Эмпатия в психологии: ЭМПАТИЯ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Эмпатия – Что Это Такое? Определение, Виды И Уровни, Влияние

Поговорим о понятии эмпатия, что это такое? Простыми словами в психологии, понятными для обычных людей, без сложных терминов и заумных выражений. Без эмпатии общение было бы очень сложным. У некоторых людей она отсутствует и иногда это становится проблемой, ведь умение сопереживать – очень важное свойство, которое есть даже у животных.

Об этом и пойдёт речь: как разобраться в себе, оценить уровень своей эмпатии и понять, насколько это качество полезно для жизни.

Краткое содержание:

Что такое эмпатия в психологии?

Впервые на выбранное качество обратил внимание Э.Титченер, психолог из Америки. Что такое эмпатия определение в психологии по мнению Титченера:

Эмпатия — это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. Эмпатичность заложена природой и есть почти у всех. В качестве примера можно привести связь матери и ребёнка. Они обладают глубокой эмоциональной связью и остро реагируют на смену настроения друг у друга.

► Самая банальная процедура, такая как прививка, может вызвать истерику не только у малыша, но и у его взрослой мамы. Первое посещение детского сада, пребывание с чужими людьми, родители переживают даже острее, чем их дети. Этот механизм особенно хорошо работает с близкими людьми, родственниками и друзьями. Чувства постороннего и далёкого человека не имеют такого значения и эмпатия в этом случае приглушается.

► Эмпатичный человек остро реагирует не только на события, происходящие в настоящем времени. Он способен сопереживать героям художественных произведений, рыдая и хохоча в обнимку с книгой или при посещении киносеанса. Эмпатичный человек — это, можно сказать, нормальный индивидуум. Ведь умение сопереживать связано с эволюцией всего человечества. Некоторые психические заболевания и особенности (например, аутизм) характеризуются неумением считывать и понимать эмоции окружающих людей.

► Эмпатия в психологии – отдельная область, которая всё ещё изучается. При том, что эмпат — это человек, который понимает эмоции других, он может не только сочувствовать, но и манипулировать ими. Эмпатов разделяют на два вида – тех, кто считывает эмоции и сохраняет холодный рассудок и тех, кто очень остро ощущает чужую боль и радость, теряя самообладание.

Есть и такие, кто находится посередине между двумя крайностями, и именно они взяты за эталон человечности. О таких людях и пойдёт речь в статье. О тех, кто умеет сопереживать, но не стремится использовать эмоции других в своих интересах.

На какие виды делится эмпатия?

Виды эмпатии в психологии – классификация, принятая в науке об эмоциях. Согласно ей можно понять, какая бывает эмпатия.

Когнитивная эмпатия

▪️ Когнитивная эмпатия — это умение не просто сопереживать, но и анализировать поступки, сопоставлять их с действиями объекта. При такой форме ощущения эмпата основаны на собственных переживаниях в прошлом и полученном опыте. Он считывает эмоции, опираясь на мимику, жесты, выражение глаз, интонацию. Когнитивная эмпатия способствует личному общению и построению деловых отношений через понимание личности собеседника.

Эмоциональная эмпатия

▪️ С точки зрения науки, эмоциональная эмпатия — это глубокое погружение в личность собеседника с полной или частичной потерей самообладания. Эмоциональные эмпаты имеют особое строение нервной системы, они способны проецировать боль и радость окружающих на себя, ощущая их так же остро, как и те, кто их источает. Это качество чревато стрессами, нервными срывами и эмоциональной нестабильностью. Такой человек способен потерять покой на длительное время от любой плохой новости в мире.

Предикативная эмпатия

▪️ Третий вид называется предикативная эмпатия — это умение предугадывать чужую реакцию. Человек способен предвидеть, как поведёт себя собеседник в той или иной ситуации. Предикативно развитый эмпат не только понимает, что происходит с окружающими, он делает это осознанно, понимая мотивы их поведения. Поэтому старается вести себя тактично, не нарушая чужое личное пространство и психологический комфорт. У одного человека могут быть разные виды эмпатии одновременно. Бывает и наоборот – индивидуум совершенно не понимает настроение других, со всеми вытекающими последствиями.

Уровни эмпатии в психологии

Чтобы узнать, насколько человек способен к сопереживанию, используют тесты. Такая диагностика уровня эмпатии помогает лучше понять личность. Особенно чувствительным людям самим нужна помощь и диагностика в этом случае является полезным инструментом. Уровни эмпатического взаимодействия вычисляются с помощью перечня вопросов, на которые отвечает тестируемый. Чаще всего используют метод И.Юсупова или А.Меграбяна.

Высокий уровень

По итогам теста некоторые индивидуумы имеют высокий уровень эмпатии — это природная способность ощущать эмоции других лучше, чем собственные. Таким свойством обладают единицы. Высокоразвитые эмпаты проецируют чужие проблемы на себя, травмируя собственную психику.

Высокий уровень эмпатии характеризуется великодушием, душевностью, умением прощать обиды. Эти достоинства становятся недостатками, когда ими начинают пользоваться окружающие. Коллеги, родственники склонны паразитировать на мягком характере, а мошенники выбирают эмпатов в качестве лёгкой жертвы.

Высокая эмпатия не приемлет оскорбительного поведения по отношению к другому, индивидуум всегда тактичен и избегает болезненных тем, равно как и не проявляет излишнего любопытства. Высокая степень эмпатии присуща натурам творческим, обладающим богатым внутренним миром и воображением. Душевное равновесие таких людей очень шаткое, настроение переменчиво. Повышенная эмпатия ощутимо портит жизнь своего обладателя.

Средний уровень

Согласно классификации, средний уровень эмпатии — это свойство, которое есть у большинства людей. Невзирая на социальный статус и профессию, люди способны проявлять признаки эмпатии:

☑️ Умение «слышать» собеседника, стремление понимать;

☑️ Способность поставить себя на место другого человека, вообразить его эмоции как положительные, так и отрицательные. Особенно это касается таких ситуаций, как потеря близкого человека или радость от рождения ребёнка;

☑️ Понимание страданий других и способность им сопереживать.

Средний уровень эмпатии говорит о том, что человек психически здоров и может успешно жить в обществе себе подобных.

Большинство людей готовы оказать поддержку в трудной ситуации, проявить эмоциональный отклик. Впрочем, человек со средним уровнем обладает механизмом самозащиты, и он не станет слишком глубоко и надолго погружаться в чужие страдания. Инстинкт самосохранения не позволит заниматься саморазрушением из-за чужих проблем.

Низкий уровень

Равнодушные люди чаще всего имеют низкий уровень эмпатии. Если холодность не является результатом воспитания или маской, такой эмпат не страдает от чужих проблем. Человек с низким уровнем эмпатии живёт ради себя, его не трогают чужие страдания, эмоциональный фон низкий. Слёзы или яркие проявления радости у эмпатов случаются крайне редко.

Низкая эмпатия означает сосредоточение на себе, неумение понять другого. Заниженный уровень эмпатии говорит о неразвитых навыках общения. Такие люди выбирают деятельность, не связанную с работой в коллективе. Старики и дети с их капризами, пугают эмпата с низким уровнем, как и животные. Он сторонится их всех. Критика вызывает негативные эмоции, но реакция на неё кратковременна. Такие личности получили прозвище толстокожих. Их ещё иногда называют интровертами.

Каковы признаки наличия эмпатии у человека?

Кроме нескольких видов, специалисты выделяют ещё признаки проявления эмпатии.

✔️ Проявление эмпатии в желании оказать помощь. Любой человек время от времени оказывается в ситуации, когда ему необходима поддержка.

В случае эмоциональных потрясений мы склонны утрачивать самообладание и адекватно оценивать происходящее. Присутствие того, кто послужит опорой в такой период – жизненная необходимость.

✔️ Если у кого-то есть способность к эмпатии, он стремится помогать. При этом делает это охотно, не ожидая благодарности. Бескорыстная дружба – один из примеров, демонстрирующий проявление людьми чувства эмпатии по отношению друг к другу.

Способность к сопереживанию и сочувствию другим, проявляется вне зависимости от того, получал ли человек благодарность и признательность в ответ. Эмпатийный человек использует свойство своего характера для повышения самооценки. Это приносит ему моральное удовлетворение.

✔️ Чувство эмпатии соседствует со способностью прислушиваться к другим людям. Большинство из нас могут часами рассуждать о своих проблемах и рассказывать о личных переживаниях. При этом собеседник остаётся в тени, а любая попытка сделать то же самое, пресекается в ходе «беседы», а точнее, монолога.

✔️ Эмпатирующий человек обладает наблюдательностью, он замечает эмоции и прислушивается к словам. Причём делает это без осуждения и желания прочесть нотацию в ответ. Даже для плохого поступка постарается найти если не оправдание, то хотя бы объяснение. Рядом с таким человеком собеседник ощущает свою значимость и это благоприятно влияет на настроение, повышает самооценку. Он чувствует, что получит не только поддержку, но и практический совет.

✔️ Искренность и сопереживание. Глубина этих переживаний зависит от степени эмпатии. Ощущение чужой боли как своей, приносит настоящее страдание, лишая эмпата аппетита и сна. Порой от слишком глубоких переживаний он впадает в состояние, подобное депрессии. Умение контролировать эмоции так же важно, как и обладание эмпатией. Природное качество, данное людям, может приносить пользу или вред, в зависимости от того, как им пользуются.

Примеры эмпатии в психологии

Кроме развития самого навыка, нужно уделить внимание контролю над ним. Чрезмерное погружение в чужие эмоции может привести к эмпатической усталости.

Яркий пример эмпатии в психологии из жизни – люди, работающие в сферах, связанных со спасением других. Медики и спасатели ежедневно сталкиваются с физическим и моральным страданием. Видя смерть и боль, они находятся на грани эмоционального (эмпатического выгорания). Иногда происходит так называемая профдеформация – из отзывчивого спасителя человек превращается в циничного и холодного специалиста. Так срабатывает инстинкт самосохранения.

Пример из жизни, когда эмпатия необходима – это педагогическая сфера. Учителя и воспитатели просто обязаны обладать этим качеством. Не все взрослые умеют общаться с детьми, а некоторые их даже боятся. Всё дело в ярких эмоциях и неразвитом контроле над чувствами. Педагоги ощущают психологический настрой каждого ребёнка и помогают ему справиться с эмоциями. Те, кому свойственна повышенная эмпатия, часто выбирают профессии, связанные с общением и оказанием помощи.

Эмпатичная личность, при наличии необходимых знаний, может сделать карьеру в любой области. Умение контролировать свои чувства – важная составляющая. Нужно научиться сдерживать эмоции, которые рвутся наружу при виде чужих страданий и восторгов. Помощь нужно оказывать, слегка дистанцируясь. Пропуская глубокое горе сквозь свою психику, можно истощить все ресурсы, необходимые для жизни.

Эмпатия в психологии – узкое научное понятие, которое является частью более обширного явления под названием «сочувствие». Термин имеет греческое происхождение и переводится как «страдание». Не всегда эмпатию связывают именно с эмоциональной сферой. Иногда термин применяют к интеллектуальным действиям.

Врач, диагностирующий пациента, проявляет эмпатию, прислушиваясь к его словам и описанию симптомов.

Способность к эмпатии является нормальным человеческим качеством. Оно имеет градации от лёгкого эмоционального ответа до глубокого погружения в мир другого человека. Считается, что взаимодействие происходит через считывание информации с жестов, мимики, интонации. Важное условие – эмпат должен понимать и осознавать, что он реагирует на чужие эмоции и не идентифицировать себя с объектом сочувствия.

Эмпатия – это хорошо или плохо?

Польза от понимания чужих эмоций очевидна. Если не брать во внимание крайности, то данный навык оказывает помощь в карьере, облегчает общение, улучшает психологический настрой в коллективе и способствует повышению самооценки. Имеет ли развитая эмпатия плюсы и минусы? Очевидно, да. Польза эмпатии уже обозначена в статье, а вот с тем, как эмпатия влияет на человека с отрицательной стороны, нужно разобраться. Эмпатия в общении может не только улучшать психическое состояние, но и ухудшать его, действуя подавляюще.

► Гиперэмпатия чревата эмоциональными перегрузками и срывами. Человек вынужден всё происходящее вокруг пропускать сквозь своё сознание. При этом в душе остаётся след от чужой боли и страданий. На восстановление уходит длительное время.

► Гиперответственность – качество, которым обладают сильные эмпаты. Они часто ощущают излишнее чувство вины за события, к которым не имеют никакого отношения. Полагая, что обязаны помогать всем и каждому, не способны рассчитать собственные силы и возможности.

► Эмпатические способности могут перерасти в крайнюю степень альтруизма и самопожертвования. Помогая кому-то в ущерб собственным интересам, человек постепенно погружается в болото своих нерешённых проблем.

► Высокие эмпаты обладают природной деликатностью и не способны вести себя грубо или категорично по отношению к другим. Они страдают от хамства и производят впечатление безвольных людей, слабостью которых можно воспользоваться.

Эмпатия – как развить и усилить?

Люди, стремящиеся к саморазвитию, интересуются, можно ли развить эмпатию и зачем она нужна. Очевидно, что плюсов больше, поэтому работа над собой в этом направлении не будет лишней. Психологи разработали несколько приёмов, которые могут помочь в этом деле.

Как развить эмпатию:

1. Использовать углубление в себя, самопознание. Один из приёмов – ежедневный отчёт перед сном о своих действиях за день. Осмысление поступков, действий, мотивов, испытанных эмоций.

2. Развивать внимательность к словам других людей. Это означает, что нужно больше уделять внимание собеседнику, чем себе. Например, дать ему высказаться, потратив минимум слов со своей стороны. При этом важны не только слова, но и их смысл, эмоциональная окраска.

3. Превращение в актёра. Не в буквальном смысле, а в переносном. Важно представить себя на месте другого человека, пережить его эмоции, или хотя бы понять их. Вспомнить свои переживания, хорошие и плохие, и сравнить их с эмоциями оппонента. Это может быть реальный человек или герой книги, художественного фильма, телепрограммы.

4. Развитие отзывчивости. Если коллеги или близкие просят помощи, совета, нужно постараться сделать всё возможное. Выслушать, уделить внимание, помочь по мере сил.

5. Общение с животными. Недостаточно развитую эмпатию могут пробудить питомцы. Умиление и радость от общения с котятами, щенками – хороший способ развить сострадательность.

Ни один совет о том, как развить в себе эмпатию не поможет, если человек обозлился и очерствел душой. Сострадание – это доброта, умение проявлять любовь. Злость, страх, эгоизм, гнев, исключают сочувствие, позитивный настрой и самообладание, которые необходимы эмпату. Для успешного саморазвития нужно научиться ими управлять так, чтобы они не мешали становиться лучше.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Эмпатия как метод: философский взгляд // Консультативная психология и психотерапия — 2015. Том 23. № 5

Консультативная психология и психотерапия
2015. Том 23. № 5. С. 205–234
doi:10.17759/cpp.2015230510
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)

‘; for (var i = 0; i

2643

Аннотация

В статье рассматривается зарождение и становление понятия «эмпатия» в философских подходах конца XIX — начала ХХ вв. В качестве непосред- ственных предшественников понятия «эмпатия» рассматриваются понятия «сопереживание» В. Дильтея и «вчувствование» Т. Липпса. Анализируется, каким образом происходит оформление, синтез смыслов, характерных для современного понимания эмпатии. В качестве основного контекста, задающего направление такого синтеза, рассматривается проблема предмета и метода гуманитарных наук, и психологии в частности. «Переживание» и «эмпатия» с момента их обоснования в философских системах предстают в рамках связи предмета и метода понимающей психологии. Представлен подробный анализ видения этой тематики В. Дильтеем, Э. Гуссерлем, Э. Штайн, Т. Липпсом, М. Шелером, К. Ясперсом.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15- 06-10889 «Синергийно-феноменологический подход в консультативной психологии».

Ключевые слова: эмпатия, переживание, вчувствование, сопереживание, симпатия, понимающая психология, феноменология, философия жизни, метод психологии

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/cpp.2015230510

Для цитаты: Карягина Т.Д. Эмпатия как метод: философский взгляд // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 205–234. DOI: 10.17759/cpp.2015230510

Фрагмент статьи

Для понимания роли и значения эмпатии как метода в психотерапии продуктивно в качестве исходной точки анализа рассматривать контексты возникновения и обоснования самого понятия «эмпатия» в философской и психологической мысли на рубеже XIX—XX вв. В качестве одного из основных контекстов выступает проблема

предмета и метода психологии. Именно в это время формируется нерасторжимая связка предмет—метод: «психотехническая единица» (Ф.Е. Василюк) — «переживание-эмпатия».

Литература

  1. Архангельская В. В. Значение идей Дильтея для современной практической пси- хологии: «жизненные понятия» и «категории жизни» // Московский психо- терапевтический журнал. 2005. № 1. С. 30—42.
  2. Бусыгина Н.П. Философские основания гуманитарной психологии // Москов- ский психотерапевтический журнал. 2007. № 4. С. 26—46.
  3. Васильева С.В. Антропология, теория познания и этика в философии Макса Ше- лера: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008. 20 с.
  4. Васильева С.В. Ценностный мир личности: к истокам антропологии Макса Ше- лера. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. 145 с.
  5. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2.С. 3—14.
  6. Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: дисс … докт. философ. наук. Курск, 2010. 368 с.
  7. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии. Владивосток: ДВГМА, 2000. 84 с.
  8. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К. Ясперса // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 5—26.
  9. Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: На- ука; Ювента, 1998. 315 с
  10. Гуссерль
    Э. Логические исследования / пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Академи- ческий проект, 2011. 352 с.
  11. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем. Е.Д. Зайцевой, под ред.Г.Г. Шпета. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
  12. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3 / под ред. А.В. Михайлова, Н.С. Плотникова; пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. С. 10—413.
  13. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. М.: Высшая школа, 2005. 781 с.
  14. Карягина Т.Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс и его психоаналити- ческие предшественники и последователи // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 1. С. 8—31.
  15. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.
  16. Карягина Т.Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Кон- сультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 126—152.
  17. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанали- за: в 2 т. Т. 1 / под ред. А.В. Рассохина. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. С. 282—299.
  18. Куренной В.А. К вопросу о возникновении феноменологического движения // Логос. 1999 (21). № 11/12. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_ 11_12/11.htm (дата обращения: 01.12.12).
  19. Куренной В.А. Предисловие редактора // Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3 / под ред. А.В. Михайлова, Н.С. Плотникова; пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. С. 11—34.
  20. Липпс Т. Основные вопросы логики / пер. с нем. Н.О. Лосского. СПб.: Изд-во О.
    Н. Попова, 1902. 301 с.
  21. Липпс Т. Руководство к психологии / пер. с нем. М.А. Лихарева. СПб.: Изд-во О.Н. Попова, 1907. 394 с.
  22. Липпс Т. Самосознание, ощущение и чувство / пер. с нем. с предисл. и примеч.М.А. Лихарева. СПб.: Слово, 1910. 84 с.
  23. Липпс Т. Пути психологии // Фундаментальная психология у истоков некласси- ческой парадигмы / сост., предисл. и заключ. ст. И.В. Журавлева. М.: Ком- Книга, 2007. С. 116—145.
  24. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной фило- софии: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2001. 214 с.
  25. Руткевич А.М. Понимающая психология К. Ясперса // История философии. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 1997. URL: http://philosophy.ru/iphras/library/i_ph_1. html#2 (дата обращения: 01.11.2015).
  26. Улановский А.М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2. С. 27—51.
  27. Шпет Г.Г. Язык и смысл // Логос. 1996. № 7. С. 81—122.
  28. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной; вступ. ст.П.П. Гайденко: 2-е изд. М.: Республика, 1994. 527 с.
  29. Ясперс К. Общая патопсихология / пер. с нем. Л.О. Акопяна. М.: Практика, 1997.1056 с.
  30. Agosta L. A Rumor of Empathy: Rewriting Empathy in the Context of Philosophy. NY: Palgrave Macmillan, 2014. 116 p.
  31. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. London: Constable, Company Ltd, 1949 (reprint). 588 p.
  32. Elliott R., Watson J.C., Goldman R.N., Greenberg L.S. Learning emotion-focused thera- py: the process-experiential approach to change. American Psychological Associa- tion, 2004. 366 p.
  33. Empathy reconsidered. New directions in psychotherapy
    / ed. by A.C. Bozarth, L.S. Green- berg. Washington, DC: АPA, 1997. 477 p.
  34. Meffert H., Gazzola V., Den Boer J.A., Bartels A. A., Keysers C. Reduced spontaneous but relatively normal deliberate vicarious representations in psychopathy // Brain. 2013(Aug). Vol. 136(8). P. 2550—2562. URL: http://brain.oxfordjournals.org/content/ brain/136/8/2550.full.pdf (дата обращения 25.11.2015). doi:10.1093/brain/awt190
  35. Moran D. The problem of empathy: Lipps, Scheler, Husserl and Stein // Amor amici- tiae: on the love that is friendship. Essays in medieval thought and beyond in honor of the Rev. Professor James McEvoy / ed. by T.A. Kelly, P.W. Rosemann. Leuven: Peeters. 2004. P. 269—312.
  36. Scheler M. The nature of sympathy. New Brunswick; NJ: Transaction publishers, 2011.274 p.
  37. Schmid P.F. The characteristics of a person-centered approach to therapy and counsel- ing: criteria for identity and coherence // Person-Centered, Experiential Psycho- therapies. Vol. 2(2), 2003. P. 104—120.
  38. Stein E. On the problem of empathy. Washington; DC: ICS Publications, 1989. 135 p.
  39. Stueber K. Rediscovering empathy. Cambridge: Massachussets Institute of Technology, 2006. 276 p.
  40. The power of person-centered approach / ed. by U. Esser, H. Pabst, G.-W. Speierer. Koln: GwG, 1996. 312 p.
  41. Wispe L. History of the concept of empathy // Empathy and its development / ed. byN. Eisenberg, J. Strayer. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1987. P. 20—35.

Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, руководитель магистерской программы «Консультативная психология», ФГБОУ ВО МГППУ, старший научный сотрудник, Лаборатория консультативной психологии и психотерапии, ФГБНУ Психологический институт РАО, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 3059
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2643
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 13

PlumX

Метрики публикации

Вариант эмпатии: наука о том, как и почему мы выбираем быть чуткими

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПАРК, Пенсильвания — Вы листаете телевизионные каналы, когда слышите знакомое начало песни Сары Маклахлан. Вы поспешно переключаетесь на следующий канал, прежде чем появляются навязчивые изображения бездомных животных.

Или вы просматриваете новости однажды утром, когда заголовок заставляет вас задуматься — массовая стрельба, например, или цунами на другом конце земного шара, которое оставило тысячи людей без крова, раненых или погибших. Вы продолжаете листать, не в силах переварить такие ужасные новости утром.

Дэрил Камерон, доцент кафедры психологии и научный сотрудник Института этики рока в Пенсильвании, хочет понять, когда, как и почему люди предпочитают избегать эмпатии в своей повседневной жизни.

Часто смешивается с состраданием — сочувствием или заботой о страданиях или несчастьях других — сочувствие — это опыт понимания и фактического разделения чувств другого человека. Эмпатию, по словам Кэмерон, можно рассматривать как чувство с человеком, а не чувство за им.

Но разве чувства не происходят автоматически, без сознательного усилия? Иногда, но Кэмерон также сказала, что мы часто делаем выбор в отношении того, чуткими ли мы и к кому. В нескольких исследованиях он и его коллеги продемонстрировали, что мы действительно отказываемся от эмпатии, и они ближе к пониманию одной причины, почему. И хотя это может показаться негативным моментом, Кэмерон сказала, что тот факт, что у нас есть возможность выбирать, имеет и положительную сторону.

«Если наша цель состоит в том, чтобы вдохновить больше сочувствия для преодоления социальных различий, то, возможно, знание того, как и почему люди иногда выбирают , а не , может подсказать рычаг, подталкивающий людей в противоположном направлении — выбрать сочувствие».

Вопрос выбора

Интерес Кэмерон к науке об эмпатии пробудился в колледже, когда он получил двойную степень по философии и психологии.

В аспирантуре он наткнулся на статью, в которой говорилось, что, хотя люди могут испытывать огромное сочувствие к человеку, переживающему трудности или трагедию, сочувствие уменьшается по мере увеличения числа жертв.

В то время, по словам Кэмерон, некоторые эксперты предположили, что наши системы эмпатии не могут обрабатывать массовые страдания, поэтому они отключились. Другие утверждали, что эмпатию даже не стоит развивать — что она предвзята, неустойчива и не приводит к положительным изменениям.

Кэмерон не согласен с обеими точками зрения.

«Говорить, что сочувствие к большому количеству [людей] — это не то, что мы устроены, — это немного фаталистично и пораженчески», — сказал он. «Исследования регуляции эмоций и медитации осознанности показывают, что у людей есть способы изменить то, как они относятся к своим собственным эмоциям. Возможно, если бы мы продолжили изучение таких возможностей, открылись бы новые возможности для поощрения эмпатии».

Вместе со своими тогдашними коллегами Кэмерон провел несколько экспериментов и обнаружил, что эмпатию можно усилить, изменив то, как люди о ней думают. В одном исследовании корректировка ожиданий участников — убеждение их в том, что эмпатия будет эмоционально полезной, а не просто утомительной — повысила вероятность того, что участники очеловечят кого-то, кто страдает от наркозависимости. В другом, более раннем исследовании участники проявляли большее сочувствие к массовым страданиям, когда были убеждены, что это не будет стоить им финансовых затрат.

Вдохновленный результатами, Кэмерон основал Лабораторию эмпатии и моральной психологии в Пенсильванском университете. Лаборатория исследует механизмы, связанные с эмпатией, принятием моральных решений и другими этическими вопросами. Совсем недавно лаборатория сосредоточилась не только на том, хотят ли и когда люди проявлять сочувствие, но и на том, почему.

«Легко думать, что люди могут избегать эмпатии, потому что они просто не хотят чувствовать себя плохо», — сказала Кэмерон. «Но что, если это связано с тем, что эмпатия требует усилий, требует усилий и утомляет? Тяжело пытаться проникнуть в чужую голову и почувствовать то, что он чувствует. Можно бояться ошибиться или не знать кого-то достаточно хорошо, чтобы понять, что он чувствует».

Что в этом для меня?

В течение дня мы постоянно взвешиваем наши возможности. Вы можете изменить маршрут, которым вы идете на работу, чтобы избежать задержки строительства, или выбрать место для обеда в зависимости от того, с кем вы там можете столкнуться. Кэмерон сказал, что это взвешивание затрат и выгод также применимо к ситуациям, которые могут вызвать сочувствие.

«Если я смотрю телевизор и вижу грустную рекламу благотворительной организации, такой как SPCA, я могу продолжать смотреть и чувствовать это сочувствие, или я могу изменить канал», — сказал Кэмерон. «Это решение основано на затратах и ​​выгодах. Я мог бы подумать, что это может быть слишком эмоционально утомительно, чтобы продолжать смотреть, или что я буду вынужден тратить деньги и помогать. Есть все эти интересные соображения о том, почему у нас есть эти пробелы в эмпатии».

Чтобы понять, почему люди могут избегать ситуаций, которые, по их мнению, вызовут чувство сопереживания, Кэмерон и его коллеги-исследователи провели несколько исследований, используя задачу, которую они разработали, чтобы зафиксировать этот выбор в действии.

Участникам было предложено выбрать карту из одной из двух колод: одна с надписью «почувствовать», другая «описать». Затем им показывали фотографию человека. Участников, которые рисовали из колоды описания, просили просто описать внешность человека. Тех, кто рисовал из колоды эмпатии, просили попытаться испытать и кратко описать чувства человека9.0003

«Некоторым людям может показаться, что задача кажется неестественной или отличается от того, что мы обычно думаем о эмпатии», — сказала Элиана Хаджиандреу, аспирант и соавтор статьи об этой работе. «Но это похоже на повседневную ситуацию, когда вы решаете изменить канал, чтобы не чувствовать кого-то, или вы переходите улицу, чтобы избежать встречи с бездомным».

Исследователи обнаружили, что в течение нескольких испытаний участники исследования предпочитали колоду описания, выбирая ее чаще, чем колоду эмпатии.

Аспирант Джулиан Шеффер, также соавтор статьи об этой работе, отметил, что людям в этих исследованиях было трудно не просто сопереживать страданиям.

«Мы также попросили участников сопереживать положительным целям, возможно, кому-то, кто улыбается и более радостен», — сказал Схеффер. «Мы думали, что сочувствовать более позитивным эмоциям может быть проще, но мы обнаружили, что это так же сложно и сложно. Участники избегали сочувствия как к положительным эмоциям, так и к отрицательным».

Кэмерон сказал, что их работа предполагает, что люди, которые предпочитают избегать чувства сочувствия, могут делать это, потому что это просто тяжелая работа.

Текущее состояние эмпатии

С появлением социальных сетей стало проще, чем когда-либо, видеть, к чему люди проявляют эмпатию. Люди могут выразить соболезнования жертвам стрельбы в Париже и Крайстчерче, но при этом промолчать о взрывах на Шри-Ланке. Пропасть между политическими партиями кажется шире, чем когда-либо. И бушуют дебаты о том, заслуживают ли нуждающиеся люди помощи от правительства.

Кроме того, некоторые исследования показывают, что эмпатия снижается. Метаанализ данных опроса 2010 года показал, что в период с 1970-х по начало 2000-х годов уровень эмпатии, о котором сообщают сами студенты, упал на 40%.

Но Кэмерон сказала, что прогноз эмпатии не так безрадостен, как может показаться. Он сообщает, что в работе с колодой эмпатии, когда участников случайным образом распределяли в условия, в которых им говорили, что они обладают навыками эмпатии, эти люди с большей вероятностью выбирали вариант эмпатии.

Во-вторых, то, что эмпатия — это тяжелая работа, не означает, что все будут ее избегать. Кэмерон сказал, что требуемые предполагаемые усилия могут сделать участие в сопереживании более полезным для некоторых людей.

«Существует множество случаев, когда людям нравится делать что-то, требующее усилий, например, благотворительным марафонцам или людям, которые любят читать тысячестраничные викторианские романы», — сказал Кэмерон. «Для некоторых само усилие делает что-то стоящее».

Кроме того, Кэмерон сказала, что, поскольку эмпатия кажется податливой, всегда есть надежда, что она может усилиться. И изменение того, как мы думаем об эмпатии, также может помочь разрушить барьеры.

«Часть этого может заключаться в том, чтобы немного избавиться от запретов», — сказала Кэмерон. «Люди могут видеть препятствия на пути к эмпатии, будь то они сами думают, что это слишком сложно, или другие люди говорят им, что это того не стоит, или думают, что это заставит их казаться слабыми. Преодоление этих личных и социальных запретов может быть ключевым. Когда мы это сделаем, может быть, мы увидим больше возможностей для развития эмпатии».

И на это можно надеяться.

Эта история впервые появилась осенью 2019 годавыпуск журнала Research/Penn State .

Эмпатия | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эмпатия (от греческого εμπάθεια, «заставлять страдать») обычно определяется как способность распознавать, воспринимать и непосредственно испытывать эмоции другого человека. Поскольку состояния ума, убеждения и желания других переплетаются с их эмоциями, человек, проявляющий эмпатию к другому, часто может более эффективно определять образ мыслей и настроение другого. Эмпатию часто характеризуют как способность «поставить себя на место другого» или переживать мировоззрение или эмоции другого существа внутри себя, своего рода эмоциональный резонанс.

Содержание

  • 1 Определения эмпатии
  • 2 Обсуждение
  • 3 Методы сопереживания
  • 4 Противопоставление эмпатии другим явлениям
  • 5 Психологические аспекты
  • 6 Эмпатия и расстройства аутистического спектра
  • 7 Эмпатия у животных
  • 8 Неврологическая основа
  • 9 Развитие эмпатии
  • 10 Другие аспекты
  • 11 Эмпатическая точность
  • 12 Исследователи в районе
  • 13 См. также
  • 14 Каталожные номера
  • 15 Дополнительная литература
  • 16 книг
  • 17 бумаг
  • 18 Внешние ссылки

Определения эмпатии[]

  • Теодор Липпс: Einfühlung («вчувствование»). [1]
  • Эдит Штайн: Эмпатия… это опыт чужого сознания вообще [2]
  • Хайнц Кохут: Эмпатия — это способность мыслить и чувствовать себя во внутреннем жизнь другого человека. [3]
  • Нэнси Айзенберг: Аффективная реакция, возникающая в результате опасения или понимания эмоционального состояния или состояния другого человека и аналогичная тому, что другой человек чувствует или ожидается, что он будет чувствовать [4]
  • Рой Шафер: Эмпатия включает в себя внутренний опыт разделения и понимания мгновенного психологического состояния другого человека. [5]
  • Д. М. Бергер: Способность эмоционально знать, что переживает другой человек, исходя из системы отсчета этого другого человека, способность пробовать чувства другого или ставить себя на место другого. [6]
  • Р. Р. Гринсон: Сочувствовать означает разделять, переживать чувства другого человека. [7]
  • Wynn Schwartz «Мы признаем других эмпатами, когда мы чувствуем, что они точно действовали или каким-то образом признавали в установленной или неустановленной форме наши ценности или мотивации, наши знания и наши навыки или компетентность, но особенно потому, что они, кажется, признают значение наших действий таким образом, что мы можем терпеть их признание». [8]
  • Карл Роджерс: Воспринимать внутреннюю систему отсчета другого с точностью и с эмоциональными компонентами и значениями, которые относятся к ней, как если бы он был личностью, но никогда не теряя «как если бы» состояние. Таким образом, это означает ощущать обиду или удовольствие другого так, как он их ощущает, и воспринимать их причины так, как он их воспринимает, но никогда не теряя осознания того, что это как если бы я был обижен или доволен и так далее. [9]
  • Жан Десити: чувство сходства в чувствах, испытываемых собой и другим, без смешения между двумя людьми. [10]

Обсуждение[]

  1. redirect Template:SectOR

Поскольку эмпатия включает в себя понимание эмоций других людей, то, как она характеризуется, является производной от того, как характеризуют сами эмоции. Если, например, считается, что эмоции в основном характеризуются телесными ощущениями, то понимание телесных чувств другого будет центральным элементом эмпатии. С другой стороны, если эмоции в большей степени характеризуются комбинациями убеждений и желаний, то понимание этих убеждений и желаний будет более важным для эмпатии.

Кроме того, следует проводить различие между преднамеренным представлением себя другим человеком или нахождением в их ситуации и простым распознаванием их эмоций. Способность представить себя другим человеком — это сложный процесс воображения, который полностью развивается только со временем или при значительной тренировке, исследовании или воображении. Однако базовая способность распознавать эмоции, вероятно, является врожденной и может быть достигнута бессознательно. Тем не менее, его можно тренировать и достигать с различной степенью интенсивности и точности.

Способность человека распознавать телесные ощущения другого человека связана с его способностями к подражанию и, по-видимому, основывается на врожденной способности ассоциировать телесные движения и выражения лица, которые человек видит в другом, с проприоцептивными чувствами, вызывающими соответствующие движения или выражает себя. Похоже, что люди также проводят такую ​​же непосредственную связь между тоном голоса и другими вокальными выражениями и внутренними ощущениями. См. неврологическую основу ниже.

Ведутся споры о том, как именно следует характеризовать сознательный опыт (или феноменологию) эмпатии. Основная идея заключается в том, что, глядя на выражение лица или движения тела другого человека или слыша тон его голоса, можно сразу понять, что он чувствует (в отличие от более интеллектуального наблюдения за поведенческими симптомами его эмоций). Хотя эмпатическое узнавание, вероятно, включает в себя некоторую форму возбуждения сопереживающего, они могут не ощущать это чувство как принадлежащее своему собственному телу, а вместо этого, вероятно, перцептивно локализуют чувство «в» теле другого человека. В качестве альтернативы сочувствующий может вместо этого почувствовать эмоциональную «атмосферу» или то, что эмоция в равной степени принадлежит всем вовлеченным сторонам.

Более развитая эмпатия требует большего, чем просто распознавание эмоционального состояния другого человека. Поскольку эмоции обычно направлены на объекты или положения дел, эмпатизатору может сначала потребоваться некоторое представление о том, что это может быть за объект (где объект может включать воображаемые объекты, концепции, других людей или даже эмпатизирующего). В качестве альтернативы распознавание чувства может предшествовать распознаванию объекта этой эмоции или даже помочь эмпатизатору обнаружить объект чужой эмоции. Эмпатизатору также может понадобиться определить, как эмоциональное состояние влияет на то, как другой воспринимает объект. Например, эмпатизатор должен определить, на каких аспектах объекта следует сосредоточиться. Поэтому часто недостаточно, чтобы эмпатизирующий осознал объект, на который направлен другой, плюс телесное ощущение, а затем просто сложил эти компоненты вместе. Скорее эмпатизатор должен найти путь в петлю, где восприятие объекта влияет на чувство, а чувство влияет на восприятие объекта. Следующая последовательность примеров определяет некоторые из основных факторов сопереживания другому:

Я чувствую, что:

  • Фрэнк чувствует себя раздраженным (по выражению лица, голоса или позы).
  • Фрэнк чувствует раздражение из-за того, что не получает того, что хочет (общий объект эмоций).
  • Фрэнк раздражен из-за того, что опоздал на поезд (особый объект эмоций)
  • Фрэнк раздражен тем, что опоздал на поезд, но всего на несколько секунд (фокус на конкретном объекте).
  • Фрэнк чувствует раздражение, потому что он только что опоздал на поезд, и ему нужно было попасть на важную встречу (фоновый непсихологический контекст).
  • Фрэнк чувствует себя раздраженным, потому что он только что опоздал на поезд, и у него была важная встреча, и потому, что он вообще раздражительный человек (черты характера).

Следует также отметить, что степень, в которой эмоции человека публично наблюдаемы или взаимно признаются таковыми, имеет значительные социальные последствия. Эмпатическое признание может приветствоваться или не приветствоваться или быть социально желательным. Это особенно актуально, когда мы распознаем эмоции, которые кто-то испытывает по отношению к нам во время взаимодействия в реальном времени. Соответствующая роль эмпатии в наших отношениях с другими сильно зависит от обстоятельств. Например, утверждается, что клиницисты или лица, осуществляющие уход, должны следить за тем, чтобы не быть слишком чувствительными к эмоциям других, не переусердствовать с собственными эмоциями, рискуя лишить себя находчивости.

Есть также опасения, что собственный эмоциональный фон эмпата может повлиять или исказить эмоции, которые они воспринимают в других. Эмпатия — это не процесс, который, скорее всего, вынесет определенные суждения об эмоциональных состояниях других. Это навык, который постепенно развивается на протяжении всей жизни и улучшается по мере того, как мы больше контактируем с человеком, которому сопереживаем. Соответственно, любое знание, которое мы получаем об эмоциях другого, должно быть пересмотрено в свете дополнительной информации. Таким образом, осознание этих ограничений является разумным в клинической ситуации или ситуации ухода.

Методы эмпатии[]

При попытке общения с другим может быть полезно продемонстрировать эмпатию по отношению к другому, чтобы открыть канал общения с другим. В этом случае возможны два метода эмпатии:

а) либо имитировать «воображаемые» версии убеждений, желаний, черт характера и контекста другого и смотреть, к каким эмоциональным переживаниям это приводит;

b) или смоделируйте эмоциональное чувство, а затем осмотритесь в поисках подходящей причины для этого.

В любом случае полное сопереживание должно помочь понять и предвидеть поведение другого.

Сопереживание может быть болезненным для самого себя: видение боли других, особенно в том виде, в котором оно транслируется средствами массовой информации, может вызвать временную или постоянную клиническую депрессию; явление, которое иногда называют weltschmerz .

Без базового эмоционального понимания других нет основы для отношений, поэтому борьба с напряжением заключается в дилемме: защитить себя от боли эмпатии или попытаться установить отношения с другими людьми, несмотря на потенциальный риск травмы.

Противопоставление эмпатии другим явлениям[]

Нужно быть осторожным, чтобы не спутать эмпатию ни с симпатией, ни с эмоциональным заражением, ни с телепатией. Симпатия — это чувство сострадания к другому, желание видеть его лучше или счастливее, часто описываемое как «сочувствие» кому-либо. Эмоциональное заражение — это когда человек (особенно младенец или член толпы) подражательно «улавливает» эмоции, которые проявляют другие, не обязательно осознавая, что это происходит. Телепатия — противоречивое паранормальное явление, при котором эмоции или другие психические состояния могут быть прочитаны напрямую, без необходимости делать выводы или воспринимать экспрессивные подсказки о другом человеке.

Сочувствие означает: «Я сожалею о вашей печали, я хочу помочь».
Эмоциональное заражение: «Мне грустно».
Эмпатия — это «Я чувствую твою печаль».
Апатия — это «Мне все равно, что вы чувствуете».
Телепатия — это «Я читаю вашу печаль без того, чтобы вы выражали ее мне обычным способом».

Психологические перспективы[]

Некоторые специалисты (психологи, психиатры и другие ученые) считают, что не все люди обладают способностью сопереживать или воспринимать эмоции других. Например, аутизм и связанные с ним состояния, такие как синдром Аспергера, часто (но не всегда) характеризуются явно сниженной способностью сопереживать другим. Взаимодействие между эмпатией и расстройствами аутистического спектра представляет собой сложную и постоянную область исследований, которая подробно обсуждается ниже.

Согласно идеям Саймона Барона-Коэна, это отсутствие может быть связано с отсутствием теории разума (т. психические состояния, а затем применять последствия этих симуляций к другим). Опять же, не все аутисты соответствуют этому шаблону, и теория остается спорной.

Напротив, психопаты кажутся способными демонстрировать видимость восприятия эмоций других с такой теорией разума, часто убедительно демонстрируя заботу и дружбу, и могут использовать эту способность, чтобы очаровывать или манипулировать, но они крайне не хватает сочувствия или сострадания, к которым часто приводит эмпатия. Эмпатия, конечно, не гарантирует доброжелательности. Одна и та же способность может лежать в основе злорадства (получения удовольствия от боли другого существа) и садизма (получения сексуального удовлетворения за счет причинения боли или унижения другого человека).

Кроме того, некоторые исследования показывают, что люди более способны и готовы сопереживать тем, кто больше всего похож на них самих. В частности, эмпатия возрастает при сходстве культур и условий жизни. Мы также с большей вероятностью сопереживаем тем, с кем общаемся чаще (см. Levenson and Reuf 1997 и Hoffman 2000: 62).

Развитие навыков эмпатии часто является центральной темой в процессе выздоровления наркозависимых.

Более того, люди могут сопереживать животным. Таким образом, эмпатия считается движущей психологической силой, стоящей за движением за права животных (пример сочувствия), независимо от того, оправдано ли использование эмпатии каким-либо реальным сходством между эмоциональными переживаниями животных и людей.

Эмпатия и расстройства аутистического спектра[]

Обычный источник путаницы при анализе взаимодействия между эмпатией и РАС заключается в том, что явное отсутствие эмпатии может маскировать как минимум две другие основные причины:

  • Чрезмерная чувствительность или «перегруженность» могут быть причиной подавления, усвоенного в раннем возрасте.
  • Неспособность продемонстрировать сочувствие может быть вызвана неспособностью (или незнанием того, как) выражать сочувствие к другим, а не трудностью чувство это внутренне [1].

Первый из них цитируется Фиби Колдуэлл, автором РАС, которая пишет:

Ясно то, что, хотя люди в спектре аутизма могут не легко реагировать на внешние жесты/звуки, они реагируют наиболее быстро, если инициатива, которую они наблюдают, уже является частью их репертуара. Это указывает на избирательное использование поступающей информации, а не на отсутствие распознавания. Похоже, что люди с аутизмом на самом деле довольно хорошо распознают и имитируют, если воспринимаемое ими действие имеет смысл и значение для их мозга.
Что касается несостоятельности эмпатической реакции, то может показаться, что по крайней мере некоторые люди с аутизмом сверхчувствительны к чувствам других, а не невосприимчивы к ним, но не могут справиться с болезненной обратной связью, которую это инициирует в теле, и у них поэтому научился подавлять это средство. («Письма», London Times, 30 декабря 2005 г.)

В этом контексте люди с легким или высокофункциональным синдромом Аспергера иногда сообщают о более высоком уровне эмпатии, особенно к животным и другим глубоко укоренившимся эмоции у людей — как ни странно, это может чаще быть так с «высокофункциональными» людьми, или, возможно, сила негативных эмпатических чувств с людьми могла сама по себе быть причиной ухода в себя.

Эмпатия у животных[]

Некоторые исследователи поведения животных утверждают, что эмпатия не ограничивается людьми, как следует из определения. Примеры включают дельфинов, спасающих людей (сочувствие) от утопления или нападения акул, а также множество поведенческих моделей, наблюдаемых у приматов как в неволе, так и в дикой природе. См., например, популярную книгу «Обезьяна и мастер суши » Франса де Ваала. Было показано, что грызуны демонстрируют сочувствие к товарищам по клетке (но не к незнакомцам) при боли. [11]

Неврологическая основа[]

Исследования последних лет были сосредоточены на возможных мозговых процессах, сопутствующих эмпатии (Preston & de Waal, 2002). Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) недавно использовалась для исследования функциональной анатомии эмпатии (обзоры см. в Decety & Jackson, 2006; Decety & Lamm, 2006; deVignemont & Singer, 2006). Эти исследования показали, что наблюдение за эмоциональным состоянием другого человека активирует части нейронной сети, участвующие в обработке того же самого состояния в себе, будь то отвращение (Wicker et al. , 2003), прикосновение (Keysers et al., 2004) или боль. (Моррисон и др., 2004; Джексон и др., 2005, 2006; Ламм и др., 2007; Сингер и др., 2004, 2006).

На изучение схем эмпатических нейронов вдохновило открытие зеркальных нейронов у обезьян, которые возбуждаются как тогда, когда существо наблюдает за тем, как другое выполняет действие, так и когда они сами выполняют это действие, что представляет собой возможный нейронный механизм для отображения чужих чувств на свои собственные. нервная система.

В Bower (2005) функция этих зеркальных ячеек была дополнительно исследована. Они могут быть связаны с осознанием целенаправленности действий. Эти нейроны «могут нести ответственность за понимание намерения действия других людей», — заявили Киёси Накахара и Ясуси Мияшита, оба из Школы медицины Токийского университета, в заметке, сопровождающей действие Бауэра.

Дапретто и др. (2006) обнаружили, что, в отличие от нормально развивающихся детей, у высокофункциональных детей с аутизмом не наблюдается активности зеркальных нейронов в нижней лобной извилине головного мозга (pars opercularis) при имитации и наблюдении за выражением эмоций. Авторы предполагают, что это подтверждает гипотезу о том, что дисфункциональная система зеркальных нейронов может лежать в основе социального дефицита, наблюдаемого при аутизме.

Компоненты схемы, участвующие в эмпатии, также могут быть дисфункциональными при психопатии (Tunstall N., Fahy T. and McGuire P. in: Руководство по нейровизуализации в психиатрии , ред. Fu C и др., Мартин Дуниц: Лондон, 2003 г.).

Развитие эмпатии[]

К 2 годам дети обычно начинают проявлять основные черты эмпатии, давая эмоциональную реакцию, соответствующую другому человеку. Еще раньше, в годовалом возрасте, у младенцев появляются некоторые зачатки эмпатии в том смысле, что они улавливают намерения других людей. [12] . Иногда малыши утешают других или проявляют заботу о них уже в возрасте 24 месяцев. Также в течение второго года малыши будут играть в игры лжи или «притворяться», пытаясь одурачить других, и для этого необходимо, чтобы ребенок знал, во что верят другие, прежде чем он или она сможет манипулировать этими убеждениями (Фельдман, 19 лет). 97).

Другие аспекты[]

В дополнение к приведенному выше использованию термин «эмпатия» также используется некоторыми людьми для обозначения их повышенной или более высокой чувствительности к эмоциям и состоянию других. Как сообщается, это может привести как к положительным аспектам, таким как более искусное чутье на то, что происходит «за кулисами» с людьми, так и к таким трудностям, как быстрая чрезмерная стимуляция, подавленность или стресс, вызванные неспособностью защитить себя от этого. так называемая «подхватка». Такие люди, например, могут испытывать стресс в толпе просто из-за того, что улавливают то, что часто называют «белым шумом» или множественными эмоциями, когда они проходят через него, явление, которое не следует путать с агорафобией, а иногда неофициально известное как массовая болезнь.

Эмпатия в этом смысле приписывается такими людьми различным механизмам. К ним относятся просто более сложная подсознательная обработка сенсорных сигналов или более сильная эмоциональная обратная связь, чем обычно (то есть нормальный человеческий опыт, но в большей степени), и, следовательно, вписываются в существующие модели. Некоторые люди, возможно, из-за синестезии, считают, что это прямое эмоциональное ощущение или ощущение «энергии» других. Религия (религии) Нью Эйдж построила системы верований на основе анекдотических свидетельств людей, которые утверждают, что они «эмпаты» в этом смысле. Этот аспект эмпатии клинически не признается, и тот, кто называет себя «эмпатом», обычно не подразумевает, что он одарен какими-либо экстрасенсорными способностями.

Периодически обсуждаемая на таких веб-сайтах тема касается воздействия на людей и, следовательно, также методов (включая ментальные практики, эмоциональные процессы и ритуалы), которые, как ни странно, могут помочь снизить интенсивность эмпатических реакций на чувства других до более приемлемого уровня. (неофициально называемое «экранированием» или эмоциональной отстраненностью).

Эмпатическая точность[]

Мера того, насколько хорошо человек может сделать вывод о конкретном содержании последовательных мыслей и чувств другого человека (Ickes, 1997, 2003). Уильям Икес и его коллеги разработали основанный на видео метод измерения эмпатической точности и использовали этот метод, среди прочего, для изучения эмпатической неточности агрессивных и жестоких мужей в браке.

Исследователи в этом районе[]

  • Дэниел Гоулман
  • Джон Д. Майер
  • Маршалл Розенберг
  • Петр Саловей

См. также[]

  • Доброжелательность
  • Альтернативность
  • Антисоциальное расстройство личности
  • Контрперенос
  • Экпатия
  • Эмоциональная компетентность
  • Эмоциональный интеллект
  • Тесты эмоционального интеллекта
  • Эмпатическая точность
  • Эмпатическое беспокойство
  • Эмпатоген-энтактоген
  • Народная психология
  • Межкультурная компетенция
  • Интроекция
  • Макиавеллистский интеллект
  • Сочувствие к боли
  • Жалость
  • Симуляционная теория эмпатии
  • Пространственная эмпатия
  • Сочувствие
  • Теория разума
  • Перенос

Ссылки[]

  1. ↑ Престон, Стефани Д. и Франс Б. М. де Ваал. 2002. Эмпатия: ее конечная и непосредственная основы. Науки о поведении и мозге 25: 1-72.
  2. ↑ Штейн, Э. (1989). К проблеме эмпатии , с. 11. Вашингтон: Публикации ICS. (Оригинальная работа опубликована в 1917 г.)
  3. ↑ Кохут, Х. (1984). Как лечит анализ? . (стр. 82). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  4. ↑ Айзенберг, Н. (2002). Эмоциональные реакции, связанные с эмпатией, альтруизм и их социализация . В RJ Davidson & A. Harrington (Eds.). Видения сострадания: западные ученые и тибетские буддисты исследуют человеческую природу . (стр. 135; 131-164). Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  5. ↑ Шафер, Р. (1959). Генеративное сопереживание в ситуации лечения . The Psychoanalytic Quarterly, 28, стр. 345; 342-373.
  6. ↑ Бергер, Д. М. (1987). Клиническая эмпатия . Нортвейл: Джейсон Аронсон, Inc.
  7. ↑ Гринсон, Р. Р. (1960). «Эмпатия и ее превратности». Международный журнал психоанализа , 41, стр. 418; 418-424
  8. ↑ Шварц, В., (2002) «От пассивности к компетентности: концептуализация знаний, навыков, терпимости и сочувствия». Психиатрия 65 (4), стр. 338-345.
  9. ↑ Роджерс, Ч. Р. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции . В С. Кох (ред.), Психология: исследование науки , (Том 3, стр. 210-211; 184-256). Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
  10. ↑ (Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). Функциональная архитектура человеческого сочувствия. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
  11. Дейл Дж. Лэнгфорд, Сара Э. Крагер, Заррар Шехзад, Шад Б. Смит, Сусана Г. Соточинал, Джереми С. Левенштадт, Мона Лиза Чанда, Дэниел Дж. Левитин, Джеффри С. Могил (30 июня 2006 г.) . Социальная модуляция боли как доказательство эмпатии у мышей. Наука 312 : 1967 — 1970.
  12. ↑ Терье Фальк-Иттер, Густав Гредебек и Клас фон Хофстен, Младенцы предсказывают цели действий других людей , Nature Neuroscience 9 (2006)

Дополнительная литература[]

Книги[]

  • Барон-Коэн, С. (2005). Система сопереживания: пересмотр модели системы чтения мыслей 1994 года. В BJ Ellis & DF Bjorklund (Eds.), Origins of the Social Mind: Evolutionary Psychology and Child Development . Нью-Йорк: Guilford Publications. Полный текст
  • .
  • Корацца, Эрос (2004). «Эмпатия, воображение и отчеты». Глава 7 в Отражение разума — индексальность и квазииндексальность . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
  • Фельдман, Р.С. (1997). Развитие на протяжении всей жизни . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
  • Голди, Питер (2000). Эмоции. Философское исследование . Кларендон Пресс, Оксфорд.
  • Гольдштейн, А. П. и Майклс, Г. Я. (1985). Сочувствие. Обучение развитию и последствия. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Нью-Джерси.
  • Хоффман, М.Л. (1978), «Эмпатия, ее развитие и просоциальные последствия», в CB Keasey (ed.), Nebraska Symposium on Motivation , 25: 169-218.
  • Хоффман, М.Л. (2000), Эмпатия и нравственное развитие (Кембридж: Издательство Кембриджского университета).
  • Икес, В. (ред.) (1997). Эмпатическая точность . Гилфорд Пресс, Нью-Йорк.
  • Икес, В. (2003). Ежедневное чтение мыслей: понимание того, что думают и чувствуют другие люди . Книги Прометея.
  • Левенсон, Р. В. и Реуф, А. М. (1997), «Физиологические аспекты эмоционального знания и взаимопонимания», в книге В. Икеса (ред.), Empathic Accuracy (Нью-Йорк: Гилфорд), 44–72.
  • Марулис, А. (1989). Эмпатическое воображение. Нортон. Нью-Йорк.
  • Томпсон, Э. (редактор) (2001), «Между собой. Проблемы второго лица в изучении сознания», Выходные данные Academic, 2001 ISBN 0 907845 14 2; Журнал исследований сознания , 8, № 5-7, 2001 ISSN 1355 8250

Документы []

  • B. Bower «Целевые клетки мозга: нейроны могут отслеживать действие в качестве прелюду к эмпатии» в науке. Новости , 30 апреля 2005 г.
  • Дапретто, М. и др. (2006). Понимание эмоций других: дисфункция зеркальных нейронов у детей с расстройствами аутистического спектра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *