Эпоха просвещения жан жак руссо: Жан Жак Руссо, писатель и мыслитель эпохи Просвещения

Содержание

Эпоха Просвещения. Французские просветители: Вольтер, Монтескьё, Руссо

Просвещение зародилось в Англии, но популярность просветительские идеи получили именно благодаря французам, которые распространили их на остальной мир. Давайте обсудим три главных персоны французского просвещения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Николай Могилевский

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО

Начнем с Вольтера.

👨‍🦳 Настоящее имя Вольтера — Франсуа Мари Аруэ. Он начал свою литературную деятельность в возрасте 20 лет и занимался ей больше 60 лет до конца жизни.

👈 Он писал произведения разных жанров: исторические, политические, драматические, философские, сатирические, поэтические и другие. Все его произведения объединялись изящным и легким языком, беспощадной иронией и желанием низвергать старые авторитеты в духе Просвещения.

😬 Именно благодаря сатирическому характеру своих произведений Вольтер дважды побывал в тюрьме. Первый раз он оказался в там за злую сатиру на герцога Орлеанского и его дочь, а второй раз его заподозрили в сатирическом стихотворении о смерти Людовика XIV. По тем же причинам Вольтера несколько раз высылали с Франции.

⛪️ Кроме королевской власти, Вольтер резко высказывался и о церковном устройстве, хоть и получил церковное образование в колледже Иезуитов. Несмотря на то что, о Вольтере писали как об атеисте и богоборце, на самом деле он признавал личные отношения человека с Богом и этику как данный Богом нравственный закон, который управляет семейной и общественной жизнью.

🙅‍♂️ Вольтер боролся с церковью как с институтом. Все догматы и обряды он считал искусственными и требовал упразднить, так как церковь, по его мнению, держала невежественный народ в повиновении.

👑 Вольтер не был и республиканцем, вопреки распространенному мнению. На самом деле, он был сторонником абсолютной монархии и дружил и переписывался со многими европейскими государями (и от многих из них принимал деньги в пользу поддержки своей просветительской деятельности).

🧐 В его политических взглядах абсолютный монарх должен быть «философом на троне» и должен окружить себя такими же философами. Только это гарантировало бы справедливость и полезность распоряжений монаршей власти.

🤴 В социальном плане Вольтер выступал защитником прав дворянства, поскольку считал его более высокоразвитой частью общества, и желал только искоренить злоупотребление дворян своим положением.

✏️ Вольтера иногда называют «фернейский философ», так как последние годы жизни он провел в своем поместье в Фернее на берегу Женевского озера.

1. Вольтер
2. Дом Вольтера в Фернее

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Вторым важным именем французской просветительской деятельности был Шарль Монтескье.

👨‍🦳 Полное имя философа — Шарль Луи де Секонда, барон де Ла-Бред и де Монтескье. Он был юристом и членом парламента Бордо (судебного органа Франции) и начал писать только в возрасте 40 лет.

✉️

Его первое произведение «Персидские письма» получило большую популярность. В 18 веке был популярен сам жанр романа в письмах.

🦊 В своей книге Монтескье использует очень удобный способ высмеять французскую реальность в обход цензуры: он собирает книгу как бы из писем персов, путешествующих по Европе, и уже с их стороны высмеивает разных высокопоставленных лиц французской администрации, иезуитов, инквизиторов и других.

📖 Самое знаменитое произведение Монтескье — «Дух законов». Эта книга лежала на столах практически всех европейских государей, включая Екатерину II.

🤔 Там Монтескье излагает идею, что не всем странам подходят одинаковые формы правления. Устройство государства должно приспособляться к условиям климата и почвы, религии, характеру и степени развития народа.

👍 Сам Монтескье считал республику лучшей формой государственного управления,

поскольку она привлекает всех граждан к участию в правлении. Но по Монтескье, для применения республики на практике необходима всеобщая развитость граждан и их готовность участвовать в управлении страной.

👑 В современных ему государствах таких условий не было, поэтому он считал конституционную монархию лучшей из реальных форм правления. Так исполнительная власть находится в руках монарха, а законодательная власть и право устанавливать налоги — у выбранных народных представителей.

При этом Монтескье развивал идею Локка, что эти две власти разделены и ограничивают друг друга, а суд существует отдельно, независимо от администрации. Таким образом Монтескье отчасти обосновал современное устройство государства.

Шарль Монтескье

Жан-Жак Руссо — самый известный из французских просветителей.

🌳 Руссо был швейцарцем. Он рано лишился родителей, прожил тяжелую и бедную молодость и своей бедности стыдился, поэтому избегал людей и много времени проводил на природе, любовь к которой проглядывает во всех его произведениях.

🎼 Известность Руссо принес случай. Он пришел в Париж в попытке заработать денег и устроился переписываетелем нот — человеком, который делает много копий с одной нотной записи музыкального произведения. Во время работы Руссо узнал, что Дижонская академия предложила конкурс по написанию эссе на тему «Насколько развитие наук и искусств способствует улучшению нравов». Победитель получал премию.

🏆 Руссо написал свой вариант, где рассуждал о том, что развитие науки и искусства не только не улучшило нравы, но и испортило их. За живость и искренность сочинения его работа выиграла конкурс и получила премию, подарив Руссо литературную славу.

🦍 Одна из главных тем произведений Руссо — влияние цивилизации и природы на человека. В своей работе «О происхождении неравенства между людьми» Руссо выставляет первобытное состояние человека как самое естественное, когда все равны и нет угнетения. А при переходе к государственной форме жизни происходит разграничение собственности и разделение людей на сословия, и как итог этого — войны и рабство.

📖 Знаменитый роман Руссо «Эмиль, или о воспитании» повлиял на всю Европу. Там Руссо изложил свои идеалы воспитания и образования. По его мнению, человек от природы хороший. А дурное — это от общества и плохого воспитания.

💓 Поэтому целью воспитания ребенка должно стать устранение негативного влияния цивилизации и развитие врожденных инстинктов к добру. То есть, главной задачей образования Руссо видел не накопление фактов, а воспитание чувств.

👨‍🎓 Важность этих идей в том, что именно его стремление нейтрализовать влияние общества на детей позже реализовалось в создании пансионов, где дети живут и учатся.

📃 Политические взгляды Руссо высказывает в своей самой известной работе под названием «Общественный договор», продолжая идею Локка. Он доказывает, что раньше вся власть принадлежала обществу, которое затем передало ее правителям, обязывая их пользоваться властью для охраны интересов самого общества. Но правители стали злоупотреблять властью в ущерб своим народам.

Поэтому Руссо предлагал вернуть власть обществу, уполномочив избранных правителей только на исполнение воли всего народа.

🤝 По Руссо только при республике возможно непосредственное участие всех членов общества в управлении страной, издании законов и суде. Только так, по его мнению, можно достичь гражданского равенства, которого в современном для него обществе не наблюдалось.

Жан-Жак Руссо

Завершим разговор о французской просветительской деятельности разговором об энциклопедистах.

📚 Энциклопедисты — ученый кружок философов во главе с Дени Дидро. Этот кружок издавал энциклопедию под названием «Энциклопедия наук, искусств и ремесел».

Но цензура запрещала эту энциклопедию, потому что ее статьи не только знакомили с научными установками, но и критиковали нынешние порядки и взгляды, настраивая читателей на необходимость коренных реформ.

🤫 Поэтому энциклопедия издавалась тайно, что только добавляло ей популярности.

🤐 Любимыми темами энциклопедии были судебные реформы, религиозная свобода, уничтожение сословных привилегий, освобождение крестьян, народные представительства и так далее.

1. Дени Дидро
2. Титульный лист «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»

курс Level One

Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽

подробнее о курсе

§ 4. Жан-Жак Руссо . Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века

Жан-Жак Руссо

Все противоречия старой морали французского общества XVIII века систематизированы, обоснованы и выражены окончательно в творчестве философа, политика, писателя

Жана-Жака Руссо (1712-1778). Родился он в Женеве, в семье часовщика, будущая жизнь его, казалось, была связана с наследственной профессией, однако приходилось быть и простым работником, и преподавателем музыки, и собирателем растений, и секретарем богатея… Почти всю жизнь прожил Руссо бездомным скитальцем то у друзей, то у поклонников. Руссо, пожалуй, по своему образу мысли принадлежит к мелкобуржуазной интеллигенции, к разорявшимся группам третьего сословия.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс сочинений на тему: «Содействовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов?» Руссо пишет работу под таким же названием, изложив свои на ту пору взгляды на цивилизацию и нравственное развитие общества. Он дает резко отрицательный ответ на вопрос заглавия: «Все выходит чистым из рук творца, все портится в руках человека». Естественное состояние выше и лучше цивилизованного, и, несмотря на развитие науки и искусства, люди становятся все хуже и хуже…

Правда и нравственность – вот что превыше всего! Цивилизация порождает ложь, воспитание детей становится ложным, спасение человечества – в естественном состоянии на лоне природы. Народы варварские, по Руссо – народы идеальные, ибо ближе цивилизованных к природе. Неясности мировоззрения Руссо сглаживаются одним – он отрицает старое общество, насквозь прогнившее и противоречивое в самом своем ходе развития.

В 1753 году в ответ на следующий конкурс Дижонской академии – «Как произошло неравенство между людьми, и оправдывается ли оно естественными законами?» – Руссо пишет «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми» (1755). Здесь уже подробно разбирается вопрос об образовании общества и государства. В первой части, говоря о первобытном обществе, Руссо показывает картину приукрашенного коммунистического бытия первобытных людей, как исходного пункта исторического развития человечества. Неравенство и тирания, создавшие будущие грабительские государства должны быть уничтожены – вот общий вывод из этого трактата.

«Общественный договор…»

В 1762 году появляется знаменитый философско– политический трактат «Общественный договор, или принципы государственного права», где Руссо уже прямо устанавливает идеал нового общественного строя. «Человек родится на свет свободным, а везде он в оковах». Руссо показал, как происходило объединение индивидов, создание государств, образцом же общества, идеалом он постановляет считать греческую демократическую республику. Согласно этой работе Руссо должна быть установлена и государственная религия, основанная на подчинении управляющему миром верховному существу. Надо сказать, что будущие вожди французской революции рьяно защищали идеи Руссо и пытались воплотить их в жизнь.

Русский перевод «Эмиля»

Педагогические воззрения Руссо были изложены в книге «Эмиль, или о воспитании» (1762). Подвергая беспощадной критике паразитическую жизнь высшего общества, писатель ратует за то, чтобы воспитание ребенка шло по законам природы при развитии здоровых инстинктов и чувств. Первой книгой для детей должна стать знаменитая эпопея Дефо о Робинзоне Крузо. Огромное значение физического труда, некие намеки на политехнизм обучения – основные, несомненно, прогрессивные мысли Руссо о воспитании. Конечно, «Эмиль…» – это художественное произведение, и здесь Жан-Жак Руссо выступает как последовательный сентименталист – для него главней всего чувства и природа. И не случайна форма романа – письма героев, интимные переживания, которые открыть можно лишь очень близкому человеку.

Крупнейшим произведением европейского сентиментализма, да еще оказавшим огромное влияние на литературу многих стран, оказалась книга «Новая Элоиза» (1756-1758). Роман, доказавший своим существованием полную победу сентиментализма над литературой рококо. В романе рассказывается о любви учителя Сен-Пре к его ученице Юлии, дочери богатого аристократа. Отец против соединения возлюбленных… Первая часть романа представляет собой страстный гимн свободной любви. Юлия все же подчиняется воле отца, Сен-Пре изгнан… Вторая часть посвящена патриархальной жизни в семействе Юлии и ее мужа. Сен-Пре приезжает к ним в гости, Вольмар, муж Юлии, знает об их прежних отношениях, однако не боится оставлять вдвоем бывших возлюбленных, буржуазная мораль торжествует! Законы требуют молодых людей отречься от собственного счастья, все венчает высоконравственная жизнь на фоне великолепной швейцарской природы. Но художественной убедительности во второй части романа нет – читатели обливались слезами над первой частью книги…

Наиболее важным документом для понимания личности Руссо, его мировоззрения, является книга «Исповедь» (1782-1789). Это произведение было опубликовано полностью уже после смерти автора. Книгу «Исповедь» ни в коем случае нельзя выносить в разряд мемуарной литературы – перед нами действительно тончайшее произведение, исследующее все интимные стороны и переживания автора. Субъективизм этой книги, лиричность и музыкальность слога оказали огромное влияние на литературу романтизма XIX века.

Здесь, в парижском Пантеоне, покоится прах Жан-Жака Руссо

Резюме: противоречия и утопизм Руссо, его предрассудки и предубеждения, открытия и заблуждения, радикальность и непримиримость, его огромное влияние на литературу в целом делают его уникальнейшим европейским писателем не только XVIII века. Человек, пытавшийся изменить строй, мир, порядок, положив в основу нового социальное равенство и справедливость, – таков Жан-Жак Руссо – писатель, политик, художник, композитор, гений мировой литературы.

Несогласие Руссо с Просвещением

Профессор Даррен Сталофф, Городской колледж Нью-Йорка

Учитывая ошеломляющий успех Просвещения как философского и социального движения, изменившего мир, легко забыть, что оно не имело место в вакуум оппозиции. Один из величайших умов эпохи — женевский философ Жан-Жак Руссо — дал исчерпывающее опровержение преклонения перед прогрессом.

(Изображение: Аллан Рамзи/общественное достояние)

Руссо ворвался на европейскую интеллектуальную сцену со своим «Рассуждением об искусствах и науках», опубликованным в 1749 году. Он доказывает как на основе истории, так и на основе рационального анализа, что прогресс в искусствах и науках увел нас от добродетели, уменьшил, а не увеличение добродетели в мире.

Жан-Жак Руссо (Изображение: Морис Квентин де Ла Тур – Неизвестно/Общественное достояние)

Руссо сначала обращается к историческим свидетельствам, утверждая, что из изучения прошлого мы узнаем, что моральный упадок всегда сопровождает культурный и интеллектуальный прогресс. Со времен Возрождения наше вежливое и культурное общество утратило свои древние добродетели и сильные стороны. Наше социальное безумие покрывает глубокую развращенность, такую ​​же, какую охватили Египет, Греция и Рим после их перехода от более простых обществ к более образованным и культурным.

Узнайте больше об основах западной цивилизации

Культурный прогресс  вызывает моральный упадок

«Никто не переступит через вас раненых в лесу в стране ирокезов», — возразил Руссо. «Они будут делать это каждый день в Париже или Лондоне».

«Если сравнить даже современников, — рассуждает он, — простых швейцарцев и американских индейцев с образованными европейцами, то обнаружится, что первые выгодно отличаются как добродетелью, так и счастьем. Никто не будет ходить по тебе больно в лесу в стране ирокезов», — рассуждает он. «Они будут делать это каждый день в Париже или Лондоне».

«И всем понятно, — пишет он, — нравственное превосходство Спарты в древней Греции, где процветали патриотизм, и любовь к родине, и верность долгу, по сравнению с культурными Афинами, затерявшимися в упадке, пороке и эгоизме». Для Руссо эти исторические свидетельства согласуются с рациональным анализом, который показывает связь между культурным прогрессом и моральным упадком.

Это стенограмма из серии видео «Великие умы западной интеллектуальной традиции». Исследуйте его прямо сейчас на Великих трассах.

После охоты и трапезы люди остались довольны и отдохнули. После прекрасного обеда в городе люди становятся ленивыми, скучающими и склонными к порокам.

Искусства и науки создают, а затем удовлетворяют искусственные пороки и человеческую гордость, служа роскоши и тщеславию, а не нашим естественным потребностям. Наша естественная потребность – это голод. От голода есть пища, и большое удовлетворение от охоты, и трапеза после охоты, и много товарищества на охоте. Но в культурных обществах, достигших прогресса в науках и искусствах, люди хотят не еды; это золотые тарелки, личный повар и соусы, которые впечатляют всех соседей. Искусства и науки служат нашему тщеславию и гордыне.

Они создают искусственные потребности, которые грызут нас и отделяют нас от наших собратьев. Возникает естественная потребность в укрытии. Искусства и науки создают различия, основанные на великолепии искусственных домов, и один человек, полностью защищенный от непогоды, приходит в отчаяние от того, что его сосед живет в большем или лучшем доме. Искусства и науки не удовлетворяют естественные потребности. Они создают искусственные потребности, которые затем завладевают нашей жизнью и управляют ею. Они ведут к лени и скуке, а также к сопутствующим им порокам. После охоты и трапезы люди были довольны и отдохнули. После прекрасного обеда в городе люди ленивы и скучают, склонны к порокам.

Узнайте больше о корнях религии, агрессии и предубеждений

Рассуждение Руссо

о происхождении неравенства Рассуждение Руссо об истоках неравенства (Изображение: Polmars во французской Википедии/общественном достоянии)

Руссо «Дискурс О происхождении неравенства», опубликованном в 1755 г., обращается к вопросу о том, является ли неравенство, в котором он видит источник стольких страданий, естественным или искусственным, и отвечает, что оно неестественно. Руссо рисует лирическую картину первобытного досоциального человечества, сообщающую нам о том, что мы потеряли в результате цивилизации. В естественном состоянии, где мы жили в основном как изолированные индивидуумы, мы были энергичны, здоровы от природы и нравственно здоровы. Нами руководили любовь к себе и сострадание. Если мы видели собрата по разуму, мы помогали ему и жили только по природному инстинкту, без мук страстей и страха смерти.

В социальном смысле мы не были ни плохими, ни хорошими, потому что были изолированы и асоциальны. Ни на что не было собственности, в том числе на женщин. Если кто-то был голоден, он брал рыбу из ручья, брал плоды с дерева. Идея сказать; «Это мое дерево» абсурдно; в тот момент, когда вы засыпали, кто-то брал то, что хотел. Собственности в естественном состоянии не было. Все естественное неравенство было физическим, но без серьезных последствий. Более быстрый человек, более сильный человек, мог брать более крупных и быстрых животных; кто-то другой брал более медленных животных, рыбу, фрукты, орехи и ягоды.

«Мы думаем, что нам нужно наше современное общество, но именно цивилизация производит наши недуги. В природе было много ранних смертей, смертей детей, не здоровых и не крепких, но выживших чудесно приспособленных. Вот что происходит в первобытном мире; вот что происходит в мире животных. Американские индейцы здоровее европейцев. Вы сомневаетесь в этом? Поместите их двоих — одного европейца, одного индейца — в лес и посмотрите, кто выйдет через два месяца здоровым и даже живым».

Общество было ошибкой

Общество — это господствующая, принудительно торжествующая форма человеческой жизни, которая сметает морально превосходящие примитивы. Цивилизованные общества всегда будут втягивать в свою орбиту — завоевывать, преодолевать — более примитивные, хотя и нравственно превосходящие формы жизни.

Люди жили естественной жизнью, но затем произошла в понимании Руссо великая трагедия человеческой истории. Из-за какой-то осознанной эфемерной потребности в общении, для решения проблемы, возможно, временной — засухи, возможно, наводнения, возможно, слишком большого количества диких животных — люди создали постоянное общество, и как только эта черта пересечена, пути назад уже нет. потому что общество есть господствующая, принудительно торжествующая форма человеческой жизни, сметающая морально превосходящее примитивное. Цивилизованные общества всегда будут втягивать в свою орбиту — завоевывать, преодолевать — более примитивные, хотя и нравственно превосходящие формы жизни.

Узнайте больше о социологии общества

Что вводит общество, чего не было в природе? Он вводит неестественные формы отношений, которые создают неестественные отношения. Он создает собственность: «Это мое. Вы не можете брать у этой части природы». Это создает разделение труда и взаимную зависимость. Оно создает социальное неравенство, навязывание сначала сильных, затем богатых и умных, и, чтобы поддерживать это навязывание, оно создает произвольную власть, которая поддерживает социальную несправедливость, которую мы считаем естественной, но которая целиком является порождением культуры. .

И хозяин, и зависимый в этом искусственном мире являются жертвами его неестественных потребностей и социальной незащищенности. Оба были бы более счастливы, живя как естественные равные.

И хозяин, и зависимый в этом искусственном мире являются жертвами его неестественных потребностей и социальной незащищенности. Оба были бы более счастливы, живя как естественные равные. Оба были бы счастливее без пороков и навязчивых идей социального мира. Оба являются жертвами неуверенности и потребностей, созданных только неестественным обществом. Попытка удовлетворить неестественные искусственные социальные потребности сделала с людьми что-то ужасное, по Руссо.

Руссо Эмиль (Изображение: Жан-Жак Руссо/Общественное достояние)

Он задушил совесть, естественное сострадание и сделал нас отделенными друг от друга, полностью эгоистичными и одержимыми собой, и теперь мы находим самих себя, как повторял Маркс. в девятнадцатом веке, отделившись от нашей реальной природы как вида. Но для Руссо это означает, что мы находимся в обществе, отделенном от нашей Богом данной природы как вида.

Вслед за анализом наших недугов Руссо возникает вопрос: «Что нам теперь делать?» Потому что возврата к досоциальному состоянию нет. Для Руссо есть два средства частичного возмещения ущерба: во-первых, образование и, во-вторых, создание новой моральной основы для политики, которая уничтожит худшее в социальном государстве. О воспитании Руссо написал книги Эмиль , утверждая, что мы должны стремиться создать для ребенка максимальное количество естественного обучения в качестве прививки от социальной развращенности. Цель — прямое образование природой, а не людьми, вещами или книгами. Пусть дети учатся на своем реальном опыте попыток удовлетворить свои настоящие потребности в мире природы.

Решение через реформу образования

Образование, настаивает Руссо, начинается в младенчестве. Он выступает против пеленания и выступает за изменение практики французского высшего класса в пользу грудного вскармливания, за матерей, которые воспитывают собственных детей, а не отдают их кормилицам, чтобы ребенок с самого начала учился настоящей привязанности, настоящим отношениям, естественным отношения, а не искусственные и купленные отношения.

Вы хотите научить ребенка географии? Когда он проголодается, выведите его и заблудитесь в лесу, и пусть он рассуждает с природы, где восходит и заходит солнце…

Хотите научить ребенка географии? Когда он проголодается, выведите его и заблудитесь в лесу, и пусть он рассуждает из природы, где восходит и заходит солнце, куда течет ручеек, с какой стороны дерева растет мох, топография земля. Пусть ребенок формирует сильное тело и чувства, развивая уверенность в том, что Бог дал нам для обучения. Развивайте интеллект, наблюдая и всегда содействуя рассуждению в служении реальным потребностям. Точно так же пусть ученик учится морали из естественных последствий. Если он разобьет окно из-за неуважения к собственности, пусть он спит с насекомыми, с жарой, холодом или дождем; ребенок научится уважению.

Позвольте ребенку испытать взаимовыгодное взаимодействие, основанное на настоящих этических принципах и отношениях. Избегайте религиозного образования до подросткового возраста. Что может понять ребенок о конечных вещах? Научите студента полезному честному ремеслу, а не карьере. Пусть ученик учится делать что-то, товар, который продается по цене, потому что он действительно нужен другим людям. Короче говоря, сделайте прививку учащемуся с момента рождения от социальной испорченности и отправьте в мир людей самого естественного человека.

Узнайте больше об интеллекте, воспитании детей и образовании

Решение через реформу правительства

Руссо Общественный договор (Изображение: MLWatts /общественное достояние)

Во-вторых, есть правительство. В работе Руссо «Общественный договор » он утверждает, что правильное понимание природы и основ правления может сделать из нас скорее нравственных, чем развращенных граждан даже в социальном государстве. В большинстве вариантов теории общественного договора 18-го века, у Джона Локка и Чезаре Беккариа в Италии, общественный договор рассматривается как обстоятельство, при котором люди обменивают минимально необходимое количество своей личной свободы на безопасность в государстве. Но в общественном договоре Руссо вся индивидуальная свобода отдается государству. В отличие от общественного договора Гоббса Руссо настаивает на том, что счастье человека сейчас, в этом общественном договоре, может составлять лишь одну долю счастья всего общества.

Думайте об этом как о корпорации: каждый человек является равноправным акционером общества. Единственный способ, которым человек может получить прибыль и быть счастливым, — это работать так, чтобы все коллективное существо процветало и было счастливо. Ваша равная доля этого коллективного счастья — это польза, которую вы получаете от общества. В такой модели, по Руссо, сама политика теперь заставляет вас работать на благо всех. Когда собственные интересы можно преследовать, только преследуя благо всех других, общество становится средством преодоления эгоизма, отчуждения и позволяет нравственным существам существовать в цивилизованном обществе.

Чтобы достичь этого, нужно признать, что в политике только общая воля, преследующая интересы всех, имеет политическую власть. Даже если большинство граждан голосует за что-то, если это большинство, стремящееся к личной выгоде, это нелегитимная власть внутри государства. У него нет претензии; она не воплощает общественный договор и общую волю. Только те, кто преследует интересы всех, обладают политической легитимностью и могут осуществлять суверенитет. В этом есть определенные глубокие демократические тенденции. Общая воля исходит от всех и распространяется на всех, но аморальному или развращенному большинству нет никакой легитимности.

Общие вопросы о Руссо и Просвещении

Продолжайте читать
Влияние Исаака Ньютона на современную науку
Просвещение в Британии
История музыки: Руссо и просвещенная опера
2020

Эпоха Просвещения и Жан -Jacques Rousseau — 1530 Words

Введение

Период просвещения, также широко известный как век разума, обозначает бурную эру в истории человечества, простирающуюся примерно с 1600 по 1800 год; период, когда Запад внес большой вклад и изменил свою историю. Этот период едва растянулся на два века, но в течение такого короткого периода было открыто то, что сейчас называют современной эпохой. Теологические соображения, господствовавшие ранее в интеллектуалах западной цивилизации в период между Августином и Реформацией, были радикально и навсегда разрушены Просвещением, породив совершенно новый курс научной мысли и деятельности. В ходе просвещения люди смогли оторваться от средневекового мышления, приспособившись к совершенно новому пониманию человека. В эту эпоху люди заменили Бога на исторической арене, а человеческий разум заменил божественное откровение как более надежный путь поиска истины. Философская революция, начавшаяся с Рене Декарта, Джона Локка и других философов между 159 г.6 и 1650, объединили ученых-просветителей, теологов и философов, объединив усилия для разработки систем, которые приблизили бы или привели к истине. В этот век разума церковь утратила прежнее господство в западной культуре, поскольку мыслители Просвещения искали лучшие и более разумные основания, которые заменили бы традиционный авторитет и религиозные верования в качестве основы политического порядка и социальной морали (Grenz 60-63, p. 70).

Жан-Жак Руссо

Одним из самых известных философов-просветителей, внесших огромный вклад в развитие общества в этот период, является Жан-Жак Руссо (1712 -1778). Руссо известен тем, что внес популярный вклад в политическую и социальную теорию благодаря знаменитому эссе «Общественный договор », которое он написал в 1762 году и в котором затронул фундаментальные вопросы политической законности и социальной справедливости. Другими известными его произведениями являются роман «Новая Элоиза », написанный в 1761 году.0039 Эмиль , учебно-теоретическая книга 1762 года и чрезвычайно влиятельная и очень оригинальная автобиография, Признания (1764-1770) среди других работ, касающихся музыки, языка, ботаники и многих других. Из-за такого большого и широкого диапазона результатов Руссо получил огромную, хотя и очень противоречивую репутацию в свое время, и с тех пор его идеи продолжают оказывать сильное влияние на общество. История его жизни усеяна замечательными событиями, такими как смерть его матери вскоре после его рождения, его отношения с женщиной намного старше его и его жизнь в фешенебельном парижском обществе, где его оперные постановки стали источником просвещения для ведущих мыслителей, живших в то время. эпоха просвещения (Дент 1-2, 8, с. 10).

Жан-Жак Руссо хорошо известен тем, что сформулировал популярную теорию суверенитета как радикальный ответ на неравенство, социальные конфликты и разделения, которые были общей характеристикой западного общества. Теория суверенитета впоследствии привела к уродованию европейских обществ и государств в течение 18 века. Как и его более ранние коллеги, Руссо пытался решить давнюю и глубоко укоренившуюся проблему, характерную для западных политических теорий; проблема, которая вращалась вокруг постоянного напряжения между стремлением к индивидуальной свободе и автономной потребностью в коллективной власти и общественном порядке. С помощью своей теории общественного договора Руссо попытался примирить свободу и порядок, предложив передать суверенную власть более широкому сообществу, а не концентрировать власть на государстве, как это предлагал Томас Гоббс, или сильное представительное собрание, предложенное Джоном Локком. . Согласно Руссо, государство было несуверенным исполнителем решений, принимаемых суверенным сообществом (Джонс, с. 25).

Руссо предположил, что государство должно быть инструментом для выражения общей воли его граждан. В отличие от других философов-просветителей, таких как Вольтер и Монтескье, которые выступали за конституционные ограничения и другие балансы для государственного суверенитета, Руссо решительно выступал за радикальное, а не полное преобразование политического и социального порядка с конечной целью создания системы правления, основанной на свободе. , народный суверенитет и равенство. Через свою концепцию всеобщей воли Руссо предполагал, что люди должны добровольно уступать свои права своим соответствующим сообществам, а не уступать государству; и что законодательная власть должна быть органом сообщества, которому подчиняется каждый человек, в то же время участвуя в законотворческом процессе. Равенство в обществе было одним из его самых любимых идеалов. Его идеальное государство состояло из взаимозависимых равных, которые, согласно Руссо, должны были быть политически и экономически независимыми (Джонс, стр. 27-29).).

Жан-Жак Руссо внес большой вклад в развитие общества своими работами, затрагивающими политические и социальные темы, язык и музыку, религию и войну, ботанику, образование, романы, прозу и поэзию, а также своими автобиографическими работами, самообъяснением и раскрытием информации ( Дент, стр. 21). Его работы подвергли радикальной критике как современное европейское общество, так и культуру просвещения, в том числе философию, ее предложившую. Несмотря на несколько попыток, особенно в течение 20 го 9Чтобы распределить свои произведения по различным академическим дисциплинам, Руссо обладал очень ясным воображением, которое объединяло его философские, педагогические, исторические, политические и литературные сочинения и твердо утверждало связь между его произведениями и страдающим человеческим существом. Его идеи привели к коренным изменениям в политической культуре, особенно в период, предшествовавший Французской революции (Портер, стр. 9).

Через одиннадцать лет после смерти Жан-Жака Руссо его политическая философия, особенно его общая воля и народные концепции суверенитета, стали главным источником вдохновения для революционеров в 1789 году.Французская революция. На протяжении веков его интеллектуальное наследие оказывало долгосрочное влияние на социалистические, либеральные, анархистские, демократические и в некоторой степени тоталитарные школы мысли (Джонс 25). Хотя на протяжении многих веков Руссо также обвиняли во многих вещах, его вклад в литературу и политическую теорию чрезвычайно помог изменить современную культуру и жизнь. Его произведения вызвали подражание у будущих писателей, а также создали романтическое движение в литературном письме, которое сохранилось до наших дней (Портер, стр. 12-13).

Непреходящее наследие, политические последствия и вклад периода Просвещения

Со времен Просвещения индивидуальный выбор и действия обычных людей превзошли политический контроль в определении общего благополучия людей. Благодаря драматическим изменениям, которые произошли в обществах во времена Просвещения, люди унаследовали наследие научного эксперимента и рационализма. Но самым непреходящим наследием просвещения была координация сил, существующих вне разумного планирования и организации, в попытке улучшить благосостояние людей. Для того чтобы индивидуальный выбор обеспечивал стабильность в обществе, философы Просвещения должны были четко объяснить, как такие институты, как брак, семья, сексуальная мораль и родительство, могут поддерживаться без божественного возмездия или угроз последующего судебного наказания (Jordan, p. 127).

Только в период просвещения 18 го века научная дисциплина приобрела культурное значение в западном обществе больше, чем когда-либо в истории. В это время наука начала получать признание в качестве основной интеллектуальной системы, к которой должны были относиться другие системы. Научное знание, возможно, существовало раньше, чем этот период, но философы Просвещения получили признание за то, что помогли установить научную дисциплину в западной культуре в 1899 г.0134-й В. Просвещение также называют веком педагогики, когда была открыта более интеллектуальная система передачи знаний грядущим поколениям, которой раньше не существовало. Например, работа Руссо, Эмиль , демонстрирует новую систему обучения, которая помогла стимулировать своего рода любопытство, которое сделало бы людей более независимыми и критически настроенными по отношению к уже установленной системе убеждений. Просвещение также стало свидетелем рождения знаменитой энциклопедической системы классификации знаний по различным всеобъемлющим дисциплинам, таким как естественная история, языки, история, а также другим конкретным дисциплинам. Но самой известной технологией в этот период является печатный станок, новое человеческое изобретение, позволившее преобразовывать новые идеи в удобочитаемый материал, который впоследствии в больших количествах распространялся по всему миру (Фитцпатрик 10, 217–219)., 350, 366).

Просветительская теория обществ, построенных на основе индивидуального выбора обычных людей, на протяжении веков породила такие принципы, как автономия, индивидуальная свобода и мобильность. Этот индивидуальный выбор привел к реформированию институтов в организациях социального обслуживания (Jordan 147-153). Также тесно связано с эпохой разума или периодом просвещения зарождение республиканизма, особенно в таких странах, как Франция, Великобритания и Америка. Франция и Америка пережили революции, а Великобритания пережила движение за реформы. Концепция свободы стала очень распространенной политической чертой в этот период. Феминизм также зародился в этот период, когда мыслители Просвещения начали рассматривать роль женщин в истории, их природу, сексуальные различия и аспект интеллектуального равенства женщин с их коллегами-мужчинами. В этот период вклад в историческое письмо был огромен, и говорят, что просвещение проложило путь для включения истории в университетское образование (Фитцпатрик 207, 457,621).

Заключение

В свете разума общество претерпело огромную культурную и социальную трансформацию в период Просвещения, что привело к очень интенсивным и долговременным последствиям, которые привели к рождению современного западного общества. Просвещение действительно оставило прочное наследие в социально-политической жизни многих народов мира (Гренц 61, 71; Джордан 127).

Процитированные работы

  1. Dent, N.J.H. Руссо. Лондон: Рутледж, 2005.
  2. Фитцпатрик, Мартин. Мир Просвещения . Лондон: Routledge, 2004.
  3. Гренц, Стэнли Дж. Премьера постмодернизма . Гранд-Рапидс: Издательство Wm.B.Eerdmans, 1996.
  4. Джонс, Тюдор. Современные политические мыслители и идеи: историческое введение . Лондон: Routledge, 2002.
  5. Джордан, Билл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *