№9 Эмоциональный тон
эмоциональный тон является простейшей, врожденной формой эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.
Вундт упоминал о «чувственном тоне» как простейшей форме эмоций, возникающем в связи с определенными ощущениями. Некоторые ученые считают, что эмоции являются более ранней, чем ощущения, формой психического отражения. Такие эмоции тесно связаны с движениями, направленными на увеличение контакта с полезным объектом или на снижение контакта с вредным. Эмоции явились основой, на которой развились ощущения как более высокий вид отражения.
Отличительными особенностями эмоционального тона являются:
Кратковременный характер. Длительность ограничена временем действия сенсорного раздражителя.
Слабая интенсивность.
Слабая осознаваемость. Совместное функционирование ощущений и их эмоционального тона является настолько тесным, что зачастую трудно отграничить переживание приятного-неприятного от вызвавшего его ощущения.
Эмоциональный тон ощущений, согласно Е. П. Ильину, выполняет три основные функции:
1) ориентировочную – сообщение организму, опасно или нет то или иное воздействие
2) обеспечение обратной связи – сообщение об удовлетворении или неудовлетворении имевшейся потребности;
3) необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организму результат.
аффект – это интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.
Такая форма реагирования наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих ситуаций, совладать с ними. Аффекты бывают стеническими (приводящими к агрессии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепенение).
Существует две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции:
1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индивидуальное эмоциогенное значение
2) конфликтные ситуации, имеющие повседневно-травмирующий характер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению, вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напряжение.
Аффекты отличаются следующими особенностями:
Значительная интенсивность. Самые сильные эмоциональные реакции.
Взрывной характер. Резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.
Кратковременный характер.
Формирование доминанты Аффект способен тормозить другие психические процессы и навязывать определенный стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия).
Нарушение произвольности контроля поведения
Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмоционального переживания при аффектах. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить: 1) по типу гиперактивации — хаотичные движения 2) по типу гипоактивации – торможение, ступор.Выраженность вегетативных проявлений, таких как: нарушение ритма дыхания, которое становится сильным и прерывистым; чередование усиления и ослабления кровообращения, что проявляется в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица; повышение температуры тела и др.
Фазовость протекания.
1) начальную – внезапное или постепенное нарастание напряжения;
2) центральную – кульминация, аффективный взрыв на фоне резких изменений нормальной деятельности всего организма: расстройство мыслительной деятельности и речи; снижение контроля поведения; сужение сознания, в котором представлено только то, что связанно с переживанием и др.;
3) заключительную – угасание внешних и внутренних проявлений, упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние.
Функции аффектов:
1) следообразование – образование аффективных следов актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами вызвавшей аффект ситуации
2) аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что приводит к аффективному взрыву
3) канализация – спонтанное или целенаправленное (с помощью различных психотерапевтических процедур) изживание аффективных следов.
Аффект неадекватности – отрицательное эмоциональное переживание, в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха.
Эмоциональный тонус ребенка ~ Проза (Психология)
Каждый ребёнок жаждет любви и внимания.Но порой каждый ребенок испытывает гнев, обиду, неуверенность в себе, стыд, зависть, страх и ощущает, что его не любят – и вот тогда возникают сложности.
Мы взрослые, часто задумываемся над тем, хорошо нам или плохо, пытаемся понять почему дела наши идут так, а не иначе.
Детям и подросткам необходимы знания о том,как ужиться с людьми в кругу общения, быть заметным в этом мире.
Если на первом году жизни младенец требует полного и безраздельного внимания взрослых, а все интересы других людей его не беспокоят, то у подростка возникают смешанные чувства эгоцентизма и альтруизма, неуверенности в себе и нестабильности.
Пример проявления альтруизма самих взрослых ,помогает детям относиться хорошо к самим себе и к друг другу.
Каждый родитель, педагог и воспитатель может и должен всячески подбадривать детей в альтруистическом поведении, помогать и совместно разбирать причины нарушения их поведения связанные с их негативными чувствами.
Детей нужно обучить тому,чтобы они умели сами ответить на вопрос когда спрашивают себя:» «Почему» другие обижают их и почему им кажется, что их не любят?»
Конечно в один прекрасный день они полюбят самих себя и перестанут так беспокоиться о мнении окружающих.
Но как же им быть с «давлением сверстников».
Взрослые знают, что «давление сверстников» длится не вечно. Давление сверстников — это желание быть похожим на тех, кто кажется более успешным и уверенным в себе. Став взрослыми подростки захотят быть сами собой. Рано или поздно подросток поймет, что быть похожим на окружающих и стать такими как все невозможно.
Взрослые в отличие от детей ,большую часть не проводят в страхе и не сходят с ума от любви.
Только одно внимание к детям и обучение их логически рассуждать,не ограничивают переживания ребенка.
Взрослым следует повнимательнее вдумываться в детские откровения: они дают повод и основание для серьезных размышлений о настоящем и будущем взрослеющих детей.
Дети при обмене впечатлениями о своих переживаниях формируют свои жизненные ценности и поднимают, проясняют своё эмоциональное настроение.
Эмоциональный тонус ребенка имеет множество оттенков настроения.
Дети могут сами воспитать эмоциональное отношение к окружающему миру людей.Они способны прорабатать план своего будущего эмоционального отношения к своему кругу общения, авзрослому необходимо помочь детям разобраться в их чувствах или даже просто побыть рядом.
А.Н.Андреева, Е.Е. Данилова, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, н.Н.Толстых в своей совместной книге «Психология» замечают, что в некоторых видах ощущений, адаптация очень сильна, а в других — совсем незначительна.
А вот к болевым и слуховым ощущениям привыкнуть почти не возможно. Бывает и так, что ребенку никак не удается «отключить» своё внимание от какого-то звука, например воя.
Своими ощущениями ребенок может научиться управлять ,если станет упражнять и тренировать их, и тогда, окружающий мир откроется перед ним во всем многообразии и красоте[1. c.25-31].
Литература:
1. А.Н.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых Психология.Воронеж:НПО «Модэк» 2004.
Эмоциональный тон
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/shkala_emocionalnyh_tonov
Эмоциональный тон — привычное внутреннее состояние человека, которое определяет его основной настрой по жизни. Эмоции – практически мимолетны: радость сменяет спокойствие, удивление – заканчивается смехом, и сменяющиеся эмоциональные волны на наше настроение в целом не сильно влияют. Настроение человека определяет его эмоциональный тон.
Так, например, в музыке, есть разные тональности – мажорные и минорные. В каждой тональности можно сыграть самые разные ноты, но общий настрой произведения будет зависеть от тональности: если мажорные – это будет бодрая и радостная музыка, а если тональность минорная, то, что бы музыкант не играл, вы услышите щемяще-грустную или тревожную мелодию. Если у человека привычный высокий эмоциональный тон – его частые эмоции радость, интерес, довольство собой и жизнью – все то, что мы привыкли понимать под словами «хорошее настроение». Привычка к низкому эмоциональному тону влечет за собой менее приятный список – страх, злость, скука, тоска. Есть люди высокотонные, есть низкотонные. Смотри Шкала эмоциональных тонов
• «Прекрасный и любящий нас мир»
• «Мир хорош — дружественный и светлый мир»
• «Мир обычен, мир обыденности»
• «Мир враждебен»
• «Мир страшен».
Прямого соответствия между той или иной эмоцией (чувством, состоянием) и типом такого мировосприятия — нет, многие эмоции и эмоциональные состояния могут быть смешанными, относиться одновременно к разным мирам. Похоже, что человек сам решает, в каком мире он находится, а его эмоции и чувства — только одно из обстоятельств. Люди — как дети, и относятся к миру, как в детстве к своим родителям. Они склонны обзывать мир враждебным, если он у них что-то отнял, а если привыкли бояться и не привыкли преодолевать трудности, начинают плакать, что мир страшен.
Шкала тонов используется для оценки эмоционального состояния и сравнения степени душевной благополучности человека. Чем выше тон, тем более выражены у человека душевное благополучие и успешность. Чем ниже тон, тем более человек неуверен в себе и подвержен фобиям.
Если у вас есть выбор, едва ли стоит связываться с людьми, у которых тон существенно ниже вашего. Если для вас мир дружественен, мир хорош, не надо выходить замуж за мужчину (жениться на девушке) с мировосприятием «мир враждебен». Если вы руководитель, вы скорее всего не будете брать на работу сотрудников с низким тоном, которые везде видят врагов, не доверяют, оправдываются и боятся.
Все дети рождаются на ярком фоне позитива: вокруг столько всего нового, классного, непознанного! Большинство пожилых людей воспринимают мир как враждебный, а то и страшный. Можно ли изменить эту закономерность и поддерживать высокий эмоциональный тон в течение всей жизни? Да, можно.
Можно ли поднимать окружающих людей по этой шкале? — Если люди хотят или хотя бы не сопротивляются, это бывает возможно. Самый простой способ — поместить человека в окружение светлых и бодрых людей, например пригласить в Синтон. Однако нужно учесть, что для человека с установкой «мир враждебен» компании с активным дружественным и светлым настроем воспринимаются тяжело, ему это внутренне не близко, и подобные отношения ему могут Шкала эмоциональных тонов и искренность′>казаться не искренними. Есть определенные правила, как поднимать людей с низким эмоциональным тоном — вверх. Главное правило — маленькими шажками, постепенно.
Шкала эмоциональных тонов и романтизм
По шкале эмоциональных тонов, романтическое состояние — неусточивое биение между Мир прекрасен и Мир обычен с выпадами совсем вниз.
Я помню, я знаю, что мир может быть прекрасен, но я вижу, что мир сер и обычен. Я буду враждовать с этим, но если это всегда, я могу даже впасть в апатию. Смотри Романтизм и шкала эмоциональных тонов
Эмоциональный тон и возраст
Эмоциональные тона с возрастом меняются. Обычно, к сожалению, эти изменения заключаются в спаде от высоких тонов к низким. Сделать счастливым и радостным ребенка просто: он легко радуется самым простым мелочам: радуге в небе, найденному красивому листочку, дождику. Время идет, и привычка к хорошему настроению сменяется спокойствием: энергия уже не та, радоваться всякой мелочи не пристало взрослому человеку. Конец этого пути легко увидеть: пожилые и старые люди склонны заполнять собой поликлиники и беседовать об ужасах жизни… Это самый типичный вариант развития. Но — возможен и другой!
Как обеспечить стабильно высокий эмоциональный тон
• Делитесь своим хорошим настроением с окружающими
Улыбка – это ваше все. Приучите себя улыбаться, когда вы говорите с кем-то, и ищите возможность добиться улыбки в ответ. Говорите комплименты. Делайте маленькие, неожиданные и приятные подарки!
• Следите за ключевыми словами вашей речи
«Проблема! Ужас! Кошмар! Мне всегда приходится… Снова надо… А эти гады!» — у тех людей, которые пользуются таким словарем, настроение редко бывает на высоте. Чаще используйте, как свои ключевые слова, позитивные формулировки: «Доброе утро! Интересно! Хорошо… Как приятно слышать! Спасибо вам!»
Самое интересное, что и те, и другие слова могут одинаково справедливо сопровождать одну и ту же ситуацию…
• Контролируйте свой внутренний текст
Когда мы говорим, кроме внешнего, есть еще внутренний текст: текст, который мы проговариваем про себя. А что вы проговариваете про себя?Пусть и внутри вас поддерживают жизнеутверждающие фразы: замените во внутреннем лексиконе слово «трудно» на слово «интересно», «неудача» на «творческая ситуация», возмущенные тирады — на «любопытно». Проведите этот эксперимент – результаты вас порадуют!
• Живите с удовольствием
Красивые облака над городом, подсвеченные заходящим солнцем…Свежий, холодный и бодрящий воздух раннего утра. Горячая чашка ароматного чая…Приучите себя видеть в жизни — лучшее.
В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое!
В одно окно смотрели двое.
Верните себе детское умение радоваться даже мелочам!
Кто весел, тот смеется
Мы все хотим почаще находиться в хорошем настроении и пореже — в плохом. Как это сделать?
Где же ты утраченная свежесть
Где же ты, утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств?
Эмоции – практически мимолетны: радость сменяет спокойствие, удивление – заканчивается смехом, и сменяющиеся эмоциональные волны на наши настроение в целом не сильно влияют. Настроение человека определяет его эмоциональный тон. В практической психологии эмоциональным тоном называется привычное внутреннее состояние, которое определяет наш основной настрой.
Так, например, в музыке, есть разные тональности – мажорные и минорные. В каждой тональности можно сыграть самые разные ноты, но общий настрой произведения будет зависеть от тональности: если мажорные – это будет бодрая и радостная музыка, а если тональность минорная, то, что бы музыкант не играл, вы услышите щемяще-грустную или тревожную мелодию.
Если у человека привычный высокий эмоциональный тон – его частые эмоции радость, интерес, довольство собой и жизнью – все то, что мы привыкли понимать под словами «хорошее настроение». Привычка к низкому эмоциональному тону влечет за собой менее приятный список – страх, злость, скука, тоска. Эмоциональные тона с возрастом меняются. Обычно, к сожалению, эти изменения заключаются в спаде от высоких тонов к низким. Сделать счастливым и радостным ребенка просто, он легко радуется самым простым мелочам: радуге в небе, найденному красивому листочку, дождику. Время идет, и привычка к хорошему настроению сменяется спокойствием: энергия уже не та, радоваться всякой мелочи не пристало взрослому человеку. Конец этого пути легко увидеть: пожилые и старые люди склонны заполнять собой поликлиники и беседовать об ужасах жизни…
Это самый типичный вариант развития.
Но — возможен и другой!
День нужно встречать улыбкой
Вы наверняка встречали таких людей, как Светлана Михайловна и Владимир Георгиевич. Это семейная пара уже в возрасте: дети, внуки… Оба, несмотря на свой преклонный возраст, еще работают, полны здоровья и сил. Когда перешагиваешь порог их дома, даже в самый пасмурный день кажется, что дом по-особому светлый и сразу хочется улыбаться. Хозяева обычно весело суетятся на кухне, шутливо бранясь между собой. Они рады гостям и гости у них часто бывают, потому что здесь всегда можно согреться и чаем, и душевной беседой. Но немногие знают, что за плечами у этих людей – очень долгая и трудная жизнь. Светлана вспоминает о первых годах совместного проживания:
— Было трудно, не было денег, квартиры. Работали допоздна и жили в общежитии. Помню, что каждый раз, ложась спать, я говорила себе – «Улыбнись! Новый день обязательно нужно встретить улыбкой и тогда завтра все получится!» — и я улыбалась. И вы знаете, это помогало. С тех пор я привыкла жить именно так. Потому что, если ты встречаешь день улыбкой — он тоже будет улыбаться тебе».
И хорошее настроение…
Итак, снижение эмоционального тона вас совсем не греет, но мы откроем вам тайну, о которой вы наверняка уже догадались: изменить это в наших силах. В ваших силах подарить себе высокий привычный эмоциональный тон, а с ним и здоровье, бодрость и долголетие.
Ученые самых разных именитых университетов в самых разных странах хором повторяют одно: тот, кто чаще улыбается – реже болеет, хорошее настроение – залог долголетия. И подтверждают это многочисленными исследованиями.
Как подарить себе хорошее настроение надолго?
• Делитесь своим хорошим настроением с окружающими
Улыбка – это ваше все. Приучите себя улыбаться, когда вы говорите с кем-то, и ищите возможность добиться улыбки в ответ. Говорите комплименты. Делайте маленькие, неожиданные и приятные подарки!
• Следите за ключевыми словами вашей речи
«Проблема! Ужас! Кошмар! Мне всегда приходится… Снова надо… А эти гады!» — у тех людей, которые пользуются таким словарем, настроение редко бывает на высоте. Чаще используйте, как свои ключевые слова, позитивные формулировки: «Доброе утро! Интересно! Хорошо… Как приятно слышать! Спасибо вам!» Самое интересное, что и те, и другие слова могут одинаково справедливо сопровождать одну и ту же ситуацию…
• Контролируйте свой внутренний текст
Когда мы говорим, кроме внешнего, есть еще внутренний текст: текст, который мы проговариваем про себя. А что вы проговариваете про себя? Пусть и внутри вас поддерживают жизнеутверждающие фразы: замените во внутреннем лексиконе слово «трудно» на слово «интересно», «неудача» на «творческая ситуация», возмущенные тирады — на «любопытно». Проведите этот эксперимент – результаты вас порадуют!
• Живите с удовольствием
Красивые облака над городом, подсвеченные заходящим солнцем… Свежий, холодный и бодрящий воздух раннего утра. Горячая чашка ароматного чая… Приучите себя видеть в жизни — лучшее.
В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое!
В одно окно смотрели двое.
Верните себе детское умение радоваться даже мелочам!
Чтобы было реалистичнее, закончив читать сейчас текст, оглянитесь и найдите три вещи, которым вы можете порадоваться уже сейчас. Справитесь?
Как позитивность влияет на ваш успех
Эмоции играют огромную роль в нашей повседневной жизни, и они настолько заразны , что КРИТИЧЕСКИ вы понимаете влияние низкого эмоционального тона на вашу организацию и, что наиболее важно, на что вы можете сделать об этом!
Вы когда-нибудь работали с человеком, который всегда был в плохом настроении или настроен отрицательно?
Как это повлияло на вас? Можете ли вы описать, какое влияние это оказало на остальную часть вашей команды… как насчет того, как это повлияло на ваши результаты?
Этот мастер-класс направлен на то, чтобы перевести настроение и эмоции в позитивный регистр. Возможно ли это? И если да, то КАК вы повышаете эмоциональный тон вашей команды?
Подпишитесь на ПОДКАСТ мастер-класса Great Managers®
[Видеозапись ниже]
Добро пожаловать
Добро пожаловать на вебинар мастер-класса Great Managers® и наставничества.
Целью наших мастер-классов является предоставление вам новой информации, взаимодействие с вами и взаимодействие. Плюс, конечно, отвечая на ваши вопросы и поддерживая вас в вашем обучении.
Что мне больше всего нравится в этих мастер-классах, так это то, что их посещают люди из самых разных организаций. Это отличная возможность учиться друг у друга и поддерживать друг друга в обучении.
То, что я покажу вам на этом мастер-классе:
- Поможет вам понять связь между эмоциями и результатами
- Дайте вам несколько стратегий для повышения эмоционального тона в вашей команде и бизнесе.
Эмоции — одна из тех вещей, которые могут многое сорвать на работе.
Я до сих пор время от времени работаю с людьми, которые говорят что-то вроде: «Давайте оставим эмоции в покое» или «На рабочем месте нет места эмоциям».
Реальность такова, что эмоции повсюду.
Факты об эмоциональном тоне на работе
Каждый день люди проявляют человечность на работе.
Они забирают свое счастье, свое волнение, свой энтузиазм, а также свое расстройство, разочарование, свой гнев, свою печаль и свои заботы.
Также их модели настроения; они также берут их в работу.
Они вкладывают в работу всю себя, и это приводит к эмоциям на работе.
В жизни людей происходят разные события.У них есть интересные вещи, но есть и трудные.
У них могут быть личные проблемы, проблемы со здоровьем, финансовые проблемы или проблемы в семье.
Люди постоянно подвергаются воздействию широкого спектра потенциально возбуждающих стимулов или триггеров.Все мы знаем, что неадекватные или неконтролируемые эмоциональные реакции на такие раздражители могут помешать нашей адаптации на рабочем месте или даже в обществе.
Итак, люди проводят в той или иной форме эмоциональную регуляцию или приспособление большую часть времени.
Люди по-разному справляются с эмоциями.Некоторые люди очень чувствительны и принимают все очень близко к сердцу.
Вы бы знали, если бы в вашей команде были такие люди.
Другие люди довольно прозаичны и гораздо лучше умеют разделять эмоции. Они могут отложить их в сторону и просто заняться тем, что происходит.
Важно знать, что регулирование эмоций — это навык . Это навык, которому можно научиться и развить в любой момент жизни, и у всех нас есть этот навык на каком-то уровне.
У одних это получается лучше, чем у других.
Люди, которые лучше в этом разбираются, как правило, лучше, потому что они либо приобрели навыки, либо в их жизни были действительно хорошие образцы для подражания, которые помогли им в этом обучении.
Сейчас мы рассмотрим исследования этих эмоций и того, что мы называем позитивным эмоциональным тоном.
Что говорят исследования об эмоциональном тоне
Коэффициент позитивностиМы используем коэффициент позитивности в Академии великих менеджеров в отношении обратной связи.
Это взято из книги Барбары Фредриксон под названием «Позитивность» и от другого исследователя по имени Марсиал Лосада.
Коэффициент можно использовать несколькими способами. Это связано с позитивными эмоциональными состояниями и устойчивостью, или с тем, что Фредриксон называет «процветанием» 9.0008 .
Вот что нам нужно. Мы хотим, чтобы наши организации, наши команды процветали.
Есть ряд других исследователей, которые используют этот материал. Я упомянул Марсиала Лосаду; он на самом деле придумал само соотношение, математически путем исследования, а затем сотрудничал с Фредериксоном.
Есть такие люди, как Джон Готтман и Роберт Шварц, которые тоже об этом говорят.
Ласада хорошо известен своей работой в бизнесе. Фредериксон хорошо известна своей работой с отдельными людьми и жизнью в целом, а Готтман хорошо известен своей работой в области отношений и изучением супружеских пар.
Исследование Лосада проводилось с участием более 60 команд, и он использовал целый ряд средств. Он использовал видеокамеры и компьютеры, кодируя все, что эти 60 команд делали в течение определенного периода времени, включая заявления людей, комментарии друг к другу, их взаимодействие и все их общение.
Исследователи закодировали всю эту информацию в положительные и отрицательные категории, и они обнаружили следующее:
- Высокоэффективные команды 6:1 – , оценки клиентов, оценки начальства, коллег и подчиненных), соотношение было шесть к одному. Таким образом, положительных взаимодействий было в шесть раз больше, чем отрицательных.
- Смешанная производительность 2:1 – В командах со смешанной производительностью соотношение было два к одному. Но они также обнаружили, что на этом уровне он был довольно нестабилен и мог легко соскользнуть назад.
- Низкая производительность ниже 1:1 – В командах с низкой производительностью было ниже 1:1. Так что там, где команды не получали результатов, когда они смотрели на данные, связанные с их взаимодействиями, это было меньше, чем 1:1.
Все исследователи, которых я упомянул, нашли переломный момент 3:1.
Только здесь, при этом соотношении и выше, позитивность находится в достаточном количестве, чтобы способствовать процветанию человечества и быть устойчивой.
Вот почему мы используем его для обратной связи. Это помогает вашей команде процветать, но также важно с точки зрения вашего собственного эмоционального состояния.
Вы находитесь в положительном состоянии в три раза чаще, чем в отрицательном?
Невозможно все время быть в позитивном состоянии, потому что мы люди, и жизнь подбрасывает нам разные вещи, но интересно узнать, каков ваш текущий коэффициент.