Эпистемология генетическая – Генетическая эпистемология — психология

Генетическая эпистемология | Psylist.net

Генетическая эпистемология — гносеологическое учение Пиаже, охватывающее очень широкий круг проблем, связанных с исследованием лсихологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно взглядам Ж. Пиаже, эти пролемы группируются по двум основным пересекающимся направлениям: онтогенеческое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики, с другой. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции, т.к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Ж. Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний — как исторически, так и генетически — имеет исходным пунктом состояние относительного эгоцентризма и феноменализма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность объекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т.е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Ж. Пиаже имплицитно связывает это с постулированном критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.

Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что другие науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии». Примером может служить проведенный Ж. Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Словари:

psylist.net

Генетическая эпистемология • ru.knowledgr.com

Генетическая эпистемология — исследование происхождения (происхождение) знания (эпистемология). Дисциплина была установлена Жаном Пиаже.

Цели

Цель генетической эпистемологии состоит в том, чтобы связать законность знания к модели ее строительства. Это показывает что, как знание было получено влияние, насколько действительный это. Например, наш опыт силы тяжести делает наше знание из него более действительным, чем наша теория о черных дырах. Генетическая эпистемология также объясняет процесс того, как люди развиваются познавательно с рождения в течение их жизней на четырех основных стадиях: сенсорно-двигательный (рождение, чтобы стареть 2), предпусковой (2-7), бетон, готовый к эксплуатации (7-11), и формальный готовый к эксплуатации (11 лет вперед). Главный центр находится в младшие годы развития. происходит, когда восприятие нового события или объекта происходит с учеником в существующей схеме и обычно используется в контексте самомотивации. В Жилье каждый приспосабливает события согласно результату задач. Самая высокая форма развития — уравновешивание. Уравновешивание охватывает и ассимиляцию и жилье, когда ученик изменяется, как они думают, чтобы получить лучший ответ. Это — верхний уровень развития.

На английском языке генетика относится к наследственности. Терминология ‘теория развития знания’, возможно, лучше. Пиаже полагал, что знание — биологическая функция, которая следует из действий человека через изменение. Он также заявил, что знание состоит из структур и появляется адаптацией этих структур с окружающей средой.

Генетическая эпистемология Пиаже промежуточная между формальной логической и диалектической логикой. Генетическая эпистемология Пиаже на полпути между объективным идеализмом и материализмом.

Теория схемы Пиаже

  1. Мысль проходит через серию этапов развития; на каждой стадии там применяет формальную логику на определенной стадии дифференцирования, которое может быть характеризовано алгеброй, в которой точно такой-то и такой-то математическая структура применяется, соответствуя аксиомам логики на той стадии; эта логика проявлена сначала в действиях, затем на относительно ранней стадии в сенсорно-двигательных операциях (в определенном математическом значении слова, в противоположность «действиям», которые эквивалентны отношениям, но еще математическим операциям), и наконец в операциях, которые выражают мысли, сознательную целеустремленную деятельность.
  2. Материальным основанием для перехода от сенсорно-двигательной разведки до представления и от представления до концептуальной мысли является interiorisation практической деятельности.
  3. Последовательные стадии понятий, проявленных в развитии ребенка, подразумевают отношения вычитания в математической логике и в развитии размышления в других самолетах развития, такой как в истории науки и истории знания в антропологической области.

Пиаже привлекает полный спектр современного математического знания, обширную эмпирическую основу наблюдения за приобретением знаний очень маленькими детьми, созданными в его институте и сообщениях о наблюдениях за детьми старшего возраста и общих знаниях о развитии знания в истории.

(1) С точки зрения диалектической логики мы должны согласиться, что в каждом этапе развития, в каждом «определении Абсолюта» в терминологии Гегеля, формальная логика применима. Доказательство Пиаже этого поразительно, и его демонстрация того, как этапы развития в ребенке думали, проходят через определенный ряд, который является дедуктивным в определенном смысле с точки зрения математики, оригинально и глубок.

Однако с точки зрения понимания развития (и это — точка зрения Пиаже), то, что важно, не является определением каждой стадии, но перехода от одного до следующего; и для этого необходимо продемонстрировать внутреннее противоречие в пределах логики того самолета.

Так как Пиаже привлекает математическую логику, более развитую, чем, что было известно Гегелю, будет необходимо исследовать эти структуры, чтобы видеть, оказывается ли это спекулятивное суждение, действительно.

(2) Понятие interiorisation — действительно основание материалистического представления о развитии мысли. Однако Пиаже, поскольку профессиональный ребенок-психолог становится жертвой объективного идеализма любого профессионала подъема предмета его особой профессии от того, чтобы быть аспектом материального мира к тому, чтобы быть его владельцем. [Обвинение объективного идеализма квалифицировано, поскольку Пиаже довольно однозначен, что отношения, задуманные в мысли, существуют объективно в материальном мире].

Таким образом, так как его тело авторитетной эмпирической работы относительно раннего развития детства, он налагает схему, соответствующую этому получеловеческому существу на юном развитии, размышляет о его возможном отражении в антропологическом развитии и путает его с историей развития науки и философии. Я говорю, «путает», потому что Пиаже знает, что его схемы, кажется, не применяются в этой области. В этом смысле обвинение объективного идеализма казалось бы несправедливым, но от смешивания он не идет далее и ищет значение этого отсутствия корреспонденции, но стремится минимизировать его.

Сосредотачиваясь на раннем детстве (поскольку действительно он должен; это — его профессия, и его институт внес обширное тело эмпирического материала), Пиаже видит то, что биологически (зоологически?) человек, но не, что является в социальном отношении (исторически) человеческим, и человечество, чрезвычайно социальный, в конце концов.

(3) На плюс сторона, нужно сказать, что Пиаже имеет дело раз и навсегда с любой идеей врожденной разведки и делает полностью убедительным перспектива полностью генетического (т.е. развития) разработка разведки, принимая только животные инстинкты, такие как схватывание и всасывание и сенсорно-двигательное «оборудование», способное к отражению высоко развитых отношений.

Слабость в теории Пиаже могла быть то, что нет доказательства в как переходы от одной стадии до следующего. Кто-то может прогрессировать от одной стадии вперед, но вернуться назад, и затем продвинуться снова?

Типы знания

Пиаже предлагает три типа знания: физическое, логическое математическое, и социальное знание.

Физическое знание: Это относится к знанию, связанному с объектами в мире, который может быть приобретен через перцепционные свойства. Приобретение физического знания приравнивалось к изучению в теории Пиаже (Грюбер и Вонеч, 1995). Другими словами, мысль пригодна непосредственно испытать.

«Пиаже также назвал свой конструктивизм представления, потому что он твердо полагал, что приобретение знаний — процесс непрерывного самостроительства. Таким образом, Знание не там, внешнее ребенку и ждущий, чтобы быть обнаруженным. Но, и при этом это полностью не выполнено в пределах ребенка, готового появиться, поскольку ребенок развивается с миром, окружающим ее… Пиаже полагал, что дети активно приближаются к своей среде и приобретают знание посредством их действий».

«Пиаже различил среди трех типов знания, что дети приобретают: Физическое, логически-математическое, и социальное знание. Физическое знание, также названное эмпирическим знанием, имеет отношение к знанию об объектах в мире, который может быть получен через их перцепционные свойства… Логически-математическое знание абстрактно и должно быть изобретено, но посредством действий на объектах, которые существенно отличаются от тех действий, позволяющих физическое знание…. Социальное Знание определенное для культуры и может быть изучено только от других людей в пределах культурной группы».

См. также

  • Конструктивистская эпистемология
  • Эволюционная эпистемология
  • Теория обучения
  • Изучение стилей
  • Образовательная психология
  • Теория когнитивного развития
  • Ontogeny резюмирует филогению
  • Общая семантика

Примечания


ru.knowledgr.com

генетическая эпистемология

        ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. genetikos — относящийся к рождению, происхождению; episteme — знание и logos — слово, учение) — концепция швейцарского психолога Ж. Пиаже, разработанная им в начале 50-х гг. 20 в. в результате осмысления и обобщения его исследований в области психологии и логики мышления, проведенных в 20-е — 40-е гг. Впервые в полном виде эта концепция была изложена в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию» (Piaget J. Introduction a Fepistemologie genetique. Paris, 1950. Vol. I—III).

        С точки зрения Пиаже, имевшие место попытки построить научную эпистемологию не привели к положительному результату потому, что они исходили из статической точки зрения на познание. Только генетический и историко-критический поход к пониманию знания может привести к научной эпистемологии. Г. э., по замыслу Пиаже, должна исходить из результатов экспериментальных психологических исследований и вместе с тем обобщать факты истории мысли. При этом в построении теории должны применяться методы современной логики и математики. Для разработки Г. э. в 1955 был создан «Международный Центр по генетической эпистемологии», в работе которого принимали активное участие европейские и американские психологи, логики, специалисты по математической лингвистике, кибернетике и др.

        Новый интерес к концепции Пиаже появился в 70-е — 90-е гг. 20 в. в связи с идеей У Куайна о «натурализованной эпистемологии» и развитием исследований познавательной деятельности в рамках

когнитивной науки.

        Интеллект понимается в концепции Пиаже как определенная форма когнитивного аспекта поведения, функциональное назначение которого — структурирование отношений между средой и организмом. Интеллект обладает адаптивной природой. Адаптация при этом понимается как равновесие между ассимиляцией (или усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (или приспособлением этих схем к определенной ситуации). Интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта; ее элементы — операции — представляют собой интериоризованные действия, которые только в том случае оказываются операциями, когда они координируются между собой, образуя обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. Пиаже выделяет четыре основные стадии развития мышления: сенсомоторную, дооперационального интеллекта, конкретных операций и формальных операций. На первых двух стадиях у ребенка отсутствуют обратимые операции и понятия сохранения, характерные для двух последующих стадий. Интеллект, по П., можно определить как прогрессирующую обратимость мобильных психических структур. Высшая стадия развития интеллекта — стадия формальных операций — завершает генезис интеллекта. Она достигается ребенком в возрасте 12—15 лет и характеризуется способностью мыслить гипотетико-дедуктивно, теоретически. На этой стадии субъект может оперировать как

объектами, так и высказываниями. Развитие познания, считает Пиаже, ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным по отношению к изменяющимся условиям опыта и к позиции субъекта в отношении объекта. На этом пути он приходит к мысли о возможности применения теории инвариантов (в частности, математической теории групп) к изучению процессов познания. Познавательные структуры, складывающиеся на различных стадиях развития интеллекта, Пиаже математически представляет в виде структур, в том числе и структур логики (в этой связи он разрабатывает собственную операторную логику). Инвариант структуры преобразований является знанием об объекте, выступающем в разных перспективах. Пиаже считает, что возникновение инварианта связано с уравновешиванием операций между собой и, как следствие этого, с равновесием субъекта и объекта. При этом равновесие понимается Пиаже не как баланс сил в состоянии покоя, а как максимальное значение деятельности субъекта, компенсирующей определенные внешние изменения.

        В.А. Лекторский

        В Г. э. проводится параллель между развитием представлений о мире у ребенка и в рамках различных научных дисциплин. Прогресс научных понятий, с точки зрения Г. э., происходит в двух основных направлениях: от феноменализма к конструктивизму, т.е. по пути замены понятий, связанных с непосредственно наблюдаемыми феноменами, понятиями — теоретическими конструктами; и от эгоцентризма к рефлексивности, т.е. в направлении осознания познавательной позиции исследователя. Так, древнегреческая математика была феноменалистической, поскольку трактовала числа как свойства предметов реального мира и понимала геометрию как науку об измерении земного пространства. Постепенно, однако, в математику были введены объекты, все более удаляющиеся от реального мира и представляющие собой теоретические

конструкты, такие как дробные, отрицательные, иррациональные и мнимые числа. Аналогичным образом в геометрии были введены представления о различных неевклидовых пространствах, которые не соответствуют пространству физического мира. Прогресс в направлении рефлексивности проявляется в исследованиях оснований математики и математической логики. Сходные феномены наблюдаются в развитии астрономических воззрений (от геоцентрической системы через гелиоцентрическую к релятивистской), физики (напр., в отношении понятия силы) и т. д.

        Общая картина познания, как ее рисует Г. э., состоит в том, что субъект активно конструирует картину мира, координируя между собой отдельные познавательные акты и постоянно расширяя поле применения этих актов.

        Д.В. Ушаков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки


предыдущие статьи

последующие статьи

mirznanii.com

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — Большой психологический словарь

(англ. genetic epistemology) — гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики — с др. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см.

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний — как исторически, так и генетически — имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.

Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что др. науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии» (см.

ПСИХОЛОГИЗМ). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

gufo.me

Психологическая энциклопедия — значение слова Генетическая Эпистемология

(англ. genetic epistemology) — гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики — с др. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний — как исторически, так и генетически — имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что др. науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии» (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Смотреть значение Генетическая Эпистемология в других словарях

Генетическая Теория Преступности — — концепция, рассматривающая в качестве одной из причин преступности хромосомные нарушения у человека, которые ведут к психопатизации и, как следствие, криминализируют личность.
Юридический словарь

Ассимиляция Генетическая — (син. канализация признака) явление, заключающееся в том, что ненаследственный признак, проявляющийся под воздействием некоторых внешних условий, в результате изменения……..
Большой медицинский словарь

Генетическая Инженерия — раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов с помощью генетических и биохим. методов………
Словарь микробиологии

Генетическая Карта — схема, указывающая на число и последовательность расположения генов в хромосомах, сайтов рестрикции геномов. Знание Г. к. позволяет планировать работу по получению……..
Словарь микробиологии

Генетическая Инженерия — см. Генная инженерия.
Большой медицинский словарь

Генетическая Информация — (син. наследственная информация) информация о строении и функциях организма, заложенная в совокупности генов.
Большой медицинский словарь

Генетическая Карта — см. Хромосомная карта.
Большой медицинский словарь

Генетическая Трансформация — перенос генетической информации от одного штамма бактерий (или от одного организма) к другому штамму (или организму) посредством выделенных препаратов ДНК.
Большой медицинский словарь

Генетическая Дактилоскопия — (генетические «отпечатки»), судебная практика, предложенная Алеком ДЖЕФФРЕЙСОМ, основанная на том, что посредством генетической информации, заложенной в ДНК каждой……..
Научно-технический энциклопедический словарь

Доза Генетическая Для Популяции — Д., которая создала бы такую же генетическую нагрузку на всю популяцию, как и фактические Д., полученные отдельными лицами, если бы она была получена каждым человеком……..
Большой медицинский словарь

Конституция Генетическая — см. Генотип.
Большой медицинский словарь

Генетическая Инженерия — (генная инженерия) — методы молекулярной биологии игенетики, связанные с целенаправленным конструированием новых, несуществующих в природе сочетаний генов. Возникла……..
Большой энциклопедический словарь

Генетическая Информация — получаемые от предков и заложенные внаследственных структурах организмов в виде совокупности генов программы осоставе, строении и характере обмена составляющих организм веществ.
Большой энциклопедический словарь

Генетическая Лаборатория — им. И. В. Мичурина Центральная (ЦГЛ) РАСХН -основана в 1934 на базе питомника, заложенного в 1875 (Мичуринск).Разработка методов выведения сортов плодовых культур, селекционные идругие работы.
Большой энциклопедический словарь

Радиочувствительность Генетическая — P., выражаемая числом мутаций, индуцируемых дозой в 1 рад за одно поколение в расчете на один геном.
Большой медицинский словарь

Генетическая Инженерия — г е нная инженерия, раздел мол. генетики, связанный с целенаправленным созданием in vitro новых комбинаций генетич. материала, способного размножаться в клетке-хозяине……..
Биологический энциклопедический словарь

Генетическая Информация — информация о свойствах организма, к-рая передаётся по наследству. Г. и. записана последовательностью нуклеотидов молекул нуклеиновых к-т (ДНК, у нек-рых вирусов также……..
Биологический энциклопедический словарь

Генетическая Карта Хромосомы — схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления. Для составления Г. к. х. необходимо выявление мн. мутантных генов и проведение многочисл. скрещиваний………
Биологический энциклопедический словарь

Генетическая Несовместимость — невозможность слияния функционально нормальных гамет у высших растений или как гамет, так и вегетативных клеток у грибов и водорослей. Является одной из форм репродуктивной……..
Биологический энциклопедический словарь

Ассимиля́ция Генети́ческая — (син. канализация признака)
явление, заключающееся в том, что ненаследственный признак, проявляющийся под воздействием некоторых внешних условий, в результате изменения……..
Медицинская энциклопедия

Генети́ческая Информа́ция — (син. наследственная информация)
информация о строении и функциях организма, заложенная в совокупности генов.
Медицинская энциклопедия

Генети́ческая Ка́рта — см. Хромосомная карта.
Медицинская энциклопедия

Генети́ческая Трансформа́ция — перенос генетической информации от одного штамма бактерий (или от одного организма) к другому штамму (или организму) посредством выделенных препаратов ДНК.
Медицинская энциклопедия

Генетическая Инженерия — I
Генети́ческая инжене́рия
направление исследований в молекулярной биологии и генетике, конечной целью которых является получение с помощью лабораторных приемов……..
Медицинская энциклопедия

Инженерия Генетическая (genetic Engineering), Днктехнология Рекомбинантная (recombinant Dna Technolo — методы изменения признаков, присущих одному организму, путем введения в его молекулы ДНК генов из другого организма. Такая измененная ДНК (она называется рекомбинантная……..
Медицинский словарь

Консультация Генетическая (genetic Counselling) — консультация, во время которой врач рассказывает больному и членам его семьи о природе и наличии у них возможных наследственных заболеваний, о том, какова вероятность……..
Медицинский словарь

Генетическая Социология — — направление, оформившееся в России под влиянием  М. М. Ковалевского: изучение зарождения, становления и развития наиболее устойчивых социальных образований (рода,……..
Социологический словарь

Генетическая Структура Населения — — англ. structure of population, genetic; нем. Bevolkerungsstruktur, genetische. Соотношение в составе населения между уроженцами данной местности, коренными жителями (автохтоны)  и некоренными (аллохтоны) .
Социологический словарь

Гносеология, Эпистемология — — теория познания, изучение закономерностей и возможностей познания, отношение знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени……..
Философский словарь

Прагматическая Эпистемология — — система  методологии, центральными принципами которой выступали операционализм,  квантификация  и бихевиоризм  (Дж. Ландберг).
Социологический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Генетическая эпистемология и генетическая психология.


⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 33Следующая ⇒

3. Теория интеллекта.
[358]

Введение. Ж. Пиаже и его работа. [359]

Жан Пиаже родился 9.09.1896г. в Невшателе (Швейцария). С детства он увлекался биологией. В 1915 г. Пиаже становится бакалавром, а в 1918 г. – доктором естественных наук. В том же 1918 г. Пиаже покидает Невшатель и начинает заниматься психологией. В Высшей Парижской школе ему предлагают заняться стандартизацией тестов на способность рассуждать у детей. Эта работа его увлекает и в течение дальнейшего времени он изучает речь, причины мышления, моральные суждения у детей. В своих теоретических построениях Пиаже соприкасается с последователями гештальт-психологии, с психоанализом; позднее его идеи послужат отправной точкой для работ когнитивных психологов.

Цель Пиаже как ученого состояла в отыскании структурных целых, отличающихся большой абстрактностью и общностью, характеризующих интеллект на разных уровнях его развития[360] .

Какими методами пользовался Пиаже для реализации этой научной цели? Их несколько – самое большое место занимает наблюдение за поведением ребенка безо всякого экспериментального вмешательства. Однако применялось и экспериментальное вмешательство в деятельность ребенка в той или иной форме – от введения в спонтанную активность ребенка определенного раздражителя до организации поведения с помощью раздражителя, подаваемого экспериментатором.

Во многих, особенно ранних работах Пиаже, и раздражители, и реакции, которые они вызывали у детей, были целиком вербальными, а содержание общения относилось к предметам и событиям, отсутствующим в данной ситуации. Интервью было главным методом получения данных. Например, интервьюер обсуждал с ребенком то, что происходит со струей воздуха, выходящей из проколотого воздушного шарика. В других вариантах эксперимента ребенок сам проводил преобразования с предметом и обсуждал их в ходе интервью с экспериментатором, например, лепил колбаски из пластилина и т.д.

Ситуации были не порождением спонтанной активности ребенка, а возникали как задача экспериментатора, на которую ребенок должен был реагировать. Сама ситуация взаимодействия ребенка и экспериментатора только на первых порах организуется задачей, дольше ее развитие является реакцией экспериментатора на реакцию ребенка. Нет ни одного ребенка, который получил бы в точности те же воздействия, что и какой-нибудь другой ребенок.

Сам Пиаже называл свою экспериментальную технику клиническим методом.[361] Он имеет много общего с диагностической и терапевтической беседой, с проективными тестами и интервью. Основная характеристика этого метода сводится к адекватному реагированию взрослого-экспериментатора на предмет взаимодействия с ребенком и учетом позиции ребенка и своей собственной.[362] Для Пиаже решение психометрических задач не входило в его научные интересы, его больше привлекало описание и объяснение разнообразных интеллектуальных структур, которыми обладают дети на разных уровнях развития.

Для Пиаже незначима статистическая обработка результатов. Как правило, она очень ограничена или не приводится в его работах вовсе. Вместо “доказательных” цифр Пиаже оперирует фактами и их глубокой интерпретацией при исследовании познавательных структур, возникающих в онтогенезе.

Генетическая эпистемология и генетическая психология.[363]

Генетическая эпистемология – в самом широком и общем смысле это исследование механизмов, с помощью которых вырастает совокупность наших знаний (теория познания в общем плане). Пиаже рассматривает генетическую эпистемологию как прикладную генетическую психологию. Его собственные практические данные по генетической психологии он применяет не к проблемам воспитания детей, а к вопросам получения научных знаний. Генетическая эпистемология конструируется, таким образом, как междисциплинарная область исследований, обобщающая данные: а) психологии формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка; б) логического анализа современной структуры научного знания; в) истории развития основных научных понятий.
[364]

Основываясь на результатах собственных исследований, Пиаже сформулировал теорию формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка. С его точки зрения этот процесс подразделяется на стадии, качественное сходство и различие которых служат ориентирами при изучении всего процесса развития. Основные критерии этих стадий:
[365]

1. реальность – интеллектуальное развитие действительно обнаруживает достаточную качественную разнородность, которая позволяет выделить отдельные стадии;

2. неизменная последовательность стадий – стадии возникают в ходе интеллектуального развития в неизменном и постоянном порядке или последовательности. Хотя эта последовательность неизменна, возраст, в котором каждая стадия проявляется, может очень значительно варьировать. Не каждый человек достигает конечной стадии развития. Более того, взрослый человек обнаруживает зрелое мышление в области только того содержания, в котором он был социализирован.

3. Иерархичность стадий – структуры, свойственные ранним стадиям, вливаются, или включаются, в структуры, свойственный последующим стадиям. Поэтому формирование первых необходимо для складывания последних.

4. Целостность – свойства структуры, определяющей данную стадию развития, должны составлять единое целое.

5. Подготовка и реализация – каждая стадия имеет период первоначальной подготовки и период реализации. В подготовительном периоде структуры, которые определяют данную стадию, находятся в процессе формирования и организации. Во время периода реализации эти структуры образуют организованное и устойчивое целое. [366]

Таким образом, процесс развития оказался совсем не однородным во всех своих пунктах. Некоторые периоды развития индивида в отношении своих структурных качеств являются более устойчивыми и целостными, чем другие.

 

Важнейшая черта стадиального развития интеллекта, описанная Пиаже, связана с явлениями горизонтального и вертикального декаляжа. [367] Декаляж — повторение интеллектуального действия. [368] Горизонтальный декаляж – это повторение явления на одной и той же стадии развития.[369] ; но так как стадия представляет собой неоднородный поток, то повторение не может быть тождественным самому себе в разные моменты времени[370] , оно будет содержать новые элементы, не исключающие и не искажающие прежних. По сути, горизонтальный декаляж – это перенос освоенной структуры интеллекта для решения большого число разнообразных задач. Данное понятие связано с наличием в жизни интеллекта устойчивых образований, сохраняющих и уточняющих картину мира человека на протяжении его индивидуальной истории.

 

Вертикальный декаляж – это повторение интеллектуальных структур на различных стадиях развития. [371] Данные структуры обладают формальным сходством, похожи и содержания, к которым они применяются, но уровень функционирования совершенно различный. Вертикальный декаляж позволяет находить единство во всех стадиях развития интеллекта, несмотря на видимые различия между ними.

 

Эти два процесса – горизонтальный и вертикальный декаляж являются взаимно дополняющими друг друга во времени жизни человека с точки зрения эффективности решения ими разных задач. [372]

Пиаже пытается связать между собой не только различные периоды развития интеллекта, но и различные области знания, показать, как данная дисциплина опирается на другие, и, в свою очередь, поддерживает их. Основное положение теории Пиаже насчет отношений между главными науками состоит в том, что они образуют в совокупности не ту или иную иерархию линейной формы, но круговую структуру. Линия взаимоотношений начинается с математики и логики, продолжается к физике и химии, затем к биологии, психологии и социологии, а затем вновь к математике.[373] Подобно тому, как при переходе с одной стадии развития интеллекта на другую, более высокую, структуры, сформировавшиеся на первой стадии, включаются в состав второй; научные положения, возникающие в ходе развития любой из наук цикла Пиаже, ложатся в основу развития следующих наук и так далее.

При анализе формирования основных научных понятий “прикладной генетический аспект” выступает особенно ярко. Пиаже берет из данной научной области некоторые понятия, например, силу из физики, и анализирует, как научное значение этого понятия изменялось с ходом истории. Затем он пытается провести существенные параллели между исторической и онтогенетической эволюцией этого понятия; например, в обоих случаях происходит освобождение от эгоцентрических связей, уходящих корнями в субъективное переживание телесного усилия и приходящие взамен концепции, независимые от личности познающего индивида.

Общая стратегия состоит в применении конструкций генетической теории к историческому процессу, причем этот процесс принимает форму эволюции, происходящей в умах ряда взрослых исследователей и принимающей ту же форму, что и эволюция внутри одного детского ума. Следовательно, онтогенез повторят историю. Каждая эволюция начинается с относительного эгоцентризма и феноменологизма. Затем на смену феноменологизму приходит конструктивизм, а на смену эгоцентризму – размышление (рефлексия).

 

Теория интеллекта.[374]

Пиаже считал, что каждая теория интеллекта должна исходить из некоторого основного понимания его сущности. Что такое интеллект, который мы изучаем? Поиски определения понятия интеллект должны начинаться с поисков еще более фундаментальных процессов, на основе которых возникает интеллект, и сходство с которыми он всегда сохраняет.

По мнению Пиаже, эти фундаментальные основы интеллекта являются биологическими. Функционирование интеллекта представляет собой особую форму биологической деятельности[375] и вследствие этого обладает свойствами, общими с той исходной деятельностью, из которой оно возникло. Интеллект имеет биологическое происхождение, и это происхождение определяет его существенные черты. Эти черты следующие:

 

1. Биологические структуры определяет круг объектов, над которыми может оперировать интеллект.[376] Интеллект связан с биологией, потому что унаследованные организмом биологические структуры определяют, какое содержание мы можем воспринять непосредственно. Подобные биологические ограничения влияют на построение основных логических понятий. Можно утверждать поэтому, что между основными особенностями физиологических и анатомических структур и интеллектом имеется внутренняя связь. Но человек способен преодолевать это ограничения.

2. Человек “получает по наследству” способ функционирования интеллекта, то способ, которым мы осуществляем наши взаимодействия с окружающей средой. Данный способ функционирования интеллекта:

•порождает познавательные структуры;

•остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

Основные качества, являющиеся неизменными на протяжении всей жизни человека, это организация и адаптация. Организация как инварианта проявляется как нечто целое, как система взаимоотношений между элементами. Это же относится и к развитию, которое представляет собой нечто целое, имеющее свою цель, и средства, которые ему подчинены, то есть организация познавательной деятельности подчиняется развитию. Адаптация – это процесс, при котором взаимный обмен между организмом и средой приводит к изменению организма. Причем это изменение усиливает дальнейшие акты обмена и благоприятствует сохранению организма. Вся живая материя приспосабливается к окружающей среде и обладает организационными свойствами, позволяющими осуществить адаптацию. Любая форма адаптации включает в себя два различных компонента: ассимиляцию (изменение элементов внешней среды для последующего включения их в структуру организма) и аккомодацию (приспособление организма к особенностям элементов внешней среды).

Функционирование интеллекта можно охарактеризовать через те же инварианты, которые свойственны и более элементарным биологическим процессам. Что отличает познавательную адаптацию от биологической? Познавательная ассимиляция предполагает, что каждая встреча познания с внешним объектом обязательно предполагает некоторое познавательное структурирование(или воссоздание структуры) этого объекта в соответствии с характером наличной интеллектуальной организации индивида. Каждое действие интеллекта предполагает наличие толкования какой-то части реального мира, уподобление ее некоторой системе значений, входящей в познавательную организацию субъекта. И в случае биологической, и в случае познавательной ассимиляции основное содержание процесса сводится к “подтягиванию” реального процесса к шаблону структуры, имеющейся у индивида на данный момент.

Аккомодация в познавательном процессе заключается в способности индивида схватывать основные свойства познаваемого объекта, приспособление “интеллектуальных рецепторов” к противостоящим им реальным формам.

Никогда в познавательном процессе не встречается ни “чистая” ассимиляция, ни “чистая” аккомодация. Интеллектуальные акты всегда предполагают наличие обоих компонентов процесса адаптации.

Функциональные характеристики механизмов ассимиляции и аккомодации обеспечивают возможность познавательных изменений по целому ряду причин. Акты аккомодации постоянно распространяются на новые объекты окружающей среды. Это ведет к ассимиляции новых объектов. Этот процесс постоянного внутреннего обновления, по Пиаже, является важным источником познавательного прогресса.

Познавательный прогресс осуществляется медленно и постепенно. Организм способен ассимилировать только те объекты, которые могли быть усвоены на основе, подготовленной прошлыми ассимиляциями. Должна иметься в наличии уже готовая система значений, достаточно развитая, чтобы воспринять новые объекты.

Для младенца существует недифференцированность ассимиляции и адаптации; объект и его деятельность неразделимы в переживании, он не различает свои действия, реальные события и реальные объекты. Это исходное состояние недифференцированности и одновременно антагонизма между функциональными инвариантами Пиаже назвал эгоцентризмом. Более широкую известность оно получило как эгоцентрическая позиция, которая предполагает наличие только одной точки зрения и не включает в сферу осознания человека даже возможности существования других точек зрения.

Познание возникает в этой точке недифференцированности на стыке “Я” и объекта и распространяется из нее на собственное “Я” и на объекты. Другими словами, интеллект начинает свое существование с познания взаимодействия человека и вещи через распространение к полюсам этого взаимодействия – человеку и предмету, организуя при этом самого себя и организуя мир.

В процессе развития эгоцентризм снова и снова появляется в разных формах, хотя одновременно происходит и противоположное явление – реалистическое познание самого себя и объективация внешней действительности. Этот двойственный процесс на всех стадиях развития представляет неразрывное целое.

Для Пиаже идеалом, к которому стремится интеллект, является та или иная форма равновесия между парными инвариантами ассимиляции и аккомодации. Познающий организм на любом уровне развития – это чрезвычайно активное действующее лицо, которое всегда встречает воздействия окружающей среды и конструирует свой мир, ассимилируя его на основе имеющихся у него схем и аккомодируя эти схемы к его требованиям.

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.[377]

Вопросы лекции:

1. Предпосылки возникновения когнитивной психологии.
[378]


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

генетическая эпистемология это что такое генетическая эпистемология: определение — Философия.НЭС

эпистемология генетическая

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — дисциплина, имеющая целью исследование закономерностей роста и развития человеческих знаний. Создана Ж. Пиаже. В основанном им в 1955 в Женеве Центре Э. г. сотрудничали психологи, логики, математики, стремясь свести воедино данные психологии развития интеллекта и исследований развития научных понятий. В Э. г. проводится параллель между развитием представлений о мире у ребенка и видоизменением понятий в рамках различных научных дисциплин. Прогресс научных понятий, с точки зрения Э. г., происходит в д в у х основных направлениях: 1) от феноменализма к конструктивизму, т.е. по пути замены понятий, связанных с непосредственно наблюдаемыми феноменами, понятиями — теоретическими конструктами, и 2) от эгоцентризма к рефлексивности, т.е. в направлении осознания познавательной позиции исследователя. Так, древнегреч. математика была феноменалистической, поскольку трактовала числа как свойства предметов реального мира и понимала геометрию как науку об измерении земного пространства. Постепенно, однако, в математику были введены объекты, все более удаляющиеся от реального мира и представляющие собой такие теоретические конструкты, как дробные, отрицательные, иррациональные и мнимые числа. Аналогичным образом в геометрии были введены представления о различных неэвклидовых пространствах, которые не соответствуют пространству физического мира. Прогресс в направлении рефлексивности проявляется в исследованиях оснований математики и математической логики. Сходные феномены наблюдаются в развитии астрономических воззрений (от геоцентрической системы через гелиоцентрическую к релятивистской), физики (напр., в отношении понятия силы) и т.д. Общая картина познания, как ее рисует Э. г., состоит в том, что субъект активно конструирует картину мира, координируя между собой отдельные познавательные акты и постоянно расширяя поле применения этих актов. Как направление в методологии науки Э. г. противостоит таким подходам, как логический позитивизм, критический рационализм К. Поппера или теория научных революций Т. Куна.         Д.В. Ушаков

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

генетическая эпистемология

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. genetikos — относящийся к рождению, происхождению; episteme — знание и logos — слово, учение) — концепция швейцарского психолога Ж. Пиаже, разработанная им в начале 50-х гг. 20 в. в результате осмысления и обобщения его исследований в области психологии и логики мышления, проведенных в 20-е — 40-е гг. Впервые в полном виде эта концепция была изложена в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию» (Piaget J. Introduction a Fepistemologie genetique. Paris, 1950. Vol. I—III).         С точки зрения Пиаже, имевшие место попытки построить научную эпистемологию не привели к положительному результату потому, что они исходили из статической точки зрения на познание. Только генетический и историко-критический поход к пониманию знания может привести к научной эпистемологии. Г. э., по замыслу Пиаже, должна исходить из результатов экспериментальных психологических исследований и вместе с тем обобщать факты истории мысли. При этом в построении теории должны применяться методы современной логики и математики. Для разработки Г. э. в 1955 был создан «Международный Центр по генетической эпистемологии», в работе которого принимали активное участие европейские и американские психологи, логики, специалисты по математической лингвистике, кибернетике и др

terme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *