 2 вза­имоисключающих эмоций (любви и ненависти, привязаннос­ти и брезгливости).

Апатия — отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций, равнодушие, безразличие. Больные теряют интерес к близким и друзьям, равнодушны к событиям в мире, без­различны к своему здоровью и внешнему виду. Речь пациен­тов становится скучной и монотонной, они не выказывают никакой заинтересованности беседой, мимика однообразна. Слова окружающих не вызывают у них ни обиды, ни смуще­ния, ни удивления. Они могут утверждать, что испытывают любовь к родителям, но при встрече с близкими остаются безучастны, не задают вопросов и молча съедают принесенную им пищу. Особенно ярко безэмоциональность больных прояв­ляется в ситуации, требующей эмоционального выбора («Ка­кая пища вам нравится больше всего?», «Кого вы любите боль­ше: папу или маму?»). а рзусЫса сЫогока, скорбное бес­чувствие). Главным проявлением этого симптома считается не отсутствие эмоций как таковых, а тягостное чувство собствен­ной погруженности в эгоистические переживания, сознание неспособности думать о ком-либо другом, зачастую сочетаю­щееся с бредом самообвинения. Нередко возникает явление гипэстезии (см. раздел 4.1). Больные жалуются,/что стали «как деревяшка», что у них «не сердце, а пустая консервная банка»; сокрушаются, что не испытывают тревоги за малолет­них детей, не интересуются их успехами в школе. Яркая эмо­ция страдания свидетельствует об остроте состояния, об обра­тимом продуктивном характере расстройств. Апае81Не81а ркусЫса с1о1ого8а — типичное проявление депрессивного син­дрома.

К симптомам нарушения динамики эмоций относят эмоци­ональную лабильность и эмоциональную ригидность.

Эмоциональная лабильность — это чрезвычайная подвиж­ность, неустойчивость, легкость возникновения и перемены эмоций. Пациенты легко переходят от слез к смеху, от сует­ливости к беспечной расслабленности. Эмоциональная лабиль­ность — одна из важных характеристик больных с истеричес­ким неврозом и истерической психопатией. Подобное состоя­ние может также наблюдаться при синдромах помрачения со­знания (делирии, онейроиде).

Одним из вариантов эмоциональной лабильности является слабодушие (эмоциональная слабость). Для данного симптома ха­рактерна не только быстрая перемена в настроении, но и не­способность контролировать внешние проявления эмоций. Это приводит к тому, что каждое (даже малосущественное) собы­тие переживается ярко, часто вызывает слезы, возникающие не только при печальных переживаниях, но выражающие и умиление, восторг. Слабодушие — типичное проявление со­судистых заболеваний мозга (церебрального атеросклероза), но может встретиться и как личностная особенность (сенситив- ность, ранимость).

«Что такое эмоциональная лабильность?» — Яндекс Кью

Спроси психолога

Популярное

Сообщества

ПсихологияЭмоции

Евгения Мацкевич

  ·

744

Ответить1Уточнить

Наталья Пашкова

Психология

13,6 K

Психолог-практик (внутриличностные и межличностные проблемы). Консультирование-Онлайн:…  · 28 окт 2021

Эмоциональная лабильность — легкая изменчивость настроения по незначительным, сиюминутным причинам. Повышение настроения имеет оттенок сентиментальности, умиления, понижение — слезливости, иногда раздражительности. Встречается при астенических состояниях разного генеза, органических поражениях головного мозга.

Психоэмоциональные признаки:

  • вспыльчивость, импульсивность, истеричность;
  • излишняя впечатлительность;
  • необдуманные, неожиданные поступки без прогнозирования результатов;
  • неприятие даже самой безобидной критики в свой адрес;
  • нетерпимость к чужим взглядам и принципам, желание постоянно спорить;
  • болезненная реакция на собственные ошибки, неудачи и провалы;
  • невозможность самоконтроля;
  • плаксивость;
  • громкий, безудержный смех;
  • резкие скачки настроения;
  • спонтанные, неуправляемые реакции;
  • яркие вспышки эмоций в ответ на всё происходящее.

Эмоциональная лабильность может быть особенностью характера, но может иметь и патологические формы.

Наталья Пашкова, для записи на консультирование ссылка в Телеграм

Перейти на t.me/nata_pashkova

Евгения Мацкевич

28 октября 2021

Благодарю за ответ

Комментировать ответ…Комментировать…

Институт Психосоматических Исследований

22

Мы проводим индивидуальные психосоматические исследования и предлагаем образовательные…  · 4 нояб 2021  · ipsy-hs.ru

Отвечает

Савчук Олеся

Эмоциональная лабильность — это повышенная откликаемость, то есть легкость развития выраженной эмоциональной реакции в ответ на слабые и умеренные раздражители.

Поскольку раздражителей много, то эмоциональные состояния быстро сменяются.

Программа по Психосоматологии — научитесь расшифровывать смысл болезни.

Перейти на b17.ru/trainings/psichosomatik

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Изменения эмоций после черепно-мозговой травмы

То, как люди переживают или выражают эмоции, может измениться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Хотя это может беспокоить членов семьи и друзей, многие стратегии могут помочь справиться с этими эмоциональными проблемами после ЧМТ.

Тревога

Тревога распространена среди населения в целом и у людей с ЧМТ средней и тяжелой степени. Тревога может выглядеть по-разному от человека к человеку, но у большинства людей с тревогой есть сильный страх и беспокойство. Некоторые люди также имеют физические признаки беспокойства. Например, у них может быть учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, потливость, дрожь или ощущение бабочек в животе. Они могут чувствовать тревогу, стресс или подавленность, не зная почему. Этот стресс может затруднить восстановление после ЧМТ. Люди с ЧМТ могут испытывать беспокойство в ситуациях, которые не беспокоили их в прошлом. Они могут испытывать тревогу в толпе, когда их торопят или когда они приспосабливаются к внезапным изменениям в планах. Они могут чувствовать себя подавленными в ситуациях, требующих большого внимания, быстрого мышления или одновременной обработки большого количества информации.

Депрессия

Люди с депрессией могут чувствовать себя грустными, раздражительными или бесполезными. Они могут чувствовать усталость большую часть времени и могут испытывать изменения сна или аппетита или трудности с концентрацией внимания. Иногда у людей могут даже возникать мысли о смерти, причинении себе вреда или самоубийстве. Люди с такими чувствами часто отстраняются от других и теряют интерес или получают меньше удовольствия от занятий, которыми они раньше наслаждались. Многие признаки депрессии, такие как усталость и разочарование, также являются признаками ЧМТ. Однако человек с ЧМТ может испытывать эти симптомы, но не быть в депрессии. Печаль и горе часто возникают после черепно-мозговой травмы. Некоторые люди испытывают депрессию сразу после ЧМТ, но эти чувства могут появиться и на более поздних стадиях выздоровления. Симптомы тревоги могут появиться перед депрессией. Если эти чувства становятся непреодолимыми или мешают выздоровлению, у человека с ЧМТ может быть депрессия.

Что вызывает эмоциональные изменения после ЧМТ?

  • Эмоциональные изменения могут возникнуть, если ЧМТ затрагивает области мозга, контролирующие эмоции. Изменения в этих областях мозга и в химических веществах, которые помогают мозгу работать, могут повлиять на то, как человек с ЧМТ переживает или выражает эмоции.
  • Людям с ЧМТ может быть трудно справиться с травмой. Возможно, им придется приспособиться к потере независимости или к изменению своей роли в семье и обществе. Эти изменения могут привести к разочарованию и неудовлетворенности своей жизнью.
  • У людей с ЧМТ также могут быть изменения в их мыслительных способностях, таких как память, внимание, скорость мышления и рассуждения. Эти изменения могут вызвать у них чувство подавленности, если они не могут что-то вспомнить или не успевают за тем, что делают или говорят другие. Они могут реагировать эмоционально, с грустью, беспокойством или гневом.
  • Употребление алкоголя или других наркотиков может привести к эмоциональным изменениям, а эмоциональный стресс также может привести к употреблению алкоголя и наркотиков.
  • Люди, у которых были проблемы с депрессией или тревогой до ЧМТ, могут обнаружить, что эти проблемы усугубились после ЧМТ. Они могут чувствовать себя изолированными, подавленными или непонятыми, что также может влиять на эмоции.

Как справиться с эмоциональными переживаниями после ЧМТ

  • Помните, что эмоциональный стресс не является признаком слабости и в этом нет ничьей вины. Человек не может справиться со своими страданиями, желая избавиться от них или «закаляясь».
  • Медицина и консультирование или психотерапия могут помочь при эмоциональном стрессе после ЧМТ. Иногда комбинация обоих работает лучше всего.
    • Если вы решите принимать лекарства, вам следует тесно сотрудничать с врачом или поставщиком медицинских услуг, которые прописали вам лекарства. Обязательно посещайте все последующие визиты по поводу вашего лекарства.
    • Если вы выберете консультацию или психотерапию, сообщите своему терапевту о ЧМТ. Попросите их помочь вам записать важные идеи, чтобы вы могли повторить их дома. Сообщите своему терапевту, если вам нужно что-то повторить, чтобы лучше понять.
  • Стресс и стрессовые ситуации могут вызывать эмоциональные расстройства. Люди с ЧМТ могут предпринять шаги, чтобы уменьшить стресс. Например, они могут использовать методы релаксации, такие как глубокое дыхание или расслабление мышц, планировать перерывы и практиковать осознанность.
  • Ежедневный график структурированных занятий и упражнений может помочь уменьшить дистресс. Мероприятия могут включать в себя упражнения, головоломки или игры.
  • Лучше начать лечение как можно раньше, чтобы избежать ненужных страданий. Не жди.
  • Если у вас (или члена вашей семьи) есть мысли о самоубийстве, обратитесь за помощью. Вы можете позвонить на местную экстренную линию, 911 или в Национальную линию спасения от самоубийств по телефону 1-800-273-TALK (8255), или обратиться в местное отделение неотложной помощи.

Члены семьи могут помочь, изменив свою реакцию на эмоциональный стресс после ЧМТ:

  • Помните, что беспокойство, депрессия, раздражительность и другие эмоциональные изменения после ЧМТ могут быть вызваны черепно-мозговой травмой. Постарайтесь не принимать это на свой счет. Также помните, что в изменениях эмоций нет ничьей вины, и постарайтесь не винить человека с ЧМТ.
  • Сохраняйте спокойствие и постарайтесь не реагировать эмоционально и не спорить с человеком с ЧМТ. Если вы рассержены или обижены, сделайте перерыв, прежде чем говорить с ним.
  • Когда они проявляют гнев, не поддавайтесь их требованиям, чтобы попытаться их успокоить. На самом деле это может иметь противоположный эффект, вознаграждая их за бесполезное выражение эмоций. Не поддавайтесь желанию уступить необоснованным требованиям. Вместо этого объясните, что вы поговорите с ними, когда они будут спокойны. Уйдите и сделайте перерыв, пока они не успокоятся.
  • Мягко и поддерживающе дайте обратную связь после того, как человек успокоится.
  • Дайте человеку с ЧМТ возможность сделать перерыв, чтобы обработать свои эмоции. Поощряйте их использовать глубокое дыхание или слушать музыку, чтобы расслабиться. Предложите тихое место вдали от источника стресса, чтобы успокоиться и восстановить контроль. Затем перенаправьте их внимание на другую тему или занятие.
  • Дайте человеку с ЧМТ время, чтобы обрести структурированную независимость и больше контроля над своей жизнью.
  • Скажите им, что вы понимаете их эмоции и хотите понять их чувства, и дайте человеку с ЧМТ возможность рассказать о своих чувствах. Людям с ЧМТ часто трудно назвать свои эмоции, и им может быть трудно распознавать эмоции других. Это означает, что они могут не понимать, что кажутся злыми или причиняют другим неудобства. Вы можете помочь им определить свои эмоции и рассказать им, что вы чувствуете.
  • Ищите поддержку. Семья может получить социальную и профессиональную поддержку. Консультирование может помочь облегчить беспокойство семьи и помочь им лучше справляться с каждым днем.

Поддержка коллег и другие ресурсы

Помните, что не вся помощь исходит от профессионалов! Вы и ваша семья можете воспользоваться следующими услугами:

  • Группы поддержки: Некоторые группы поддержки предназначены для человека с ЧМТ, другие — для членов семьи, а некоторые открыты для всех, кто пострадал от ЧМТ. Информацию о группах поддержки можно найти, среди прочего, в организациях, получивших травму, в реабилитационных центрах и в социальных сетях.
  • Наставничество сверстников: Сверстник — это человек, который в настоящее время живет с ЧМТ.
    Коллега может предложить поддержку и совет тем, кто плохо знаком с ЧМТ и сталкивается с похожими проблемами.
  • Brain Injury Associati on (http://www.biausa.org): обратитесь в местное отделение за ресурсами, включая обучение и ресурсы для лиц, осуществляющих уход, и членов семьи.
  • Найдите кого-нибудь, с кем можно поговорить. Обратитесь к другу, члену семьи, священнику или кому-то еще, кто умеет слушать.

Рекомендуемая литература

  • Senelick, RC (2013). Жизнь с черепно-мозговой травмой: руководство для пациентов и их семей (3-е изд.). Хелсаут Пресс.
  • Ассоциация травм головного мозга штата Нью-Йорк. (2004). Как заставить жизнь работать после травмы головы: семейное руководство по жизни дома . https://bianys.org/wp-content/uploads/2015/05/Making_Life_Work-after-TBI.pdf
  • Кэссиди, Дж. В. (2009). Mindstorms: Полное руководство для семей, живущих с черепно-мозговой травмой
    . Книги Де Капо на всю жизнь.
  • Fann, J., & Hart, T. в сотрудничестве с Центром перевода знаний Model Systems (2010) Депрессия после черепно-мозговой травмы . https://msktc.org/sites/default/files/lib/docs/Factsheets/TBI_Depression_and_TBI.pdf
  • Нейман Д., Майлз С. Р., Сандер А. и Гринвальд Б. в сотрудничестве с Центром перевода знаний о модельных системах (2021 г.). Раздражительность, гнев и агрессия после ЧМТ . https://msktc.org/sites/default/files/MSKTC-IrrAftTBI-Factsheet-508.pdf

Авторство

Изменения в Эмоциях после черепно-мозговой травмы был разработан Амандой Звиллинг, доктором философии, Энджел Сандер, доктором философии, и Робин Хэнкс, доктором философии, в сотрудничестве с Центром перевода знаний Model Systems. Это было обновление информационного бюллетеня под названием «Эмоциональные проблемы после ЧМТ», разработанного Тессой Харт, доктором философии, и Китом Цицероне, доктором философии, в сотрудничестве с Центром перевода знаний модельных систем.

Источник: Содержание данного информационного бюллетеня основано на исследованиях и/или консенсусе специалистов. Этот контент был рассмотрен и одобрен экспертами из Системы моделей черепно-мозговых травм (TBIMS), финансируемой Национальным институтом исследований в области инвалидности, независимой жизни и реабилитации (NIDILRR), а также экспертами из Реабилитационных центров политравмы (PRC). финансируется Министерством по делам ветеранов США.

Заявление об отказе от ответственности: Эта информация не заменяет консультацию медицинского работника. Вам следует проконсультироваться со своим лечащим врачом относительно конкретных медицинских проблем или лечения. Содержание этого информационного бюллетеня было разработано в рамках грантов Национального института исследований в области инвалидности, независимой жизни и реабилитации (номера грантов NIDILRR 90DP0082 и 90DPKT0009) и Исследовательского института результатов, ориентированных на пациента (номер гранта PCORI CER-1511-33005). NIDILRR — это центр Управления общественной жизни (ACL) Министерства здравоохранения и социальных служб США (HHS). Содержание этого информационного бюллетеня не обязательно отражает политику NIDILRR, PCORI, ACL или HHS, и вы не должны полагаться на одобрение федерального правительства.

Рекомендуемая ссылка : Цвиллинг, А., Сандер, А., и Хэнкс, Р. (2022). Изменения эмоций после черепно-мозговой травмы . Центр перевода знаний о модельных системах (MSKTC). https://msktc.org/tbi/factsheets/emotional-problems-after-traumatic-brain-injury

Copyright © 2022 Центр перевода знаний Model Systems (MSKTC). Может воспроизводиться и распространяться свободно с указанием авторства. Для включения в платные материалы необходимо получить предварительное разрешение.

Эмоциональная определение лечения, причины и лечения

Содержание

  • Эмоциональная лабильность
    • Эмоциональная лабилизация вызывает
    • Эмоциональная лечение лабилера
      • СОКЛЮЧИВАНИЕ с эмоциональной лабильностью
        • . Разрыв
        • Игг.
        • Предоставление информации и обучение
        • Планирование наперед
        • Использование когнитивных методов
        • Консультирование и поддержка

Эмоциональная лабильность – это быстрые, часто преувеличенные изменения настроения, сопровождающиеся сильными эмоциями или чувствами (неконтролируемый смех или плач, повышенная раздражительность или вспыльчивость). Эмоциональная лабильность — это особый эмоциональный процесс, характеризующийся частыми, чрезмерно быстрыми и интенсивными изменениями эмоций, приводящими к неспособности поддерживать постоянное эмоциональное состояние с течением времени 1 . Эти очень сильные эмоции иногда выражаются сильнее, чем эмоции человека. Когда человек эмоционально лабилен, эмоции могут быть непропорциональны ситуации или среде, в которой находится человек. Например, человек может плакать, даже если он не несчастлив — он может плакать просто в ответ на сильные эмоции или чувства, или это может произойти «на ровном месте» без предупреждения. Человек может мало контролировать выражение этих сильных эмоций, и они могут быть не связаны с каким-либо конкретным событием или человеком.

Эмоциональная лабильность наблюдается или сообщается при различных состояниях, включая пограничное расстройство личности 2 , истерическое расстройство личности 3 , гипоманиакальные или маниакальные эпизоды биполярного расстройства 4 и неврологические расстройства или травмы головного мозга (где это называется псевдобульбарным аффектом) , например, после инсульта 5 . Иногда обнаруживается, что эмоциональная лабильность является предвестником или ранним предупреждением об определенных формах заболеваний щитовидной железы. Эмоциональная лабильность также возникает в результате интоксикации некоторыми веществами, такими как алкоголь и бензодиазепины 6 . Эмоциональная лабильность также может быть сопутствующим признаком СДВГ 7 .

Дети с высокой степенью эмоциональной лабильности обычно имеют низкую толерантность к фрустрации и частые приступы плача или истерики  8 . В дошкольном возрасте СДВГ с эмоциональной лабильностью ассоциируется с усилением нарушений и может быть признаком проблем интернализации или множественных сопутствующих расстройств 9 . Дети, которым пренебрегают, чаще испытывают эмоциональную дисрегуляцию, в том числе эмоциональную лабильность 10 .

Потенциальными триггерами эмоциональной лабильности могут быть: чрезмерная усталость, стресс или тревога, чрезмерная стимуляция чувств (слишком много шума, нахождение в большом скоплении людей и т. д.), нахождение рядом с другими людьми, проявляющими сильные эмоции, очень грустные или забавные ситуации (например, шутки, фильмы, определенные рассказы или книги), смерть близкого человека или другие ситуации, вызывающие стресс или сильные эмоции.

Причины эмоциональной лабильности

Эмоциональная лабильность наблюдается или сообщается при различных состояниях, включая пограничное расстройство личности 2 , истерическое расстройство личности 3 , гипоманиакальные или маниакальные эпизоды биполярного расстройства 4 и неврологические расстройства или травмы головного мозга (где это называется псевдобульбарным аффектом), например, после инсульта 5 . Иногда обнаруживается, что эмоциональная лабильность является предвестником или ранним предупреждением об определенных формах заболеваний щитовидной железы. Эмоциональная лабильность также возникает в результате интоксикации некоторыми веществами, такими как алкоголь и бензодиазепины 6 . Эмоциональная лабильность также может быть сопутствующим признаком СДВГ 9.0171 7 .

При черепно-мозговой травме эмоциональная лабильность возникает из-за повреждения частей мозга, которые контролируют:

  • Осознание эмоций (своих и чужих)
  • Способность контролировать то, как эмоции выражаются, т. е. способность подавлять или останавливать выход эмоций
  • Более сильные эмоциональные реакции

После черепно-мозговой травмы человек может также потерять эмоциональное понимание и чувствительность к своим эмоциям и эмоциям других людей, и, следовательно, его способность контролировать свое эмоциональное поведение также может быть снижена. Они могут остро реагировать на людей или события вокруг них, разговоры на определенные темы, грустные или забавные фильмы или истории. Более слабый эмоциональный контроль и более низкая устойчивость к фрустрации, особенно при усталости и стрессе, также могут привести к более резким изменениям эмоциональных реакций.

Человек может выражать свои эмоции в ситуациях, в которых раньше их можно было сдерживать или контролировать (в тихих ситуациях, в церкви, на концерте, в библиотеке).
Такое поведение может сбивать с толку, смущать и быть трудным для понимания как для человека с черепно-мозговой травмой, так и для других.

Лечение эмоциональной лабильности

Лечение эмоциональной лабильности включает лечение основной причины.

Преодоление эмоциональной лабильности

Узнайте о триггерах эмоциональной лабильности и старайтесь избегать их, когда можете. Триггеры могут включать:

  • чрезмерную усталость или усталость
  • стресс, беспокойство или тревогу
  • сильное возбуждение (слишком требовательный, слишком шумный, слишком много людей) – слишком большое давление
  • сильные эмоции или требования со стороны других
  • очень грустные или забавные ситуации (например, шутки, фильмы, определенные рассказы или книги)
  • обсуждение определенных тем, например. вождение, потеря работы, отношений, смерть члена семьи
  • при разговоре по телефону или перед группой или когда человек чувствует давление
Сделать перерыв

Сделать небольшой перерыв в ситуации, чтобы человек мог восстановить контроль над эмоциями и дать возможность эмоции, чтобы успокоиться.

Иногда перерыва в несколько минут или более продолжительного периода достаточно, чтобы восстановить контроль над эмоциями – короткая прогулка, другое занятие могут помочь справиться с этими сильными эмоциями.

Игнорировать поведение

Постарайтесь максимально игнорировать эмоциональную лабильность. Постарайтесь, чтобы другие тоже проигнорировали это и продолжили разговор или задание. Сосредоточение внимания на эмоциональной лабильности или уделение человеку слишком большого внимания, когда это происходит, может усилить и усугубить проблему. Важно, чтобы другие люди тоже не смеялись, так как это также усилит и усилит поведение.

Изменение темы или задачи

Изменение темы или действия (перенаправление и отвлечение) может уменьшить стимуляцию или стресс (особенно если тема была триггером). Постарайтесь отвлечь или отвлечь внимание человека, вовлекая его в другую деятельность или задачу.

Предоставление информации и обучение

Неконтролируемый плач или смех может расстраивать, пугать или сбивать с толку других людей, если они не понимают.

  • Поощряйте человека давать простые объяснения или информацию другим людям о своей лабильности, например: «Я много плачу после того, как перенес инсульт… не беспокойтесь об этом» или «Иногда, когда я нервничаю, я получаю хихикает».
  • Дайте людям то, что они могут сделать, например: «Просто игнорируйте меня, и это прекратится».
Планируйте заранее

При тяжелой эмоциональной лабильности лучше проводить короткие и веселые занятия один на один в спокойной обстановке.

  • Старайтесь не подвергать человека стрессовым ситуациям или условиям, например, шумные, занятые, с высоким уровнем активности или слишком требовательные.
  • Планируйте деятельность, которая находится в пределах возможностей человека.
  • Планируйте более сложные мероприятия или встречи после отдыха или когда у человека больше всего энергии.
  • Планируйте отдых между занятиями.
Использование когнитивных методов

Некоторые простые когнитивные стратегии также могут помочь справиться с эмоциональной лабильностью:

  • Расслабление и дыхательные упражнения для снижения напряжения и стресса
  • Занятие спортом (прогулка), прохладительные напитки
  • Когнитивные и поведенческие стратегии, такие как остановка мыслей, можно обсудить с психологом.
Консультации и поддержка

Если есть другие проблемы с эмоциональной адаптацией и преодолением трудностей, может оказаться полезным направление к консультанту, например к психологу, социальному работнику или психиатру. Семьям (родителям, братьям и сестрам, детям), друзьям или опекунам также может быть полезна поддержка и забота, которые помогут им понять эти изменения и справиться с ними.

Ссылки

  1. Либерри К. Д., Валериус Д.М., Розен П.Дж., Фоглеман Н.Д. (2017) Эмоциональная лабильность. В: Зейглер-Хилл В., Шакелфорд Т. (ред.) Энциклопедия личности и индивидуальных различий. Спрингер, Чам. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8
  2. Париж, Джоэл (1993). Пограничное расстройство личности: этиология и лечение. Американский психиатрический паб. п. 106. ISBN 978-0-88048-408-4
  3. Кернберг, Отто Ф. (27 сентября 1995 г.). Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. Издательство Йельского университета. п. 58. ISBN 978-0-300-06508-4
  4. Фортинаш, Кэтрин М.; Уоррет, Патрисия А. Холодей (13 июня 2014 г.). Психиатрический уход за психическим здоровьем. Эльзевир Науки о здоровье. п. 230. ISBN 978-0-323-29327-3
  5. Ким, Чон С. (30 сентября 2016 г.). «Постинсультное настроение и эмоциональные расстройства: фармакологическая терапия, основанная на механизмах». Журнал инсульта. Корейское общество инсульта. 18 (3): 244–255. doi:10.5853/jos.2016.01144
  6. Старк, Маргарет М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *