Энергетика речи — Психологос
Помните скучные, занудные лекции в институте или в школе, когда от монотонного голоса преподавателя клонит в сон, а мысли витают где-то в облаках?
Но бывает и по-другому! На выступлениях ярких, зажигающих шоуменов или сильных, харизматичных политиков в аудитории бурлит, кипит энергия, готовая взорваться в любой момент.
В чем разница?
А ключевое отличие в таком параметре, как энергетика речи! От энергетики зависит, спокойна или возбуждена аудитория, насколько силен эмоциональный накал, бурлит ли адреналин в крови у оратора и слушателей во время выступления.
Высокая энергетика оратора — это драйв, напор, азарт, кураж, эмоциональность…
Не обязательно, чтобы это проявлялось внешне. Если в душе оратора накал страстей, то даже очень тихо произнесенное слово заставит сердца слушателей учащенно биться. Энергетика — это один из самых важных параметров, определяющих успех выступления.
Можно иметь нечеткую дикцию, как это было у Ленина, или плохо продуманное содержание, как иной раз бывает у некоторых политиков, но при этом за счет сильной энергетики блистать на ораторском поприще.
И наоборот, великолепное содержание, четкая логика и убедительная аргументация оставят слушателя равнодушным, если в выступлении недостаточно энергетики, а форма подачи материала скучна и обыденна.
Часто такое можно увидеть на научных конференциях, где даже гениальное открытие может остаться незамеченным, если рассказ о нем прозвучит сухо, невыразительно. Этим обычно грешат наши молодые ученые. «Бу-бу-бу, бу-бу-бу…», — сухо и монотонно рассказали о своих наработках, а потом удивляются, почему инвесторы дают гранты не им, а конкурентам, которые, возможно, меньше преуспели в науке, зато более успешны в ораторском искусстве.
Иногда полезно различать:
- энергетику оратора
— то, насколько оратор возбужден, воодушевлен, активен;
- энергетику слушателей
— то, насколько слушатели оживлены, наполнены энтузиазмом, энергичны.
В идеале эти энергетики сильно взаимосвязаны. Изменяя свою энергетику, оратор автоматически повышает или понижает энергетику слушателей. В этой главе, говоря про энергетику речи, мы будем иметь в виду именно энергетику оратора, подразумевая, что она автоматически влияет на энергетику аудитории.
Итак,
- Энергетика — один из самых важных параметров в выступлении оратора.
- Энергетику можно создавать за счет передвижений, близости к аудитории, жестикуляции, громкости, эмоциональности, обращенности к слушателям.
- Для разных выступлений подходит разная энергетика. Учимся легко перемещаться по всей шкале энергетики.
- Подстраиваемся по энергетике под аудиторию. Ведем ее плавно.
- Если нужно привлечь внимание аудитории, то можно использовать и резкие перепады энергетики.
- Перехватываем инициативу в разговоре за счет более сильной энергетики
Параметры, влияющие на энергетику речи
Высокая внутренняя энергетика обычно проявляется и внешне: в позе, жестах, голосе, мимике… Верно и обратное: если начать демонстрировать поведение, характерное для высокой энергетики, то вскоре удастся повысить ее и у себя, и у слушателей. Давайте разберем, из каких внешних параметров чаще всего складывается высокая энергетика. См. →
На Психологосе выложен только фрагмент этой замечательной книги.
Приобрести книгу можно в интернет-магазине Литрес
www.psychologos.ru
Как Мастер вершину покорял. Энергетика
Как Мастер вершину покорял. Энергетика
Как вы думаете, дорогие читатели, долго ли Мастер ждал да гадал, как же ему выступление строить? Нет! Подготовился он, парадный кафтан натянул, ожидания все примерил, да и в путь-дороженьку ораторскую с богом отправился. Шел он шел, долго ли коротко ли, только оказался Мастер на самой вершине горы. Взглянул он сверху вниз, да и обомлел! Страшно там, – на высоте-высотушке, совсем одному! «Разве можно так высоко от народа уходить? Разве я не с ребятушками должен сейчас предмет изучать да учить их кузнецову дело? Ай-ай, завела тебя гордыня, Мастер…» Да и побрел уныло вниз, так и не вспомнив ни разу про свою мечту стать великим оратором.
Но мы-то с вами, конечно, готовы к путешествию, которое позволит нам преодолеть страх высоты. Да, действительно, многие боятся высоты в физическом смысле. Но большинство из нас боится высоты в переносном смысле – той самой высоты полета.
Мы хотим, но боимся покорять вершины
В этом разделе мы с вами поговорим об одном важном параметре, который определяет вершину ораторского успеха.
Этот параметр называется «Энергетика оратора».
Некоторые называют ее энергетикой речи. Различают также энергетику оратора и энергетику зала, причем первая непосредственно влияет на вторую и на успех в этом самом зале.
Что же такое энергетика? Это тот самый эмоциональный посыл, тот драйв, тот кураж, тот уровень вовлеченности и эмоциональности, который позволяет донести ваше сообщение до слушателей.
Энергетика. Классический подход
Традиционно психологи выделяют шкалу от 0 до 20 баллов.
Из них:
0 баллов – сон.
5–6 баллов – энергетика транса или гипноза, оратор не стоит, а скорее сидит, говорит очень медленно, тихо, спокойно. Назовем эту энергетику «эриксоновский гипноз».
10 баллов – мы все видели этого человека как минимум один раз, когда учились в университете. Это энергетика под названием «нудный лектор».
12–16 – ресурсное состояние оратора. То состояние, в котором оратору весьма раздольно, а зрителю комфортно.
20 – состояние легкой эйфории, безумства, когда содержание теряется на фоне красивого шоу.
В соответствии с этим различают три основных базовых уровня, а именно низкую, среднюю и высокую энергетику.
Из чего же складывается тот или иной уровень энергетики, от каких параметров зависит использование низкой, средней или высокой энергетики?
Передвижения
Если оратор не стоит, а передвигается по сцене, энергетика возрастает на 1–2 балла. Если же вдруг оратор бегает и прыгает по по ней (шоу, рок-концерты, митинги), то энергетика увеличивается на 3–5 баллов.
Близость к аудитории
Жестикуляция
Выступления ярких ораторов, лидеров, тех, за кем шли толпы людей. Какие жесты они использовали? Широкие, активные, высокие, разнообразные – чтобы завести и взбудоражить толпу. И наоборот, мелкие и медленные жесты снижают энергетику, исходящую от оратора.
Широкие жесты и широкие смелые движения по сцене – это так называемое освоение пространства оратором, признак хозяина: «Я здесь свой, это пространство мое, я здесь чувствую себя смело и уверенно, меня лучше слушать».
Небольшой секрет касательно амплитуды или высоты жестов: наше тело – это шкала: энергетика в 10 баллов создается за счет низких жестов, когда руки полностью опущены; 11–12 – область живота, 13–14 – верхняя часть живота; 15–16 – область груди; 17–18 – уровень глаз; 19–20 – рука взметается резко вверх («За мной, друзья!»). Помня об этом, мы с вами можем создать любой уровень энергетики только за счет высоты жестов. Однако есть и другие, не менее важные параметры.
Громкость, сила голоса
Если сила голоса возрастает – то возрастает и энергетика. Снижается – энергетика падает. Однако важно помнить, что громкость не является единственным определяющим параметром и кричащий оратор не всегда является харизматичным.
Интонационное богатство
Чем больше различных эмоций в вашем выступлении, тем выше энергетика, тем лучше вы запомнитесь залу. Это, очевидно, самый важный параметр: можно стоять далеко от слушателей, говорить негромко тихо и не жестикулировать, но создавать эмоциональный накал за счет своих эмоций, и слушатели проникнутся вашей речью! Очень показательна речь Мартина Лютера Кинга «I have a dream»: одним из ключевых параметров, которые использовал оратор, были богатые интонации.
Контакт глаз со слушателями
Если вы говорите, глядя в пол или потолок, ваша энергетика не достигнет слушателей, а вы не сможете убедить их! Смотрите им прямо в глаза! Делитесь с ними своей энергетикой.
Разнообразие
Находясь в ночном клубе, на какой минуте вы перестаете слышать громкую ритмичную музыку, которая сначала привлекала ваше внимание? На пятой, десятой, двадцатой? Так и оратор, который работает лишь на одном уровне энергетики, скоро надоедает, причем не важно, высокая она или низкая. Используйте все разнообразие жестов, мимики, интонаций, передвижений, громкости – словом, будьте разными и вас запомнят!
Но какой уровень энергетики использовать, как выбрать верный?
Это зависит от двух основных факторов:
1. Цель оратора. Какого эффекта вы хотите добиться в зале? Замотивировать? Убедить? Продать? Создать лирическое настроение? Повеселить? Провести серьезную бизнес-презентацию?
2. Реакция и состояние зала. Любой хороший оратор очень чуток к своей аудитории: он внимательно наблюдает за ней, за малейшими изменениями ее настроения и действует в соответствии с этим. В данном контексте очень важно вспомнить о понятии подстройки, которое красной нитью проходит через все жанры коммуникации. Как только вы заходите в зал, вам необходимо уловить его энергетику и подстроиться под нее. Условно говоря, если вы рано утром, не совсем проснувшись, являетесь на презентацию и начинаете громко говорить, размахивать руками и демонстрировать высокую энергетику – антипатия аудитории вам гарантирована. И наоборот: если в зале шумно, присутствующие вовсю общаются между собой, а вы выходите и выступаете на низкой энергетике – вас не воспримут.
Важно сначала подстроиться под энергетику зала, а затем уже выводить ее на нужный вам уровень. Но помните: сначала подстройка – потом ведение зала за собой.
Энергетика. Неклассический подход
Энергетика и перечисленные параметры – обоюдоострое орудие. С одной стороны, именно из этих параметров складывается энергетика оратора. Выполняя ряд конкретных советов: жесты шире, голос громче, темп быстрее, интонации богаче, двигаться быстрее и т. п. мы можем повысить энергетику. Или в результате обратной связи типа «сделайте жесты уже, меньше, голос тише, темп ниже, движения уберите» – можем понизить ее. И в этом практическая ценность традиционного подхода.
С другой стороны, я не раз наблюдала, как люди, выполняя все эти рекомендации, оставались по-прежнему неуклюжими, неестественными. И естественно, возникают вопросы: в чем же сила параметра? Как его тренировать еще эффективнее? Затем некоторые начинают сомневаться в своих возможностях: «У меня не получается смена энергетики», «Я не могу быть разным», «Это не мое» и т. д. и т. п. То есть раз за разом я приходила к очевидному выводу, что параметры техники речи и умелое их использование, в свою очередь, тоже зависят от энергетики – только уже от природной – и от того, как мы ее создаем. Как оценивать природную энергетику оратора? Если человек создает в вас ощущение силы, вдохновения, радости, уверенности – это означает, что энергетика имеет плюсовые вибрации. И наоборот: ощущение, что у вас забирают ваши силы и эмоции, свидетельствует о том, что вибрации оратора минусовые. При этом он может изо всех сил пытаться использовать те приемы техники речи, которые повышают энергетику, но все равно продолжит «обирать» своих слушателей.
Процитирую отрывок из статьи на одном из интернет-сайтов:
«Показателем плюсовых вибраций оратора, влияющих на его слушателей, является чувство вдохновения, веры в то дело, о котором он говорит, спокойствия, прилива сил, выбраковки ненужной информации и наведения четкого порядка в голове в плане дальнейших собственных действий».
Показателями минусовых вибраций являются: головная боль, упадок сил, ощущение давления, затуманенного сознания (когда нет четкости мышления – так идет влияние с целью манипуляции людьми), перегруженности мозга, усталости, раздражения и появившихся претензий к чему– или кому-либо (в зависимости от темы выступления).
Таким образом, можно сделать вывод, что техническое следование всем перечисленным параметрам обязательно, но недостаточно.
Важными являются несколько аспектов.
1. На каких эмоциях создается энергетика, особенно высокая? На позитивных или негативных?
2. Насколько вы сами верите в то, что говорите?
3. Каков ваш природный ресурс и насколько вы готовы им делиться?
В связи с этим разберем несколько новых рецептов хорошей энергетики.
Источники повышения энергетики.
1. Еда, питье.
2. Сон.
3. Спорт.
4. Эзотерика – подключение к каналам (рэйки, космоэнергетика и т. п.).
5. Позитивное мышление – это основа: любые книги по личностному росту или научно-эзотерического направления подойдут для того, чтобы самостоятельно осваивать данную тему; из моих предпочтений – книги Вадима Зеланда, Наполеона Хилла, Николаса Бутмана. Отдельно стоит поговорить о чувстве юмора, юморологии и подобном – рекомендую смотреть комиков, видеоролики хороших ораторов-юмористов и прочие позитивные вещи.
6. Амбициозные цели! Это один из самых главных аспектов, который повышает вашу энергетику. Чем выше и амбициознее цели – тем больше энергии для их достижения вам даруется Вселенной. Чем меньше вы хотите от жизни – тем меньше природной энергетики в вашем теле и духе.
Люди тянутся к фееричным ораторам, которые щедро делятся своей энергией, а не тянут ее из них.
Отличной вам энергетики на выступлениях!
Подытожим
Уровень энергетики на сцене зависит от:
? Передвижений.
? Близости к аудитории.
? Интонационного богатства.
? Громкости.
? Жестикуляции.
? Контакта глаз.
? Разнообразия.
? Использования приемов повышения энергетики.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
staff.wikireading.ru
тренинг, ораторское мастерство, навыки публичных выступлений
Как правило, цель любого выступления – это побуждение слушателей к какому-то определенному действию, которое мы от них ожидаем. Это именно тот смысл, который вкладывается в любое публичное выступление — ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ. Хорошие ораторы достигают этой цели. Они буквально «заряжают» аудиторию своей энергетикой и, как следствие, продвигают к активным действиям. Существуют исследования в этой области, которые утверждают, что сила энергетики оратора напрямую влияет на слушателей, причем достигается это за счет:
90% – это уверенность в себе и умение убеждать,
и 10% – техника ораторского мастерства.
В моей практике распределение будет другим
– 60 % уверенности в себе,
и 40% ораторское мастерство.
Это моя точка зрения, что человек, который больше чем на 50 % перешагнул свой страх и поднял самооценку, может за счет упорных тренировок и технической работы над своей речью, уже создавать впечатление хорошего оратора. В дальнейшей своей практике, отшлифовав мастерство, последовательно придет и к уже выше озвученным цифрам 90 и 10.
Именно уверенность и искусство убеждать является ключевым элементом энергетического заряда вашей речи. В чем мы убеждаем слушателя? Убеждаем в том, что:
— информация, которую мы даем полезная и интересная,
— выступающий является профессионалом своего дела,
— новый опыт/знания/навыки расширят кругозор и могут быть полезны для достижения поставленных целей, и многое другое.
Как мы это делаем? В данном процессе важны в большей степени не слова и даже не содержание речи, а именно эмоциональная окраска речи, ее форма. Допустим, если мы будем отдавать распоряжения со сцены, то навряд ли добьемся поставленных целей. А вот искусство передать залу свою убедительность и положительный заряд, дать прочувствовать силу наших слов, увидеть перспективы от будущих действий – все это и относится к энергетике оратора. Здесь надо сделать следующую оговорку, что если оратор не достиг цели, то прямая связь с утверждением, что он плохой оратор – отсутствует! Возможно у него была сложная аудитория или другие причины. Многие профессионалы, достигшие высшего пилотажа в ораторском искусстве, могут иногда уходить из зала без аплодисментов, ситуации бываю разные. Давайте попробуем собрать образ такого понятия, как «энергетика», применимый именно для публичных выступлений. Вначале предлагаю ознакомиться с мнениями участников, которые уже работали на тренинге по искусству публичных выступлений :
Энергетика это: | Позитивная составляющая | Негативная составляющая |
-скорость протекания внутренних процессов -внутренний темпоритм -внутренний мотор -внутренний заряд -внутреняя скорость личности |
Эмоции:-восторг-кураж-эйфория-драйв-спокойствие и т.д. Действия: |
Эмоции:-истерия-ярость-злость-страх-равнодушие Действия (запрещенные): |
Итак, как мы видим, энергетику можно разложить на следующие составляющие:
Энергетика позитивная и негативная.
Одна воодушевляет, вселяет уверенность в свои силы, а другая наоборот, подавляет, поднимает волну отрицательных эмоций. Оба варианта нужны. Например, когда руководитель отчитывает подчиненного за безответственность и срыв сроков выполнения задания и для этого есть объективные причины, то воодушевление будет неуместным. Чаще всего необходим именно накал страстей в части недовольства и пресечения таких нежелательных действий сотрудника.
Энергетика высокая и низкая.
Этот параметр отражает степень накала речи выступающего. Что лучше – высокий накал или низкий, снова будет зависеть от ситуации. Это не разделение на хорошо или плохо, речь не об этом. Это разделение отражает соответствие ситуации, уместность определенным условиям. Например, колыбельную малышу не читают призывами, как на митинге по поводу требований увеличения заработной платы. Или диктору телевидения, который сообщает плохие новости будет неуместно использовать эмоционально высокое состояние и голосом предавать яркость события и нюансы возможных ощущений. Ситуация диктует какой выбор мы сделаем.
Искусство управлять эмоциональным состоянием слушателей.
Этот параметр в большей степени относится к тем инструментам ораторского искусства, на которые оратор может оказывать прямое влияние. Сюда относятся – голос, язык тела, фокус внимания. Это тренируется и приобретается во время обучения и далее мастерство оттачивается на практике. Параметры поставленной речи:
-уверенность-постановка на публике (правильное начало, выход на публику)-фокус внимания -контакт с аудиторией -эмоциональная подача голоса/сила голоса |
-смысловые аценты-смысловые паузы-чистота речи -дикция -удобный темп речи -жесты оратора |
Кстати, замечен интересный момент. Если вы действительно хотите стать успешным оратором и начали свой путь с тренировки навыков поставленной речи, то ваша уверенность в себе постепенно начнет повышаться и убеждать своих слушателей вам станет с каждым своим выступлением все легче и легче.
Ирина Лебедева, НЛП-практик, тренер, коуч.
eslitrenera.net
Параметры, влияющие на энергетику речи
Управление собственной энергетикой
Так исторически сложилось, что для измерения энергетики используется шкала от 0 до 20.
- 0 — это глубокий, спокойный сон (без храпа).
- 6-7 — это сеанс гипноза, когда убаюкивающий голос гипнотизера погружает вас в глубокий транс.
- 9-10 — это монотонное выступление скучного лектора, когда уже минут через 5 аудитория начинает слегка подремывать.
- 12-17 — это рабочее состояние оратора, которое рекомендуется для выступлений.
- 19-20 — это уже легкая бесноватость, когда оратор с пеной у рта яростно выкрикивает свои призывы.
Параметры, влияющие на энергетику речи
Высокая внутренняя энергетика обычно проявляется и внешне: в позе, жестах, голосе, мимике… Верно и обратное: если начать демонстрировать поведение, характерное для высокой энергетики, то вскоре удастся повысить ее и у себя, и у слушателей. Давайте разберем, из каких внешних параметров чаще всего складывается высокая энергетика.
Передвижения
Как только оратор начинает не стоять, а двигаться: ходить, жестикулировать, энергетика выступления возрастает на 1-2 балла. Если же выступающий начинает бегать по сцене (вспомните рок-концерты), то энергетика увеличивается на 3-5 баллов.
Близость к аудитории
Оратор отдает выступлению все свои силы, его энергетика достигает предельных 20 баллов. Но! Если он находится где-то в глубине сцены, до слушателей долетает в лучшем случае баллов 12-14. Каждый шаг от слушателей — это минус 1 балл в энергетике. Каждый шаг к слушателям — это усиление вашего энергетического влияния на аудиторию. Будьте как можно ближе к аудитории, чтобы заряжать ее своей энергетикой.
Выступая в дебатах, постарайтесь оказаться хотя бы на полшага ближе к аудитории, чем ваш оппонент. Кажется, мелочь, но иногда именно эти полшага перевешивают чашу весов или в вашу пользу, или в пользу вашего оппонента.
Жестикуляция
Вспомните выступления политиков времен революции. Они искусно использовали широкую и активную жестикуляцию, чтобы завести, взбудоражить толпу. Медленные же, редкие или мелкие жесты снижают исходящую от оратора энергетику.
Широкие жесты — признак хозяина: уверенного, сильного человека, которого лучше внимательно слушать. А мелкие жесты — напротив, признак неуверенного в себе человека, который боится проявить себя.
Громкость, сила голоса
Обычно чем громче голос, тем сильнее энергетика. Чем тише — тем слабее.
Иногда оратор пытается управлять энергетикой только через громкость. Не стоит себя ограничивать. Важно помнить, что при желании можно говорить и шепотом, но за счет перемещений, приближения к аудитории, жестикуляции все равно создать энергетику в 17-18 баллов.
Эмоциональность (интонационное богатство)
Чем больше эмоций в вашем выступлении — тем сильнее энергетика. Это, наверное, самый важный параметр: можно стоять, не жестикулировать, говорить тихим голосом, но за счет эмоционального накала все равно сделать так, что сердца слушателей будут учащенно биться. Энергетика — это в первую очередь эмоции!
Обращенность к слушателям
Если вы полны энергии, но говорите, глядя в пол или потолок, то ваше выступление не достигнет цели. Смотрите в глаза слушателям, обращайтесь именно к ним! И тогда, за счет личного контакта, вам удастся поделиться своей энергетикой со слушателями!
Разнообразие
Разнообразие должно быть во всем. Если голос однообразно громкий — то скоро к нему привыкаешь, и он перестает привлекать внимание.
Вспомните ночные дискотеки. Поначалу громкая музыка заводит, но через некоторое время к ней привыкаешь, ее уже не замечаешь, и можно даже спать, несмотря на оглушающие вопли динамиков.
Если передвижения выступающего предсказуемы, то они тоже теряют свою будоражащую силу.
Не стоит, подобно тигру в клетке, ходить по сцене взад- вперед по одной и той же траектории. Такие движения уже не добавляют энергетики, а утомляют и снижают внимание аудитории. Если эмоция только одна, то скоро она надоедает. Если жесты одинаково широкие, то это уже не цепляет…
Будьте разнообразными — и это будет самым эффективным вкладом в энергетику вашего выступления.
Можно было бы к этому списку добавить еще 5-6 параметров, влияющих на энергетику, но, помня о законе восприятия (7±2 единицы информации), остановимся на этих семи самых важных составляющих энергетики речи.
Подведем итого этого теоретического блока в виде интеллект-карты
УПРАЖНЕНИЕ: Анализ составляющих энергетики других людей
Слушая выступления разных людей, оценивайте энергетику их речи, обращая внимание на то, как она создается. Рекомендуем завести специальную таблицу для записи и наглядного анализа ваших наблюдений. Например, такую:
Недели таких наблюдений вам хватит, чтобы оценить значение энергетики для успеха выступления и разобраться в том, каким образом она может быть создана.
Когда какой энергетикой пользоваться
Хороший оратор должен уметь легко и комфортно чувствовать себя в любой энергетике, быстро и естественно передвигаясь по ее шкале. См. →
На Психологосе выложен только фрагмент этой замечательной книги.
Приобрести книгу можно в интернет-магазине Литрес
www.psychologos.ru
Выступление и его энергетика — Школа актерского мастерства
Конечно же, все мы помним скучные выступления преподавателей на лекциях, во время которых так и хотелось уснуть, уронив голову на стол.
И в то же время, в памяти каждого из нас легко всплывут яркие выступления политиков, призывы к действию, мотивирующие лозунги, не оставляющие никого равнодушным и пробуждающие в слушателе инициативу, активность. В чем же разница между ними?
В качестве ключевого фактора, определяющего успех произнесенной речи, выступает его энергетика! Много ли адреналина бурлит в крови оратора во время его выступления? Азарт, напор, драйв, эмоциональность – именно эти проявления позволяют нам судить о том, насколько насыщенным и энергетически напряженным является выступление.
Несмотря на то, что довольно часто, выступая перед публикой, оратор сохраняет внешнее спокойствие, слушателю все же удается понять то, что в этот момент происходит у него внутри. Именно энергетика оказывает решающее воздействие на качество восприятия информации публикой и, как результат, успешность выступления.
Именно энергетика является залогом успеха речи любого оратора, легко перекрывая такие недостатки, как нечеткая дикция или недоработанное содержание текста речи.
Попробуем рассмотреть следующие вопросы, связанные с энергетикой выступления:
Как научиться управлять энергетикой своей речи? Высокая или низкая энергетика будет уместна в том или ином случае? Как соотносятся энергетика группы и энергетика оратора?
Для измерения уровня энергетики выступления на сегодняшний день принято использовать шкалу от нуля до двадцати, где 0 обозначает глубокий сон, максимальное значение 20 – предельное возбуждение, характеризующееся потерей контроля над собой. Наиболее оптимальным, рабочим состоянием для любого оратора считается уровень энергетики, приближенный к 12-16 единицам.
- Передвижения способны повлиять на энергетику. Обратите внимание: когда оратор покидает свое привычное место и начинает ходит по аудитории, энергетика его выступления возрастает на 1-2 балла. В случае, если выступающий бегает по сцене, рост показателя энергетики составляет 4 балла и выше.
- Насколько вы близки к аудитории? Помните: даже если энергетика оратора будет зашкаливать, но расстояние между ним и аудиторией будет приближаться к 10 метрам и более, энергетика, дошедшая до них, будет равна, в лучшем случае 12-14 баллам. Не лучшим образом на энергетику влияют попытки отдалиться от аудитории; приближение к слушателям, напротив, усиливает её.
- Не пренебрегайте жестикуляцией. Глядя на выступления видных политических деятелей, вы легко обратите внимание на то, какое внимание они уделяли невербальному сопровождению их речи. Действительно, активная и широкая жестикуляция способна завести толпу, в то время как мягкая и сдержанная – напротив, успокаивает.
- Контролируйте силу голоса. Громкость голоса усиливает энергетику выступления. Однако, даже тихий голос может создать необходимый уровень энергетики при активном и грамотном использовании других, рассмотренных выше приемов.
- Речь должна быть эмоциональной. Энергетика выступления будет сильной лишь в том случае, если вас не подведет его эмоциональное сопровождение. Именно эмоциональный накал во многом способен компенсировать отсутствие жестикуляции и должной силы голоса.
- Речь должна иметь адресата. Какой бы сильной не была ваша энергетика, помните – если во время произнесения речи вы будете смотреть в пол или потолок, она будет бить мимо цели. Каждый слушатель в процессе лекции должен чувствовать, что вы обращаетесь именно к нему! Именно личный контакт способен многократно усилить энергетику выступления.
- И помните о разнообразии. Этот параметр распространяется на все предыдущие. Соблюдая все требования к голосу, жестикуляции, темпу речи, но ни на шаг не отходя от принятых норм, вы рискуете довольно быстро наскучить публике. Именно поэтому, никогда не стоит забывать о том, что разнообразие является ключевым компонентом выступления, способным надолго удержать внимание вашей аудитории.
Конечно же, список факторов, влияющих на восприятие аудиторией информации, можно продолжать и продолжать. Однако, не забываем о законе восприятия, который позволяет человеку запоминать 7±2 единицы информации, и остановимся именно на семи самых важных компонентах.
Получить более подробную информацию о том, как управлять энергетикой выступления, а также применить все это на практике, вы сможете курсе «Ораторское искусство».
www.sibkursy.ru
Еще в середине 1970-х гг. советский лингвист, доктор филологических наук Александр Журавлев доказал, что звуки не только несут информацию, но и непосредственно влияют на настроение человека. Группы звуков по различной эмоциональной окраске:
Поверить в это несложно, даже просто представив себе, как на нас влияет не несущая, казалось бы, никакой информации музыка. И механизм такого воздействия понятен. Но какую реакцию, кроме ужаса, могут навевать на человека напоминающий шипение змеи страшный звук «ш», или «рев тигра» — раскатистый и рокочущий звук «р»? Напротив, звук «с», который мы слышим в успокаивающем свисте птиц, внушает покой и расслабление. Подумайте, какое из животных вам более приятно, ляляут или вжускр? Проведенные филологами исследования показали, что более 90% людей предпочитают первого зверька. В их представлении он должен быть слабым, маленьким, добрым и пушистым, в то время как второй — злой, нахрапистый, большой и страшный. Подсознательное влияние звуков не исчерпывается эмоциями, они несут и скрытые образы. В доказательство этого нейролингвисты (ученые, изучающие связь психики и языка) приводят названия двух несуществующих озер — Эвелоуп и Зиппег. В этом случае большинство опрошенных заявляют, что первое озеро обязательно должно быть плавным и округлым, а второе — угловатым, узким и с изрезанными берегами. Человеческий язык устроен настолько тонко, что способен передавать скрытый смысл даже при полном отсутствии смысла открытого. Доказательством этого выступает фраза, придуманная еще в 1930-х гг. прошлого столетия знаменитым советским лингвистом, академиком Львом Щербой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Ни одно из составляющих ее слов смысла не несет, однако любой русскоязычный человек, услышав ее, тут же представляет себе картинку, где некое монстроподобное существо, обработав другое существо, вытворяет что-то с его детенышем. Многие писатели также размышляли об энергетике и значении букв и звуков: «В русском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубина и вышины; учащение письмен И, Е, Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.) “О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: — Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”.(К. Бальмонт.) “Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.) Вывод Исходя из выше написанного, можно сделать вывод, что энергетика речи действительно очень важная характеристика восприятия человеком языка. |
nsportal.ru
Речь оратора. Энергетика слова и человека. Часть 2
Продолжаем разговор что такое речь оратора и энергетика слова и человека.
Речь оратора. Энергетика слова и человека. Часть 1. здесь.
Итак, давайте вспомним, из чего состоит на невидимых планах любой человек.
По своему невидимому энергетическому строению каждый человек напоминает матрешку. У нас есть 7 тонких тел, на уровне которых может пребывать наша душа в разные периоды жизни и в разных ее состояниях.Мы разберем 4 основных.
Духовное тело – дух в сердце человека.
Ментальный уровень – тело наших мыслей.
Астральный уровень – тело наших эмоций.
Физический уровень – наше физическое тело.
Теперь можно понять как работает энергетика слова и оратора на всех этих уровнях. Итак:
Уровни подачи информации. Энергетика выступления.
Физический — техническое исполнение методик ораторства или общения без понимания сути происходящего (заученная улыбка, технические «комплименты» аудитории, формально задаваемые вопросы без искреннего интереса к людям и т.п.)
Часто апелляция к чисто материальным выгодам и пользе.
Самый малоэффективный и самый низкий уровень мотивации людей.
Эмоциональный – нагнетание эмоций для возможности повлиять на решение (очень громкая музыка, множество аплодисментов где надо и не надо, выкрикивание лозунгов, эмоциональное поведение оратора и т. п.)
Часто метод манипуляции сознанием слушателей.
Ментальный – сухая подача информации, в основном о свойствах товара или услуги. Много цифр, формул, понятных только оратору терминов. Ошибочное желание побольше «загрузить» информацией клиента, чтобы повлиять на решение в свою пользу.
Духовный — разговор с человеком (или группой людей) от сердца к сердцу, от души к душе. Использование ораторских техник, но с целью подобрать наилучшую форму донесения информации для людей. Искреннее желание помочь людям, донести свою идею или сделать наилучший выбор для них.
Ориентация на потребности других, а не на свои.
Дар и Антидар Слова— читайте здесь.
Какой вид подачи информации Вы используете чаще всего в своих выступлениях и общении? Проанализируйте себя.
………………………………………….
Уровни энергетики выступления также зависят от вашей установки, с которой вы идете проводить презентацию или делать доклад и т.п.
Если цели ваших выступлений:
1. — Я хочу понравиться людям.
2. — Я хочу, чтобы люди изменили свою жизнь к лучшему.
3. — Я хочу продать много товара и хорошо заработать.
4. — Я хочу дать людям информацию о наших замечательных товарах (бизнесе, услугах и пр.)
Как вы думаете, сработают ли в плюсе такие установки?
Большинство участников тренингов сразу говорят: «Нет! Это не то!». Хотя часто сами используют для себя в жизни такую мотивацию.
Не читайте сейчас дальше, а возьмите паузу, подумайте и запишите – какая установка сработала бы в плюсе для вашей аудитории?
……………………………………….
Так вот, сравните то, что вы написали с моим предложением. Я считаю (по собственному опыту и опыту многих людей), хотя и не настаиваю, что только мотивация:
«Я хочу поделиться с людьми своим опытом и пусть его примет тот, кому он подходит»,
работает в плюсе для любой аудитории. Она убирает навязчивость, дает волну живого опыта человека, который рассказывает не теорию, а свою практику жизни.
Оставляет людям свободу выбора и не создает давления. Воспринимается легко, работает на качество, а не на количество ваших результатов.
Вывод: можно и нужно использовать разные формы подачи информации, чтобы это было интересно и полезно людям.
1. Поучиться физическим навыкам выступления – удержанию взгляда на аудитории, жестам, паузам, владению словом и голосом.
2. Немного положительных эмоций.
3. Немного ментальной информации – цифр и статистики, фактов.
4. Но основной акцент должен лежать на духовном уровне, то есть на основе доброй коммуникации с людьми, что бы вы не делали в этом мире.
Так работает энергетика слова и оратора на всех невидимых планах человека.
Аксиома: язык любви понимает любое живое существо.
Тогда принятие вас и вашей информации, притяжение к вам людей будет прочным и долгим.
…………………………………………………………………….
Если Вам понравилась эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Заранее благодарна, Елена Фатеева.
Copyright© Фатеева Елена. Все права защищены.Копирование разрешено только со ссылкой на этот сайт dar-slova.ru
dar-slova.ru