Франкл психология экзистенциальная психология: Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. 4.1(Летуновский В.В.)

Содержание

Экзистенциальная психология. Чудеса логотерапии

Конечно, не стоит обольщаться, что мы стали ближе к ответу на вечный вопрос, в чем смысл жизни. Виктор Франкл, основатель терапии, сравнивает этот вопрос с вопросом к чемпиону мира по шахматам: «Скажите, учитель, какой ход самый лучший в мире?» И сразу отвечает, что для каждого существует неповторимый смысл, который он взращивает в своей душе. Что каждая жизненная миссия и пути ее осуществления уникальны. Любая проблемная ситуация бросает вызов человеку, и, принимая решение, он должен принимать и ответственность за свою жизнь. Другими словами, осознать ее, обнаружить смыслы, на которые он опирается. В этой ответственности логотерапия усматривает суть человеческого существования.  Подробно о Франкле и его непростой судьбе читайте тут.

Согласно терапии, искать подлинный смысл жизни стоит в окружающем мире, а не в самом человеке или его психике. Человеческое существование рассматривается как самотрансцендирование, выход за пределы самого себя, а не как самореализация. Франкл соглашается с Карлом Ясперсом, сказавшим: «Что представляет собой человек, каким он становится, зависит в конечном итоге от дела, которое он сделал своим собственным». Он отрицает возможность развития личности, стремящейся лишь к развитию. И говорит о том, что совершенствование возможно только путем посвящения себя делу, что важнее и величественнее человека.

Жан-Поль Сартр говорил, что человек сам создает собственные ценности, Франкл же считает, что смыслы не изобретаются, а раскрываются человеком. Они скорее притягивают его, нежели движут им. Привлекательность же ценностей подразумевает, что у человека всегда остается свобода выбора: он волен как принять, так и не принять это в свое духовное измерение.

Однако бессмысленно сталкивать человека с ценностями, которые выглядят просто как форма самовыражения. Хуже всего, что это может заставить человека не видеть в ценностях «ничего, кроме защитных механизмов, реактивных образований или рационализаций своих инстинктивных влечений», — как определили двое выдающихся психоаналитически ориентированных исследователя в этой области. Моя собственная реакция на это теоретизирование заключается в том, что я не захотел бы жить ради своих «защитных механизмов» и тем более умереть за свои «реактивные образования».

Болезнь нашего времени

У каждой эпохи свои проблемы и неврозы. Логотерапия изобрела термин «ноогенный невроз», «ноос» по-гречески — ум как носитель смыслов. Корни таких неврозов лежат в духовной сфере. Стоит отметить, что терапия не рассматривает духовность как религиозность. Духовность тут — обязательная мера человеческой жизни.

В ХХ веке люди массово начали ощущать внутреннюю пустоту. Явление называется экзистенциальным вакуумом. Франкл считает его последствием потери инстинктов и традиций, ранее обеспечивающих безопасность и жизненную ориентацию. Человеку стало нечем руководствоваться в решениях. И для становления настоящим человеческим существом ему было необходимо стать сознательным.

Обычно экзистенциальный вакуум проявляется в апатии или скуке. Сегодня скука доставляет больше проблем, чем сексуальная неудовлетворенность. Возник даже такой вид депрессии, как «воскресный невроз». Им страдают люди, которые освободившись от будничных забот, осознают свою внутреннюю пустоту. Франкл утверждает, что в этом причина многих самоубийств, юношеской преступности, алкоголизма и психологических кризисов пожилых людей. Другим неврозом современности считается экзистенциальная фрустрация, то есть фрустрированное стремление к смыслу жизни.

Возникает вопрос, а не слишком ли тяжел путь поиска? Ведь он скорее лишит, чем принесет внутреннее равновесие. Логотерапия считает такое напряжение необходимым условием психического здоровья. Оно неизбежно возникает, когда человек задумывается, кто он есть и кем желает стать. Так рождается воля к смыслу.

Три пути смысла

Логотерапия предлагает жизненную максиму: «Живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас!» Она помогает пациенту понять конечность жизни и постоянную ответственность за то, кем он станет. А перед кем отвечать, перед совестью, обществом или Богом, каждый решает сам.

Однажды американский доктор спросил у меня, чем логотерапия отличается от психоанализа. Я предложил ему сперва сказать, в чем он видит сущность психоанализа. Когда он ответил: «Во время психоанализа пациент должен лежать на кушетке и рассказывать вещи, о которых иногда отказываются говорить», — я шутливо сказал: «А в логотерапии пациент может оставаться прямосидящим, но должен выслушивать вещи, которые иногда отказывается воспринимать».

Терапия говорит о трех путях поиска смысла: через деятельность и творчество, через переживание ценностей, через страдание. Второе — это переживание природы, культуры или любви. Любовь не рассматривается как вид полового влечения, тут секс — способ единения с возлюбленным. Только полюбив, можно понять другого во всей глубине его существа и тем самым найти свой смысл жизни и обрести свободу.

В страдании усматривается глубочайший жизненный смысл. Один из принципов логотерапии гласит, что человек готов страдать, если страдание имеет смысл. Самое важное — отношение к страданию.

У человека нет ни нравственного влечения, ни религиозной потребности, о которых говорят в контексте обусловленности человеческого поведения инстинктами. Человека не «влечет» к нравственному поведению; в каждом случае он решает совершить нравственный поступок. И он совершает его ради дела, которому он себя посвятил, ради любимого человека или ради своего Бога. Если же он демонстрирует нравственное поведение ради «спокойной совести», то становится фарисеем и перестает быть нравственной личностью в полном смысле слова.

Сила смеха

Из всех живых существ только человек может смеяться, более того — над самим собой. В логотерапии чувством юмора лечат. Случай из практики: один бухгалтер страдал от судорог при письме, которые стали столь сильными, что он боялся потерять работу. Врачи не могли ему помочь, он впал в ужасное отчаяние. Логотерапевт порекомендовал ему не стараться писать аккуратно, а, наоборот, писать самые безобразные каракули. И говорить: «Сейчас я покажу людям, какой я хороший писарь!» Когда он в следующий раз попытался писать каракулями, то не смог. За 48 часов судороги прошли.

Это метод парадоксальной интенции. Юмор — уникальное средство отстранения. Смех над проблемой помогает изменить отношение к ней. Обычно человек, страдающий фобией, старается избегать страшных ситуаций. Человек с синдромом навязчивых состояний пытается подавить пугающие мысли. Но это ведет лишь к усилению симптомов. Если человек будет стараться не избегать, а усиливать такие состояния, то невроз может просто исчезнуть.

Парадоксальная интенция иногда помогает при тяжелых неврозах. Женщина 24 года боялась высоты, подниматься на лифте, переходить мосты, падать в обморок, выходить из дома. Она боялась открытых пространств, одиночества и стать парализованной. Ее лечили электрошоком, клали в палату для буйных, лечили амфетаминами и барбитуратами, собирались делать лоботомию. Ничего не работало.

Логотерапевт начал шаг за шагом устранять страхи пациентки. Ей советовали стараться падать в обморок, паниковать и становиться парализованной.

Однажды мы вместе с ней пошли к лифту, чтобы подняться на пятый этаж. В лифте пациентке нужно было изо всех сил стараться упасть в обморок и показать мне, «как она умеет паниковать и становиться парализованной». Во время подъема я дал ей команду упасть в обморок — она рассмеялась и сказала: «Я так стараюсь, но ничего не выходит. Я не знаю, что со мной происходит, но я не могу больше бояться. Хотя я очень стараюсь испугаться.

Женщина использовала методику 5 месяцев и смогла освободиться от всех симптомов. Важно, что терапевту не понадобилось искать истоки страхов и копаться в прошлом, как принято в психотерапии.

Также существует метод дерефлексии. Когда не достаточно сделать смешным то, что тревожит, нужно перенаправить внимание на внешние цели. Например, при бессоннице усиленное стремление заснуть сопровождается усиленным вниманием к тому, удается это сделать или нет. Отвлечься от страха ожидания поможет концентрация на важных вещах. Это все те же личные смыслы жизни, способные вдохновить, принести легкость и силы для борьбы с проблемой.

Неизбежность смерти

То, что мы все когда-нибудь умрем, никак не лишает нашу жизнь смысла. Осознание того, что мы исчезнем в потоке времени, должно, скорее, стимулировать чувство ответственности за настоящее. А дыхание смерти даже может усилить волшебные ароматы жизни. Каждый момент человек должен выбирать между добром и злом и, обращаясь к бессмертным ценностям, возводить памятник своего существования.

Логотерапия считает, что человек, ответственно и полно проживший свою жизнь, не должен сожалеть о том, что она уходит. Если в жизни была любовь, страдания, радости и преодоленные трудности, то не будет никаких причин завидовать молодым. Если человек осознает, что ничего не упустил, то конечность жизни перестает пугать его. Даже если жизнь была не идеальной, она была настоящей, а это и есть самая большая драгоценность.

Экзистенциальный подход Виктора Франкла — презентация онлайн

1. Экзистенциальный подход Виктора Франкла

Подготовила студентка 771М группы
Мишуткина Анна Романовна
Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба
зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к
смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо
приводят к третьей.
Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это проблема
жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения
и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполняют
динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие
его личности.
Ви́ктор Эми́ль Франкл ( 26 марта 1905-2 сентября 1997) —
австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского
концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии — метода
экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской
школы психотерапии.

4. Возникновение вопроса о смысле — фазы кризисов смысла.

В пубертате защищенность и обозримость детского жизненного
пространства сменяется пробуждающимися новыми силами и задачами.
Здесь доминирует вопрос о смысле в связи с «еще-не-мочь», с
сомнениями «дорос ли я до этого», нахождением собственного
пространства для жизни и деятельности.
В середине жизни, а иногда лишь в возрасте пятидесяти лет, люди
подводят промежуточный итог. Если при этом присутствуют чувства:
продолжая вести такой же образ жизни, я не приду к настоящему
исполнению; не может быть, что «это все, что было в моей жизни»; в этой
жизни еще не прожито самое важное, самое ценное, — то возникает
самый настоящий кризис среднего возраста.

5. Возникновение вопроса о смысле — фазы кризисов смысла.

Когда человек заканчивает трудовую деятельность, которая для многих
людей представляет собой одну из самых больших и важных частей
жизни, то может начаться сложное время перемен и перестройки,
сопровождающееся утратой несущих жизнь ценностей. Эта пустота
больше не является отпуском, который ограничен во времени, она
подобно пустыне простирается до горизонта окончания жизни.
При приближении смерти (неизлечимая болезнь или просто с
наступлением старости) человек обозревает свою жизнь и задает себе
вопрос: «Для чего я, собственно говоря, жил? Была ли для чего-то хороша
моя жизнь? — Могу ли я вот так спокойно уйти?»

6. Три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной

путём того, что человек может дать жизни, — творческую деятельность
(ценности творчества) в первую очередь труд
путём того, что человек включается в переживание ценностей, которые
находит в мире (ценности переживания) в частности, любовь
посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и
обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности
отношения)

7. Проблемы смысла, связанные с нарушениями основных условий экзистенции

При рассмотрении проблемы утраты смысла редко упоминается, хотя и является
чрезвычайно важным для практики, переживание бессилия по отношению к
судьбе, природе, государству, начальству и т. д.
Нередко в качестве причин возникновения проблемы смысла упоминаются
проблемы, связанные с утратой ценности и отношений. К этой категории
относятся проблемы в отношении смысла, возникающие из-за уплощения
эмоциональности, что сегодня встречается все чаще.
В наше время чувство бессмысленности может также появляться и в связи
с расстройствами формирования Я и самости или формирования
самоценности
В соответствии с четвертым условием экзистенции проблемы смысла
часто возникают из-за отсутствующей открытости к «запросам внешнего
мира» как базовой феноменологической установки, которая описана в
экзистенциальном повороте

8. Смысл: соединение источника и цели

В вопросе о смысле мы обнаруживаем два измерения, одно из которых
направлено назад, а другое — вперед.Эта биполярность придает вопросу о
смысле специфическое напряжение, иногда также и беспокойство,
поскольку предполагает разнонаправленное рассмотрение, придающее
вопросу кажущееся противоречие
Он заключен в пространстве между началом и окончанием (завершением),
между исходной точкой и целью. Жизнь со смыслом находится «в пути», и
она еще не «прибыла в пункт конечного назначения».
Вопрос «почему?» — это вопрос о причине, об изначальном, о почве, на
которой покоится наше бытие и которая удерживает нас в жизни. Поэтому
вопрос о смысле всегда подразумевает также и «основной вопрос».
Спрашивать о смысле — значит искать «основное», изначальное.
Так же как и вопрос «почему?», вопрос «зачем?» содержит аспект смысла.
В вопросе «зачем?» речь идет о цели и, таким образом, о будущем. К чему
мы придем, если будем так действовать, так жить, делать это, а другое не
делать? Куда нас приведет этот путь? Может быть, другой был бы лучше?
Куда ведет жизнь в этом мире вообще?

10. Обхождение с вопросом о смысле

1. Можно остаться в позиции задающего вопрос и требовать ответа. Тогда
человек задает вопрос о смысле жизни или о смысле болезни и ждет
ответа или ищет его у кого-нибудь другого: «Скажи мне, в чем смысл
моей жизни? — Почему я заболел?» Будучи включенным во что-то, человек
обнаруживает себя затронутым и ищет проясняющего понимания.
2. Можно занять по отношению к теме смысла более активную позицию и
самому принимать в ней участие. Тогда мы кардинально повернем вопрос
о смысле и тем самым осуществим экзистенциальный поворот: «Что
требует эта ситуация, это обcтоятельство от меня? Какой вклад я могу
внести в это или что я могу сделать, чтобы, может быть, все-таки из этого
получилось что-то хорошее, получилось благодаря мне?»
По мнению В. Франкла, главное стремление человека — найти или понять
смысл своего существования. Если это сделать не удается, то человек
ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум (пустоту,
бессмысленность существования).
Обретение смысла существования доступно каждому нормальному
человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера,
окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений.
Научить этому нельзя, так как смысл существования всегда индивидуален
и каждый человек должен сам его найти или понять и не уходить от
ответственности за осмысление своей жизни перед собой и перед другими
в любых жизненных обстоятельствах.
Человек может найти смысл своего существования только выйдя за
пределы своего личного Я, переключая внимание с внутренних
переживаний собственной персоны на реальную действительность
Смысл не является параметром состояния, присущего ситуации или
событию
Смысл представляет собой динамическую концепцию, которая подобно
вектору или стрелке указывает на развитие и становление
Спасибо за внимание !

Психиатр-экзистенциалист, выживший в Освенциме Виктор Франкл объясняет, как найти смысл жизни, независимо от того, с какими проблемами вы сталкиваетесь

Свобода воли часто кажется не более чем жестокой иллюзией. Мы не можем выбирать время, место и обстоятельства нашего рождения, и при этом мы не имеем большого контроля над состоянием наших штатов, регионов или наций. Даже те немногие, кто может создать условия, обеспечивающие им постоянную безопасность и комфорт, неизбежно оказываются во власти того, что буддисты называют «божественными вестниками» болезней, старения и смерти. Биология может и не быть судьбой, но это сила более мощная, чем многие из наших лучших намерений. И хотя большинство из нас на Западе имеют привилегию жить вдали от зон боевых действий, миллионы людей во всем мире сталкиваются с крайностями, которые мы можем только представить, и от которых мы никоим образом не застрахованы.

Среди всех психиатров, философов и религиозных деятелей, которые боролись с этими универсальными истинами о человеческом состоянии, возможно, никто не подвергался такому испытанию, как невролог и психотерапевт Виктор Франкл, который пережил Освенцим, но потерял свою мать, отца, брата и первую жену в лагеря.

Находясь в заключении, он столкнулся с тем, что он назвал «неустанной борьбой за хлеб насущный и за саму жизнь». После освобождения его лагеря в 1945 году Франкл опубликовал необычную книгу о своем опыте: «Человек в поисках смысла» , «странно обнадеживающая книга», — пишет Мэтью Скалли в First Things , «до сих пор занимает важное место на полках самопомощи», хотя это «неизбежно книга о смерти». Книга выдержала десятки изданий на десятках языков и занимает 9-е место в списке самых влиятельных книг.

Тезис Франкла перекликается с тезисами многих мудрецов, от буддистов до стоиков и его современников-экзистенциалистов 20-го века: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свою позицию в любом данном наборе обстоятельств, выбирать свой путь». Он не только обрел надежду и смысл посреди ужасных страданий, но и после своей невообразимой утраты «женился повторно, написал еще двадцать пять книг, основал школу психотерапии, построил в Вене институт, носящий его имя», и вообще прожил долгую, счастливую жизнь. Как? Интервью выше даст вам некоторое представление. Франкл утверждает, что у нас всегда есть некоторая свобода выбора, «несмотря на худшие условия», и поэтому всегда есть способность искать смысл. «Люди свободны, — говорит Франкл, — независимо от уровня их угнетения, и несут ответственность за то, чтобы «сделать из себя кого-то или что-то».

Основным достижением Франкла как психотерапевта было создание школы «логотерапии», преемницы фрейдовского психоанализа и индивидуальной психологии Адлера. Опираясь на экзистенциалистскую философию (книга Франкла была опубликована в Германии под альтернативным названием «От концлагеря к экзистенциализму ») — но отказываясь от одержимости абсурдом — его подход, как пишет его институт, «основан на трех философских и психологических концепциях. … Свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни».

Вы можете услышать, как Франкл воплощает эти принципы в свою философию, в увлекательном интервью, а также в коротком отрывке из более ранней лекции, в котором он ругает грубую и в конечном счете неудовлетворительную форму создания смысла: стремление к богатство. Франкл с юмором отмечает, что даже мы, американцы-материалисты, известные своей жадностью, в подавляющем большинстве отвечаем на опросы, говоря, что наше самое большое желание — найти смысл и цель в жизни. Как никакой другой светский голос, Франкл был уверен, что мы можем сделать это, несмотря на кажущийся хаос жизни, благодаря — как он объясняет выше — своего рода идеализму, который приближает нас к реальности.

Примечание. Вы можете скачать основную книгу Франкла «Человек в поисках смысла» в виде бесплатной аудиокниги, если присоединитесь к 30-дневной бесплатной пробной программе Audible. Узнайте подробности здесь.

Похожие материалы:

Творчество, а не деньги — ключ к счастью: откройте для себя теорию «потока» психолога Михая Чиксентмихайя «В поисках потока»)

Философия Кьеркегора, первого философа-экзистенциалиста, пересмотренная в 1984 г. Подпишитесь на него по адресу @jdmagness


Глава 24, часть 1: Экзистенциальная психология – PSY321 Текст курса: Теории личности

Человек есть не что иное, как то, что он из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма… Ибо мы имеем в виду, что человек сначала существует, то есть что человек прежде всего есть существо, которое устремляется к будущему и сознает, что воображает себя существующим в будущем… Таким образом, первый принцип экзистенциализма Движение состоит в том, чтобы заставить каждого человека осознать, кто он такой, и возложить на него всю ответственность за свое существование. (стр. 456; Жан-Поль Сартр, 19 лет)47/1996)

Экзистенциальная психология — область психологии, наиболее тесно связанная с философией. Любопытно, что это одна из самых распространенных жалоб на экзистенциальную психологию. Многие историки считают официальной датой основания психологии создание экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта в Германии в 1879 году. Зигмунд Фрейд с его обширным опытом биомедицинских исследований также стремился привнести научную методологию в изучение разума и психических процессов, включая психологические расстройства и психотерапию.

Вскоре после этого такие американцы, как Эдвард Торндайк и Джон Уотсон, сделали бихевиоризм и его строгую методологию самой влиятельной областью американской психологии. Итак, по мере возникновения экзистенциальной психологии в XIX в.40-х и 1950-х годов она рассматривалась как своего рода возврат к более ранним временам, когда психология не отличалась от философии (Lundin, 1979).

Однако, как и те, кто идентифицирует себя как гуманистические психологи, экзистенциальные психологи глубоко озабочены людьми и условиями каждой уникальной человеческой жизни. Отстраненность, которая кажется столь необходимой психологам-экспериментаторам, неприемлема для экзистенциальных психологов. Разницу легко увидеть в названиях двух влиятельных книг, написанных ведущими экзистенциальными психологами:

Человек в поисках смысла Виктора Франкла (1946/1992) и Человек в поисках себя Ролло Мэя (1953). Однако экзистенциальная психология существенно отличается от гуманистической психологии тем, что фокусируется на настоящем существовании и на страхе, тоске и печали, которые так часто связаны с обстоятельствами нашей жизни (Lundin, 1979).

Понимание философии экзистенциализма

Корни экзистенциализма как философии восходят к датскому философу Сёрену Кьеркегору (1813-1855). Кьеркегора очень интересовали отношения человека с Богом и их предельная невозможность. Человек конечен и индивидуален, тогда как Бог бесконечен и абсолютен, поэтому они никогда не могут по-настоящему встретиться. Однако в стремлении к отношениям человек проходит три стадии или способа существования:

эстетический режим , этический режим и религиозный режим . Эстетический модус связан с здесь и сейчас и фокусируется в первую очередь на удовольствии и боли. Маленькие дети живут преимущественно в этом режиме. Этический режим включает в себя выбор и борьбу с концепцией ответственности. Индивидуум в этическом режиме должен выбирать, жить по кодексу или по правилам общества. Это подчинение правилам и кодексам может оказаться полезным с точки зрения упрощения жизни, но это тупиковый путь. Чтобы вырваться из этого тупика, нужно жить в религиозном образе жизни, взяв на себя твердое обязательство делать это. Хотя это может привести к признанию того, что каждый из нас является уникальной личностью, это также приносит с собой осознание нашей полной неадекватности по отношению к Богу. В результате мы испытываем одиночество, тревогу, страх и страх. Однако все эти мучения позволяют нам узнать, что на самом деле является правдой, а для Кьеркегора истина была синонимом веры (в Бога). Однако, как бы ни были важны для Кьеркегора отношения человека с Богом, он был категорически против организованной религии. Кьеркегор отверг объективную, так называемую «
истина
» в виде религиозной догмы в пользу субъективной «истины», которую каждый человек «знает» внутри себя. Хотя эта субъективная, личная истина несет с собой ответственность, которая ведет к беспокойству, она также может возвысить человека до подлинного существования (Breisach, 1962; Frost, 1942).

Другим философом, которого считали важным для основания экзистенциализма, был загадочный немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900). Ключевым элементом философии Ницше является воля к власти. Он верил в это

воля к власти — фундаментальная сила во вселенной (Альфред Адлер считал ее основополагающей для развития личности). По иронии судьбы, согласно Ницше, вселенная не заботится о человечестве. Природные силы (такие как стихийные бедствия и болезни) уничтожают людей, жизнь чрезвычайно трудна, и даже те, кто изо всех сил пытается реализовать свою волю, в конечном итоге погибают. В загробной жизни нет никакой надежды, поскольку Ницше известен тем, что заявил, что Бог мертв. В обществе нет большой надежды для многих людей. Ницше считал, что неравенство было естественным состоянием человечества, поэтому он считал рабство совершенно понятным и чувствовал, что женщины (которые физически слабее мужчин) никогда не должны ожидать тех же прав, что и мужчины. Тем не менее, Ницше видел великое будущее человечества в вере, даже в вере, что мы создадим мир.0031 супермен (или суперженщина, в зависимости от обстоятельств).
Именно творение сверхчеловека придает смысл существованию. Хотя концепция сверхчеловека подпитывала взгляды нацистов на создание немецкой расы господ, она также нашла отражение в американских комиксах как великий герой Супермен (Fritzsche, 2007; Frost, 1942; Jaspers, 1965). В, пожалуй, самом известном произведении Ницше « Так говорил Заратустра » потенциальный пророк Заратустра призывал людей искать лучшее будущее для человечества. Я расскажу тебе о супермене . Человек — это то, что нужно преодолеть. Что ты сделал, чтобы победить его?» (стр. 81, Ницше, цитата из Fritzsche, 2007)

Немецкие экзистенциалисты Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Карл Ясперс (1883–1969) сосредоточились на самом человеческом существовании и нашей роли в мире. В некотором смысле Хайдеггер упростил природу Бога, приравняв Бога к немногим более чем величайшему существу в мире, но, тем не менее, существу (как и люди). Ясперс не был атеистом, но все же его экзистенциальная теория сосредоточивалась на пути человека к

свобода , которая имеет смысл только тогда, когда раскрывает себя в союзе с Богом (Breisach, 1962; Lescoe, 1974). Хайдеггер рассматривал индивидов как существ, которые все связаны в Бытие , таким образом проводя различие между простыми существами (включая других животных) и природой истины или Бытия. Только люди способны понять эту связь между всеми существами, и Хайдеггер назвал это открытие Dasein («бытие здесь», или существование). С одной стороны, Dasein является общим для всех существ, но возможность осознавать свою связь с Бытием является уникальной для человека. Для тех, кто задает большие вопросы, Dasein может стать подлинным существованием. Этот опыт приходит в полноте жизни, но только если человек принимает способ существования, известный как 9.0031 бытие-в-мире
. Хайдеггер настаивал на равенстве присутствия и бытия-в-мире. Однако бытие-в-мире — странное понятие, поскольку Хайдеггер считал, что Бытие может возникнуть только из небытия, и поэтому мы сами возникают как будучи брошенными-в-этот-мир . Попав в этот таинственный мир, мы хотим сделать его своим, но наше стремление к связи с Бытием ведет к беспокойству. Эту тревогу невозможно преодолеть, потому что мы знаем, что умрем. Удивительно, однако, что Хайдеггер считает смерть чем-то положительным. Только потому, что мы скоро умрем, некоторые из нас стремятся испытать жизнь в полной мере. Если мы сможем смириться с тем, что смерть придет и ничего не последует, мы сможем быть верными себе и жить настоящей жизнью (Брайзах, 19).62; Лундин, 1979).

Наконец мы подошли к французскому экзистенциалисту Жану-Полю Сартру (1905-1980). Сартр был выдающимся писателем и одним из самых важных философов двадцатого века. В 1964 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, но он отказался от нее. Однако более важным для нас является тот факт, что он привнес экзистенциальную философию непосредственно в психологию, с такими книгами, как «Трансцендентность Эго » (Сартр, 1937/1957) и разделом, озаглавленным «Экзистенциальный психоанализ» в его необычной работе «Бытие». и Ничто (Сартр, 1943). В то время как Кьеркегор считал, что человек никогда не может быть по-настоящему единым с Богом, а Хайдеггер упрощал Бога, Сартр просто утверждал, что Бога не существует. Но это немаловажно:

Экзистенциалист, напротив, находит очень огорчительным, что Бога нет, потому что вместе с Ним исчезает всякая возможность найти ценности на небесах идей; больше не может быть априорного

Добра, поскольку нет бесконечного и совершенного сознания, чтобы мыслить его. (стр. 459; Сартр, 1947/1996).

Если взглянуть на название самого известного философского труда Сартра « Бытие и ничто » (Sartre, 1943), может сложиться впечатление, что Сартр пошел по стопам Хайдеггера. Однако Сартр не соглашался с Хайдеггером (см. Sartre, 1943). Сартр разделил мир на en-soi (в-себе) и pour-soi (для-себя). Pour-soi можно определить как сознательных существ, которых существует только один вид: человеческие существа. Все остальное — en-soi, вещи (включая нечеловеческих животных), безмолвные и мертвые, из которых не исходит никакого смысла, они только есть (Брайзах, 19).62). Для Сартра нет тайны, нет Бытия, связывающего все творение воедино.

Сознание человека — это не связь с Богом, которую можно реализовать, это просто уникальная характеристика человеческого вида. Ничто, о котором говорит Сартр, — это оболочка вокруг pour-soi, индивидуума, которая отделяет его от en-soi. Люди, которые пытаются отрицать подлинное существование, те, кто пытается отрицать ответственность, связанную с сознанием, и погружаются в бытие не более чем en-soi, получат сокрушительный опыт и будут полностью уничтожены (поскольку нет Бытия, как это описано Хайдеггером). , за оболочкой, окружающей пур-сой; Брайзах, 1962). Это устанавливает критические этические последствия для человека, поскольку его жизнь будет такой, какой он ее сделает, и не более того.

К сожалению, многие люди отказываются от своего уникального сознания и желания быть en-soi, просто позволяя жизни течь вокруг себя. По мере того, как эн-сой смыкается вокруг них, они начинают испытывать тошноту, одиночество, тревогу и отчаяние. В этом заключается необходимость экзистенциального психоанализа :

Экзистенциальный психоанализ откроет человеку истинную цель его поисков, которая есть бытие как синтетическое слияние в-себе с для-себя; экзистенциальный психоанализ познакомит человека с его страстью. .. Многие люди, на самом деле, знают, что цель их стремления — бытие; и… они воздерживаются от присвоения вещей ради них самих и пытаются реализовать символические присвоения своего бытия-в-себе… экзистенциальный психоанализ… должен открыть моральному деятелю, что он есть существо, благодаря которому существуют ценности . Именно тогда его свобода осознает себя…» (стр. 797; Сартр, 1943)

Сартр предположил, что люди становятся сознательными и через это сознание создают сам мир, но также и что мы «обрекаемся на отчаяние» и «обрекаемся на неудачу», когда понимаем, что все человеческие действия просто равноценны. Этот философский подход ведет к критике Сартром психологии его времени. Сартр считал, что психологи и даже большинство философов не могут по-настоящему понять людей:

Для большинства философов эго — «житель» сознания… Другие — в основном психологи — утверждают, что обнаруживают его материальное присутствие, как центр желаний и действий, в каждый момент нашей психической жизни. Здесь мы хотели бы показать, что эго ни формально, ни материально не является в сознании: оно находится вовне, в мире . Это существо мира, подобное эго другого. (стр. 31; Сартр, 1937/1957)

Итак, Сартр считал, что экзистенциальный психоанализ необходим, чтобы выйти за пределы психоанализа Фрейда. По словам Сартра, недостаточно остановиться на описании простых паттернов желаний и склонностей (Sartre, 19).43). Критикуя психоаналитическую биографию известного автора по имени Флобер, Сартр задавал очень важные вопросы о жизни этого человека: почему Флобер стал писателем, а не художником? Почему он стал чувствовать себя возвышенным и важным, а не мрачным? Почему в его произведениях особое внимание уделялось насилию, любовным приключениям и т. д.? Точка зрения Сартра является обычной критикой психоаналитической теории Фрейда. Если практически любой результат может быть получен из личного опыта, то что на самом деле может сказать нам психоанализ о ком-либо? Сартр предложил более глубокую форму психоанализа.

Помещение экзистенциальной психологии в контекст: психология высоты идет глубже, чем психология глубины

Два теоретика, упомянутые в этой главе, были поистине выдающимися личностями. И Виктор Франкл (придумавший термин «психология высоты»), и Ролло Мэй были глубоко погружены в экзистенциальную мысль и ее применение в психологии, когда столкнулись с, казалось бы, верной смертью. Франкла, заключенного в нацистские концлагеря, ожидала смерть. Для Мэя, который находился в санатории с туберкулезом, смерть была вполне реальной возможностью (и действительно многие там умерли). Но Франкл и Мэй были умными, наблюдательными и вдумчивыми людьми. Они наблюдали, как многие умирали, а некоторые выживали, и искали ответы, которые могли бы объяснить, кто предназначен для каждой группы. Оба мужчины заметили, что для тех, кто смирился со смертью, смерть пришла быстро. Но у тех, кто решил жить, был реальный шанс выжить, несмотря на ужасные условия, в которых они существовали.

Франкл и Мэй также обучались традиционному психоанализу, и оба, по крайней мере частично, учились у Альфреда Адлера. Однако они обнаружили, что так называемой глубинной психологии не хватает, поскольку она не учитывала истинный потенциал людей подняться над своими условиями. В этом отношении экзистенциальные психологи обычно рассматриваются как принадлежащие к лагерю гуманистической психологии. Однако и Франкл, и Мэй считали, что гуманистической психологии также не хватает того, что она игнорировала истинную способность людей делать неправильный выбор и причинять вред как себе, так и другим. Таким образом, для экзистенциальных психологов центр их внимания находится в непосредственном существовании человека и в контексте его отношений с другими. Именно этот кажущийся парадокс и стремление разрешить его обеспечивают мотивацию и энергию для жизни.

Краткая биография Виктора Франкла

Виктор Франкл (1905-1997) был поистине неординарным человеком. Его первая статья была представлена ​​для публикации Зигмундом Фрейдом; его вторая статья была опубликована по настоянию Альфреда Адлера. Гордон Олпорт сыграл важную роль в публикации книги Франкла « Man’s Search for Meaning » (Frankl, 1946/1992) на английском языке, которая впоследствии была признана Библиотекой Конгресса одной из десяти самых влиятельных книг в Америке. . Он читал лекции по всему миру и получил около тридцати почетных докторских степеней в дополнение к медицинской степени и доктору философии. он заработал будучи студентом. Его пригласили на частную аудиенцию к Папе Павлу VI, хотя Франкл был евреем. Все это было достигнуто вопреки, а отчасти благодаря тому факту, что он провел несколько лет в нацистских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны, лагерях, где погибли его родители, брат, жена и миллионы других евреев.

Виктор Франкл родился в Вене, Австрия, 26 марта 1905 года. Хотя его отец был вынужден бросить медицинский институт по финансовым причинам, Габриэль Франкл занимал ряд должностей в австрийском правительстве, работая в основном в Департаменте по делам детей. защиты и благополучия молодежи. Он привил своему сыну важность быть чрезвычайно рациональным и иметь твердое чувство социальной справедливости, и Франкл стал чем-то вроде перфекциониста. Франкл описал свою мать Эльзу как добросердечную и глубоко набожную женщину, но в детстве она часто описывала его как паразита и даже изменила слова любимой детской колыбельной Франкла, назвав его вредителем. Возможно, это было связано с тем, что Франкл так часто задавал вопросы, что друг семьи прозвал его «Мыслителем» (Франкл, 19 лет).95/2000). От матери Франкл унаследовал глубокую эмоциональность. Одним из аспектов этой эмоциональности была глубокая привязанность к дому его детства, и он часто тосковал по дому, поскольку обязанности удерживали его вдали, а эти обязанности начались в раннем возрасте (Frankl, 1995/2000; Pattakos, 2004).

Еще в старшей школе Франкл проявлял живой интерес к экзистенциальной философии и психологии. В 16 лет он прочитал публичную лекцию «О смысле жизни», а в 18 написал дипломное сочинение «О психологии философской мысли». На протяжении школьных лет он поддерживал переписку с Зигмундом Фрейдом (письма, которые позже были уничтожены гестапо, когда Франкл был депортирован в свой первый концлагерь). Когда Франклу было всего 19Фрейд представил одну из статей Франкла для публикации в International Journal of Psychoanalysis , впоследствии надеясь, что Франкл согласится и даст свое запоздалое согласие. Несмотря на то, что он произвел впечатление на Фрейда, сам Франкл уже был впечатлен Альфредом Адлером. Франкл стал активным участником группы индивидуальной психологии Адлера, и когда он поступил в медицинскую школу, Адлер убедил его опубликовать статью в Международном журнале индивидуальной психологии . Трудно себе представить, чтобы многие люди могли завоевать расположение как Фрейда, так и Адлера в таком юном возрасте, даже до того, как поступили в медицинскую школу или сделали карьеру в психиатрии. Несмотря на юный возраст Франкла и несколько ограниченный опыт, опубликованная Адлером статья касалась трудного материала, а именно «пограничной области, лежащей между психотерапией и философией, с особым вниманием к проблемам смыслов и ценностей в психологии» (Франкл, 19).95/2000). В конце концов, однако, Франкл потерял расположение Адлера. На Франкла произвели впечатление два человека, Аллерс и Шварц, взгляды которых расходились с Адлером. В тот вечер, когда Аллерс и Шварц объявили обществу, что они не могут согласиться с Адлером, Адлер призвал Франкла и его друга высказаться. Франкл решил поступить так и защищал Аллерса и Шварца, полагая, что можно найти золотую середину. Адлер больше никогда не разговаривал с Франклом, даже когда Франкл поздоровался в местной кофейне. В течение нескольких месяцев у Адлера другие люди предлагали Франклу выйти из общества. Когда Франкл этого не сделал, он был исключен Адлером (Франкл, 19 лет).95/2000; Паттакос, 2004).

Источник изображения: профессор, доктор Франц Веселы. (1965). Виктор Франкл2. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Viktor_Frankl2.jpg. Лицензия CC-BY-SA-3.0 DE.

Франкл продолжил развивать свою собственную практику и собственную школу психотерапии, известную как логотерапия (терапия смысла, как поиск смысла жизни). Еще в 1929 году Франкл начал различать три возможных способа найти смысл жизни: поступок, который мы делаем, или работа, которую мы создаем; значимое человеческое столкновение, особенно с участием любовь ; и выбор своего отношения перед лицом неизбежных страданий. Со временем логотерапия стала известна как третья школа венской психотерапии после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера. В 1930-е годы Франкл много работал с суицидальными пациентами и подростками. У него были обширные переговоры с Вильгельмом Райхом в Берлине, который к тому времени также занимался консультированием молодежи. Когда 1930-е годы подошли к концу, и Австрия была захвачена нацистами, Франкл попросил визу для эмиграции в Соединенные Штаты, которая в конечном итоге была предоставлена. Однако родители Франкла не смогли получить визу, поэтому он предпочел остаться с ними в Австрии. Он также начал работу над своей первой книгой, опубликованной на английском языке под названием «9».0009 «Доктор и душа» (Франкл, 1946/1986), заложивший основу логотерапии. Он влюбился в Тилли Гроссер, и они поженились в 1941 году, что стало последним законным еврейским браком в Вене при нацистах.

Вскоре после этого реалии нацистской Германии превзошли те небольшие привилегии, которыми Франкл пользовался как врач в крупной больнице. Поскольку евреям было запрещено иметь детей, Тилли Франкл была вынуждена сделать аборт от их первого ребенка. Позже Франкл посвятил Неслышимый крик о значении «Гарри или Мэрион, нерожденному ребенку» (Frankl, 1978). Затем всю семью Франкл, кроме сестры, уехавшей в Австралию, депортировали в концлагерь Терезиенштадт (тот самый лагерь, из которого Анна Фрейд после войны ухаживала за сиротами). Когда они шли в лагерь с сотнями, а то и тысячами других заключенных, его отец пытался успокоить паникующих, повторяя снова и снова: «Мужайтесь, ибо Бог близко». Родители Франкла, его единственный брат и жена Тилли погибли в концентрационных лагерях. Наиболее трагично Франкл считал, что его жена умерла после войны, но до освободительных войск союзников могла позаботиться обо всех многих-многих страдающих людях (Франкл, 19 лет).95/2000).

Когда Франкл был депортирован, он попытался спрятать и спасти свой единственный экземпляр Доктор и душа , вшив его в подкладку своего пальто. Однако он был вынужден обменять свое хорошее пальто на старое, и рукопись была утеряна. Находясь в заключении, ему удалось раздобыть несколько клочков бумаги, на которых он делал заметки. Эти заметки позже помогли ему воссоздать свою книгу, и эта цель придала такой смысл его жизни, что он считал ее важным фактором в своем желании пережить ужасы концентрационных лагерей. Было бы трудно адекватно описать условия концентрационных лагерей или то, как они влияли на умы заключенных, тем более что последствия были весьма разнообразными. Франкл описывает эти условия в Человек в поисках смысла . Книга довольно короткая, но ее содержание глубоко за пределами понимания. Однако сам Франкл мог возразить, назвав свою книгу «глубокой». Глубинная психология была термином, используемым для психодинамически ориентированной психологии. В 1938 году Франкл ввел термин « психология высоты », чтобы дополнить, но не заменить глубинную психологию (Frankl, 1978).

После войны жизнь Франкла была просто удивительной. Он вернулся в свой родной город Вену, женился на Элеоноре Катарине, урожденной Швиндт, и вырастил дочь по имени Габриэле. Он читал лекции по всему миру, получил множество наград, написал множество книг, продолжая при этом заниматься психиатрией и преподавать в Венском университете, Гарварде и других местах. У него был большой интерес к юмору и карикатурам. На протяжении всей своей жизни Франкл упорно отказывался признать законность коллективной вины перед немецким народом. На неоднократные вопросы, как он может вернуться в Вену после всего, что случилось с ним и его семьей, Франкл ответил:0005

… Я ответил встречным вопросом: «Кто что со мной сделал?» Жила-была католическая баронесса, которая, рискуя жизнью, годами прятала моего кузена в своей квартире. Был адвокат-социалист (Бруно Питтерман, впоследствии вице-канцлер Австрии), который знал меня лишь поверхностно и для которого я никогда ничего не делал; и это он привозил мне еду, когда мог. По какой же причине я должен повернуться спиной к Вене? (стр. 101-102; Франкл, 1995/2000)

Виктор Франкл мирно скончался 2 сентября 1997 года. Ему было 92 года. За свою жизнь его работы оказали влияние на многих людей, от обычных до знаменитых и влиятельных.

Дополнительные материалы

Биография Виктора Франкла: поиск смысла

Это видео [16:03] представляет собой исчерпывающую биографию жизни Виктора Франкла.

Источник: https://youtu.be/JlQRny6bUlE

 

Экзистенциализм: Ускоренный курс философии #16

В этом видео [8:53] исследуется эссенциализм и его ответ: экзистенциализм. В видео обсуждается Жан-Поль Сартр и его идеи о том, как найти смысл в бессмысленном мире.

Источник: https://youtu.be/YaDvRdLMkHs

 

Экзистенциальная психология

В этом видео [4:53] представлен краткий обзор экзистенциальной психологии и того, как знание о нашей собственной смертности может играть роль в формировании поведения и общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *