Эмоциональный интеллект что это: что такое и как его развивать

Содержание

Что такое эмоциональный интеллект? | PSYCHOLOGIES

Как пережить трудные времена: ежедневные советы Psy

«Живу как во сне, будто я не от мира сего»

«Терзаюсь мыслями, что до меня у девушки был другой»

10 936

Познать себяСлушать своё телоЧеловек среди людей

Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:

  • способность к восприятию и выражению эмоций;
  • способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций;
  • способность понимать свои и чужие эмоции;
  • способность управлять эмоциями.

«По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует. Эти два ума — эмоциональный и рациональный — почти всегда пребывают в согласии, объединяя в корне различные способы познания, чтобы с успехом вести нас в мире, — пишет научный журналист, автор книги об эмоциональном интеллекте Дэниел Гоулман.

— Обычно устанавливается некое равновесие между эмоциональным и рациональным умом: эмоции питают рациональный ум и воодушевляют его на действия, а рациональный ум облагораживает эмоции и в некоторых случаях запрещает их проявление.

В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление — для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный»1.

Для чего нам эмоциональный интеллект? Коуч Леонид Кроль предлагает подойти к этому вопросу с трех разных сторон. Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать.

Чему помогает эмоциональный интеллект?

  • Избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса.
  • Формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно.
  • Лучше понимать людей, «влезая в их шкуру».
  • Получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации.
  • Обрабатывать информацию нелогически.
  • Нетривиально ставить задачи и переформулировать условия.
  • Выходить за пределы предшествующего, структурированного опыта.
  • Проявлять обаяние и харизматичность.
  • Оптимизировать индивидуальность и открытость поведения.
  • Лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира.

Что нам надо знать о нем?

  • Люди живые, даже когда об этом забывают.
  • Чувства все время с нами.
  • Тысячи лет эволюции создали в человеке множество вариантов реакций.
  • Агрессия позитивна, имеет разные формы, лучше их знать и использовать.
  • Мы существа, которые часто бывают рассеянны.
  • Чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова.
  • Или мы управляем привычками, или они нами.
  • Управлять не значит подавлять.
  • Если мы игнорируем чувства — они мстят.
  • Эмоциональный интеллект — это дар, но его легко растратить.
  • Если вы инвестируете в эмоциональный интеллект, вы богаты.
  • Мы думаем телом, если думаем вообще.
  • Видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе.

Что мешает развитию и проявлению эмоционального интеллекта?

  • Принятие чужих «деклараций» — чувств, эмоций, переживаний — за свои (из душевной лени или из чувства самосохранения).
  • Недооценка чувственных переживаний.
  • Страх течения собственной эмоциональной жизни.
  • Неумение чувствовать.
  • Не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни.
  • Спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное».
  • Декларативная, показная эффективность и попытки ее измерять.
  • Страх быть «не таким».
  • Неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины».
  • Желание обобщить, сделать выводы, подвести итог.
  • Незнание себя: собственного обаяния и харизматичности.
  • Показная взрослость и разумность.

1 Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

Текст:Елена ШевченкоИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Лучше соображать, изменить отношение к жизни и стать счастливее: какое занятие помогает так развивать мозг

Бордерлайнеры: 6 симптомов пограничного расстройства личности — проверьте себя

«Я уже три года не могу забыть девушку, в которую был безответно влюблен»

«Парень уже два месяца намеками или прямо отказывает мне в сексе»

Ученые назвали простой способ создать успешную анкету на сайте знакомств

Как вести интимный дневник: 6 главных принципов — улучшите сексуальную жизнь

Как не совершать одни и те же ошибки в отношениях: 5 советов

Тест: Нравится ли партнеру секс с вами?

Эмоциональный интеллект и способы его развития – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Дэниел Гоулман писатель, психолог, научный журналист (США)

Что такое эмоция?

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Как зарождается эмоция?
  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.

Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции

 Чувства

 Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.


 Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.   Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.


Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?


Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.


Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.


Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.



Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект».

Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана

Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю.

Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

 Факт   (ситуация,   человек)


 Мысли    

 Физические   ощущения


 Эмоции    







Шаг второй

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»

Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Совет-бонус

Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

Эмоциональный интеллект | SkillsYouNeed

Многие из нас знают о коэффициенте интеллекта (IQ). Разработанный для измерения интеллектуального интеллекта, он дает оценку по серии тестов. Более высокие IQ указывают на лучшие когнитивные способности или способность учиться и понимать. Люди с более высоким IQ с большей вероятностью преуспеют в учебе, не прилагая такого же количества умственных усилий, как люди с более низкими показателями IQ.

Таким образом, логично предположить, что люди с более высоким IQ будут более успешными на работе и в жизни. Это предположение было доказано неправильно — успех — это нечто большее, чем просто «умничать».

Эмоциональный интеллект (EI или иногда EQ — Emotional Quotient) — более современная концепция, которая была полностью разработана только в середине 1990-х Дэниелом Гоулманом и другими.

Эмоциональный интеллект: определение


Эмоциональный интеллект — это мера способности человека распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей, как индивидуально, так и в группах.


Преимущества более высокого эмоционального интеллекта

  • Людям с более высоким эмоциональным интеллектом легче формировать и поддерживать межличностные отношения и « вписываться в » групповые ситуации.

  • Люди с более высоким эмоциональным интеллектом также лучше понимают свое психологическое состояние, которое может включать в себя эффективное управление стрессом и меньшую вероятность депрессии.

Нет корреляции между показателями IQ и EI.

Другими словами, академические способности (IQ) не связаны с тем, как люди понимают и справляются со своими эмоциями и эмоциями других (EI). В этом есть смысл: мы все встречали очень умных людей, которые, тем не менее, понятия не имели, как вести себя с людьми, и наоборот.

Некоторые люди имеют высокий IQ и низкий эмоциональный интеллект, и наоборот, в то время как некоторые люди получают высокие баллы по обоим показателям, а некоторые нет.

IQ и эмоциональный интеллект пытаются измерить различные формы человеческого интеллекта; наряду с личностью эти меры составляют психику человека.

Эмоциональный интеллект — это та часть человеческой психики, которую мы можем развивать и улучшать, изучая и применяя новые навыки. Вы можете узнать больше об этих навыках на многих страницах SkillsYouNeed. IQ и личность являются более статическими показателями и, вероятно, останутся достаточно постоянными на протяжении всей жизни (хотя вы можете развить свою способность очень успешно проходить тесты IQ).

Для получения дополнительной информации о типах личности вас могут заинтересовать наши страницы Индикаторы типов Майерс-Бриггс (MBTI) и MBTI на практике .

Вы можете найти множество различных тестов, которые помогут вам измерить свой IQ, EI и личность в Интернете и в книгах. Тесты эмоционального интеллекта требуют, чтобы человек, проходящий тест, честно отвечал на вопросы, и поэтому гораздо легче «обмануть» тест EI, чем тест IQ.

В конечном счете, эмоциональный интеллект можно измерить только тем, как человек продвигается по жизни, развивая значимые отношения с другими, его навыки межличностного общения и понимание, его способность управлять своими эмоциями и его личные навыки.

Почему бы не попробовать нашу самооценку навыков межличностного общения, которая включает раздел об эмоциональном интеллекте.



Элементы эмоционального интеллекта

Дэниел Гоулман разделил эмоциональный интеллект на «личностные» и «социальные» компетенции, которые в общих чертах разделены на личные и межличностные навыки в SkillsYouNeed. В каждом из этих разделов есть ряд навыков, которые являются элементами эмоционального интеллекта.

Личные навыки или компетенции Социальные навыки или компетенции
Как мы управляем собой Как мы выстраиваем отношения с другими
  • Самосознание
    • Эмоциональное осознание
    • Точная самооценка
    • Уверенность в себе
  • Саморегулирование
    • Самоконтроль
    • Надежность
    • Добросовестность
    • Адаптивность
    • Инновация
  • Мотивация
    • Диск достижений
    • Обязательство
    • Инициатива
    • Оптимизм
  • Эмпатия
    • Понимание других
    • Разработка других
    • Сервисная ориентация
    • Использование разнообразия
    • Политическое сознание
  • Социальные навыки
    • Влияние
    • Связь
    • Управление конфликтами
    • Лидерство
    • Заменить катализатор
    • Строительные облигации
    • Сотрудничество и сотрудничество
    • Возможности команды
На основе «Работы с эмоциональным интеллектом» Дэниела Гоулмана.

Личные навыки или компетенции

В эмоциональном интеллекте есть три области личных навыков или компетенций.

1. Самосознание

Самосознание включает:

  • Эмоциональное осознание
  • Точная самооценка
  • Уверенность в себе

Самосознание — это умение осознавать и понимать свои эмоции по мере их возникновения и развития. Неправильно думать об эмоциях как о положительных или отрицательных. Вместо этого вы должны думать о них как о подходящих или неподходящих.

Например, гнев обычно ассоциируется с отрицательной эмоцией. Однако это может быть вполне разумная и уместная эмоция в определенных обстоятельствах — эмоциональный интеллект позволяет нам распознать свой гнев и понять, почему возникла эта эмоция.

Эффективная самооценка чувств и эмоций поможет повысить вашу уверенность и самооценку.

Подробнее см. на наших страницах Самосознание и Уверенность .

2. Саморегулирование или самоуправление

Саморегулирование включает:

  • Самоконтроль
  • Надежность
  • Добросовестность
  • Адаптивность
  • Инновация

Научившись осознавать свои эмоции, навык саморегуляции связан с управлением ими надлежащим и пропорциональным образом.

Навыки самоконтроля относятся к эмоциям, которые вы испытываете в любой момент времени или при любых обстоятельствах, и к тому, насколько хорошо вы справляетесь с ними. Самоконтроль является фундаментальной частью этого, но другие аспекты связаны с тем, что вы затем делаете: ведете ли вы себя таким образом, который признан «хорошим» или «добродетельным», или нет.

См. нашу страницу Саморегулирование подробнее.

Мотивация

Последним аспектом эмоционального интеллекта личных навыков является мотивация.

Самомотивация включает наше личное стремление к совершенствованию и достижению, приверженность нашим целям, инициативу или готовность действовать в соответствии с возможностями, а также оптимизм и стойкость.

Самомотивация и личное управление временем являются ключевыми навыками в этой области. Не предъявляйте к себе необоснованных требований, научитесь быть настойчивым, а не просто говорить «да» требованиям других.

См. наши страницы Самомотивация и Тайм-менеджмент для получения рекомендаций и передового опыта.


Социальные или межличностные навыки или компетенции

Межличностные навыки — это навыки, которые мы используем для взаимодействия с другими людьми. Они позволяют нам правильно общаться и строить более прочные и содержательные отношения. Эмоциональный интеллект включает в себя то, как мы понимаем других и их эмоции, а также наши действия и поведение по отношению к ним.

Есть два ключевых аспекта.

1. Эмпатия

Эмпатия – это осознание потребностей и чувств других как индивидуально, так и в группе, а также способность смотреть на вещи с точки зрения других.

Эмпатия помогает нам лучше понимать ситуации других людей.

Это включает в себя понимание других, развитие других, ориентацию на услуги, использование разнообразия и политическую осведомленность.

Часто бывает трудно достичь сочувствия. Научитесь эффективно слушать как вербальные, так и невербальные сообщения других, включая движения тела, жесты и физические признаки эмоций. Используйте вопросы, чтобы узнать больше о других людях и их чувствах, и обратную связь, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли их чувства. Признавайте и уважайте чувства других, даже если вы с ними не согласны, и избегайте комментариев или заявлений, которые носят осуждающий, принижающий, отвергающий или дискредитирующий характер.

Подробнее см. на нашей странице Empathy .

2. Социальные навыки

Социальные навыки охватывают широкий спектр навыков взаимоотношений и межличностного общения. Они варьируются от лидерства до влияния и убеждения и управления конфликтами, а также работы в команде.

Термин « социальные навыки » охватывает широкий спектр навыков и компетенций, многие из которых основаны на самоуважении и личной уверенности. Развивая свои социальные навыки, легкость в общении, умение слушать, умение делиться и заслуживать доверия, вы также становитесь более харизматичным и привлекательным для других.

Это, в свою очередь, повышает самооценку и уверенность в себе, что облегчает позитивный личный диалог и лучшее понимание и принятие собственных эмоций.

См. нашу страницу Социальные навыки в эмоциональном интеллекте , чтобы узнать больше.



Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»


Понимание и развитие эмоционального интеллекта

Узнайте больше об эмоциональном интеллекте и о том, как эффективно управлять личными отношениями дома, на работе и в обществе.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и полны легкой для понимания практической информации.


Вкратце


Работа над своим эмоциональным интеллектом вполне может быть наиболее важным аспектом вашего личного развития.

Исследования показали, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта получают больше удовольствия от карьеры и отношений.

Если вы думаете о том, как улучшить свой эмоциональный интеллект, вы, скорее всего, станете более харизматичными, интересными и привлекательными для других, а также повысите свою самооценку.

Эмоциональный интеллект (для подростков) — Nemours KidsHealth

Больше чем один вид интеллекта

Возможно, вы слышали, как люди упоминают IQ, когда говорят об интеллекте и о том, насколько человек умен. (Например, «Моему брату не нужно учиться так много, как мне, потому что у него очень высокий IQ». ) IQ означает «интеллектуальный коэффициент». Это может помочь предсказать, насколько хорошо кто-то может учиться.

IQ — это всего лишь один из показателей наших способностей. Помимо интеллекта существует множество других видов интеллекта. Например, пространственный интеллект — это способность мыслить в трехмерном пространстве. Музыкальный интеллект — это способность распознавать ритм, каденцию и тон. Спортивные, артистические и механические способности — это другие типы интеллекта.

Одним из важных типов интеллекта является эмоциональный интеллект.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это способность понимать, использовать и управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект иногда для краткости называют EQ (или EI). Точно так же, как высокий IQ может предсказать лучшие результаты тестов, высокий EQ может предсказать успех в социальных и эмоциональных ситуациях. EQ помогает нам строить прочные отношения, принимать правильные решения и справляться с трудными ситуациями.

Один из способов думать об EQ состоит в том, что он является частью того, чтобы быть умным человеком . Понимание людей и умение ладить с ними помогает нам добиться успеха практически в любой сфере жизни. На самом деле, некоторые исследования показывают, что EQ важнее, чем IQ, когда речь идет об успеваемости в школе или успехах на работе.

Некоторые люди от природы обладают хорошими навыками EQ. Над ними должны работать другие. Хорошая новость заключается в том, что каждый может стать лучше. В отличие от IQ, люди могут улучшить свой эмоциональный интеллект , если они знают, что делать.

P

Улучшение EQ

Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию нескольких различных навыков:

Осознание своих эмоций

Большинство людей в течение дня испытывают множество различных эмоций. Некоторые чувства (например, удивление) длятся всего несколько секунд. Другие могут оставаться дольше, создавая настроение счастья или печали. Способность замечать и точно обозначать эти повседневные чувства — самый базовый из всех навыков EQ.

Осознание эмоций — простое замечание их так, как мы их чувствуем, — помогает нам управлять своими эмоциями. Это также помогает нам понять, что чувствуют другие люди. Но некоторые люди могут прожить весь день, не замечая своих эмоций. Практикуйтесь в распознавании эмоций, когда вы их чувствуете. Назовите их в уме (например, скажите себе: «Я благодарен», «Я разочарован» и т. д.). Сделайте ежедневной привычкой осознавать свои эмоции.

Понимание того, что чувствуют другие и почему

Люди естественным образом созданы для того, чтобы пытаться понять других. Частью EQ является способность представить, как другие люди могут чувствовать себя в определенных ситуациях. Это также о понимании того, почему они чувствуют то, что они делают.

Способность представить, какие эмоции может испытывать человек (даже если вы на самом деле этого не знаете), называется эмпатией. Эмпатия помогает нам заботиться о других и строить хорошие дружеские отношения. Он подсказывает нам, что говорить и как вести себя с тем, кто испытывает сильные эмоции.

Управление эмоциональными реакциями

Мы все злимся. У всех нас есть разочарования. Часто важно выразить то, что вы чувствуете. Но управлять своей реакцией означает знать , когда , , где , и , как выражать себя.

Когда вы понимаете свои эмоции и умеете ими управлять, вы можете использовать самоконтроль, чтобы сдерживать реакцию, если сейчас неподходящее время или место для ее выражения. Тот, у кого хороший EQ, знает, что неуважительная, слишком напряженная, слишком импульсивная или вредная реакция на эмоции может повредить отношениям.

Выбор настроения

Частью управления эмоциями является выбор настроения. Настроения – это эмоциональные состояния, которые длятся некоторое время. У нас есть сила решить, какое настроение подходит для ситуации, а затем войти в это настроение. Выбор правильного настроения может помочь кому-то получить мотивацию, сосредоточиться на задаче или попробовать еще раз вместо того, чтобы сдаваться.

Люди с хорошим EQ знают, что настроение — это не только то, что с нами происходит. Мы можем контролировать их, зная, какое настроение лучше всего подходит для конкретной ситуации и как войти в это настроение.

P

EQ: В разработке

Эмоциональный интеллект развивается по мере взросления. Если бы это было не так, все взрослые вели бы себя как маленькие дети, выражая свои эмоции физически через топот, плач, удары, крики и потерю контроля над собой!

Некоторые навыки, составляющие эмоциональный интеллект, развиваются раньше. Они могут показаться проще: например, распознавание эмоций кажется простым, если мы знаем, на что обращать внимание. Но навык EQ управления эмоциональными реакциями и выбора настроения может показаться труднее освоить. Это потому, что часть мозга, отвечающая за самоуправление, продолжает развиваться после подросткового возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *