Эпатажно как это – Эпатаж — Википедия

Эпатаж — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям»[1].

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку»[2]. Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года[2]; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен

[1], хотя, по мнению некоторых учёных[4], само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира[5], «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко[6]:

ru.wikipedia.org

Эпатаж — это… Что такое Эпатаж?

Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям»[1]. С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения[источник не указан 238 дней].

Термин

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку»[2]. Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. 

épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года[2]; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Роль эпатажа в искусстве

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен[1], хотя, по мнению некоторых учёных[4], само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира[5], «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко[6]:

Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям

Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалевa рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределенного и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур

[4]. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создает порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель[7]; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».

Альбер Камю[8] считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».

И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики»[6].

Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, А. Флакер[9] использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажa, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».

Коммерческое использование

Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.

В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей, допустивших размещение такого рода рекламы[10].

Примеры эпатажа

В искусстве

Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».

Эпатаж и молодёжные субкультуры

Субкультуры

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 апреля 2012.

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм. Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).

Субкультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в США, также провозглашала протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Хиппи открыто употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД).

Критика

Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:

«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».

Примечания

  1. 1 2 Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Пост-модернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. — СПб., 2005. С. 309
  2. 1 2 Le Français moderne. Т. XXIV. L.L.d’Artrey, 1956. С. 49.
  3. Lucien Rigaud. Dictionnaire d’argot moderne. P. Ollendorff, 1881. С. 152. La prétention des artistes en 1830 était d’épater les bourgeois.
  4. 1 2 Рогалева Е. А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  5. Шапир М. И. Что такое авангард? // Даугава. — 1990. — № 10. — С. 3-6.
  6. 1 2 И. К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, № 2.
  7. Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
  8. Альбер Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.
  9. Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  10. «Евросеть» заплатит за эпатаж. РБК, 02.04.2007.

Литература

Из статьи Вовчаренко:

  • Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  • Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. — 1990. — № 7. — С. 151-154.
  • Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.

Философские эссе по вопросу:

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

это какой? Эпатаж в современной культуре :: SYL.ru

«Эпатаж» – это слово частенько звучит в телевизионных передачах и на страницах периодических изданий. Однако у многих людей слово «эпатаж» вызывает определенные вопросы: «эпатажный» – это какой? К каким людям и явлениям можно применять подобную характеристику?

«Эпатаж»: расшифровка термина

«Эпатаж» – это весьма провокационная выходка, которая вызывает бурю эмоций у окружающих людей. Если человек или какая-либо организация людей постоянно совершает какие-то неординарные поступки, идущие вразрез с общепринятыми нормами и устоями, то можно смело прикреплять к объекту ярлык «эпатажный».

Это явление XX – XXI века, которое зародилось под влиянием модерна и авангарда, когда в обществе происходила тотальная переоценка ценностей. Эпатаж часто попирает какие-то устоявшие традиции и ломает стереотипы. Эпатажный человек берет на себя смелость быть непохожим на других людей, но в гипертрофированной форме. Зачастую такие люди даже ведут себя аморально и неэстетично, пытаясь диктовать новые правила жизни, «проповедовать» новые человеческие ценности. Однако за всей этой шумихой стоит банальное желание конкретного человека привлечь к себе внимание любой ценой.

Роль эпатажа в искусстве

Как уже упоминалось выше, «эпатажный» – это «приводящий в изумление», «ошеломляющий». Эпатаж в первую очередь хорошо прижился в искусстве. Оно напрямую обращено к эмоциям людей, а задача любого творца – вызвать своими произведениями бурную реакцию у зрителей или читателей, одним словом, потребителей творчества. И если не получается поразить воображение обывателя собственным талантом, то, затронув какую-либо провокационную тему, уж наверняка можно оказаться в центре общественного внимания.

В XX веке в искусстве стали появляться эротические, а иногда и откровенно порнографические романы; инсталляции с использованием унитазов; панно, выполненные из сигаретных пачек. И даже в дизайне туфель порою такое вытворяют, что иначе как «эпатажной» такую обувь не назовешь.

Ученые спорят, можно ли считать «эпатаж» явлением только XX – XXI века, ведь теоретически в любую эпоху существовали скандальные личности или произведения искусства. Скорее всего, эпатаж в той или иной мере существовал всегда, просто в XXI веке он поставлен на широкую ногу и превратился в бизнес.

Эпатажные фото, эпатажные личности в шоу-бизнесе

Эпатаж в XXI веке стал неотъемлемой частью шоу-бизнеса. В наше время все больше полагаются не на свой талант, а на аморальность поведения, что обеспечивает постоянную прописку на страницах «желтых» изданий. Пиар, «черный» он или «белый», всегда играет на руку артистам.

Если считать, что «эпатажный» – это выходящий за рамки обыденного мировоззрения, то на музыкальной сцене США подобной характеристике больше всего соответствует Леди Гага. Одна внешность этой исполнительницы не укладывается ни в какие нормы и порядки. Возможно, на Леди Гагу и не всегда смотреть приятно, но люди продолжают это делать просто ради того, чтобы узнать, на что решится эпатажная певица на этот раз. Перед глазами удивленных зрителей Гага появлялась в платье из самого настоящего мяса, красила волосы в самые невообразимые цвета, приезжала на вручение премии в огромном яйце и т. д.

До появления Леди Гаги на горизонтах шоу-бизнеса на весь мир своими выходками гремела другая американка – Мадонна, которая целовалась на сцене с девушками, оголяла грудь, эксплуатировала религиозные и эротические темы в своих шоу и т. д.

Эпатаж в повседневной жизни

Эпатажный человек в повседневной жизни тоже нередкое явление. На улице можно встретить людей с вызывающими прическами, с телом, которое покрыто татуировками с ног до головы и т. д. Кроме того, самые обычные люди из нашего окружения порою способны совершать провокационные выходки, при этом стараются заснять свое «выражение индивидуальности» на камеру и создать вокруг определенную шумиху.

www.syl.ru

Эпатажность Эпатажный | Что такое Эпатажность Эпатажный

      Эпатажность  как качество личности – склонность к  умышленно скандальным выходкам или вызывающему, шокирующему поведению, противоречащему принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимому с целью привлечения к себе внимания.

      Хотите немного эпатажной поэзии? Пожалуйста: Д.Д. Бурлюк – один из основоположников российского футуризма:

      Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — истрепанная девка,
А красота — кощунственная дрянь;
Звезды — черви, пьяные туманом;
Мне нравится беременный мужчина
Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. epatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку».   Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. epater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку рюмки»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. epater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

     Эпатажность – приманка внимания окружающих. В современном западном мире широкое распространение получили такие формы саморекламы, как эпатажный перфоманс, разнообразные татуировки «вызывающего» содержания и др. Такое явление молодёжной субкультуры, как флешмоб, без использования элемента эпатажа попросту не может быть реализовано. А взять, к примеру, творчество. Здесь эпатажность находит непаханое поле: шокирующие публику спектакли, скандально-вызывающие, сотрясающие нравственные нормы книги, статьи, картины, песни, внешний облик.

    Французский художник Гюстав Курбе эпатировал публику провокационной картиной «Происхождение мира», на которой изображены детально прорисованные половые органы женщины. «Марсианская женщина» Жанна Агузарова эпатирует публику своими костюмами. Кроме Жанны Агузаровой, не менее яркими и узнаваемыми фигурами эпатажности на российской эстраде можно назвать Сергея Зверева, Бориса Моисеева, Филиппа Киркорова, Лолиту Милявскую, Верку Сердючку.

    Что скрывается за эпатажностью? Гениальность? Талантливость? Или банальное желание выделиться любыми способами, добиться известности и славы? Как правило, эпатажность — веками отработанная метода скрыть какие-то свои комплексы, недостаток таланта.

     Писатель В.Л. Козачук пишет: «Эпатажность — это не только цель, но еще и средство. Например, испытанный способ, проверенная веками метода скрыть недостаток таланта или, на худой конец, ярких, заметных способностей. Этакая мимикрия посредственности под выдающуюся личность. Выдающуюся, разумеется, — на фоне других, может, еще более посредственных, а, может, настолько более мудрых, что не считают нужным и возможным выделяться подобным образом. Похоже, прав был Иосиф Бродский: «…Старайтесь носить серое… Я посоветовал бы вам также говорить потише…»  Кроме того, эпатаж – это и попытка восполнить, компенсировать отсутствие неординарности средствами простыми, примитивными, доступными для понимания даже слаборазвитой личности. Например, там, где автору следовало бы взять глубиной рассмотрения, раскрытием новых граней исследуемого или показываемого, из-за острой нехватки и знаний, и мыслей стараются поразить нетрадиционным, шокирующим публику (сиречь, наблюдателя-читателя) рассмотрением, придавая объекту черты совершенно новые, о которых, возможно, никогда и не помышлял автор, создавая свое творение. Пускай, выказываемые суждения поверхностны, зато на них лежит загадочный флер оригинальности…»

     За эпатажностью зачастую выглядывают «уши» застенчивости, робости и стеснительности. Сальвадор Дали как яркий представитель эпатажности был по жизни робок и стеснителен. Плюс шизофрения.

     Эпатажность смело можно считать одной из дочерей гордыни. Сколько в ней тщеславия, нездорового честолюбия, самолюбования и хвастливости?  А сколько зависти, чванства и снобизма? Эпатажность невозможна без зрителя. Посмотрите  на американскую певицу Леди Гагу в обычной обстановке. Привлекательная девушка и только. Но на сцене она превращается в олицетворение эпатажности.

      Когда за эпатажностью человек пытается выразить своё необычное содержание, это еще можно понять. Но когда человек стремится закрыть своё пустое содержание эпатажной формой, это скучно и неинтересно. Посмотрите эпатажные картины  моего любимого художника Густава Климта. Гениально. Его трактовки известных античных сюжетов («Даная»),  откровенные сопоставления существующих истин («Три возраста женщины», «Жизнь и смерть») чаруют и восхищают.

        Иными словами, истинная эпатажность помогает выйти из «колеи», о которой писал Владимир Высоцкий, дает возможность талантливому человеку поразить мир новыми, непривычными формами. Яркая индивидуальность, самобытность, проявляемая в творчестве – это замечательно.

       Но, к сожалению, в подавляющем числе случаев эпатажность делегируется в мир людьми малоодаренными, стремящимися быстро достичь успеха. Но успех, достигнутый за счет быстрого, корыстного эпатажа, всегда не экологичен.  Когда человек пустое место и стремится, как сопливый подросток, выделиться из толпы таких же, как и он, бездарей за счет непристойных выходок и шокирующего поведения – это отвратительно. Перефразируя слова Андре Моруа, хочется сказать: «Всё хорошо в меру, querida, даже идиотизм… Поправлюсь — эпатажность…».

    Эпатажность сама по себе индивидуальна, разова, штучна. Когда ее становится слишком много, когда она становится «многоэтажной», людям уже неуютно. Интересно, когда один человек эпатирует публику, когда их целый «небоскреб» — это серьезно раздражает.

   — Эпатажность пятисотого этажа не сравнима даже с семиэтажным матом. – Ну да, пока доберешься, мат кончится.

Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

эпатажный — это… Что такое эпатажный?

  • эпатажный — вызывающий, шокирующий, скандальный Словарь русских синонимов. эпатажный прил., кол во синонимов: 5 • вызывающий (67) • …   Словарь синонимов

  • эпатажный — ая, ое. épatage m. Вызывающе скандальный. Оба предпочитают прозрачно скрывать свои качества за вычурными, эпатажными, нарочито грубыми или дурашливыми словами и поступками. ЛГ 2.12.1987. Немало удивляет откровенной эпатажная статья Джеймса Райса… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • эпатажный — эпат ажный …   Русский орфографический словарь

  • ФУТУРИЗМ —         (от лат. будущее)         одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… …   Энциклопедия культурологии

  • вызывающий — См. забиячливый… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вызывающий дерзкий, забиячливый; воспламеняющий, наводящий, смелый, отзывающий, развязный, обусловливающий,… …   Словарь синонимов

  • скандальный — бесславный, истерический, позорный, постыдный, лестничный, эпатажный, скандалезный Словарь русских синонимов. скандальный см. позорный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александро …   Словарь синонимов

  • Борис Апрель — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Круглов. Борис Апрель (Борис Круглов) На презентации дебютного альбома Инкогнито Основная информация …   Википедия

  • Тюрин, Александр Владимирович — (р. 1962) Рус. прозаик. Родился в Одессе (ныне Украина), окончил Ленинградск. Высш. Инженерно морск. Училище в 1983 г. Работал в системе Морск. Флота. С 1985 г. участвовал в работе семинара молодых фантастов под руководством Бориса Стругацкого.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА ПОСТНЕКЛАССИКА исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как ‘философия тождества’, видящая мир в …   История Философии: Энциклопедия

  • Акция — (или искусство акции) Обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт практик), ПОСТ культуры (см.: ПОСТ ), в которых акцент переносится с результата арт деятельности на ее процесс. Первые А.… …   Энциклопедия культурологии

  • dic.academic.ru

    Значение слова ЭПАТАЖ. Что такое ЭПАТАЖ?

    • ЭПАТА́Ж, -а, м. Скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. — Если он вам что-нибудь страшное изрек — вы ему не верьте! Это — для эпатажа. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

      [Франц. épatage]

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям».

    Источник: Википедия

    • эпатаж

      1. провоцирующее поведение, демонстративные действия, имеющее целью шокировать, поразить публику

    Источник: Викисловарь

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: парусник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное

    kartaslov.ru

    Эпатаж – это… Разбор значения слова и примеры эпатажного поведения

    В статье рассказывается о том, что такое эпатаж, приводятся синонимы этого слова и его роль в различных областях искусства.

    Начало

    В любом человеческом обществе или его слоях постепенно возникают различные нормы морали и поведения. Иногда они навязываются и создаются искусственно, но в любом случае, процесс этот естественный и абсолютно нормальный. Однако, всегда находятся те, кто не считает нужным следовать этим правилам и нормам, к примеру, совершая нечто эпатажное. Но, что это такое, и в чем проявляется подобное поведение? Об этом мы и поговорим в данной статье.

    Определение

    Эпатаж — это некая выходка, которая носит откровенно провокационную форму, или иное поведение шокирующего толка, что противоречит принятым в обществе социальным, моральным, нравственным или иным нормам. Обычно подобное совершается с целью привлечения внимания к отдельно взятой личности, ее творчеству, профессии или чему-то иному. Так что эпатаж – это порой действенный метод для рекламы, и к этому способу часто прибегают маркетологи или люди творческих профессий — художники, дизайнеры, писатели и прочие.

    Если говорить именно об искусстве, то эпатаж наиболее часто свойственен таким его направлениям, как авангардизм и модернизм.

    Происхождение

    Слово это пришло к нам из французского языка, вернее, из одного его жаргонного выражения épatage, что в переводе означает «дать подножку», или «подставить подножку». Во французском языке это слово появилось примерно в первой половине XIX века, в обиход в России вошло примерно тогда же. И кстати, в очень многих языках, в том же английском, аналогов оно не имеет.

    Роль в искусстве

    Изначально понятие эпатажа зародилось в художественной среде, но если говорить о причинах его появления в современном искусстве, то исследователи затрудняются объяснить этот факт. Но все же наиболее популярен эпатаж стал во времена широкого развития модернизма. А вообще, среди искусствоведов принято считать, что классическим проявлениям различных областей искусства эпатаж не свойственен. Однако, по мнению других, это направление зародилось еще в античные времена. Так что теперь нам известен смысл такого направления, как эпатаж, значение слова и его происхождение.

    Некоторые деятели искусства считают, что эпатаж стал неотъемлемой частью современного искусства, поскольку главная его цель — это поразить, взбудоражить зрителей. И в таком случае его ценность прямо пропорциональна силе реакции. Проще говоря, если эпатажная выходка, картина, инсталляция или нечто иное вызвало бурную реакцию (в идеале – скандал), то автор достиг своей цели.

    По другому мнению, эпатаж – это отражение психологического состояния творца. Некое проявление девиантного поведения в силу потери самоопределения, и одновременно поиск новой формы идентификации. В таком случае считается, что эпатажные выходки и творчество — это способ использования нестандартного поведения специально для творчества, поиска новых направлений и самовыражения.

    Наиболее ярко эпатаж стал проявляться во времена расцвета модернизма, чей смысл заключался в отрицании множества устоявшихся канонов и традиций.

    С тем, что это такое, мы разобрались, теперь же рассмотрим несколько примеров этого явления.

    Примеры

    Эпатажные выходки и творения используют множество современных деятелей искусства и просто творческих людей. К примеру, модельеры изготавливают для показов коллекции одежды, которые часто вызывают по большому счету возмущение и негативную реакцию большинства обычных людей. Это купальники из абсолютно прозрачных материалов, мужские костюмы, чей фасон и элементы одежды подчеркнуто женственные, или же иные атрибуты стиля, которые абсолютно нефункциональны в повседневной жизни.

    Если рассматривать примеры шоу-бизнеса, то, наверное, наиболее эпатажной его представительницей можно назвать певицу Леди Гагу. Она постоянно шокирует поклонников своими нарядами, к примеру, платьями из сырого мяса или же иными нарядами несочетаемых цветов и фасонов.

    Также эпатажными выходками отличался знаменитый Сальвадор Дали, — он часто любил гулять по улицам Парижа со своим ручным муравьедом. Согласитесь, довольно необычный выбор домашнего питомца.

    Реклама

    В наше время, когда маркетингу уделяется очень много внимания, создание и выпуск какой-то необычной, эпатажной рекламы — это грамотный ход, который позволяет привлечь внимание. Проще говоря, на фоне стандартных и привычных рекламных телевизионных роликов, уличных плакатов и билбордов, эпатаж – это некая психологическая встряска, действенный метод. Он почти гарантированно приковывает к себе внимание целевой аудитории.

    Эпатаж. Синонимы

    К синонимам этого слова можно причислить следующие: скандальный, шокирующий, необычный, оригинальный.

    Так что мы разобрались с тем, что означает эпатаж, и рассмотрели некоторые примеры такого поведения.

    fb.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о