Эмоционально-волевая сфера личности субъекта // Проблемы cоциальной психологии личности
Ключевые слова: психология эмоций, психология эмоционально-волевой сферы
Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности субъекта // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые.
Учитывая, что существует целый ряд подходов к объяснению воли и различные подходы к объяснению эмоциональных процессов, в поставленной задаче обнаруживается множество различных аспектов.
Не претендуя на исчерпывающий анализ всех направлений исследования воли и эмоций, попробуем рассмотреть некоторые из них, акцентируя внимание на взаимосвязи указанных сфер.Е.О. Смирнова показала, что линии развития мотивационной сферы и опосредования поведения исследуются как две относительно независимые реальности. Вместе с тем в их развитии обнаруживаются общие тенденции. При рассмотрении этих общих тенденций проявляется роль эмоциональности в волевой и произвольной регуляции действий. Е.О. Смирнова пишет: «Вторая общая тенденция развития воли и произвольности заключается в изменении места регулятора поведения в структуре действия, а именно его сдвиге с конца к началу действия. И речь, и аффект первоначально «идут вслед за действием» и лишь фиксируют его результат. На последующих этапах развития они сдвигаются к началу действия, то есть предваряют его. Становление планирующей функции речи и эмоционального предвосхищения свидетельствуют о формировании у ребенка образа своего действия, который имеет не только познавательный, но и аффективный момент.
Слово приобретает регулятивную функцию тогда, когда осознается его значение. Индикатором того, что это происходит, что линии развития мышления и речи сходятся в онтогенетическом развитии, является эмоциональное отношение ребенка к слову, радость, удовольствие, которые испытывает ребенок, «играя» со словами. Это эмоциональное отношение, как указывает Е.О.Смирнова, обнаруживается во многих экспериментальных работах. Эмоциональное отношение входит в перечень существенных условий онтогенетического развития воли и произвольности. Е.О. Смирнова отмечает: «Удовольствие, с которым дети выполняли инструкции взрослого и повторяли его слова, говорит о том, что слово обладает для них не только объективным значением, но и эмоциональной притягательностью, которая, по-видимому, необходима как для развития активной коммуникативной речи, так и для становления речевого опосредования поведения» [22. С.113].
Значение эмоций для опосредования поведения связано в подходе Е.О.Смирновой с общением ребенка и взрослого. Дело в том, что развивающую функцию выполняет только эмоционально значимое общение. «Таким образом, способность опосредовать свои действия словом определяется осознанием значения слова, которое первоначально связано с его аффективной притягательностью. Как показывают исследования, осознание значения слова происходит в раннем возрасте в ситуации эмоционального общения со взрослым, опосредованного словом и предметом» [22. С. 114].
Эмоции активно включены и в дальнейший процесс развития произвольности. Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. Как отмечает Е.О. Смирнова, знание правил ребенком еще не обеспечивает их участие в регуляции поведения. Для этого требуется не просто знание, а осознание правил. Осознание отличается от знания именно включенностью в процесс эмоций. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка. Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям» [22. С. 119].
Отсюда вытекает линия развития произвольности, связанная с эмоциональной сферой, так как необходимо сделать правило эмоционально привлекательным для ребенка.
На самых ранних этапах развития произвольности и воли эмоции также участвуют в этом процессе, так как аффект способствует возникновению сенсомоторного единства. Образ становится регулятором действия в младенчестве при активной роли общения ребенка и взрослого. Когда Е.О. Смирнова объясняет механизм участия общения в развитии произвольной, волевой регуляции действия, она указывает на роль эмоций в этом процессе. Предмет отражается ребенком, если он выделен взрослым из окружающей среды. В результате выделения взрослым отражаемый предмет приобретает аффективный заряд. Этот аффективный заряд побуждает активные движения ребенка, которые являются, по А.Н.Леонтьеву, условием восприятия объекта.
Таким образом, можно увидеть, что, рассматривая онтогенетические корни произвольности и воли, Е.О. Смирнова постоянно обнаруживает и подчеркивает существенную роль эмоций в этом процессе.
Эту идею, идею тесной связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л.С. Выготский. Говоря о развитии эмоций в детском возрасте, он отметил: «Это делает важным и понятным то, что было открыто с психологической стороны другими экспериментаторами, — теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека» [4. С. 427].
Эмоции и воля нередко объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, у различных исследователей проблемы акцентируется та или иная сторона этой сферы. Эмоциональная сторона регуляции подробно рассматривается в работах В. К. Вилюнаса, О. В. Дашкевича, О.А. Черниковой [3, 10, 23].
Ряд работ акцентирует внимание на волевой стороне регуляции деятельности [1, 2, 7, 8, 11, 13, 19, 20, 26, 27]. В то же время, деление работ по такому признаку является в достаточной степени условным так как эти две стороны регуляции тесно связаны между собой. При рассмотрении регуляции деятельности, в особенности при попытках оптимизировать регуляцию конкретного вида деятельности на практике, неизбежно встает вопрос о снятии неблагоприятных эмоциональных состояний, создании состояния оптимальной мобилизации готовности. То есть встает вопрос о волевой регуляции эмоций. Это проблема рассматривается особенно тщательно в прикладных отраслях психологии, в частности, в спортивной психологии [10, 16, 17, 18, 24, 25]. Считая, что специфику воли составляет механизм, обеспечивающий преодоление трудностей, П.А. Рудик отмечает, что субъективные трудности в основном связаны с преодолением отрицательных эмоциональных состояний [16].О.А. Черникова пишет: «… важнейшей практической задачей по проблематике эмоций в спорте является раскрытие механизмов снятия неблагоприятных эмоциональных реакций» [25. С. 64].
Некоторые работы О. В. Дашкевича непосредственно посвящены способам снятия «отрицательных», мешающих успешной деятельности, эмоциональных состояний [10].
В некоторых работах по спортивной психологии во главу угла психологической подготовки спортсменов ставится развитие способности преодолевать «отрицательные» эмоции путем аутогенной тренировки и использования идеомоторных представлений [23].
Е.П. Ильин похожим образом соотносит эмоциональную и волевую регуляцию, считая, что волевая регуляция вступает в силу тогда, когда эмоции дезорганизуют деятельность. Если эмоции стимулируют деятельность, то проявления волевых качеств не требуется. Сами волевые качества рассматриваются как компенсаторы определенных «отрицательных» эмоциональных состояний. Например, компенсатор отрицательного действия страха – смелость, фрустрации – настойчивость, тревожности, неуверенности – решительность, чувства монотонии, усталости – терпеливость [12].
Рассмотрение воли как регулятора эмоций является одним из выражений неразрывной связи этих сфер личности. Однако, и это приходится особо подчеркивать, здесь идет речь не столько об эмоционально-волевой регуляции как целостном процессе, сколько одном из способов (произвольном) регулирования неблагоприятных эмоций. Такое регулирование представляет собой лишь частный случай взаимодействия эмоциональной и волевой сфер. Случай, необходимый в силу тех или иных обстоятельств, но, с нашей точки зрения, далеко не самый оптимальный. Обстоятельства могут привести к необходимости с помощью волевого усилия преодолеть, например, чувство усталости. Однако в данном случае речь идет о работе в неблагоприятном, «форс-мажорном» режиме. Продолжение работы в этом режиме приводит к нарастанию негативных явлений, появлению депрессии [9].
В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций. Разделение регуляции на эмоциональную и волевую ставит вопрос об их взаимодействии.
В.Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты.
Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь. «Волевая регуляция всегда связана с эмоциями, которые изменяются, в первую очередь, в зависимости от содержания и активности мотивов предметной деятельности и ее успешности» [14. С. 105].
Эмоции выступают в качестве оценки в ситуациях, в которых возникает необходимость волевой регуляции, «санкционируют» результат проявления волевых действий своим качественным содержанием и интенсивностью. Эмоции играют важную роль в становлении волевых качеств личности. В.К. Калин подчеркивает, что волевые и эмоциональные качества в структуре личности складываются в определенные комплексы [14].
Выделенные нами волевые качества, основанные на систематизации обыденного опыта людей с помощью списка прилагательных, включают выраженный эмоциональный компонент.
Например, факторизация списка Ноулиса из 96 прилагательных, характеризующих настроение, привела к выделению 9 факторов, некоторые из которых совпадают с результатами нашего факторного анализа. Качества, выделенные в результате факторизации перечня Ноулиса, таковы: концентрация (серьезный, задумчивый, сосредоточенный), агрессия (рассерженный, злой, разъяренный), удовольствие (удовлетворенный, беззаботный, веселый), активация (энергичный, живой, активный), деактивация (сонный, усталый, скучающий), эготизм (самоуглубленный, хвастливый, самовлюбленный), социальные чувства (сердечный, нежный, добрый), депрессия (печальный, неуверенный, безнадежный), тревога (испуганный, беспокойный, взволнованный).
С другой стороны, нравственно-волевые качества личности играют важную роль в становлении эмоций. Например, О.А. Черникова, говоря о воспитании эмоциональной стороны личности, отмечает, что важную роль в этом воспитании играет формирование нравственности, в частности, таких качеств, как ответственность, чувство долга [24].
При подходе к воле через рассмотрение волевых качеств личности встает вопрос о тесной связи воли и эмоций, так как большинство волевых качеств включает в свою структуру выраженный эмоциональный компонент.
Как было показано выше, проблема воли часто рассматривается в тесной связи с проблемами мотивации. В данном случае также видна взаимосвязь эмоций и воли, так как мотив по самой своей природе эмоционален, содержит эмоциональную составляющую [10]. Эмоциональность в этом случае выступает как имманентное свойство мотива.
Еще один аспект взаимосвязи мотивации и эмоций раскрывает Я. Рейковский. Он говорит о влиянии эмоций на поведение и об их регуляторной функции. Подчеркивая эту функцию, автор выделяет, в частности, эмоциональные действия. В этом случае речь идет о развернутой деятельности, порожденной эмоцией, стремлением ее выразить. Автор выделяет так называемый эмоционально-мотивационный процесс. Он пишет: «Эмоциональные действия можно рассмотреть как форму мотивированного поведения, так как в данном случае мы имеем дело не с чисто эмоциональной реакцией, а с мотивационным, точнее, эмоционально-мотивационным процессом, направляющим действия на достижение определенной цели» [15. С. 153].
Можно констатировать, что в психологии существует ряд точек зрения на соотношение эмоциональной и волевой регуляции, но в любом случае признается их тесная взаимосвязь. Эта связь настолько тесна, что в ряде случаев трудно провести четкую грань между этими сторонами регуляции деятельности. Механизмы эмоциональной и волевой регуляции настолько тесно переплетены между собой, что можно говорить об эмоционально-волевой регуляции деятельности. Разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в школьных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма.
Литература
- Быков А.В. Экспериментальное изучение волевой регуляции. М., 1999.
- Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. М., 1999.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.2.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.3.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.
- Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков // Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции. Рязань, 1974.
- Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Проблемы формирования личности и волевой процесс. Рязань, 1968. С. 38-45.
- Дако П. Новое исскусство жить. М., 1995.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,1985. 48 с.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
- Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 71-85.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
- Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 101-107.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
- Рудик П.А. Воля и ее воспитание // Уч. зап. ГЦОЛИФК. М., 1945. Вып.1. С. 32-46.
- Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии в спорте. М., 1962. С. 75-89.
- Рудик П.А. Психология. М., 1958.
- Селиванов В.И. Проблема воли в советской психологии // Вопросы психологии. М., 1964. № 1. С. 35-49.
- Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1990. №3. С. 49-58.
- Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.
- Черникова О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов // Проблемы психологии. М., 1962. С. 33-48.
- Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М., 1970.
- Черникова О.А. Волевые действия в спорте // Материалы совещания по психологии. М., 1957. С. 61-70.
- Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993.
- Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Дис.… д-ра психол. наук. М., 1994. 432 с.
Чумаков Михаил Владиславович, кандидат психологических наук, Курганский государственный университет, Курган, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 41844
В прошлом месяце: 318
В текущем месяце: 236
Эмоциональная сфера личности в психологии: особенности, характеристика
По мере познания окружающей среды, действительности, людей или предметов человек испытывает субъективные переживания. Такая психологическая характеристика обуславливается эмоциями, которые отражают внутреннее состояние на внешнее воздействие индивида. Эмоциональная сфера личности в психологии постоянно изучается и дифференцируется, т.к. человек испытывает и ощущает массу чувств, которые сменяют друг друга и указывают на индивидуальные особенности.
Функции эмоций
Эмоции – это психические явления индивида, которые протекают в виде переживаний и отражают субъективную оценку человека к различным ситуациям, в том числе передают отношение об удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей.
Чувственная сфера индивида проявляется в интонации, жестах, в мимических и двигательных реакциях, а также сильные переживания влияют на физиологические процессы, протекающие в организме. Кроме того, эмоции призваны выполнять определенные функции, что важно в процессе жизнедеятельности:
- Познавательная функция предусматривает проявление побуждающих эмоций, которые стимулируют к действию или, напротив, вызывают скуку. Например, если подключилось любопытство, то человек стремится познать все, что связано с этим знанием. Если объект познания не интересен, то появляются негативные чувства.
- Сигнальная функция заключается в том, чтобы оповещать организм и окружающих людей об состоянии человека ввиду удовлетворения или неудовлетворения потребностей. При ощущении дискомфорта эмоции служат источником сигнала для устранения неприятных ощущений или, наоборот, фиксируют источник удовольствия в памяти. При этом некоторые люди способны скрывать собственные переживания, в то же время многие умеют распознавать чужие чувства по вербальным и невербальным признакам.
- Регулятивная – подразумевает то, что эмоции становятся регуляторами внутренних процессов, как психических, так и физиологических. В зависимости от ситуации человека может парализовать страх, он может почувствовать возбуждение или стеснение, что приводит к учащенному сердцебиению, частому дыханию и к другим изменениям в организме. Управление таким процессом невозможно, т.к. оно связано с неосознанными нервными реакциями организма.
По собственному опыту можно судить о том, насколько своеобразна и многообразна чувственная палитра человека. При этом эмоционально волевая сфера подвержена самым разнообразным классификациям. Наиболее понятное и очевидное деление подразумевает положительные и отрицательные проявления. Так, стенические или позитивные эмоции мобилизуют силы человека, повышая активность, но есть еще астенические или негативные, которые вызывают упадок сил.
Структура эмоциональной сферы личности включает в себя три фактора: предмет, переживание и потребность или мотив. Любое событие или явление это предмет для переживания и непроизвольного проявления эмоций. Мотивационный компонент выступает в роли оценки значимости потребности. Таким образом, чувственные переживания связаны с субъективной реакцией человека на удовлетворение потребностей.
Особенности эмоциональной сферы личности
Теории эмоций зрелого человека изначально связаны с именем Чарльза Дарвина, который в своих ученых трудах описал связь между биологией и психологией эмоциональных явлений. Именно благодаря эволюционным наблюдениям появилась теория об эмоциях, как важном приспособительном механизме, способствующем адаптации к разнообразным жизненным ситуациям. В дальнейшем исследование подхватили У. Джемс и К. Ланге, которые доказали, что для соответствующих эмоций существуют отличительные физические изменения.
В зависимости от различных факторов, влияющих на человека, выделяют множество видов эмоционального состояния, при этом можно выделить несколько фундаментальных:
- Аффект – стремительно и неудержимо протекающее эмоциональное состояние, которое часто неподвластно сознанию и волевому контролю. Развитие аффекта происходит неожиданно, под действием потрясения, в результате которого нарушается концентрация и снижается память.
- Чувства – наиболее простые эмоции, проблема которых состоит в невозможности выражения. В этом случае требуется обогащение чувственного опыта, чтобы осознавать окраску, свойство и оттенок психического процесса.
- Эмоции, как узконаправленное выражение чувств и переживаний по отношению к ситуации и потребностям субъекта.
- Страсть подразумевает практически полное сосредоточение на предмете страсти. Данная эмоция является доминирующей и может вызывать нарушения психологической сферы.
- Настроение считается достаточно устойчивым эмоциональным проявлением, средней интенсивности. При этом на настроение влияют индивидуальные характеристики личности, а диагностика проводится с помощью различных психологических тестов и опросов.
Если кратко выразить суть эмоций, то это переживания и чувства, которые людям довольно сложно контролировать. Но, в настоящее время существуют психотерапевтические методы развития эмоционально волевой сферы, благодаря которым, можно скорректировать и отрегулировать психическое состояние человека. Ведь от чувственного содержания и настроения зависит качество жизни людей, как в социальном аспекте, так и в плане личностных достижений.
Эмоционально-волевая сфера личности
На сегодняшний день в психологии, социологии и других смежных областях знаний эмоции человека и волевая сфера рассматриваются и изучаются, в основном, раздельно (существует множество различных теорий, которые можно считать вполне отражающими реальную особенности изучаемых объектов). Однако существуют научные подходы и точки зрения, на основе которых воля и эмоции рассматриваются в единстве.
О связи воли и эмоций
В процессе жизни у человека возникают проблемы, которые он, так или иначе, решает. Отношение к проблеме, к происходящему вокруг (к любой информации, подлежащей информированию) вызывает эмоции, а попытки участвовать и действовать в ситуации — дополнительные эмоции. То есть иногда человеку приходится преодолевать себя, потому что в своих действиях мы движимы не только желаниями, но и разумом, опираемся на определенные нравственно-ценностные установки. Когда мы преодолеваем себя, мы совершаем волевой акт. С помощью воли мы также можем сознательно воздействовать на эмоциональную сферу. Волевая регуляция сознательно осуществляется субъектом, когда он осознает, что собственные эмоции дезорганизуют его деятельность, направленную на достижение цели. В тех случаях, когда эмоции стимулируют эту деятельность, волевые акты не нужны. Исходя из всего этого, можно (конечно, весьма условно и образно) говорить об эмоционально-волевых механизмах психики.
Как это работает?
Развитие эмоционально-волевой сферы у человека происходит естественным образом только в случаях нормальной социализации с детства. То есть это развитие не происходит само по себе, а обеспечивается обучением у других членов общества.
Об особенностях индивидуального развития
Трудности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции в сфере деятельности определяются особенностями развития психики конкретного человека.
Несовершенство, дисгармоничность и отставание в развитии нравственных качеств у конкретной личности могут привести к серьезным нарушениям эмоционально-волевой сферы, так как волевой акт является не только эмоциональным действием, он часто является нравственным поступком , то есть акт.
Безусловно, эмоционально-волевая сфера психики личности находится во взаимозависимости со сферой нравственных ценностных ориентаций, которая, собственно, и определяет характер мотивации деятельности и, в свою очередь, самооценку субъекта.
Эмоции обеспечивают у человека общую мобилизацию всех (или некоторых) систем организма, а волевые акты, выполняя регуляторные функции в системе «организм-психика», обеспечивают избирательную мобилизацию отдельных отделов этой системы. То есть можно утверждать, что любое сознательное действие человека есть прежде всего акт психофизический, соответствующий уровню личностных возможностей.
О волевых усилиях
Некоторые волевые акты требуют от человека особых волевых усилий в случаях, когда эмоциональная доминанта и внутренние желания противоречат осознанным нравственно-ценностным или ситуативно-деятельностным установкам. Такое состояние личности называется внутренним конфликтом. Разрешение внутреннего конфликта требует особой психофизической и морально-волевой мобилизации, а также анализа, созерцания и рефлексии. Конечно, в реальной жизни у человека не всегда есть время на такие детальные действия (тут включаются приобретенные стереотипы поведения и навыки мышления и действия).
Конечно, стресс, страх, ужас, умственная и физическая усталость снижают интенсивность и эффективность волевых усилий. Включение в процесс действия других людей при совпадении целей увеличивает возможности, так как люди будут взаимно влиять друг на друга при выполнении общей задачи.
Особое значение имеет правильная организация деятельности и психическая регуляция (саморегуляция). В этом вопросе нам есть чему поучиться у восточных психологических практик. Кстати, понимание ценности цели и процесса на Востоке несколько иное, чем на Западе, скажем так, более объемное и целостное.
эмоциональная нестабильность Последние научные статьи
Пашкин С.Б. ◽
◽
Кораблина Елена Петровна ◽
Лисовская Наталья Борисовна ◽
Бражник Евгения Ивановна ◽
…
Черты характера ◽
Психологическое здоровье ◽
Эмоциональная стабильность ◽
Самоконтроль ◽
Анкета личности ◽
Личные факторы ◽
Эмоциональная нестабильность ◽
Фактор С ◽
Отношения ◽
Отношение
Проблема и цель. Вопрос устойчивости сегодня очень актуален. Стремительные социальные, экономические, политические изменения в обществе, скорость технических и технологических изменений влияют на психологическое здоровье человека, провоцируя стрессы, неврозы, неадекватное поведение, депрессивные состояния. Изучение взаимосвязи жизнестойкости и ее компонентов с особенностями личности послужит основой для создания программ развития жизнестойкости, через формирование у студентов личностных характеристик, необходимых для гармоничного развития и профессиональной самореализации в обществе. Цель статьи — выявить и описать взаимосвязь личностных качеств и жизнестойкости студентов. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 50 студентов Российского государственного педагогического университета имени Герцена в возрасте от 20 до 25 лет. Исследование проводилось с октября по декабрь 2020 года (во время пандемии COVID-19).Пандемия) и проводилось дистанционно. с помощью гугл-формы. В исследовании использовались следующие методы: Исследование жизнестойкости (Hardiness Survey, S. Maddy), личностный опросник 5PFQ, Многофакторный личностный опросник 16PF Р. Кеттелл, Т.В. Корнилова Новый опросник толерантности к неопределенности. Для обработки полученных данных использовались методы количественного и качественного анализа; методы описательной статистики, коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Полученные результаты. Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования жизнестойкости и ее связи с личностными факторами у студентов педагогического вуза. Представлены статистические данные, на основе которых выявляется взаимосвязь жизнестойкости и ее компонентов с коммуникативными, интеллектуальными, эмоциональными и регуляторными свойствами человека. В ходе исследования выявлена статистически значимая положительная связь шкалы «Жизнеспособность» с такими показателями Многофакторного личностного опросника 16PF, как фактор А: «замкнутость-общительность» (r = 0,28; p≤0,05), фактор С: «эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость» (r = 0,64; p≤0,05) и др.