Эмоциональный интеллект это: Эмоциональный интеллект: что это такое, как развить свой EQ

Содержание

Эмоциональный интеллект: что это такое, как развить свой EQ

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность личности осознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Как развить эмоциональный интеллект, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится к его составляющим и как научиться контролировать свои эмоции — в материале Forbes Life

Как наука определяет понятие эмоционального интеллекта

Эмоциональным интеллектом современная психология называет умение человека распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также его способность считывать, понимать и влиять на эмоции другого человека. В практическом смысле это совокупность навыков, благодаря которым человек понимает, что его эмоции могут управлять его поведением и влиять на окружающих — причем не только позитивно, но и негативно.

Умение контролировать и сдерживать собственные чувства и не давать им брать верх над тем, как человек ведет себя и какое влияние он оказывает на близких, важно во многих случаях — при обычном общении, нехватке ресурсов, трудностях или успехах в работе, планировании перемен в жизни и не только. В английском языке для обозначения эмоционального интеллекта по аналогии с IQ используется аббревиатура EQ — «emotional quotient», или «эмоциональный коэффициент», а также сокращение EI — «emotional intelligence». 

Впервые об этом навыке в психологическом сообществе заговорили в начале ХХ века. «Эмоциональный интеллект появился в концепции «социального интеллекта» Эдварда Ли Торндайка в 1920 году. Затем эту идею развивал психолог Говард Гарднер, который в 1983 году подробно разрабатывал теорию множественного интеллекта, утверждая, что интеллект включает в себя восемь различных форм», — поясняет психолог, специалист сети клиник доказательной медицины DocMed и DocDeti Никита Прилепский.

 

Вклад в развитие теории эмоционального интеллекта в начале девяностых внесли и исследователи Питер Саловей и Джон Майер — согласно их определению, эмоциональный интеллект представляет собой «форму социального интеллекта, которая включает в себя способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства, различать их и использовать знания о них для того, чтобы управлять своим мышлением и действиями». Изучая это явление, Саловей и Майер также провели эксперимент и показали группе людей трогательный фильм: те зрители, кто умел определять и корректно называть свои эмоции, оправился после его просмотра быстрее тех, у кого таких навыков не было. Таким образом, исследователи подтвердили выдвинутую ими гипотезу, согласно которой люди, способные различать психологические ощущения, в сравнении с остальными более приспособлены к управлению собственными эмоциями.  

Позднее к изучению нового понятия подключился и американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман, выпустивший в 1995 году книгу «Эмоциональный интеллект». В ней он выдвинул радикальное предположение: успеху в карьере человека способствует в большей степени не столько набор знаний, полученных благодаря высшим учебным заведениям, и общая образованность, сколько развитость именно эмоционального интеллекта и умение различать свои эмоции.

Материал по теме

От импульсивности к контролю: из чего состоит эмоциональный интеллект

По мнению психолога Никиты Прилепского, в современной доказательной медицине эмоциональный интеллект корректно разбивать на девять составных компонентов, которые выделили исследователи Атанасиос Дригас и Кара Папуци. «Эта модель в виде пирамиды из девяти уровней приводит к эмоциональному единству в своей вершине: человек пытается достичь последнего уровня пирамиды, потому что на каждой ступени он культивирует значительные эмоциональные, когнитивные и метакогнитивные навыки. Все они являются важными ресурсами для успеха в личной и профессиональной сферах, межличностных отношениях и в жизни в целом», — комментирует психолог.

Согласно теории, основа эмоционального интеллекта — это эмоциональные стимулы. «Каждый день мы получаем много информации — стимулов из окружающей нас среды, ее событий или явлений. Нам нужно включить эту информацию и различные стимулы в категории, потому что они помогают нам лучше понять мир и людей, которые нас окружают, — объясняет Прилепский. — Когда происходит то или иное событие, наше сознание получает сенсорный стимул. Мысли обрабатывают его и производят отдельные эмоциональные стимулы для каждой из эмоций, которые будут затронуты. Эмоциональные стимулы обрабатываются мыслительным механизмом, который определяет, какие эмоции чувствовать, и вызывает эмоциональную реакцию, которая может повлиять на наше поведение. Эмоциональные стимулы, как правило, приоритезируются в восприятии, обнаруживаются быстрее и получают доступ к сознательному пониманию».

Следующая ступень — распознавание эмоций, нередко даже нескольких и выраженных одновременно. «Распознавание эмоций — это способность точно расшифровывать выражения чужих чувств, обычно передаваемых по невербальным каналам — мимикой, движениями тела. Этот навык связан с социальными способностями и взаимодействием, так как невербальное поведение является надежным источником информации об эмоциональных состояниях других. Способность выражать и распознавать эмоции в других является важной частью ежедневного человеческого взаимодействия и межличностных отношений, поскольку она представляет собой критический компонент социально-когнитивных способностей человека», — поясняет психолог. 

Третью ступенью исследователи считают самосознание — четкое восприятие вашей личности, включая ее сильные и слабые стороны, мысли, убеждения, мотивы и чувства. Чем выше уровень самосознания, тем сильнее способность человека корректировать собственные мысли, эмоции и, следовательно, свое поведение.

Вслед за самосознанием идет самоуправление — то есть умение контролировать свои реакции так, чтобы они не были импульсивными и внезапными. «Самоуправление помогает человеку стать более гибким, экстравертным, восприимчивым и в то же время — менее критическим к ситуациям и менее реакционным на отношение людей, — говорит Прилепский. — Когда вы узнали свои чувства и приняли их, вы сможете лучше управлять ими, использовать их продуктивно для вас самих. Это не означает, что вы должны сдерживать негативные эмоции, но если вы их осознаете, вы можете изменить свое поведение и внести изменения в то, как вы реагируете и управляете своими чувствами, даже если последние негативны». 

Пятой частью эмоционального интеллекта исследователи считают социальную осведомленность — то есть понимание человеком, как он реагирует на различные социальные ситуации, и его способность эффективно менять свое взаимодействие с другими людьми, чтобы достичь наилучших результатов.

Такого рода осведомленность невозможна без эмпатии, благодаря которой мы можем ставить себя на место окружающих, понимать другого человека как личность, распознавать его чувства и эмоции.

«С сочувствием мы можем ментально воспринимать других с их собственной точки зрения и играть активную роль в их проблемах. Конечным результатом социальной осведомленности является постоянное развитие социальных навыков и процесс постоянного совершенствования личности», — рассказывает психолог. Он добавляет: «После развития социальной осведомленности следующим уровнем в пирамиде эмоционального интеллекта является уровень социальных навыков. Эти способности варьируются от возможности настроиться на чувства другого человека и понять, как он себя чувствует и думает о вещах, быть отличным сотрудником и командным игроком до опыта в эмоциях других и на переговорах. Все дело в способности получать лучшее от других, вдохновлять и влиять на них, общаться и строить связи с ними, а также помогать им меняться, расти, развиваться и разрешать конфликты».

Социальные навыки в области эмоционального интеллекта могут включать влияние, лидерство, развитие других, коммуникацию, катализатор изменений, управление конфликтами, построение связей, командную работу и сотрудничество. Опыт в эмоциях можно охарактеризовать как способность повышать чувствительность к эмоциональным параметрам и способность не только точно определять актуальность эмоциональной динамики для переговоров, но и способность стратегически разоблачать эмоции человека и реагировать на эмоции, исходящие от других.

«Как только все шесть из этих уровней были достигнуты, человек готов к самореализации — осуществлению личного потенциала. Важно отметить, что самореализация — это непрерывный процесс становления, а не совершенное состояние, которого человек достигает и останавливается», — говорит Прилепский. Он также отмечает: самореализация — одно из важнейших элементов EQ. «Это мера вашего чувства, что у вас есть существенная личная приверженность жизни и что вы предлагаете миру что-то такое, что очень важно для вас», — поясняет психолог. Именно самореализация, в свою очередь, становится стартом следующего, восьмого уровня пирамиды — трансцендентности, которая подразумевает способность человека помочь другим самореализоваться и найти способы для этого. «Трансцендентность, или самопревосхождение, тесно связана с самооценкой, эмоциональным благополучием и глобальным сопереживанием. Самопревосхождение — это опыт видеть себя и мир таким образом, чтобы не препятствовать границам идентичности эго. Это включает в себя повышенное чувство смысла и актуальности для других и для мира», — разъясняет специалист. Самопревосхождение может быть выражено различными способами, поведением и перспективами, такими как обмен мудростью и эмоциями с другими, интеграция физических/естественных изменений старения, принятие смерти как части жизни, заинтересованность в том, чтобы помогать другим узнавать о мире, способность оставить потери позади и поиск духовного значения в жизни.

Вершиной же этой пирамиды компонентов эмоционального интеллекта, по версии исследователей, является эмоциональное единство. «Это намеренно позитивно ориентированная динамика в том смысле, что она направлена на достижение и сохранение доминирования эмоций, которые информируют субъекта о том, что он или она контролирует ситуацию или обстановку в общепринятой форме», — рассказывает Прилепский. «Эмоциональное единство — это внутренняя гармония. В эмоциональном единстве человек чувствует сильную радость, мир, процветание и сознание высшей истины и единства всего. В симбиотическом мире то, что вы делаете для себя, вы в конечном итоге делаете для другого. Все начинается с нашей любви к себе, чтобы мы могли направить это важное чувство на все, что существует вокруг нас», — поясняет психолог. 

Материал по теме

Как развить свой EQ: способы, подсказки и советы 

Понять, насколько развит ваш эмоциональный интеллект, помогает рефлексия его компонентов: чем большее их число вам знакомо и освоено на практике, тем выше уровень EQ. «Совершенствование эмоционального интеллекта может принести много положительных преимуществ жизни людей, которые занимаются его развитием. Когда дело доходит до счастья и успеха в жизни, эмоциональный интеллект имеет такое же значение, как и интеллектуальные способности, или IQ», — объясняет Прилепский. «С помощью EQ вы признаете, принимаете и контролируете свои эмоции и эмоциональные реакции, а также понимаете эмоции других людей. Вы больше узнаете о себе и переходите к пониманию себя в глазах других людей, учитесь сосуществовать с окружающими», — добавляет специалист. Эмоциональный интеллект, по его словам, учит человека контролировать свои импульсы, выживать, несмотря на невзгоды и трудности, надеяться и испытывать сопереживание. Эмоциональный интеллект включает в себя еще и когнитивные функции, такие как внимание, память, регулирование, рассуждения, осведомленность, мониторинг и принятие решений, — и развитие каждого из них способствует в том числе и совершенствованию самого EQ.

Чтобы развить собственный эмоциональный интеллект, психологи рекомендуют чаще заниматься самоанализом. Определить уровень развития EQ, по словам экспертов, можно благодаря онлайн-тестам, однако забывать о необходимости его повышения все равно не рекомендуется. Специалисты медицинского портала MindTools советуют чаще прибегать к следующим практикам, помогающим лучше осознать свою эмоциональность и научиться распознавать собственные психоэмоциональные состояния:

  1. Наблюдайте за своей реакцией на окружающих: проанализируйте, какие эмоции у вас возникают от коммуникации с ними, попробуйте поставить себя на место другого человека и понять, какие эмоции он испытывает, что чувствует и каких целей пытается достигнуть;
  2. Проследите, как вы реагируете на стрессовые ситуации. Старайтесь сдерживать свои эмоции или, по крайней мере, не давать им брать верх над вами и толкать к импульсивным поступкам. Анализируйте, что именно у вас вызывает то или иное чувство и почему;
  3. Принимайте ответственность за свои действия. Учитесь понимать, что ваши поступки могут оказывать влияние на окружающих, и, если они приносят отрицательный эффект, постарайтесь честно признаться в собственной ошибке. Для того чтобы это случалось реже, попробуйте поставить себя на место другого человека и предугадать, какое значение будет иметь для него то или иное ваше действие.

Академической диагностикой эмоционального интеллекта занимаются и специалисты Гарвардского университета: согласно их исследованиям, людей с низким уровнем EQ отличают неуверенность в себе, склонность расстраиваться или быть ведомыми собственными эмоциями, а также постоянное ощущение, что их не понимают окружающие. Тех, у кого EQ развит на высоком уровне, выделяет понимание связи своих эмоций и поступков, умение оставаться «в трезвом уме» при стрессовых ситуациях, способность влиять на других ради достижения цели и навык находить общий язык с «трудными» людьми. Исследователи также предлагают три способа, которые могут помочь развить эмоциональный интеллект самостоятельно:

  1. Распознавайте свои эмоции и обозначайте их. Проследите, какие чувства у вас возникают при стрессе, к каким действиям они приводят, насколько эффективны эти действия и как их можно изменить так, чтобы они принесли положительный результат;
  2. Не бойтесь спрашивать мнения окружающих. Коллеги, друзья или родственники могут подсказать вам, как со стороны выглядит ваши действия и как на них влияет ваша эмоциональность, насколько вы эмпатичны, как ведете себя во время конфликтов. Их оценка позволит посмотреть вам на себя извне и лучше понять, как вы выстраиваете отношения с людьми вокруг вас;
  3. Читайте произведения, персонажи которых отличаются многогранным и неоднозначным характером. Такой метод позволяет вам увидеть мир глазами другого человека, изучить его ментальность, понять его мысли и мотивации и развить вашу собственную эмпатию в реальной жизни. 

Материал по теме

Как помочь ребенку повысить его эмоциональный интеллект

Если взрослые могут «прокачать» собственный EQ самостоятельно, то детям в развитии эмоционального интеллекта не обойтись без помощи родителей. Начинать развивать эмоциональный интеллект ребенка можно еще с дошкольного возраста, так как главное в этом вопросе — доверие между ним и родителями. Специалисты американского Института Готтмана, который занимается исследованием семейных отношений, предлагают следующие шаги, которые могут помочь взрослым развить эмоциональный интеллект детей и научить их управлению собственными чувствами:

  1. Рассматривайте эмоции свои детей как возможность коммуникации с ними. Наблюдайте за их чувствами и попробуйте вместе обсуждать их;
  2. Слушайте и валидируйте эмоции детей. Говорите, что вы понимаете их чувства, проявляйте поддержку;
  3. Помогайте детям выражать свои эмоции словесно: внимательно выслушайте, что описывает ребенок, дайте ему подсказку в том, как охарактеризовать его чувства, объясните, что это такое и как может проявляться;
  4. Помните, что любые эмоции допустимы, но не каждое поведение должно быть приемлемым. Помогите ребенку справляться с его чувствами самостоятельно, научите его вести себя таким образом, чтобы он не навредил себе или окружающим — например, используя ограничения и заранее обговорив, что можно делать при ощущении определенного чувства, а что — нельзя. 

Специалисты напоминают: когда эмоции «зашкаливают», взрослые могут делать то, чего обычно себе не позволяют. В случае же с ребенком пик эмоций не так обязателен — даже не переживая сильного стресса, он может вести себя так, как не хотели бы взрослые. Уже с четырех лет они могут затыкать уши, когда слышат гром, или закрывать глаза, если им страшно, — такое поведение нормально для детей, но странно для взрослых. Именно поэтому уже в этом, дошкольном возрасте взрослым важно выстраивать с детьми коммуникацию таким образом, чтобы они учились не давать эмоциональности брать верх над своим поведением и выражать свои чувства так, чтобы решать какую-либо проблему или ее источник, а не убегать от него.  

Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта

В своей жизни мы все становимся свидетелями удивительных событий: человек с высоким коэффициентом терпит неудачу, а имеющий скромные показатели по этому тесту оказывается на удивление успешным в карьере и других сферах. Это случается нередко и заставляет нас задавать себе вопросы.

Какие еще факторы влияют на успех в жизни? Что нужно для счастья? Какие навыки в себе стоит развивать, чтобы научиться справляться с жизненными неудачами и быть стрессоустойчивым? Полагаем, вы и сами неизменно давали себе один и тот же ответ: эмоции. Именно эмоции способны превратить нашу жизнь в рай или ад. А для того, чтобы научиться ими управлять, нужно повышать свой эмоциональный интеллект.

Содержание:

  1. Важность эмоционального интеллекта в 21 веке
  2. Разница между IQ и эмоциональным интеллектом
  3. Эмоциональный интеллект: недостающее звено в успехе
  4. Можно ли повысить эмоциональный интеллект?
  5. Проверочный тест

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence, EQ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями.

Слово «интеллект» в этом понятии появилось не случайно: скорее всего это был ответ на неспособность тестов на IQ предсказать успех человека в жизни. Психологи, исследовавшие природу эмоций, пришли к выводу, что успешные люди становятся таковыми прежде всего из-за своего умения ладить с людьми и уже затем благодаря своему интеллекту. Сам же тест IQ не учитывал эти способности.

Так чем же так важен эмоциональный интеллект и зачем его нужно повышать?

Важность эмоционального интеллекта в 21 веке

Почему эмоциональный интеллект так важен именно в 21 веке? Конечно, он имел значение и раньше, особенно для выживания, но сейчас многое изменилось. Развитие коммуникационных технологий и интернета привело к тому, что мы находимся в постоянном контакте с другими людьми, даже если многие из них находятся на значительном расстоянии от нас.

В прошлые столетия человек проводил солидную часть своей жизни в поле или на заводах, зарабатывая на жизнь физическим трудом. Ты должен был работать, иначе умрешь, поэтому человеку даже мотивировать себя дополнительно не приходилось. Современный человек (даже в развивающихся странах) вполне обеспечен: у него есть кров над головой, еда на столе и вода в стакане. Поэтому ему, а особенно его детям, не нужно лезть из кожи вон, чтобы не умереть. И именно умение себя мотивировать становится необычайно важным в 21 веке. Мотивация имеет непосредственное отношение к умению управлять своими эмоциональными состояниями, вводить себя в них (пусть даже искусственно) и добиваться успеха в жизни.

Итак, в нашем веке мы все меньше занимаемся физическим трудом и все больше интеллектуальным и эмоциональным. Мы общаемся с другими людьми, испытываем стресс, когда что-нибудь идет не так, и пытаемся себя мотивировать, отучая от эмоциональной привязанности удовлетворять сиюминутные потребности.

Работая на заводе, вам нужно было выполнять норму производства деталей, работая дизайнером или переводчиком, одна из ваших главных задач — умение находить общий язык с людьми. Логика работает не во всех случаях, поэтому апеллирование к эмоциям выходит на первый план. Если вы научились направлять эмоции людей в определенное русло, перед вами открываются невероятные возможности.

Стив Джобс был в этом мастером. Он продавал не технику, а эмоции, которые дарила эта техника. Он знал о человеческих потребностях и понимал, как направлять их эмоции в определенном направлении. Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей.

Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью. Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью. Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями.

Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью. Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними.

Разница между IQ и эмоциональным интеллектом

Что такое IQ? Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека. IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями.

Коэффициент интеллекта измеряется количественно и определяет, насколько легко мы обучаемся новым вещам, как удерживаем и припоминаем информацию, умеем сосредоточиться на упражнениях и заданиях, обращаемся с числами, включаемся в процесс мышления, решаем проблемы, думаем абстрактно и аналитически. Если ваш уровень интеллекта больше 100, это означает, что во всех вышеперечисленных навыках вы довольно успешны. Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что IQ не имеет никакого значения для успеха человека в жизни. Все эти навыки являются невероятно важными: это значит что ваш мозг все время развивается и вы способны находить неожиданные решения.

Однако хотите вы этого или нет, помимо мозга у вас существует нервная система. Да и сам мозг выполняет не только математические задачи, он еще и способен испытывать эмоции. И вот где возникают серьезные проблемы. Вы можете иметь самый высокий уровень интеллекта на планете, но это не будет значить ровным счетом ничего, если вам не удастся справиться со своей психологией, своими эмоциями.

Если вы видели фильм «Умница Уилл Хантинг», то могли убедиться, что даже вундеркинд будет работать уборщиком, если не захочет добиться успеха в жизни. Герой Мэтта Дэймона просто не умеет или не хочет себя мотивировать на то, чтобы преуспеть в жизни. В жизни случаются и другие примеры: невероятно умный человек не может добиться чего-нибудь серьезного в жизни, несмотря на то, что страстно этого желает. В обоих примерах речь идет о важности эмоционального интеллекта.

Мы все приходим в восторг от одной новости, которую и так инстинктивно знали: IQ не является единственным фактором, при помощи которого можно достичь успеха. Конечно, мы должны развивать свой интеллект, однако помимо этого отчаянно нуждаемся в хороших эмоциональных способностях.

Ответьте себе на вопрос: какой дизайнер (музыкант, хирург, бизнесмен, маркетолог) добьется большего в жизни при всех прочих равных условиях, но при разном уровне эмоционального интеллекта? Например, представим, что вы дизайнер и пытаетесь устроиться на работу. У вас есть конкурент, который обладает идентичными с вами профессиональными навыками. Разница лишь в том, что вы оптимистично настроены, полны энтузиазма, умеете находить общий язык с клиентами и будущим боссом, тактичны и стрессоустойчивы.

Так кого же возьмут на работу? Кто будет двигаться по служебной лестнице? Поставьте себя на место босса. Кого вы возьмете на работу при всех прочих равных условиях? Приятного в общении профессионала или неприятного в общении профессионала? Мало того, достигают успеха даже те люди, чей профессиональный уровень ниже, чем у его конкурентов.

Да, существуют профессии, для которых уровень эмоционального интеллекта не особо важен. Например, уборщик или строитель. В этих профессиях больше ценятся профессиональные и технические навыки, никто от вас не будет непременно требовать эффективного взаимодействия с людьми.

Эти люди вполне способны выполнять свою работу качественно, некоторые из них неплохо зарабатывают и у них есть многие блага для хорошей жизни. Но что насчет любовных и дружеских взаимоотношений? Что насчет понимания эмоций других людей с тем, чтобы помогать им справляться с трудностями? Люди с низким эмоциональным интеллектом могут быть успешными на своей работе, но при первых проблемах испытывают неимоверные трудности. Если такого человека уволят с работы, он будет подвержен сильнейшему стрессу и впадет в депрессию. Он может пойти на несколько собеседований подряд, потерпеть неудачу и пребывать во фрустрации.

Вы слышали когда-нибудь о колесе жизни? Это техника определения личных приоритетов, которая учит нас одной важной мысли: количество часов, выделенных одной сфере жизни, влияет на ее качество. Вы можете все свое время тратить на развитие технических навыков, но вместе с этим начнут провисать другие аспекты вашей жизни — здоровье, семья, отдых, друзья, хобби, саморазвитие. Вы просто не сможете быть счастливыми, если преуспеете в чем-то одном. Великие, поистине великие люди были счастливыми, потому что умели находить грамотный баланс.

Человек не сможет быть удовлетворенным жизнью, если не возьмет свои эмоции под контроль и не сможет их использовать себе во благо. Он будет работать ради зарплаты, тратить деньги на вещи, которые как он думает, дадут ему ощущения счастья, но будет чувствовать себя подавленным и раздраженным.

Внешние факторы никогда не сделают человека счастливым, счастье всегда идет изнутри. Чтобы радоваться жизни, нужно изменить если и не свою психологию, то хотя бы взять под контроль свои эмоции.

Ведь что такое, в сущности, подавленность? Она редко бывает физической, это скорее состояние мыслей и эмоций. Вы испытываете негативные эмоции и у вас появляются подкрепляющие ваше настроение мысли. Или наоборот, вы снова и снова прокручиваете одну и ту же неприятную мысль, благодаря чему это накручивание вызывает у вас негативную эмоцию. Эта эмоция растягивается во времени и вы получаете плохое настроение. Дальше меланхолия, депрессия, ощущение никчемности, неуверенность в своих силах.

Так уж устроена наша психика, что нас привлекают жизнерадостные, оптимистично настроенные люди, а не раздраженные и вечно не удовлетворенные. Почему? Эмоции действуют как вирус, влияние другого человека на наши эмоции переоценить невозможно. Если мы длительное время общаемся с угрюмым пессимистом, это настроение передается и нам. Когда же мы имеем дело с приятным, располагающим к себе человеком, мы чувствуем себя лучше. Человек, который умеет решать логарифмические уравнения вызывает уважение, но если он портит вам настроение своим присутствием, вы захотите держаться от него подальше.

Можно сделать простой вывод: симбиоз IQ и EQ позволит человеку добиться значительных успехов. Если вы умеете мыслить логически, анализировать информацию и при этом ладите с людьми, умеете мотивировать себя и их, тогда у вас наверняка все получится.

Эмоциональный интеллект: недостающее звено в успехе

Если вы помните свой выпускной класс, то наверняка интересовались успехами своих бывших одноклассников. Что случилось с самыми умными учениками? Достигли ли они больших высот? Возможно вы также вспомните одноклассника, который не блистал высокими оценками и теперь открыл собственную компанию. Даже если у вас нет примеров из жизни, вы наверняка слышали подобные истории от своих друзей. Никто не мог представить, что этот отпетый троечник через десять лет будет успешным и приятным человеком.

Мы все знаем, что сложно выявить настоящий талант в примитивной школьной модели измерения достижений. Мы также подсознательно понимаем, что существует большая разница между сообразительностью в классе и сообразительностью в реальной жизни. Мир постоянно меняется (современный мир особенно), но кто или что учило нас быть гибкими? Мы приобретали знания, которые казались незыблемыми, а спустя несколько лет понимали, что они не помогают ни заработать, ни быть счастливыми.

В книге Томаса Стэнли «The Millionaire Mind» приведены результаты опроса 733 мультимиллионеров США. Их попросили оценить факторы, которые обеспечили им успех. Вот первые пять лидирующих факторов:

1 Честность перед другими людьми.
2 Дисциплина.
3 Умение ладить с людьми.
4 Поддержка супруга\супруги.
5 Высокая трудоспособность.

Все пять факторов являются отражениями эмоциональных способностей.

Есть еще один вопрос, на который нужно найти ответ.

Что такое успех?

Давайте определим понятие успеха как «способность ставить и добиваться личных и профессиональных целей». Однако разумеется все не так просто.

Персональное определение успеха совершенно естественно и изменяется со временем. Мы преследуем разные цели в связи с возрастом, набираясь все больше опыта. Юношеский идеализм переходит во взрослое осознание реальности и необходимости компромиссов. Став более мудрыми, мы понимаем, что успех лишь тогда является таковым, когда приходит к нам в разных сферах. Разные аспекты жизни ставят свои условия.

Какую роль вы исполняете в данный момент? Работника, лидера, родителя?
Хотите ли вы получать больше денег, продвигаясь по служебной лестнице, или наслаждаться семейной жизнью?

Нельзя обойти вниманием и о понятиях общества об успехе. Долгое время финансовое положение человека считалось показателем успешности в жизни. Мы все знаем вопрос «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Такой подход к успеху не мог принести ничего хорошего. Мы снова возвращаемся к колесу жизни: современный человек все отчетливее понимает, что понятие успеха искажено и понимается неправильно. Счастье формирует не только заработная плата и дорогая машина, но и (и скорее в первую очередь) личные и семейные взаимоотношения, физическое здоровье, всеобщее признание, ощущение значимости своей деятельности.

Можно ли повысить эмоциональный интеллект?

Простой ответ: можно. Пол, возраст и этническое происхождение не имеют никакого значения. Уровень вашего эмоционального интеллекта меняется и без вашего участия, только это происходит хаотично.

Чем выше уровень вашего эмоционального интеллекта, тем более вы будете успешны как родитель, работник, лидер или друг. Даже если бы вы жили на необитаемом острове, вы нуждались бы в управлении своими эмоциями.

С годами мы становимся мудрее, приобретаем опыт и учимся. И одна из вещей, которую четко и ясно понимаем — равновесие эмоций и разума дает самые лучшие результаты.

Кстати, не стоит путать эмоциональный интеллект с личностью и характером.

Мужчины гораздо более склонны недооценивать важность развития эмоциональных способностей, возможно из-за подозрения, что они сами эмоционально ограничены. Тем не менее, вы заметите, что те мужчины, которые научились справляться со своими эмоциями, достигают намного большего.

Другие пренебрежительно относятся к эмоциональному интеллекту, считая его женской прерогативой и считая, что в наше время коэффициент интеллекта IQ притесняется или даже высмеивается. Это тоже неправда: IQ и EQ скорее дополняют друг друга, они способны продуктивно и мирно сосуществовать. Во всяком случае вы должны иметь достаточный уровень IQ для того, чтобы понять, на что способен EQ и какие преимущества может привести его развитие.

В человеке все должно быть гармонично. Если вы делаете упор на понимание эмоций и все время тратите на повышение эмоционального интеллекта, то может быть и станете приятным человеком, но все же не сможете открыть собственную компанию, логически мыслить и анализировать информацию. Если вы развиваете только коэффициент интеллекта, то становитесь подверженным стрессу и не умеете развивать хороших отношений с другими людьми. Словом, вам ничего не мешает развивать эти два интеллекта одновременно — в этом будет несравненно больше пользы, чем делать упор лишь на одном.

В этом уроке мы осознали важность эмоционального интеллекта и сравнили его с коэффициентом интеллекта. Мы выяснили, что только грамотный симбиоз двух этих способностей позволит добиться успеха практически в любой области жизни.

В следующем уроке мы говорим об истории эмоционального интеллекта и его моделях. Мы увидим, что разные психологи призывают совершенствовать разные навыки для того, чтобы научиться управлять своими и чужими эмоциями. Тем не менее, у всех моделей есть и похожие черты, которые мы рассмотрим в дальнейшем.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.