Эмоция | это… Что такое Эмоция?
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.[1]
Содержание
|
Описание и методы изучения
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них.
К первичным витальным эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции[2].Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.[1]
К методам изучения эмоций относятся[3]:
- Исследования на нейрофизиологическом уровне
- Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных)
- Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)
- Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций)
- Изучение эмоциональной экспресии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной.
- Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.
- Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений)
- Узнавание эмоциональных выражений
- Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций».
Границы понятия
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).[1]
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.[4]
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации. И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение). П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором[2]. Однако, другие исследователи — П. Юнг, А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Юнгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность[5].
Особенности
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях. [1]
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.[1]
Характеристики
Валентность (тон)
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Интенсивность
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.
Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
Содержание
Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге — «мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим»), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию[6]. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.
Физиология
С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния[7] (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями)[8].
Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.[9]
Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим. [10]
Мимическая обратная связь
Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.
Эмоции и стресс
Основная статья: Стресс
Слишком сильные эмоции, не зависимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.
Формулы эмоций
Формула Симонова
Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.
Э П Ин-Ис
где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.
Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы.[11]
Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией[7].
Формула К. В. Анохина
В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетверению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.
Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.
Мимические проявления
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Эмоциональная мимика персонажей манги
Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.
Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.
Микровыражения
Основная статья: Микровыражение
Согласно теории Пола Экмана, эмоции человека всегда сопровождаются по крайней мере микровыражениями, короткими непроизвольными выражениями лица, появляющимися на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека.
Психологические теории эмоций
Основная статья: Психологические теории эмоций
По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Существует целый ряд теорий, пытающихся дать свои ответы на эти вопросы — например, биологическая теория Дарвина.
Формальные модели эмоций
Основная статья: Формальные модели эмоций
Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются OCC (Ortony-Clore-Collins) модель и так или иначе основанные на ней KARO, EMA, CogAff, модель Фоминых-Леонтьева, модель PAD (Pleasure-Arousal-Dominance), предложенная Mehrabian, и модель Плутчика.
Эмоциональный отклик
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие.
Литература
- Hilgard’s Introduction to Psychology (13 Edition) 2000, (Публикуется с 1953)
- Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001
- Я. Рейковский Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
- ↑ 1 2 А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 176. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
- ↑ Изард К. Методы изучения эмоций // Эмоции человека. — МГУ, 1980. — С. 16, 99-116.
- ↑ Березанская, Наталия Борисовна, Нуркова, Вероника Валерьевна.
Психология. — Юрайт-Издат, 2003. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9692-0465-2 - ↑ А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 177. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
- ↑ А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 178. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
- ↑ 1 2 А. С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 182. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
- ↑ А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 183. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
- ↑ Вейн А. М., Вознесенская Т. Г., Воробьева О.В. Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение / Под редакцией А. М. Вейна. — Москва: Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с. — 4000 экз. — ISBN 5-89481-066-3
- ↑ Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности.. — Москва: Педагогическое общество России, 1999. — 620 с.
- ↑ Раевский, Владимир Вячеславович. Формула эмоций (рус. ).
См. также
- Словарь эмоций
- Психологические теории эмоций
- Эмоционально-смысловая доминанта
- Эмоциональный интеллект
- Зеркальные нейроны
Ссылки
- Классификация эмоций — Леонтьев В. О., (Обзор книги)
- Виды и роль эмоций в жизни человека
- Эмоция, Уильям Джеймс
- Ян Рейковский Эмоции как процесс, организующий поведение (Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979. С. 133—151.)
- Эмоции
- Психология эмоций
Эмоции и их роль в жизни человека — Унiверсiтэт
Эмоции – (в переводе с латинского «потрясаю, волную») особый класс субъективных психологических и, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
Роль эмоций в жизни человека крайне важна. Эмоции представляют собой специфическую группу состояний психики субъективного характера, которые находят выражение в форме переживаний и ощущений позитивного либо негативного характера, восприятия человеком окружающего мира и людей, собственных поступков и результатов действий. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроения и аффекты, а также стрессы. Все процессы психики протекают в сопровождении данных состояний. Другими словами, любое проявление человеческой активности окрашивается какими-либо эмоциями. Именно благодаря эмоциям и чувствам люди лучше находят язык с окружающими, оказываются способными, не используя вербальные сигналы, делать выводы о состоянии своего ближнего.
Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства наряду с отрицательными повышают нашу энергию и трудоспособность.
Также не стоит забывать о физическом состоянии организма человека. Эмоции и чувства оказывают воздействие на многие внутренние органы, такие как, например, сердце, зрение. Есть несколько предположений, по которым положительный настрой может защищать человека от проблем со здоровьем на протяжении всей жизни. Например, более счастливые люди скорее применяют активный метод для борьбы со старением, обычно, регулярно выполняя физические упражнения и проводя больше времени с пользой для здоровья. В то же самое время, эти люди могут избегать нездорового поведения, как например, курение и рискованный секс. Учеными доказано, что люди, которые в своей жизни испытывали больше положительных эмоций и чувств, чем отрицательных живут намного дольше. С одной стороны, отрицательные чувства и эмоции могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. С другой, они мотивируют человека решать насущные проблемы, менять то, что его не устраивает. Страх необходим для выживания и сохранения безопасности. Чувство вины побуждает к сотрудничеству. Гнев мотивирует поиск справедливости.
Часто отрицательные эмоции доносят до человека важную информацию, и поэтому иногда они даже превосходят положительные эмоции по полезности. Печаль сигнализирует о потере, страх — об угрозе, а гнев предупреждает о недостойном поступке.
Таким образом, роль эмоций как положительных, так и отрицательных крайне важна для человека. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью личности. Они содействуют росту личности и обогащают её. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нашему Я о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют те предметы или те отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре нашего внимания. Человек может не задумываться о том или ином происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит ему об истинном отношении. Или, скажем, мы еще только представляем себе некоторую пока не существующую в реальности ситуацию, а эмоции уже оценивают ее как желаемую или неприятную. Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки.
Эмоции помогают человеку решить, в каком направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации, предполагающей несколько возможностей. Иначе говоря, они регулируют поступки и действия человека. Доверяя своим чувствам (при условии, конечно, что мы эти чувства действительно осознаем и понимаем), мы порой принимаем самые верные решения.
Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные эмоциональные переживания. Дополнительные силы у уставшего человека могут появиться и дать ему возможность еще некоторое время плодотворно поработать как благодаря настоящей радости, так и благодаря сильной злости. Вспомните, было ли с вами такое, когда кто-то говорил вам: «Да брось ты это дело, все равно ведь у тебя не получится!» Разве хотя бы однажды вы не отвечали (может быть, только про себя) со злостью: «Ну уж нетушки!» – и не делали с удвоенной энергией то, что вас призывали бросить?
Еще одно важное свойство эмоций: во многом благодаря им мы воспринимаем то, что с нами сейчас происходит, не как сумму отдельных фрагментов (подошел – увидел – заговорил – подарил цветы – послушал), коротких эпизодов, а как нечто целое, всеохватывающее (например, свидание). То есть как часть жизни. Все, что с нами происходит в отдельный момент времени, что окружает нас, объединяется некоторым чувством, с которым мы проживаем этот момент. Мы часто и называем тот или иной прожитый нами отрезок времени, указывая на доминирующее эмоциональное состояние: интересная поездка, тяжелый месяц, веселая встреча и т. д. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию.
В целом, эмоциональные состояния регулируют поведение и мысли человека. Кроме того, они позволяют человеку понять самого себя: что мне нравится и что мне претит? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Мы разговариваем со своим внутренним Я на языке эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Нужно знать о том, какие бывают эмоции и чувства, как они проявляются лично у вас, каковы индивидуальные особенности вашего эмоционального мира. Тогда разговор с самим собой может состояться. Автоматически возникает вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции? Отвечая на него, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль — с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся. Однако несомненна главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека и животных
Курлович Мария Михайловна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Эмоции | Определение, примеры, объем, структуры и факты
Рембрандт: Аристотель созерцает бюст Гомера
Просмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Ван Би Джейкоб Молешотт Марта Нуссбаум
- Похожие темы:
- счастье депрессия одиночество злорадство ангедония
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
эмоция , сложное переживание сознания, телесных ощущений и поведения, отражающее личную значимость вещи, события или положения дел.
«Эмоции,— писал Аристотель (384–322 до н. Таковы гнев, жалость, страх и тому подобное с их противоположностями». Эмоции действительно являются гетерогенной категорией, охватывающей широкий спектр важных психологических явлений. Некоторые эмоции очень специфичны, поскольку относятся к конкретному человеку, объекту или ситуации. Другие, такие как дистресс, радость или депрессия, носят очень общий характер. Некоторые эмоции очень кратковременны и едва осознаются, например внезапный прилив смущения или вспышка гнева. Другие, такие как длительная любовь или кипящая обида, носят затяжной характер, длятся часы, месяцы или даже годы (в этом случае они могут стать устойчивой чертой личности человека). Эмоция может иметь выраженное физическое сопровождение, такое как выражение лица, или может быть невидимой для наблюдателей. Эмоция может включать в себя сознательное переживание и размышление, например, когда кто-то «погрязает» в ней, или она может пройти практически незамеченной и неосознанной субъектом.
Соответственно, существует огромный диапазон эмоций, и даже внутри одних и тех же «семейств эмоций» существуют значительные различия. Панику и страх, например, часто считают родственными эмоциями, но есть существенная разница между паникой, проявляющейся в иррациональном страхе или фобии, и разумным страхом, таким как страх перед ядерной войной, который требует много информации и анализа. Ужас и ужас, две другие родственные эмоции, тем не менее отличны от страха. Или рассмотрим огромное семейство враждебных эмоций, родственных гневу: ярость, ярость, ненависть, негодование, презрение, ненависть и презрение, и это лишь некоторые из них. Интересно, что все эти эмоции отличаются по своей структуре и соответствующему контексту, как и члены «самокритичной семьи», в которую входят стыд, смущение, вина, раскаяние и сожаление. Большое разнообразие и обилие эмоций предполагает, что категория эмоций может быть не отдельным классом психологических явлений, а большим семейством свободно связанных психических состояний и процессов.
Для простоты исследователи и непрофессионалы часто делят эмоции на «положительные» и «отрицательные». (Научные исследователи называют эти качества эмоции ее «аффективной валентностью».) Но сложность эмоций делает подобные оппозиции подозрительными. Хотя любовь и ненависть, например, часто воспринимаются как полярные противоположности, стоит отметить (как показывают сюжеты многих романов и драм), что они часто сосуществуют не как противоположности, а как дополнения. Более того, любовь часто бывает болезненной и разрушительной, а ненависть иногда может быть и положительной. (Как спросила американский психолог Шула Соммерс: «Является ли ненависть ко злу отрицательной эмоцией?») Но такая эмоция, как гнев, другая так называемая отрицательная эмоция, показывает тщетность такой классификации. Гнев действительно является негативным чувством (если не враждебным), направленным на другого человека, но он может быть поучительным для человека, который сердится, и в соответствующем контексте — в контексте, в котором следует злиться, — он может иметь благотворное влияние на ситуацию или отношения. Таким образом, феминистское движение сделало большой шаг вперед, когда женщины осознали, что у них есть право злиться и на что злиться. Возможно, как заметил Аристотель, эмоции сопровождаются удовольствием или болью (часто и тем, и другим), но они слишком сложны и часто слишком тонки, чтобы классифицировать их только на этом основании.
Викторина «Британника»
Назовите эту эмоцию! Викторина по лексике
Изучение эмоций долгое время было прерогативой этики. Эмоции занимали центральное место в этике добродетели Аристотеля и являлись неотъемлемой частью заботы средневековых схоластов о пороках, добродетелях и грехах. Для Аристотеля наличие нужного количества правильных эмоций в правильных обстоятельствах является ключом к добродетельному поведению. Св. Фома Аквинский ( г. ок. 1224–1274 гг.) различал «высшие» и «низшие» эмоции, причем первые представлены верой и любовью, а вторые — гневом и завистью. Хотя моральное размышление об эмоциях всегда было связано с эмоциональными крайностями и уродствами, как, например, в психопатологии и безумии, эти феномены никогда не были основной причиной интереса к эмоциям. Как прекрасно понимали Аристотель и средневековые моралисты, эмоции необходимы для здорового человеческого существования, и именно поэтому их нарушение так серьезно.
Правильное развитие и функционирование эмоций позволяют людям жить хорошо и быть счастливыми. Любовь, уважение и сострадание, например, являются важными эмоциональными составляющими межличностных отношений и забот. Эмоции мотивируют нравственное (а также аморальное) поведение и играют существенную роль в творчестве и научном любопытстве. Для многих людей эмоции стимулируются и провоцируются красотой в искусстве и природе, а без эмоций нет эстетической чувствительности. Эмоции, так же как и физические чувства, формируют основные процессы восприятия и памяти и влияют на то, как люди воспринимают и интерпретируют окружающий мир (психологи давно знают, что то, что человек замечает и запоминает, в значительной степени зависит от того, о чем он заботится). ). Хотя некоторые эмоции могут выйти из-под контроля и нанести ущерб личному благополучию и социальным отношениям, большинство эмоций являются функциональными и адаптивными. Тем не менее, тот факт, что так много людей в течение жизни страдают от «эмоциональных проблем», делает понимание патологии эмоций постоянной социальной проблемой.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Эмоции | Определение, примеры, объем, структуры и факты
Рембрандт: Аристотель созерцает бюст Гомера
Просмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Ван Би Джейкоб Молешотт Марта Нуссбаум
- Похожие темы:
- счастье депрессия одиночество злорадство ангедония
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
эмоция , сложное переживание сознания, телесных ощущений и поведения, отражающее личную значимость вещи, события или положения дел.
«Эмоции,— писал Аристотель (384–322 до н. Таковы гнев, жалость, страх и тому подобное с их противоположностями». Эмоции действительно являются гетерогенной категорией, охватывающей широкий спектр важных психологических явлений. Некоторые эмоции очень специфичны, поскольку относятся к конкретному человеку, объекту или ситуации. Другие, такие как дистресс, радость или депрессия, носят очень общий характер. Некоторые эмоции очень кратковременны и едва осознаются, например внезапный прилив смущения или вспышка гнева. Другие, такие как длительная любовь или кипящая обида, носят затяжной характер, длятся часы, месяцы или даже годы (в этом случае они могут стать устойчивой чертой личности человека). Эмоция может иметь выраженное физическое сопровождение, такое как выражение лица, или может быть невидимой для наблюдателей. Эмоция может включать в себя сознательное переживание и размышление, например, когда кто-то «погрязает» в ней, или она может пройти практически незамеченной и неосознанной субъектом. Эмоция может быть глубокой в том смысле, что она необходима для физического выживания или психического здоровья, или она может быть тривиальной или дисфункциональной. Эмоция может быть социально уместной или неуместной. Это может быть даже социально обязательным — например, чувство раскаяния после совершения преступления или чувство горя на похоронах.
Соответственно, существует огромный диапазон эмоций, и даже внутри одних и тех же «семейств эмоций» существуют значительные различия. Панику и страх, например, часто считают родственными эмоциями, но есть существенная разница между паникой, проявляющейся в иррациональном страхе или фобии, и разумным страхом, таким как страх перед ядерной войной, который требует много информации и анализа. Ужас и ужас, две другие родственные эмоции, тем не менее отличны от страха. Или рассмотрим огромное семейство враждебных эмоций, родственных гневу: ярость, ярость, ненависть, негодование, презрение, ненависть и презрение, и это лишь некоторые из них. Интересно, что все эти эмоции отличаются по своей структуре и соответствующему контексту, как и члены «самокритичной семьи», в которую входят стыд, смущение, вина, раскаяние и сожаление. Большое разнообразие и обилие эмоций предполагает, что категория эмоций может быть не отдельным классом психологических явлений, а большим семейством свободно связанных психических состояний и процессов.
Для простоты исследователи и непрофессионалы часто делят эмоции на «положительные» и «отрицательные». (Научные исследователи называют эти качества эмоции ее «аффективной валентностью».) Но сложность эмоций делает подобные оппозиции подозрительными. Хотя любовь и ненависть, например, часто воспринимаются как полярные противоположности, стоит отметить (как показывают сюжеты многих романов и драм), что они часто сосуществуют не как противоположности, а как дополнения. Более того, любовь часто бывает болезненной и разрушительной, а ненависть иногда может быть и положительной. (Как спросила американский психолог Шула Соммерс: «Является ли ненависть ко злу отрицательной эмоцией?») Но такая эмоция, как гнев, другая так называемая отрицательная эмоция, показывает тщетность такой классификации. Гнев действительно является негативным чувством (если не враждебным), направленным на другого человека, но он может быть поучительным для человека, который сердится, и в соответствующем контексте — в контексте, в котором следует злиться, — он может иметь благотворное влияние на ситуацию или отношения. Таким образом, феминистское движение сделало большой шаг вперед, когда женщины осознали, что у них есть право злиться и на что злиться. Возможно, как заметил Аристотель, эмоции сопровождаются удовольствием или болью (часто и тем, и другим), но они слишком сложны и часто слишком тонки, чтобы классифицировать их только на этом основании.
Викторина «Британника»
Назовите эту эмоцию! Викторина по лексике
Изучение эмоций долгое время было прерогативой этики. Эмоции занимали центральное место в этике добродетели Аристотеля и являлись неотъемлемой частью заботы средневековых схоластов о пороках, добродетелях и грехах. Для Аристотеля наличие нужного количества правильных эмоций в правильных обстоятельствах является ключом к добродетельному поведению. Св. Фома Аквинский ( г. ок. 1224–1274 гг.) различал «высшие» и «низшие» эмоции, причем первые представлены верой и любовью, а вторые — гневом и завистью. Хотя моральное размышление об эмоциях всегда было связано с эмоциональными крайностями и уродствами, как, например, в психопатологии и безумии, эти феномены никогда не были основной причиной интереса к эмоциям. Как прекрасно понимали Аристотель и средневековые моралисты, эмоции необходимы для здорового человеческого существования, и именно поэтому их нарушение так серьезно.
Правильное развитие и функционирование эмоций позволяют людям жить хорошо и быть счастливыми. Любовь, уважение и сострадание, например, являются важными эмоциональными составляющими межличностных отношений и забот. Эмоции мотивируют нравственное (а также аморальное) поведение и играют существенную роль в творчестве и научном любопытстве. Для многих людей эмоции стимулируются и провоцируются красотой в искусстве и природе, а без эмоций нет эстетической чувствительности.