Основные классификации эмоций и чувств
Среди вопросов об эмоциях и чувствах, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самые естественные и как будто простые: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс — минус) — переживания приятные или неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно. Разнообразие классификаций эмоций велико. Вероятно, что универсальной классификации эмоций создать вообще невозможно и классификация, хорошо служившая для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена на другую при решении иного круга задач.
Классификация эмоций и чувств по в. Вундту:
Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям:
удовольствие — неудовольствие;
напряжение — разряжение;
возбуждение — торможение.
Предложенная В. Вундтом классификация эмоций получила серьезную поддержку в экспериментальных исследованиях экспрессии и семантики эмоций, однако заметного распространения в психологии она не получила.
Классификация эмоций и чувств по Изарду:
Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные — производными. К фундаментальным относятся: интерес — волнение, радость, удивление, горе — страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение.
К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.Классификация по н.Гроту:
Классификация Грота предлагает группировать эмоции опираясь на два ключевых душевных состояния — пессимизм и оптимизм. Ученый считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Грот высказывал точку зрения, согласно которой, пессимистическое и оптимистическое настроения способны только снижать энергию деятельности личности. Пессимисты достигают этого результата, рисуя безнадежно мрачную картину своего будущего, а оптимисты ослабляют своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы. Человек, находящийся во власти пессимистического или оптимистического настроения испытывает трудность в признании того «что есть, чего хотеть и ради чего действовать».
Классификация по в. Леонтьеву:
Леонтьев предложил выделять группы эмоций по источнику их происхождения:
Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека;
Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями;
Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами;
Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями;
Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми;
Эмоции, возникающие на основе презрения.
Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким».
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на
Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.
Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.
Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.
Всем привет, уважаемые читатели! Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую — эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.
Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:
Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»
Что такое собственно эмоции человека?
Эмоции — это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны
Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями. Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.
Различают четыре основных вектора направления эмоций.
— Удовольствие – неудовольствие.
— Напряжение – облегчение.
— Возбуждение – успокоение.
— Стеничность – астеничность.
Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.
Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.
Скачать книгу Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».
Скачать книгу Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня»
Блок 1. Эмоции. Радость.Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.
Радость можно разделить на несколько вариантов:
— Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.
— Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.
— Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.
— Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».
Блок 2. Эмоции. Удивление.Удивление — это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.
Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:
— Изумление — человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.
— Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.
— Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.
— Недоумение — состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.
Блок 3. Эмоции. Печаль.Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.
Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:
— Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.
— Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.
— Уныние — человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.
— Собственно, печаль — человек страдает из-за неполучение желаемого.
— Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.
Блок 4. Эмоции. Гнев.Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.
Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.
Причины возникновения гнева весьма различны.
1. Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.
2. В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.
3. В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.
4. Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.
5. В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.
6. Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.
7. Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.
8. Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.
Гнев также может быть представлен в различных вариантах:
— Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.
— Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.
— Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».
— Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.
Блок 5. Эмоции. Отвращение.Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.
Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.
Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.
На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.
Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений. Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту. Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.
Блок 6. Эмоции. Презрение.Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении оценок, убеждений и верований относительно предмета или явления.
Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые — это низшая «каста».
Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.
Блок 7. Эмоции. Страх.Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.
При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:
— Ужас — высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.
— Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.
— Тревога/беспокойство — переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.
Блок 8. Эмоции. Стыд.Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям — верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.
Различают варианты стыда:
— Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.
— Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.
— Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.
Заказать тренинг «Переговоры — Партнерство»
Блок 9. Эмоции. Зависть.Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.
Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.
Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.
В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.
Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.
В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно — социальном срезе. Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый. Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.
Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.
Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.
В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.
Полагаю, что тема про эмоциональные переживания раскрыта с моей стороны достаточно и Вы получили ответы на большинство вопросов. Но если это вдруг не так, то с удовольствием расскажу еще больше, просто в комментариях задавайте вопросы. На этом сегодня откланиваюсь и до новых встреч!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, пишите комментарии, Ваше мнение очень важно услышать другим людям! Поверьте! Иногда комментарии читают с большим аппетитом!
Ребята и девчата! Ставьте лайки, для автора это важно, хватит думать только о себе и быть зацикленными на себе, прочитали статью, отблагодарите автора своим позитивом, поставьте лайк!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Владислав Якимов! До свидания! Пока!
Все статьи сайта !
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
Классификация эмоций | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке. На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.
Содержание
- 1 Основные и сложные эмоции
- 1.1 Социальное и несоциальное отличие
- 2-мерные модели эмоций
- 2.1 Модель Плутчика
- 3 Культурно-специфические эмоции
- 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- 4 Библиография
- 5 Примечания и ссылки
Основные и сложные эмоции
Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.
Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения основных эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.
- Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
- Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
- Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
- Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, оп. 59).
- Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , часть. я, гл. 6).
- Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
- Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
- Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]
Социальное против несоциального Отличие
Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.
Объемные модели эмоций
Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная, или циркумплексная модель, в которой используются модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.
Модель Плутчика
Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид базовых-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.
Культурно-специфические эмоции
Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:
- Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
- Амаэ (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
- Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
- Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
- Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьего-то страдания.
- Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
- Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
- Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Грусть, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
- Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
- Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
- Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
- Русь (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
- Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Рассел 1991: 431).
- Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
- Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .
Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.
Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
- Па-ленг (Китай): Болезненный страх холода даже в жаркую погоду, связанный с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
- Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
- Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии, прежде чем впасть в припадки, сопровождаемые глубоким сном и потерей воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
- Коро (Ассам и Южный Китай): Сильное беспокойство, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
- Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых людей, достигших зрелости, которые в течение нескольких дней начинают сбегать с ума, воровать и стрелять из лука. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).
Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.
Библиография
- Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
- Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
- Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
- Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологические науки , 18(12), 1050-1057.
- Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
- Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.
Примечания и ссылки
- ↑ Джесси Принц Реакции кишечника: теория восприятия эмоций (Оксфорд: Oxford University Press, 2004): стр. 157.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Классификация эмоций | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке. На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.
Содержание
- 1 Основные и сложные эмоции
- 1.1 Социальное и несоциальное отличие
- 2-мерные модели эмоций
- 2.1 Модель Плутчика
- 3 Культурно-специфические эмоции
- 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- 4 Библиография
- 5 Примечания и ссылки
Основные и сложные эмоции
Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.
Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения основных эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.
- Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
- Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
- Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
- Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, оп. 59).
- Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , часть. я, гл. 6).
- Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
- Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
- Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]
Социальное против несоциального Отличие
Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.
Объемные модели эмоций
Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная, или циркумплексная модель, в которой используются модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.
Модель Плутчика
Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид базовых-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.
Культурно-специфические эмоции
Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:
- Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
- Амаэ (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
- Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
- Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
- Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьего-то страдания.
- Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
- Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
- Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Грусть, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
- Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
- Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
- Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
- Русь (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
- Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Рассел 1991: 431).
- Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
- Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .
Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.
Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
- Па-ленг (Китай): Болезненный страх холода даже в жаркую погоду, связанный с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
- Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
- Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии, прежде чем впасть в припадки, сопровождаемые глубоким сном и потерей воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
- Коро (Ассам и Южный Китай): Сильное беспокойство, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
- Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых людей, достигших зрелости, которые в течение нескольких дней начинают сбегать с ума, воровать и стрелять из лука. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).
Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.
Библиография
- Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
- Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
- Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
- Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологические науки , 18(12), 1050-1057.
- Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
- Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.