Эмоционально личностная сфера это: Психодиагностика эмоционально личностной сферы в Ильинской больнице.

Эмоциональная сфера личности в психологии: особенности, характеристика


Дата:

По мере познания окружающей среды, действительности, людей или предметов человек испытывает субъективные переживания. Такая психологическая характеристика обуславливается эмоциями, которые отражают внутреннее состояние на внешнее воздействие индивида. Эмоциональная сфера личности в психологии постоянно изучается и дифференцируется, т.к. человек испытывает и ощущает массу чувств, которые сменяют друг друга и указывают на индивидуальные особенности.

Функции эмоций

Эмоции – это психические явления индивида, которые протекают в виде переживаний и отражают субъективную оценку человека к различным ситуациям, в том числе передают отношение об удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей.

Чувственная сфера индивида проявляется в интонации, жестах, в мимических и двигательных реакциях, а также сильные переживания влияют на физиологические процессы, протекающие в организме.

Кроме того, эмоции призваны выполнять определенные функции, что важно в процессе жизнедеятельности:

  • Познавательная функция предусматривает проявление побуждающих эмоций, которые стимулируют к действию или, напротив, вызывают скуку. Например, если подключилось любопытство, то человек стремится познать все, что связано с этим знанием. Если объект познания не интересен, то появляются негативные чувства.
  • Сигнальная функция заключается в том, чтобы оповещать организм и окружающих людей об состоянии человека ввиду удовлетворения или неудовлетворения потребностей. При ощущении дискомфорта эмоции служат источником сигнала для устранения неприятных ощущений или, наоборот, фиксируют источник удовольствия в памяти. При этом некоторые люди способны скрывать собственные переживания, в то же время многие умеют распознавать чужие чувства по вербальным и невербальным признакам.
  • Регулятивная – подразумевает то, что эмоции становятся регуляторами внутренних процессов, как психических, так и физиологических. В зависимости от ситуации человека может парализовать страх, он может почувствовать возбуждение или стеснение, что приводит к учащенному сердцебиению, частому дыханию и к другим изменениям в организме. Управление таким процессом невозможно, т.к. оно связано с неосознанными нервными реакциями организма.

По собственному опыту можно судить о том, насколько своеобразна и многообразна чувственная палитра человека. При этом эмоционально волевая сфера подвержена самым разнообразным классификациям. Наиболее понятное и очевидное деление подразумевает положительные и отрицательные проявления. Так, стенические или позитивные эмоции мобилизуют силы человека, повышая активность, но есть еще астенические или негативные, которые вызывают упадок сил.

Структура эмоциональной сферы личности включает в себя три фактора: предмет, переживание и потребность или мотив. Любое событие или явление это предмет для переживания и непроизвольного проявления эмоций. Мотивационный компонент выступает в роли оценки значимости потребности. Таким образом, чувственные переживания связаны с субъективной реакцией человека на удовлетворение потребностей.

Особенности эмоциональной сферы личности

Теории эмоций зрелого человека изначально связаны с именем Чарльза Дарвина, который в своих ученых трудах описал связь между биологией и психологией эмоциональных явлений. Именно благодаря эволюционным наблюдениям появилась теория об эмоциях, как важном приспособительном механизме, способствующем адаптации к разнообразным жизненным ситуациям. В дальнейшем исследование подхватили У. Джемс и К. Ланге, которые доказали, что для соответствующих эмоций существуют отличительные физические изменения.

В зависимости от различных факторов, влияющих на человека, выделяют множество видов эмоционального состояния, при этом можно выделить несколько фундаментальных:

  1. Аффект – стремительно и неудержимо протекающее эмоциональное состояние, которое часто неподвластно сознанию и волевому контролю. Развитие аффекта происходит неожиданно, под действием потрясения, в результате которого нарушается концентрация и снижается память.
  2. Чувства – наиболее простые эмоции, проблема которых состоит в невозможности выражения. В этом случае требуется обогащение чувственного опыта, чтобы осознавать окраску, свойство и оттенок психического процесса.
  3. Эмоции, как узконаправленное выражение чувств и переживаний по отношению к ситуации и потребностям субъекта.
  4. Страсть подразумевает практически полное сосредоточение на предмете страсти. Данная эмоция является доминирующей и может вызывать нарушения психологической сферы.
  5. Настроение считается достаточно устойчивым эмоциональным проявлением, средней интенсивности. При этом на настроение влияют индивидуальные характеристики личности, а диагностика проводится с помощью различных психологических тестов и опросов.

Если кратко выразить суть эмоций, то это переживания и чувства, которые людям довольно сложно контролировать. Но, в настоящее время существуют психотерапевтические методы развития эмоционально волевой сферы, благодаря которым, можно скорректировать и отрегулировать психическое состояние человека. Ведь от чувственного содержания и настроения зависит качество жизни людей, как в социальном аспекте, так и в плане личностных достижений.

Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет | Статья (подготовительная группа) на тему:

Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.

В этот период происходит становление эмоционально-личностной сферы. Как утверждают отечественные психологи, эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности. В связи с этим они выделяют три аспекта эмоциональных процессов:

1. Аспект переживания.

2. Аспект отношения.

3. Аспект отражения.

Согласно первой точке зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. По мнению С.Л. Рубинштейна, «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». То есть, чувства выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности».

Другой точка зрения на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира».

Изначально эмоционально-личностная сфера ребенка развивается и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В проводившихся исследованиях Е.И. Захаровой выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как ребенок усваивает нравственные нормы и правила поведения.

        Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

Под термином «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Другой компонент эмоционально-личностной сферы дошкольников 6-7 лет, изученный нами – социальный интеллект.

Работа интеллекта становится гарантией личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. По мнению М.А. Холодной, чем в большей мере человек использует свой интеллект для анализа и оценки происходящего, тем в меньшей мере он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне.

Особый интерес в этой связи представляет феномен социального интеллекта, как совокупности когнитивных функций индивида, обеспечивающих способность к самопознанию и самоуправлению для успешного решения задач по взаимодействию с окружающей действительностью. Понятие социального интеллекта является новым для современной психологии. Определенный интерес представляет вопрос о соотношении интеллекта как уровня умственного развития и социального интеллекта человека.

Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда, выделившего его среди компонентов общего интеллекта, термин «социальный интеллект», предложенный Э. Торндайком еще в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки.

К области взаимодействия интеллекта с окружающим миром относят социальный интеллект Р. Стернберг, С. Блок и М. Кремен. По мнению Стернберга, социальный интеллект есть умственное самоуправление своим поведением, служащее для обеспечения взаимоотношений индивида и окружающей среды.

Как уже говорилось ранее именно в период с 6 до 7 лет процесс формирования у ребенка представлений о социуме и его конкретной роли в нем идет очень активно. Проще говоря, социальный интеллект — способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Эта способность выступает одной из ключевых, способствующей нормальному существованию человека в социуме.

Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания.

Одно из таких мотивов – чувство долга. Оно проявляется в 6-7 лет. Ребенок опознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Отсюда еще одна характерная черта детей 6-7 лет тревожность. Как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие человека.

Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни чёткого образа, но грозящего человеку потерей себя. Тревожный ребёнок становиться социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становиться хамелеоном по принципу: «Я – как все». Так же тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ребенка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т.п.

Учитывая особенности периода 6-7 лет, можно сказать, что возрастные проявления тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка. Но это требует педагогической компетенции от родителей, которая включает в себя умение общаться со своим ребенком, необходимость уделять ему достаточно времени и сил.

Говоря о периоде 6-7 лет для детей, можно подытожить, что в это время организуется собственный опыт взаимодействия со средой и людьми, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутыми другими. Именно в это время мы  судим о развитости у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, самооценке, тревожности, социальном интеллекте, как основных компонентах эмоционально-личностной сферы, позволяющих детям успешно функционировать в обществе.

Список литературы

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989.

2. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: Московское издательство,1961.

3. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду . – 1998 – №1.

4. Корниенко, Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности/ Н.А. Корниенко. – Новосибирск: НГПУ, 1995.

5. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия. Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН. 2004

определение эмоциональной сферы | Английский словарь для учащихся

  

1       прил   Эмоциональный означает, связанный с эмоциями и чувствами.
usu ADJ n   (=психологический)  
Мне нужна была любовь этого мужчины и эмоциональная поддержка, которую он мне оказывал… Жертвы остаются с эмоциональными проблемами, которые могут длиться всю жизнь.
  эмоционально      нареч   ADV adj/-ed  
Вы хотите сказать, что испытываете ко мне эмоциональную привязанность?

2       прил   Эмоциональная ситуация или проблема вызывает у людей сильные чувства. (=эмоциональный)  
Это очень эмоциональный вопрос. Как вы можете выступать за продажу слоновой кости?
  эмоционально      adv   ADV adj/-ed  


В эмоционально заряженной речи он сказал, что уходит в отставку.

3       прил   Если кто-то испытывает или становится эмоциональным, он показывает свои чувства очень открыто, особенно потому, что расстроен.
Он очень эмоциональный человек…, я уже не так эмоционален, как когда-то.

эмоциональный капитал     
Когда люди говорят об эмоциональном капитале компании, они имеют в виду все психологические активы и ресурсы компании, например, как сотрудники относятся к компании. (БИЗНЕС)      n-uncount  
Британские организации не питают свой интеллектуальный и эмоциональный капитал.

Перевод английского словаря Cobuild Collins &nbsp

Смотрите также:

эмоциональный капитал, эмоционально, эмоция, смайлик

Collaborative Dictionary     English Cobuild

н.

человек, которому не хватает опыта, навыков или знаний в определенной сфере или деятельности, особенно в области вычислительной техники или использования Интернета

[Сленг]; [Pej. ] Также пишется «n00b» (с нулями). Слово произошло от «новичок» или «новичок», которое относится к тому, кто только начинает использовать Сеть.

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)

Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:

Или зарегистрируйтесь традиционным способом

Особенности эмоциональной сферы и поведения детей дошкольного возраста с речевой патологией | Анналы общей психиатрии

Перейти к основному содержанию

Особенности эмоциональной сферы и поведения детей дошкольного возраста с речевой патологией

Скачать PDF

Скачать ePub

Скачать PDF

Скачать ePub

Том 5 Приложение 1

  • Постерная презентация
  • Открытый доступ
  • Опубликовано:
  • Светлана Шуварова 1 и
  • Виктор Севастьянов 1  

Анналы общей психиатрии том 5 , Номер статьи: S207 (2006) Процитировать эту статью

  • 2268 доступов

  • Сведения о показателях

Фон

Процесс формирования речи начинается с раннего возраста ребенка и влияет на познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. Через активный речевой диалог с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Таким образом, нарушения речи не может не отражаться на развитии ребенка.

Целью настоящего исследования является описание особенностей эмоционального состояния и поведения детей дошкольного возраста с речевой патологией для ранней реабилитации.

Материалы и методы

Обследовано 69 детей с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Методы исследования включали анкетирование родителей и воспитателей, наблюдение, рисуночные тесты, тест тревожности, изучение самооценки.

Результаты

Выявлены следующие особенности эмоциональной сферы: сверхчувствительность, раздражительность, обидчивость, злобность, жестокость, тревога, фобия, ревность, агрессивность, депрессия, низкий уровень самооценки. 56 % детей имеют разрушительное поведение.

Дискуссия

Результаты исследования показывают, что у детей с речевой патологией уже в дошкольном возрасте возникают вторичные психологические проблемы, влияющие на развитие личности ребенка и способствующие закреплению негативных форм реагирования.

Ссылки

  1. Круттенден A: Язык в младенчестве и детстве. Манчестер. 1979

    Google Scholar

  2. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). Москва. 1960

    Google Scholar

Download references

Author information

Authors and Affiliations

  1. Center of Speech Pathology and Neurorehabilitation, Russian Federation

    Svetlana Shuvarova & Victor Sevastyanov

Authors

  1. Svetlana Shuvarova

    View author publications

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

  2. Виктор Севастьянов

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Права и разрешения

Открытый доступ /creativecommons.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *