1.5. Иррациональная психология
Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными, и вообще рациональными методами.
Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. Наука и религия – два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании. Термином “религиозная психология” может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буддизм, христианство, ислам. В силу сложности и неоднозначности психического мира, многие явления не находят рационального объяснения в научной психологии, поэтому в них остается только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость – их характерная черта.
К иррациональной психологии относятся
К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, а также мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.
Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.
Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, непосвященных в тайное знание, главный критерий истинности этих психологических знаний — вера и опыт переживания соответствующих состояний знания.
Особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность. Они всегда предполагают опору на особое иррациональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоззрения как жизненной позиции, как утверждается, невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и доступными для конкретизации на многие частные случаи жизни. Наглядный пример тому – предсказания Нострадамуса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.
Привлекательность эзотерическим знаниям придает их
К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предметом ее изучения являются “мистические переживания”, “космическое сознание”, т.е. особые форму духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. “психологии за пределами личности”) – так называемые измененные состояния сознания. Согласно идеям представителей этого направления в психологии проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.
Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущений и переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.
К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказательства достоверности этих знаний, не позволяют относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто “ловкость рук”. Многие парапсихологические факты не удовлетворяют научным критериям проверки.
Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая внимания, и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170-172).
Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также могла бы существенно дополнить наши знания о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (В.Н. Дружинин, 1995). Идеи, содержащиеся в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается порой в качестве важного направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127).
Однако представители эзотерической психологии не склонны к экспериментальной или любой другой опытной проверке своих знаний. Они предлагают просто верить тому, что они очень убеждающе и, порой очень убедительно рассказывают. И убедительность речи, образов, используемые такими учителями, черпает учеников на психологические курсы другого рода.
Вывод: особенности знаний иррациональной психологии
Невозможность использования научных методов |
Опора на тайное знание |
Отсутствие рационального объяснения |
Недоступность для логического обоснования |
Вера и опыт переживания как критерий истинности |
Целостность |
Неопределенность выводов |
Практичность |
что это такое простыми словами
«Думай рационально», – могла ты часто слышать от родителей или учителей. Но кто решил, что это тип мышления самый эффективный?
Рациональный – это в первую очередь схематичный, основанный на опыте и других примерах. Так ты будешь решать десятую одинаковую задачку подряд, также ее решил бы любой другой человек. Рациональный подход не предполагает влияние личности на решения.
Иррациональное мышление – это в первую очередь о выходе за рамки, особенно за границы, выстроенные обществом. Решить привычную задачу абсолютно новым методом, не основываясь на знаниях о прошлом и догадках о будущем. Этот тип мышления позволяет жить здесь и сейчас, не ограничивая себя тем, какие последствия от содеянного будут полезнее.
Прежде чем понять, кто такие иррационалы, разберемся с рациональным типом мышления.
В этой статье:
Рациональный подходОсобенности иррационального подходаЧто определят тип мышления человекаКакой тип мышления лучше?Как развить иррациональное мышлениеТипы иррационального мышленияНовости СМИ2
Рациональный подход
Фото автора @thiszun (follow me on IG, FB): PexelsДля этого мышления характерно:
- Основываться на объективных фактах
- Адекватный анализ
- Поиск самого быстрого решения, которое затем применяется в подобных ситуациях
- Поиск единственного «правильного» ответа
Многие успешные люди имели такой тип мышления: он позволял им быстро находить выход из самых сложный ситуаций и эффективно просчитывать все выгоды.
Эти люди склонны много узнавать и читать, а подход к решению проблем можно сравнить с прецедентной судебной системой: как было эффективно и правильно в прошлый раз, так надо поступать и сейчас.
Главная проблема рационалистов – планомерность, размеренность и консерватизм. Они скорее будут составлять новый план действий из кусочков старых схем, чем посмотрят свежим взглядом на ситуацию.
Среди руководства в государственных организациях и бюрократических конторах царит именно рациональный порядок. Там никто не собирается вносить в устаревшие схемы коррекции – все работает и отлично.
Особенности иррационального подхода
Иррационалисты умеют и любят фантазировать, не ограничены принятыми нормами, прошлым опытом. Эмоции и интерес – вот главные мотиваторы при поиске решения, а не просчет выгод.
Самым ярким примером являются дети. Они с легкостью рассказывают фантастические истории, рисуют неведомых существ. Даже восприятие времени у них иррациональное: два дня назад – это очень давно, это что-то уже неактуальное.
Как мысли влияют на жизнь?
При иррациональном мышлении ключевым в выборе действий является личность человека, поэтому обучить иррациональности практически невозможно. Многие философские течения – иррациональный взгляд мыслителя на какой-то предмет. Их можно разделять, но каждый последователь все равно будет воспринимать мир по-своему.
Еще одно особенность – принятие разных точек зрения и умение менять свою позицию. Это может послужить и во вред: как ребенок легко ведется на влияния взрослых, так и иррационал может поддаваться влияниям разных людей, которые могут действовать из своей корыстной выгоды.
Не бывает абсолютных иррационалов: человек должен хотя бы часть жизни действовать по шаблонам, чтобы сохранить силы для более важных вещей. А мышление «за принятыми рамками» подключается, когда приходит «музы» – вот и приходится иррационалам пропускать все дедлайны и тревожиться от своих эмоций.
Такой тип мышления очень пригодится в диджитал-сфере, когда есть потребность работать в режиме многозадачности, а условия меняются со стремительной скорость. Сегодня организуют тренинги, корпоративные игры. Топовые компании ищут иррационалистов, чтобы поставить их во главе отделов по развитию.
Если, обладая таким мышлением, ты найдешь дело, которое тебя увлечет, твоей работоспособности будут завидовать все вокруг. А планы и жесткий график убьют «музу».
Представляешь, какие иррационалисты в отношениях? Это действительно страшные партнеры, которые не могу жить без скандалов, перемены планов, эмоций и скачков чувств. Такие люди могут быть уравновешены только рациональным спокойным человеком рядом, которые не будет поддерживать очередной взрыв, а охладит пыл дикого партнера.
Главное достоинство иррационалов – гибкость и умение выдавать новые решения, идти неизвестными дорожками.
Что определят тип мышления человека
Как и большинство психологических характеристик, тип мышления закладывается в детстве. Рационализму обучают родители, когда объясняют: «Потрогаешь чайник – будет больно». Умение применять проверенные и принятые схемы – это чисто социальный навык.
Ребенок все стремится делать по-своему, ведь у него еще нет опыта, который позволил бы сделать как в прошлый раз.
От того, поддерживают ли родители новаторство, интерес, творчество зависит тип мышления ребенка в более взрослом возрасте.
GiphyТипичный рационал – отличник. Он знает, как и что надо сделать, чтобы получить одинаковый желаемый эффект – пятерку. Иррационалы – вечные троечники. Они не будут делать одно и то же 11 лет подряд, они будут изворачиваться, списывать, делать на перемене – так они еще больше прокачиваю свою гибкость и в будущем смогут быстро реагировать на новые обстоятельства.
Какой тип мышления лучше?
Настоящего успеха ты добьешься, как и во всех случаях – найдя золотую середину.
Когда приходится сталкиваться с бытовыми вопросами, лучше включать внутреннего рационала, делать без эмоций и как всегда, иначе нервный срыв тебе обеспечен.
А вот когда речь идет о проекте, самопознании, поиске хобби – отстраняйся от прошлого опыта и навязанных стереотипов, обратись к себе и своим ощущениям, тогда работа станет в радость, а открытия сделают жизнь ярче.
Думаю, ты уже поняла, что иррациональному мышлению порой можно и нужно учиться, чтобы лучше понять саму себя.
Как развить иррациональное мышление
У взрослой женщины тысяча и одна задача ежедневно и приходится везде действовать по привычной схеме, чтобы не закончится морально. А это прямая дорога к дню сурка…
Фото автора Andrea Piacquadio: PexelsДержи несколько советов по тому, как начать выходить за рамки и включить внутреннего ребенка:
- Осознавайся
Чаще задавай себе вопросы – что ты чувствуешь, что нравится, что происходит вокруг прямо сейчас. Умение жить сегодняшним днем – навык счастливых.
- Рассматривай несколько вариантов
Даже до работы можно проложить несколько дорог и перестать идти по привычному маршруту. Иногда пересмотреть привычные схемы – путь к успеху. И вот новые рабочие идеи перестают казаться такими нереальными!
- Рискуй
Начини с малого – попробуй новое блюдо. Только интерес и риск подталкивают человека к развитию. Ты же не хочешь быть точной копией своих родителей?
- Окружай себя деятельными людьми
Так устроена наша психика, что мы неосознанно перенимаем от окружающих их опыт. Ты можешь быть простым офисным работником, но, попав в среду художников и посещая соответствующие мероприятия, постепенно начнешь смотреть на мир иначе и ощущать краски вокруг ярче. А если у тебя есть дети или маленькие браться-сестры, играй с ними чаще, учись смотреть на мир их взглядом.
Image by David Bruyland from Pixabay- Поднимай самооценку
Низкая самооценка – путь к жизни по схемам. Выход за границу требует, чтобы ты не отвлекалась на чужое мнение, помни – новаторы всегда не принимались в обществе
- Принимай других людей
Изучай чужие точки зрения, слушай, что говорят окружающие. Так ты расширишь свой кругозор, а предметы предстанут перед тобой в объеме.
Будь рациональной и иррациональной, когда ты этого хочешь. Главное – оставаться свободной и счастливой!
Типы иррационального мышления
Как известно, человек может мыслить рационально или иррационально. Иррациональное мышление частично или полностью исключает роль разума, логики в принятии решений. Личность с таким типом мышления основывается на эмоции, интуицию, чувства, инстинкты, веру и «подсказку» от высших сил.
В противовес данному типу мышления выделяется рациональное мышление, основой которого является неспособность устанавливать причинно-следственные связи.
Процесс иррационального мышления подразумевает жизнь как некую данность, которая неподвластна ни одной закономерности. Часто мысли подобного характера служат источником необъяснимой тревоги, страха.
Но с другой стороны, они в конкретных ситуациях позволяют лучше понять саму себя, принять решение, которое не зависит от общепринятых навязанных стереотипов, предыдущего опыта. Иногда иррационализм вдохновляет и позволяет посмотреть на жизнь совсем с другой точки зрения.
Что определенно является неоспоримым преимуществом, особенно когда человек находится в определенном жизненном кризисе.
Задача иррационалистов – получать знания, не основываясь на законах логики и разума. Многие скептические настроенные психологи утверждают, что это невозможно. Однако в пользу нелогичного мышления говорят так называемые инсайды, вспышки озарения, неожиданные открытия и неизвестно откуда взявшиеся идеи.
Кроме того, иррациональное мышление является основой для развития фантазии, воображения, что особенно востребовано в творческой среде. Хорошим помощником иррационализм выступает в личной жизни, в сфере личностного роста, когда просто необходимо прислушаться к себе и наконец понять свои истинные желания.
А случаи, когда человек сам не знает, чего он на самом деле хочет, довольно-таки часто встречаются в современном мире.
Способность верить и правильно себя оценивать имеет рациональное начало. Действительность без веры, чувств и эмоций превращается в простой набор эмпирических данных, и вся жизнь вдруг становится очень понятной и одновременно скучной.
Однако установка на иррационализм работает в избранных областях, таких как искусство, религия и пр.
В повседневной же жизни главенствует научная рациональность, и надо ей отдать должное, именно она помогает человеку выжить в непростом современном мире. Критическое мышление учит нас трезво оценивать себя, свои способности, обстоятельства, существующую ситуацию, делает нас успешными во многих областях жизни.
Но сильно логическое обоснование мира ограничивает возможности человеческого сознания, которые так до конца и не исследовано современной наукой. В свою очередь, иррационалисты привносят в этот мир немного интриги, загадочности и непредсказуемости, что делает все наше человеческое существования очень интересным и увлекательным.
Типы иррационального мышления
- Глобальное преувеличение. Возникает тогда, когда человек не разбирается в мотивах и поступках других людей, подменяя их собственными разными суждениями, мыслями иррационального характера. Это, конечно же, является очень плохим способом восприятия действительности.
Вот отсюда и начинается – она не так посмотрела на меня, она сказала, что я бледен, интересно, что она на самом деле имела в виду…, похоже, она меня подозревает в чем-то и т.д.
Подобные мысли развивают чувство сильной тревоги и часто приводят человека к самым неожиданным результатам, что в принципе ничего не имеет общего с действительностью. В таком положении у человека часто начинают плохо работать все когнитивные процессы, и ему действительно становится тяжело отличить объективность от надуманных теорий.
- Тотальное обобщение. Часто неосознанной целью такого мышления является убедить себя в полной неспособности что-то делать по-настоящему стоящее, то, что выходит за рамки обыденности.
Обычно это характерно для слабых, неуверенных в себе людей, которые часто поддаются влиянию со стороны окружающих. Переживания подобного роды выражаются во фразах типа – никто не сдал экзамен, и я не сдам, я столько раз не мог сдать на права, и теперь у меня ничего не получится тоже! и пр.
Уровень таких обобщений порой зашкаливает и способен привести в состояние серьезного психического расстройства, потому что похожие рассуждения являются очень разрушительными для человеческой психики.
- Чтение мыслей. Такой процесс представляет собой подмену чужий убеждений собственными. Например, она считает, что я злой, или она думает я плохо с ней разговаривал и чем-то ее обидел. Свой образ мыслей насаждается другим людям, которые встречаются на жизненном пути.
Иррациональное поведение также влияет на поведение человека, часто его делая непонятным для общества. Дело касается необдуманных поступков, спонтанных решений, нередко даже дело касается неконтролируемых эмоций, когда человек буквально взрывается и проявляет вспышки очень сильной агрессии. Его речь становится слишком эмоциональной, бессвязной.
Основанием для такого поведения может стать неправильно понятая информация, плохая осведомленность в каком-либо вопросе, обыкновенное недоразумение, случайно возникшее на глазах событие.
В таком состоянии личность перестает различать четкие границы между допустимым и недопустимым поведением, и его действия выходят за пределы разумного. Проблемы подобного рода требуют серьезной работы с психологом.
К сожалению, иррациональные люди пренебрегают поведенческими алгоритмами, шаблонами этикета, жизненными инструкциями, все пуская на волю случая. Реальность в какой-то момент приобретает устрашающий вид, и человек выбирает соответствующую форму поведения для собственной защиты.
Все это способствует формированию негативного образа иррационального мыслителя среди окружающих.
Иррационализм часто служит источником бед, поражений и несчастий человека, который не обладает умением видеть объективные причины своих неудач или побед. Для большинства из них успех трактуется как благословение высших сил или подарок небес.
В современной психологии термин иррационализм часто граничит с понятием полной потери контроля над своими эмоциями. Нелогичные, абсурдные действия служат тому подтверждением. Поэтому так важно уметь находить пути выхода из состояния очередного непредсказуемого поведения.
Противостояние иррациональным моделям мышления | Psychology Today
Все мы время от времени сталкиваемся с собственными иррациональными мыслями — мы делаем поспешные выводы, делаем из мухи слона или беспокоимся о вещах, которые могут не произойти или, вероятно, не произойдут.
Большинство из нас может управлять этими мыслями и не допускать их вмешательства в нашу профессиональную и личную жизнь. Для некоторых людей, однако, иррациональное мышление может стать всепроникающей проблемой, которая делает невозможным с легкостью ориентироваться в ситуациях и проблемах или разрешать их.
В профессиональной сфере этому есть бесчисленное множество примеров. Например, у кого-то может быть срок выполнения проекта, но его преследует постоянная уверенность в том, что качество работы неудовлетворительно и что оно никогда не будет таким хорошим, как должно быть. Это может привести к прокрастинации, беспокойству и эскалации беспокойства. Беспокойство по поводу компетентности может побудить человека к дальнейшей изоляции и самоустранению, превращая свои мысли в самосбывающееся пророчество.
Для многих из нас иррациональные мысли редки, управляемы и вызваны преходящим эмоциональным страхом. Если нам повезет, мы сможем признать, что наши мысли, движимые страхом, нелогичны, и, следовательно, мы можем противопоставить им множество доказательств, опровергающих эти страхи. Однако у лиц, страдающих различными психическими заболеваниями, состояние страха может сохраняться постоянно, как при генерализованном тревожном расстройстве, в социальных ситуациях, как при социальном тревожном расстройстве, или при потере эмоциональной привязанности к людям, как при сепарационной тревоге или осложненной тревоге. горе. У людей с биполярным расстройством или шизофренией целые области мозга становятся дисфункциональными, что приводит к тому, что человек теряет осознание того, что его мысли иррациональны или что его поведение ненормально.
Как и у людей, перенесших инсульт, эпилепсию или черепно-мозговую травму, способность этих людей видеть себя через объектив может то усиливаться, то ослабевать (так называемая «анозогнозия»). В этот момент им становится трудно или невозможно справиться с проблемой самостоятельно. В этих ситуациях поддержка друзей, семьи и, возможно, специалиста в области психического здоровья может быть единственным способом оценить и вылечить основное состояние с помощью биологических вмешательств наряду с поддерживающей психотерапией.
Во время психотерапии, помогая пациентам противостоять иррациональному мышлению — будь то в профессиональной среде, как в приведенных выше примерах, или в их личной жизни — я помогу им определить и прояснить преобладающую эмоцию, которая движет их мыслями, и установить связь между их эмоции и мысли во всеобъемлющем контексте. Часто эмоции вызывают крайнюю предвзятость в их понимании контекста, а также вызывают иррациональные мысли. Поэтому, если мысли человека искажены сильными эмоциями, я могу больше спросить его об их эмоциях (как правило, о страхе, гневе или печали) и о том, как они могут относиться к своим мыслям.
Например, тот, кто боится некомпетентности и унижения, может предположить, что качество его работы ниже. Однако, если человеку не давали повторных отзывов о недостатках в его работе, то возможно, что работа совсем не хуже, и что эти сомнения иррациональны и не имеют подтверждающих доказательств. Умение критически взглянуть на то, какие мысли основаны на фактах, а какие нет, — это сложный навык.
Важна также необходимость смотреть на любую ситуацию шире; контекст имеет значение. Я часто описываю это как подход «увеличить, уменьшить». Например, однажды я работал с пациентом, который хотел выделить время, чтобы обсудить со мной проблему, с которой он столкнулся при выполнении своих обязательств. Поскольку он постоянно переносил встречу и откладывал, это ставило нас в безвыходную ситуацию. В конце концов, я заявил ему, что он повторяет свою модель поведения во время наших встреч, умоляя его разорвать этот порочный круг. У нас была давно назревшая сессия, посвященная его эмоциональной потребности угождать другим, неспособности установить свои собственные пределы или границы, а также чувству стыда, которое накапливалось с течением времени из-за невыполненных обязательств и их выполнения.
С точки зрения «увеличения масштаба» нам нужно было решить проблему соблюдения встреч и иррациональных мыслей, которые мешали. Но, используя подход «уменьшения масштаба», нам также необходимо было столкнуться с более серьезными проблемами уважения времени и границ, эмоциональной зависимости и того, как они могут привести к негативному самоисполняющемуся пророчеству.
Мы все можем бороться с иррациональными мыслями, но когда они начинают мешать нашей жизни и счастью, пора искать помощи извне. Пришло время противостоять этим мыслям и определить, существуют ли какие-либо доказательства, оправдывающие их. Это процесс и путешествие… но оно может быть полезным, когда мы можем лучше контролировать свои мысли и поведение.
Иррациональность иррациональности: парадокс популярной психологии
В 1996 году Лайл Бреннер, Дерек Келер и Амос Тверски провели исследование с участием студентов Университета штата Сан-Хосе и Стэнфордского университета. Исследователей интересовало, как люди делают поспешные выводы на основе ограниченной информации. Предыдущая работа Тверски, Даниэля Канемана и других психологов показала, что люди «радикально нечувствительны как к количеству, так и к качеству информации, которая порождает впечатления и интуитивные догадки», поэтому исследователи, конечно же, знали, что мы, люди, ничего не делаем. Особенно хорошая работа по взвешиванию плюсов и минусов. Но в какой степени? Насколько плохо мы оцениваем все факты?
Чтобы это выяснить, Бреннер и его команда представили студентам юридические сценарии. В одном из них истец по имени мистер Томпсон посещает аптеку для обычного посещения профсоюза. Менеджер магазина сообщает ему, что в соответствии с профсоюзным договором с аптекой истцы не могут разговаривать с профсоюзными работниками на этаже. После непродолжительного обсуждения менеджер вызывает полицию, и на мистера Томпсона надевают наручники за нарушение границ. Позже обвинения были сняты, но мистер Томпсон подал в суд на магазин за ложный арест.
Все участники получили эту справочную информацию. Затем они услышали одного из адвокатов обеих сторон; адвокат профсоюзного организатора сформулировал арест как попытку запугивания, в то время как адвокат магазина утверждал, что разговор, который произошел в магазине, был разрушительным. Другая группа участников – по сути, фиктивное жюри – выслушала обе стороны.
Ключевой частью эксперимента было то, что участники были полностью осведомлены об установке; они знали, что слышат только одну сторону или всю историю целиком. Но это не помешало испытуемым, которые слышали одностороннее свидетельство, быть более уверенными и предвзятыми в своих суждениях, чем те, кто видел обе стороны. То есть, даже когда у людей были все основные факты, они делали поспешные выводы, услышав только одну сторону истории.
Хорошей новостью является то, что Бреннер, Келер и Тверски обнаружили, что простое побуждение участников обдумать историю другой стороны уменьшало их предвзятость — инструкции учитывать недостающую информацию были манипуляцией в более позднем исследовании — но это, конечно, не устраняло ее. Их исследование показывает нам, что люди не только готовы делать поспешные выводы, услышав историю только одной стороны, но даже когда в их распоряжении есть дополнительная информация, которая подсказывает другой вывод, они все равно с удивительной вероятностью сделают это. Ученые заключают несколько пессимистично: «Люди не компенсируют в достаточной мере недостающую информацию, даже когда до боли очевидно, что доступная им информация неполна».
В исследовании Бреннера участники имели дело с ограниченным набором информации — фактами дела и аргументами двух сторон. Но на самом деле — особенно в эпоху Интернета — люди имеют доступ к безграничному количеству информации, которую они могут обдумать. В результате мы полагаемся на эмпирические правила или эвристики, чтобы получать информацию и принимать решения. Эти умственные сокращения необходимы, потому что они уменьшают когнитивную нагрузку и помогают нам организовать мир — мы были бы ошеломлены, если бы были по-настоящему рациональными.
Это одна из причин, по которой мы, люди, любим рассказы; они резюмируют важную информацию в знакомой и легко усваиваемой форме. Гораздо проще понимать события в мире как случаи противостояния добра и зла или любой из семи типов историй. Как объясняет Дэниел Канеман, «[мы] строим наилучшую возможную историю из доступной информации… и если это хорошая история, [мы] верим в нее». Подразумевается, что важно то, насколько хороша история, а не обязательно ее точность.
Но нарративы также иррациональны, потому что они жертвуют всей историей ради одной стороны истории, которая соответствует чьему-то мировоззрению. Опора на них часто приводит к неточностям и стереотипам. Именно это подчеркивают участники исследования Бреннера; люди, принимающие нарративы, часто не видят всей истории — мы редко спрашиваем: «Что еще мне нужно знать, прежде чем я смогу составить более информированное и полное мнение?»
За последние несколько лет появилось много популярных книг по психологии, затрагивающих эту область исследований. Есть Ори и Ром Влияние Брафмана, Предсказуемо иррациональное Дэна Ариэли и, естественно, Мышление, быстрое и медленное Даниэля Канемана. Если бы вы могли резюмировать популярную литературу о когнитивных искажениях и нашей так называемой иррациональности, то это выглядело бы примерно так: нам требуется лишь небольшой объем информации, часто один фактоид, чтобы с уверенностью делать выводы и генерировать новые нарративы. новые, вроде бы объективные, но почти полностью субъективные и неточные мировоззрения.
Недостатки нашей рациональности были тщательно разоблачены перед широкой аудиторией. Но в этой тенденции есть своеобразная непоследовательность. Кажется, что люди воспринимают эти книги некритично, по иронии судьбы становясь жертвами некоторых предубеждений, которых им следует опасаться: неполной информации и соблазнительных историй. То есть, когда люди узнают о том, как мы иррационально делаем поспешные выводы, они формируют новое мнение о том, как работает мозг, исходя из небольшого количества информации, которую они недавно получили. Они делают поспешные выводы о том, как мозг делает поспешные выводы, и встраивают свои новообретенные знания в большую историю, романтично и наивно описывающую личное просветление.
Тайлер Коуэн сделал то же самое в лекции TED несколько месяцев назад. Он объяснил это так:
Есть книга Nudge, Sway, Blink… [они] все о том, как мы ошибаемся. И есть так много способов, но что я нахожу интересным, так это то, что ни одна из этих книг не определяет, что для меня является единственным, центральным, самым важным способом, которым мы ошибаемся, а именно, мы рассказываем себе слишком много историй, или мы слишком легко соблазняются историями. И почему эти книги не говорят нам об этом? Это потому, что сами книги — это истории. Чем больше вы читаете этих книг, тем больше вы узнаете о своих предубеждениях, но существенно усугубляете другие свои предубеждения. Так что сами книги являются частью вашего когнитивного искажения.
Суть проблемы, как указывает Коуэн, в том, что почти невозможно понять иррациональность, не воспользовавшись ею. И, как это ни парадоксально, мы полагаемся на истории, чтобы понять, почему они могут быть вредными.
Безусловно, существует важное различие между предвзятостью, возникающей из-за выслушивания одной стороны аргумента, и (большинства) нарративов. Исправление типа «учитывать другую сторону» вряд ли сработает для нарративов, потому что не всегда ясно, что будет противоположным. Поэтому полезно избегать поспешных выводов, не только подвергая сомнению нарративы (в конце концов, почти все является правдоподобным нарративом, поэтому избегать их может быть довольно сложно), но и подвергая себя множеству нарративов и пытаясь интегрировать их так же хорошо, как вы. может.
В начале недавно вышедшей книги Праведный разум социальный психолог Джонатан Хайдт объясняет, как некоторые книги (в том числе и его) доказывают, что одна определенная вещь (в случае Хайдта, мораль) является ключом к пониманию всего. Смысл Хайдта в том, что вам не следует читать его книгу и делать поспешные выводы о человеческой природе. Вместо этого он призывает читателей всегда думать об интеграции других точек зрения (например, мораль — это самое важное, что следует учитывать) с другими точками зрения. Я думаю, что это хорошая стратегия для преодоления узколобого взгляда на человеческое познание.
Для нас естественно сводить сложность нашей рациональности к удобным идеям размером с укус. Как говорит торговец, ставший эпистемологом, Нассим Талеб: «Мы, люди, сталкиваясь с ограничениями знаний и вещами, которых мы не наблюдаем, невидимым и неизвестным, разрешаем напряжение, сжимая жизнь и мир в четкие товарные идеи». Но читатели популярных книг по психологии о рациональности должны признать, что они многого не знают, и должны остерегаться соблазнительных историй. Популярная литература о когнитивных искажениях поучительна, но давайте будем иррациональны в отношении иррациональности; воздействие Х — это не знание и контроль над Х. В конце концов, чтение о когнитивных искажениях никого не освобождает от неприятных эпистемологических ловушек.
Двигаясь вперед, я предлагаю помнить урок Бреннера, Келера и Тверски: они уменьшили количество поспешных выводов, заставив людей учитывать другую информацию, имеющуюся в их распоряжении. Итак, давайте помнить, что следующая книга о рациональности — это не все, что нужно, — это просто еще один кусочек головоломки. Этот же подход также может помочь решить проблему слишком сильного влияния нарративов — в любом случае у истории есть несколько сторон.
В конце концов, нам нужно помнить, что философы понимают правильно. Слушайте и читайте внимательно; логически анализировать аргументы; старайтесь не делать поспешных выводов; не слишком полагайтесь на истории. Греческий драматург Еврипид был прав: во всем сомневайся, что-то узнай, ни на что не отвечай.
====
Автор лично благодарит Дейва Нуссбаума за его полезные редакционные комментарии и критические замечания. Дэйв — социальный психолог, преподающий в Чикагском университете. Подпишитесь на него в Твиттере и посетите его домашнюю страницу.
Изображение: от Wyglif на Викискладе.
Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.
ОБ АВТОРЕ(АХ)
Сэм МакНерни окончил величайшую школу на Земле, Колледж Гамильтона, где получил степень бакалавра философии. Прочитав слишком много Декарта и Ницше, он понял, что его истинная страсть — читать и писать о когнитивной науке.