Эмпатия: что это такое простыми словами в психологии
Так что такое эмпатия простыми словами? Какую роль она играет для человека? Можно ли ее развить в процессе работы над личными качествами? Сегодня мы рассмотрим классификацию и виды эмпатии, разберем более подробно само определение, а также расскажем про наиболее популярные методики ее активации.
- Что такое эмпатия, в чем она проявляется и как ее развить в себе?
- Примеры проявления эмпатии
- Виды эмпатии
- Уровни эмпатии
- Признаки наличия эмпатии
- Эмпатия – это хорошо или все-таки плохо?
- Самозащита и контроль влияния чужих эмоций на свои собственные
- Как развить и усилить эмпатию
Согласно Википедии, термин эмпатия
Что такое эмпатия, в чем она проявляется и как ее развить в себе?
Большинство людей уверены, что эмпатия – это простыми словами синоним сочувствия. Однако такое определение не совсем верное. Эмпатия представляет собой способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Но это далеко не полная расшифровка данного термина, так как он является комплексным. Эмпатия также означает наличие следующих личностных качеств:
- возможность давать эмоциональный отклик на чувства, транслирующиеся от других людей;
- отождествление (перекладывание на себя) состояния собеседника с личными чувствами и переживаниями.
Суть эмпатии заключается в концентрации одного человека на чувствах другого с целью понимания внутреннего состояния оппонента. Это адекватная ответная реакция, способность к сопереживанию, высокоразвитая когнитивная особенность человека как личности.
Примеры проявления эмпатииЕсли сухая расшифровка термина сложна для понимания, прочтите несколько наглядных жизненных примеров, которые помогут вам осознать, что такое эмпатия в психологии и в реальной повседневной жизни.
Пример проявления эмпатии № 1. Эмоциональная эмпатия и тесная психологическая связь матери и ее ребенка. Женщина будет испытывать похожие чувства, если ее малыш будет сильно переживать или расплачется в кабинете у врача во время прививки. Необходимость оставить ребенка с другим человеком, первое волнительное посещение детского сада, искренний восторг от наблюдения за животными – все это является источниками острой реакции на смену настроения друг друга. Малыш может начать расстраиваться, если увидит маму плачущей. И наоборот, ему вдруг станет весело, когда она чему-то радуется. Эти ситуации являются типичными примерами эмпатии между близкими и родственниками, а также друзьями, которые знакомы уже много лет. Когда речь заходит о восприятии и считывании чувств и эмоций малознакомых людей, эмпатия часто приглушается. В большинстве случаев внутреннее состояние посторонних нас не будет волновать так сильно, как переживания родных и близких.
Пример проявления эмпатии № 2. Человек сопереживает героям книг и фильмов. Кто такой эмпат? Это человек, который чувствует эмоции других, может рассмотреть их со своего ракурса и дать соответствующую ответную реакцию. Однако речь идет не только о реальных личностях. Это вполне могут быть персонажи любого художественного произведения. Эмпат способен заплакать, прослушивая особо трогательную музыку, так как он сумел ощутить эмоциональный посыл ее автора. Такие люди нередко подолгу задерживаются возле картин в галерее, чувствуя, что именно хотел передать через них художник. По сути, эмпатичный человек является нормотипичным индивидуумом с точки зрения психологии. Ведь проявить эмпатию – значит продемонстрировать хорошо развитые когнитивные черты личности, которые стали венцом эволюции всего человечества.
Пример проявления эмпатии № 3. Корыстное использование эмпатии. Такое тоже случается в современном обществе, да еще и весьма часто. Некоторые люди наверняка сталкивались с подобной ситуацией, когда якобы дружественно настроенный коллега активно сочувствовал переживаниям, связанным, например, с выполнением важного и ответственного проекта. Однако все это могло быть сделано не совсем искренне, а с целью эмоционального сближения и последующего использования дружбы в личных целях. Это может быть просьба «замолвить слово» перед руководством, типичное желание избежать критики со стороны более опытного или вышестоящего по должности коллеги, а также попытка обойти в процессе гонки по карьерной лестнице. И таких примеров может быть очень много. Эмпат – это зачастую отличный собеседник, вызывающий симпатию, перед которым очень легко раскрыть душу. Но в некоторых случаях он может использовать эмпатию и ваше эмоциональное доверие исключительно в личных целях. И это также является одним из нормальных проявлений данного личностного качества.
Виды эмпатииВ психологии существует определенная классификация данной особенности человека. Ведь эмпатией называется целый набор качеств и свойств. Это многогранный термин, который объединяет в себе следующие виды.
Когнитивная эмпатия. Данный вид подразумевает не просто повышенную восприимчивость к чужим переживаниям и умение понимать внутреннее состояние оппонента. Это способность к анализу поступков и их сопоставление с внешним поведением наблюдаемого объекта. Когнитивная эмпатия базируется на личном опыте человека, его собственных эмоциональных и чувственных переживаниях в прошлом. Он считывает эмоции собеседника, основываясь на жестах, мимике, интонации, выражении глаз. Все это способствует личному общению, а также помогает построить плодотворные и перспективные деловые отношения через анализ личности партнера. Развитая эмпатия данного вида является положительным качеством кандидата на должность, где требуется постоянно общаться с людьми, налаживать контакты, руководить коллективом. Эта особенность способна помочь человеку успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Эмоциональная эмпатия. Если смотреть на данную разновидность сквозь научную призму, то ее можно описать как глубокое погружение в личность оппонента, которое сопровождается частичной или полной утратой самообладания. Эмоциональный эмпат – кто это такой? Речь идет о людях, имеющих особое строение нервной системы. Они могут пропускать любые чувства и эмоции окружения сквозь себя, проецировать их также остро. Подобная особенность зачастую чревата сильными стрессами и психологическим перегрузом. Слишком личное восприятие чужих чувств грозит эмпату эмоциональной нестабильностью, резкими перепадами настроения, повышенной тревожностью и даже нервными срывами. Такой человек может лишиться покоя, просто услышав по телевизору какую-то неприятную новость. Про этих людей обычно говорят, что они все воспринимают «слишком близко к сердцу». И с какой-то стороны данная фраза действительно оказывается правдивой.
Предикативная эмпатия. Еще один интересный вид, который означает способность человека предугадывать, какой будет психоэмоциональная реакция собеседника на ту или иную фразу, жест, поведение. Такой эмпат не просто понимает, что происходит внутри окружающих его людей. Ему присуща высокая степень осознанности. Предикативно развитые эмпаты стараются вести себя максимально деликатно и тактично по отношению к другим, так как прекрасно понимают, какой результат может получиться из непродуманного диалога, слишком резкого или негативного замечания, неуместного комплимента. Они уважают чужой психологический комфорт и крайне редко нарушают границы личного пространства собеседника, осторожничая с тактильными проявлениями эмоций. Примечательно то, что у одного человека могут наблюдаться сразу несколько видов эмпатии. Или же наоборот, полное отсутствие способности как-либо постигать чужое эмоциональное состояние (как правило, это присуще аутистам).
Уровни эмпатииЭмпатия может иметь разную степень выраженности. Определить, насколько отдельно взятый человек является чувствительным к пониманию внутреннего состояния других людей по шкале эмоционального отклика, можно при помощи прохождения специальных тестов. Сейчас проверить свою способность к эмпатии очень легко. Ведь многие тесты находятся в свободном онлайн-доступе в интернете. Если человеку присуща эмоциональная эмпатия в крайней степени ее проявления, то ему самому может понадобиться профессиональная помощь психолога. Выявить степень эмпатии вполне реально при помощи ряда особых вопросов. Обычно психологи предлагают пройти тест «Уровни эмпатии» по методу А. Меграбяна или И. Юсупова.
В основном данная классификация содержит 3 категории. Однако в некоторых случаях принято говорить о существовании 4 уровней эмпатии. Последним считается нулевой, при котором присутствует исключительно работа зеркальных нейронов. Человек попросту считывает невербальные знаки и в уме сравнивает их с теми, что уже когда-то наблюдал у других людей. При этом никакой способности к постижению эмоционального состояния собеседника у него не наблюдается. Однако такое явление встречается крайне редко и считается психологической патологией.
Высокий уровень эмпатии. Описывается как способность человека ощущать чужие эмоции сильнее, чем собственные. В реальности высоким уровнем эмпатии обладают лишь единицы. И это нередко наносит им сильные психологические травмы, которые необходимо прорабатывать со специалистом.
Высокий уровень эмпатии сопровождается способностью легко прощать и отпускать обиды, исключительной душевностью и чуткостью, великодушием. На первый взгляд, это все является достоинствами. Но они легко превращаются в серьезные недостатки, когда человеком начинают откровенно пользоваться в личных целях. Окружающие могут паразитировать на мягком характере эмпата. Кроме того, именно таких людей выбирают в качестве своей легкой жертвы мошенники. Ведь высшие эмпаты склонны доверять оппоненту, особенно когда тот начинает проявлять особо острые эмоции, например испуг, боль, обиду и т. д.
Данный индивидуум всегда тактично ведет себя по отношению к окружающим. Он старается всячески избегать болезненных тем, а также не проявляет излишнего любопытства, которое способно как-то задеть чувства других людей. Обычно высокая степень эмпатии присуща творческим натурам, у которых богатый внутренний мир и воображение. Их душевное равновесие очень легко нарушить. Такие люди отличаются сильными и внезапными переменами в настроении. Повышенная эмпатия для большинства является тяжким бременем, так как отнимает колоссальное количество эмоциональных сил.
Средний уровень эмпатии. Им обладает большая часть людей независимо от профессии, возраста и социального статуса. Умеренное проявление эмпатии характерно как для мужчин, так и для женщин. Типичными признаками данного уровня способности постичь эмоциональное состояние собеседника являются:
- понимание душевных страданий оппонента и возможность им искренне сопереживать;
- умение не только слушать, но еще и слышать;
- стремление и желание понимать внутреннее состояние других людей;
- способность ставить себя на место оппонента, проецировать на себя как положительные, так и отрицательные эмоции, например, рождение ребенка или смерть близкого человека.
Средний уровень эмпатии – это признак того, что человек здоров и может комфортно существовать в окружении. Для него типично оказание моральной поддержки в тяжелой ситуации, проявление соответствующего эмоционального отклика. Но в отличие от высокоэмпатичных личностей люди со средне выраженной эмпатией имеют механизм самозащиты. Во избежание собственного эмоционального дискомфорта они не станут глубоко погружаться в чувства оппонента. Это позволяет им поддерживать здоровые эмпатические отношения с окружением без угрозы саморазрушения на фоне чужих проблем.
Низкий уровень эмпатии. Таких людей обычно называют равнодушными. Если это не «маска» и не результат воспитания родителями в детстве, то в данном случае человек не будет ощущать страдания, даже если кому-то рядом с ним очень плохо. Личности, имеющие подобный уровень эмпатии, отличаются еще и низким эмоциональным фоном. Для них характерно отсутствие слез или улыбки, даже когда ситуация подразумевает яркий отклик. Таких людей не особо трогают чужие страдания. Они живут для себя и сосредотачиваются в основном на собственном эмоциональном комфорте.
Заниженный уровень эмпатии не считается психологическим нарушением или отклонением от нормы. Однако это говорит о плохо развитых навыках общения и социального контакта. Эти люди предпочитают работать с документами и техникой. Они часто избегают близкого общения «по душам». Человек с заниженным уровнем эмпатии не понимает причин той или иной эмоциональной реакции, будь то капризы пожилого человека или выраженный восторг ребенка.
Он старается обходить стороной людей, слишком ярко проявляющих свои чувства (с высоким уровнем эмпатии). Со стороны такой человек может показаться нелюдимым и необщительным. Острую реакцию способна вызвать критика. Однако негативные эмоции, как правило, непродолжительны. Людей с низким уровнем эмпатии иногда называют интровертами.Признаки наличия эмпатииПонаблюдав за человеком со стороны и проанализировав его поведение по отношению к другим людям, можно сделать вывод о наличии либо отсутствии у него эмпатии. Если человек способен понимать эмоциональное состояние других, то в его поступках будут присутствовать следующие признаки.
- Желание оказать помощь. Каждый иногда оказывается в ситуации, когда ему требуется моральная поддержка. Люди с достаточным уровнем эмпатии нередко таким образом протягивают «руку помощи», внимательно выслушав и дав нужную ответную реакцию.
- Искреннее и бескорыстное стремление помочь и поддержать оппонента
- Способность прислушиваться к окружающим. Это легко распознается в процессе диалога. Если вы активно делитесь личными переживаниями, а собеседник постоянно отмалчивается или же отвечает односложными и обезличенными фразами, наверняка ему присущ низкий уровень эмпатии. Или же сработал защитный механизм, чтобы человек не испытал сильный стресс.
- Наблюдательность и отсутствие осуждения. Эмпатический тип личности подразумевает безоценочное восприятие чужого эмоционального фона, поступков и поведения. Даже если с ним делятся каким-то негативным моментом, такой человек не станет упрекать, а внимательно выслушает и проявит нужную степень сочувствия. Подобное качество поднимает настроение и самооценку собеседника. Он понимает, что здесь его точно поддержат, дадут адекватный совет и точно не осудят.
- Способность к сопереживанию и проекции чужих эмоций и чувств на себя. Это одно из ключевых значений слова «эмпатия». Оно также характеризуется как ощущение чужой боли как своей собственной. Однако в таком случае не у всех получается контролировать ответную реакцию, которая зачастую оказывается слишком бурной.
Все разница заключается в том, насколько выраженной является данная способность. В общих чертах понятие эмпатии имеет положительный окрас. Однако существуют и крайности, которые способны помешать гармоничной жизни. В зависимости от уровня эмпатия может как улучшать психическое состояние человека, так и ухудшать его. Давайте поговорим о нескольких наиболее ярко выраженных отрицательных сторонах сильных эмпатов (людей со слишком высоким уровнем эмпатии).
Гиперответственность и повышенная тревожность. Людям с высоким уровнем эмпатии сложно прощать собственные ошибки. Они постоянно ощущают чувство вины даже за те события, которые им не были подвластны. Такой подход не приносит эмпатам ничего хорошего. Будучи уверенными в том, что необходимо помочь и угодить всем и каждому, они часто не могут грамотно рассчитать свои возможности и силы. В результате нередки случаи эмоционального выгорания.
Гиперэмпатия. В психических перегрузках и срывах нет ничего хорошего. Человек, остро ощущающий чувства и эмоции других людей, словно это все происходит с ним самим, оставляет в душе глубокий след от страданий, которые могут его даже не касаться. Повышенная эмпатия только в теории играет исключительно на руку своему обладателю. В реальности же таким людям приходится каждый раз долго восстанавливаться и даже посещать специалиста.
Роль жертвы. Крайняя степень альтруизма – это прямой путь к нервному и эмоциональному истощению, а также разочарованию в людях. Когда человек постоянно жертвует своими интересами и комфортом, ставя на первое место других, его просто накрывает волна нерешенных личных проблем. Со временем все это способно перерасти в клиническую депрессию. Роль жертвы часто прирастает к сильным эмпатам как вторая кожа. Они, возможно, и хотели бы что-то сделать для себя, но окружение уже настолько привыкает к бесконечному эмоциональному обслуживанию, что просто не отпускает человека для жизни в свое удовольствие.
Неспособность дать достойный отпор. Высоким эмпатам очень сложно равноценно ответить на грубость или нарушение личных границ, так как они постоянно боятся задеть чувства оппонента. Такой подход к решению социальных проблем вряд ли можно назвать правильным. Особо сильные эмпаты постоянно страдают от хамства других людей и производят впечатление безвольных личностей. А это, в свою очередь, привлекает любителей проявить себя крайне неделикатно. Получается замкнутый круг, выйти из которого самостоятельно удается немногим.
Самозащита и контроль влияния чужих эмоций на свои собственныеКак эмпату защититься от чужих эмоций, не став при этом равнодушным? В психологии есть несколько рекомендаций на этот счет.
- Отделяйте собственные переживания от чужих. Старайтесь в каждом случае обнаружить источник негатива, волнения, тревог и переживаний не внутри себя, а вовне.
- Научитесь говорить твердое и безапелляционное «нет». Это будет особенно полезным навыком людям с ярко выраженным альтруизмом. Механизм осознанного отказа притупляет чувство вины и не позволяет погрузиться в сильные переживания по этому поводу. Со временем другие люди тоже начнут уважать подобные границы и перестанут видеть в вас жертву.
- Концентрируйтесь на своем дыхании. Прислушивайтесь к каждому вдоху и выдоху. Это поможет снять острое чувство тревоги. Дышите медленно и глубоко, можно по технике: вдох 7 секунд, задержка дыхания на 7 секунд, выдох в течение 7 секунд.
- Не бойтесь держать комфортную дистанцию с собеседником. Если человек вам неприятен, не стоит думать только о его чувстве эмоциональной безопасности. Вы имеете полное право отойти подальше или приблизиться, чтобы психическое состояние в итоге нормализовалось.
- Визуализируйте защитное поле. Термин «эмпатия» не подразумевает полную и бескорыстную эмоциональную самоотдачу. Многие люди с высоким уровнем способности к пониманию чувств других представляют себя внутри сферы из белого света. Варианты могут быть любыми. Главное – почувствовать себя спокойно и защищенно.
Определение эмпатии включает в себя особенность личности понимать и анализировать эмоции других, а также давать адекватную реакцию. Если человеку присуща гиперэмпатия, то в таком случае формировать защиту от выгорания придется самостоятельно или при помощи специалиста, так как изначально у человека ее просто нет.
Как развить и усилить эмпатиюКогда личность стремится к саморазвитию, самосовершенствованию и самопознанию, то в какой-то момент начинает искать варианты усиления текущего уровня эмпатии (если он ниже среднего). Ведь данная способность помогает лучше адаптироваться в жизни, занимать лучшие должности в крупных компаниях и продвигаться по карьерной лестнице. Можно ли развить и усилить эмпатию, если изначально ее уровень недостаточно высок? Да, это вполне реально. В психологии существуют несколько приемов, способные помочь в данном вопросе.
Изучение себя. Начать стоит именно с углубления в личные особенности. Каждый день перед тем, как уснуть, мысленно давайте себе отчет обо всех поступках, совершенных за последние сутки. Изучение собственных мотивов, реакций, эмоциональной отдачи и действий поможет начать лучше понимать внутреннее состояние окружающих людей. Так у человека получится узнать, что является источником того или иного проявления чувств.
Развитие отзывчивости. Когда вас будут просить о помощи или совете родные, друзья или коллеги, не отказывайте им. Старайтесь сделать все возможное, чтобы внимательно выслушать без осуждения, уделить достаточно времени и внимания, посодействовать по мере собственных сил в решении возникшего вопроса. Но никогда не стоит забывать и про личную психоэмоциональную безопасность. Ведь пренебрежение своими интересами во имя удовлетворения потребностей окружения является кратчайшим путем к гиперэмпатии и выгоранию.
Развитие внимания к тому, что говорят другие люди. В процессе диалога можно больше прислушиваться именно к словам оппонента. Это выражается в предоставлении возможности высказаться в полной мере, задать важные для него вопросы, выразить мнение. При этом важно обращать внимание не только на смысл слов, но еще и на их эмоциональную окраску.
Формирование умения проецирования чужих эмоций на себя. Это также называется «превращением в актера». Но, разумеется, в переносном смысле. Для развития и усиления эмпатии рекомендуется поставить себя на место собеседника, попробовать почувствовать его эмоции и переживания, сравнить их с подобными, что уже встречались на вашем жизненном пути. Такой подход определяет способность человека к постижению внутреннего состояния оппонента. Данный метод актуален также для чтения книг и просмотра фильмов. Можно попробовать почувствовать как можно глубже роль героя или персонажа, понять его внутренний мир, мотивы тех или иных поступков.
Общение с животными. Если у человека недостаточно хорошо развита эмпатия, ему могут помочь регулярные контакты с домашними питомцами. Как правило, взаимодействие с ними пробуждает массу положительных ответных реакций: радость, искреннее умиление и восторг, чувство сострадания.
Проработка негативных эмоций. Развить и усилить эмпатию будет крайне проблематично, если человек сконцентрировался исключительно на эмоциях и чувствах со знаком минус. Чтобы приобрести самообладание, позитивный настрой, способность понимать внутреннее состояние окружающих людей, необходимо, прежде всего, избавиться от гнева, злости, критичного уровня эгоизма, страха и обиды. И лучше их проработать вместе с психологом, который сумеет указать на триггеры и незакрытые гештальты.
Расширение круга общения. Для усиления эмпатии потребуется умение хорошо разбираться в людях. Это получится только в случае регулярного общения с несколькими собеседниками, каждый из которых будет радикально отличаться от других степенью эмоциональности и методами выражения своих чувств. Выбирать стоит из людей разного материального и социального статуса, семейного положения, пола, национальности, возраста, вероисповедания и т. д. Внимательно слушайте своего оппонента во время диалога и старайтесь понять, какие именно эмоции он испытывает в процессе контакта.
Использование техники отзеркаливания эмоций. После завершения диалога попробуйте вкратце пересказать своему оппоненту смысл его речей. Акцент при этом следует делать именно на эмоциональной составляющей. Необходимо продемонстрировать собеседнику понимание и сочувствие. Допустимо использовать как вербальные, так и невербальные способы.
Увеличьте долю живого общения. Сейчас особенно популярным стало виртуальное взаимодействие с другими людьми при помощи мессенджеров и социальных сетей. Однако несмотря на все свое удобство, такой метод не позволяет получить нужный эмоциональный отклик от собеседника, увидеть его истинную реакцию. В результате у людей снижается уровень эмпатии. И когда им приходится налаживать контакты в реальной жизни, нередко возникает эмоциональное непонимание друг друга. Чтобы развить и усилить эмпатию, рекомендуется чаще разговаривать вживую и внимательно наблюдать за поведением оппонента.
Для комфортного и успешного существования в современном социуме необходимо не только повышать навык понимания внутреннего состояния других людей, но еще и контролировать собственную степень восприимчивости к чужим эмоциям. Это позволит человеку соблюдать нужный баланс между полным растворением в окружении и излишней холодностью.
Оцените статью
[Всего: 5 Рейтинг: 5]
Поделиться постом
Ссылка скопирована в буфер обмена!
эмпатия | это.
.. Что такое эмпатия?ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia — сопереживание) — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию.
В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. — empathy). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом сопереживание.
В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом — в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.
Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии — например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.
Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, — это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.
Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В. М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».
Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия, который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.
В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса — тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете — такому изменению структуры Я, которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.
Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.
Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.
Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это — типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это — оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате.
Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.
*[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение — терапист— заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].
При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации — весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.
Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно — с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).
Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.
The Neuroscience of Empathy — Association for Psychological Science — APS
Наблюдая за тем, как друга режут бумагой, или глядя на фотографию ребенка-беженца, наблюдение за чужими страданиями может вызвать глубокое чувство бедствия и печали — почти как если бы это происходит с нами. В прошлом это можно было бы объяснить просто как эмпатию, способность испытывать чувства других, но за последние 20 лет нейробиологи смогли точно определить некоторые из конкретных областей мозга, ответственных за это чувство взаимосвязанности. Пять ученых обсудили нейронауку, лежащую в основе того, как мы обрабатываем чувства других, во время Симпозиума по интегративной науке под председательством члена APS Петра Винкельмана (Калифорнийский университет, Сан-Диего) на Международной конференции психологических наук 2017 года в Вене.
Отражение разума
Культурный акцент на своих и чужих группах может создать «разрыв в сочувствии» между людьми разных рас и национальностей, говорит Ин-и Хун .
«Когда мы становимся свидетелями того, что происходит с другими, мы не просто активируем зрительную кору, как думали несколько десятилетий назад», — сказал Кристиан Кейзерс из Нидерландского института неврологии в Амстердаме. «Мы также активируем наши собственные действия, как если бы мы действовали аналогичным образом. Мы активируем наши собственные эмоции и ощущения, как если бы мы чувствовали то же самое».
Работая в Лаборатории социального мозга, Кайзерс вместе с Валерией Газзолой обнаружил, что наблюдение за действиями, болью или аффектом другого человека может активировать части тех же самых нейронных сетей, которые отвечают за выполнение этих действий и непосредственное переживание этих чувств. Презентация Кейзерса, однако, была сосредоточена на изучении того, как эта система влияет на нашу психологию. Помогает ли нам эта зеркальная система понять, что происходит в других? Помогает ли это нам читать их мысли? Можем ли мы «ловить» эмоции других?
Чтобы выяснить, помогает ли система моторизованных зеркал понять внутренние состояния, стоящие за действиями других людей, Кейзерс в одном исследовании попросил участников посмотреть видео человека, хватающего игрушечные мячи, спрятанные в большом мусорном ведре. В одном из условий участники определяли, колебался ли человек на видео перед тем, как выбрать мяч (задача теории разума). Используя транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС) в сочетании с фМРТ, Кейзерс показал, что вмешательство в систему зеркал ухудшает способность людей определять уровень уверенности в себе других, предоставляя доказательства того, что эта система действительно способствует восприятию внутренних состояний других. Выполнение фМРТ и ТМС в других областях мозга, таких как височно-теменное соединение (ВТС), также предполагает, что эта двигательная симуляция в зеркальной системе затем отправляется в более когнитивные области в височно-теменном соединении.
«Очень быстро к нам пришло объединяющее представление о том, что когда вы наблюдаете состояния других, вы воспроизводите эти состояния в себе, как если бы вы были на их месте, поэтому мы называем эти действия «замещающими состояниями», — сказал Кейзерс.
Исследования показали, что эта способность так ярко ментализировать опыт других людей может побудить нас предпринять просоциальные шаги, чтобы уменьшить их боль, но Кейзерс также хотел исследовать глубину этого эмоционального заражения — как и в какой степени мы переживаем чужие переживания. страдания. Для этого лаборатория Кейзерса изучила две очень разные популяции: людей-психопатов и крыс.
Наблюдая за чужой болью, коррелирует с активностью в островковой доле, которая, как считается, способствует самосознанию за счет интеграции сенсорной информации, и передней поясной коре (ACC), которая связана с принятием решений и контролем импульсов, исследователи обнаружили, что психопаты, которые пассивно наблюдали, как агрессор выкручивает кому-то руку, проявляли значительно меньшую мозговую активность, чем их нейротипичные сверстники. Однако, когда психопатов попросили попытаться сопереживать человеку на видео, активность их мозга увеличилась до исходного уровня.
Это говорит о том, что текущая модель эмпатии как одномерной шкалы с эмпатами на одном конце и психопатами на другом может быть чрезмерно упрощенной, сказал Кайзерс.
«Психопаты, вероятно, одинаково высоки по способности, просто они не набирают это спонтанно, поэтому их склонность изменена», — объяснил он.
Эти результаты могут привести к более эффективному вмешательству для психопатов, а также к будущим исследованиям того, где люди с расстройствами аутистического спектра могут попасть на эти оси.
Shared Pain
Исследования эмоционального заражения на животных моделях позволили исследователям дополнительно изучить роль глубокой мозговой активности, которую трудно нейростимулировать у людей. Работа Кайзера с крысами показала, что эти животные с большей вероятностью замерзнут после того, как увидят, как другая крыса получает удар током, если они сами были в прошлом.
Ингибирование области, аналогичной ACC, в мозгу крыс уменьшило их реакцию на дистресс другой крысы, но не уменьшило их страх перед ударом током, что позволяет предположить, что эта область имеет дело именно с социально спровоцированным страхом, сказал Кейзерс.
Клаус Ламм, Венский университет, исследует процессы, которые непосредственно регулируют боль, и те, которые вызывают сопереживание боли, посредством многочисленных исследований влияния обезболивающих.
В этих экспериментах участники, принимавшие плацебо-«болеутоляющее», сообщали о более низких рейтингах боли после получения удара током, чем участники контрольной группы. Когда те же участники наблюдали, как сообщник был шокирован, они сообщали об аналогичном снижении восприятия боли актера.
«Если вы уменьшаете боль, которую люди испытывают сами, если вы вызываете обезболивание, это не только помогает людям справляться со своей собственной болью, но и уменьшает сочувствие к боли другого человека», — сказал Ламм.
На нервном уровне, сказал Ламм, фМРТ-сканирование показало, что у людей из группы плацебо в обоих случаях наблюдался более низкий уровень мозговой активности в передней части островка и средней части поясной извилины. Эти результаты были дополнительно подтверждены в другом исследовании, в котором сравнивали участников, получавших только обезболивающее плацебо, с теми, кто получал и плацебо, и налтрексон, антагонист опиоидов, который препятствует регуляции боли мозгом.
Это привело к «полному обращению» эффекта плацебо, заставив участников сообщать как о собственной боли, так и о боли других людей с частотой, близкой к исходной, что подтверждает предыдущие утверждения Ламма о роли системы боли в эмпатии.
«Это говорит о том, что эмпатия к боли основана на представлении боли других в рамках собственной системы боли», — сказал Ламм. Однако эмпатия может не дать нам полного понимания чужого опыта. Когда наблюдателям в одном из исследований Кейзерс была предоставлена возможность заплатить, чтобы уменьшить силу ударов током, которые собиралась получить сообщница, в среднем участники заплатили ровно столько, чтобы уменьшить ее боль на 50%.
Ламм изучал это различие между собой и другим с помощью серии экспериментов, в которых измерялась склонность людей к эмоциональному эгоцентризму. Для этого участникам была представлена визуально-тактильная стимуляция, которая была либо конгруэнтной, либо неконгруэнтной стимуляции партнера при фМРТ. В неконгруэнтной паре, например, одному участнику могут показать изображение розы и дотронуться до чего-то похожего на розу, а другому показать слизняка и дотронуться до слизистого вещества.
Было обнаружено, что собственные эмоции участников окрашивают их восприятие аффектов других людей с относительно низкой скоростью — однако, когда исследователи подавляли правую надмаргинальную извилину (rSMG), область мозга, ранее связанную в основном с обработкой речи, это искажение эгоцентризма увеличилось, предполагая, что rSMG может нести ответственность за поддержание разделения на себя и других, сказал Ламм.
«Эмпатия требует механизма не только для обмена эмоциями, но и для их разделения. В противном случае мы становимся «заразными», эмоционально расстроенными и так далее», — сказал он.
Скорость активации rSMG также значительно меняется в течение жизни, добавил Ламм, при этом траектория развития области приводит к тому, что эмоциональный эгоцентризм чаще встречается у подростков и пожилых людей.
Отдел разработки
Исследователи работают над объединением нейробиологических и психологических взглядов на чувства, эмпатию и идентичность, говорит Петр Винкельман .
Ребекка Сакс (Массачусетский технологический институт) говорит, что ее работа в области психологии развития подтверждает эту тенденцию. В одной серии экспериментов Сакс отслеживал мозговые сети, которые дети в возрасте от 3 до 5 лет использовали для рассмотрения разума персонажа (височно-теменное соединение, задняя поясная извилина и префронтальная кора) и тела (вторичная соматосенсорная кора, островок, средняя часть). лобная извилина и ACC) на протяжении всего короткометражного фильма.
Сакс обнаружил, что, хотя эти области мозга могут взаимодействовать друг с другом, не было точек пересечения между деятельностью сетей разума и тела.
«Когда мы получаем информацию из одного и того же источника и об одних и тех же людях, мы тем не менее навязываем своего рода дуализм, когда мы попеременно рассматриваем ощущения их тел и причины их ума», — сказал Сакс.
Кроме того, Сакс и ее коллеги обнаружили, что, хотя эти сети были более отчетливыми у детей, которые смогли выполнить задание на явное ложное убеждение (например, если Салли ставит свой бутерброд на полку, а ее подруга передвигает его на стол, где она будет его искать?), деление присутствовало у участников всех возрастов.
«Большинство людей относились к явным ложным убеждениям, как если бы это была веха », — сказал Сакс. «На самом деле задача с ложным убеждением — это лишь один из показателей гораздо более продолжительных изменений в развитии, поскольку дети становятся все более изощренными в своих размышлениях о мыслях других людей».
Затем Сакс уменьшил масштаб этого эксперимента, чтобы проверить теорию разума младенцев в возрасте 6 месяцев, на этот раз измерив их реакцию на выражение лица детей, сцены на открытом воздухе и визуальные помехи. Этот временной период может быть ключом к пониманию нейропсихологии эмпатии, потому что большая часть когнитивного развития мозга происходит в течение первого года жизни, объяснила она.
«Мозг ребенка больше отличается от мозга 3-летнего, чем мозг 3-летнего от мозга 33-летнего», — сказал Сакс.
При фМРТ было обнаружено, что мозг младенцев имеет многие из тех же региональных реакций, которые позволяют взрослым различать лица и сцены. Однако их мозг не проявлял никаких региональных предпочтений в отношении объектов и тел.
Этот уровень региональной специфичности предполагает, что принцип Кеннарда, теория о том, что мозг младенцев обладает такой устойчивостью и пластичностью, потому что кора еще не специализировалась, может быть верной лишь частично. По словам Саксе, действительно существует некоторая функциональная организация социальных процессов с постепенно усиливающейся специализацией по мере взросления ребенка.
Эмпатия в действии
Брайан Д. Кнутсон говорит, что анализ активности мозга человека при рассмотрении вопроса о покупке может быть предсказателем совокупного рыночного выбора.
На первый взгляд, нейропрогнозирование кажется концепцией, которая была бы уместна в мире Филипа К. Дика « Особое мнение » — научно-фантастическом триллере об обществе, которое останавливает преступность до того, как она произойдет, на основе мозговых волн трех мутантов. «предсказатели», — сказал научный сотрудник APS Брайан Д. Кнутсон (Стэнфордский университет), но когда-нибудь это может сыграть очень реальную роль в будущем экономики.
Исследование Кнутсона о механизмах мозга, влияющих на выбор, сосредоточено на трех функциональных мишенях: прилежащем ядре (NAcc) для ожидания выгоды, передней островковой доле для ожидания потери и медиальной префронтальной коре (mPFC) для интеграции ценностей.
Используя фМРТ, Кнутсон смог предсказать покупки участников в смоделированной среде онлайн-покупок на основе активации мозга в этих областях. До того, как участники решили купить продукт, повышенная активность в NAcc и mPFC сочеталась со снижением активности в островковой доле, в то время как в испытаниях, в которых участники решили не совершать покупку, наблюдалось обратное.
«Мне как психологу было очень интересно сказать: «Вау, мы можем извлечь активность из мозга и, ничего не зная о том, кто это и какой продукт они видят, мы можем предсказать выбор», — сказал Кнутсон.
Его коллеги-экономисты не были так впечатлены: их интересовала рыночная активность, а не личный выбор. Кнутсон сказал, что принял этот вызов, применив свой нейроанализ к крупным онлайн-рынкам, таким как Kiva и Kickstarter.
Кнутсон попросил 30 участников оценить привлекательность и потребность в кредитных запросах на Kiva и обнаружил, что сообщения с фотографиями людей, демонстрирующих положительное влияние, скорее всего, вызовут повышенную активность NAcc, которая побудит их совершить покупку — или, в данном случае, заем. Что еще более важно, усредненный выбор этих участников предсказал успех апелляции по кредиту в Интернете. Два аналогичных исследования с участием кампаний Kickstarter также показали связь между активностью NAcc и совокупной рыночной активностью.
Хотя мозговая деятельность не идеально масштабируется для совокупного выбора, сказал Кнутсон, некоторые компоненты принятия решений, такие как аффективные реакции, могут быть более обобщенными, чем другие.
«Парадокс может заключаться в том, что то, что делает вас наиболее последовательным как личность, что лучше всего предсказывает ваш выбор, может не соответствовать вашему выбору выбору других. Возможно, мы сможем разобрать и разделить эти компоненты в мозгу», — сказал Кнутсон.
Глобальная эмпатия
Нейроанатомия нашего мозга может позволить нам сопереживать чужому опыту, но она также может помешать нам установить межкультурные связи, говорит научный сотрудник APS Ин-и Хонг (Китайский университет Гонконга). .
«Несмотря на все эти нейробиологические способности, позволяющие нам сопереживать другим, мы все еще видим случаи, когда люди предпочитали причинять вред другим, например, во время межгрупповых конфликтов или войн», — сказал Хонг.
Частично это может быть связано с различием мозга между членами своей и чужой группы, объяснила она. Было обнаружено, что люди проявляют большую активацию миндалевидного тела, например, когда видят испуганные лица представителей своей расы, и меньшую активацию ППК, когда наблюдают, как игла укалывает лицо представителя другой расы.
Смешение культур, сопровождающее глобализацию, может усилить эти реакции, добавил Хонг. В ходе одного исследования она и ее коллеги обнаружили, что совмещение культурных символов (например, сочетание американского и китайского флагов, изображение головы председателя Мао на мемориале Линкольна или даже демонстрация изображений продуктов «фьюжн») может вызвать у посетителей чувство отвращения. передняя островковая доля белых американцев аналогична той, что вызывается физическими загрязняющими объектами, такими как насекомые.
Эти ответы также могут модулироваться культурными традициями, сказал Хун. Одно исследование, сравнивающее предвзятость «своя/чужая» в Корее, более коллективистском обществе, и в Соединенных Штатах, более индивидуалистическом обществе, показало, что более взаимозависимые общества могут способствовать большему чувству внутригруппового фаворитизма в мозгу.
Дальнейшие исследования этого разрыва в эмпатии должны учитывать не только причинно-следственную связь между нейронной активацией и поведением, сказала она, но и социальный контекст, в котором они происходят.
«Что я хочу предложить, — сказал Хонг, — так это то, что, возможно, есть еще одна область, о которой мы также могли бы подумать, а именно культура, общие мирские теории, ценности и нормы».
ГудТерапи | Эмпатия
Эмпатия — это способность распознавать эмоции и мысли других людей и относиться к ним. Эмпатическое мышление часто характеризуется как готовность и способность поставить себя на место другого человека, почувствовать чувства другого человека или признать, что другой человек может испытывать чувства так же, как и вы. Эмпатия со стороны терапевта к тем, кто проходит терапию, также является важной характеристикой терапевтических отношений.
Понимание эмпатииЭмпатия отличается от сочувствия, которое представляет собой способность заботиться о чувствах другого человека и признавать их. Это также отличается от сострадания, черты, которая сочетает в себе элементы эмпатии и сочувствия. Сопереживание делает возможным сострадание, а также акты милосердия, но не является обязательным условием ни для того, ни для другого; люди могут вести себя доброжелательно по ряду причин, многие из которых не связаны с эмпатией.
Альтруизм, или бескорыстное поведение, приносящее пользу другим, тесно связан с эмпатией. Альтруистические действия обычно указывают на то, что человек испытывает высокий уровень сострадания к другим. Исследования показывают, что многие животные, помимо человека, такие как приматы и медведи, способны к альтруистическому поведению.
Эмпатия и психологияЛюди с высокими показателями эмпатии обычно сообщают о расширении круга общения и более удовлетворительных отношениях, поскольку эмпатия играет ключевую роль в личных отношениях. другой. Сочувствие необходимо не только в отношениях с близкими, но и в предвидении мотивов, убеждении других и успешной работе с коллегами и работодателями.
Отсутствие эмпатии играет важную роль в некоторых состояниях психического здоровья, особенно в асоциальной личности, которая вызывает долгосрочную модель эксплуатации, социопатического поведения и нарушения прав других. Диагноз определенных состояний психического здоровья, таких как нарциссическая личность, также может указывать на отсутствие эмпатии или трудности с ее чувством или выражением.
Роль эмпатии в терапии
Эмпатия считается неотъемлемой частью терапии, потому что для того, чтобы сработала любая терапевтическая тактика, терапевт должен заставить человека почувствовать, что его понимают. Для этого терапевт должен не только понимать, что человек говорит на сеансе терапии, но также понимать, чего он не говорит, и сообщать об этом понимании. Терапевты, обладающие высоким уровнем эмпатии, могут помочь людям, проходящим лечение, столкнуться с прошлым опытом и получить более глубокое понимание как самого опыта, так и окружающих его чувств.
Эмпатия отличается от сочувствия, которое может подразумевать жалость, и выражение сочувствия также не является пассивным процессом. Хороший терапевт, как правило, способен чувствовать эмоции другого человека посредством концентрации и активного слушания, но этот процесс требует постоянной вовлеченности. Поскольку эмпатия может быть выражена разными способами, особенно в терапии, для терапевта не существует «правильного» способа продемонстрировать понимание и принятие тем, кто находится на лечении.
Пятибалльная шкала для измерения эмпатии
Для измерения эмпатии было разработано несколько шкал. Например, тест «Коэффициент эмпатии» может измерить, насколько легко человек улавливает чувства других и насколько эти чувства влияют на человека. Этот тест показывает, что женщины обычно обладают большей эмпатией, чем мужчины, и что люди с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом обычно демонстрируют более низкую способность к эмпатии.
Другой тест, пятибалльная шкала Кархаффа, может применяться ко всем человеческим отношениям, но он эффективен для измерения использования эмпатии терапевтами во время сеанса. Он основан на наблюдаемом поведении и попытках устранить неоднозначность предыдущих шкал.
- Уровень 1 (неэмпатическое поведение): Терапевт реагирует таким образом, что игнорирует сообщения человека, проходящего лечение.
- Уровень 2 (неэмпатическое поведение): Терапевт пытается понять сообщение и ответить на него, но делает это таким образом, чтобы уменьшить воздействие.
- Уровень 3: Терапевт реагирует на заявленное сообщение и поверхностные выражения, но игнорирует или не может услышать скрытое сообщение и чувства человека, проходящего лечение. Иногда это может быть уместным ответом, но если терапевт всегда отвечает на этом уровне, он или она, как правило, не выражает глубокого сочувствия.
- Уровень 4: Ответ терапевта дополняет то, что человек сказал, демонстрируя, что терапевт понял и то, что было сказано, и то, что, возможно, только подразумевалось.
- Уровень 5: Терапевт понимает, что имел в виду человек, проходящий лечение, и ответ терапевта дополняет то, что сказал человек, таким образом, что он или она может точно расширить мысли человека, не начиная интерпретировать или предлагать новые объяснения. .
Эмпатия, вероятно, в какой-то степени является развитой чертой. Это позволяет людям иметь возможность эмоционально обращаться к другим с раннего возраста, а также понимать ситуации других. По мнению исследователей, эмпатия, вероятно, развилась из-за необходимости осознавать потребности молодежи, а также из-за знания о том, что, когда группа преуспевает, преуспевает и отдельный человек.
Исследователи считают, что эмпатия развивается в раннем детстве, так как даже маленькие дети реагируют на страдания других. Исследования показывают, что, когда родители дисциплинируют детей, указывая на то, как их поведение повлияло на других, дети могут стать более чуткими. Исследования показали, что на эмпатию также может влиять нахождение рядом с незнакомцами. Пребывание с незнакомцами приводит к повышенному уровню стресса, который, по-видимому, влияет на способность человека чувствовать боль другого. Однако выполнение действий с незнакомцами, например игра в игру, может привести к снижению стресса и повышению эмпатии.
Эмпатия у животных
Несколько исследований показали, что животные способны к эмпатическим реакциям. Способность сопереживать может быть стратегией выживания, поскольку позволяет животному предвидеть реакцию и формировать социальные связи, которые могут иметь защитный эффект в нестабильной среде.
Многие виды обезьян проявляют эмпатию. Шимпанзе настолько хорошо настроены на эмоции других, что люди, изучающие их, могут использовать проявления эмоций, такие как притворная печаль, чтобы заставить шимпанзе вести себя непослушно. Орангутаны и гориллы заботятся друг о друге, особенно о членах семьи, и реагируют на эмоции других. Некоторые обезьяны будут избегать лакомства, если это вызовет у другой обезьяны болевой шок. Такое альтруистическое поведение демонстрирует сочувствие приматов к другим представителям своего вида.
К другим животным, проявляющим эмпатию, относятся грызуны: крысы отказывались дергать за рычаг, чтобы ударить током однопометников, даже если после этого их только кормили, а мыши корчат гримасы, когда мыши, с которыми они делили клетку, испытывают боль. Известно, что слоны и некоторые птицы, такие как вороны, вороны и сойки, также проявляют сочувствие к другим представителям своего вида. Собаки и кошки также демонстрируют сочувствие как к людям, так и к другим животным.
«Стоимость ухода»
Недавние исследования показывают, что на одних людей негативные жизненные события, с которыми сталкиваются другие люди, могут влиять больше, чем на других. Эта «цена заботы» предполагает, что чрезмерное сочувствие может иногда приводить к эмоциональному дистрессу. Согласно исследованию 2013 года, очень чуткие женщины, которые увидели в социальных сетях, что близкий друг или член семьи был ранен, госпитализирован, понижен в должности или оплакивал потерю, испытали уровень стресса, который был на 5-14% выше, чем у других женщин. Мужчины с высоким уровнем эмпатии, которые видели, что друга или члена семьи понизили в должности или обвинили в преступлении, испытывали стресс 9-го уровня.-15% выше, чем у других мужчин.
Поскольку люди с высоким уровнем эмпатии могут быть более подвержены стрессу семьи, друзей и других людей, находящихся на их попечении, и в результате становятся подавленными, соблюдение режима самообслуживания и установление эмоциональных границ могут быть полезными для предотвращения любых негативных последствий, которые могут возникнуть при приеме. на стресс других может иметь на психическое здоровье.
Ссылки:
- Барон-Коэн С. и Уилрайт С. (2004 г., 1 апреля). Коэффициент эмпатии: исследование взрослых с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом и нормальными половыми различиями. Получено с http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/151629.35.
- Даллас, К. (2015, 21 февраля). «Слишком много хорошего»: когда эмпатия подавляет. Получено с http://national.deseretnews.com/article/3609/too-much-of-a-good-thing-when-empathy-is-overwhelming.html.
- Гхош, Т. (15 января 2015 г.). «Незнакомая опасность» делает людей менее чуткими. Получено с http://news.discovery.com/human/psychology/stranger-danger-makes-people-less-empathetic-150115.htm.
- Гоулман, Д. (1989, 27 марта). Исследователи прослеживают корни эмпатии в младенчестве. Получено с http://www.nytimes.com/1989/03/28/science/researchers-trace-empathy-s-roots-to-infancy.html.
- Мартин, Д. (2010). Навыки консультирования и терапии (3-е изд.