Эмоциональный компонент это: ‘ ‘ — » — NotaBene.ru

Содержание

Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемических процессов

Что мы лучше запоминаем? То, что заучили специально, или то, что случайно запечатлелось в нашей памяти? Почему мы не можем вспомнить факт или случай, которые, казалось бы, должны помнить? Какой материал лучше удерживается в памяти: тот, что связан с позитивным или с негативным опытом? Все ли забытое действительно утрачено? Так вкратце можно сформулировать вопросы, на которые отвечает данный раздел главы.

Эмоциональный компонент памяти. Память и стресс

Пожалуй, все психологи сходятся в том, что эмоции оказывает значительное влияние на процессы памяти. Однако часть из них считает, что преимущество как при фиксации, так и при воспроизведении отдается позитивно эмоционально окрашенным событиям. Например, представители психоанализа придерживаются мнения, что неприятные воспоминания, связанные с психологической травмой, с трудом проникают в сознание, в то время как приятные не встречают на своем пути никаких преград. В литературе (не только психоаналитической) встречается множество описаний забывания травмирующих фрагментов прошлого опыта. В классической работе представителя французской социологической школы П. Жане описан случай некой Ирен, которая была настолько потрясена смертью матери, что в течение долгого времени не могла вспомнить это событие и отказывалась признать, что ее матери больше нет в живых.

Сторонники эволюционных идей считают, что логика биологического развития человеческого вида диктует иную точку зрения: негативный опыт должен запоминаться лучше, так как он представляется более важным для адаптации организма в агрессивной среде. Чтобы справиться с угрозой, необходимо понять ее источники и возможные последствия, другими словами, максимально полно переработать тревожную информацию и сохранить ее для последующего использования в аналогичных случаях. Теория мобилизации-минимизации С. Тейлора (S. Taylor, 1991) утверждает, что опасные стимулы вызывают самую глубокую когнитивную переработку и наиболее надежно отпечатываются в памяти. Однажды столкнувшись с негативным опытом, человек пытается путем внутреннего повторения максимально достигнуть полного осмысления ситуации, разрешить проблему, чтобы быть подготовленным к дальнейшему противодействию обстоятельствам, и поэтому хорошо запоминает его (Е. Клингер, П. Барда, М. Максейнер — Е. Kliriger, P. Barda, М. Maxeiner, 1980). Среди советских психологов аналогично рассуждал П.П. Блонский.

Еще одним важным фактором, определяющим эффективность воспроизведения следов памяти, является не знак эмоции как таковой (в момент фиксации или при актуализации), а совпадение состояний запечатления и воспоминания. В состоянии грусти нам легче вспомнить печальные события, а в приподнятом настроении — Радостные. Этот эффект получил название «конгруэнтности настроения» (от лат< congruens — совпадающий).
Возможно также, что эмоциональное состояние имеет значение просто как частный вид общей активации организма. В эксперименте Бэддели (1990) у испытуемых вырабатывались ассоциации на нейтральные и эмоционально насыщенные слова. Половину групп — опрашивали сразу же после завершения процедуры заучивания, вторую — спустя четыре недели. В первом случае преимущество принадлежало нейтральным словам, что, казалось бы, подтверждал гипотезу вытеснения эмоционально окрашенной информации. Однако во втором случае лучше вспоминались эмоционально насыщенные слова. Полученные результаты позволили автору предположить, что высокий уровень активации способствует прочности закрепления следа памяти, но на ранних стадиях затрудняет воспроизведение.
Выше речь шла об общей активации организма в нормальных условиях. В случаях же повышенного возбуждения, следы памяти разрушаются. По данным психологов, работающих в сфере криминалистики, около половины преступников не могут сколько-нибудь точно припомнить момент совершения преступления. То же происходит и с жертвами насилия. Э. Лофтус был описан «эффект оружия». Испытуемые приглашались для проведения исследования в лабораторию. Возле двери стояла скамейка, на которую их просили присесть и подождать несколько минут до тех пор, пока все будет готово к проведению эксперимента. Представители одной группы испытуемых слышали, как за дверью идет обсуждение неполадок в компьютере, потом дверь открывалась, из нее выходил человек с каким-то прибором в руках, здоровался и удалялся. Другая группа слышала, как из-за двери доносился шум борьбы, крики и стоны. Потом дверь распахивалась, и из нее выскакивал человек с огромным окровавленным ножом в руках (конечно, это была всего лишь краска). Впоследствии представителей обеих групп просили, как можно подробнее вспомнить, что они видели. Группа, пережившая стресс, т.е. те, кто повстречался с актером-«преступником», могли воспроизвести значительно меньше деталей события и ошибались при опознании виденного человека, так как их внимание было полностью сконцентрировано на «оружии». По мнению Лофтус, эффект оружия препятствует эффективному опознанию преступников жертвами преступлений.
Таким образом, можно утверждать, что сильный стресс ведет к нарушению работы памяти, что эмоционально окрашенные события запоминаются в целом лучше, чем нейтральные, и что при спонтанном воспоминании некоторое преимущество имеет информация, связанная с положительно окрашенными эмоциями.

Мотивационный компонент памяти

Механизмы мотивационно обусловленного забывания в психоанализе — Зигмунд Фрейд предположил, что наряду с простым забыванием, зависящим от времени, значительную роль в психической жизни человека играет забывание, имеющее мотивационно обусловленную природу. Он считал, что мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим это помнить. Свое положение Фрейд иллюстрирует многочисленными примерами из обыденной жизни. Он приводит и случай, произошедший с ним самим. Однажды знакомая Фрейда попросила его купить шкатулку для хранения документов. Фрейд охотно взялся исполнить поручение, так как был уверен, что знает, где в городе продают нужный тип шкатулок. Он вышел из дома в приподнятом настроении, однако спустя некоторое время обнаружил, что не может найти искомый магазин. В смятении вернувшись домой, он открыл городской справочник и там нашел адрес магазина. Оказалось, что лавка располагается в том же доме, где живет некий господин, с которым Фрейд как раз недавно поссорился. Таким образом, Фрейд, не отдавая себе в этом отчета, старался избежать случайной встречи с неприятным знакомым. По сути, он не хотел идти туда, но феноменально «забыл дорогу».

Согласно модели Фрейда, содержание памяти может быть вытеснено в область бессознательного («забытого») по двум причинам. Во-первых, это происходит, когда воспоминание несет в себе травматический опыт. Во-вторых, вытеснение имеет место, когда содержание воспоминания само по себе нейтрально, но может быть ассоциативно связано с иным, травмирующим содержанием. Конечно, в этом случае понять истинную причину забывания гораздо сложнее. Исходя из данной теоретической посылки, Фрейд пытался истолковать, почему он трижды забывал купить в писчебумажном магазине свой любимый сорт бумаги (по-немецки fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess) и посему было вытеснено и, как следствие, забыто. Безусловно, интерпретации Фрейда кажутся во многом надуманными, но поднятый им вопрос 0 Мотивационной составляющей процессов памяти нельзя не придать важным.

Исследования мотивационно обусловленного запоминания и Убывания в гешталътпсихологии. В гештальтпсихологии воспроизведение содержания памяти связывается с тем, как относится поминаемое событие к потребности, возникшей в данный момент, в настоящий момент потребность представляет собой силу, удерживающую объект в плане сознания. Исходя из этого понимания предполагается, что доступным для воспроизведения будет то воспоминание, которое относится к цели, реализуемой человек в данный момент времени. Остальные, нейтральные к актуально» потребности содержания будут с трудом извлекаться из памяти. Для проверки данной гипотезы было предпринято два критических экспериментальных исследования.

Б.В. Зейгарник изучала воспроизведение воспоминаний о завершенных и незавершенных действиях. Испытуемые получали ряд заданий, которые требовалось выполнить как можно быстрее и лучше В момент наибольшей вовлеченности испытуемых в задание, когда они уже почти достигли конечного результата, часть заданий прерывалась экспериментатором. После завершения экпериментальной серии испытуемых неожиданно спрашивали, какие из заданий они запомнили. Было выяснено, что незавершенные (прерванные) задания воспроизводились почти в два раза лучше, чем завершенные. Данный эффект был назван «эффектом Зейгарник» (еще его называют эффектом незаконченного действия) и, по мнению автора, подтверждал исходную гипотезу о связи напряженного состояния психологического поля (потребность довести решение до конца) и продуктивности актуализации воспоминания. Если цель была достигнута и, следовательно, мотивационное напряжение снято, то испытуемые не воспроизводили содержание выполненного задания.

На аналогичных теоретических основаниях Г.В. Биренбаум изучала воспроизведение намерений к действию. Испытуемым предлагался ряд математических задач, каждая из которых была напечатана на отдельном листе бумаги. По мере решения задач испытуемые должны были ставить свою подпись внизу каждого листа. После выполнения нескольких заданий делалась пауза, которая заполнялась отвлекающими заданиями, потом испытуемые продолжали прерванную работу. Большинство испытуемых после перерыва забывали подписать первые два листа с решенными заданиями, но потом вспоминали о своем намерении и вновь начинали подписывать листы. Полученные данные интерпретируются как подтверждение гипотезы, так как, по мнению автора, намерение сохранялось лишь до тех пор, пока было включено в целостную систему действии (решение задачи плюс подпись), и забывалось в результате нарушения этой целостности. При «оживлении» психологического поля, соответствующего сложившейся последовательности действий, его составляющие «включались» не одновременно — сначала основной компонент (решение задачи) и лишь с отсрочкой дополнительный (подпись).

Кроме того, был описан эффект замещающего выполнения номера. В том случае, когда основным заданием для испытуемых оставалось изображение собственной монограммы, они не сохраняли намерение ставить подпись внизу листа. Объяснение было следующим: схожее задание (монограмма — почти то же самое, что и подпись) способно частично разрядить целевую напряженность, так что после выполнения основного задания сила напряжения потребности оказывалась недостаточной для удержания намерения выполнить дополнительную процедуру подписи.

Проблема произвольной регуляции памяти

Французский философ Анри Бергсон выделил два принципиально различных типа памяти — «память тела» (или «память-привычка») и «память духа» (или «память спонтанная»). Первый тип памяти направлен на выработку двигательных навыков (в том числе и речевых) и достигается повторением, в то время как второй фиксирует единичные события прошлого и представляет собой яркие образы — воспоминания. Память-привычка произвольна, но часто искажает запечатленную с ее помощью информацию, а спонтанная память не подчиняется волевым усилиям, но при этом сохраняет точные «слепки» реальных событий. В данной дихотомии впервые артикулируется противоречие между произвольностью и эффективностью запоминания. В дальнейших исследованиях это противоречие, связанное с ролью мотивации и воли, по-разному рассматривается авторами, в зависимости от их принадлежности к определенному направлению в психологии.

Деятельностная интерпретация проблемы произвольной регуляции памяти. Проблематика соотношения эффективности произвольной и непроизвольной памяти в зависимости от мотивации получила оригинальное развитие в деятельностном подходе.

В исследовании З.М. Истоминой было показано, что эффективность произвольного запоминания во многом зависит от возраста. По ее данным, произвольная память у детей начинает формироваться к пяти-шести годам, когда происходит выделение особого рода Действий, соответствующих целям «запомнить» и «припомнить». У Детей более младшего возраста произвольное запоминание не эффективно, а имеет место в основном непроизвольное запоминание, второе возникает как побочный продукт иной целенаправленной Деятельности. Воспитанников детского сада просили заучить ряд слов. Уровень заучивания оказывался крайне низок. Потом им предлагали сыграть в игру «магазин», в которой те же самые слова не предъявлялись им ранее, представали в качестве списка покупок. Таким образом, мнемическая задача встраивалась в игровую деятельность. При такой организации процесса запоминания, когл само по себе заучивание слов становилось действием, подчиненны * более широкой деятельности игры, дети намного лучше справлялис с заданием.

У взрослых произвольное запоминание более продуктивно, чем v детей. Взрослым чаще всего удается сознательно контролировать, что и как они запоминают. Причем сознательная цель запомнить позволяет им осуществлять особые мнемические действия, связанные с воспроизведением образа искомого объекта. Так, один из известных отечественных исследователей памяти А.А. Смирнов ссылается на случай, описанный сербским ученым начала XX в. Родославлевичем. В одном из его опытов испытуемый, плохо владевший сербским языком и вследствие этого не разобравшийся в инструкции, около пятидесяти раз повторял вслух ряд бессмысленных слогов. При этом запоминания не наблюдалось. Когда же ему разъяснили, что список надо именно заучить, а не просто повторять, он справился с задачей с шестого раза. Хорошо известно, что экспериментаторы плохо помнят стимульный материал, который предъявляют своим испытуемым, хотя многократно повторяют его. Сам А.А. Смирнов предлагал школьникам заучивать по два равных отрывка текста. При этом сообщалось, что один они должны будут воспроизвести на следующий день, а второй — через две недели. На самом деле опрос проводился через неделю. Цель запомнить на определенный срок (надолго или ненадолго) оказала значительное влияние на то, насколько полно и точно школьники смогли воспроизвести оба текста.

Однако в реальной жизни мы достаточно редко ставим перед собой задачу точно запомнить материал, огромный объем информации попадает в нашу память, на первый взгляд, случайно. А. А. Смирнов также поставил своей задачей исследовать, чем же определяется такое «случайное», т.е. непроизвольное запоминание. Для того чтобы выяснить это, он спросил пятерых своих коллег по Психологическому институту о том, что они запомнили из своего утреннего пути к месту работы. Оказалось, что сослуживцы рассказывали главным образом о том, что было связано с основным руслом их деятельности, т.е. с путем на работу. Они хорошо помнили помехи, возникшие на этом пути (например, очередь к билетной кассе в метро) или неожиданные обстоятельства, которые облегчали выполнение их задачи (не опоздать на работу). Кроме этого им запомнилось и то что было связано с военной темой, волновавшей в те дни всех испытуемых запомнил заголовок газеты с военной сводкой в руках товарища). Однако они совершенно не помнили тех обстоятельств своего пути, которые не имели отношения к их деятельности скорее добраться до рабочего места»). Таким образом, было выяснено, что важнейшим условием непроизвольного запоминания является причастность материала к основному руслу осуществляемая в данный момент деятельности и/или к сфере значимых, устойчивых мотивов.

П.И. Зинченко в 1961 г. сформулировал данное наблюдение более емко. Он утверждал, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не анемической по своему характеру. Методика его эксперимента заключалась во включении материала (запоминание которого впоследствии тестировалось) в деятельность, не связанную с запоминанием. Испытуемым предъявлялось 15 карточек, в центре которых были изображения различных бытовых предметов, игрушек, фруктов, животных, а в углу — цифры. Одной группе испытуемых предлагалось расклассифицировать изображения предметов, а другой — составить возрастающий числовой ряд из цифр. При тестировании обнаружилось, что те, кто выполнял задачу на классификацию предметов, вспоминал цифры почти в 10 раз хуже, чем предметы. Те же, кто имел дело с числовым рядом, наоборот, практически не могли воспроизвести предметы, которые видели на карточках. Таким образом, была выявлена высокая продуктивность непроизвольного запоминания картинок и чисел там, где они были предметом деятельности, и плохая эффективность там, где они были лишь фоновыми раздражителями.

В следующей серии экспериментов П.И. Зинченко предлагал испытуемым два набора по 15 карточек с изображениями предметов. Требовалось или составить пары карточек по совпадению первых букв названий предметов (мяч — молоток), или объединить пары по смыслу (молоток — гвоздь). При втором варианте инструкции испытуемые могли вспомнить значимо большее количество карточек, чем при первой. Так, было отброшено сомнение некоторых критиков П. И. Зинченко, которые считали, что полученный эффект можно было свести к проблеме внимания. Важным фактором эффективности непроизвольного запоминания оказалась не только включенность материала в выполняемую деятельность, но и сложность самой деятельности, ее «энергоемкость» для испытуемого. После целого ряда уточняющих экспериментов, был сделан вывод о том, что оптимальным для непроизвольного запоминания является соответствие материала целевому уровню деятельности.

П.И. Зинченко в 1961 г. сформулировал данное наблюдение более емко. Он утверждал, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не анемической по своему характеру. Методика его эксперимента заключалась во включении материала (запоминание которого впоследствии тестировалось) в деятельность, не связанную с запоминанием. Испытуемым предъявлялось 15 карточек, в центре которых были изображения различных бытовых предметов, игрушек, фруктов, животных, а в углу — цифры. Одной группе испытуемых предлагалось расклассифицировать изображения предметов, а другой — составить возрастающий числовой ряд из цифр. При тестировании обнаружилось, что те, кто выполнял задачу на классификацию предметов, вспоминал цифры почти в 10 раз хуже, чем предметы. Те же, кто имел дело с числовым рядом, наоборот, практически не могли воспроизвести предметы, которые видели на карточках. Таким образом, была выявлена высокая продуктивность непроизвольного запоминания картинок и чисел там, где они были предметом деятельности, и плохая эффективность там, где они были лишь фоновыми раздражителями.

Теория уровневой переработки информации на сегодняшний лень является одной из самых влиятельных в психологии. Однако, концентрируясь на объективных требованиях задачи, представители данной теории упустили из виду аспект собственной активности субъекта, тот факт, что человек сам ставит перед собой задачу, а не слепо следует инструкциям.

Проблема доступности запечатленной информации. Эксплицитная и имплицитная память.

Эффекты предшествования.

Каждый из нас часто сталкивается с ситуацией, когда он не может вспомнить нечто, что должно присутствовать в памяти. Действительно ли мы окончательно забываем то, что, как нам кажется, неспособны воспроизвести? По критерию доступности воспоминания для введения в оборот сознания разделяют эксплицитную и I имплицитную память. «Память означает использование и участие (предыдущего опыта в настоящем поведении», — писал Л.С. Выготский. Приходится констатировать, что порой это участие происходит помимо нашего сознания и воли. Спросите опытную машинистку» где точно находится клавиша с буквой «Д» на клавиатуре компьютера. Скорее всего, она затруднится с ответом. Однако такое забывание ничуть не помешает ей отлично печатать тексты.

Эксплицитная память — это тип памяти, который включает в себя произвольную и сознательную актуализацию зафиксированного опыта. Имплицитная память — это тип памяти, в рамках которого не удается произвольно и сознательно актуализировать опыт, наличие которого в памяти может быть выявлено косвенными методами. Общий пафос исследователей имплицитной памяти можно высказать словами: забытое все еще существует в нашей памяти! Данные полученные в подтверждение этого тезиса нейрофизиологом У. Пенфилдом в 1959 г., вызвали настоящую сенсацию в научном мире. В ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов Пенфилд вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды. Электрическая стимуляция височных долей вела к тому, что пациенты (они находились в сознании) • о необычайно ярких воспоминаниях, которые были им недоступны в нормальном состоянии. Чаще всего это были сцены из раннего детства. В другом исследовании пациентам, находящимся под наркозом, зачитывали названия животных. После пробуждения они не могли воспроизвести ни одного слова из списка. Однако когда их попросили назвать первых пришедших им на ум животных, они чаще вспоминали именно тех, что были им зачитаны.

Т. Нельсон в 1971 г. просила испытуемых заучить наизусть 20 парных ассоциаций «число — существительное». Через две недели они правильно воспроизводили 75% существительных в ответ на предъявление чисел-стимулов. Нельсон сконцентрировалась на тех 25%, что, казалось, были забыты. Испытуемым снова предъявляли 20 пар слов. Из них половина состояла из старых чисел и новых существительных, а половина повторяла пары, заученные в предыдущей серии. После однократного предъявления ряда испытуемые могли воспроизвести 43% измененных пар и 78% неизмененных. Остроумный эксперимент в 1989 г. был проведен Л. Якоби. Сначала испытуемые прослушивали серию предложений. Затем им предлагали принять участие в опыте по оценке громкости различных шумов. Шумы подавались в наушники одновременно с предложениями, среди которых были как новые, так и уже звучавшие ранее. Шумы, звучавшие на фоне уже предъявлявшихся предложений, казались испытуемым тише, чем те, что звучали на фоне новых. Другими словами, испытуемые лучше слышали старые предложения, так как имплицитно помнили их, хотя и не отдавали себе в этом отчета. Все описанные выше явления получили название «эффектов предшествования». Именно на основании эффектов предшествования делают вывод о наличии информации в имплицитной памяти. Надо заметить, что зависимость между энергоемкостью задачи, в которую включен мнемический материал, и эффективностью запоминания, выявленная в рамках теории уровней переработки информации, не действует для имплицитной памяти!

Близким к понятию эффекта предшествования является эффект неосознаваемой установки, описанный в школе грузинского психолога Д. Н. Узнадзе. Неосознаваемой установкой называется готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, являющаяся результатов прошлого опыта. Различаются перцептивные (относящиеся к сфepe восприятия), моторные (относящиеся к двигательной сфере), интеллектуальные (относящиеся к сфере мышления) установки. Например, в классическом эксперименте школы Узнадзе испытуемым давали в каждую руку по шару. Причем один из них (например, в правой руке) постоянно был тяжелее, чем второй. Пробы повторялись около десяти раз. Потом неожиданно испытуемому давали два равных по весу шара. В этом случае ему казалось, что тот шар, который в предшествующих пробах всегда был тяжелее (в правой руке), легче второго, хотя объективно они, конечно же, были одинаковы. Испытуемый имплицитно помнил о том, что шар в правой руке тяжелый и поэтому реальный вес шара вступал в психологический конфликт с весом ожидаемым. Тот факт, что действие установки носит неосознаваемый характер был доказан в несколько модифицированном эксперименте, когда установочная серия проводилась под гипнозом, а контрольная (шары равного веса) — в бодрствующем состоянии.

Основные компоненты эмоций

Эмоции — это сложный психический механизм реагирования, возникший в ходе эволюции, чтобы помочь организму приспособиться к среде. Эмоциональная реакция включает ряд компонентов. Одни из них активизируются во время эмоционального состояния. Это физиологический компонент, опосредующий и поддерживающий эмоциональную реакцию; внешнее выражение чувств, по которому судят об испытываемой эмоции; субъективное переживание чувств, сопровождающее эмоциональную реакцию. Четвертый компонент — когнитивный, который учитывает значение событий для личного благополучия человека.

Раскроем каждый из компонентов эмоциональной реакции и определим, какую роль они выполняют в определении сущности эмоций.

Физиологический компонент эмоций. Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, активности потовых желез, артериальном давлении, слюноотделении и т.д. Эти физиологические изменения связаны с деятельностью вегетативной нервной системы (нервной системы, соединяющей мозг с внутренними органами и железами), которая подразделяется на симпатическую и парасимпатическую.

Симпатическая нервная система активизирует тело и подготавливает его к немедленным действиям — к тому, чтобы «драться» или «убегать». Это происходит за счет возбуждения одних систем в организме и сдерживания других. Так, при гневе, сахар выбрасывается в кровь и быстро сообщает организму энергию, сердце бьется чаще и быстрее поставляет кровь мышцам, а пищеварение на время сдерживается, и ток крови в кожных покровах ограничивается. Все эти реакции увеличивают вероятность выживания человека в чрезвычайных ситуациях.

Парасимпатическая система, напротив, сдерживает эмоциональное возбуждение, успокаивает и расслабляет тело. Так, например, при страхе сердцебиение замедляется, падает давление в кровеносных сосудах, зрачки глаз сокращаются, уменьшается доступ света, а вот слюноотделение увеличивается, в пищеводе и желудке повышается секреторная функция. Все это обеспечивает восстановление и сохранение энергии тела.

Важным фактором, определяющим возникновение и протекание разных эмоций, является функционирование центральной нервной системы. Ряд последних исследований физиологических механизмов эмоций показал, что миндалина (клеточная структура в височной доле) выполняет особую роль в эмоциональном реагировании, участвуя в оценке вызвавших эмоцию стимулов, в активизации мышечной вегетативной и эндокринных систем.

Доказательством роли миндалины в оценке внешней среды представляют результаты исследования пациентов, страдающих височной эпилепсией, вследствие чего они начинают приписывать объектам и событиям искаженное эмоциональное значение. Находясь у себя дома, пациент не узнает привычную обстановку, или, напротив, в совершенно новом месте может чувствовать себя как дома. Хотя миндалина задействована в эмоциональных реакциях, ее функционированием нельзя обеспечить весь спектр человеческих эмоций. Данные электроэнцефалографии (ЭЭГ) мозговой активности указывают на особую роль лобной доли правого и левого полушарий мозга. При этом правое полушарие более активно при негативном, а левое — при позитивном эмоциональном состоянии.

Например, в исследованиях с выделением двух типов улыбки:

  1. истинной улыбки, которую характеризуют поднятые уголки губ и сокращение около глазных мышц, вызывающие морщинки в уголках глаз («гусиные лапки»),
  2. улыбки без «гусиных лапок», которые возникают в тех случаях, когда приличие требует улыбаться при отсутствии положительных эмоций, повышенный уровень корковой активности в левом полушарии был установлен только при истиной улыбке.

Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является «полиграф», который чаще называют «детектором лжи», поскольку чаще всего его применяют для проверки правдивости показаний. Полиграф -устройство, которое записывает изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении, скорости дыхания и фиксирует кожно-гальваническую реакцию (записывается с поверхности руки электродатчиками, фиксирующими выделение пота). Действие прибора основано на том, что ложь вызывает сильные эмоции.

Представьте, что вас испытывают с помощью детектора лжи. Оператор начинает с того, что задает вам нейтральные вопросы, которые не должны вызывать сильные эмоции: «Ваше имя?», «Что вы ели сегодня на завтрак?». Этим задается исходная базовая линия эмоционального реагирования. Затем вам будут заданы практические вопросы: «Встречались ли вы с этим человеком?». «Где спрятали угнанную машину?». Если во время ваших ответов прибор зарегистрирует заметные отклонения показателей от базовой линии, то следователь сделает вывод, что вы пришли в состояние эмоционального возбуждении, а значит события и объекты, о которых вас спрашивают затрагивают вас лично. Тут же возникает проблема: может быть, вы просто нервничаете, потому что вас допрашивают? Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в степени эмоционального возбуждения, связанного с ложью. Некоторые лгут с легкостью, другие же испытывают неуверенность и страх, даже если просто сомневаются в ответе.

Не исключено и жульничество при испытании. Можно специально напрягать мышцы и думать о чем-то неприятном, когда задают нейтральный вопрос. В результате прибор зарегистрирует повышенный исходный фон эмоционального реагирования. Поэтому во время ответов на критические вопросы не будет замечено почти никаких изменений. А это значит, что даже когда исследование проводится достаточно тщательно, детекторы лжи могут быть неточны. Хуже всего, что результатом ошибки в испытании оказывается высокая вероятность того, что невиновного человека признают виноватым, а виновного — невинным. Сказанное означает, что возбуждение не может быть принято в качестве единственного показателя возникновения эмоциональной реакции. Экспрессивный компонент эмоций. Разные эмоции выражаются по-разному. Широко раскрытые глаза, поднятые брови и напряженно растянутые нижние губы свидетельствуют о переживании страха. Сморщенный нос, выдвинутая вперед нижняя губа указывают на неудовольствие. Мы распознаем эмоции по этим экспрессивным признакам, учитывая мимические изменения.

Еще Ч. Дарвин в своей знаменитой работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) указывал, что наша мимика — это часть эволюционного наследия, поэтому неслучайно сходство в мимике между различными видами приматов, и что люди во всех концах света выражают свои чувства одинаково.

Тезис об универсальности мимической экспрессии получил подтверждение в современных научных исследованиях.

В одном из экспериментов американские актеры изображали перед камерой ряд эмоций таких как радость, грусть, злость и страх. Затем эти изображения показывали представителям различных культур: шведской, японской, китайской, а также представителям из Новой Гвинеи, чье развитие соответствует периоду каменного века, и попросили их дать название этим эмоциям С этим заданием успешно справились практически все испытуемые, даже представители архаической культуры Насколько можно доверять мимике в распознании эмоций? Гамлет, без сомнения, был не первым, кто заметил, что «можно улыбаться и быть при этом подлецом».

Людям не составляет труда передать мимикой совсем не ту эмоцию, которую они в действительности испытывают. Мы можем вежливо посмеяться над шуткой, которая не кажется смешной. Мы можем казаться невозмутимыми, хотя в действительности встревожены или оскорблены. Все это дает основание полагать, что определение эмоций только по внешней экспрессии не всегда является достоверным.

Эмоции также выражаются с помощью тела. Изучение содержания послания тела (поза, жесты) называется кинексикой.

Можно выделить единицы внешней телесной организации, которые достаточно точно передают такие эмоциональные состояния как расслабление-напряжение и симпатия-антипатия. Расслабление выражается в свободном положении рук и ног, откидывания назад в положении сидя. Симпатия выражается, главным образом, когда человек наклоняется вперед к другому человеку или объекту. Таким образом, положение тела может обнаружить чувства, которые, как правило, скрываются. Вместе с тем выразительные движения тела также можно научиться контролировать, как и лицевые экспрессии.

Следует учитывать то, что одно и то же «послание тела» может быть неоднозначно истолковано.

Например, женщина, которая сидит неподвижно, скрестив руки на груди, вероятно, посылает сигнал «неуверенности». Однако, специалисты по чтению «языка тела» отмечают, что жесты редко содержат фиксированное значение. Жесты этой женщины могут означать, что в комнате холодно.

Компонент субъективного переживания эмоций. Человек не только эмоционально реагирует, но особо регистрирует этот процесс путем его осознания. Невозможность дать словесное описание некоторого переживания еще не означает его неосознаваемости. Когда мы, например, оказываемся не в состоянии описать лицо хорошо знакомого человека, означает ли это, что мы не осознаем это лицо? Ведь мы можем нарисовать это лицо или опознать его среди тысячи других лиц. Исходя из этого следует различать непосредственно чувственную репрезентацию эмоциональных явлений (в форме переживания) и способность их передачи путем словесного обозначения.

Многообразие и сложность эмоциональных явлений обуславливают трудности словесного описания человеком своих эмоций: подбираемые слова кажутся недостаточно точными и неверно отражают различные эмоциональные состояния и их оттенки. Чем, к примеру, уныние отличается от скуки или подавленности? Что вы сейчас чувствуете — радость, страх, гнев, смущение? Ни один из этих терминов не имеет точного определения. Ваше представление о радости или гневе может сильно отличаться от представлений Ваших знакомых. Следует учесть и то, что люди редко испытывают эмоции в чистом виде. Рассмотрим такую ситуацию.

Вы сдаете экзамен. Экзамен трудный, и вы очень устали, когда готовились к нему. Вам достался билет, ответ на который вам хорошо известен. Казалось, ситуация складывается в вашу пользу. Но преподаватель держится отчужденно, и это тревожит Вас. Вас неожиданно зовут отвечать. Что Вы сейчас чувствуете? Возбуждение, страх, удовлетворение, гнев? Ваши эмоции так перемешались, что распознать их, а тем более описать их практически невозможно.

Эмоциональный опыт человека обычно шире, чем опыт его эмоциональных переживаний. Есть эмоциональные явления, которые настолько кратковременны, что просто не успевают получить четкое и однозначное определение. Эмоциональное состояние может быть неприятным, что человек его вытесняет за пределы сознания.

Все это свидетельствует о том, что такой компонент как субъективное переживание эмоции сам по себе не может служить раскрытию психологического содержания эмоциональной реакции.

Когнитивный компонент эмоций. Эмоция существует в форме когнитивной оценки и осмысления. Лазарус и Смит предложили несколько параметров когнитивной оценки. Одни из них первичные, поскольку они связаны с решением вопроса о важности того или иного события для нашего благополучия. Это оценка мотива-ционной релевантности события (связано ли оно с личными мотивами) и его мотивационной конгруэнтности (соответствует ли личным целям). Эти две оценки определяют знак эмоций. Другие, вторичные параметры связаны со способностями человека разрешать данную ситуацию и выбором соответствующей стратегии, а также объяснением того, кто ответственный за возникновение данной эмоции сам субъект или другие люди.

Например, гнев является результатом того, что события оцениваются как личностно.значимые, связанные с достижением личных целей, а ответственность за происходящее несут другие люди. Вину же человек испытывает, когда человек сам себя считает ответственным за личностно значимое, но не совпадающие с ответственным за поставленными целями события. Печаль возникает тогда, когда человек переживает происходящее с ним как затрагивающее его личные мотивы , но при этом он не в состоянии что-то изменить в своей жизни безотносительно к тому, отвечает ли он за это сам или кто-то из его окружения. Более упрощенная схема возникновения эмоций на основе когнитивной оценки рассогласования потребности и возможности ее удовлетворения в конкретных жизненных обстоятельствах была предложена отечественным психофизиологом П.В.Симоновым.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [ П, ( Ин — Ис ),…]

  • где Э — эмоция, ее степень, качество, знак;
  • П — сила и качество актуальной потребности;
  • (Ин — Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности;
  • Ин — информация, практически необходимая для удовлетворения потребности;
  • Ис — информация о средствах, которыми в данный момент располагает субъект.

Попробуем ответить на вопрос, пользуясь предложенной формулой: Когда возникают отрицательные эмоции? (Когда субъект располагает недостаточным количеством информации). Когда возникают положительные эмоции? (Информация о средствах удовлетворения потребности имеется в избытке). Когда не возникает эмоций? (Если мы встречаемся с ситуацией с достаточным запасом знаний и сведений).

Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Эмоциональная реакция удивления может рассмотрена как своеобразная форма страха. Она возникает в результате отражения разницы между возможной и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необъяснимого, а при страхе на предвосхищении угрозы. Состояние же наивысшей творческой работоспособности человека — вдохновение — всегда окрашено в эмоционально положительные тона. Избыток информации сообщает действиям человека ту свободу, которая располагает к импровизации.

Как взаимосвязаны рассмотренные выше компоненты эмоции: физиологический (возбуждение), экспрессивный (внешнее поведение), субьективное переживание эмоционального опыта (осознание) и когнитивный (оценка значимости объекта или события)? Теории эмоций предлагают различные ответы на этот вопрос.

Эмоции и их компоненты — Grupo LEIDE

Перейти к содержанию Эмоции и их компоненты

РезюмеСтатьяСсылки

Эмоции и их компоненты

Интерес ученых к природе эмоций в последние десятилетия возрастает, и сегодня это одно из самых продуктивных исследований. темы. Это связано с очень важной ролью, которую они играют во всех аспектах человеческого существования: адаптации, выживании, обучении, общении, сознании, идентичности, социальном взаимодействии.

В этой статье мы рассмотрим понятие и проанализируем, что входит в его состав и как происходит эмоциональное событие. Это позволит нам лучше понять роль, которую эмоции играют в языке и обучении.

Эмоция: совокупность физиологических, когнитивных и двигательных изменений, возникающих в результате сознательной или бессознательной оценки стимула в данном контексте и в связи с целями человека в определенный момент его жизни.

Понятие эмоции

Эмоции играют фундаментальную роль в выживании, сохранении вида, социальных отношениях и общении. У них также есть мотивационная функция, которая предрасполагает нас к повторению поведения, связанного с положительными эмоциями, снова и снова.

Это определение согласуется с видением, отстаиваемым Шерером в многочисленных работах эмоции как компонентного процесса : эпизод взаимосвязанных, синхронизированных изменений в состояниях всех или большинства из пяти подсистем организма в ответ на оценку внешнее или внутреннее стимулирующее событие, относящееся к основным проблемам организма (2005: 697).

Эмоция возникает как организованный ответ на внешнее или внутреннее событие (мысль, образ, поведение и т. д.). Сначала происходит процесс восприятия события, за которым следует оценка. Результатом является нейропсихологическая, поведенческая или когнитивная реакция. Если это приводит к поведению, оно вызывает склонность к действию (Bisquerra 2003).

Эмоция обозначает движение и взаимодействие с миром. Это поведение, которое включает в себя все изменения, происходящие в организме, вызванные широким спектром раздражителей, исходящих от всего, что окружает человека (или которые также могут возникать в результате воспоминаний о таких раздражителях), и которые указывают на вознаграждение (удовольствие) или наказание (боль).
(Мора 2017: 65)

Ф. Мора отмечает, что наши эмоции — это наша идентичность, и что все, что происходит в коре головного мозга, не производится асептически, без эмоционального фильтра. Эмоции тесно связаны с нашими когнитивными и обучающими процессами.

Все, что воспринимается органами чувств, сначала анализируется в определенных областях коры головного мозга. Оттуда он проходит через фильтр эмоциональной системы, где эти сенсорные восприятия маркируются как хорошие или плохие, привлекательные или непривлекательные, интересные или нейтральные. Информация, теперь окрашенная эмоциональным смыслом, затем переходит в ассоциативные области коры головного мозга, где выстраиваются мыслительные, логические и мыслительные процессы и вырабатываются сложные исполнительные функции. Затем он достигает гиппокампа, где записывается след того, что было воспринято и изучено (Mora 2017: 42).

Эмоции и чувства

Эмоции тесно связаны с чувствами, но это разные реальности мозга. Согласно Дамасио (2005), эмоции предшествуют чувствам. Эмоция – это ответ организма на эмоционально компетентный раздражитель, т. е. объект или событие, имеющее биологическое значение. Чувства, с другой стороны, являются субъективным, стабильным и более или менее длительным эмоциональным переживанием, лишенным соматических симптомов.

Когда результаты эмоций отображаются в мозгу, возникают чувства. Это образы или представления эмоций и их результатов в организме.

Чувства также связаны с телесными ощущениями, вызванными активацией нервов, но их ментальный компонент сосредоточен на переработке образов, переживаний, фактов и мыслей, питающих и поддерживающих эмоцию, а не на оценке стимула.

Таким образом, можно утверждать, что чувство есть ментализация – сознательная и обоснованная – эмоции. В результате эмоции относительно недолговечны, а вот чувства могут сохраняться длительное время.

Размеры и категории

Все эмоциональные состояния можно описать по двум фундаментальным непрерывным измерениям : 1. значение (положительное или отрицательное) эмоции ( валентность ), которое распределяется по оси приятное-неприятное; и 2. сила эмоции ( интенсивность возбуждения). К ним могут быть добавлены дополнительные измерения, такие как степень контроля, совместимость с социальными нормами отношения и новизна или знакомость вызывающих событий. Гнев, например, будет эмоциональным состоянием, характеризующимся отрицательной валентностью и умеренным уровнем активации; ярость, с другой стороны, также будет иметь отрицательную валентность, но более высокую степень активации. По этим двум осям можно было упорядочить любую эмоцию. Когнитивная атрибуция (или, другими словами, ассоциация с тем, что мы знаем из нашего опыта или предсказаний) позволяет интегрировать различные измерения с соответствующим физиологическим опытом.

Что касается типов эмоций , мы можем различать первичные или базовые эмоции и вторичные (смешанные или сложные) эмоции, которые являются результатом комбинации нескольких первичных эмоций.

Первичные эмоции описываются как «сложные и в значительной степени автоматические программы действий, установленные эволюцией; […] они представляют собой совокупность действий, совершаемых в теле, от выражений лица и различных поз до модификаций, влияющих на внутренние органы и внутреннюю среду» (Дамасио, 2005). Эксперименты Пола Экмана с выражениями лица, связанными с эмоциями, привели к выводу, что шесть основных эмоций ( гнев, радость, страх, удивление, отвращение и печаль ) общепризнаны независимо от возраста, пола и культурного происхождения.

С другой стороны, вторичных эмоций являются поведенческими или социальными. Они возникают в результате сочетания первичных эмоций и развиваются по мере роста личности и социального взаимодействия. Зависть, стыд, тоска, покорность, ревность, надежда, ностальгия, раскаяние и разочарование — некоторые из вторичных эмоций.

Компоненты эмоций

Каждая эмоция связана с наличием некоторых физиологических, когнитивных и/или двигательных модификаций у субъекта, испытывающего ее. Следовательно, три системы органов участвуют в эмоциональном переживании синергическим и интегрированным образом.

Стимулы, которые могут спровоцировать эти реакции, обладают так называемой «эмоциональной компетентностью» (Damasio 2005). Когда мозг обнаруживает эмоционально компетентные стимулы, он отправляет определенные команды в .эндокринная система – которая отвечает за высвобождение и регулирование гормонов в кровотоке – к вегетативной нервной системе – которая воздействует на физиологические системы контроля организма, гомеостаз в целом, а также на сердечно-сосудистую систему и внутренние органы – и к скелетно-мышечной системе , которая отвечает за некоторые типичные эмоциональные реакции, такие как замирание от страха, бегство или выражения лица, связанные с эмоциями.

Scherer (2001) выделяет пять компонентов на основе задействованных систем, а также развития процессов и функций:

  • Когнитивный компонент: Он связан с обработкой информации, а его органическим субстратом является центральная нервная система. Его основная функция — оценка событий, объектов или ситуаций, представляемых организму.
  • Нейрофизиологический компонент: Играет роль в регуляции систем органов, в зависимости от центральной нервной системы, вегетативной нервной системы и нейроэндокринной системы.
  • Мотивационный компонент: Он связан с центральной нервной системой. Подготавливает и проводит акции.
  • Компонент двигательной экспрессии: В результате действия соматической нервной системы он выполняет коммуникативную функцию, информируя о поведенческих реакциях и намерениях.
  • Компонент субъективных ощущений: Из центральной нервной системы контролирует внутреннее состояние организма и его взаимодействие с окружающей средой. Они производят чувства.

В настоящее время проводится значительное количество исследований эмоций благодаря технологическим достижениям, которые позволяют исследовать мозг и его работу. Однако также возможно проведение экспериментальных исследований на основе детального анализа измерений эмоций и компонентов, участвующих в процессах. Их анализ и измерение дают представление о том, как эмоции влияют на мыслительные процессы, и предоставляют очень важную информацию в различных областях когнитивной психологии и лингвистики.

Язык и эмоции

Все элементы языка тесно связаны с когнитивным и эмоциональным развитием человека, а также с его опытом в окружающей среде. Когда мы учим слова, в дополнение к сетям, отвечающим за фонологическую и артикуляционную структуру, мы активируем другие области, ответственные за сенсорную и моторную информацию из нашего опыта с объектом, на который мы ссылаемся. Эта почти одновременная коактивация привела бы к созданию лексических сетей или нейронных сетей, которые включают эти сенсомоторные компоненты как часть значения (González Barros et al. 2006).

Язык воплощен, и, исходя из этого факта, можно утверждать, что он вдвойне эмоционален: с одной стороны, потому, что в процессе своего усвоения каждое слово попадает в нейронные сети, просеянные эмоциями, а с другой, потому, что в процессе его усвоения использования (слова являются стимулами) активизируются области, которые резонируют с теми эмоциональными особенностями, которые составляют его значение.

Язык – это телесно-эмоциональная конструкция.

Ссылки

Bisquerra, R. (2003). Educación emocional y comptencias básicas para la vida. Revista de Investigación Educativa 21(1), 7-43

Damasio, A. (2005). En busca de Spinoza. Нейробиология эмоций и чувств . Барселона: Критика.

Гонсалес Х.; Баррос-Лоссерталес А.; Пульвермюллер Ф.; Месегер В.; Санхуан А.; Беллох В. и Авила К. Чтение корицы активирует обонятельные области мозга. Нейроизображение 32, 906-912.

Мора, Ф. (2017). Нейрообразование. Solo se puede aprender aquello que se ama . Мадрид: Редакция Alianza.

Шерер, К. Р. (2001). Оценка как процесс многоуровневой последовательной проверки. Эн К.Р. Шерер, А. Шорри и Т. Джонстон (редакторы), Оценочные процессы в эмоциях: теория, методы, исследования . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 92–120.

Шерер, К. Р. (2005). Шерер, Клаус Р. (2005): Что такое эмоции? И как их можно измерить? Информация по социальным наукам 44, (4), 695–729.

Вернуться к началу

«Las pasiones sobre cuyo origen se engaña son las que más tiranizan. Los motivos que mejor se conocen tienen mucha menos fuerza».

Оскар Уайльд

«Lo que pasa es que uno proyecta un montón de emociones desagradables en una persona y te encuentras odiando a alguien o algo».

Патриция Хайсмит

«Nuestros pensamientos son las sombras de nuestros sentimientos, siempre más oscuros, más vanos, más sencillos que estos».

Фридрих Ницше

«Cada cual gobierna todo según su afecto».

Спиноза

«Nada grande se ha hecho nunca sin entusiasmo».

Ральф В. Эмерсон

«Я предпочитаю писать художественные произведения там, где важна правда».

Вирджиния Вульф

«Es nuestra actitud al comienzo de una tarea difícil la que, más que cualquier otra cosa, afecta a su resultado exitoso».

Уильям Джеймс

«Los habitos de pensamiento no tienen por qué persistir para siempre. Uno de los hallazgos más significativos de la psicología en los ultimos veinte años es que los individuos eligen su forma de pensar».

М. Э. Селигман

«Un pesimista ve la dificultad en cada oportunidad; un optimista ve la oportunidad en cada dificultad».

Уинстон С. Черчилль

«El éxito requiere de persistencia, la habilidad de no rendirse en la cara del fracaso. Creo que el estilo optimista es la llave a la persistencia».

ME Seligman

«Los límites de mi lenguaje son los límites de mi mente».

Людвиг Витгенштейн

«Cambia tu atención y cambiarás tus emociones. Cambia tu emoción y tu atención cambiará de lugar».

Фредерик Додсон

«Los sentimientos y las emociones son el lenguaje universal que debe ser honrado. Son la expresión auténtica de quiénes somos».

Джудит Райт

«Мы часто используем крепкие выражения не для того, чтобы выразить сильную эмоцию, а чтобы пробудить ее в себе».

Эрик Хоффер

«Вы не можете показать мне бессмысленное предложение, слово или фонему; по своей природе язык наполнен смыслом и эмоциями».

Кеннет Голдсмит

«Я очарован языком в повседневной жизни: тем, как он может вызвать эмоцию, визуальный образ, сложную идею или простую истину».

Эми Тан

«Эль ленгуахе эс уна мескла де декларация и эвокасион».

Элизабет Боуэн

«Tener otro idioma es poseer una segunda alma».

Carlomagno

«Aprender un idioma es tener una ventana más desde la que mirar el mundo».

Proverbio chino

«Quien no conoce las lenguas extranjeras nada sabe de la suya propia».

Дж.В. фон Гёте

«El genio más íntimo de cada pueblo, su alma profunda, está sobre todo en la lengua».

Жюль Мишле

«Идиома es la sangre del alma, en el que los pensamientos corren, y de la que crecen».

Оливер Венделл Холмс

«Слова — самая могущественная вещь во вселенной… Слова — это контейнеры. В них есть вера или страх, и они производят по роду своему».

Charles Capps

«Mi tarea es, por el poder de la palabra escrita, hacerte oír, hacerte sentir — antes de todo, hacerte ver. Эсо — у нада мас; это тодо».

Джозеф Конрад

«Las palabras: tan inocentes e indefensas como son en un diccionario y cuán potentes para el bien y el mal se convierten en las manos de quien sabe combinarlas».

Натаниэль Хоторн

LBMAdmin2021-03-30T00:54:38+02:00 Ссылка для загрузки страницы

Перейти к началу

словосочетание эмоционального компонента | значения и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с компонентом.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Этот эмоциональный компонент может объяснить недостаточную осведомленность медицинских работников об этической эквивалентности отказа от лечения и прекращения лечения.

Из Кембриджского корпуса английского языка