Новая теория эмоций — Психология: вызовы современности
В этой статье автор и спикер конференции «Психология: вызовы современности» Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбек-практик – рассмотрит классические теории эмоций и представит новую. С которой она познакомилась в книге «Как рождаются эмоции» Лизы Фельдман Барретт. На конференции Ольга продолжит исследование этой темы в психодраматическом мастер-классе: «Новая теория эмоций: как управлять собой», который пройдет 28 февраля.
«Наверняка многие из вас знают о различных теориях эмоций. Если нет, то я напомню:
- Периферическая теория Джеймса-Ланге, где не только эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, но и телесные проявления вызывают эмоции: «мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим…».
- Теория когнитивного диссонанса Фестингера: когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций.
- Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера: какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. На возникновение эмоций оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
- Теория дифференциальных эмоций К. Изарда: основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес.
- и т.д.
Кроме Изарда выделением базовых эмоций занимались Пол Экман, это были радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, а также Плутчик и Келлерман. Последние объединил эмоции в пары с противоположным знаком: страх – гнев, радость – печаль, интерес – удивление, доверие – отвращение.
Каждая из них имеет свою доказательную базу и теоретическую основу, но обычно в практической психологии и психотерапии чаще всего используется последняя концепция, предполагающая, что каждый человек обладает базовым, как бы встроенным набором эмоциональных реакций, обладающих уникальными мотивационными функциями и подразумевающих специфическую форму переживания. То есть гнев – он и в Африке гнев, а страх и прочие состояния из базовой десятки переживаются всеми одинаково. Они присущи всем здоровым людям и одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.
Классический взгляд на эмоции говорит, что наши эмоции являются продуктом эволюции, которые были необходимы для выживания, а сейчас стали частью нашей природы. Они универсальны: люди любого возраста, пола и культуры испытывают радость, печаль, гнев и страх примерно также, как и вы или я, или как наши далекие предки. Это такие животные рефлексы, которые часто противоречат доводам разума. Примитивная часть нашего мозга хочет сказать начальнику, что он идиот, а другая думающая сторона сдерживает нас и подсказывает, что тогда нас уволят.
Такой подход к эмоциям предполагает, что у нас в мозге есть набор эмоциональных цепей и каждая вызывает собственный набор изменений. Бывшая жена включает у вас «нейроны гнева», вы злитесь, кричите, давление поднимается, а лицо краснеет. Новости по телевизору активизируют у вас «нейроны страха», сердце бьется чаще, вас знобит, вы ощущаете страх. Эти состояния кажутся четко познаваемыми и поэтому вполне разумно решить, что любая эмоция отличается базовым шаблоном в мозге и теле.
Но! Сейчас существует значительное количество исследований, как доказывающих классический взгляд на эмоции, так и отвергающий их. Вы можете испытывать страх с вовлечением миндалины (область мозга, отвечающая за страх) или без нее. Вы можете гневаться и ваше кровяное давление будет повышаться или не будет. То есть в каких-то ситуациях классические концепции верны, а в каких-то нет.
Сейчас существует новый взгляд на природу эмоций – теория конструирования эмоций, которая по-другому смотрит на наши состояния. Как вам такие идеи:
- эмоции не являются вашими реакциями на мир, это ваши конструкции;
- вы можете контролировать свои эмоции, так же как свои мысли, воспоминания, убеждения, это не просто, но возможно;
- эмоции не универсальны, а различаются от культуры к культуре;
- эмоции создаются нами, мозг интерпретирует входящие сигналы, включает память о прошлом опыте, конструирует значение и предписывает действие.
Ни для одной эмоции в мозге нет участка с ее «отпечатком». Эмоции возникают от возбуждения нейронов, однако нет нейронов, которые были бы посвящены исключительно эмоциям. Нейронная система устроена по принципу «одно для многого»: один участок или одна мозговая сеть вносит свой вклад во много различных психических состояний. Ваши понятия являются главным инструментом, который использует мозг, чтобы догадаться о значении входных сенсорных сигналов. Например, понятия придают смысл изменениям звукового давления, и вы воспринимаете их как слова или музыку, а не как случайный шум.
Понятия также придают эмоциональный окрас событию. Одно и тоже ощущение может быть как приятным, так и отвратительным одному и тому же человеку в зависимости от его ожидания. Если вам предложат розовое мороженое, вы, видимо, будете ожидать вкус малины, но, если у него оказывается вкус рыбы, вы можете счесть его неприятным или отвратительным. Если же вам предварительно скажут, что это «охлажденный мусс из лосося», таким образом мозг будет предупрежден, возможно, вы сочтете тот же самый вкус приятным.
В любой момент, пока вы живы, ваш мозг использует понятия, чтобы симулировать внешний мир. Без понятий вы эмпирически слепы. С помощью понятий ваш мозг производит симуляцию настолько незаметно и автоматически, что зрение, слух, эмоциональные переживания выглядят скорее рефлексами, чем процессом конструированием.
В новой теории эмоции, как на ваши состояния, находящихся в системе координат, где есть две характеристики: возбуждение и валентность. Возбуждение показывает, насколько спокойно или взбудоражено вы себя чувствуете, а валентность – насколько вам приятно или неприятно. Например, неприятная валентность и слабое возбуждение: апатия, подавленность; приятная валентность, слабое возбуждение: спокойствие, безмятежность; неприятная валентность и среднее возбуждение: печаль, недовольство; приятная валентность и среднее возбуждение: удовлетворенность, радость и т.д. Для ваших состояний может и не быть названий, но в любом обществе принято давать им обозначение: ты плачешь, значит это печаль, ты топаешь ногами – похоже злишься и т.
Когда мы ощущаем внутри себя какое-то состояние, не понимая его причину, мы склонны трактовать его как объективное знание о мире, а не о своем восприятии мира. Ученые из Израиля обнаружили, что судьи чаще отказывают заключенным в досрочном освобождении перед обедом, а вот после него подобные решения случаются чаще. Эти люди не распознают свой голод как возможный повод для собственного недовольства, которое выливается в якобы «объективное» рассмотрение дел. Или вот еще исследование: люди чаще сообщают о своем счастье в солнечный день.
Наши эмоциональные переживания кажутся нам реальными данными о мире: если я зол, значит меня обидели или оскорбили, если я испытываю отвращение, значит ситуация для меня неприемлема и т.д. Нам сложно представить, что наши реакции прежде всего основываются на прошлом опыте и на физиологическом состоянии организма. Есть люди, которые чаще всего в момент стресса или неоднозначности реагируют агрессией, а есть те кто плачет. Кто-то в момент опасности убегает, а кто-то замирает. Эти реакции основываются на индивидуальном видении ситуации и являются верными только для конкретного человека. Знание о новой теории эмоций может помочь нам по-другому посмотреть на свои состояния, осознать их и поменять, если они кажутся неадекватными.
А как новый взгляд на эмоции помогает в психотерапии?
Во-первых, теперь не обязательно говорить клиенту, что «Ваши эмоции врожденные, есть базовый набор, который начинает включаться в зависимости от ситуации, они – объективный показатель того, что с вами сейчас происходит.» Это я так обычно говорила: есть базовый набор (страх, злость, печаль, радость, отвращение, удивление) плюс социально обусловленный (вина, стыд). Сейчас я говорю, что наши реакции обусловлены текущим физическим состоянием и прошлым опытом. Наша задача – увидеть весь спектр переживаний клиент, который может вписываться в привычные обозначения или нет.
Во-вторых, важно понимать самому и доносить клиенту, что не бывает «правильных» или «неправильных» эмоций, которые в какие-то моменты лучше или хуже чувствовать. Можно сказать, что есть две оси: валентность и возбуждение и по ней можно определять наше состояние. Все названия и понятия эмоций – договоренность между людьми, любой человек может вписываться в эти определения или нет, в зависимости от его индивидуальных особенностей или конкретной ситуации. Клиент и правда может ничего не чувствовать, и это автоматически не означает, что у него алекситимия.
В-третьих, стоит донести клиенту, что мы можем управлять своими состояниями. В процессе терапии становится виден индивидуальный рисунок поведенческого паттерна клиента, в котором демонстрируются его типичные реакции на стресс. Мы работаем над расширением спектра текущих защит и уменьшением влияния разрушающего или неадекватного поведения. Например, клиент привык на любые сложности включать реакцию «убегание»: не спорит с коллегами, а уходит от разговора. Мы можем обсудить другие возможные способы взаимодействия в сложных ситуациях.
В-четвертых, наши эмоциональные состояния часто обусловлены прошлым опытом.
В-пятых, наши телесные ощущения могут быть не связаны с эмоциональным состоянием. Они могут просто присутствовать у нас сейчас, их можно не оценивать и не приписывать им чувства и эмоции. Покраснение лица, вспотевшие ладони, напряжение в животе, желание зевнуть и прочее могут быть исключительно реакцией на изменение среды. В помещении стало жарко или душно, вы проголодались, вы начинаете заболевать, понизилось давление и т.д. Не обязательно за этим стоит ваша злость, отвращение или апатия. Иногда ощущения связаны с эмоциональными состояниями, а иногда – нет. Важно их различать и не искать за каждым телесным проявлением важный психологический феномен.
В-шестых, развитие осознанности становится необходимой основой для психического здоровья клиента. Умение разграничивать и выделять составляющие своих переживаний – важный навык любого человека, желающего лучше понять себя и окружающих. «Я сейчас чувствую легкое волнение и небольшое жжение в желудке, а еще усталость и предвкушение о завтрашнем дне. И тогда мое волнение связано с чем-то, на что стоит обратить внимание, как я считаю? А желудок, о чем мне говорит: что не надо было есть сухомятку? А что я предвкушаю? Приятно ли мне думать о предстоящей встрече? И не пора ли спать?» Здесь помогают практики осознанности, ведение дневников эмоций, медитации и т.д.
В-седьмых, нам психологам очень привычно при обозначении клиентом своей эмоции начать рассказывать о том, что на самом деле они означают и почему возникают, нас ведь самих когда-то так учили. Например, клиент говорит, что ему стыдно перед самим собой, и психолог пересказывает чью-то идею об обязательной публичности этого переживания: стыд чувствуется только перед кем-то, иначе это не стыд, а что-то другое. А ведь человек и правда может именно так ощущать себя. Стоит не заниматься здесь пси-просветом, а узнать подробности его состояния: почему стыд возник, как переживается, что хочется сделать в этот момент, как о нем говорится сейчас и т.д.
Это были советы для профессионалов, а что же можно делать в рамках самопомощи?
- попробуйте осознать и принять концепцию конструирования эмоций сначала просто как знание, по-новому трактующую наше восприятие;
- расширяйте спектр своих переживаний: я чувствую возбуждение приятное и пугающее одновременно или сейчас во мне спокойствие с привкусом грусти и тихой радости;
- приобретайте новые понятия о мире: учеба, путешествия, люди, знания, незнакомая пища и т.д.
- ведите здоровый образ жизни: сон, питание, спорт. Банально? Но это правда помогает лучше себя чувствовать, в том числе и эмоционально.
- создавайте свои понятий эмоций: мимишность, возбуждение от новой ситуации, предвкушение от неоднозначности, ненависть к себе по утрам и т. д.
- больше осознавайте себя: я сейчас испуган, потому что реально есть опасность или ситуация отдаленно мне напоминает прошлый опыт, где меня травили одноклассники.
Такое разделение поможет вам не действовать в привычных реакциях прошлого опыта.
Всем удачи и до встречи на конференции на моем мастер-классе»!
Регистрация на конференцию ТУТ.
О спикере
Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбэк-практик, тренер Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП), председатель орг. комитета Московской психодраматической конференции.
Регистрация на конференцию ТУТ.
Изображение: Yandex.com.tr
Поделиться в соцсетях:
«Отрицательные эмоции – наши лучшие друзья»| Новости общества
Эмоции — это то, как человек оценивает ту или иную ситуацию; это наше реальное отношение к людям, фактам и событиям. Положительные выражаются открыто, отрицательные часто скрываются, считает, что в обществе бурно проявлять негативные эмоции не принято. Однако специалисты говорят, что «лишних» эмоций не бывает, поскольку у каждой имеется свое предназначение
Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский рассказал о том, что такое чувства, а также как отрицательные и положительные эмоции человека формирует его привычки, достижения, его жизнь и мировоззрение.
— Валерий Валерьевич, можно ли утверждать, что эмоции помогают в жизни человека? Чувства и эмоции — это одно и то же?
— Важно подчеркнуть, что чувства и эмоции — это аффективная сфера, которая является неотъемлемой частью человеческой жизни. Она появилась эволюционно и развивалась как инструмент мотивации и регуляции поведения.
Для того, чтобы эмоции появились даже в том виде, о котором мы сейчас будем говорить, понадобилось миллионы лет развития и эволюции живых организмов. В самой простой схеме это выглядит следующим образом. Когда животное осуществляет целенаправленную деятельность для удовлетворения своих базовых инстинктов, оно движимо биологическими потребностями. В случае, если такие действия не приводили к желаемому результату, например, зверь не получал пищу или самку, то развивалась отрицательные эмоция, которая в дальнейшем позволяла животному избегать повторения этого непродуктивного, нерезультативного поведения.
В случае, если действие животного было результативным, механизм действия при помощи положительной эмоции закреплялся. Появляется так называемый регулятор целенаправленного поведения, который или приводит к результату, или же нет. В случае, если желаемое достигается, положительное эмоциональное подкрепление позволяет как можно быстрее это чувство запомнить и в дальнейшем в похожих ситуациях воспроизводить. Отрицательная эмоция, соответственно, заставляет избегать нерезультативного проведения в будущем. То есть это механизм, который помогает наиболее полноценно приспособиться к окружающему миру.
Что касается человека, он является наиболее развитым биологически и физиологически среди всех живых существ на Земле. И его эмоциональная сфера, соответственно, представляет собой гораздо более сложный и тонкий феномен. Разница состоит в том, что у животного эмоциональная сфера регулирует поведение в ответ на биологические потребности, а у человека — на социальные стимулы. Человек на каком-то этапе своего развития (по разным оценкам 50-100 тысяч лет назад) перешел от биологической стадии развития к социальной. То есть определяющими для него стали не какие-то стимулы из окружающей физической среды, а стимулы из того общества, внутри которого он находится, — социума.
Произошел интересный переход: над человеком эволюционно перестали довлеть биологические стимулы, и бразды правления взяли на себя стимулы социальные, которые зачастую могут противоречить биологическим. Это привело к тому, что эмоциональная социальная сфера (чувства, эмоции, аффекты) значительно усложнилась, приобрела огромное количество оттенков и градаций. Но в любом случае это тот механизм, который позволяет человеку, с одной стороны, быть человеком и, с другой, наиболее функционально приспосабливаться к окружающему миру.
Чувства и эмоции: одно вытекает из другого?
Чувства и эмоции — это внутренние понятия, которые охватываются таким базовым родовым понятием, как эмоциональная сфера.
Чувство — это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. А эмоция — это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
По сути, это разные градации одного и того же психического процесса. Здесь все зависит, с одной стороны, от его интенсивности, а с другой, от временной продолжительности. Поэтому в одном случае мы можем говорить об эмоциях в другом — о чувствах, а в третьем случае об аффектах. То есть всё это — один и тот же эмоциональный континуум.
— В обществе принято некоторые эмоции считать отрицательными, негативными и, как правило, их избегать (например, страх, гнев). Насколько вообще правильно подавлять эмоции, и к чему это может привести?
— Подавлять эмоции категорически нельзя. Это очень страшный посыл, которого необходимо избегать. Ведь эмоциональная сфера — это индикатор, который позволяет нам понимать, правильно или неправильно мы себя ведем по отношению к тем или иным стимулам, вызовам, которые бросает нам окружающая среда и в первую очередь социум. Это некая сложная сигнальная система, которая позволяет нам говорить, правы мы или неправы. И в конечном счете определять, насколько мы успешны, результативны, адекватны к ситуации.
Эмоциональная сфера у людей гораздо больше развита, нежели у животных. Благодаря ей мы способны целенаправленно повторять какие-то положительные действия и избегать отрицательных. Наша эмоциональная сфера, вместе с мышлением, логикой, речью позволяет обучаться наиболее правильному поведению в обществе. И вместе с тем лучше понимать себя.
Например, я нахожу на улице кошелек. И меня начинает обуревать желание отнести его в службу находок, так как это деньги, которые заработал другой человек, или же несмотря на то, что они не мои, оставить их себе. И в случае, если человек решает не отдавать деньги, начинаются так называемые угрызения совести, отрицательные чувства и эмоции, которые, с одной стороны, сигнализируют, что в принятой социокультурной парадигме, внутри которой находится человек, так делать нельзя. Потому что, если так будут поступать все по отношению друг к другу, социум просто распадётся, поставит под угрозу все общество, биологическое выживание видов, в конце концов. Муки совести, с одной стороны, как бы нам сигнализируют: «нет, этого делать ни в коем случае нельзя». В то же время они позволяют нам лучше себя понять: я хороший, у меня правильная иерархия ценностей, которая позволяет мне ориентироваться в окружающем человеческом мире.
И наоборот. Когда ты эти деньги относишь в бюро находок, испытываешь радость, потому что этим своим поступком ты делаешь вокруг себя мир, себя и людей лучше. Такая вот двойственная система. С одной стороны, она отражает какие-то объективные устоявшиеся правила и отношения, принятые в социуме, помогает их регулировать, а с другой, помогает понять себя на эмоциональном уровне. Если социализация завершилась правильно, человек полностью вписывается в требования, которые общество к нему предъявляет. Или если присутствуют муки совести, значит социализация прошла со сбоями, возникает необходимость лучше усваивать те нормы и порядки, которые в обществе приняты.
Отрицательная эмоция приводит к отказу от поведения, ее вызвавшего, причём достаточно испытать ее лишь один раз. Положительная эмоция провоцирует на поиски разнообразных и более результативных паттернов поведения и способов достижения цели. В этом смысле это необходимейшее условие любого развития и эволюции.
Когда кто-то начинает говорить, что отрицательные эмоции — это плохо, и их необходимо избегать, он таким образом «обкрадывает» себя, убивает вот эту нерушимую внутреннюю логику развития. То есть он убирает мерило, которое позволяет ему понять, где-то он не прав, а где нет, и каких-то ситуаций нужно избегать. Если человек будет подавлять отрицательные эмоции сознательно или при помощи каких-то тренировок, он станет «слепым», потеряет ориентиры на дороге социального движения, не сможет понимать, что можно, что нельзя, что хорошо, а что плохо. Отрицательные эмоции — это мощнейший сигнал. А если он перестанет замечать внутренние предупреждения, это будет похоже на игнорирование красного сигнала светофора во время движения — катастрофа неминуема.
Отрицательная эмоция — это наш лучший друг. Недаром говорят, что «за одного битого двух небитых дают».
В очень многих практиках саморазвития постулируется идея, что наши поражения, какие-то отрицательные ситуации, гораздо больше нас стимулируют, заставляют лучше понять окружающий мир, двигаться вперед, чем победы, которые всего лишь закрепляют уже существующие паттерны поведения. Да, отрицательные эмоции могут быть опасны, разрушительны как для человека, так и для окружающих. Но вопрос состоит не в том, чтобы отказаться или чтобы маркировать отрицательные эмоции и чувства как нечто недопустимое, а в том, чтобы пытаться работать с ними — брать под сознательный контроль, овладевать ими. То есть в любом случае воспринимать их как необходимый инструмент, относиться к ним должным образом. Они должны занимать в жизни человека своё надлежащее место — не более, но и не менее.
Психолог рассказал, почему люди испытывают гнев и как им управлять
09.12. 2020 в 17:59:00
— Бывают ситуации, когда человек в плохом настроении. Он приходит, на всех ругается, срывается. В конце концов «выпускает пар» и говорит: «Ну, накопилось». Как понять это выражение? Как нематериальное может накопиться?
— Это очень интересный вопрос, глубокий. Ответ на него непосредственно проистекает из того, о чём мы говорили ранее. Надо проследить, каким образом накапливается этот негатив, который потом выплескивается наружу. Мы только что говорили, что отрицательные эмоции — это мощнейший регулятор, сигнализатор. Человек производит любые действия для достижения каких-то социальных целей, 99% своего времени он занят именно этим, на него воздействуют социальные мотиваторы.
Причем в отличие от животных, человек одновременно может быть мотивирован абсолютно разными стимулами в одну единицу времени. То есть человек полимотивирован. Его действия иногда направлены на достижение одновременно двух, трёх, пяти и более целей. А на этом пути: произвольном, поведенческом, эмоциональная сфера также ежесекундно работает, сигнализирует ему: «так можно делать, а так нельзя». Но иногда человек, до конца не понимая, чем для него является эмоциональная сфера, вопреки сигналам «так нельзя», «так не надо», продолжает делать так, как его эмоциональная система действовать не велит. В этом случае возникают стойкие очаги напряжения в коре головного мозга — неокортексе, который как раз и отвечает за сознательные, целенаправленные действия человека.
Человек что-то делает — эмоциональная сфера возбуждает определенную группу нейронов, которая сознательно воспринимается в виде той или иной отрицательной эмоции, говорящей «так делать не надо». И в идеале человек должен прекратить или изменить поведение, и тогда очаг возбуждения переходит к торможению. Все, программа выполнена. Но если вопреки этой сигнализации человек продолжает свои действия, происходит зацикливание.
Здесь необходимо привести очень интересную теорию деятельности Анохина — у него есть термин «акцептор результатов действия». Она состоит в том, что человек, ежесекундно осуществляя какую-то деятельность, всегда сравнивает практический результат, который он получил, с результатом идеальным, который он рассчитывал получить, то есть идеальное с реальным. И если этот идеальный акцептор результатов действия с тем, что он получил в реальности, совпадает, контроль снимается: программа сформирована, запущена, выполнена — человек переходит к другой деятельности. Но если возникает разноголосица, когда, сравнивая с тем, что происходит, эмоциональная сфера говорит «так нельзя», а человек продолжает так делать, возникает стойкий очаг возбуждения, и программа начинает сбоить.
Так как человек — существо полимотивированное, таких очагов может быть сразу несколько. Один из них может быть небольшой, но, когда их становится очень много, наступает так называемая парадоксальная фаза. В этот момент происходит огромный эмоциональный всплеск, так называемая «последняя капля», когда к 99 очагам добавляется 100-й, это вызывает мощный резонанс.
Это возбуждение переходит какие-то допустимые границы, и мозг таким образом разряжается. Но так как мы все движимы, мотивированы сознательной деятельностью, мы можем на что-то реагировать только действием. И под эту эмоцию подгоняется псевдорациональное действие. Например, когда человек на кого-то срывается и говорит: «Я сорвался, потому что ты мне горячий чай принес». На самом деле это всего лишь триггер, который позволяет рационализировать всё накопившееся возбуждение.
— С негативными эмоциями понятно. А с позитивными? Во-первых, сейчас очень модно быть позитивным. Но необузданный оптимизм тоже нехорошо. Вот эта подмена эмоций она не опустошает человека?
— Это тоже интересный вопрос. С одной стороны, если следовать логике вышесказанного, превалирование или игнорирование как одного, так и другого эмоционального состояния: положительного или отрицательного — это всегда искусственно созданная, неестественная ситуация. Если мы считаем, что можно сравнивать отрицательные эмоции с левой ногой, «давайте её отсечем, потому что есть правая», то делать акцент только на положительных эмоциях — это значит, тоже искажать существующую реальность (обесценивать правую ногу, потому что есть левая). То есть мы делаем ту же самую ошибку, только с другой стороны.
В любом случае мы убираем из своей сферы негативные эмоции, которые являются очень мощным обучающим фактором для нашей результативности, чего делать нельзя. Когда мы уходим от нормы далеко, возникает некая патологическая ситуация. Происходит то же самое игнорирование отрицательных эмоций за счёт выпячивания положительных. Это искажает естественные взаимоотношения между человеком и миром.
Получается, что эволюционно отрицательные эмоции гораздо важнее для человека, чем положительные. Даже после рождения, когда ребёнок начинает развиваться, он руководствуется правым полушарием своего мозга, которое как раз отвечает за негативные эмоции. И потом в результате развития это всё переходит (только у правшей) на левую сторону, и левое полушарие является доминантным. Оно как раз отвечает за позитив. Почему? Потому что с точки зрения выживаемости отрицательные эмоции гораздо информативнее. Это как у сапера, который может ошибиться только один раз.
Положительное хорошо. Но оно не так важно для нашего выживания, как те ошибки, которые могут быть роковыми. Поэтому отрицательные эмоции гораздо больше дают нам для выживания.
С точки зрения развития именно высших психических функций, это может быть связано с тем, что окружающая среда усложняется невообразимо быстро. Количество различных стимулов, в том числе и негативных, растёт в геометрической прогрессии. Иногда наша нервная система не успевает справиться с ними. И тогда происходят некие дезадаптации, которые выражаются в виде неврозов, психозов, различного рода навязчивых состояний и так далее — вся линейка психических расстройств и заболеваний.
Именно человеческая психика гораздо более результативная. Тут есть некий парадокс на положительной стимуляции. Человек, который испытывает положительные эмоции и который положительно относится к миру, находится в более оптимальной физической и психической форме. И это позволяет ему лучше адаптироваться к окружающему миру, в первую очередь к социуму, в котором находится.
Вспомните, еще 20 лет назад мы не знали сотовых телефонов, а сейчас уже на Марс полетели. Для того, чтобы мы в эту сегодняшнюю точку вошли, понадобилось несколько миллиардов лет биологической эволюции. Не всегда наша психика успевает справиться с наплывом нового. И (парадокс!) мы говорили, что человек, в отличие от всего остального живого на Земле, не движим, не мотивирован биологическими стимулами, а руководствуется только стимулами социальными. Именно у человека происходит некое обращение, что положительные эмоции для его душевного здоровья, продуктивности и самореализации играют гораздо большую роль, чем эмоции отрицательные.
Поэтому оптимизм никогда не бывает излишним. Но тут очень тонкая грань: нужно, чтобы человек не ушел в иллюзорный мир, чтобы это не мешало ему воспринимать реальность такой, какая она есть. А, по сути, мы возвращаемся к ситуации, что стакан всегда или наполовину пуст или наполовину полон. Каждый отвечает на этот вопрос сам. Но человек отвечает, что его стакан наполовину полон, ему гораздо приятней, комфортней и радостней жить в этом мире.
— Общество все равно навязывает подавление негативных эмоций… То есть если человек хочет кричать, ругаться, выплескивать свои эмоции, считается, что он неадекватен
— Это связано с очень интересными вещами. Так как человек руководствуется инстинктами не биологическими, а социальными, происходит парадокс: для развития общества биологические истины губительны. Поэтому оно делает всё, для того чтобы установить примат приоритета инстинкта социального. Инстинкт биологически учит человека быть эгоистом, он говорит: «Весь мир для меня! Я — в приоритете!» Но если человек живёт с такой установкой, соответственно, он является врагом общества. Именно поэтому в обществе не приветствуется стяжательство, эгоизм, зацикленность на себе. А общественный постулат говорит, что в приоритете общество, а не человек. Для общества гораздо важнее, чтобы развивалось оно, а жизнь отдельного человека неважна.
Происходит противоречие между инстинктом биологическим и социальным. И оно крайне интересно, неотменимо. Человек — это существо биологическое. Но в то же время, в отличие от всех других биологических существ, он часто большую часть времени ведет себя вопреки своему биологическому инстинкту. Какие-то ситуации, когда человек за свою идею отдает жизнь за других, в животном мире вообще невозможны. С точки зрения биологического инстинкта это парадокс необъяснимый.
А гнев ассоциируется как раз с деструкцией, с тем, что может нанести ущерб социальному сосуществованию. Потому что его проявления могут разрушить общественную ткань. Ведь биологическому инстинкту миллиарды лет, а инстинкту социальному около пятидесяти тысяч. То есть они находятся в неравном положении. Именно поэтому общество пытается своей сознательной регуляцией убрать всё, что касается негатива. Это ведь достаточно опасно для социального развития.
— Получается, это, как бомба замедленного действия? Когда накапливается негативная эмоция, человек психует. Как в фильме «Джокер»: герой, вроде бы, улыбается, всё хорошо, а потом понеслась…
— Очень хорошее сравнение! Мы вообще приходим к тому, что жизнь человека — парадоксальна. И эта парадоксальность рождает нашу уникальность, и говорит о том, что жизнь человека и сознание — это невероятный дар, но в то же время и ответственность и проклятие.
Базовая эмоциональная перспектива – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе
Глава 3. Базовая теория эмоций и теория социального конструктивизма
Базовая теория эмоций: категориальный подходБазовый эмоциональный подход использует категориальный подход для понимания эмоций. Категориальный подход означает, что целью является выделение отдельных групп или категорий эмоций. В рамках основных эмоций термин дискретная эмоция (или отдельная эмоция) означает, что эта эмоция представляет собой собственную категорию. Например, базовые теоретики рассматривают страх, гнев и отвращение как три отдельных дискретных эмоции. Ярость, раздражение и гнев — это чувства, которые можно отнести к категории дискретных эмоций гнева. Важно отметить, что дискретные/отдельные эмоции могут быть либо универсальными и базовыми, либо социально сконструированными.
Согласно базовой теории эмоций, люди и животные испытывают отдельные категории каждой эмоции, потому что каждая эмоция представляет собой адаптацию, разработанную для решения адаптивной проблемы. Например, со временем в ходе эволюции дискретная эмоция страха развилась как механизм, позволяющий избежать опасности и повысить выживаемость наших генов. Согласно базовым теориям эмоций, каждой дискретной эмоции решают уникальных адаптивных задач. В таблице 1 ниже приведены примеры дискретных базовых эмоций и адаптивной проблемы, для решения которой эмоция могла эволюционировать.
Таблица 1
Адаптивные проблемы, решаемые каждой дискретной эмоцией
Дискретная эмоция (т. е. адаптация) | Адаптивная проблема |
Страх | Как избежать опасности |
Отвращение | Отказ от ядовитой пищи или отказ от нее |
Гнев | Управление физической угрозой в окружающей среде |
Вина | Избегание исключения из группы из-за нарушения моральных/социальных норм или сохранение членства в группе |
Смущение | Избегание отклонения от группы из-за нарушения социальных норм и информирование о нарушении |
Радость | Ищу ценных помощников |
Пол Экман был одним из первых психологов, применивших теорию Дарвина к человеческим эмоциям. Согласно Экману и Кордаро (2011), для того, чтобы конструкт считался базовой эмоцией, должны быть соблюдены два критерия. Во-первых, конструкция должна была развиться в нашем прошлом для решения адаптивной проблемы. Поскольку люди всех культур испытывали бы одни и те же адаптивные проблемы, эмоции должны быть универсальными. Универсальность означает, что для определенной эмоции четыре компонента эмоции должны изменяться одинаково во всех культурах. Второе требование состоит в том, чтобы эмоции были дискретными и категоричными. Поскольку каждая эмоция разработана для решения уникальной адаптивной проблемы, каждая отдельная эмоция должна состоять из уникальных изменений в четырех компонентах. Например, изменения компонентов страха (например, крик, бегство) должны отличаться от изменений компонентов гнева (например, оскорбление кого-либо, нападение, приближение).
Интервью эксперта Йельского университета: Пол Экман
*Видео ниже представляет собой интервью с Полом Экманом. В начале видео он рассказал, как он пришел к своим идеям по измерению выражения эмоций на лице и как он и Фризен разработали FACS. Около 17:00 он обсуждал свою теорию универсальности эмоций и свою работу с племенем форе Новой Гвинеи.
Эволюционная теория эмоций Дарвина
В 1872 году Дарвин опубликовал Выражение эмоций у человека и животных . (см. изображения ниже для фотографических выдержек из его книги). Дарвин (1872 г.) был первым, кто обсудил, как эмоции могут быть эволюционными адаптациями. В своей работе Дарвин определил три принципа, объясняющих развитие эмоций. Используя дискретную эмоцию отвращения, мы сосредоточимся на одном из его принципов, называемом принципом полезных связанных привычек. Дарвин считал, что в определенных ситуациях животные, в том числе и люди, совершают контролируемые произвольные движения, потому что эти движения помогают им решить задачу. Используя отвращение, это произвольное движение может быть выплевыванием пищи или высовыванием языка после того, как попробуете гнилую пищу. В этот момент Дарвин подчеркнул, что изменения в поведении были добровольными и, следовательно, еще не автоматическими и еще не считались адаптацией. Он сказал, что все люди, передавшие свои гены, испытают такие же изменения поведения в одной и той же ситуации — ситуации, когда они едят испорченную пищу. По прошествии долгого времени, объяснил Дарвин, по мере того как люди продолжают демонстрировать добровольное поведение по отношению к испорченной пище, изменения в поведении становятся автоматической привычкой. Термин «привычка» Дарвина — это то же самое, что и эволюционная адаптация. Эти привычки или приспособления генетически передаются нашему потомству. Теперь, сегодня, когда мы испытываем чувство отвращения, у нас появляется мотивация автоматически вести себя в соответствии с этой выученной привычкой. Помните, что теоретики базовых эмоций ищут дискретные, универсальные эмоции. Это означает, что поведение, мысли и чувства, относящиеся к каждой категории эмоций, должны отличаться от других категорий эмоций, потому что каждая эмоция развивалась для решения уникальной адаптивной проблемы. Фактически, сам Дарвин считал, что люди и животные демонстрируют уникальные изменения выражения лица для каждой эмоции.
Например, в своей книге Дарвин (рис. 1 ниже) показывает рисунок разочарованного выражения лица шимпанзе. На рис. 2 показаны лицевые мышцы человека, которые Дарвин идентифицировал как задействованные в эмоциональном выражении. Наконец, помните, что Джеймс и Ланге находились под сильным влиянием Дарвина и поэтому согласились бы с его теорией эмоций.
Рисунок 1
Выражение лица разочарования у шимпанзе
Воспроизведено из Выражение эмоций у человека и животных Ч. Дарвина, 1872 г. (https://www.gla.ac.uk/myglasgow/library/files/special/exhibns/month/nov2009. html). Copyright 1872 Джон Мюррей.
Рисунок 2
Мышцы лица человека, участвующие в выражении эмоций
Воспроизведено из Выражение эмоций у человека и животных Ч. Дарвина, 1872 г., (https://www.gla.ac.uk/myglasgow/library/files/special/exhibns/month/nov2009.html). Copyright 1872 Джон Мюррей.
Рисунок 3
Заплесневелые нектарины вызывают выражение отвращения на лице
Заплесневелые нектарины Воспроизведено из «Заплесневелых нектаринов», 2006 г. Открытый доступ. Лицензия на бесплатную документацию GNU
Отвратительный эмодзи Воспроизведено из «14 бесплатных векторных изображений отвратительного» от Pixabay. Бесплатно с: https://pixabay.com/vectors/search/disgusting/
Сегодня основная теория эмоций принимает эволюционную теорию как причину эмоций. В прошлом адаптивная проблема (употребление испорченной пищи) создавала эмоциональную конструкцию (отвращение). Сегодня адаптивная проблема (употребление испорченной пищи) вызывает эмоцию отвращения. Базовая теория эмоций предполагает, что адаптивная эмоция увеличивает выживаемость нашего гена, сталкиваясь с угрозами размножению (например, отвращение помогает нам избежать смерти) или расширяя репродуктивные возможности (например, радость побуждает людей исследовать и встречать новых потенциальных партнеров).
Четыре Критерии базовой эмоции
Четыре критерия должны быть выполнены, чтобы конструкт считался базовой эмоцией. Все эти критерии вытекают из предположения, что эмоции развились для решения проблем адаптации.
- Все люди и животные испытывают одни и те же универсальные, дискретные базовые эмоции.
- Эмоция должна приводить к одинаковым универсальным изменениям компонентов у всех людей и животных. Испытывая эмоцию, все люди и животные должны демонстрировать одинаковые изменения в поведении и физиологии. Кроме того, все люди должны сообщать об одних и тех же когнитивных оценках и субъективных ощущениях. Кроме того, одно и то же вызывающее событие должно вызывать одинаковые эмоции у всех людей и животных.
- Люди и животные должны проявлять эмоцию в раннем возрасте, потому что эмоция передается по наследству.
- Каждая эмоция должна вызывать уникальный шаблон изменений компонентов в компонентах эмоции, потому что каждая эмоция была разработана для решения уникальной адаптивной задачи. Кроме того, если две отдельные эмоции демонстрируют одинаковое изменение компонента, то это предполагает, что эти две отдельные эмоции на самом деле являются одной и той же базовой эмоцией. Например, в некоторых работах было обнаружено, что стыд и вина демонстрируют одинаковые изменения в когнитивных оценках и физиологии, что предполагает, что стыд и вина могут представлять одну и ту же базовую эмоцию!
Публикации — Факультет и исследования
- …→
- Гарвардская школа бизнеса→
- Факультет и исследования→
Исследования
→- Публикации→
Показать результаты для
- Весь веб-сайт HBS
(109 746)
- Публикации факультета (36 235)
Показать результаты для
- Весь веб-сайт HBS
(109 746)
- Публикации факультета (36 235)
Страница 1 из 36 235 Полученные результаты →
- Май–июнь 2023 г.
- Артикул
Аналитика для маркетологов: когда полагаться на алгоритмы, а когда доверять своей интуиции
Авторы: Фабрицио Фантини и Дас Нараяндас
Расширенная аналитика может помочь компаниям решить множество управленческих проблем, в том числе связанных с маркетингом, продажами и операциями в цепочке поставок, что может привести к устойчивому конкурентному преимуществу. Но по мере того, как становится доступным больше данных и расширенная аналитика… Посмотреть подробности
Ключевые слова: аналитика и наука о данных; Принятие решений
- Май–июнь 2023
- Артикул
Должен ли ваш стартап быть коммерческим или некоммерческим?: Руководство для социальных предпринимателей
Авторы: Кейт Брамм и Брайан Трелстад
Несколько лет назад грань между некоммерческими и коммерческими предприятиями была четкой, но теперь она изменилась. Некоммерческие организации теперь предлагают продукты, которые конкурируют с лучшими коммерческими организациями, а коммерческие организации могут приносить такую же социальную пользу, как и благотворительные организации. Несмотря на размытость… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Бизнес-стартапы; Социальное предпринимательство; Миссия и цель; Некоммерческая организация; коммерческие фирмы; Варианты решения и условия
- Май–июнь 2023 г.
- Артикул
Высокая цена пренебрежения низкооплачиваемыми работниками: шесть ошибок, которые совершают компании, и как они могут добиться большего успеха
Авторы: Джозеф Фуллер и Манджари Раман
Многие компании обвиняют внешние факторы в проблемах, с которыми они столкнулись при поиске и удержании передовых работников: пандемию, правительственные проверки стимулов, внутреннюю природу низкооплачиваемой работы. Авторы утверждают, что на самом деле настоящая проблема кроется в шести больших… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Удержание; Набор персонала; Человеческий капитал; Личное развитие и карьера; Компенсации и льготы; Производительность Производительность
- Июнь 2023 г.
- Статья
Почему долларовый долг дешевле? Свидетельства из Перу
Авторы: Брайан Гутьеррес, Виктория Ивашина и Джулиана Саломао
На развивающихся рынках значительная часть корпоративных кредитов номинирована в долларах. Используя новые данные, которые позволяют нам видеть валюту и стоимость кредита, в дополнение к некоторым другим характеристикам на уровне транзакций, мы заново изучаем причины, по которым доллар… Посмотреть подробности
Ключевые слова: корпоративный долг развивающихся рынков; Несоответствие валюты; Долларизация ответственности; Кэрри Трейд; Валюта; Развивающиеся рынки; займы и долги; процентные ставки; Перу
- Май–июнь 2023 г.
- Артикул
Новый подход к созданию личного бренда: как донести свою ценность
Авторы: Джилл Эйвери и Рэйчел Гринвальд
Хорошо это или плохо, но в современном мире каждый является брендом. Неважно, подаете ли вы заявление о приеме на работу, просите о повышении или создаете анкету для знакомств, ваш успех будет зависеть от того, как другие признают вашу ценность. Так что вам нужно получить удобный маркетинг … Посмотреть подробности
Ключевые слова: Личный бренд; Маркетинг влияния; Развитие лидерских качеств; Маркетинг; бренды и брендинг; Личность; Репутация; Компетентность и навыки
- Май 2023
- Артикул
Конкуренция в алгоритмах ценообразования
Авторы: Zach Y. Brown и Alexander J. MacKay
Мы документируем новые факты о технологии ценообразования, используя высокочастотные данные, и исследуем последствия для конкуренции. Некоторые интернет-магазины используют технологию, которая позволяет более часто менять цены и автоматически реагировать на изменения цен со стороны конкурентов. Мотивированный… Посмотреть подробности
Ключевые слова: алгоритмы ценообразования; Частота ценообразования; Обязательство; Онлайн-конкурс; Цена; Информационные технологии; Конкурс
- Май 2023
- Статья
Декарбонизация здравоохранения: привлечение лидеров к изменениям
Авторы: Вивиан С. Ли, Кэти Гервиг, Эмили Хаф, Кедар Мейт, Роберт Биджио и Роберт С. Каплан. значительно к потеплению климата. В дополнение к их роли ответчиков и жертв экстремальных погодных явлений, организации здравоохранения обязаны уменьшить… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Здравоохранение; декарбонизация; Выбросы углерода; Чистые нулевые выбросы; Изменение климата; Здравоохранение и лечение; Индустрия здравоохранения
- Май 2023
- Статья
Как кампании влияют на голосование? Многострановые данные о 62 выборах и 56 теледебатах
Авторы: Кэролайн Ле Пеннек и Винсент Понс
Мы используем данные двухэтапного опроса 62 выборов в 10 странах с 1952 года, чтобы изучить формирование выбора избирателей, убеждений и политических предпочтений и оценить, какой вклад в этот процесс вносят теледебаты. Наши данные включают 253 000 наблюдений. Мы сравниваем… Посмотреть подробности
Ключевые слова: политические дебаты; теледебаты; Голосование; политические выборы; Варианты решений и условия
- май 2023 г.
- Артикул
Политическая идеология и международное распределение капитала
Авторы: Элизабет Кемпф, Мэнси Луо, Лариса Шефер и Маргарита Цуцура
Определяет ли политическая идеология инвесторов международное распределение капитала? Мы предоставляем доказательства из двух условий — синдицированные корпоративные кредиты и взаимные фонды акций — чтобы показать, что идеологическое согласие с иностранными правительствами влияет на трансграничное распределение капитала. .. Посмотреть подробности
Ключевые слова: Потоки капитала; синдицированные кредиты; взаимные фонды; партизанщина; поляризация; Выборы; политическая идеология; банки и банковское дело; институциональное инвестирование; поведенческие финансы; Варианты решения и условия
- Апрель 2023
- Дополнение
Поколение свежих продуктов
Автор: Брайан Трелстад
Преподавателям следует учитывать время предоставления видеоматериалов учащимся, поскольку они могут раскрывать ключевые детали дела. В этом случае речь идет об одном из пяти предпринимателей BIPOC в районе Бостона, входящих в состав инвестиционного фонда HBS Impact. Осенью 2021 года команда HBS… Посмотреть подробности
- Апрель 2023
- Фоновая записка
Примечание о здравоохранении в Гане
Авторы: Regina E. Herzlinger and Ben Creo
Эта заметка прилагается к делу «mPharma: Расширение доступа к доступной первичной медицинской помощи в Африке». В этой заметке здравоохранение в Гане обсуждается как предыстория дела mPharma 323-033, в котором обсуждаются критически важные стратегические решения mPharma. Эта заметка освещает… Посмотреть подробности
- 24 апреля 2023 г.
- Артикул
Почему в эпоху COVID корпоративные выгоды требуют лидерства генерального/финансового директора
Автор: Regina E. Herzlinger
Ожидание того, что работодатели будут обеспечивать своим работникам медицинские льготы, существует со времен Второй мировой войны. К сожалению, хотя сегодняшние сотрудники ожидают, что работодатели будут относиться к ним как к личностям, облегчать их жизнь, уделять первоочередное внимание их благополучию и контролировать расходы,… Посмотреть подробности
Ключевые слова: COVID-19; COVID-19 пандемия; ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР; лидерство; Медицинская страховка; Преимущества; ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР; Компенсации и пособия
- Апрель 2023 г.
- Чемодан
Революция iPhone от Apple: пионер экономики замкнутого цикла
Автор: George Serafeim
Когда его попросили назвать пример бизнес-модели экономики замкнутого цикла, которая принесла компании миллиардные доходы, ChatGPT, знаменитый чат-бот, который в 2022 году потряс мир своей способностью выполнять самые разные задачи, сразу опознали и.