Эмоционально личностная сфера это в психологии: Психодиагностика эмоционально личностной сферы в Ильинской больнице.

Тема 9. Нарушения эмоционально-личностной сферы

Об изменении личности можно говорить тогда, когда под влиянием болезни у больного скудеют его интересы, мельчают потребности, когда у него появляется равнодушное отношение к тому, что его волновало раньше, когда действия его лишаются целенаправленности, поступки становятся бездумными, когда человек перестает регулировать свое поведение, не в состоянии адекватно оценивать свои возможности (Зейгарник).

Клинические формы изменения эмоционально-личностной сферы носят разнообразный характер. Они могут проявляться в виде изменений эмоций, мотивационной сферы, отношения к себе и окружающему, в виде нарушения активности.

В общей психопатологии выделяют следующие симптомы нарушения эмоциональной сферы:

Патологические аффекты– бурные эмоциональные реакции, при которых человек не в состоянии управлять своими действиями и отдавать отчет в своих поступках. Главный отличительный признак патологического аффекта – помрачение сознания с последующей амнезией.

Эйфория– повышение настроения, общего эмоционального фона.

Дисфория – немотивированное, обычно внезапно возникающее расстройство настроения тоскливо-злобного характера.

Депрессия– состояние пониженного самочувствия, сниженного фона настроения.

Апатия – приглушение эмоциональной жизни вплоть до полного безразличия.

Эмоциональная неадекватность– несоответствие характера эмоций поводу, вызвавшему их.

Эмоциональная лабильность– быстрая смена настроения с очень хорошего и повышенного на раздражительность и озлобленность.

Более сложным формам нарушения эмоционально реагирования и патологии личности (характера) соответствуют неврозы и психопатии.

Под (неврозами невротическими расстройствами

) принято понимать пограничные психические расстройства, вызванные действием психической травмы (Свядощ), среди которых описываются неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Психопатии– это аномалии характера, проявляющиеся стабильностью и тотальностью нарушений эмоционально-личностной сферы, приводящие индивида к социальной дезадаптации и не сопровождающиеся каким-либо нарушениями интеллекта.

Психопатии в зависимости от причин возникновения делятся на:

Конституциональные– здесь ведущим фактором является неблагоприятная наследственность.

Органические– возникающие в результате резидуальных органических поражений головного мозга в перинатальном периоде, либо в результате органического поражения мозга в постнатальном периоде.

Приобретенные– как следствие неправильного воспитания.

В лекциях рассматривается классификации конституциональных психопатий, предложенная Ганнушкиным,согласно которой выделяются следующие типы психопатий:

Конституционально-депрессивные

Конституционально-возбужденные

Конституциональная астения

Шизоиды

Эпилептоиды

Истероидные психопатии

Конституционально-глупые

Исходя из представлений о структуре личности в общей психологии (Леонтьев) патопсихология рассматривает нарушения эмоционально-личностной сферы в нескольких аспектах (Зейгарник):

    1. Нарушения опосредованности и иерархии мотивов

Согласно А.

Н.Леонтьеву анализ деятельности должен проводиться через изучение мотивов. Изменение мотивов часто наблюдается у людей, страдающих различными формами психических заболеваний.

А.Н.Леонтьев подчеркивал тесную связь мотивов и потребностей. Отмечая, что анализ потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что «это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности». Такой подход свидетельствует об иерархическом построении мотивов.

Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинается у ребенка в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни (Л.И.Божович). С возрастом мотивы теряют свой непосредственный характер и начинают опосредоваться сознательно поставленными целями. – происходит подчинение одних мотивов другими. Деятельность человека всегда отвечает не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности всегда можно выделить ведущий мотив.

Без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций и ценностей.

Клинический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Такие закономерности можно обнаружить у больных с нервной анорексией и хроническим алкоголизмом, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто. При хроническом алкоголизме больные некритичны и это сочетается с агрессией к тому, что мешает удовлетворению их патологической потребности в алкоголе (Братусь) . У больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но их структура: они становятся все менее опосредованными целью. Именно поэтому их потребности становятся неуправляемыми и приобретают характер влечений.

Деятельность теряет специфически человеческую харакетристку: из опосредованной она становится импульсивной.

Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройствам, принять характер изменения физического образа «Я». Превращение социальной потребности в патологическое влечение может быть проиллюстрировано состоянием больных с нервной анорексией.

    1. Нарушение смыслообразования

Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ради которых они должны совершить действие. Однако часто эти мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к действию (Божович). Слияние обоих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой. Ослабление и искажение этих функций приводит к нарушениям деятельности (например, больной зная, что к близким нужно относиться хорошо, оскорбляет их или даже избивает мать). Становясь просто знаемым, мотив теряет свою как смыслообразующую, так и побудительную функцию. Смещение смыслообразующей функции мотивов, отщепление действенной функции от знаемой нарушает деятельность больных и является причиной деградации их поведения и личности.

    1. Нарушение подконтрольности поведения

Одним из наиболее ярких проявлений нарушений личности является нарушение подконтрольности и критичности поведения, которые могут приобрести разные формы и выступать в структуре различных психических процессов: мышления, восприятия и т.д. Критичность образует вершину личностных качеств человека. Нарушение критичности тесно связано с нарушением регуляции деятельности. Нередко нарушения критичности сочетаются с тенденцией к персеверациям и полевому поведению (больные с поражением лобных долей мозга). Деятельность больных лишается смысловой характеристики и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Развитие эмоциональной сферы личности современного человека

1 комментарий

Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS

Каждый человек проходит индивидуальный путь социального «эволюционирования». Психологическое становление индивидуума включает также развитие эмоциональной сферы личности

, без которой невозможен современный образ человека.

Формирование эмоционально-волевого компонента является важным условием становления личности, опыт которой непрерывно обогащается.

Развитию эмоциональной сферы способствует семья, работа, обучение, круг общения, окружение. Эмоционально-волевая сфера считается центральным звеном психического развития личности.

Долгое время развитие эмоциональной сферы личности рассматривалось как один из проблемных вопросов психологии. До сих пор некоторые психологи полагают, что не существует целостной концепции в отношении данной темы. А есть лишь противоречивые мнения представителей разных психологических школ.

Ряд психологов, таких как X. Остер, П. Экман, К. Изард считают, что эмоциональная система дается человеку с момента рождения. А потому является самой зрелой в сравнении с другими психическими системами личности.

Другие же ученые утверждают, что человек рождается с абсолютно чистым, не содержащим никакой информации психоэмоциональным полем. Поэтому только в процессе взросления, общения, личного опыта это поле заполняется определенной информацией.

В любом случае необходимо развитие эмоциональной сферы личности, чтобы она достигла своей зрелой фазы. Под эмоциональным развитием понимается:

  • осознание своих чувств, переживаний другого человека;
  • постепенное разграничение эмоций, чувств;
  • расширение круга объектов, субъектов, вызывающих эмоциональный отклик;
  • формирование способности регулировать, контролировать чувства.

Основная практическая значимость эмоций в том, что они могут выступать катализаторами активных действий. Так, пока жизнь протекает мирно, размеренно человек ничего не пытается менять, потому что его и так все устраивает. Но если происходит что-то, что раздражает, печалит, злит нас, то мы начинаем думать об изменениях. А все потому, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт.

Самосознание, саморегулирование, самостоятельной развитие эмоциональной сферы личности, чувств направлены на овладение ими и включены в процесс самосовершенствования человека.

Умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями, реакциями является показателем эмоционального развития.

Совершенствование высших эмоций, чувств происходит по мере социализации, развития человека, становления личности. Такое развитие имеет несколько направлений:

  • включение в сферу эмоциональных переживаний новых событий, предметов, людей;
  • повышение уровня сознательного управления эмоциями;
  • постепенное включение в нравственную регуляцию высоких ценностей, норм.

Психологи едины лишь в одном: развитие эмоциональной сферы личности имеет определяющее значение для становления личности в целом. Его закономерности могут указать механизм дальнейшего развития человека, потому что чувства выявляют важные аспекты внутреннего мира личности.

Эмоции можно использовать как отличный стимул в любой практически значимой деятельности, включая бизнес. Положительные эмоции заряжают позитивной энергией, а отрицательные – подстегивают для большого рывка, кардинальных изменений.

Правильно сформированный эмоциональный фон (атмосфера) компании может повысить результативность, продуктивность работы не только отдельно взятых сотрудников, но и всего предприятия. Но, как и любым «допингом», эмоциональным воздействием не стоит злоупотреблять.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Категории: Бизнес Статьи
Теги: мотивация, успешные люди, эмоции

Биопсихосоциальные сферы влияния

MentalHelp самостоятельно исследует, тестирует и анализирует продукты и услуги, которые могут быть полезны нашим читателям. Если указано «Medically Reviewed by», медицинские работники проверяют статьи на предмет медицинской точности. Если вы покупаете что-то по нашим ссылкам или взаимодействуете с поставщиком, мы можем получать комиссию.

Аллан Шварц, LCSW, доктор философии. занимался частной практикой более тридцати лет. Он является лицензированным клиническим социальным работником в штатах 9.0006 …Читать далее

Многие из наших читателей, прочитав статью здесь, в Mental Help Net, сообщат что-то вроде «Ну, я не такой» или «Этого никогда не случалось со мной, хотя…»

Они поднять очень хороший вопрос. Почему у одних людей наблюдается депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство или какое-либо другое психическое заболевание, а у других нет?

Приведу пример ситуации, которая по всем параметрам и определениям должна была привести к депрессии и эмоциональному опустошению этих людей:

Г-н Ю. , еврей, вырос в Советском Союзе, потерял большую часть своей семьи, когда нацисты вторглись в СССР, пережил ужасающие бои и бомбежки во время войны и столкнулся с чудовищным антисемитизмом в последующие годы.

Исследуйте свои варианты сегодня

Объявление

Он был вынужден терпеть антисемитизм, несмотря на то, что он был инженером, работавшим над сверхсекретными военными проектами во время холодной войны.

После распада Советского Союза он эмигрировал в Соединенные Штаты, выучил английский язык, получил гражданство, стал инженером в своей приемной стране, вернулся в школу и получил диплом преподавателя и преподавал физику в государственных школах, где он был признан как прекрасный педагог».

Несмотря на все травмы, которые пришлось пережить этому мужчине с детства до взрослой жизни, он не впал в депрессию. Он женился и родил ребенка в России до приезда в Америку. Семья столкнулась с ужасными лишениями, пока он не смог найти работу. Почему у него хорошее психическое здоровье, в то время как другой человек был бы навсегда травмирован этой историей жизни?

Почему один человек вырастет с жестокими родителями и хорошо приспособится к жизни, в то время как другие будут чувствовать шрамы от того, что с ними случилось? Почему некоторые люди могут оглядываться на свое детство и свой опыт со смехом, в то время как другие остаются злыми и обиженными? почему братья и сестры, растущие в одном доме, совершенно по-разному думают о своих родителях и детстве?

Нет простого объяснения тому, почему каждый из нас становится тем уникальным человеком, которым мы являемся. Изучая человеческое поведение и развитие, психологи рассматривают био-психико-социальные сферы влияния, влияющие на человеческое развитие.

Попробуйте представить человека, состоящего из трех концентрических кругов, помеченных: Круг B, Круг P и Круг S. Круги в некоторой степени перекрываются.

Круг B. представляет биологическую сферу влияния таких вещей, как генетика: склонность к депрессии, тревоге, обсессивно-компульсивному расстройству, наркомании, психозу, биполярному расстройству и т. д. Поскольку мы обсуждаем генетику, важно взглянуть на семейную историю каждого из них, чтобы понять, в какой степени психическое заболевание передается по наследству.

Circles P. представляет психосферу влияния, состоящую из таких вещей, как проблемы с самооценкой, проблемы развития, жизненные события, травматические события, экстраверсия и интроверсия, личностные тенденции и т. д.

Circle S. представляет социальную сферу влияние с такими вещами, как ожидания достижений, экономическое и политическое происхождение, религиозное влияние, давление со стороны сверстников, наличие наркотиков и алкоголя, сексуальное давление, семейный конфликт и т. д.

Предвидя эти сферы влияния на наше психическое заболевание или его отсутствие, необходимо уяснить тот факт, что у некоторых людей один круг или сфера намного больше других. Например, вполне возможно, что такие социальные влияния, как травля в школе и взросление в условиях конфликтов с родителями, будут иметь больший вес, чем другие сферы, в возникновении психического заболевания. Один ветеран войны выйдет из боя без посттравматического стресса, другой обнаружит, что те же травмы калечат его.

Даже при генетической предрасположенности к такому заболеванию, как депрессия, социальная сфера может быть такова, что симптомы депрессии проявляются редко.

Таким образом, люди могут подвергаться одним и тем же типам жизненных событий, но переживать их по-разному. Г-н Y. остается оптимистом и энергичным человеком. У него есть русские еврейские друзья, которые пережили ужасный опыт сталинской России, но сейчас находятся в депрессии, замкнуты и крайне пессимистично относятся к жизни.

Часто родители взрослых детей испытывают крайнюю вину за то, что их сыновья и дочери становятся зависимыми, расстройствами пищевого поведения или психически больными. Если вы один из них, вы должны понимать, что все эти факторы повлияли на то, чтобы ваш ребенок стал таким, каким он есть сегодня.

На мой взгляд, есть оптимистическое понимание, которое можно получить, поняв эти три влияния на нашу жизнь. Он заключается в следующем: «Если мне понадобилось так много переменных, чтобы сделать меня тем, кто я есть сегодня, я могу формировать виды влияний, которым я позволю себе подвергаться сейчас и навсегда. Например, я могу изменить социальный фон, в котором живу, чтобы оказаться в более счастливой ситуации. Я понимаю, что, несмотря на то, что я унаследовал определенную генетическую предрасположенность, я могу уменьшить ее влияние, уменьшая стресс и занимаясь интересной и приносящей удовлетворение деятельностью. Я могу напомнить себе, что я человек и не должен жить в роли жертвы своего прошлого».

Приветствуются ваши комментарии и вопросы

Аллан Н. Шварц, к.м.н.

Читать в порядке размещения

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей, подростков Дети, Подростки и «Ранняя взрослость в Украине

» исследует факторы, влияющие на эмоциональное развитие молодых людей в возрасте от 4 до 17 лет. Исследуется влияние на развитие социально-психологических условий воспитания ребенка, очерчивается динамическое изменение характеристик эмоциональной сферы в детстве, подростковом и юношеском возрасте, рассматриваются мероприятия по поддержанию эмоциональной зрелости.

Алексей Чебыкин подробно описывает обширные исследования по этой важной теме, учитывая, как быстро меняющиеся и сложные условия жизни влияют на эмоциональное развитие и, в свою очередь, на развитие личности в детстве и за его пределами. Эта книга, представляя теоретические и эмпирические данные, также послужит основой для разработки мероприятий по поддержке молодых людей, растущих в неблагоприятных условиях. Рассматриваемые темы включают положительные и отрицательные тенденции в развитии эмоциональных черт; индивидуальные особенности развития детей; функции эмоций в формировании личности; анализ гендерных различий в эмоциональном развитии; факторы, определяющие эмоциональную зрелость; профилактика и вмешательство при негативных эмоциональных проявлениях.

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей, подростков и юношеского возраста в Украине будет полезным чтением для ученых и студентов в области детской и подростковой психологии, клинической психологии, социальной психологии, психотерапии и консультирования, педагогики.

Предисловие

1 Развитие эмоциональных особенностей детей 4–6 лет в зависимых условиях жизни

1.1 Анализ условий развития эмоциональной сферы детей

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы детей

1.3 Различия развития эмоциональной сферы детей

1.4 Взаимосвязь показателей эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в различных условиях

1.5 Система профилактики и снижения негативных эмоциональных проявлений у детей и ее апробация в учебно-профессиональной подготовке психологов

1.6 Выводы

2 Изучение эмоционального развития детей и подростков 7–17 лет

2.1 Функции эмоций в развитии личности

2.2 Внешние и внутренние факторы, определяющие развитие эмоциональной сферы

2.3 Анализ индивидуальных данных, характеризующих особенности развития эмоциональной сферы детей разного возраста и пола

2.4 Динамика изменения эмоциональных характеристик у детей в зависимости от возраста и пола

2. 5 Выявление ведущих факторов в структуре эмоциональных особенностей развивающейся личности

2.6 Прогностические тенденции генезиса эмоциональной сферы детей и юношества

2.7 Выводы

3 Диагностика развития эмоциональной зрелости в подростковом и раннем взрослом возрасте

3.1 Уточнение психологического содержания эмоциональной зрелости личности

3.2 Обобщение основных тенденций в познании эмоциональной зрелости

3.3 Факторы, определяющие формирование эмоциональной зрелости

3.4 Выявление основных структурных компонентов эмоциональной зрелости

3.5 Исследование эмоциональной зрелости в подростковом и юношеском возрасте

3.5.1. Анализ индивидуальных показателей, отражающих особенности эмоциональной зрелости в выборке

3.5.2. Особенности развития эмоциональной зрелости в зависимости от возраста

3.5.3. Взаимосвязь между показателями эмоциональной зрелости и личностными характеристиками у обследуемых в зависимости от возраста 9 лет0003

3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *